Ибн аль-Араби из Испании передал этот древнейший какон своим последователям:
"Существуют три вида познания. Первое - это познание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.
Вторым идёт познание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.
Третье - это истинное познание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом познания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и ученые сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты и эмпирики пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими вместе, либо то одной, то другой.
Но люди, постигающие истину, - это те, кто знает, как воссоединяться с реальностью, которая простирается поверх этих обоих видов познания".
***
Тема для притч и философских сказок. Философия суфизма и древней мудрости.
Эл. книга "Притчи о знании"
Комментарии
Когда меняются воды
Эхо Зу-н-Нуна
Зу-н-Нун Абу Фаид Савбан ибн Ибрахим аль-Мисри, (796-859) египетский суфий, посвящённый, врач, историк, поэт…
- Настанет день, когда исчезнет вся вода...
И ей на смену вдруг появится иная,
Да станут люди с той воды сходить с ума, -
Сказал так Хидр, Учитель суфиев, вздыхая.
Но лишь один всего на свете человек
Значенье слов, что были сказаны, отметил.
Собрал большой запас воды, на целый век.
Стал ожидать. И день предсказанный он встретил.
Иссякли реки и колодцы, и моря.
А человек в своём убежище - остался.
Когда же вышел он, то понял, что не зря
Собрал он воды, не напрасно постарался.
Вокруг текла вода, но люди – то… безумны!
Они не помнят ни истории, ни то,
Что было сказано о водах. Мысли скудны,
Не знают счастья, время льётся в решето.
Он поначалу не притрагивался к водам.
Но одиночество сыграло свою роль.
Он покорился неизбежным переходам!
Плен одиночества - немыслимая боль.
Отпил глоток воды... И стал на всех похожим!
Забыв про свой запас и мудрость старины.
- Да он поправился! - сказал один прохожий.
Был сумасшедшим, а теперь совсем как мы.
Ещё притчи Зу-н-нуна - тут, а тут общий перечень.
Учитель Хасан
Своим Учителем зову я нашу жизнь.
Каких уроков только мне ни задавала
Святая грешница, да столько показала,
Что не сумеет до конца постигнуть мысль.
Она учила звуком бубна, горным эхом,
Струёй загадочности жизненной пьяня.
Учила болью, страхом, радостью меня,
И горьким опытом, и бесподобным смехом…
Она являлась ветром времени и морем,
Порой, служанкой, а порою - госпожой.
Она учила быть меня самим собой,
Осознающим мир в себе… морским прибоем.
Но расскажу я вам о той своей поре,
Когда её своим Учителем назвал.
Я был учёным, чьи труды мир признавал,
О чьих успехах сообщалось при дворе.
Труды мои переводились в разных странах,
Я изучал писанья древности, науки,
Читал и лекции, был мастер на все руки.
Мечтал о странствиях, оазисах, вулканах…
Случилось мне приехать в дальнюю страну,
Где никогда труды мои не издавали.
В лицо, тем более, меня не узнавали.
Вдруг… оказался я ненужным никому.
Мне было не с кем говорить, а так хотелось:
Потоки знания просились из меня!
Три дня молчания, что пост, дались не зря.
Но, наконец-то, сердце снова разговелось.
Под вечер мальчика я встретил. Тот бежал
Куда-то с глиняною лампой.
Я спросил:
- Куда спешишь ты, мальчик?
Он же был так мил,
Ответил тотчас:
- В Храм, где каждый день бывал.
Бог Храма хочет, чтобы там всегда был свет,
И каждый вечер мать даёт мне лампу. Я…
Несу её туда для света от огня.
- Ты очень правильный мне дал сейчас ответ.
Скажи, а сам ли зажигаешь лампу ты?
(спросил его с надеждой я…)
- Конечно, сам.
- Тогда ответь мне, а откуда
Берётся свет? Ты, верно, видел это чудо?
И засмеялся мальчик смехом доброты…
Задул он лампу и спросил меня:
- Куда
Девался свет? Ты, верно, видел это, друг?
Тут мысль моя мгновенно вырвалась за круг
Моих воззрений, самомнения ума…
Окаменел я совершенно в этот миг.
Затем, очнувшись, поклонился я мальчишке.
Я знал так много, но все знания… из книжки…
Мне недоступен был мой собственный родник.
Читал я лекции о сотворении мира!
Не ведал я, откуда маленькое пламя
Берёт исток, играя нами, как тенями.
Не ведал света я в безмолвии эфира.
Занятья бросил я свои, забыл про славу.
Про то, чему учил, когда был на виду.
И нищим стал, осознавая, что иду
За светом, свыше мне дарованным по праву…
А, медитируя, иной уж мир открыл:
Неисчерпаемый, рождающийся свет,
Что на любой вопрос даёт мне свой ответ.
И с этим светом я отныне говорил.
Жизнь посылала встречи, нужные уму,
Душе и сердцу. И учила, и учила…
И очень медленно, но всё же излечила
От самомнения, что свойственно ему…
Ролик https://www.youtube.com/watch?v=bUHebMhbjgA
Феано, 29 Март, 2022 - 08:51, ссылка
Выходит: прав пан Мировид, утверждающий преимущество общества пред индивидом?
Да. Приоритет общества перед индивидом... толпы перед гением... семьи перед членом семьи и т.д.. Поэтому жертва творца и жертвенность творчества души и ума очевидны... с древнейших времён. Но потому имеется и глубина, многоуровневость сознания, возможность черпать познание из бездонного Колодца. Вот и нашлось место для старинной притчи о колодце.
Один бедняк покинул дом, нуждой гонимый…
И по чужбине шёл, минуя города,
Деревни, гавани. А следом - всё беда.
С дороги сбился он и в чаще б мрачной сгинул,
Когда б ни дикий слон, что, яростно трубя,
Наставил бивень на него! Помчался он,
Но дьяволицей злобной тотчас был пленён,
Лицом ужасная, визгливая змея.
И задрожал бедняк, ища вокруг спасенья.
К востоку дерево баньяновое… Тут
Помчался он, не помня как, от смертных пут,
Но следом… духом пал и понял - невезенье.
Ведь оказалось древо мощным чрезвычайно,
Таким, что птицы до вершины не летали,
А ствол велик и гладок, руки б не обняли.
И, задыхаясь уж от страха, он случайно…
Увидел старенький колодец, что травой
Порос густою... И, пытаясь хоть на миг
Продлить своё существованье, за тростник
Уж ухватился и… в колодец головой…
Да вдруг увидел жутких змей на дне колодца,
А наверху, с разверстой пастью, диким взглядом -
Трубящий слон. Тут мысль, отравленная ядом:
- От тростника зависит жизнь, а не от солнца!
А, подняв голову, увидел у корней
Мышей двух крупных, что тростник уже глодали,
Как будто этого момента ожидали…
Он стал прощаться с жизнью горькою своей.
Но, между тем, от неудачи разъяряясь,
Стал слон о ствол баньяна с силой ударять,
Пытаясь тщетно древо жизни раскачать,
И от удара бивня соты, наклоняясь…
С высокой ветки над колодцем мёда капли
Послали бедному на голову зачем-то…
По лбу скатившись, те к устам… благословенно!
И он вкусил,
Забыв о мире… о спектакле…
Хоть рой свирепых пчёл все тело облепил,
Не замечал бедняк ни их, ни змей ужасных,
Слона, мышей не зрел и стонов громогласных
Не слышал более. Он каплей мёда жил.
***
Но позадумайся над притчей, человек!
Ведь слон, что смерть, а дьяволица - это старость
Тростник - года, а змеи - страсти… Что осталось?
Болезни - пчёлы, а колодец - жизни век…
Музыкальная композиция с притчами о колодце на Семи Морях
http://sseas7.narod.ru/45.htm
Феано: а с каких это пор считается обществом толпа перед гением, а не сообщество людей, следующие за гением, в котором (в смысле в этом сообществе) он родился и развился в гения? Ведь не в пустыне же рождаются и развиваются гении. Ибо я лично таких не знаю.
VIK-Lug, 14 Сентябрь, 2022 - 18:13, ссылка
?? Где же вы это взяли?
Мною было сказано буквально "Приоритет общества перед индивидом... толпы перед гением..." по ассоциации с пушкинским стихотворением "Поэт и толпа". И вообще мне непонятно, почему вы все время пытаетесь отыскать, к чему бы придраться... в моих словах.
Феано: ну это у Вас "сработала" чисто женская обида. А вопрос заключается в том, являлись ли гениями те, кто формировал, например, еврейское общество или российское. Они конечно как поэты были не очень, но как государственные деятели - точно гениями.
