Владислав Фельдблюм. Философия марксизма: переосмысление и развитие на междисциплинарной научной основе

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Философия марксизма: переосмысление и развитие на междисциплинарной научной основе

(к 195-летию со дня рождения и 130-летию со дня смерти Карла Маркса)

Обозначенные в заголовке статьи памятные даты в нашем советском прошлом наверняка были бы торжественно отмечены. Теперь же о них мало кто вспомнит. И напрасно!

Великий немецкий философ, экономист, социолог и революционер Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в немецком городе Трире, в еврейской семье. Осенью 1835 года Карл Маркс поступил в Боннский университет. В 1836 году он переводится в Берлинский университет, где изучает философию, историю, право. В 1841 году становится доктором философии. В 1843 году Карл Маркс женится на давней любимой подруге, аристократке Женни фон Вестфален. Молодожены переезжают в Париж. Там Карл Маркс знакомится с Фридрихом Энгельсом, который стал лучшим другом, единомышленником и соратником на всю жизнь. В Париже Маркс вступил в непосредственный контакт с рабочими организациями, как французов, так и немецких эмигрантов, познакомился с П. Ж. Прудоном, русскими эмигрантами М. А. Бакуниным, В. П. Боткиным. Он завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, жившими в Париже. В 1845 году Маркс был выслан из Парижа. Он переезжает в Брюссель, но через три года его оттуда высылают за участие в революционном движении. После революции 1848 года Маркс возвращается в Германию. Здесь он возобновляет выпуск оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung», но его выселяют и из Германии. Со своей семьёй он отправляется в Париж, но вскоре его высылают и оттуда. Карл Маркс переезжает в Лондон. Условия эмигрантской жизни Маркса и его семьи были крайне тяжелы. Они смогли прожить лишь благодаря регулярной финансовой помощи Энгельса и случайным заработкам. Чувство восхищения и преклонения вызывает мужество Маркса и его супруги Женни, стойко переживавших тяжелые потери. Несмотря ни на что, Маркс упорно работает над своим учением. Именно здесь он создает свои главные экономические и философские произведения. В 1867 году выходит первый том всемирно известного «Капитала». В Лондоне Карл Маркс проживет до самой смерти. Он умер 14 марта 1883 года. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Учение Карла Маркса оказало огромное влияние на всю политическую историю ХХ века. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой мирового коммунистического и социалистического движения и соответствующей идеологии - марксизма. Карл Маркс является автором широко известного «Манифеста коммунистической партии», впервые опубликованного в 1848 году. Под знаменем марксизма русские большевики много лет вели борьбу с царизмом, совершили Октябрьскую революцию 1917 года. В советской стране Маркса почитали как «основоположника научного коммунизма», как «великого учителя и вождя мирового пролетариата». Его «Капитал» считался хрестоматией советской идеологии. Памятники Марксу, Энгельсу и Ленину во всех уголках нашей страны и до сих пор напоминают о нашем советском прошлом. После перестройки, в начале 90-х, имя Карла Маркса начали предавать анафеме. Пальму первенства захватили те самые ученые, которые при советской власти славословили Маркса, получая за это высокие научные звания, премии, награды. Теперь, когда власть сменилась, они начали рьяно доказывать несостоятельность марксизма. Конечно, ошибаться может каждый. Признание своих ошибок и изменение взглядов не могут быть предметом порицания. Но в данном случае речь о другом – о беспримерном лицемерии, трусости, карьеризме. Есть цивилизованное и нецивилизованное отношение к марксизму. Последнее превращает марксизм либо в икону, либо в исчадие ада. Истинная наука – за цивилизованное отношение к философскому и экономическому наследию Карла Маркса.

