Владислав Фельдблюм. Системный порочный круг: упадок науки и образования

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее сотни студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учёного и преподавателя, можно пламенно призывать следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учёные и преподаватели - это живые люди, переживающие все трудности нашего нынешнего общества. У них есть семьи с их повседневными заботами, есть дети. Детей надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, зарплаты низкие, престиж научного и учительского труда падает.

Материальная база научных институтов и учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто стареют, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, а учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере науки и образования не отражают общего безрадостного положения дел. Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих.

Когда условий для нормальной работы нет, а зарплату получать надо, респектабельные и седовласые ученые мужи и их ученики творят форменные безобразия. Тиражируют и выдают за новые свои труды, выполненные много лет назад и слегка перелицованные. Доходят и до прямого плагиата: переводят зарубежные статьи и, слегка изменив название и содержание, отправляют в научные журналы как свои собственные. Эффективность работы ученого по старинке измеряют количеством научных монографий и статей, не обращая внимания на их качество. Положительные рецензии получают по знакомству или за деньги. Пионерских изобретений, как впрочем и в советские времена, крайне мало. Преобладают незначительные усовершенствования уже известных изобретений, да и то нередко сомнительные.

Думается, всё-таки не обойтись без серьёзной реформы РАН с её институтами, без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.

Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда.

Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо. Распространенное мнение, что всё это создаст сам рынок, без активного государственного управления, является грубой ошибкой.

Наши вузы в международном рейтинге значительно уступают зарубежным. Сейчас пытаются провести градацию отечественных вузов по степени эффективности. Можно сколько угодно и справедливо критиковать бальную систему оценки вузов, изобретенную Минобрнауки. Конечно, при разных критериях оценки и результаты получатся разные. Но как ни крути, а положение в высшем образовании в целом плохое. Это начинается ещё со школы. В вузы приходят абитуриенты не просто с плохими знаниями, а зачастую с эмбриональным уровнем общего развития. Никакие усилия в вузе не позволяют сделать из таких студентов квалифицированных специалистов. Свежеиспеченные дипломированные неучи идут в народное хозяйство, а мы потом разводим руками, почему "человеческий фактор" приводит к экономическим потерям, авариям и катастрофам. К тому же, в вузах широко распространена в корне порочная система платных "дополнительных занятий" с неуспевающими студентами. Ну ладно, если бы эти занятия действительно давали положительный результат. Но происходит иное. Деньги с неуспевающих берут, а знаний у них не прибавляется. Единственный результат от такой системы "дополнительного образования" - тройка вместо двойки за энную сумму в кармане обучающего. Надо ли говорить о том, насколько такая практика дискредитирует саму систему образования! К сожалению, этому способствует и получившая распространение крайне вредная система "подушевого" финансирования вузов. Она была введена ортодоксальными либералами, руководящими образованием, с традиционной либеральной целью развития конкуренции между вузами. Но это именно тот случай, когда конкуренция явно вредна. Теперь вузы стали гоняться за любыми абитуриентами и всеми силами сохранять контингент, искусственно завышая успеваемость. А как же иначе, если от количества студентов теперь зависит финансирование вуза и зарплата преподавателей? Качество образования опять-таки страдает.

В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов. Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать и развивать реальную экономику. Только в ней могут стать востребованными и наука, и образование. Возник опасный порочный круг: неразвитость экономики не создает спроса на науку и образование, а низкое качество науки и образования тормозит развитие экономики. Разорвать этот порочный круг способна только сильная государственная политика планомерного, всестороннего, устойчивого развитие страны. Переход к такой политике от либеральных разговоров и благоглупостей - веление времени.

Ярославль, январь 2013 г.

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Волков

professor
Возник опасный порочный круг: неразвитость экономики не создает спроса на образование, а низкое качество образования тормозит развитие экономики. Разорвать этот порочный круг способна только сильная государственная политика планомерного, всестороннего, устойчивого развитие страны. Переход к такой политике от либеральных разговоров и благоглупостей - веление времени.

 

Думаю, что в этом вопросе Вас поддержат большинство участников ФШ.
Но мы к сожалению ничего не решаем. Можем лишь предложить свои идеи, свои теории.

Аватар пользователя professor

Евгений Волков пишет: "Думаю, что в этом вопросе Вас поддержат большинство участников ФШ. Но мы к сожалению ничего не решаем. Можем лишь предложить свои идеи, свои теории".

Спасибо, уважаемый Евгений, за внимание к моей статье. Верно, мы не решаем, но наши предложения непременно будут услышаны.
С уважением, Владислав Фельдблюм

Аватар пользователя mitin_vm

Здравствуйте профессор, здравствуйте Владислав Фельдблюм! Я -просто Митин, но мне тоже нравится "золото" Вашей статьи. И всё больше убеждаюсь в том, что нужно и как можно скорее выслать нашу младшую семью за пределы этой страны.
Тем более, что в Вашей статье, как и во многих подобных выступлениях, нет и не может быть намечен путь, последовательность действий, для выхода из этого состояния. Почему?
Потому, что мы боимся и правильно делаем, потому, что мы рабы по "происхождению", которые знают и не по наслышке, что придут ночью или днём и Вас, господин или товарищ Митин или Фельдблюм, не будет.
И всё таки. Чем больше таких статей, тем быстрее развалится это чудовищное образование, которое я любил как Родину.
С уважением,

Митин В.М.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

professor пишет:

неразвитость экономики не создает спроса на науку и образование, а низкое качество науки и образования тормозит развитие экономики. Разорвать этот порочный круг способна только сильная государственная политика планомерного, всестороннего, устойчивого развитие страны.

 

А зачем нашей сильной гос.политике заниматься такой фигней? Зачем ей даже сама экономика? За нефтедоллары государство всегда легко купит на Западе и Востоке нужные гаджеты, в Китае - рабсилу, в Аргентине и Австралии - мясо, в Африке- фрукты и пр.и пр. Побольше качать из недров - и все дела!

Можно вообще ничего не делать, просто паразитируя на трубе! Народ сыт и доволен, готов за очередное повышение зарплат обеими руками голосовать за Путю с компанией, которые ничего менять не собираются. Вот он - долгожданный коммунизм в одной отдельно взятой стране!