Видите ли, обиды - это совсем не про меня. Непонятны ваши никак не связанные с моими темами вопросы.
Феано: еще и как связаны. Ибо у Вас гениями являются те, кто своими словами и мыслями формируют, как Вы утверждаете, мировые шедевры, полезные людям во все времена. Но ведь гениями являются и те, кто своими уже реальными делами подтверждают это. Вы же таких предпочитаете не замечать.
Видите ли, пчёлы собирают нектар с цветущих (краткое время в обычной реальности) растений, и по своему выбору, а не с (долгоживущих) листвы и плодов деревьев, несомненно более полезных миру реальности, о которой вы говорите, чем цветы. Да и мёд добавляют в пищу в очень малых количествах. Так что можете не добавлять мои предпочтения в ваше питание.
Вспомнилась притча (из моей Южной мастерской):
У благородного Царя был чудный сад.
В любое время года там цветы цвели,
Благоухали травы, пели ручейки,
И щебетали птицы, словно для услад...
Любое диво, что представить можно, тут
Всегда найдёшь, любое чудо, украшенье,
И сказку дивную, и сладость угощенья.
Подобен райскому был сад, мир - изумруд!
Среди зверей и птиц Павлины выделялись... и далее
Феано: увы, но законы природы ведь людям не перепрыгнуть, а только их надо изучать и на основе этих знаний о законах природы реализовать свою жизнь на Земле. У Вас тема разве не об этом? Ибо в тех же сказках есть такое: "Ты меня сперва обогрей и накорми, а потом и спрашивай".
Притчи о познании и знании. Не о производственных или социальных отношениях, а о мудрости вековой, сохраняемой как ценность духовного наследия.
Человек обладает тройственной природой:
- животной сферы (физической, биологической, телесной природы),
- душевной сферы (психология, социология, религия, искусство...),
- духовной сферы (мудрость неба, надвременные закономерности).
Все три основных сферы (вашей природы) связаны мерой вашего их восприятия (вашего их познания). Вы, уважаемый Виктор, не только не подумали над смыслом, но даже не прочитали притчу - в ответ на ваш вопрос. И это не впервые, увы. Не вижу необходимости отвечать.
"Ты меня сперва обогрей и накорми, а потом и спрашивай". - это к Бабе-Яге просьба... Суфийские притчи - из другой сферы восприятия.
Желаю всего наилучшего!
Феано: ну-ну, только в народе давно есть такое: мечтать не вредно, но кушать хочется всегда. А то, чтобы на Земле было как меньше голодающих (особенно детей), так это и есть самая мудрая мудрость. Как бы Вы это не отрицали. И очевидно Вы не попадали в такую же ситуацию, как мы в Луганске летом 1914 года - без воды, электричества и практически без еды.
Каждый читающий сам знает, что и как ему читать, зачем и когда, но суфий относится к любым своим действиям несколько иначе, чем большинство людей. Инаковость состоит в глубинной гармоничности каждого проживаемого им мгновения. Порою кажется, что суфийское отношение к жизни настолько естественно, что и говорить незачем, но итог любого действия, результат дел и мыслей мудрых людей удивляет, а порою вызывает восхищённое недоумение. Как, каким образом из самых простых слов и обычнейших дел суфий умеет извлекать необходимое!
Чтение суфийских притч занятие увлекательное и полезное для самостоятельного осмысления. Прежде всего, следует настроиться на непростое, а сказочное действие, как бы перевоплотившись в персонажа притчи, ибо поверхностное прочтение лишь развлечёт, а не научит или подарит читателю нечто ценное. Особенно важно с первых слов почувствовать идею сюжета или цель неизвестного миру автора притчи. Притчи суфиев отличаются от других видов обучающих историй, басен, сказок и притч тем, что содержат многослойные уровни их рассмотрения при повторном обращении, но не сразу, а спустя длительное время. Как орешек, скорлупки которого не просто отделить от нежной мякоти плода, так и притчи суфиев, порою кажутся твёрдыми и простыми на вид сюжетами...
Приведу пример одной из любимых моих притч.
НАКШБАНДИ
Учитель дервишей, великий Накшбанди*,
Вёл разговор на главной площади столицы.
Лазурь мечетей восходила от земли,
И улетали ввысь премудрости жар-птицы.
Но вот случайно в круг собравшихся вошёл
Бродячий дервиш, что из братства Маламати, -
«Людьми укора» называли, «светом шор»...
И разговор прервался, будто бы… некстати.
- Идёшь откуда ты? Скажи, любезный друг?
Так суфий суфия приветствует обычно,
- Я представленья не имею, путь мой - круг, -
Шутя, ответил, осмотревшись вскользь, тактично.
А уж вокруг зашелестели:
- Пустозвон!
Учитель, строго ход беседы соблюдая,
Вопрос второй ему, повысив голос, тон:
- Куда идёшь ты? - а в ответ опять, -
- Не знаю.
- А что есть бог? - опять,
- Не знаю.
- Что есть зло?...
- А что же правильно? - Тут дервиш улыбнулся:
- Да то, что нравится, и что мне хорошо!
- А что неправильно?
- Что плохо мне, - запнулся...
И тут толпа во гневе прочь его смела.
Но он ушёл целенаправленно и смело
В том направлении, что значит - никуда...
А Накшбанди сказал:
- Он сделал свое дело!
«Людьми укора» называли только тех, кто, словно зеркало, покажет отраженье того, что мы не видим, просто не успев заметить то, что затмевает самомненье.
Когда ты делом занят истинно своим, то любопытным ты не станешь объяснять, и даже тем, кто жаждет видеть и понять поток всех дел и русло действий вместе с ним... Любая внешняя оценка этих дел второстепенна тем, кто сутью овладел.
http://stihi.ru/2006/09/10-1809
Разбор суфийских притч следует делать самостоятельно, но для тех, кто впервые читает такие тексты, поясню. В самом начале обычно заложен "краеугольный" камень, о который читателю нужно бы споткнуться... то есть, не просто внимательно прочесть начало сказки, а «включиться» сознанием. Например, так.
Учитель дервишей, великий Накшбанди
Вёл разговор на главной площади столицы.
На что следует обратить внимание тут? На то, что перед нами не учитель людей, собравшихся на площади, а учитель дервишей! Что он просто вёл разговор, а не учил! Ибо не было рядом учеников, а лишь любопытные, считающие, что вполне понимают великого Учителя. Обратите внимание на то, что главная площадь восточной столицы обычно базарная, то есть, это место, где собираются болтающие торгаши и покупатели, а не ученики...
Тем не менее, суфий – человек в миру, но не от мира - несёт свет знания именно в тёмную толпу простого народа. Обычным разговором, необычными ответами, мимолётной мудрой беседой можно достичь большего, чем поучением.
Учитель дервишей узнал вошедшего в толпу суфия и приветствовал его в соответствии с традицией, имеющей важное значение для суфиев. Понимая, что собравшиеся не в состоянии извлечь пользу немедленно от их разговора друг с другом, они все же демонстрируют его на публике, реагирующей «правильно» на «болтуна», в котором та не способна увидеть своё отражение. В притче говорится:
А уж вокруг зашелестели:
- Пустозвон!
Мастер, понимая важность момента для окружающих, интонацией своих вопросов усиливает внимание собравшихся, вынуждая прислушаться и подумать чуть глубже, чем обычно. На первый взгляд, разговор выявляет «глупые» ответы «несведущего» в философии бродячего дервиша, в то же время, каждый ответ суфия Учителю предельно прям и точен.
- Куда идёшь ты? - а в ответ опять, -
- Не знаю.
В самом деле, в философском смысле понимания пути, человек не знает цели своего движения в годах и не может правильно сказать о конечном пункте. Суфий понял, что вопрос Учителя именно философского, а не бытового плана. Кто может понимать, понимает сразу, но другим нужно время для осознания. В завершении беседы звучит:
- А что неправильно?
- Что плохо мне, - запнулся...
Почему же запнулся уверенный и знающий человек? Да потому, что толпа тотчас сделала неправильные выводы: плохо стало и ему, и одновременно самой толпе. Неправильно то, что плохо – так он ответил и ситуация показала его ответ на деле! Казалось бы - простая притча, очевидные вещи говорятся, но это лишь первый уровень рассмотрения её.
Более глубоко разобрать уровни любой сказки или притчи стоит постараться самому читателю!
