Русская идея для мира

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

Мир в тупике. Политики запутались. Выхода не видно. Может ли помочь философия?
17 ноября 2022 года во всемирный День философии я участвовал в работе традиционной конференции "Дни философии в Петербурге". В этом году она была посвящена цивилизационным кодам России. Меня интересовал вопрос, является ли Русская идея (понятие, которое развивали философы Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др.) цивилизационным кодом России, и в чём её новое содержание. С этой целью я провёл опрос философов, который приглашаю посмотреть.

Под Русской идеей понимается представление о месте и роли России в мире. Русская идея — философский термин, ряд концепций, выражающих историческую уникальность, особое призвания и глобальные задачи русского народа и, в более широком смысле, Российского государства. Когда термин ещё не был в обороте, существовал интеллектуальный контекст, в котором обсуждали то, что позднее назвали "русской идеей".

Первым вопрос о своеобразии России и призвании русского народа поставил Пётр Чаадаев, однако позитивного ответа так и не дал.
Словосочетание "русская идея" первым употребил Фёдор Достоевский. В объявлении о подписке на журнал «Время» 1861 год он писал: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, всё враждебное в этих идеях найдёт своё применение и дальнейшее развитие в русской народности...»

Достоевский различал три мировые идеи: “идею католицизма”, “старого протестантизма” и “идею славянскую”(или русскую идею). Согласно Достоевскому, русская идея предполагает единение всех народов без каких-либо исключений: «…Национальная идея русская есть в конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение».

В.С. Сизов в диссертации на тему «Русская идея в миросозерцании Ф.М. Достоевского» утверждает: "Русская идея Достоевского не является чисто идеологическим или утопическим проектом, но выражает особый метафизический план, выступавший для писателя своего рода метасюжетом или объединяющим мотивом его романов".

Арсений Владимирович Гулыга в книге "Творцы русской идеи" пишет: "Русская идея Достоевского — это воплощённая в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности".
Заслугой Ф.М. Достоевского было то, что он увидел значение русской национальной идеи в христианском универсализме и обратился к русской национальной идее с позиций почвенничества. Русская идея это потребность национальной, государственной и культурной идентификации. Но не только.

Д.С. Мережковский считал, что русская идея не может быть осуществлена в принципе, поскольку историческая деятельность противоположна исторической схеме Достоевского. Идея всемирного духовного единения человечества во Христе существовала именно в западной половине христианства, в католичестве, тогда как в православии этой идеи никогда не было.

Какова же русская идея Достоевского?

9 ноября 2022 года я участвовал в работе XLVII конференции "Достоевский и мировая культура". В этом году меня интересовал вопрос, который я задал участникам: какова русская идея Достоевского?

Существенный вклад в развитие русской национальной идеи внесла теория культурно-исторических типов, разработанная Николаем Данилевским. Данилевский отвергал европоцентризм и развивал циклическую концепцию множественности цивилизаций. Он писал об уникальности, «четырёхосновности» славяно-русского культурного типа. Данилевский считал, что неисполнение народом своей национальной идеи приводит этот народ к духовной смерти, а потом и к уходу с исторической сцены.

Философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву принадлежит заслуга теоретического обоснования “русской идеи”. Он обосновал традиционные христианские ценности и призывы: “Все люди - братья”, “Бог есть любовь”, “Возлюби ближнего своего” и т.д. Соловьёв призывал человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства.

Весной 1888 года Владимир Соловьёв прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение «La Russie et l’Eglise universelle» («Россия и Вселенская Церковь»). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочёл в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад. Доклад был опубликован сначала на французском языке под названием «L’idée russe» («Русская идея»). Соловьёв писал, что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них».

В 1880-х годах русская идея была связана с политикой экспансии России в Азии и привела к оправданию колониальных завоеваний как выражение нового мессианизма с азиатским характером.
Термин "русская идея" широко использовался в конце XIX и начале XX века такими русскими философами как Евгений Трубецкой, Василий Розанов, Вячеслав И.Иванов, Семён Франк, Георгий Федотов, Лев Карсавин.

Е.Н. Трубецкой считал, что не следует отождествлять русскую идею с одной из её конкретных форм — православием, как делали славянофилы, хотя именно в стремлении русского православия к идеалу причина этого смешения.

По Льву Карсавину, русская идея, которая рассматривалась Соловьёвым и Достоевским в качестве обращённого в будущее религиозно-общественного идеала, должна пониматься более узко и определённо, как конкретизация «субъекта русской культуры и государственности».

Основатель евразийства Николай Трубецкой считал, что для России плодотворно «экономическое западничество» — следование западной экономической модели, и в то же время осуждал «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы ложного «стремления к общечеловеческой культуре».

Философ Сергей Николаевич Булгаков полагал, что высшая религиозная задача для человечества — подняться над умом, стать выше ума.

Философ Семён Людвигович Франк был убеждён, что смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям. Служение Правде, Добру, людям — оправдание жизни.

Николай Александрович Бердяев, опираясь на идеи Чаадаева, Достоевского, Вл.Соловьева, искал смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. Бердяев считал, что Бог не всецело управляет миром; мир отпал от Бога и погружается в зло. Любовь — открытие человека Богу, для этого ему и нужна свобода. «Свобода — это и есть Бог».

В работе 1946 года «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» Бердяев по существу отвергает русскую идею Соловьёва. Для Бердяева «русская идея», предназначение России — в объединении всех людей, всех народов ради реализации высших духовных ценностей и преображения мира и человека к совершенному состоянию, которое описывается христианством. Есть у Бердяева более лапидарная формула русской идеи: «все ответственны за всех».

Философ Иван Ильин считал необходимым обоснование русского национализма и патриотизма, которые он рассматривал не как политико-идеологические, а как духовно-культурные явления. Ильин высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый „вселенский“ народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к Претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур».

Насколько правильно говорить о русской идее и русской философии вообще?

В 1935 году в Нью-Йорке вышла книга «Вечное в русской философии». Её автор Борис Вышеславцев, один из крупных русских теоретических умов, отмечал во введении: «…Существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле есть русский Платон и русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант. Национализм в философии невозможен, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам».

