Ещё несколько слов о диалектике

Аватар пользователя Размышляй

Можно ли говорить о диалектике как о становлении смысла, не учитывая того, что само становление только и возможно при условии, если есть также нечто нестановящееся? Конечно, нельзя.

1. Уже сама диалектика утверждает, что эйдос становления включает в себя, по крайней мере, три принципа:

а) становящееся;

б) то, в чём происходит становление;

в) то, подобно чему происходит становление.

Последнее есть истинно-сущее, эйдос, вечный смысл, который остаётся в каждой вещи постоянно одним и тем же, не смотря ни на какие её изменения, ибо если бы вся вещь целиком становилась другою в каждый новый момент своего существования, то не было бы и того самого, что именно изменяется и движется, а само движение рассыпалось бы на бесконечное множество бесконечно малых и бесконечно отличных друг от друга частиц. Таков принцип эйдоса, «образца» становлений и изменений, ума, того, чему подражая, существует конкретно изменчивая, живая вещь. Но тут же необходим и второй принцип – принцип изменения, инаковости, «иного». Если бы был только принцип эйдоса, то мы обладали бы только вечным и вечно-неподвижным бытием. Необходимо, чтобы это бытие было погружено в живое изменение, становление, в непрерывно становящееся множество. Тогда-то мы и получим, в результате объединения обоих принципов, то, что и будет указывать уже на само становящееся, на то именно, что, будучи неизменным во всё время своего становления, всё время, однако, становится и течёт (Лосев А.Ф. АКСН. М., 1993. С. 245).

2. Диалектика учит о смысле и его типах. Что это означает? Это означает, с одной стороны, что смысл, чреватый становлением в своём собственном инобытии и потому – порождением нового смысла, есть, прежде всего, нечто вполне устойчивое и определённое, имеющее свою же категориальную структуру (один тип смысла). С другой стороны, это означает, что порождённый или порождаемый смысл есть тоже нечто устойчивое и определённое, имеющее свою же категориальную структуру (другой тип смысла).

Пример: вот категория эйдоса. Это смысл, имеющий свою собственную категориальную структуру, а именно – он есть 1) сущее 2) подвижного 3) покоя 4) самотождественного 5) различия. Налицо пять категорий эйдоса, из которых складывается его структура. Но вот – категория становления эйдоса (или просто – становления), которая есть не что иное, как результат перехода категории эйдоса в своё инобытие. Стало быть, это уже иная категория, иной смысл. Что же нового в категориальной структуре эйдоса становления по сравнению со структурой эйдоса как такого? Вся новизна здесь заключается в том, все категории эйдоса стали рассматриваться с точки зрения их инобытия, то есть как категории, погружённые в смысловое изменение. В чистом эйдосе они были неподвижными и устойчивыми, а здесь они вдруг стали подвижными, одна в другую перетекающими и пр.

Эйдос есть сущее подвижного покоя самотождественного различия; становление же – эйдос (то есть все пять категорий, взятых как целое), рассмотренный с точки зрения его инобытия.

Как видно, и эйдос, и становление – это строго определённые смысловые структуры, не смотря на то даже, что становление вроде бы говорит нам как раз о текучем смысле, о смысле, в котором вся структура поплыла. Тут просто нужно различать само реальное становление смысла, и смысл этого становления. О последнем и говорит нам диалектика.

Итак.

Диалектику всюду фиксирует строго определённые в своей структуре смыслы. Но она приходит к ним именно посредством погружения смысла в его иное, то есть через его становление.