Справка
* Бахауддин Мухаммад ибн Бурхануддин Мухаммад аль-Бухари; или Бахауддини Балогардон родился в марте 1318, в Касри-Хиндуване (ныне в Каганском районе) близ Бухары, в Узбекистане — скончался в марте 1389,в Касри-Хиндуване;) великий религиозный деятель, известен также как суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена Накшбанди (фактически он является пятым шейхом ордена). Известен как Бахауддин Накшбанд, Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд.
Суфизм (араб. Ат-тасаввуф – мистицизм), как мистико-аскетическое течение в исламе впервые появился на рубеже VIII–IХ вв. в западных регионах мусульманского мира (Египет, Сирия, Ирак) под влиянием восточно-христианского монашества. К Х в. суфизм, отделившись от аскетизма, складывается в прогрессивное для своего времени самостоятельное религиозное философско-нравственное течение в рамках ислама и широко распространяется по всему мусульманскому миру на обширной территории Арабского Халифата от Египта и Испании на западе до Восточного Туркестана на востоке, в том числе в Иране и Средней Азии. Мистико-аскетическое течение в исламе не является исключительным феноменом этой религии, прослеживается во всех религиозных системах мира – в христианском монашестве, откуда непосредственно было заимствовано это течение, иудаизме (каббала), в буддизме и индуизме (многочисленные и разнообразные формы монашества) и уходит вглубь веков.
Попробовал тоже сделать разбор притчи.
РНК, 16 Сентябрь, 2022 - 14:49, ссылка
Замечательно, благодарю. Если вам знаком суфизм, можно исследовать подобным же образом, послойно, любую притчу.
А есть что то ещё про Нашкабанда?
Я больше по сюжетам Руми переводила, более 50 притч...
САИД БАХАУДДИН НАКШБАНД
Когда бы Имя Бога люди утеряли,
Тогда бы птицы в поднебесье не летали,
Не колосился бы на солнце колосок,
Не раздавался бы ребячий голосок,
И не вливались бы в моря ручьи и реки.
Не уходили бы паломники до Мекки,
Тогда бы звёзды не горели в небесах,
И не молился бы отшельник и монах.
Тогда б любви не знали люди на земле,
Не написала б эти строчки я тебе,
Тогда бы Солнце не всходило на рассвете,
И чудеса не появлялись на планете,
Да Имена не сохранялись бы в веках,
И чистота не пребывала бы в горах.
Когда бы люди мудрость вечную теряли,
Они бы Имени секрета не узнали...
Но то, что кажется порой невероятным,
Имеет Имя! И становится понятным...
УТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ
Бахауддин Накшбанд однажды на базар
Пришёл с шестом изрядно длинным и тупым...
И силой рук своих, с усердием большим,
Стал опрокидывать и лавки, и товар!
Должны заметить, в достославной Бухаре
Базар великим называют потому,
Что жизнь кипит там целый день, но поутру...
Особый вкус и аромат, как по весне.
Толпа была таким поступком сражена!
Ведь репутацию имел Бахауддин,
Как уважаемый, достойный гражданин!
Его мудрейшим называли, Светом дна.
Он хриплым голосом кричал, как оболван!
Круша лотки, где фрукты, овощи лежали.
И со всего базара люди набежали,
А весть об этом разнеслась, как по волнам.
И долетела до дворца! Эмир велел
Явиться с нарочным немедля мудрецу!
Да объяснить всё поведение дворцу,
Где стены... слышат, окна... видят.
(Словом... плен)
Бахауддин явившись, снова закричал:
- Законоведов соберите и придворных!
Купцов знатнейших, и министров, и дозорных...
В мундирах гвардии! - и тут же замолчал.
Эмир поник: - Бахауддин сошёл с ума!
Но потакать его причудам всё ж решил.
(Поди, вернется ум, не так уж он грешил.
И восстановится седая голова...)
Итак, собрались в Тронном зале все они.
Бахауддин вошёл последним и сказал:
- О, Высочайшие Врата, Мудрейший Зал!
А так же те, кто с Вами силу обрели!
Известно Вам, что поведенье человека
Есть показатель самоценности его...
Но поведение - лишь внешнее звено!
За ним скрываются все мысли - ценность века.
Чтоб одобряли бы его, всего-то надо
Вести себя, как ожидают все вокруг!
А, может, мысли-то его - уже недуг?
А поведение - мундир, как для парада!
А, может быть, наоборот. И человек
Свершает то, что порицается другими,
И он становится изгоем, а благими
Считают тех, кто предъявляет ложный чек.
Эмир спросил: - К чему ты клонишь, что ты хочешь
Нам доказать сейчас, чему же научить?
- Да каждый день и каждый час я должен жить!
Однако мысли... чехарда! Не все отточишь.
И, если дать им выход так, как дал я им,
То результат проявит пагубность их действий.
А мы живем, друзья, на сцене лицедействий.
И понимать должны, что кроется за сим.
За результатом мыслей наших - все деянья!
Моё Ученье в том, чтоб это понимать.
И по утрам не торговать, а оживать!
Освободив в себе пространство для познанья.
- Но каково решенье в целом сей проблемы?
Спросил седого мудреца опять Эмир.
- Сначала - внутреннее, таинство, эфир…
Потом уж - внешнее, торговля и тотемы.
Должны быть внутренне улучшены мы все!
Не одобрением за внешние поступки,
Иль осуждением разбоя или шутки,
А пониманием души в самих себе...
Спасибо!
Так это вы переводите? Тяжёлый труд.
Я не совсем точно выразилась, перевод делает переводчик, и это труд, действительно, а в моем случае превращение смысла текста в ритмы, часто с добавлением своих чувств и смыслов. Это процесс сотворчества с живыми душами мудрецов.
И, конечно же, не тяжёлый труд, а восхищение процессом!
Здравствуйте, весьма позабавил Ваш "разбор притчи", а в особенности его резюме: В толпе не все смогли понять о чём это он. Вернее, понять смогли не только лишь все, мало кто смог это сделать. Те же, кто всё понял ощутили причастие к великой мудрости Нашкабанда. Великая крылатая фраза мэра Киева... Сложно представить, что есть ещё такие же, хотя - пуркуа бы и не па...? (как говорят французы).
Сергей-Нск, 16 Сентябрь, 2022 - 18:56, ссылка
И охота придираться к словам... лучше сами попробуйте-ка сделать исследование притчи, вот вам на выбор - Притчи Руми. Мне интересно.
Сразу видно вы только в начале пути изучения суфизма. Смотреть надо в философском смысле.
Вот я, например, сделал разбор притчи и многое понял. А где ваш разбор?
фрагмент из книги "Благоухающий скорпион" Идрис Шах
Стать существом света
«Я излил на тебя силу любви, и теперь ты можешь уподобиться Моему блеску» — Коран
«Я видел себя в свете, содержащемся в сути вещей, — а не в каком-то внешнем свете». — Ибн аль-Араби
«Как глаза не могут узреть себя, так и душа к этому не способна —ведь она есть само зрение. В тот момент, когда она закрывает глаза, ей является ее же свет». — Хазрат-Инайят-хан
«Душа в ее земном проявлении вовсе не оторвана от высших сфер. Она живет во всех сферах сразу, хотя обычно осознает лишь один уровень. От остального нас отделяет лишь тонкая пелена. Душа видящего становится факелом в его руке. Это его огонь, освещающий путь. Мы направляем свет ее, как луч, в темные углы, где раньше ничего не было видно» — Хазрат-Инайят-хан
Живя некоторое время в пещерах Гималаев, я просыпался в ранние предрассветные часы и медитировал на нездешнем свете, освещавшем горизонт перед восходом. Днем я часами смотрел на солнце. Как сказал греческий философ Плотин: «Для того чтобы заглянуть в солнце, нужны глаза подобные солнцу». Ночью я медитировал на звездах. Закрыв глаза, я дотягивался прямо до ярких кружевных туманностей и видел свое тело как частичку непрестанно вращающихся миров света.
Свет особенно важен для духовного раскрытия, ибо он является мостом между материей и невидимыми измерениями, лежащими за пределами нашего непосредственного восприятия. Действительно, ключ к древнейшей загадке о невозможности полностью объяснить природу реальности только тем, что мы видим глазами, можно найти в научном описании света. Большинство людей считают свое сознание неким фокусом — точкой, локализированной во времени и пространстве. Поэтому им кажется, что и физический свет исходит из конкретных участков пространства: от солнца, звезд, зажженной свечи или электрической лампочки. Однако, когда медитирующий обращается внутрь себя, он часто обретает переживание более рассеянного сознания. Хазрат-Инайят-хан называет это «всепронизывающим светом». А Ибн аль Араби говорит: «Свет бывает двух видов: лишенный лучей и лучистый».