Первая модификация русской идеи была синтезом православия и традиционных славянских представлений о мире (не только как о планете и космосе, но и как общине).
Вторая модификация была синтезом русской идеи с марксизмом. Социолог Питирим Сорокин анализируя этику "русского коммунизма" указывал: «По своим основаниям эта “новая этика” является воспроизведением и модификацией вечных и универсальных моральных принципов, провозглашённых всеми великими религиями и этическими системами, включая Нагорную проповедь и заповеди Иисуса».

В 1988 году в Нью-Йорке вышла книга А.Л. Янова «Русская идея и 2000-й год». Янов полагал, что за русской идеей скрываются геополитические амбиции, а также идеология российского великодержавного шовинизма и империализма.

После распада Советского Союза впервые за почти двести лет Россия не знает своего предназначения. Этим объясняется и кризис русской идентичности.

Кризис русской идентичности образно выразил писатель Виктор Пелевин в романе «Generation "П"» (1999 год).
"У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. ... Нам не хватает национальной и-ден-тич-ности... У чеченов она есть, а у нас нет. Поэтому на нас как на говно и смотрят. А надо, чтобы была чёткая и простая русская идея, чтобы можно было любой суке из любого Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть. Да и сами мы знать должны, откуда родом.
... Напиши мне русскую идею размером примерно страниц на пять. И короткую версию на страницу. Чтоб чисто реально было изложено, без зауми. И чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут в России просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в сорок пятом под Сталинградом, понял?"

В фильм "Брат 2" А.Балабанова (2000 год) весьма красноречиво показано понимание русской идеи в разговоре Данилы Багрова с русским таксистом в Нью-Йорке.
– Что ты припёрся сюда? – спрашивает таксист. – Я вашего брата хорошо знаю, давно езжу. Сначала у знакомых, потом посуду мыть или грузчиком в магазине, квартирку снимешь и приехали. А там куда кривая американской мечты вывезет.
– Зря вы так. Я родину люблю, – отвечает Данила.
– А, патриот, русская идея, Достоевский, держава... А где твоя родина, сынок? Сдал Горбачёв твою родину американцам, чтоб тусоваться красиво. А теперь твоя родина две войны и Крым просрала. Русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала... Родина... Сегодня родина там, где задница в тепле. И ты лучше меня это знаешь...".

Русский философ А.В. Гулыга в 2003 году писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны… Русская идея — это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики».

Современные философы утверждают, что «всемирный пафос русской мечты о правде позволил России многие века возглавлять многонациональную Империю — подчас даже в ущерб родовому русскому началу как таковому. Собственно, в этом и состоит русская идея. Всё великое требует жертвы, и русский народ эту жертву принёс и приносит».

Сторонники русского мессианства считают русский народ единственной силой, способной противостоять мировому злу и повести за собой остальной мир. «Если мы, русские, потеряем чувство ответственности за нравственное содержание человеческих мыслей, то Землю постигнет апокалиптическая катастрофа…"

21 ноября 2022 года в Госдуме выступил режиссёр Андрей Кончаловский: "Я думаю, что Россия призвана сохранить и не дать погибнуть европейской культуре. Россия - не только наследник великой европейской культуры, но, может быть, сегодня является единственным и главным её защитником <...> Россия будет нести знамя европейской цивилизации в мире".

14\11\2019 я участвовал в работе VIII Международного культурного форума в Петербурге и задал участникам форума вопрос о культурном коде России.

Кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков в интервью газете "Ведомости" 25\11\2022 признал:
"Наши люди так или иначе воспитаны на кинематографе и на литературе, в которых основой был поиск смысла".
"Если человек – самый последний бомж, никогда в жизни не читал Достоевского и не знает ничего про него, то Достоевский про него точно все знал. Это все равно единое мироощущение, вне зависимости от образовательного ценза они связаны общим национальным кодом".
"Справедливость, сострадание – это основа вообще и русского человека, и русского искусства".
"Русское искусство вообще без любви и катарсиса для меня не существует".
"А вообще я считаю, что только глубоко национальное может стать по-настоящему интернациональным".

Британский теософ Элис Бейли, одна из основателей течения нью-эйдж, в рамках которого ожидается наступление эры Водолея, предоставляла России особое место в обновлённом мире. По её мнению, именно из России должна прийти новая общечеловеческая религия, которая зальёт человечество «Солнцем Правды».

Французский историк Лоррейн де Мо, специализирующаяся на истории России, для объяснения конституции русской идеи исходит из культуры обиды, питаемой Россией из-за отношения к ней европейских стран.

В.С. Сизов считает, что поскольку не существует чёткого и однозначного определения русской идеи "одни принимают необходимость самой идеи как положительного идеала, через осуществление которого Россия в «чистоте помыслов» сможет достичь высот нравственности и выполнить своё историческое предназначение. Другие считают русскую идею идеологией русского империализма, программой экспансии, где церковь и власть заодно".

"Если забудут русскую идею, то не будет и России как духовно-социального образования, — полагает Анатолий Алексеевич Горелов (в статье "Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм").
"1) русская идея существует по крайней мере с XI в. и состоит из двух уровней — национального и всемирного; 2) было две её модификации — православная
и коммунистическая; 3) сейчас, если не желать гибели страны, необходима третья модификация русской национальной идеи, диалектически связанная с двумя предыдущими, — духовно-социальный строй, в осмысление которого вносит свой вклад и концепция русского социализма Ф.М. Достоевского".

"Новая русская идея будет структурной модификацией всё того же желания осчастливить мир. Отдельные глобальные проекты погибают, но стремление к благодати, заложенное в структуре русского национального характера, остаётся. Ему нужна новая идея, не столь приземлённая, как идеи потребительства, капитализма или национальной исключительности. Мы должны не восстанавливать какую-то из двух прежних модификаций русской идеи, а создавать третью модификацию, которая соединила бы в себе всё лучшее, что было в первых двух". (А.А. Горелов "Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм").

