Компьютерная аналогия

Источник цитаты: Александр Болдачев. Субъектная онтология и проблема совместной деятельности [*]

Для лучшего понимания принципа совпадения по указанию обратимся к компьютерной аналогии. Допустим, в удаленных друг от друга местах перед двумя пользователями установлены мониторы, подключенные к одному процессорному блоку, на котором запущена программа, выводящая на экраны, скажем, тот же светофор и линейку. Управление перемещением линейки возможно любой из двух мышек, лежащих перед мониторами:  каждый пользователь может перетаскивать указателем мышки линейку, и ее изображение будет синхронно перемещаться на экранах обоих мониторов.   Необычность же ситуации заключается в том, что у обоих мониторов сбиты настройки геометрии: на одном все объекты отображаются большими и выпуклыми, а на втором, наоборот, все выглядит маленьким и вогнутым. И вот, оба пользователя договариваются, скажем, по телефону, что будут измерять высоту секции светофора. Первый подтаскивает мышкой свою большую линейку к огромному светофору и сообщает, что высота его секции 30 делений. Второй видит на своем мониторе, как маленькая линейка была придвинута к маленькой вогнутой секции, и что ее размер действительно 30. Для пущей наглядности в программе можно было бы предусмотреть условие, что перетаскивать линейку можно только «усилиями» двух мышек. Понятно, что пользователи успешно выполнили бы это совместное действие: один подтаскивал бы  большую линейку держа ее за один конец к большому светофору, а второй тащил бы маленькую линейку за другой конец к маленькому светофору. Осталось только представить, что такие искажения могут быть заложены в естественные «мониторы» (сознания) людей от рождения, и сделать вывод, что пользователи этих «мониторов» никогда не догадаются о наличии искажений.

Систематизация и связи
Онтология