Физиков, как и мистиков, никогда не переставали изумлять парадоксы природы света. Когда они пытаются измерить свет в лабораторных экспериментах, им удается достоверно выяснить, что происходит, лишь в тот момент, когда свет взаимодействует с их приборами, — ибо он делает все, чтобы не дать им никаких ключей к пониманию того, как он ведет себя до измерений, после них или между ними. Свет вряд ли можно считать материей, поскольку он, хотя и представляет собой электромагнитное явление, в отличие от остальных форм материи не имеет массы. Особенно примечательно, что сам свет дает нам удобную модель для описания взаимосвязи между энергией и материей — или между несотворенной Вселенной и сотворенным Космосом.
К примеру, реальность, как и свет, ускользает от любых наших попыток познать ее за пределами привычного нам мира, в котором мы непосредственно существуем. С этой точки зрения то, что мы называем реальностью, больше похоже на поперечный срез многомерной и многоуровневой Вселенной. И чем дальше мы заходим в своих попытках определить реальность, тем больше она кажется виртуальной, каким-то образом воплощающейся в формах этого мира.
ТРИ СОВЕТА
на сюжет притчи Аттара и Руми
Когда бы доверяли не словам,
а истине, что сердцем познаётся,
да сердцу, что от истины зажжётся,
то не было б предела чудесам.
Однажды Некто, встретив птичку света,
Поймал её. Вдруг молвила она:
- Я дам тебе бесценных три совета,
Коль ты меня отпустишь, я умна...
При этом ты получишь первый тут же,
Второй - когда вспорхну на ветку я,
А третий, ты о нём подумай глубже,
На той вершине... Выпусти ж меня!
- Согласен! Говори мне эти мысли.
- Совет прими такой: - Коль потерял,
Пусть то, что ценишь ты не меньше жизни,
Смирись, да не жалей. Всевышний взял.
И Некто птичку выпустил на волю.
Вспорхнув на ветку, молвила она,
Как ветер, отдающий силу морю,
Как в море возлетевшая волна:
- Тому, что доказательств не имеет,
Тому, что здравый смысл не обрело,
Не верь! А то сомненья одолеют,
И думай, я скажу еще одно:
(Тут птичка до вершины долетела)
- Несчастный человек, узнай о том,
Что два алмаза я на завтрак съела,
И, если б ты пронзил меня, с умом,
Твоими б те богатства сразу стали!
В отчаянии наш Некто зарыдал,
Схватив пустую голову в печали,
И с горестью он птичке прошептал:
- Скажи хотя бы третий, в заключенье...
- Какой же ты глупец, - в ответ она, -
Ты даже не подумал о значенье
Двух первых, что узнал, а голова
Тебе дана зачем? Ведь я сказала,
Чтоб ты всей чепухе не доверял,
Не плакал о потерях. Ведь не мало.
Но ты… наоборот всё совершал!
Представь, как глупо верить, что алмазы
В такой малютке можно поместить,
И стоит ли играть, как дети, в фразы,
Иль плакать над потерями, тужить...
Ты глуп, так оставайся же в границах,
Обычных для обычных же людей,
Но думай иногда о свето-птицах,
И пусть они появятся скорей!
Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познаётся
И сердцу, что от истины зажжётся,
То мысли б обретали божий Храм...
далее в книге
...продолжу притчи
КУСОЧЕК
эхо Шатари (1563 г.)
Три друга шли
дорогой тяжкою и длинной,
Делили всё, что было, строго на троих.
Однажды кончились припасы все у них,
И лишь один кусочек хлеба... неделимый
Остался к вечеру,
и вспыхнул всё же спор,
Кому, по праву, должен сей кусок достаться.
Никто голодным не желал средь них остаться.
Но, наконец, закончен трудный разговор...
Решили так: все трое вместе лягут спать.
Тому из них, кому приснится лучший сон,
Кусочек хлеба и достанется... Закон.
Последний срок пришёл для дружбы, что скрывать...
Решили так они, и вскоре уж уснули.
С восходом солнца пробудились ото сна.
Один промолвил:
- Небесам хвала! Сполна...
Мне дивный сон прислали, счастье мне вернули!
Я посетил прекрасный мир с очарованьем
Садов цветущих и немеркнущей зари,
И видел Мудрого! Он мне сказал: - Возьми...
Тот хлеб себе, благодаря своим познаньям!
Твоя прошедшая и будущая жизни
Достойны искреннего духа восхищенья!
Тут подскочил его товарищ в изумленье:
- Как это странно! Ты читаешь мои мысли!
Я, в самом деле, видел будущее с прошлым,
И это мне Мудрец слова сказал, о, да!
- Ты должен быть, мой сын, накормленным всегда,
Ведь наделён ты ясным знанием роскошным!
Тебе людей дано учить и наставлять,
Благодаря уму и стойкому терпенью!
Но тут же третий волю дал воображенью!
(Ему ведь тоже слово нужно было дать...)
- Во сне не видел и не слышал ничего...
Не разговаривал ни с кем, но чья-то сила
Меня под утро чьей-то волей... накормила!
А хлеб был вкусным!
И проснулся я давно...
***
Что наша жизнь!
Всего лишь сон... А что же хлеб?
Возможно, то, чем мы встречаем свой рассвет...
ОБЫЧАЙ
Слыхали ль вы, что есть обычай королей
Располагать всех храбрых воинов слева трона,
А справа визирей, блюстителей закона,
Писцов, министров, правоведов...
А друзей
Всегда по центру,
Это суфии. Они...
Им зеркалами станут в главные моменты.
Чтоб, посмотрев в их лица, зреть не сантименты,
А зеркала души - источники свои.
***
Дай зеркала тем, кто красив, чтобы другие
Смогли увидеть душ прекрасных кладовые.
Способность видеть красоту дана любому,
Чтоб, полируя души, зреть дорогу к Дому.
ТЕМА УРОКА СЕГОДНЯ - ЛЮБОВЬ
Тема урока сегодня —
Любовь,
Завтра займёмся ею мы вновь.
И в будущем, вплоть до последнего дня,
Нет, в сущности, темы иной у меня.
Хафиз
Природа человека... Не зря Эзоп учил баснями, где главные действующие "лица" - животные (черты человека). Природа каждого создаёт как возможности преодоления ограничений, так и сами границы возможности. В пример индийская притча:
Послушайте нашу курицу
Эзоп Ковчега
- Да, наша Курица, действительно, права...
На юге - шум и мгла, пожухлая трава.
***
Однажды ласточки расселись у плетня,
Щебеча радостно о скором перелете,
О южном крае и родительской заботе,
Да о попутном ветре дующем, маня...
И с этим ветром поднялись да улетели.
Тогда и стали говорить о них, о юге...
Да о значении судьбы и Кали-юге.
Тогда-то Курица вскричала:
- На неделе...
Сама слетаю я на юг!
Проходят дни,
И вот опять подул попутный ветер силы.
И сотни птиц поднялись в небо. Легкокрыло
На юг направились с надеждою они.
Какою силою их ветер наполняет,
Какими знаньями, неведомыми миру,
Они насыщены послушно ориентиру,
Какая вера их ведет, никто не знает...
И тут же Курица:
- Вот! Ветер подходящий!
Расправив крылья, побежала на дорогу,
Слетела вниз, попала в сад, сломала ногу
О ржавый плуг.
Затем удар!
Животворящий!
Потом очнулась у сарая, вся в пыли
И разглядела три машины… на дороге!
Ее в сарайчик принесли, поправив ноги,
Ей чьи-то руки, безусловно, помогли…
Уж поздно вечером во двор она вернулась:
- Ох, что я видела!
Поток машин и...
сад!
Поля пожухлые,
и дым, и шум, и чад,
Дома и люди, и...
удар!
Ах, я очнулась...
От суеты!
Теперь мне знания даны!
Такого в жизни не постичь, что я видала...
Так целый год она об этом повторяла,
Но вновь коснулись слуха "ласточкины сны"...
А им теперь уж... не поверили, что Море
На юге плещется...
- Да, Курица права...
Она бывала там!
Пожухлая листва...
Она поведала нам всё при разговоре...
БЛАГО
Давным-давно один добрый человек узнал, что есть Благо, отличающееся от добра, что в противовес злу. Узнал он это, глядя с надеждой на мерцающие звёзды и понимая, что они хранят его собственную тайну и зовут к её постижению… Одного он никак не мог понять, как сделать жизнь счастливой… И вот однажды этот человек в самый трудный час, нахлебавшись бед, обратился к Творцу звёздного мира и спросил, может ли Он помочь.
