Философия — с точки зрения здравого человеческого рассудка — есть, по Гегелю, “перевернутый мир”.
Нижняя часть этого "перевернутого мора" и есть область метафизики.
Сущее в целом - это материальный мир, обьекты и процессы, включая человека и его человеческое бытие. А метафизика - это "обратная сторона луны"
Метафизика — это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем сущее обратно для понимания как таковое и в целом.
Тем самым ответ на наш вопрос о Ничто добыт. Ничто — не предмет, не вообще что-либо сущее. Оно не встречается ни само по себе, ни рядом с сущим, наподобие приложения к нему. Ничто есть условие возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия. Ничто не составляет, собственно, даже антонима к сущему, а изначально принадлежит к самой его основе. В бытии сущего совершает свое ничтожение Ничто.
“Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же”. Этот тезис Гегеля вполне правомерен. Бытие и Ничто взаимно принадлежат друг другу, однако не потому, что они — с точки зрения гегелевского понятия мышления — совпадают по своей неопределенности и непосредственности, а потому, что само бытие в своем существе конечно и обнаруживается только в трансценденции выдвинутого в Ничто человеческого бытия.
В Ничто человеческого бытия сущее в целом впервые только и приходит к самому себе сообразно своей наиболее подлинной возможности, т.е. конечным образом.
Человеческое бытие может вступать в отношение к сущему только тогда, когда оно выдвинуто в Ничто. Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к “природе человека”. Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие.
ПРИМЕЧАНИЯ*
2 Смысл слова Dаsеin здесь по существу близок к гегелевскому “наличному бытию” сознания. Однако Хайдеггер подчеркивает не наличный, а возможностный характер своего Dаsеin, протестуя против его сужения до сознания (в опущенном у нас “Введении” к данной лекции). Встречающийся перевод Dаsеin как “здесь-бытия” вызывает ложные ассоциации с “тамошним” бытием в духе платонизма. Dаsеin, по Хайдеггеру, есть область открытости (“вот”), “просвета” бытия как такового в его радикальном отличии от сущего. Искусственное сочетание “вот-бытие” часто заменяется у нас выражениями “человеческое бытие”, “наше бытие”, “бытие”. — Перев.