Диалектика интеллигенции в Философии имени А. Лосева

Аватар пользователя admin
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Диалектику интеллигенции (самосознания, самосоотнесения) Лосев строит, рассматривая взаимоотношения сущего и меона.

Иерархия интеллигенции строится по степени осмысленности типов оформления меона. Первый — примитивный — тип взаимного общения смысла и меона вносит в смысл прерываемость и дискретность. "Разные виды и типы энергем суть разные степени меонизации энергемы, разные степени интеллигенции" (660).

Физическая вещь есть смысл, слово, данное на степени механически-дискретного объединения. Это вне-себя-бытие, каждый элемент которого внешен каждому другому элементу. Лосев обозначает этот момент как физически-энергематический элемент в слове, физическая энергема.

"Физическая энергема слова ничем не отличается от всякой физической энергемы. Это — совокупность физических определений, объединенных определенным смыслом" (658–659).

Следующий момент осмысления меона — органическо-энергематический, или органическая энергема. На этой ступени слово представлено как "результат некоего внутреннего, а не только внешне-механического сопряжения отдельных моментов" (660).

Лосев рассматривает энергему как для-себя-бытие, то есть как изначально соотнесенную с самой собой, что является сущностью знания, интеллигенции. Поэтому разные степени меонизации энергемы суть разные степени интеллигенции. У Лосева не вполне ясно прописан переход от физической энергемы просто, к физической энергеме в ее самосоотнесении, т.е. переход от бытия к интеллигенции.

Таким образом, физическая энергема, взятая в соотнесенности с самой собой становится новым типом энергемы — органической энергемой. Физическая энергема есть "интеллигенция на стадии знания внешнего предмета без знания себя самой, равно как и без знания того факта, что она знает иное и не знает себя". В этом состоит сущность раздражения и растительного организма. "Физическая энергема — чистое "вне себя", органическая же энергема — такое "вне себя", которое знает иное как некое чистое "вне"" (662).


Раздражение


"Раздражение сводится к знанию внешнего себе предмета, с его внешней же стороны, без знания себя самого и без знания самого факта знания внешнего предмета и без факта знания себя самого" (с. 661). Отношение раздражающего к раздражаемому сводится к тому, что "организм отражает на себе свойства раздражителя [тождество субъекта и объекта в субъекте?], не обнаруживая, однако признаков знания этого факта раздражения и свойств раздражителя" (662). "Раздражение есть нахождение себя как иного себе — в ином же и в раздражении вещь отождествляет себя как иное себе — с иным же себе" [тождество субъекта и объекта в объекте?] (664). "Раздражение — интеллигентно ознаменованное неживое движение. Раздражение — знание себя только как иного" (667)


Ощущение


Но при этом "отличить знание "иного" можно только тогда, когда есть "знание себя". Факт "знания иного", для того, чтобы быть фактом, требует отличения от противоположного, т.е. требует понятия "знания себя", и понятие раздражения требует понятия ощущения" (с. 662). "Ощущение есть знание себя и иного без знания факта этого знания" (663). Ощущение есть самосоотнесение (знание, интеллигенция), не отличающее себя от того, с чем оно соотносится (т. е. от знаемого), когда это последнее имеет преходящий характер (664).

"Слово, имя, мысль, интеллигенция на этой ступени есть животный крик".


Мышление есть знание себя и знание факта этого знания, т. е. самосознание (665). Ноэтическая энергема. Мышление предполагает субъекта мысли — это "смысл, погруженный в меон и осознавший себя как смысл" (666). Мышление предполагает осмысленную раздельность субъекта и предметной сущности. Мышление предполагает осмысленную раздельность субъекта мысли и случающихся с ним актов (в результате меонального погружения). "Смысл, предметная сущность, определяясь меонально, на степени самосознания все еще остается в сфере меонального определения" (666). Также предполагается раздельность мыслительнах актов и того, чтО мыслится о предмете.

В восприятии фиксируется устойчивый эйдос объекта и одновременно его пространственно-временное меональное протекание. "Мы фиксируем в воспринимаемом объекте его текучесть и качественную неустойчивость и — в то же время соотносим отдельные моменты этого протекания с тем целым и уже нетекучим, что представляет собою данный объект" (669). Формула восприятия по Лосеву: восприятие есть самосоотнесение вещи, когда происходит отождествление себя с собою же как неразличимо слитого (ощущающего) с одной стороны, и себя как раздельно-осмысленно слитого с иным, так что неразличимо ощущающий себя субъект различает являющееся иное, — с другой.

Восприятие есть знание вещью себя как иное в расчлененной форме. "Восприятие — есть знание иного плюс знание себя, причем первое дается расчлененно, второе же продолжает неразличимо течь" (670).

Следующая ступень интеллигенции — представление. "Чтобы иметь образ чего-нибудь, необходимо уже сознательно отделять себя от иного, ибо образ есть сознательная направленность на иное и сознательное воздержание от этого иного, когда субъект, воспользовавшись материалом иного, уже пытается обойтись в дальнейшем без этого иного, силою собственной интеллигенции. Образное представление свойственно лишь такому субъекту, в котором интеллигенция созрела не только до нахождения себя как иного себе, но — главное — и до понимания своей самостоятельности в отношении иного" (670–671).

"Вызвать образ в себе, т. е. сознательно соотнестись с собою, — такая интеллигенция может и без внешнего иного, если это внешнее иное хоть один раз аффицировало эту интеллигенцию и дало ей материал" (671).

Умственный (мысленный) образ, или представление внешнего объекта есть самосоотнесение вещи (самосознание субъекта), когда субъект отождествляет себя с собою с одной стороны как раздельно-едино слитого, и, с другой стороны, себя как раздельно-едино и осмысленно слитого с иным, так что раздельно-осмысленно познающий себя субъект различает иное в отношении себя, и это иное является для него раздельным и внешним объектом.

Образное представление есть знание вещью себя, причем это знание дано постольку, поскольку познаваемым является вещь, данная как результат перенесения вещью иного в себя в расчлененной форме. Образное представление есть различающее нахождение себя как иного себе и как себя самого (671).