Ни одна научная теория не может считаться абсолютной истиной, справедливой на все времена. Маркс блестяще проанализировал природу и тенденции развития капитализма своего времени. Многие его прогнозы подтвердились. В ряде стран произошли предсказанные им социальные революции. Но Маркс не мог предвидеть во всех деталях ход будущего общественно-экономического развития. Он не дожил до современного капитализма, не изучал его законов. Как показывают исследования, современный капитализм является существенно иной общественно-экономической формацией по сравнению с капитализмом времён Маркса. Не оправдались и прогнозы Маркса о неминуемой гибели мирового капитализма в пламени пролетарской революции, и его учение о пролетариате как "могильщике" мирового капитализма. Не предвидел Маркс и того, что капитализм со временем научится предотвращать или смягчать регулярные разрушительные кризисы перепроизводства, которые были ему присущи на ранних стадиях. За пределами экономической теории Маркса осталось и исследование регулирующей роли государства с целью предотвращения или сглаживания колебаний рыночной конъюнктуры и деловой активности. Наконец, и грандиозные достижения современной научно-технической революции наложили отпечаток на весь ход мировой истории. По этим и другим причинам революционное содержание марксизма постепенно стало терять своё значение.

Нельзя не сказать и о том, что, хотя марксизм был провозглашён официальной идеологией в нашем советском прошлом, многие советские идеологи даже не давали себе труд внимательно и вдумчиво читать подлинные труды Маркса. Ключевые положения марксистской экономической теории часто искажались. Были и объективные причины. История поставила советскую страну перед фактом враждебного капиталистического окружения, и это не могло не приводить к отступлениям от марксистской теории в реальной политике. Сохранилось ли сегодня что-нибудь рациональное в марксизме? Или, как считают многие, он безнадёжно устарел? Как показывают исследования, самым главным в экономической теории Маркса с современных позиций следует считать строгое научное определение понятия «труд», впервые сформулированное в первом томе "Капитала". Прежде это как бы отступало на второй план, заслонялось революционным содержанием марксизма. А между тем, именно определение Марксом процесса труда сохраняет непреходящее научное значение. Это определение легло в основу междисциплинарной общеэкономической теории (В.Ш.Фельдблюм. "К общеэкономической теории через взаимодействие наук", Ярославль, типография ЯГТУ, 1995; Владислав Фельдблюм. Вторжение в незыблемое: путь химика в политическую экономию.- Ярославль, издательство "Ещё не поздно!" ООО НТЦ "Рубеж", 2007).

Современное общественное производство представляет собой сложную динамическую систему, с множеством прямых и обратных связей. Здесь протекают параллельно-последовательные процессы: механические, химические, экономические, экологические, биологические и другие. Каждый тип процессов глубоко изучается своей самостоятельной наукой. Но вся их совокупность требует для изучения междисциплинарного подхода, требует творческого взаимодействия различных научных дисциплин. Для глубокого понимания законов функционирования этой сложной системы больше не годятся те методы, которые столь привычны для наших философов, экономистов, социологов. Главным результатом в междисциплинарной общеэкономической теории является вывод уравнения "одушевлённой производственной функции» (ОПФ). Она называется так потому, что в это уравнение, наряду с традиционными макроэкономическими величинами, входят "человеческие факторы" - психологические факторы мотивации труда. Это - важное отличие ОПФ от обычных производственных функций, хорошо известных из математической экономики. При этом интересно, что традиционная макроэкономическая производственная функция Кобба-Дугласа оказывается частным случаем ОПФ. С учётом факторов мотивации труда, ОПФ получает законченный вид и становится пригодной для всестороннего отображения любой социально-экономической системы. Уравнение ОПФ включает важнейшие величины, от которых зависит функционирование социально-экономической системы: природные ресурсы и объём экономического пространства, капитал (производственные фонды), численность работников, их мотивация и компетентность, фактор научно-технического прогресса. Уравнение ОПФ применимо не только к капиталистической формации, но к общественному производству в целом, на любой ступени его развития. Поэтому из общего уравнения ОПФ вытекают в качестве частных случаев уравнения одушевлённых производственных функций конкретных социально-экономических систем. Наряду с уже известными из истории системами (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая), возможно существование и других, ещё не известных из исторического опыта. Это - важный вывод из теории ОПФ. Особенно важно, что новая теория позволяет глубже понять причины и сущность перемен в России на протяжении минувшего столетия. Становится более предсказуемой перспектива развития российского общества в современном мире. Открываются возможности для проведения осмысленной, оптимальной политики.

