Русский логос о смысле жизни

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

Два года назад я принимал участие в конференции «Русский Логос». 25 сентября 2019 года участвовал в работе конференции «Русский Логос-2 – Модерн – границы контроля».
После отмены обязательного преподавания марксистко-ленинской философии в вузах, многие засомневались, является ли философия наукой. На этот вопрос ответил ещё Михаил Бахтин: «Место философии. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Её можно определить как метаязык всех наук».

Древнегреческое слово «ЛОГОС» имеет множество переводов и значений, в том числе – «смысл». Потому основным вопросом философии, на мой взгляд, является вопрос В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ.
Я попытался выяснить у участников конференции, изменилось ли представление о смысле жизни в XXI веке?

Ло́гос (от греч. Λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).

С одной стороны, Логос означает «мысль» и «слово» («слово, речь, если они искренни, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу»).
С другой стороны, Логос — это «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Логос — это и организующий принцип, и смысл всякой вещи и всякого существа, огненное семя всех вещей.

В философский обиход термин ввёл Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.). Логосом он называл «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. Гераклит использовал этот термин, чтобы иронически подчеркнуть огромную разницу между логосом как законом бытия и пустыми человеческими речами.

Гераклит личность

Космический Логос (слово), говорит греческая философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. Обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка.

Логос понимают ещё как разумный принцип, управляющий миром – Закон законов.
По Гераклиту, Логос – и ум, и Слово – имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
У Гераклита читаем: «Не мне, но Логосу внимая мудро признать, что всё – едино». «Мудрость в том, чтобы знать всё как одно». «Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной (всем через всё)».

Согласно Гераклиту, в свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остаётся равным себе.

Логос Гераклита – это словочисло, власть единства и порядка, всеобщий Закон бытия. Гераклит объявил сущностью судьбы Логос: пронизывающий субстанцию вселенной. Это – эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначенного круга времени.

Логос саморазвертывающийся

Стоики понимали материю как периодическое воплощение Логоса, как «творческий огонь». Логос пронизывает всю природу и человека, его психологию и биологию.
Творение материального мира есть истекание Логоса из платоновского мира идей, процесс преображения хаоса в космос.

В иудаизме «Логос» переводится как творческое начало слова Божьего.
Термин «Логос» был переосмыслен как слово личного и живого Бога, который «окликает» словом (Логосом) вещи и тем самым вызывает их из небытия. Логос — это образ Бога, как бы «второй Бог», посредник между потусторонностью Бога и посюсторонностью мира.

Логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве Логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворождённый сын Бога, как посредник между Богом и человеком.

В христианстве Логос (Слово) — это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается: становится Богочеловеком Иисусом Христом. В христианской Троице Логос (Слово) или Сын Божий это вторая ипостась единого Бога, который вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым сотворил мир видимый и невидимый.

Как первая эманация Бога Логос объединяет собой весь мир идей, которые служат образцами творения. Бог содержит в себе свой внутренний Логос как разум и замысел мира, но также излучает Логос вовне, творя и одушевляя им мир. Это согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом.

В сотворённом мире Логос присутствует как внутренняя оживляющая сила и судьба. Логос присутствует и в индивидуальной душе, будучи её внутренней силой и внешним руководителем-посредником, возвращающим душу к Богу.

Логос можно представить как всеобщую творящую и управляющую информационно-энергетическую всепроникающую Систему, обладающую истинным знанием обо всех происходящих во вселенной процессах. Аристотель называл это термином Нус (Ум).

У некоторых русских философов-идеалистов термин «Логос» употребляется для обозначения цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции.

По моему мнению, не совсем верно говорить «русский логос». Логос – универсален. Правильнее говорить, о русском понимании Логоса.
На мой взгляд, можно выделить следующие особенности нашего национального понимания универсального Логоса:
1\ Антропокосмизм – человек является частью космоса (его творением), а не центром мироздания.
2\ Аксиологизм – стремление жить по «божьей правде», то есть в соответствии с Логосом.
3\ Допущение иррациональной интуиции наряду с рациональным познанием мира. «Верующий разум» – когда вера дополняет разум, помогая исследовать то, во что пока можно только верить.