Творец ответил ему кратко:
-- Да!
Воодушевленный ответом он радостно сообщил своим трём братьям, что настал момент быть счастливыми, если обратиться к Творцу с просьбой о Благе! Что тут началось… Братья с усердием начали молиться Творцу и просить то, что считали благом. Один просил хороший дом, и получил его. Другой просил красивую жену, и получил её, третий просил денег и получил их! Сам же добрый человек не знал, чего ему попросить, и попросил просто Благо. Так и зажил он счастливо с Благом, радуясь жизни. И дом хорош, и жена добрая, и труд в радость, и детки. Первое время и у его братьев пребывало счастье, каждый гордился своим приобретением в жизни. Однако скоро наступили другие времена, и вновь его братья оказались несчастными. Во время пожара сгорел дом первого, красивая жена другого оказалась распутной и злой, а третий растранжирил все свои деньги… Новые их просьбы к Творцу оставались без ответа, увы… Лишь семья первого жила Благом.
Вот тогда тот добрый человек и обратился к Творцу с таким вопросом:
-- О, Творец, ещё и ещё раз благодарю Тебя! Одного не понимаю, почему я живу в радости, а братья страдают. Объясни мне, что есть Благо! И Творец предстал перед его изумленным взором… мириадами мерцающих звёзд. При этом зазвучала удивительная музыка, и тогда он осознал счастье своего предназначения.
Из китайского наследия
Эхо Чжуан Чжоу
Если та сороконожка, что подумает сначала,
Как добраться до причала, постоит ещё немножко,
То забудет о движенье в пересчёте ног своих,
В мыслях суетных, пустых, обрекающих на тленье…
Осознай же, человек! Что не ты живёшь, а Он,
Господин твой и Закон. Не мешай Ему вовек.
От претензий и амбиций, от величия ума
Откажись. Живи века, не жуком, а вольной птицей!
***
Мудрец, проснувшись, вспомнил бабочку из сна...
Ах, до чего же хороша она была!
Потом задумался. А был ли это сон,
Или сейчас я сном глубоким опьянён?
И, если я проснусь, то снова стану ею,
Прекрасной бабочкой порхающей моею?
НОЧНОЙ РАЗГОВОР
Пришёл однажды Чжуан Чжоу в земли Чу,
И натолкнулся вдруг ногой на голый череп.
Хлестнул ремнём его, как волны бьют о берег,
Да стал расспрашивать: зачем, да почему?
- Что довело Вас, мой учитель, до такого?
Не безрассудная привязанность ли к жизни,
И не покорность ли захватнической мысли?
И не беспутная ли жизнь в годах былого?
А, может, тихая, похожая на смерть,
Та долголетняя вас жизнь похоронила?
За разговором этим ночь уж наступила.
Подушкой… череп стал, и лёг мудрец на твердь…
А в полночь череп в сон пришёл, да говорит:
Живых людей заботы можешь лишь считать…
А нам неведомы они, в нас дух не спит!
Ты хочешь выслушать глас мёртвого?
- О, да!
- Так слушай, мёртвому нет слуг, царя и дома.
Круговорот Земли, Небес - ему дорога!
Земное счастье не сравнится никогда!
Но не поверил Чжуан Чжоу и спросил:
Жену, детей, друзей опять вернуть, помысли!
И, грозно вспыхнув, череп так сказал: - Нет сил!
Чтоб повелели мне сменить моё забвенье
На человеческие тяготы и долю.
Ценю я вечность, и спокойствие, и волю,
А коль вернусь, то разве только… на мгновенье.
***
В глубинах света есть и мрак, но не ищите…
Во глубину же мрака до свету идите…
СОЛНЦЕ
Конфуций, странствуя, увидел двух юнцов,
Они так спорили, что он остановился,
И к одному из говорящих обратился,
Желая спор их разрешить в конце-концов.
- Что ты пытаешься другому доказать?
- Я утверждаю - Солнце к людям утром ближе!
А он твердит, что, дескать, в полдень оно ниже...
Оно ж громадно на восходе!
- Как сказать... -
Его другой мальчишка тотчас перебил.
- Нам только кажется, что маленькое дальше!
Но ведь известно, если встать с утра пораньше,
То как прохладно! Ну, а полдень-то пробил -
Печёт нещадно! Значит, близок сам предмет!
Когда горячее вдали, не жжёт оно,
Но, если близко подойти, сожжёт всего.
Конфуций крепко призадумался в ответ...
А оба мальчика во след ему кричали:
- Да не тебя ли мудрецом здесь величали?
*
И на заре, и на закате тень - огромна,
А подойдёшь, вблизи она тебе подобна.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ
Однажды учился Учитель Ле-цзы
У друга Лесного, что с Чаши Горы.
Лесной говорил:
- Если сможешь держаться
Ты сзади других, то поймёшь, что казаться...
Не так уж и важно, коль ты на пути.
Гораздо важнее себя обрести.
Коль сдержанность ты у себя воспитаешь,
То многое вспомнишь и много познаешь...
Ле-цзы произнёс:
- Как мне быть позади?
- Да ты обернись, и на тень посмотри!
Ле-цзы обернулся и стал наблюдать:
Он тело согнул, тень согнулась, как "ять".
Изгибы и стройность от тела исходят.
Коль тенью ты станешь, то вкруг хороводят
Другие тела, ты ж держись позади!
Тогда ощутишь, как пребыть впереди...
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Ле-цзы спросил однажды Стражника Границ:
- Невероятно, что обычный человек
Идёт по дну морей, по склонам горных рек,
Через огонь! Да невредимый до ресниц...
А Страж ответил:
- Добиваются такого,
Пойми, не ловкостью, не смелостью, не знаньем,
А сохраненьем чистоты, воспоминаньем
Своей безмерности во времени былого...
Лишь тот овеян ветром истины, кто смог
Понять процесс образования вещей
Из неоформленного хаоса ночей,
И осознать, что изменения - Пролог...
А Постоянство - это истинная цель,
И беспристрастно лишь единство всей Природы.
Но чистота эфира главный знак погоды
Благоприятной прохождению сквозь щель...
И, кто прошёл, тот никогда не умирает,
В нём недостатка нет, и целостность царит.
И сердце ровно, без печалей говорит.
В любой момент он начинает и кончает…
Представь, что пьяный упадёт с повозки, резко,
Не разобьётся он, спокойствием дыша,
Да просто целостна у пьяного душа,
Он неосознанно всё делает, уместно.
Ни удивление, ни страх в его груди
Не разыгрались от падения... Представь,
Коль от вина такая целостность! Добавь,
Что от Природы нам дается для пути...
Когда мудрец слился с Природой, чтобы жить,
Ему ничто уже не может повредить...
Фрагмент публикации сайта, страница тут
31.
На то и мысль тебе дана,
Чтоб думал сам, и, размышляя,
Напрасно время не теряя,
Искал, нашёл, испил сполна...
32.
Средь многих истин зрел одну,
В чреде всех лет искал такую,
Что дарит свет и жизнь благую
Душе, и телу, и уму.
33.
Залог - душа, а выкуп - ум.
Используй бережно и тело,
Да так, чтоб светом стало дело,
Чтоб Словом стал гремучий шум... и далее...
НАСТАВНИК
Вот... дышит ровно, спит, а тёплая постель
Речную воду будто впитывает... Он
Во сне всё грезит: - Где река? Мираж иль сон?
Быть может, там? Или вон там?
Но “там” - всё мель!
Всё то, что в будущем - иллюзии из сна...
Открой Наставнику души немедля дверь!
Вкуси божественное: Здесь, Сейчас, Теперь!
Твоя реальная разумность не полна...
В противовес метанью мысли: то назад,
К оценке прошлого, а то уже вперёд.
Так... умирает ум, стремящийся в полёт,
Всё время требующий власти и наград.
Учёность, друг мой, это головокруженье,
А измождённая прославленность - могила.
Но созерцательная радость сердцу мила,
Внимай же лучше ей, мой друг, для восхожденья.
А быть учителем - зарница грозовая...
Ты далеко на ней, конечно, не умчишься,
На вспышке молнии едва лишь умудришься
Ты только реку пересечь... себя теряя.
Но не наставничество молния, о, нет!
Она велит поплакать только... облакам.
От вспышки молнии ума поплачь ты сам,
О настоящей жизни, где блистает Свет...
Ребёнку разум говорит: - Мне надо в школу.
Но научить он сам себя, увы, не может...
А ум больного причитает: - Врач поможет.