Наряду с уравнением ОПФ, в новой общеэкономической теории выводятся уравнение общего экономического баланса, уравнение совокупного потребления, уравнение совокупной заработной платы и др. Вместе с ОПФ они пригодны в качестве инструментов для адекватного исследования социально-экономической динамики. С их помощью исследуются причины и механизмы экономических кризисов, методы их предотвращения или смягчения их последствий. Важным является вывод о том, что кризисам может быть подвержена не только капиталистическая, но и другие социально-экономические системы. Особенно существенно выявление определяющей роли факторов мотивации труда в социально-экономических переменах. Показано, что обострение противоречий советской системы и её последующий кризис - это в первую очередь кризис мотивации труда. Уравнение ОПФ и другие уравнения этой новой теории нельзя использовать для точных количественных расчётов сложных социально-экономических процессов. Причина в том, что не представляется возможным дать точную количественную характеристику некоторых величин, входящих в уравнение ОПФ. Возможно, это станет возможно в будущем. А пока система уравнений ОПФ может быть использована для качественной имитации социально-экономических процессов. Это важный метод, он уже давно применяется в математической экономике. Похожая ситуация встречается и в естествознании. Например, известное квантово-химическое уравнение Шрёдингера точно описывает состояние электрона только в атоме водорода. Оно не подходит для более сложных атомов, но на его основе разработаны полуколичественные и полуэмпирические методы приближённого описания сложных атомов и истолкования природы химической связи.

Междисциплинарная общеэкономическая теория принципиально отличается от нынешней новомодной «экономикс». В междисциплинарной общеэкономической теории действуют живые люди, а не бездушные "экономические агенты", конкурирующие между собой для извлечения максимальной прибыли. В новой теории не действует тот известный постулат "экономикс", что ни один экономический агент ни при каких обстоятельствах не отказывается даже от небольшой денежной суммы. Экономическая деятельность в новой теории не сводится только к механическому перемещению товарных и денежных потоков навстречу друг другу. Междисциплинарная общеэкономическая теория прямо включает в экономические отношения между людьми психологические, этические, моральные, нравственные факторы. Главная ценность междисциплинарной общеэкономической теории в том, что она более полно учитывает совокупность социально-экономических факторов в их взаимосвязи. Поэтому она открывает возможность делать правильные выводы и прогнозы там, где до сих пор пытаются с учёным видом фантазировать или гадать на кофейной гуще.

Междисциплинарная общеэкономическая теория позволяет уточнить и конкретизировать формулировку Марксом основного экономического закона как закона соответствия между характером производственных отношений и уровнем развития производительных сил. Новая теория ставит в центр этого определения фактор мотивации труда. В "Экономических рукописях 1857-1859 годов" (первоначальном варианте "Капитала") Карл Маркс предсказал, что в будущем удастся вывести "первые уравнения", которые по аналогии с естествознанием смогут описывать состояние социально-экономической системы. Он собирался заняться этой работой, но не успел. В междисциплинарной общеэкономической теории этот прогноз нашёл подтверждение. Такие уравнения выведены, причём, как и предполагал Маркс, на основании глубокой аналогии экономических и естественных процессов. Карл Маркс считал, что основной закон капитализма - закон прибавочной стоимости. В новой теории показано, что применительно к современному капитализму этой формулировки уже недостаточно. В нашу эпоху технологически сложных и опасных производств мотив прибыли часто уступает место факторам надёжности и безопасности. В междисциплинарной общеэкономической теории с единых позиций сформулированы экономические законы как раннего, так и современного капитализма, причём не только словесно, но и математически. Это выводит современную общеэкономическую теорию на уровень новой науки - математической политэкономии.

Карл Маркс предсказывал неизбежную гибель капитализма в пламени пролетарской революции. В междисциплинарной общеэкономической теории исследовано, почему этот прогноз до сих пор не оправдался. Показано, что современный капитализм трансформировался в многофакторную систему, с многочисленными прямыми и обратными связями, с множеством степеней свободы для социально-экономической адаптации. Возросшая регулирующая роль государства позволяет современному капитализму видоизменяться и разрешать наиболее острые социальные противоречия без гибельных революционных катаклизмов. В то же время, ряд противоречий, присущих капитализму как общественной системе, сохраняется и до сих пор. Это говорит о том, что в целом вывод Маркса об исторической бесперспективности капитализма как общественной системы сохраняет актуальность. В развитие работ Маркса, междисциплинарная общеэкономическая теория анализирует с современных позиций причины и механизмы экономических кризисов. Проанализированы современные имитационные модели математической экономики, воспроизводящие цикличность экономического развития. Рассмотрены способы государственной стабилизационной политики и отличительные особенности экономических кризисов современного капитализма. Подчёркивается, что, при всей живучести современного капитализма, исторически неизбежно его эволюционное преобразование в новую, бескризисную, более справедливую и гуманную систему, способную объединить человечество перед лицом глобальных угроз, решить проблемы выживания и развития цивилизации на Земле.