Термин "философия" впервые употребил Платон, который считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.
Гегель говорил, что задача философии – примирение сознания с действительностью.
По Гегелю, личность – это наличное бытие Абсолютного Духа.

Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.
«Философия ставит диагноз, и он либо верен, либо нет. Философ не рассуждает о том, что «лучше» или «хуже», он определяет то, что есть. И речь, конечно, идёт не о констатации происходящего, а о понимании смыслов». Так написал доктор философских наук В.В.Сербиненко в статье «О присутствии и отсутствии русской метафизики» в журнале «Вопросы философии».

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия – это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа.
Философия есть состояние души, состояние сознания, деятельность не только ума, но и всего существа человека.
Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.

Философ-метафизик Владимир Соловьев считал, что одним из важнейших отличительных свойств человека как живого существа является устремленность к истине, «потребность метафизического познания»; те же, «у которых эта потребность отсутствует абсолютно, могут быть рассматриваемы как существа ненормальные, монстры».

Помню, как в актовом зале Ленинградского университета выступал философ Мераб Мамардашвили. Он говорил о людях, рождённых как бы наполовину. То есть сознание у них есть, а мышления нет. «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идёт в направлении смысла», – говорил Мераб Мамардашвили.

Может ли человек жить без ответа на вопрос в чём смысл его жизни? Может. Но вряд ли это будет человеческое существование в полной мере.
Одни люди стараются забыться, чтобы не размышлять о смысле жизни. Другие пытаются переделать жизнь путём реформ или революций. Третьи, отчаявшись в поисках истинного смысла бытия, уходят из жизни. И лишь немногие находят смысл в жизни.

Для кого-то философы – это бездельники, выдумывающие новые понятия для «игры в бисер». Некоторые отказываются отвечать на кажущийся им банальный вопрос о смысле жизни, и говорят, что в жизни всё просто. Вопрос о смысле жизни кажется лишённым содержания. Отдельные философы умножают и без того избыточные сущности ради философской игры ума, вместо того, чтобы ответить на главный вопрос.

Лично я считаю, что вопрос о Смысле Бытия является основным вопросом. Это та самая «печка», от которой возникают все философии. Без решения этого вопроса, нельзя разрешить все остальные проблемы сознания и жизни. Вопрос смысла жизни это основной вопрос человеческого существования!

Сократ, Диоген, Платон, Декарт, Спиноза и другие, ассоциировали смысл жизни с понятием блага. Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».

Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Его идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.

Согласно учению киников, конечной целью устремлений человека является добродетель (счастье), а добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и должен стремиться к внутреннему покою.

Согласно учению стоиков, душа человека бессмертна, а добродетель состоит в согласии жизни человека с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Артур Шопенгауэр полагал: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет «мировая воля». Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Датский философ Сёрен Кьеркегор полагал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Фридрих Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Ницше не принимал христианство, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.

Философ-прагматик Уильям Джеймс был убеждён, что истина не может быть найдена, но может быть создана, и потому смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Французский философ Жан-Поль Сартр полагал: «смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его… Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл».

В Сорбонне, где когда-то преподавал философию Жан-Поль Сартр, мы побеседовали со студентами о смысле жизни и смысле смерти.

Немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер считал: «Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному "основанию" сущего, ибо "основание" становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла».

Различные мировые религии, каждая по своему, давали ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Они отвечали на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти. Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), религия удовлетворяла эти потребности, обеспечивая смысл, цель и надежду для жизни человека.

«Сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью», – говорил Лев Толстой.

В основе религиозной веры лежит убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления.

Согласно Иудаизму, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу даже в самых будничных делах.

Ислам подразумевает «вручение себя Богу», «покорность Богу». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему.

В Индуизме существует несколько философских школ, и каждая по-своему отвечает на вопрос о смысле жизни. Школы Ньяи и Вайшешики не признают существование реинкарнации, кармы, души, утверждая, что смысла человеческой жизни не существует, поэтому единственный логичный подход к жизни — наслаждение.