По большому счёту в мире всего две Идеи:
Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Вторая – наш мир результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей единственной жизнью во имя какой-либо идеи?
Что ценнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.

С точки зрения биологии, погибать ради каких-то абстрактных идей полный абсурд. Человек должен жить и размножаться, а не умирать из-за часто ошибочных и лживых идей. Всякого рода идеи является обманом одних ради процветания других. Жертвовать собой ради какой-либо идеи противоестественно. Желание выжить любой ценой куда естественнее, чем готовность к самопожертвованию. Эгоизм – часть инстинкта самосохранения. Да, среди животных встречаются факты самопожертвования, когда мать защищает своего детёныша или когда часть особей погибает ради выживания всего сообщества. Но это инстинкт! В борьбе за человека инстинкты побеждают культуру. Инстинкты спасают от различных идей и культурных экспериментов. Рационально-логические и прагматические доводы здесь не работают.

Если жить по дарвиновскому закону "естественного отбора", то ради самосохранения и продолжения жизни допустимо пойти на любое преступление. Собственная жизнь, очевидно, дороже, чем жизнь другого. Можно даже убить нападающего в ситуации необходимой обороны. Уголовный закон оправдывает убийство другого человека ради личного выживания в ситуации необходимой обороны.

В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей; господствует право силы, а не сила права, выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. На мораль и право плюют, если всего можно добиться силой. Человек не склонен признавать свои ошибки, и более того, хочет, чтобы за его ошибки расплачивались другие, часто невиновные люди. Лживость, зависть, жадность в инстинктивной природе человека.

Сегодня в битве за человека очевидно побеждает дарвинизм; повсеместно сделана ставка на силу и принуждение. Об идее Христа – «возлюби врага своего» – никто не вспоминает.
Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

«Доказать тут нельзя ничего, — настаивает старец Зосима (в романе "Братья Карамазовы"), но добавляет: — а убедиться можно… Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших близких деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей».

В рассказе Достоевский «Сон смешного человека» главный герой после пробуждения восторженно говорит: «Я видел истину. Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв возможности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
"Смешной человек" не знает, как устроить рай на земле, есть только евангельское правило: люби других, как себя, и это главное.

Реализм действительной жизни Достоевского требовал признать, что правило всепрощения в реальной жизни не работает. Алёша Карамазов должен был бы простить генерала, замучившего ребёнка, но он не только не прощает, но и требует "расстрелять!"

В романе «Подросток» Достоевский пишет, что в России «возникает высший культурный тип, которого нет в целом мире — тип всемирного боления за всех». «Француз может служить не только своей Франции, но даже и человечеству, единственно под тем условием, что останется наиболее французом; равно англичанин и немец. Один лишь русский, даже в наше время, то есть еще гораздо раньше, чем будет подведен всеобщий итог, получил уже способность становиться наиболее русским именно тогда, когда он наиболее европеец. Это и есть самое существенное национальное различие наше от всех…».

Я социолог, и на празднике Русская масленица решил проверить, действительно ли есть существенное национальное различие наших русских от всех прочих европейцев, и в чём оно.

28 августа 2006 года состоялся Круглый стол Первого конгресса культурологов на тему "Русская идея в контексте диалога культур".
В своём выступлении я утверждал, что русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости, с одной стороны, и представлением о бессмертии, с другой стороны. С точки зрения проявления жизненной необходимости, русская идея сформирована всей историей русского народа, в котором одно из главных было выживание русской нации и обретение её целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе.
В европейской культуре ценность индивидуальности превалирует над ценностью общности и государства. Проявлением азиатской принадлежности русской нации является превалирование ценности общности над ценностью индивидуальности. Отсюда второе положение «русской идеи» о необходимом самопожертвовании личности ради светлого будущего всего народа.
Третья составляющая «русской идеи» в ожидания пришествия царства Божия и построения справедливого общества на земле. Русскому мировоззрению было характерно сомнение относительно богатства, основательного устройства жизни и быта, а земная жизнь представлялась как путь странничества и бегства от мира.
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти (бессмертии). То или иное представление о смерти формирует определённый тип культуры. Жизнь напрямую связана с бессмертием.
Представление о смерти и послесмертии, о существовании жизни после смерти оказывают пусть не напрямую, но воздействие на бытие. Нужно ли копить блага земные, отдавая все силы души и тела участию в обществе потребления, или стоит ограничиться в материальном потреблении, чтобы посвятить все свои силы совершенствованию души?
Является ли земная жизнь самоцелью, либо лишь приуготовлением к переходу в вечное существование? В таком подходе находит объяснение и оправдание земные страдания, – они нужны ради совершенствования души для перехода в вечное существование.
Если жизнь после смерти есть, то следует выбирать путь совершенствия души. Если же не верить в бессмертие души, то и заботиться о ней нечего. Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.

События последнего времени заставили по-новому взглянуть на русскую идею. Возможен ли мир, в котором нет России?

Специальный выпуск журнала "Эксперт" был посвящён теме "Иные МЫ". 15 интервью с философами, социологами, публицистами о судьбах России. Вот три главных вывода.
1\ Идея о пути России как обязательного членства в концерте европейских стран однозначно отвергнута... высмеивание самой возможности "особого пути" – всё это осталось в прошлом.
2\ Огромное место в рассуждениях о России занимают её духовные, или, если хотите, сакральные свойства. Вот цитата из одного интервью: "В русском человеке как ни в каком другом есть это ощущение абсолютной необходимости и одновременно невозможности построить Царство Божие на земле".
3\ Мысль о глубокой провинциальности русской философии была отвергнута. "Философия нужна именно для того, чтобы проектировать желательное состояние. Если она этого не сделает, этого не сделает никто".

Я социолог и провёл во Владимире несколько интервью о судьбе России. Окончателен ли "развод с Европой" и что отличает нас от них?

Достоевский показал миру, что не социальное устройство и даже не религия главное, а сам человек. "Идеал гражданского устройства в обществе человеческом" есть "единственно только продукт нравственного самосовершенствования единиц... – было так спокон века и пребудет во веки веков".