Карл Маркс считал главным злом капитализма частную собственность и капиталистическую эксплуатацию. В междисциплинарной общеэкономической теории проанализированы серьёзные изменения характера наёмного труда в современную эпоху, отмечается повышение роли компетентного менеджмента и усиление тенденции к гуманизации труда. Нельзя недооценивать тот факт, что есть разные пути, по которым частные собственники могут расходовать свою прибыль. Это определяет структуру и противоречия в обществе, от этого зависят уровень и качество жизни людей. Тотальная экспроприация капиталистов, которую Маркс и Энгельс считали обязательной, в наше время заменяется законодательством, побуждающим или принуждающим частных владельцев к экономической деятельности не только в личных, но и в общественных интересах. Национализация средств производства - один из возможных законодательных инструментов, наряду с приватизацией. Другим цивилизованным инструментом ограничения антиобщественных сверхвысоких доходов стала прогрессивная система налогообложения, действующая ныне в большинстве экономически развитых стран. Карл Маркс считал пролетариат могильщиком капитализма. В новой теории проанализировано серьёзное отличие современного наёмного работника от пролетария времён Маркса. Повышение роли менеджеров и квалификации исполнителей способствует надёжной работе современных технически сложных производств, которых ещё не было в эпоху Маркса. Возросшая роль профсоюзов в сочетании с регулирующей ролью государства в экономически развитых странах обеспечивают нынешним квалифицированным наёмным работникам значительно более высокий жизненный уровень по сравнению с временами Маркса.

С позиций междисциплинарной общеэкономической теории рассматриваются важнейшие тенденции и противоречия развития России в современном мире. Сформулированы основной экономический закон и основное противоречие советского варианта социализма, который в силу объективных причин оказался построенным в СССР. Рассмотрен вопрос о том, была ли перестройка объективной необходимостью или исторической случайностью. Обоснован вывод, что кризис советской системы - это, в первую очередь, результат вырождения мотивации к труду. Проанализированы различные аспекты "радикальной экономической реформы": стагфляция, приватизация, разрушение экономического пространства, деградация производственных фондов, вырождение научно-технического прогресса, усиление социального расслоения и т.д. На основании этого анализа сделан однозначный вывод о том, что "шоковый" скачкообразный переход от советской социально-экономической системы к системе либеральных принципов объективно невозможен, а сами эти принципы во многих отношениях не соответствуют долговременным тенденциям общественного развития. Степень свободы в российском обществе должна быть оптимальной: избыток свободы столь же вреден, как и её недостаточность. Избыток свободы приводит к хаосу и анархии, к расцвету воровского и мошеннического "бизнеса", к техногенным авариям и катастрофам, к проникновению во власть антиобщественных элементов, к разгулу преступности, к рецидивам терроризма. Дефицит свободы ведёт к всевластию коррумпированной бюрократии, закрывает дорогу к власти способным и честным политикам, подавляет экономическую активность продуктивного и компетентного бизнеса, мешает взаимовыгодному международному сотрудничеству. Неучёт этих выводов приводит к просчётам в политике, к технологическому отставанию страны вместо ожидаемого прогресса, к росту зависимости от заграницы в критически важных областях, к ущербу для национальной безопасности, к финансово-экономическим кризисам и социальной напряжённости.