Школы Санкхьи, Йоги и Мимансы признают реинкарнацию и карму, а также деление вселенной на 14 планетных уровней, считая, что цель человеческой жизни в том, чтобы с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа возвращается назад на Землю. Так душа вращается в круговороте «сансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

Адвайта-веданта утверждает, что поскольку всё в мире является временным, то весь окружающий нас мир есть иллюзия. На самом деле существует лишь Единый (Брахман или Дух), все мы Едины, однако частичка этого Духа может впасть в иллюзию и начать видеть мир разделённым на множество объектов. Соответственно цель человеческой жизни — осознать единство всего мироздания путём прекращения какой-либо деятельности, выход из круга сансары и слияние с Единым.

С точки зрения Вайшнавизма смысл человеческой жизни заключается в осознании себя как частички духовной природы, созданной Богом (Кришной), а также в развитии в себе любви. Смысл жизни заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир.

Согласно Буддизму, смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания, что возможно через достижение просветления (нирваны). С точки зрения буддизма южной традиции, смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и в конечном итоге в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).
Буддизм северной традиции обязует практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Согласно китайскому философу Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества, что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность).

Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей.

Основатель даосизма Лао Цзы, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. Всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним.

Для православного «истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Так считал Серафим Саровский. Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

«Если бы бога не было, то его следовало бы придумать», – считал Вольтер. Для Вольтера вера в бога являлась необходимой опорой морали.
Иммануил Кант говорил: «О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу».

Альбер Камю был убеждён, что жизнь абсурдна. Его работу «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» я впервые прочитал в машинописной перепечатке, когда учился на подготовительном отделении философского факультета. Вопрос о смысле жизни Камю называет самым неотложным, а проблему самоубийства – единственной серьёзной философской проблемой. «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный», – говорил Камю.

Русский философ Николай Бердяев утверждал, что философия есть поиск смысла жизни, а религия — его реализация. «Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности… Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни... Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом – есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено».

Сам факт искания смысла «доказывает, что в нашей мысли и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем», – писал русский философ Е.Н.Трубецкой. – «Искание смысла, цели жизни, есть «жестокое страдание от окружающей нас бессмыслицы».
Трубецкой выделял следующие особенности Смысла: всеобщность, неизменность и неподвижность, сверхвременность или, другими словами, вечность; что в итоге приводит нас к понятию «истина». Таким образом, Смысл – есть Истина.

Философ Н.И.Кареев был убеждён, что человек психологически не способен осознать смысл жизни за рамками своего собственного существования.
А. И. Введенский считал, что, утверждая смысл жизни за пределами человеческой жизни, мы не понижаем человеческий образ и не унижаем этим человека, а наоборот.
Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования. Живая жизнь духа и есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

Есть несколько критериев, по которым можно определить наличие смысла жизни у конкретного человека:
1\ отношение ко времени, помня о смерти;
2\ наличие иерархии целей и ценностей;
3\ наполненность жизни человека реализацией своего смысла жизни.

Прежде чем вдуматься, что значит «найти смысл жизни», необходимо понять, что есть смысл вообще, определить условия возможности смысла жизни.
В русском языке СЪМЫСЛ есть со-мысль, сопряжение мыслей, диалектическое равновесие умных энергий.

Можно сказать, что жизнь осмыслена, «когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь», утверждал русский философ Семён Франк.
С.Л.Франк выделял два условия осмысленности жизни: 1) служение чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе, но это высшее в свою очередь должно быть жизнью; 2) разумно осознавать служение высшему благу, пропитывающему всю жизнь.

Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и человеческая причастность ему, достижимость для человека жизни в Боге или божественной жизни. Осмысленной наша жизнь становится через служение Высшему Благу, являющимся и абсолютным благом для самого человека.

Мыслитель и Земля.jpg

Существует ли объективный Смысл Бытия, или это субъективная потребность каждого конкретного индивида?

Лично мне представляется, что субъективный смысл жизни есть отражение объективного смысла Бытия. Потому как, если Бытие не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь конкретного человека.
В субъективном смысле жизни каждого человека как в кусочке голограммы отражается объективный Смысл Бытия.
Если мы не можем познать Смысл Бытия, это не означает, что и жизнь конкретного человека не имеет смысла.