Достоевский пишет: «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтобы успокоится: дешевле он не примирится. <...> Фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: „Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твёрдым историческим строем, с их установившеюся общественною и гражданскою жизнью“. И никогда-то он не поймёт, что правда прежде всего внутри его самого...»

"Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, — а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера. Выживать за счет спекуляции — вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.
Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.
Русские — это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причём безо всякой выгоды для себя.
Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие.
Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. С точки зрения западного обывателя это безумие, но только такое состояние позволяет создавать гениальные творения.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви".
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература 1998 год).

Сегодня русская идея в свете последних событий в мире требует уточнения и развития.
Объединённое Движение «Русская Философия» объявило о созыве Большого Философского Собора, призванного сформулировать единые онтологические основания русской идеи. Настоящий Философский Собор призван собрать всевозможные мнения онтологического характера по поводу существования русской идеи и всеобщим решением утвердить единые доводы для обоснования русской идеи.

Русская идея лично для меня это не государственная идеологема и не постулат национального превосходства. Если идея Запада (условно) это рационализм и прагматизм, то русская идея — это бескорыстная любовь и сострадание.
Основной вывод теории альтруизма заключается в том, что наш мир может спасти только бескорыстная любовь.

Какой сегодня должна быть формулировка русской идеи?
По широте она должна быть универсальной общемировой и всечеловеческой, по глубине метафизической и всесубъектной, при этом конкретной, глубоко личностной и гуманистической.

Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что. Смысл – жить в состоянии любви! Любовь творить необходимость! Всё есть любовь!

Как писал великий Гёте: "Любовь есть закон, на котором держится мир".

Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
 

РУССКАЯ ИДЕЯ В ПЕТЕРБУРГЕ

17\11\2022 мнения о Русской идее участников конференции "Дни философии в Петербурге"

https://youtu.be/uu5S-BFzLZc

 

РУССКАЯ ИДЕЯ В ПАРИЖЕ

Русская идея в Париже в 2019 году

https://youtu.be/9kejmHFFm0M

 

ВЛАДИМИР ТРАДИЦИИ И СУДЬБА РОССИИ

18\09\2022 во Владимире мнения о традициях и судьбе России

https://youtu.be/HUzt0cUOMes

 

КОЗЫРЕВ О РУССКОЙ ИДЕЕ И ДОСТОЕВСКОМ

17\11\2022 А.П. Козырев сделал доклад "Мать-сыра-земля: к спорам вокруг Достоевского" на конференции "Дни философии в Петербурге 2022"

https://youtu.be/D-YZhTdUNz4

 

БРОДСКИЙ О РУССКОЙ ИДЕЕ

17\11\2022 А.И. Бродский, сделал доклад "Селективная семантика. Культурологические, психологические и нейрофизиологические основания формирования цивилизационного кода" на конференции "Дни философии в Петербурге 2022"

https://youtu.be/GrlrD_1mCDE

 

АБАКАРОВА О РУССКОЙ ИДЕЕ

17\11\2022 Р.М. Абакарова сделала доклад "Коды, символы и знаки в этнокультуре" на конференции "Дни философии в Петербурге 2022"

https://youtu.be/SrZqIT_xYco

 

КИРАБАЕВ О РОССИИ И ИСЛАМЕ

17\11\2022 Н.С. Кирабаев сделал доклад "Россия и исламский мир: философские перекрёстки культур" на конференции "Дни философии в Петербурге 2022"

https://youtu.be/ciHnSGJjz5I

 

Я делаю всё бесплатно, во имя русской идеи!

Приглашаю посмотреть мой 11.11.2022 пост "РУССКАЯ ИДЕЯ ДОСТОЕВСКОГО"
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=2027
Приглашаю посмотреть мой 17.11.2019 пост «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ»
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1548
Приглашаю посмотреть мой 16.03.2018 пост «КОД РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1260

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А Вы согласны с РУССКОЙ ИДЕЕЙ ДЛЯ МИРА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Victor

Мой главный вопрос, на который вы обещали ответ,  в предыдущем вашем посте был таков:

Как по вашему возможен ли вообще некий такой единый онтологический принцип конституционального уровня, или нет?

То, что здесь повествуется, можно назвать "потоком дивергенций", "неоднозначностью", закрученной вокруг идеологии "русской идеи". Гендерный состав мыслей - "женский", "пассивный". Т.е. то о чем я писал в своей статье, что "женское"/"мужское" в российской ментальности соотносится как примерно 80:20 ~ 4. Остается на том же уровне. Весь этот текст написан в "женской" (мечтательной) тональности:

"Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что. Смысл – жить в состоянии любви! Любовь творить необходимость! Всё есть любовь!"

После СВО, как сейчас утверждают социологи, будет некому просто любить, создавая население. Просто тех. кто способен создавать здоровое население "выкосят" со страшной силой, на радость наших врагов, создав еще больший гендерный перекос.

Как по мне, наиболее сильно смысл выражен в созидательности (мужская тональность)...

***

Какой сегодня должна быть формулировка русской идеи?
По широте она должна быть универсальной общемировой и всечеловеческой, по глубине метафизической и всесубъектной, при этом конкретной, глубоко личностной и гуманистической.

Обратите внимание на требование двойственности в этом "ТЗ" (техническом задании). Она (идея) должна быть и "универсальной" и "конкретной". Такое сочетание, в моем представлении, дает только онтологическая сущность: пассивное/активное ~ конкретное/абстрактное ~ уникальное/универсальное ~  ... вещественное/энергийное ~ ... личное/коллективное ~ частное/общее ~ ... ~ 1  ("/" - символ диалектического единства)

У А.Ф. Лосева есть мысли насчет того, что язык философии он символичен google :

Лосев называет символ «бесконечным рядом различных закономерно получаемых единичностей, которые и сливаются в общее тождество породившего их принципа или модели как в некий общий для них предел»

Квинтэссенцию такого эйдетического моделирования я и называю онтологической сингулярностью. Простейшей формой для предикатного мышления, которого выражается социальной двойственностью: потребитель/производитель ~ mcc/E ~ 1. Диктат этого онтологического инварианта известен как "принцип по труду" и приоритет духовного над материальным, отражающий наиболее емко идеал справедливости, достижимый в этом мире.