Сделан вывод о нецелесообразности и невозможности сохранения в России рецидивирующего с 90-х годов дикого капитализма, с его безудержным эгоизмом, вопиющей социальной несправедливостью и регулярными разрушительными кризисами. Обосновывается безальтернативность эволюционного движения России к обществу нового типа, к новому гуманному обществу, оптимально соединяющему экономическую эффективность с социальной справедливостью. Сформулированы основные социально-экономические характеристики этого нового общества. Подчёркивается важная регулирующая роль социального государства. Обосновывается необходимость обновления его конституционных функций. Междисциплинарная общеэкономическая теория приводит к выводу о непреходящей определяющей роли фактора социально-экономической политики в общественном развитии. Это означает, что в общеисторическом процессе социально-экономического развития регулирующая роль государства не ослабевает, а усиливается. Вместе с этим изменяются регулирующие функции государства в направлении повышения его ответственности, эффективности и социальной направленности проводимой политики. Следует признать в равной мере ошибочными как коммунистическую доктрину о будущем общественном самоуправлении, так и либеральную мифологию о будущем гражданском обществе с безбрежной демократией. Подчёркивается важность совершенствования избирательной системы. Будущее страны решающим образом зависит от того, будут ли выборы приводить к власти действительно ответственных и компетентных политиков.

Эффективное и ответственное перед обществом социальное государство обязано обеспечивать национальную безопасность во всех её аспектах, планировать и реализовывать всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулировать функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализовывать в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращать недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантировать основные демократические свободы и законные права личности, способствовать превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие. Особой заботой государства должно стать предотвращение антиобщественного использования достижений науки и техники. В мире стремительно разворачивается новый виток научно-технической революции. Применение нанотехнологий в биологии и медицине, создание новых наноматериалов и новых источников энергии, всевозможные наноразмерные устройства - всё это способно принести огромную пользу человечеству, но и причинить непоправимый вред. Создание молекулярных нанокомпьютеров откроет человечеству невиданные, поистине фантастические возможности. Человек научится вживлять эти сверхминиатюрные устройства в свои ткани и органы. Начнётся широкое внедрение в организм датчиков и других приборов. Реальные очертания приобретёт создание "искусственного интеллекта". Будущий homo sapiens будет качественно отличаться от нынешнего за счёт симбиоза с молекулярной электроникой, с другими продуктами высоких технологий, с интернетом. Для будущего человека станет доступна вся информация, накопленная предками, её полностью оцифруют. В его распоряжении окажутся неограниченные резервы памяти, мощные технологии вычислений и обработки данных, более надёжные оценки и прогнозы. Новые технологии можно будет использовать для коррекции психики, ограничения агрессии, блокирования боли, мобилизации сил. Не исключено, что, достигнув такого уровня, человек даже захочет и сумеет решить проблему своего бессмертия. Будущее человечества будет решающим образом зависеть от того, в чьи руки попадут плоды научно-технической революции. Легко представить себе, что произойдёт, если эти научные достижения окажутся в руках безудержных эгоистов или безответственных политиканов! Чем действеннее и грандиознее инструменты воздействия на природу, появляющиеся в руках людей, тем выше их ответственность за своё будущее на Земле. Этим определяется и важная роль междисциплинарной общеэкономической теории, призванной познать объективные законы общественного развития и использовать их для разработки политики, направленной во благо человечества, а не во вред ему.

Междисциплинарная общеэкономическая теория изучает и некоторые вопросы методологии науки, принципиально важные для её дальнейшего развития. В частности, междисциплинарная общеэкономическая теория наследует глубокий интерес Маркса и Энгельса к применению математических и естественно-научных методов в политической экономии. Следует отвергнуть распространённые ныне представления о невозможности использования математических методов для описания сложных общественных явлений и процессов. Необходимо исходить из того, что математика является тем мостиком, который объединяет гуманитарное и естественнонаучное мышление. Математика играет важную синтезирующую роль в перемещении духовных ценностей из одной сферы интеллектуальной деятельности в другую. Более того, с усложнением предмета исследования роль математических методов возрастает. Главное не в том, что математика чаще всего имеет дело с количественными оценками и точными расчётами, а в том, что математика на строго научной основе изучает качественные характеристики сложных объектов. Она способствует объединению формальных методов мышления с неформальными, характерными для гуманитарных наук. Вместе с тем, междисциплинарная общеэкономическая теория не имеет ничего общего с голым теоретизированием, с подменой глубокого научного исследования математической формалистикой, с уходом из жизни в сферу формул и цифр без реального содержания. Решающий критерий всегда один - подтверждение теоретических построений общественной практикой, реальной жизнью.