Но сам себя не исцелит он от укола...
Однажды бесы пробралися к Небесам...
Пытаясь тайны разузнать, но тайный голос
Им приказал: - Согнитесь так, как гнётся колос...
Идите вниз Пророков слушать, это вам...
Войдите в дом чрез дверь, а не ломитесь в стену.
Вы - пустота у тростника, но можно стать
Тем тростником, что сладок мякотью, опять...
Наставник ждёт и видит будущую смену.
Когда из следа, что оставлено копытом
Коня Пророка Гавриила, землю взяли,
В тельца златого бросив, что же увидали?
Да... поклонился тот телец сердцам открытым!
Вот, что Наставник может сделать для тебя!
Он оживит тебя, бредущего долиной,
Как будто снимет колпачок он соколиный.
Любовь - сокольничий... Ищи же Короля!
Учись! И в мыслях никогда не говори:
- Я лучше, чем... - что бы то ни было... О, да!
Так испокон веков талдычет сатана.
В спокойной тени древа лучше подреми...
далее - https://sites.google.com/site/ehorumi/skazki-rumi/skazki-rumi-n-t
Фрагмент книги "Сказы ума"
художник Бенни Андерссон
Единство - просто и цельно, его главное качество - неделимость, обнаруживаемая благодаря противоположному, искусственным и естественным делением, отделением от единства - другого (инакового, неединого, псевдоединства, миражей единого, фантазии единого о неедином и т.п.). Тут каждый творец сам "решает", какова цель, что для него первоисток деяния, каков корень движения, личный замысел, каковы изначальные форма и содержание, в чём именно выражено их единство, зачем творцу понадобилось проявиться в том или ином неединстве.
Единство формы и бесформенного яснее всего (в трехмерном восприятии) выражено сферой, а в четырёхмерном - интрасферой (монадической сферой, тором торов) и т.д.
Единство проявленного и непроявленного яснее всего выражено состоянием души (отражением в восприятии ума и души).
Единство разумного и неразумного, земной природы и Разума, создающего свою природу из себя, яснее всего выражено звёздным небом. Или это не так?
РАЗУМ И СЕРДЦЕ
Разум наш – Древо, а сердце – суть корень,
Ритмом космическим дышат в просторе
Солнце и звёзды, планета и атом.
Сила, что в разуме – чувством богата!
Движется мир, управляясь корнями,
Ветви изменчивы формой, как пламя,
Но неизменно горенье Творца
Творчеством сердца, сияньем лица.
Чтоб не мешать отысканью корней
Мудрый скрывает себя от людей,
Дав нам свободу для поиска счастья
К радости самопознанья в участье.
Мысли без чувства – листики, дети,
Как однолетки иль ветхие плети.
Чувствами сердца Древо увьём,
И зацветёт, засияет огнём
Мира Единство Души и Ума!
В срок наполняются все закрома…
Неограниченный Космос – глобальная загадка в восприятии ищущего ума человека, он полон вибраций, энергий разных частот и содержания, в то же время мы наблюдаем его великую пустотность и таинственное свечение далёких звёзд. Наши органы восприятия воспринимают очень малую часть реальности, так же и ум воспринимает ограниченный диапазон всего возможного, даже с учётом новых технологий инструментального освоения мира, другая часть реальности временно недоступна для них, называем её нематериальной, ненормируемой скрытой вселенной. Можно назвать скрытую часть энергиями иных мерностей (измерений) или иными мирами, с другим течением времени в неведомых, мыслимых или немыслимых пространствах… Возможно, внешне скрытое и есть растущий внутренний мир человека, познающего мир неторопливым и всё более полным отражением воспринимаемого и сотворяемого в уме и чувствах.
Намеренно изменяя внимание, а также скорость восприятия временных процессов, обучаясь и сотворчествуя в желаемом направлении, исследуя мир, уходя от привычных восприятий и автоматических реакций телесной природы, человек получает возможность осознавать более широкий и глубокий диапазон восприятия мысли, души, интуиции…
Гармонические мысле-ощущения, чувство "сути вещей" - это трансцендентальные (интуитивные) восприятия внутреннего мира человека, происходящие реально в его реальности.
ПРИТЧА О ВОСПРИЯТИИ
Собаку в комнату зеркальную пустили,
Чтоб посмотреть, какой увидит та себя.
Войдя, ощерилась собака, и не зря,
Все отражения в сражение вступили,
Да стали лаять друг на друга и рычать,
В атаку бросились, не встретив пониманья,
И бились насмерть до последнего дыханья.
Не так ли люди в спорах склонны замечать
Свои проекции в других,
свои пороки,
Воспринимая собеседников врагами,
Не так ли в бой идут с своими зеркалами?
Забыв о старой притче - мудрости уроке.
РЕАЛЬНОСТЬ
Тут, в повседневности, таится
Забвенье цели той Земли,
Где разум - царь, душа – царица,
Куда стремятся корабли…
Мы на Земле живой водицы
Всё ищем, к вечности стремясь,
И верим, счастья мир не снится,
Реальность - с миром духа связь!
Не дух, не Бог, не твердь земная,
А связь с всеобщим танцем звёзд,
Сознанья мира нить златая,
Витая нить из тайных гнёзд,
Где возрождается сиянье
От искры и идей Творца
И фейерверком мирозданья
Струят, как зёрнышки, в сердца.
Когда обрёл ты средоточье,
Зачем колодец станешь рыть?
Найдёшь в себе Первоисточник
И мир начнёшь душой творить.
Истока знание бесценно
Для всех народов и эпох,
Единосущно, вдохновенно,
В нём возникает каждый вдох,
И жизнь, и путь берёт начало.
В Первоистоке рождены
Мы все, зарю свою встречая,
Вернуться вновь к нему должны.
Хоть в мыслях и телах различны,
Духовный свет роднит всех нас,
Соединяя в мир надличный,
Он тот, кто мир единством спас.
БОИТСЯ УМ
Боится ум остаться безработным,
Голодный, вечным поиском живёт.
Сомненья – рабство, если повезёт,
На час свободы станет благородным,
А дальше снова поиски… Тюрьма
Магнитом для пытливого ума?
Его свобода – белкой в колесе,
Мечтою муравья о стрекозе…
Страна Истины
Один искатель верил в то, что наяву
В обычной жизни нет искомой полноты.
И он Учителя Времён искал черты,
Читая много, поклоняясь божеству,
И наблюдая всех известных мастеров.
Он упражнения со смыслом выполнял,
И достижения свои переживал,
Но был в растерянности:
где он и каков.
Когда же поиски закончатся его?
Вот так, просматривая путь и поведенье,
Он обнаружил, что находится в владенье
Высокочтимого учителя.
Вело
Его неведомое действие.
И вдруг...
Он встретил Хидра, что показывает путь
Достойным странникам, что Истину вдохнуть
Желают сердцем и войти в суфийский круг.
И Хидр привел его в то место, где людей
Увидел в тяжести страдания и горе.
Он их спросил "Кто вы такие?" в разговоре.
- Мы не нашедшие себя в судьбе своей,
Мы не исполнившие цель, кто почитал
Проводников Ученья, не само Ученье.
И вот теперь, обречены мы на мученье...
А Хидр в другое место путника позвал.
Привёл его на пир роскошного веселья.
И вновь спросил искатель "Кто же вы?", в ответ:
- Мы те, кто счастье выбрал в прошлом ходе лет,
И вместо Истины оно нам для прозренья...
- Что ж веселитесь, если Истины в вас нет?
- Зато не шли за самозванцами к несчастьям.
- А разве счастье не является причастьем,
Желанной целью человечества? -
В ответ:
- Цель человека - это Истина. Она
Превыше счастья. Тот, кто ею обладает,
Любое поле настроенья выбирает,
Иль никакого, где свобода для ума.
Мы вид лишь делали, что Истина есть счастье,
А счастье - Истина, и нам все доверяли,
И ты поверил, что избегли мы печали,
Однако пленниками стали мы, во власти...
Необходимости веселья поневоле,
Чтоб позабыть о том, что Истину искали
И не нашли, хотя вблизи её видали,
Что тяготит нас эта призрачная доля.
Искатель вновь себя увидел в том саду,
Где Хидра встретил. Тот приветствует его:
- Желанье выполню твоё я, но одно.
- Я понял многое, с собой я не в ладу, -
Сказал искатель Хидру, - Как достичь успеха?
- Ты обладаешь всем, но тратил жизнь напрасно...
Всё потому, что лгал себе. Тебе не ясно?
Ложь в том, что личный твой успех - ума прореха...