***

Смысл "русской идеи" осуществить цивилизационную идею  социальной справедливости, которая может быть исключительно одна, без (плюралистических) вариантов! Варианты возможны только в тактике ее продвижения к идеалу.

***

Аватар пользователя vlad22

Борис Вышеславцев, один из крупных русских теоретических умов, отмечал во введении: «…Существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле есть русский Платон и русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант. Национализм в философии невозможен, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам».

Считаю это верным высказыванием. Вот только фразы: есть русский Платон и русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант, не следует понимать как Соловьев, Бердяев, Достоевский и прочие. А следует понимать буквально: интерпретация и понимание русскими текстов Платона, Плотина, Декарта, Гегеля и прочих происходит с т.з. национальной идеи (и чем ближе к настоящему труды философа тем больше это выражено). Т.е., русские не стремятся понять, а стремятся переиначить под себя, под свое видение мира окрашенное национальной идеей. Особенно сильно это выражалось в СССР, когда например, в любой библиотеке вы найдете сотни книг (русских авторов) о философии того же Спенсера или Поппера, но текстов их самих не найдете. И все эти тексты были похожи друг на друга как 2 капли воды - везде марксизм-ленинизм в приоритете и полное искажение мыслей самих интерпретируемых авторов. Сейчас то же самое только в завуалированной форме (речь тут не о всех, а о подавляющем большинстве). Потеряв этот самый марксизм-ленинизм, обладающие властью жаждут чего-то похожего (доказательства, обоснования, что мы правы во всех своих проявлениях как нация), а большинство философов переживает свою несостоятельность пытаясь подобрать универсальный ключик понимания к происходящему (а этот текст именно такой и есть). Вместо того, чтобы начать понимать и принимать мир других и адаптироваться к нему. 

Простая мысль: поиск особенного в себе отдаляяет себя от остальных. Поиск нац. идеи - это способ обособиться, стать другим, чужим, когда другие народы вас не понимают, а вы не можете понять их. Кроме как к изоляции, конфронтации и войнам (т.к. ресурсы общие, поэтому столкновения неизбежны) это ни к чему не приводит. Национальное, особенное в народе есть всегда и его невозможно уничтожить. Жизнь и социум так устроены, что оно все равно проявляется в любом деле и всегда сумеет постоять за себя. Так стоит ли о нем беспокоится? Особенно ставить в приоритеты своего разума?

Аватар пользователя fed

Николай Кофырин^ является ли Русская идея (понятие, которое развивали философы Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др.) цивилизационным кодом России, и в чём её новое содержание.

Частично. Русская идея основана на эзотерике. Ядром же эзотерики является раджа-йога. 

Идея начала свое шествие по России (сНГ) широко с 1989.

Большой предпосылкой является русская литература. Пушкин, Толстой, тот же Достоевский и многие другие, поэты и писатели.

Эзотерика идет на смену марксизму-ленинизму и многое возьмет из него, исправив ошибки и недоработки.

Аватар пользователя Sergei Vasiljev

Чем не идея - нет насилию? (Под насилием имеются ввиду действия с физическими объектами без согласия владельца).

Она понятна на межперсональном уровне. Она вполне реализуема и на общегосударственном уровне.

Аватар пользователя fed

Sergei Vasiljev: Чем не идея - нет насилию?

Да, это будет входить в будущую идеологию. И не только борьба с насилием. А всеми клешами (инстинктами) - причинами грехов\преступлений.

Их 5:

Двеша - агрессивность, ненависть

Рага - пристрастие, привязанность

Асмита - эгоизм. Алчность, жадность

Абхинивеша - инстинкт самосохранения, страх здесь

Авидия - невежество, духовная неграмотность.

Это будет входить в систему воспитания и образования, подготовки кадров, в том числе руководящих.

Аватар пользователя Sergei Vasiljev

fed, 29 Ноябрь, 2022 - 10:57, ссылка

Мне довольно далека философия, которой вы следуете. Если она дает вам руководство к действию, да и слава Богу, как говорится. Но лично я не вижу из ваших постов руководство к действию. Зато я знаю, что надо делать, чтобы построить общество без насилия. Для меня понятно именно это руководство к действию. 

Аватар пользователя fed

Sergei Vasiljev,: руководство к действию

Почему же? У меня написано - Это будет входить в систему воспитания и образования, подготовки кадров, в том числе руководящих.

Воспитание, образование, управление.

Общество не только без насилия, но и без воровства и коррупции.

Аватар пользователя Sergei Vasiljev

fed, 30 Ноябрь, 2022 - 10:37, ссылка

Человек всегда выбирает лучший для себя вариант по своей внутренней шкале. При этом, если речь о прибытке, то где его больше и лучше, а если об убытке, то меньшее из зол. Когда я говорю об обществе без насилия, я знаю те движущие силы, которые ведут человека к выбору именно этого варианта, т.е. варианта, который заставляет (именно заставляет) человека отказываться от насилия.

А каким стимулом вы планируете побудить людей отказываться от насилия, в частности от воровства и коррупции? Что за кнут или пряник вас есть

Аватар пользователя fed

Sergei Vasiljev,6 А каким стимулом вы планируете побудить людей отказываться от насилия, в частности от воровства и коррупции? Что за кнут или пряник вас есть? 

Общими словами я уже сказал - воспитание, образование, управление. Методы борьбы с этими напастями давно уже есть, разработаны и применяются во многих странах мира. И весьма успешно. Многое будет также взято из советской идеологии.

Аватар пользователя Sergei Vasiljev

Общими словами я уже сказал - воспитание, образование, управление. 

Другими словами, стимул вам неизвестен. Чего ради люди захотят позволить кому то воспитывать и образовывать по вашим идеям? И чего ради кто то позволит вам управлять? Кому и зачем это надо?  

Методы борьбы с этими напастями давно уже есть, разработаны и применяются во многих странах мира.