Междисциплинарная общеэкономическая теория считает принципиально важным проводить различие между идеологией и наукой. Для идеологии, как правило, характерен недостаточно объективный, односторонний подход к трактовке сложных общественных явлений, характерно стремление действовать в интересах определённых социальных групп, часто не отражающих жизненных интересов большинства населения. Наука отличается от идеологии системностью подходов, преемственностью развития, комплексным и всесторонним анализом изучаемых объектов, тщательной проверкой соответствия между теорией и практикой. Конечно, учёные нередко ошибаются. Но недостаточность или ошибочность тех или иных научных представлений не снимает принципиального различия между идеологией и наукой. Наука совершенствуется, пополняется знаниями, обогащается новыми методами исследования. Конституционное положение о недопустимости господства какой-либо идеологии в нынешнем российском обществе не должно распространяться на науку. По мере успехов науки, по мере приближения гуманитарных наук к естествознанию с точки зрения надёжности результатов и способности к прогнозированию, государство сможет и должно в возрастающей степени опираться на науку при разработке оптимальной государственной политики. Междисциплинарная общеэкономическая теория вносит свой вклад в объективно неизбежный процесс продуктивного взаимодействия и постепенного сближения наук о природе и обществе.

В заключение хочется ещё раз выразить глубокое уважение к личности Карла Маркса и его научным трудам. Междисциплинарная общеэкономическая теория не отвергает и не дискредитирует философию марксизма, а переосмысливает и развивает её применительно к современным историческим условиям.

Ярославль, март 2013 г.

Комментарии

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

А чего так зациклились на этом Марксе? Если уж поднимать всю социалистискую утопию, надо брать на щит всю братию: Платона, Кампанеллу, Сен-Симона, Оуэна, Фурье.Или Вы их просто не читали?
Это тоже можно понять. Не так уж и давно в бесплатных библиотеках других философов, кроме Маркса, Энгельса и Ленина, было не найти.

Аватар пользователя lehrer

аналог беса, описанного Достоевским....

как же это возможно у Маркса и м-л ?:

1----с одной стороны "приложить руки" к формулированию и признанию законов развития и саморазвития --законов диалектики,(и тем самым фактически признавать необходимость разности потенциалов для протекания любого материального процесса в материальном мире)

2----с другой стороны фактически эти законы отрицать и требовать уничтожения того что требуют законы для развития и саморазвития всего в материальном мире: требовать уничтожения полюсной пары противоположностей в системе общество государство(фактически требовать уничтожение разности потенциалов в материальном процессе, что неминуемо ведет к смерти этого процесса и всего задействованного в этом процессе)

А ответ очень прост, эти люди просто демонстрировали,в этой части, безумие (типаж бесов Достоевского), что по сию пору ныне имеется и у их последователей

Аватар пользователя Сергей Корягин

Маркс принес в мир идею о революционной диктатуре пролетариата. Это, считаю я, главное во всем его истмате. Во всей его философской концепции. Пусть уважаемый Владислав выскажет свое отношение к Марксовой идее о диктатуре пролетариата.

Аватар пользователя professor

Сергей Корягин пишет:

Маркс принес в мир идею о революционной диктатуре пролетариата. Это, считаю я, главное во всем его истмате. Во всей его философской концепции. Пусть уважаемый Владислав выскажет свое отношение к Марксовой идее о диктатуре пролетариата.

 

Здравствуйте, Сергей! Учение о диктатуре пролетариата было справедливо в эпоху дикого капитализма времён Маркса. Он противопоставлял эту идею нещадной эксплуатации пролетариев капиталистами. Теперь другие времена. Капитализм во-многом изменился, стал умнее, цивилизованнее. Возросла роль профсоюзов. В экономически развитых странах уровень жизни наёмных рабочих достаточно высокий. В сущности, там уже нет того забитого, нищего и революционного пролетариата, о котором говорил Маркс. Идея диктатуры пролетариата потеряла свою актуальность, стала нежизненной. Революционное содержание марксизма отошло на второй план. Мечты о мировой революции сегодня просто абсурдны.
С уважением, Владислав

Аватар пользователя Сергей Корягин

Спасибо, Владислав. Итак, идея диктатуры пролетариата потеряла свою актуальность. Следовательно, марксизм потерял свою актуальность, ибо идея диктатуры пролетариата является стержнем, на котором "сидят, все его другие идеи. И прежде всего - его идея эксплуатации, изложенная в "Капитале". Ложной является и его другая идея - о том, что способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. И образ мыслей. Ложной является и идея о пролетариате как гегемоне истории. Думаю, рабовладельческий способ производства тоже придуман искусственно: рабы существовали во все эпохи, возьмите 20 век - Германию и Россию.