Делает ли понимание смысла жизни человека счастливее? Или наоборот, несчастнее?

Психоаналитик Карл Юнг считал, что «отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни».

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что все проблемы в жизни человека — это проблемы смысла проживаемых дней. Вникнув в суть конфликтов, легко обнаружить, что почти все они порождены неудовлетворенностью тем, как ты проживаешь каждый конкретный день. Не зная зачем, для чего жить, многие либо спиваются, либо кончают с собой.

Жизнь отымела смысл.jpg

Для многих смысл жизни это положительная самореализация своей сущности, того, что понимаешь, как собственное предназначение.
«Смысл жизни — самовыражение, – писал Оскар Уайльд. – Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём».

В Париже на кладбище Пер Лашез у памятника Оскару Уайльду мы побеседовали с посетителями о смысле жизни и смысле смерти

«Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире», – полагал Николай Бердяев.

Выходит, без жизни посмертной эта жизнь не имеет смысла?

Ответ на вопрос о смысле жизни зависит от того, верит человек в посмертное воздаяние за прожитую жизнь или не верит. Если веришь в Бога, значит признаёшь бессмертие души. И в этом случае моя жизнь вписывается в более значительную перспективу, нежели тот короткий временной промежуток, предоставленный мне на этой земле.

Поиск смысла есть поиск пути в Вечность. Смысл не может быть в жизни вообще. Смысл — категория индивидуальная. Каждого человека волнует прежде всего смысл его личного существования, так же как своя жизнь заставляет волноваться более, чем жизнь других сотен миллионов людей.

Основа понятия смысла жизни — не то, почему мы живём, а то, зачем мы живём. Если мы умрём, то зачем же мы жили? — вот как нужно ставить вопрос. Дело не в конечности конкретной жизни, хотя и в этом тоже, поскольку всякий смысл есть реальное измерение и одновременно наполнение какого-то ограниченного пространства. Если это пространство бесконечно, то и смысла в нём быть не может.

Для большинства людей вопрос смысла это проблема оправдания своего существования. Потребность в поиске смысла возникает не просто как желание найти оправдание, а скорее как желание достичь чего-то; не как взгляд в прошлое, но в будущее, как желание понять и как необходимость понять, чтобы идти дальше.

Смысл — категория не внутренняя и не внешняя, а, правильнее сказать, сквозная! Он пронизывает всё, присутствует везде и един для всего, Он связывает всё своим единством. Этот Смысл, или Принцип, с необходимостью осуществляется, и потому по сути своей это Закон.
Этот закон единый для всего, универсальный принцип существования. Он осуществляется с неизбежностью как необходимость и для человека, и для человечества.
Жизнь человека и жизнь человечества имеет общую причину, цель, смысл.
Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что?

Я много путешествую, и в каждой стране задаю вопрос о смысле жизни. Ответы людей в разных странах в чём-то похожи, а в чём-то различаются.

Поверить в наличие смысла, означает поверить в наличие цели, а значит и в своё предназначение.
Смысл — это наполнение и одновременно предназначение, которое заключено в самой жизни.
Смысл – это процесс, суть которого выражена в его цели. Но цель не может быть просто в продолжении, поскольку возникает справедливый вопрос — а зачем продолжение, ради чего?

На конференции в Ватикане Папа Франциск заявил: «Если бы так называемый технический прогресс человечества стал врагом общего блага, это привело бы к неудачному регрессу в форме варварства, диктуемой законом сильнейшего».
Папа Франциск считает, что в чужих руках искусственный интеллект может иметь разрушительные последствия для всего человечества.

Элита планирует избавиться от избытка людей, которую называет просто «мясом», заменив их послушными роботами.

По оценкам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в России проживает более 19 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума – это 13% россиян от общего населения страны. Это официальная цифра объективной картины бедности.
Субъективная граница бедности на 11,6% выше установленного властями порога, который во втором квартале 2019 года составил 11,2 тыс. руб.
Согласно результатам опроса «Левада-центра» для поддержания нормального уровня жизни российской семье нужно примерно 38,1 тыс. руб. на человека в месяц. Но только 7% респондентов имеют доход 38,1 тыс. руб. и более.