Вы хотите сказать, что методы борьбы с коррупцией давно известны и с успехом применяются? Чего же тогда много споров, как победить коррупцию? 

Аватар пользователя fed

Sergei Vasiljev,: методы борьбы с коррупцией давно известны и с успехом применяются?

Конечно. Борются и весьма успешно. И в Советском Союзе боролись.

стимул вам неизвестен

Стимул - общественное и личное благо. Это будет принято всеми.

Аватар пользователя Корвин

Общими словами я уже сказал - воспитание, образование, управление. Методы борьбы с этими напастями давно уже есть, разработаны и применяются во многих странах мира. И весьма успешно. Многое будет также взято из советской идеологии.

Наиболее разрушительной для социализма в СССР была идея воспитания нового человека. Типа: сначала нужно воспитанием создать человека социалистических убеждений, потом этот человек начнет сам строить социализм. В результате вся культура занималась пропагандой социалистических идей. Это бред. Сама жизнь формирует человека. Культура только помогает человеку соответствовать принятому образу жизни. А общественную жизнь формирует общество при поддержке государства.

Аватар пользователя fed

Корвин,: Наиболее разрушительной для социализма в СССР была идея воспитания нового человека.

а что было разрушительного? Посмотрите программу телевидения 1987 года и сравните с теперешней. Была созидательная. Были ум, честь и совесть.

Аватар пользователя Корвин

До 1987 года активно велась антирелигиозная пропаганда. А между тем, начиная с начала 80-ых, в Москве обустраивалась резиденция патриарха, вырабатывался механизм включения церкви в госсистему, готовилось празднование 1000-ия крещения Руси. Вот вам пример разницы между реальными политическими процессами и пропагандой.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

//fed, 30 Ноябрь, 2022 - 10:37, ссылка
У меня написано - Это будет входить в систему воспитания и образования, подготовки кадров, в том числе руководящих.
Воспитание, образование, управление//

Посмотрите, чего только не писали, в том числе в Основных законах (конституциях)! А какая замечательная конституция написана в Российской Федерации! Это не помешало ей совершить агрессию и не мешает её солдатам совершать преступления на оккупированных территориях. А что мешает русской идее остановить ужасную войну? То, что какое-то из её положений не сформулировано и не записано в Конституцию? Я думаю, что русским нужно сначала впитать в себя общепризнанные общечеловеческие ценности, а потом уже, если этого будет мало, разрабатывать свою национальную идею.

Аватар пользователя Whale

впитать в себя общепризнанные общечеловеческие ценности

Вот с этим как раз и ведется непримиримая борьба. Русская> идея ставит под сомнение сами основания этих "общечеловеческих ценностей", а также их "общепризнанность".

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

//Вот с этим как раз и ведется непримиримая борьба.//

Не думаю, что это так. Не спорю, что есть масса свидетельств такой борьбы, но, чтобы она стала действенной, необходимо несколько больше усилий и ресурсов. Ведь с инопланетянами тоже ведётся непримиримая борьба и существуют центры, претендующие на роль ведущих в этой борьбе. Это вам смешно, а многие свято верят им и готовы стать под их знамёна. Возможно, под знамёнами той борьбы, о которой вы, говорите, стоит гораздо больше людей, чем под знамёнами борьбы с инопланетянами, однако не они определяют те драматические события, которые разворачиваются на наших глазах.
Как я себе представляю, всё гораздо проще, хотя у многих не укладывается в голове, как такие причины так просто могут привести к столь печальным последствиям. Я думаю, что причиной служит допущение того, что можно отступать от буквы закона, что некоторых можно судить другим судом - в каком-то смысле товарищеским, но закрытым от широкой общественности. Это ведёт к соблазну брать тебе не причитающееся, что, в свою очередь, погружает людей в бездну преступного омута, который затягивает и скрепляет их между собой соучастием.

Аватар пользователя Whale

допущение того, что можно отступать от буквы закона

Какого закона?

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Юридического.

Аватар пользователя fed

Whale: ставит под сомнение сами основания этих "общечеловеческих ценностей", а также их "общепризнанность".

Общечеловеческие ценности - Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье.

Аватар пользователя Skachok

Вот с этим как раз и ведется непримиримая борьба. Русская> идея ставит под сомнение сами основания этих "общечеловеческих ценностей", а также их "общепризнанность".

Батенька, Вы что, философский националист? Как же так, Илья? Логос, он же ведь «общечеловеческий», все люди обязаны следовать Логосу (Абсолютному Закону)! Дао, оно же ведь «общечеловеческое», все люди обязаны следовать Дао! Дхарма, она же ведь «общечеловеческая», все люди обязаны следовать Дхарме! Шариат, он же ведь «общечеловеческий», все люди обязаны следовать Шариату! Ну и до кучи Гологол также «общечеловеческий», все люди обязаны быть в созвучии с фрактальным Гологологологолом, слиться с ним во «всеедином» речном потоке речи!

А если серьёзно, то почему бы не поставить под сомнение не только философский космополитизм, но и философский национализм? Почему бы не объявить восстание против всего, что пытается навязать свою «общечеловеческую» универсальность, т.е. объявить восстание против Логоса, Дао, Дхармы, Шариата и Гологола? Ну и заодно почему бы не объявить восстание против так называемого «русского Логоса» и соответственно «русской идеи», которая пытается навязать свою «особочеловеческую» уникальность? Почему бы все это не обесценить? К черту философский космополитизм и к черту философский национализм! Что первое - фуфло, что второе - фуфло, оба фуфло! Пошли оба в баню! Уж лучше развалить нахрен этот «всеединый Логос» и этот «русский Логос», чем быть ихним объектом! Русской идее место у параши!