Аватар пользователя professor

Сергей Корягин пишет:

Спасибо, Владислав. Итак, идея диктатуры пролетариата потеряла свою актуальность. Следовательно, марксизм потерял свою актуальность, ибо идея диктатуры пролетариата является стержнем, на котором "сидят, все его другие идеи. И прежде всего - его идея эксплуатации, изложенная в "Капитале". Ложной является и его другая идея - о том, что способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. И образ мыслей. Ложной является и идея о пролетариате как гегемоне истории. Думаю, рабовладельческий способ производства тоже придуман искусственно: рабы существовали во все эпохи, возьмите 20 век - Германию и Россию.

 

Согласен с Вами в том, что марксизм в его прежнем виде потерял актуальность. Я ясно изложил в статье, что в марксизме сохраняет научную ценность. Это и явилось исходным пунктом междисциплинарной общеэкономической теории. В этом аспекте она сохраняет преемственность с экономическим учением Маркса. В науке всегда так бывает: что-то отмирает или устаревает, а что-то остаётся и служит основой для продолжения и развития.

Аватар пользователя philozan

professor пишет:

Учение о диктатуре пролетариата было справедливо в эпоху дикого капитализма времён Маркса.

От бесконечного повторения многие социологические понятия приобрели статус аксиом или "народного предрассудка". Но стоит лишь повнимательнее присмотреться к ним, и они поражают своей вопиющей абсурдностью!
"Диктатура пролетариата"... В переводе на русский язык это означает "господство угнетенных"!
Если пролетариат стал господствующим классом, то это уже не пролетариат; если он остается пролетариатом, значит он не господствующий!
Примерно так издевался над идеей "ДП" русский анархист М.Бакунин, за что был особенно нелюбим ее авторами.
Но это еще не все. "Диктатура", то есть, по определению Ленина, прямое, не связанное никакими законами, насилие, является прерогативой деятельности не класса, а государственного аппарата со всеми его атрибутами - армией, полицией, юстицией, ГУЛАГами и пр.!
Конечно, любое государство всегда опирается на экономически господствующий класс, поскольку без организаторов общественного производства невозможно само существование ни общества, ни государства. /Поэтому пролетариат, как зависимый класс, никогда не может иметь своё, "рабоче-крестьянское" государство!/ И в этом смысле, наверное, можно говорить о "диктатуре буржуазии"... Но это вовсе не означает, что каждый отдельный представитель господствующего класса находится под эгидой своего "родного государства".
Напротив! Над каждым, даже самым важным "буржуином", висит дамоклов меч, готовый в любой момент обрушиться на свою жертву. Ибо в существующем мире господа питаются не только "кровью" пролетариев, но и смертью своих "братьев по классу".
Диктатура никогда не "осуществляется" классом, диктатура - это характеристика деятельности государства, поэтому она всегда связывается с именем политического лидера - "диктатора": Сталин, Гитлер, Пиночет, Пол-Пот...
"Диктатура пролетариата" является, т.о., полным абсурдом не только потому, что само это понятие есть "contradiction in definitione", но и потому, что диктатура не является прерогативой класса, а тем более класса экономически несамостоятельного.

Аватар пользователя lehrer

Сергей Корягин пишет:

Маркс принес в мир идею о революционной диктатуре пролетариата. Это, считаю я, главное во всем его истмате. Во всей его философской концепции. Пусть уважаемый Владислав выскажет свое отношение к Марксовой идее о диктатуре пролетариата.

 

диктатура пролетариата только вторична и есть только лишь следствие непонимания или намеренного нежеланию маркса строго следовать объективным законам природы и... более того призывов к их нарушению

диктатура пролетариата есть фактически доказательство того, что вся идеология маркса есть ущербна и нежизнена изначально... так как диктатура пролетариата требуется именно для того чтобы силовым порядком воспрепятствовать естественному развитию и саморазвития системы общество государство , идущему по объективным законам природы,