Бабушка нищая.jpg

В то время, как власти планируют строить станцию на Луне и готовят полёт на Марс, народ нищенствует и просит подаяния.
Спрашивается: для кого строить станцию на Луне, если на Земле государство не может обеспечить людям достойное существование?

Нищая_3

Раз люди стали дольше жить, значит они должны дольше работать, – считают инициаторы «людоедской пенсионной реформы». При этом государство не хочет платить приличную пенсию. Нас готовы назвать «жертвами перестройки». Хотя на самом деле мы жертвы гайдаровских реформ и бандитского капитализма 90-х годов, когда у людей украли их вклады на сберкнижках.

Наше общество – общество без будущего. У нас нет мечты, светлой идеи, нет надежды, ради которой можно было бы отдать жизнь. Основным мотивом стала корысть. Ради денег, которые стали всеобщим эквивалентом, люди готовы на всё.

Кто-то говорит, что жизнь – это спорт. Если это так, то наше существование напоминает бег на месте. На самом деле мы находимся в состоянии застоя. Свадьба в катафалке – плохая примета!

Не только Россия, весь мир в экзистенциальном вакууме!
Когда нет цели, нет мечты, люди не видят смысла своего существования.

Для многих смыслом жизни стала борьба за экологию. Экологическая активистка, 16-летняя Грета Тунберг, выступила на Саммите ООН по климату, который прошёл в Нью-Йорке. Она заявила:
«Вы отняли мои мечты и моё детство своим пустословием. А мне ещё повезло. Люди страдают. Люди умирают. Погибают целые экосистемы. Мы стоим на пороге массового вымирания, а вы только и можете обсуждать деньги и рассказывать сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!»

Продажные СМИ ополчились на Грету за то, что она сказала правду. Политологи-марионетки предлагают не воспринимать всерьёз доводы девочки с психическим отклонением.
Политики никого не слушают, уверовали в собственную правоту и непогрешимость.
Даже если в ООН выступят Моисей, Будда, Магомед и Христос, то, возможно, их тоже объявят сумасшедшими.

А мне лично вслед за Гретой хочется воскликнуть: «Ну дайте же человеку пожить! Сколько можно мучить людей?!»

Недавно я посмотрел фильм "К звёздам". Фильм о том, как одинокий астронавт пытается спасти своего заблудившегося в звёздах отца, а заодно и нашу планету. Оказавшись на Луне, герой Брэда Питта с горечью констатирует: мы завоёвываем иные миры, чтобы перенести на них всю ту гадость, которой полно на Земле. В конце фильма герой Брэда Питта вспоминает о жене и приходит к выводу: бессмысленно тратить силы на поиски внеземного разума, надо жить на Земле и любить, любить несмотря ни на что.

А ведь ещё в 1972 году режиссёр Андрей Тарковский в фильме "Солярис" устами профессора Снаута с горечью резюмировал: «Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоёвывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало. Мы бьёмся над контактом, и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!»

В сентябре мы были в Париже и приехали на улицу Пюви-де Шаванн, где в доме 10 последние годы жил Андрей Тарковский. На доме установлена мемориальная доска. Также мы посетили могилу Андрея Тарковского на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

Недавно умер Марк Захаров. Его лучший фильм, по моему мнению, – "Убить дракона". Снят в 1988 году. Сейчас такую картину снимать бы не разрешили: слишком много аллюзий, кто сегодня Ланселот, а кто – дракон.

Недавно в Париж прилетал Владимир Путин. Если бы в Париже я повстречал его на Триумфальной арке, то задал бы ему, как задавал и другим посетителям, вопрос, в чём лично для него смысл жизни.