Вы серьёзно хотите быть объектом «русской идеи»? Для Дугина, с его графоманским трехтомником «Ноомахия. Войны ума. Русский Логос», например, все русские люди это объекты «русской идеи». Но при этом сам себя он естественно мнит «радикальным субъектом», интеллектуальной элитой, которая якобы слышит зов «русской идеи». В итоге выходит лицемерная картина. «Русская элита», т.е. субъекты использующие «русскую идею» в своих интересах, ведомы путем левой руки. «Русская масса», т.е. объекты «русской идеи», которые всегда должны быть готовы умереть за неё, ведомы путем правой руки. Субъективация «русской элиты» и объективация «русской массы», вот в этом и заключается «русская идея». Она нужна для того, чтобы провонявшая россиянская церковная и государственная вертикаль власти ещё какое-то время продержалась, чтобы клерикалы, чиновники и прочие люмпены продолжали как можно дольше паразитировать за счёт налогоплательщиков. Налоги это богоугодное дело и это обязанность каждого гражданина РФ! Понял?

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Браво!!!

Аватар пользователя Sergei Vasiljev

"Налоги это богоугодное дело и это обязанность каждого гражданина РФ"

Весьма сомнительно. Налоги, как и всякое насилие, идут супротив законов природы, заставляющих людей осознанно или неосознанно отказываться от насилия. А если природные законы от Бога, как говорят, то налоги никак не могут быть богоугодным делом. Вспомните хотя бы мытаря Матвея, кажется, который отказался от сбора податей и пошел за Христом.

Аватар пользователя Skachok

Весьма сомнительно.

Еще бы это не было сомнительным!

Аватар пользователя Whale

Вы-то, конечно, можете все объявить "туфтой" - но тогда с туфтой и останетесь.
 

Аватар пользователя Skachok

Вы-то, конечно, можете все объявить "туфтой" - но тогда с туфтой и останетесь.

Я то останусь с «туфтой» и «фуфлом», а вот Вы походу останетесь с «существенным» и «ценным» национализмом.

Аватар пользователя Whale

а вот Вы походу останетесь с «существенным» и «ценным» национализмом.

Какая разница?

Аватар пользователя Skachok

Какая разница?

А что, разница разве есть? Впрочем в рамках других дискурсов эта разница может и есть. Каждый «дискурсер» будет эту разницу интерпретировать по своему, как левой пятке захочется, так и будет «обосновывать» эту разницу.

Аватар пользователя Whale

А что, разница разве есть? Впрочем в рамках других дискурсов...

 Вы чувствуете, как слова теряют всякий смысл? Это погружение во тьму внешнюю, где нет надежды и вечные муки.

Аватар пользователя Skachok

Вы чувствуете, как слова теряют всякий смысл?

Это ни что иное, как обесценивание Логоса. Ирония заключается в том, что я «породил» Гологол, я его и «убил». Здесь и сейчас Пустота, черная Бездна.

Аватар пользователя Whale

Здесь и сейчас Пустота, черная Бездна.

Есть три варианта:

1) из бездны отчаяние и ужаса, через покаяние - к Богу

2) полное безразличие, принятие абсурдности жизни, растворение в нем.

3) отказ от какого-либо выбора, попытка укрыться в суете повседневности, в каких-то суетных делах и страстях. Это такая анестезия, жизнь под наркозом, во сне; предыдущий вариант - путь стоиков. Первый - путь веры.

Аватар пользователя Skachok

А есть вариант продолжать опустошать все и углубляться все больше внутрь этой черной Бездны по ту сторону Бога? Бог это же ведь Первомонада, не так ли? Как насчет того, чтобы встать не на сторону Первомонады (Первоединицы), а на сторону Парашуньяты (Высшего Нуля)? Греческая философия ничего не ведала о нуле, а вот индусы ведали о Шуньяте. Шунья прям дословно переводится как «нуль», а Монада дословно переводится как «единица». Тут прям напрашивается соотнесение Первомонады и Парашуньяты. Я статью этому посвятить как раз собираюсь.

Аватар пользователя Whale

А это можно. В принципе, это пассивный, аскетический вариант второго пути - отрешенность и самоугашение.

Аватар пользователя Skachok

Я бы не сказал, что это пассивный путь. И это вовсе не путь безразличия с блаженным «растворением» в Нирване, в которой угасает субъектность.

Аватар пользователя Whale

Тогда сатанизм. Но чем это заканчивается - известно.

Аватар пользователя Skachok

Какой «сатанизм», я Вас умоляю? Сатанизм это как правило типичный путь левой руки, который прямо противоположен пути правой руки, т. е. Вашему первому варианту с преклонением перед Богом. Я же предлагаю срединный путь между путем левой руки и путем правой руки.

Аватар пользователя Whale

ЛЕВАЯ РУКА БОГА

Бог — однорукий
сказал Жозе Сарамаго
У него только правая рука
И все мы сидим по правую руку.

Но я говорю о другой руке Бога
о той что удерживает дьявола на поводке
о той что отталкивает:
пишет судьбу неразборчивым почерком
о левой руке Бога
которая тень и страх
которая вся — ничто.
О руке грозящей
что отбросив ненужное отпустит душу
развяжет войну и раздует ветер.
Это левой рукой Бог сжимает поэту сердце
заставляет его трепетать
и сбивает ритм и все поэты
сидят по левую руку даже Антеро.
Это левой рукой Бог очищает землю
огнем своим и жестоким ливнем
ураганом бурей землетрясеньем.
Нет.
Бог не однорукий.
Бог — левша.

Мануэл Алегре

Аватар пользователя fed

Головорушко Сер...,: русским нужно сначала впитать в себя общепризнанные общечеловеческие ценности, а потом уже, если этого будет мало, разрабатывать свою национальную идею.

разумеется, что так. Без этого никак.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Ну, так вы пока предлагаете что-то куда-то записать (не хочу думать, что возглавить), наверное в Конституцию, какие-то очень правильные положения. Вы полагаете, что народ будет им следовать? И это при том, что у нас на глазах попираются другие, но тоже правильные положения. Вы видите, что люди с примитивным мышлением могут так поставить себя в обществе, что все будут вынуждены им подчиняться? Что правильные положения о разделении властей и контроле их друг за другом перестают исполняться?
Мне кажется, сегодня не так остро стоит вопрос, как нам жить, как вопрос, как сделать так, чтобы никто не смог поставить себя так, чтобы решать за нас, как нам жить.