Тогда, как Истину искать тебе дано.
- Но я пришёл в то место, где нашёл Тебя!
А это редкая удача для меня,
Для большинства других - совсем исключено...
- Меня ты встретил, - Хидр ответил, - потому,
Что на мгновение ты искренен был сам,
Желая Истину не в прибыль, а глазам
Ради неё самой, дарующей уму!
Лишь то мгновение заставило меня
На твой призыв ответить! -
В это же мгновенье
Всепоглощающее, мощное стремленье
Искатель сердцем ощутил, забыв себя...
Однако Хидр стал удаляться,
тот за ним...
Но услыхал:
- Нельзя же следовать за мною,
Я в мир обычный возвращаюсь, а с тобою
Осталась Истина - крылатый побратим.
Мне нужно быть в миру,
где ложь, где я намерен
Свою работу выполнять, а ты, мой друг,
Смотри внимательно в себя, да и вокруг.
И только ей,
прекрасной Истине,
будь верен.
**
"Суфизм в точности следует идее, прописанной в Библии: «Ищите прежде свободы Бога и все остальное приложится». [Обратите внимание – свободы Бога в человеке, а не свободы человека]. Вместо того чтобы беспокоиться о верованиях, суфий, прежде всего, направляется непосредственно к этой центральной идее и, когда он пребывает там, он видит Истину всего сущего. Тайна жизни состоит в том, что когда бы он ни взял божественный светильник в руку, все сущее становится понятным. Суфизм предоставляет каждому адепту верить в свое и открывать все для себя самому. Теперь мне хотелось бы сказать слово вот о чем, самая величайшая потребность нашей жизни – это Бог. К нашему великому разочарованию мы обнаруживаем, что именно этот идеал утрачен...»
Инайят Хан
***
Легче найти ошибку, чем истину.
- Иоганн Вольфганг Гёте
ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ
Однажды встретились в пути Память и Забвение. Поздоровались они, как старые друзья, и начала Память вспоминать:
- Ах, подруга, как давно мы не виделись с тобой… Какое замечательное время было! Столько лет прошло, я вот состарилась, а ты по-прежнему выглядишь молодо. Почему же такая несправедливость? Я служу людям, делаю доброе дело, сею знания в молодые умы, одаряю стариков воспоминаниями о молодости и охраняю традиции, а вот уже старухой стала… Ты, напротив, вредна для людей и самовлюбленна, нарушаешь сложившийся уклад жизни, разрушая традиции, пугаешь стариков, оглупляешь молодых.
Слушало все это Забвение, слушало, да и стало напряженно вспоминать отдельные слова, чтобы ответить подруге, как подобало. Но памяти слов не хватало для выражения её мысли.
Тогда Память продолжила свою тираду:
- Да что же ты стоишь безумная, как истукан? Или стыдно ответить мне на мои справедливые слова? А помнишь, как мы маленькими детьми любили вместе играть, а как часто я тебя выручала, когда мы учились! Когда я была молода, меня все любили и гордились мною, а ты была в моей тени, тебя даже стыдились. Не понимаю, что произошло теперь, спустя столько лет.
Слушало Забвение, слушало, да начало вспоминать кое-что из того, о чем говорила подруга. Стало ей стыдно за свое молчание. Немного подумав, оно произнесло:
- Ты несправедлива ко мне. Ты стала старой и злой, поэтому и ругаешь меня. Но может быть и... наоборот, я забыла… Может, ты стала старой потому, что недовольна собой. На самом деле, люди часто зовут меня на помощь и благодарят, когда я даю им отдых от тяжелых воспоминаний. Вспомни, когда ты была маленькой, я уже была как взрослая, поэтому нам так весело было играть. Теперь, когда ты состарилась, я помолодела от любви ко мне людей. Ко всему прочему, ко мне приходят люди, когда хотят превзойти себя самих, забыв о своих ограничениях, недостатках и бедах, хотят допрыгнуть до седьмых небес, загореться звездой таланта.
Слушала, в свою очередь все это Память, да вдруг неожиданно заплакала:
- Ах, если бы я могла хотя бы чуть-чуть забывать, я забыла бы себя, и весь груз упал бы с моих плеч задумчивости. Может быть, попробовать мне теперь вспомнить подробнее или поглубже тебя? Мы ведь, действительно, были подругами, хорошо понимающими друг друга.
Стала Память вспоминать себя маленькой, счастливой, да и вспомнила всё! Обнялись они, как прежде, да начали смеяться. Смеются и по сей день, а о чем - никто не знает… Но если Вы где-то услышите, как смеется Память, знайте, что рядом Забвение лет и возраста, рядом Радость и молодость!
ПОСТОЯНСТВО И ПЕРЕМЕНЫ
Постоянство однажды загордилось:
- Ко мне стремятся все люди, потому что я даю им стабильность, надежность, уверенность в завтрашнем дне!
Перемены возражали:
- Люди любят нас, новые впечатления, путешествия, бурные чувства, загадки и новые тайны…
А люди обычно редко анализировали качество состояния своих желаний и постоянство их изменений… хотя имели одну главную Цель.
...далее...
Знание и Понимание
http://proza.ru/2006/06/09-95
***
В конце ожидаем кончину…
напрасно,
Всклокочены нервы, дрожат на пределе,
А память взвихрилась волной неумелой,
И мчится лавиной,
свободно и ясно…
Тоннель светозарный…
и
шорохи крыльев…
Сжимается время
в безликую точку,
Столетья
и
тысячелетья
- веночком
На плечи усталости…
…любвеобильно…
Вдруг замерло всё - тишина полноводья…
Мир пе-ре-Вернулся!
Изнанкою время.
Пространство исчезло,
и…
новое семя
Росточек пустило… единственный в роде…
Рождение – смерть,
обретенье – потери…
Конец восприятью являет единство,
Вне страха крылатое Солнца таинство,
Тут звёздная россыпь,
которой
я
верю.
Хорошая притча. У Толстого тоже их много. Но почему-то запомнилась одна.
Косточка (Рассказ)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
_________________________________________
К чему это. Хотел бы Ваня забыть историю, но не мог. Я же помню последнюю фразу: "все засмеялись, а Ваня заплакал".
Спасибо, Феано.
Спасибо, очень хорошая и запоминающаяся притча!
Что значит забыть - тоже хороший вопрос... Выходит, Ваня не забыл обиду (смех над собой) или же обман отца, повлекший насмешки? Как вы думаете?
Можно ведь было обидеться и на мать, зачем спровоцировала малыша, выставив сливы заранее?
Ваня заплакал, думаю, что не забыл эту историю. А вот если бы засмеялся, то скорее всего бы позабыл. Детские обиды обычно забываются быстро, но остаётся нЕчто "воспитывающее" линию поведения.
Дети разные бывают. Но Ваня, скорее, был более непосредственен: понравилось - долго ходил около, борясь со слабым внутренним запретом, но затем "природа присвоения" взяла своё, любопытство, однако. Не думал он о провокации, а просто понимал, что мать приготовила на всех заранее.
Меня больше поражает фраза "Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет."
Никогда не считал сколько слив. Просто ел.
Да, восприятие одного простого события может быть совершенно разным... Но память сохраняет дольше именно остроту момента... А что касается "сочла сливы", вероятно по бедности? Трудно поверить, что она тоже хотела провести воспитательный урок...
Именно так.
Вот снова перечитал. И вдруг подумал, а почему Ваня побледнел, когда отец сказал, что от косточки можно умереть?
Тогда "а Ваня заплакал" приобретает зловещий смысл.
Тогда как же было "на самом деле"-то?
На самом деле было так, как воспринимает каждый читатель, ибо вдумчивое чтение, восприятие - уже создает неповторимую проекцию сюжета, а сам автор, видимо, ближе всего к реальному событию, поскольку пишет с "натуры, оригинала" Чтобы понять замысел автора, мало оказаться на его месте, нужно погрузиться в соответствующую ему реальность! Этические бытовые нормы изменяются, конечно, жаль малыша... Он ведь впервые в жизни пробовал сливу, а какую память сохранит?
Конечно, так. Первое восприятие обычно самое верное. А оно было пробуждение понятия совести. И то, что Ваня косточку выбросил за окошко, воспринималось как удачный "ход конём" отца.
Тогда "Ваня побледнел" становится на своё место "впечатлительного Вани", представившего ясно "как он умирает". (Надо же уметь есть сливы, а он же не умел, раз так сказали).
Может Толстой увидел в этой странной реакции ребёнка проявление совести. Всё-таки Толстой. Сюжет явно жизненный.