Большинство людей отказываются отвечать на вопрос о смысле жизни: говорят, что смысла в жизни нет, или смысл жизни в самой жизни.
Смысл жизни – людям это не необходимо. Им необходимо есть, спать, любить. А литература, искусство – это излишество, развлечение для сытых и богатых.
Хотя, В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? – это главный вопрос человеческого существования. Ведь если всё бессмысленно, то зачем жить? – Этим вопросом задавался и А.С.Пушкин.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

РУССКИЙ ЛОГОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

25.09.2019 участники конференции "Русский Логос-2" ответили на вопрос о смысле жизни человека XXI века

https://www.youtube.com/watch?v=53adCN1Xx64&feature=youtu.be

 

КОЗЫРЕВ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" А.П.Козырев сделал доклад "Язык как зеркало социальных изменений "

https://www.youtube.com/watch?v=_FmGv7z_o1k

 

СВЕТЛОВ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" Р.В.Светлов сделал доклад "Ландшафт современности в русской либеральной “философии права” XIX века: утопия и архаика как “тени возвышенного”".

https://www.youtube.com/watch?v=BVw6qUOkdYk&feature=youtu.be

 

ЧУБАРОВ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" И.М.Чубаров сделал доклад "Американские дроны vs русские трутни: к запуску первого российского ударного дрона"

https://www.youtube.com/watch?v=n3bNfePJhOo&feature=youtu.be

 

КОЗЛОВСКИЙ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" В.В.Козловский сделал доклад

https://www.youtube.com/watch?v=z1NbmPLVCjg&feature=youtu.be

 

ТЕРЕЗА ОБОЛЕВИЧ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" Тереза Оболевич сделала доклад "М.И. Лот-Бородина – первая православная женщина-богослов и ее место в русской религиозной философии"

https://www.youtube.com/watch?v=zK8yK76t5RM&feature=youtu.be

 

ЕРМИЧЁВ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" А.А.Ермичёв сделал доклад "Доминанты “Золотого века” русской философии"

https://www.youtube.com/watch?v=cmt3sY5e6hc&feature=youtu.be

 

ГРЯКАЛОВ О РУССКОМ ЛОГОСЕ

25.09.2019 на конференции "Русский Логос-2" А.А.Грякалов сделал доклад "Русский Логос: идео-логики и события"

https://www.youtube.com/watch?v=ZquUA0LTPvY&feature=youtu.be

 

ОСКАР УАЙЛЬД И СМЫСЛ ЖИЗНИ

В Париже на кладбище Пер Лашез у памятника Оскару Уайльду мы побеседовали с посетителями о смысле жизни и смысле смерти

https://www.youtube.com/watch?v=sGwv6g-2jgg&feature=youtu.be

 

ТАРКОВСКИЙ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

В Париже мы пришли на улицу Пюви-де-Шаванн, где в доме 10 жил Тарковский и ныне установлено памятника доска, а также побывали на русском кладбище в Сен-Женевьев-дю-Буа на могиле Андрея Тарковского.

https://www.youtube.com/watch?v=UTrEijgk-T4&feature=youtu.be

 

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА - СМЫСЛ ЖИЗНИ

В Париже на Триумфальной арке я спросил у людей из разных концов света, в чём они видят смысл жизни

https://www.youtube.com/watch?v=myw3D4wqhBU&feature=youtu.be

 

МЫСЛИТЕЛЬ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Интервью возле скульптуры Родена "Мыслитель" о смысле жизни и смерти

https://www.youtube.com/watch?v=jqKbPO9iRjM&feature=youtu.be

 

СВОБОДА - СМЫСЛ ЖИЗНИ

В Париже возле статуи Свободы разговор о смысл жизни и свободы

https://www.youtube.com/watch?v=XJaaohINe-s&feature=youtu.be

 

В СОРБОННЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Мнения студентов Сорбонны о смысле любви и смысле жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=4lMbItnZfF4&feature=youtu.be

 

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость

А в чём для Вас лично СМЫСЛ ЖИЗНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Виктор Трусов

А в чём для Вас лично СМЫСЛ ЖИЗНИ?

В жизни.  

Я (мы) придаю (создаём) ей смысл.

Аватар пользователя Николай Кофырин

То есть объективна вселенная бессмысленна?

Аватар пользователя Виктор Трусов

Конечно.

Аватар пользователя Николай Кофырин

Откуда такая уверенность? Это напоминает ребёнка, впервые пришедшего в детский сад и удивившегося. 