Аватар пользователя fed

Головорушко Сер...^ сделать так, чтобы никто не смог поставить себя так, чтобы решать за нас, как нам жить.

Это могут сделать только сами люди. Когда созреют.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

"Мир в тупике. Политики запутались. Выхода не видно. "

Весьма спорное утверждение. Я бы даже больше сказал: утверждение совсем не соответствующее действительности. Мир, как развивался (не без проблем), так и развивается. Запутавшихся политиков не наблюдается - есть явно один, но это не правило, а исключение. Выхода не видно откуда? Из тупика? Если локальную проблему считать мировым тупиком, то из неё выход вполне себе виден. Более того, из неё видно несколько путей выхода.
Что касается русской идеи, то я бы сказал следующее. Какова бы ни была идея развития мирового сообщества, я не вижу причин называть её русской, немецкой, китайской или эфиопской. Разве что отдать должное автору идеи. Пока же очевидно, что никакой идеи нет, а в некоторых умах идут её поиски. Эти поиски идут со времён Достоевского, а может быть и раньше, но за такой большой срок ничего внятного не сформулировано.
Николай Кофырин проделал определенно большую работу, собрав мысли многих известных людей на тему русской идеи. Однако вывода, что эти мысли никак между собой не связаны и касаются поиска русской идеи, а не её обсуждения, он не делает. Наверно хочет все-таки эту идею найти.

Аватар пользователя fed

Головорушко Сер...: Какова бы ни была идея развития мирового сообщества, я не вижу причин называть её русской, немецкой, китайской или эфиопской. Разве что отдать должное автору идеи.

Ну да, это хорошо видно на примере предыдущей идеи - Построить первое мире социалистическое государство, где не будет эксплуатации человека человеком. Идея родилась в Германии, а осуществляться начала в России.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Да, именно так.

Аватар пользователя fed

Великая страна - это, прежде всего, бренды. Что мы можем предложить миру. Сегодня нет почти ничего, кроме экспорта сырья. А в Советском Союзе хоть что-то было.

Нужно развивать промышленность, выходить на мировой уровень.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Совершенно верно! Я недавно думал над вопросом, чем может гордиться россиянин. И пришёл к выводу, что гордиться он может только достижениями Советского Союза или более далёких предков. Иногда он может гордиться поступками некоторых соотечественников, но современное государство не сделало ничего, чем можно гордиться. Есть блогеры, которые пишут о достижениях России, но все эти достижения предстают, как сделанное вопреки, а не благодаря государству.
Развивать промышленность должно государство. Конкретнее, оно должно создать условия для этого, а люди уж сделают, как надо.

Аватар пользователя fed

Идея этого года - уехать из России. С начала года Россию уже покинули десятки миллионов. Идет массовый отток, умных, специалистов, творческих. Еще лет 5 и в стране останутся одни пенсионеры.

Аватар пользователя Ариадна

Федор, Вы там, в том "Прекрасном Далеке" не забудьте усовершенствовать с единомышленниками теорию "Планетарного Мышления" для  человечества. Идея Жизни должна быть не русской, не украинской  и не американской. Она должна быть планетарной. Наш дом - планета Земля. И на ней не должно быть войн. Никогда!

Аватар пользователя fed

Ариадна: Она должна быть планетарной. Наш дом - планета Земля.

Да, так и будет. Этот процесс идет. Во всех сферах. Философия и религия будут единой дисциплиной  на всей планете. Будет одна общая идеология, которая будет влиять на все сферы жизни. Экономику, политику, науку, спорт, искусство.

Аватар пользователя fed

Головорушко Сер...,: чем может гордиться россиянин. И пришёл к выводу, что гордиться он может только достижениями Советского Союза

Да, к Марсу и Луне больше корабли не запускаем, больших телескопов не строим.

Аватар пользователя Корвин

Корабль к Марсу запустить не под силу одному человеку. Но даже и здесь, на форуме не хотят ничего делать из того что под силу.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Русская идея это проявление великодержавного эгоизма. Во первых, это выпячивание своих особенностей, утвержденных на уровне правящего режима. Во вторых, это эгоистическое самомнение о своем величии или даже превосходстве над другими народами. Этот национальный эгоизм характерен только для диктаторских режимов, в демократических странах он слабо выражен и свойственен редким индивидумам.
Российский эгоизм с одной стороны, приведет страну к упадку, с другой его осознание среди определенной части общества, приведет к бурному духовному возрождению и качественному скачку в эволюции сознания найболее продвинутой части россия (я не пишу русских ибо их среди населения россии останется в итоге меньшенство. Два милиона уже выехало, а сколько еще сопъетя?)

Аватар пользователя fed

Судя по предсказаниям Симпсонов в будущий СССР-2 войдут страны Скандинавии. Пока с трудом верится.
 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Зато очень похоже, что от россии через год останется небольшой обломок, а ссср-2 воссоздаст великий китай.

Аватар пользователя Andrei Khanov

политика

не важно с каким знаком, форум объявлен вне политики

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Прошу прощения, ретируюсь. Но сами начали политическую тему, русская идея это не философия, а политика. Например чем она отличается от немецкой идеи, тут без политики рассуждать не получится.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Любая идея это в первую очередь философия, а потом уж политика или какая-то другая практика. Мы здесь обсуждаем философские идеи, а не планируем политические акции. Так что заберите назад свои извинения - они здесь не к месту. (Надеюсь, вы в тайне не планировали склонить нас к заговору).

"Этот национальный эгоизм характерен только для диктаторских режимов, в демократических странах он слабо выражен и свойственен редким индивидумам."

Вы ошибаетесь. Национальный эгоизм присущ практически всем народам.

Аватар пользователя fed

Головорушко Сер...^ Вы ошибаетесь

Правильно человек говорит. Сам был во многих странах и видел, где что выражено.

Аватар пользователя fed

Николай Кофырин^ Ильин высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый „вселенский“ народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к Претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур»

Правильно человек говорил. Это касается в первую очередь философии. Ассимиляция всей мировой философии и религии и претворение в жизнь.