Из книги Притчи народов мира
Раздел Древнекитайские притчи
РЕАЛЬНОСТЬ
- Реально ль то, что видно в зеркале?
- Не знаю. Оно тождественно, но только
отраженье...
- Реальна ль мысль, что существует лишь в движенье?
- Не знаю я, но... отражает то, что знаю...
- Теперь ответь, реально ль то, что не имеет
В глазах и чувствах отражения?
- О, нет...
Так, значит, найден и желаемый ответ...
Реально только отражение... Кто смеет
Мне возразить, тот отразит непониманье
Своей тождественности в зеркале познанья...
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ ПРЕД НЕБОМ
Однажды трое мудрецов, чьи имена
Звучат по-русски и хитро, и непонятно,
Между собой вели беседу... и приватно
Преобразовывали мысли свет... в слова.
Не для себя, конечно,
только лишь для нас!
Они друг друга понимали и без слов.
И без земной "одежды тела" - кандалов,
Они и мысли наши видят-то без глаз.
Итак, они друг другу вот что говорили:
- Способны вместе быть, не будучи все вместе...
- Способны действовать, хоть каждый в разном месте...
- Способны странствовать во времени!
Любили…
Они друг другу улыбаться - и на небе
Играет солнышко, лучами улыбаясь!
Один нахмурится, и, хмуро наклоняясь,
Несётся туча грозовая в грозном гневе...
Один задумается, ветер зашумит,
Другой чихнет, и тут же громко гром гремит.
Один друзьям расскажет сказку - глядь, заря
Горящей дымкою мечты манит тебя!
Друзья, как водится, друг другу помогали,
Ведь с полувздоха, с полувзгляда понимали.
Но вот один из них, Цзы-Санху умер... прежде,
Чем люди поняли, что он дарил надежду.
Узнал Конфуций сам о смерти мудреца,
Послал Цзы-гуна он, чтоб выразить печаль.
Когда же тот добрался в эдакую даль,
То оказалось… нет печального лица!
Друзья, играя на лютне, спокойно пели
Над телом друга. И Цзи-гун не утерпел:
- Прилично ль петь над тем, кто к Богу полетел?
Исчезли дружеские чувства, неужели?
Но, посмотревши друг на друга, рассмеялись
Друзья тихонько: «Что такое ритуал?»
Цзы-гун вернулся и Конфуцию сказал
О том, что странными те люди оказались...
- Они же странствуют душой за гранью света! -
Так отвечал Конфуций другу своему,
- Они за гранью, я же в свете, здесь живу.
Им соболезнованье - глупая примета...
Я сделал глупость, что послал тебя туда,
Ведь эти люди пребывают в единенье
Дыханья Неба и Земли и в ощущенье,
Что жизнь - гнойник, а смерть - свобода от ума...
Для них вся цепь времён - единое кольцо.
Они лишь временно под образом земным,
Им вся Вселенная опорой, время ж - дым.
Для них Творец и мир - единое лицо!
И, забывая о себе до пульса клетки,
Они отбрасывают зрение и слух,
Конец с началом замыкая в вечный круг,
И безмятежно в над-мирах плывут, как детки...
Их путешествия, как мысли мальчугана,
Где ритуал и мненье общества - пустяк.
Цзы-гун спросил:
- Зачем же нам сей бренный стяг?
Ответь, учитель, что ж мы, общество обмана?
- Есть кара Неба, что лежит на человеке,
И я такой же человек...
- Что это значит? -
Опять Цзи-гун его спросил, и чуть не плачет... -
Ты - наш учитель, наилучший в этом веке!
- Послушай, рыбы все свободны лишь в воде,
А люди Истины свободны на пути.
Чтоб жить в воде, так нужен пруд, но чтоб идти...
Нужна свобода, мир же держит нас в узде.
Не помнят рыбы в водном царстве друг о друге...
И люди Истины в пути, как музыканты,
Всё забывают, и звучат лишь их таланты!
Искусство высшего пути - бриллиант на круге...
Цзы-гун спросил:
- А что такое бриллиант?
- Сей необычный человек - в миру малыш...
Он незаметный малый, как пустой камыш...
Но перед Небом он - чудесный музыкант!
Кто благороден средь людей, тот мал пред Небом.
И только малый средь людей пред Небом... цветом
От благородной розы Истины цветёт...
Непримечательный средь нас...
бриллиант найдёт!
Как технолог подтверждаю современными достижениями этих трёх видов познания, истинность которых во взаимосвязи и каждый человек имеет право (свободу данную Богом) познавать с А, с В или С. Важно чтоб он умел познавать все три, которые формируют его типовые способности АВС , АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА. Например, Завет Господа нашего "Я есть путь (А) - истина (В) - жизнь (С), тоже утверждает эту истину И конечно Святая Троица
А В С
Время настоящее будущее прошлое
Результаты знания умения навык
Нормы мораль нравственность право
мотивация хочу могу надо
смыслообразование знак значение смысл
(Сократ)
И так далее
Эхо Руми - новый Сайт
Конечная цель Книги Знаний - наука.
Но можно использовать книгу подушкой,
А можно подставкою или игрушкой...
Но цель жизни нашей - взрастание духа!
***
Кто в памяти знания держат, не могут
Использовать их, как задумал Отец.
Ту цель достигает влюблённый творец...
Учёные ж люди от памяти... стонут.
***
Не выпустит море морского жильца...
Не впустит того, кто летает, снуёт.
Закон Назначения мыслью взойдёт
Того, кто замыслил наш мир - мир Творца...
***
Когда ты забудешь о собственном я,
То счастье с любовью отыщут тебя.
***
Мудрец способен видеть сердцем результат.
Глупец же слепо путь идёт до самых врат.
Один ведёт себя и тысячу других,
Другой ползёт, вздыхая стонами слепых.
***
Познать сокровище незримого нельзя,
Пока молчания не явится стезя...
Равнина вырастила яд, что принял ты,
Она же вырастила лучшие плоды...
***
Противоядие в самом тебе, мой друг,
Трудом и верой победишь любой недуг.
***
Когда же знание достигнуто, крыло...
Опорой сделается, Верою сильно.
Но, к Несомненности стремится это знанье.
А Несомненность ищет ясность пониманья...
***
Единоручно против сотен королей
Пророк сражается твердынею своей.
Он одинок и не боится кирпичей,
Что мир швыряет в твердь с упорством палачей
.
***
В печи для обжига кирпич был обожжён,
А дух пророка волей Бога затверждён.
***
Но всю радость сокровищ Моих тот поймёт,
Кто сквозь страх и сомненья, и беды пройдёт,
Тот оценит тепло, свет родного окна,
Кто все муки изгнания выпил до дна...
***
Ограничены сроки... Вода утекает...
Изобилье пройдёт, пей, пока наливает
Твою Чашу ума из ручья Водолей,
И насытиться Влагой небесной успей.
***
Даже, если не видишь, подобно слепцу,
Окунись, словно в море, подобно пловцу...
***
Конец путешествия - истины Свет.
Коль истина зрима, законов уж нет...
Книга афоризмов https://online.pubhtml5.com/ucdb/gdmv
Книга сказок https://online.pubhtml5.com/tqtb/rvzb/
Эхо Ибн Аль Араби
Пути познания по Ибн Аль Араби.
Мудрец испанский говорил ученикам:
Три вида главных у познания пути
Порассмотреть и осознать полезно вам.
Сбор информации и фактов – это путь
Для интеллекта, в нём опорой память – цель.
Переживаниями наполняет грудь
Душевный путь.
Прозренье - к Высшему туннель.
Пересекаются пути и дополняют друг друга так, что искры истин высекают...
Познанье истинное же поверх границ
Ума и чувств, тут мысли светятся проформ.
Реальность - целостность, вне форм или частиц,
Мгновенье Истины, вне меры умных норм.
Притчи о познании на авторском сайте в Царстве мудрости
Путь первый явен для учёных и дельцов,
Второй поэтам и художникам открыт,
А третий суфиям. Обителью Отцов
Его чтит сердце, откровеньем говорит.
Сотворческая мастерская на Ковчеге - Царство мудрости
ПЕРЕЧЕНЬ СОТВОРЧЕСКИХ ЧИТАЛЬНЫХ ЗАЛОВ
Читальный Зал 1 - Сборники Ковчега
Читальный зал 2 - Сказки Ковчега
Читальный зал 3 - Книги Образовательного мира
Читальный зал 4 - Дуэты поэтов
Читальный зал 5 - Книги Царства мудрости
Читальный зал 6 - Библиотека Магнит Агни