Аватар пользователя Виктор Трусов

:) А в истории Земли был хоть один общепринятый факт позволявший усомнится в том, что вселенная бессмысленна?

Аватар пользователя Андреев

А в чём для Вас лично СМЫСЛ ЖИЗНИ?

"Чтоб в жизни ни единой долькой не отделиться от Лица, а быть Живым, живым - и только! Живым и только - до конца!"- как сказал Пастернак.

Лицо - это Логос, та универсальная сила, которая все интегрирует, связует, синтезирует атомы, молекулы, структуры, системы, жизнь и разум.

Человек - это жизнь разумная. Это Логос в квадрате.

Жизнь - это первый логос, воплощеннный в материю, который придает всему живому смысл первый - сохранение и умножение жизни н трех уровнях: своей собственной, своего вида, жизни в целом.

Разум - это логос второй, логос воплощенный в жизнь. Он стремится к порядку и гармонии, к умножению разумности в себе и в мире. Отсюда человеческое стремление к красоте и познанию, к управлению и самоуправлению. Это смысл второй.

Первый и второй логосы часто вступают между собой в противоборство и в этом корень человеческой свободы. Это уникальный дар, доступный во вселеннной только человеку.

Поэтому есть и чисто человеческий логос - третий логос, который стремится к свободе, к полноте не только жизни и знания-порядка-красоты, но и полноты свободы. История человечества - это динамика возрастания степени свободы, независимости от внешних условий. И в этом определенная трагедия человека. Потому что его стремление к свободе не может смнириться с необходимостью, не только материи, но и жизни, разума и самого Бога. Человек - это тварь богоборческая, это Израиль ("борющийся с Богом"), не желающий смиряться и быть ограниченным. Это смысл третий.

И в сплетении этих трех смыслов - стремления к максимуму жизни, разума и свободы - лежит триединый, очень нелинейный, диалектический, неограниченный и неопределимый жестко - Смысл Жизни Человека.

Аватар пользователя эфромсо

Гераклит использовал этот термин, чтобы иронически подчеркнуть огромную разницу между логосом как законом бытия и пустыми человеческими речами.

На сегодняшний день я пожалуй единственный, кто понимает Гераклита буквально, примерно так:

эфромсо, 5 Октябрь, 2019 - 00:12, ссылка

                                           ...

То, что в стробоскопическом восприятии человеческих личностей выглядит отдельными друг от дружки предметами ... в действительности представляет собой участки единого мироздания с  различной плотностью локализации энергообразований, движимых стремлением субстанции восстановиться и пребывать в сингулярности...

                                        ...

А всяческие представления о "разумностях" "Логосов" - не более, чем

блажь подслеповатых мудрил, очень "узко" смотрящих на мироздание...

Аватар пользователя fed

Николай Кофырин: В христианстве Логос (Слово) — это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается: становится Богочеловеком Иисусом Христом. В христианской Троице Логос (Слово) или Сын Божий это вторая ипостась единого Бога, который вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым сотворил мир видимый и невидимый.

Да, Троица есть проявление Духа в материи. на схеме6 творения это хорошо видно:

Правая ветка - Логос. Слово, Ом.

Левая ветка - святой дух, Атман.

Аватар пользователя fed

Николай Кофырин^ Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

Махровое невежество. Не знаете восточной философии, раджа-йоги.

Глава из моей книги по йоге:

Смысл жизни и цель духовного развития

  Каждый человек должен достичь Освобождения, идеалов счастья и свободы, добиться прекращения страданий и прекратить рождения вновь. Эти духовные цели показаны в Новом Завете и в Бхагават Гите, также вся «Йога-сутра» посвящена этому. Иисус крестился Духом святым  или достиг состояния Самадхи согласно йоге. Будда достиг Просветления, что означает то же самое. В дзен-буддизме это состояние называется Сатори или Озарение. Каждый человек  должен к этому стремиться и достигнуть этой духовной победы.

Следующим этапом – духовной победой у Иисуса было Преображение, что соответствует нирвикальпа-самадхи у йогов. Затем Воскресение из мертвых или процесс материализации тела в йоге и, наконец, Вознесение – уход в маха-самадхи в йоге или нирвану в буддизме. Иисус на примере своей жизни показал духовный путь для каждого человека и что человек может достичь духовных побед. Он говорил: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды его»/ Матф.6 :33/. В состоянии Самадхи человек достигает постоянного контакта, связи с Богом –« Я и Отец – одно» /Матф.10:30/. Состояние Нирваны описано словами Откровения Иоанна: « Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его».  »В доме Отца Моего обителей много» /Иоанн 14:2/ Также говорит Кришна в Бхагават-Гите:» Эта Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни другим источником света. Тот, кто достиг ее никогда не возвращается в этот материальный мир»/15:6/ Йоги говорят, что цель человеческой жизни – достигнуть берега бессмертия, используя человеческое тело как лодку. С помощью этой лодки каждый должен пересечь океан жизни и смерти и стать бессмертным /10/, или иметь жизнь вечную /8/.

Имя Бога на хинди звучит как Сат-Чит-Ананда, что переводится как вечное существование, сознание, блаженство. Человек создан по образу и подобию Бога и поэтому эта программа Сат-Чит-Ананда заложена в каждом человеке, каждый должен стать равным Богу, слиться с Ним. Иисус сказал: «Вы – Боги». По-русски Сат-Чит-Ананда можно выразить как всемогущество, всезнание, огромная любовь. Все хотят всемогущества, власти, достичь контроля над собой: телом, умом, над окружающей средой и людьми. Сат – это волевой аспект Бога и человека. Чит – это всезнание, способность знать обо всем, даже о Боге и душе. Стремление к знанию  заложено в каждом человеке. Знание – это сила. Человек должен познать духовые истины. «Познаете Истину и истина сделает вас свободными»./8/. Ананда по-русски выражается как огромная любовь. Самое большое удовольствие – испытать огромную божественную любовь и постоянно пребывать в этом состоянии. Бог – это океан любви, океан знаний – говорят йоги.

Каждый день нашей жизни имеет смысл. Наши мысли, слова, поступки, дела двигают нас вперед в духовной эволюции к свободе, счастью, либо назад в рабство греха, в страдания. Каждый находится на своем уровне развития и этим все люди различаются, отсюда и разные подходы к духовному Пути.

Согласно «Йога-сутре» человек в своем духовном развитии проходит через гуны как формы сознания: тамас, раджас, и саттву. Тамас – это тупость, инертность, неведение. Раджас – это страсть, активность, а саттва – это спокойствие, праведность, чистота. Также людей можно разделить согласно древнеиндийской традиции на шудр, вайшьей, кшатриев и брахманов. Подробнее об этом будет сказано в главе об астрологических циклах. И к каждой категории людей требуются свои подходы. Но для всех требуется садхана – духовная практика, которая дает возможность человеку  реализовать Бога. Садхана – это религия на практике. «Чтобы любить Бога, мы должны знать Его в нашем собственном сознании, не через книги или философию. Только тогда может быть подлинная любовь. Духовная практика является средством такого знания»/10/. Для духовной практики также необходим гуру или наставник. Он охраняет физическое, умственное и духовное благополучие ученика. Он разрушает последствия плохой кармы и основу желаний и ведет ученика к Свету. Подробнее о наставниках будет сказано в главе «Воспитание человека». Большое значение на Пути имеет карма-йога.

Аватар пользователя Николай Кофырин

Спасибо.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Каждый человек должен достичь Освобождения, идеалов счастья и свободы, добиться прекращения страданий и прекратить рождения вновь.

Кому должен?

Достичь Освобождения … От кого?

Идеалы счастья и свободы; прекращение страданий, … Это всё идеально, великолепно. Только одна загвоздка. Религии существуют уже тысячелетия, и все эти тысячелетия они вбивают эти истины простому народу и ничего не делают, чтобы вбить их в головы богатеев и власть предержащих. Те спокойненько творят свои беззакония те же тысячелетия и … откупаются покаянием и индульгенциями, и продолжают творить беззакония. А иерархи церквей продолжают благосклонно смотреть на это.