Руссо и Гроций об источнике права

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Философия политики и права
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Гроций лучше Руссо понимает "источник права", семья или "власть" к праву не имеют отношения, так как источником права является индивид, а семья - это община, где всегда имеется "зависимость", а значит несвобода, в семье индивид может появиться или не появиться как "источник права" только. Общество или "правитель" также не имеет отношения к "источнику права", а право "индивида" возникает из столкновения с "равным" и независимым, чему необходимы и "условия", как установления и законы, направленные на "индивида" и его право, а при либерал-фашизме "направление" на толпу только имеем.

Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах (5). Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они (6). Как совершилась эта перемена? Не знаю. Что может придать ей законность? Полагаю, что этот вопрос я смогу разрешить. Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах ее действия, я бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его, - он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать. Но общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным; следовательно, оно основывается на соглашениях. Надо выяснить, каковы эти соглашения. Прежде чем приступить к этому, я должен обосновать те положения, которые я только что выдвинул. О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья (7). Но ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем. Как только нужда эта пропадает, естественная связь рвется. Дети, избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободный от обязанности заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми. Если они и остаются вместе, то уже не в силу естественной необходимости, а добровольно; сама же семья держится лишь на соглашении. Эта общая свобода есть следствие природы человека. Первый ее закон - самоохранение, ее - первые заботы те, которыми человек обязан самому себе, и как только он вступает в пору зрелости, он уже только сам должен судить о том, какие средства пригодны для его самосохранения, и так он становится сам себе хозяином. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы. Вся разница в том, что в семье любовь отца к детям вознаграждает его за те заботы, которыми он их окружает, - в Государстве же наслаждение властью заменяет любовь, которой нет у правителя к своим подданным. Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для пользы управляемых (8): в качестве примера он приводит рабство*. Чаще всего в своих рассуждениях он видит основание права в существовании соответствующего факта. Можно было бы применить методу более последовательную, но никак не более благоприятную для тиранов. 5). Руссо разъясняет, что существует два вида зависимости человека: зависимость от вещей (лежащая в самой их природе), и зависимость от других людей (создаваемая обществом). Первая, не заключая в себе никаких элементов нравственных, якобы не вредит свободе и не порождает в человеке никаких пороков; вторая же, не будучи упорядоченною (а это нельзя сделать в общественном состоянии по отношению к какой-либо частной воле), порождает все пороки. 6). Руссо утверждает, что свобода и власть человека простираются лишь до тех пор, куда простираютс его природные силы; остальное - это рабство, иллюзии, тщеславие. Самое господство бывает рабским, когда оно основано на человеческих предрассудках (именно таково в данном случае значение понятия opinion), ибо в этом случае человек зависит от предрассудков тех, которыми управляет с помощью предрассудков. "Что бы руководить ими как тебе угодно, ты должен вести себя - как им угодно". Так, правитель оказывается подданным своих министров, те - своих секретарей, хозяева - своих слуг. Поэтому важнейшее благо не власть, а свобода. См. также "Письма с Горы", письмо VIII. 7). Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья. - В этом определении Руссо явно отступил от позиций, которые он занимал в статье "О политической экономии" и в первом наброске "Общественного договора" (см. стр. 319 в изд. 1969 г.), где он выступает в качестве решительного противника патримониальной теории, видевшей происхождение общества в семье и выводившей власть монарха из власти отцовской. Это изменение взглядов Руссо может объясняться тем, что в трактовке семьи в окончательном тексте "Общественного договора" он делает упор на роль соглашения в ее сохранении и упрочении и в этом смысле видит в ней древнейшую модель общества. Ранее же отношение Руссо к договорной теории происхождения общества было гораздо более сдержанным. В своей новой аргументации Руссо опирается на Бодэна, утверждавшего, что руководство делами семьи представляет "подлинную модель управления Государством" ("Шесть книг о Государстве", кн. I, гл. II), и на Локка ("Опыт о гражданском управлении", гл. V, 4, 14, 23). 8). Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для пользы, управляемых... - См. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Книга первая, гл. III, VIII, 1-16. Этот философ утверждал, что положение о решающей роли интересов подданных при установлении власти не является всеобщей истиной, поскольку некоторые правительства сами по себе существуют ради правителя, как, например, правление хозяина, при котором польза раба - чужда и случайна для хозяйства (Г. Гроций, указ. соч., стр. 132).

http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt Жан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права

Связанные материалы Тип
фикция естественного права Дмитрий Косой Запись
Народ как суверен у Гуго Гроция Дмитрий Косой Запись
Руссо о власти Дмитрий Косой Запись
Руссо о благом правлении Дмитрий Косой Запись
Руссо. Суверен Дмитрий Косой Запись
принципы либерализма Дмитрий Косой Запись
естественное право при либерал-фашизме Дмитрий Косой Запись
СССР как феномен отклонения от либерализма Дмитрий Косой Запись
право и равенство в нём Дмитрий Косой Запись
фашизм как феномен идеологии Дмитрий Косой Запись
Конституция о свободе Дмитрий Косой Запись
Индивид и право Дмитрий Косой Запись
Гоббс как философ Дмитрий Косой Запись
Теория социального государства Лоренца фон Штейна Дмитрий Косой Запись
субъект права, и как он есть Дмитрий Косой Запись
Выбор как фикция либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
выборы в Думу Дмитрий Косой Запись
право и закон Дмитрий Косой Запись
Маркс как историк Дмитрий Косой Запись
Руссо. Об обществе Дмитрий Косой Запись
война как необходимость становления Дмитрий Косой Запись
что такое империя Дмитрий Косой Запись
гражданин как он есть Дмитрий Косой Запись
государство как фиговый листок Дмитрий Косой Запись
либерализм и фашизм Дмитрий Косой Запись
суверен и его значение Дмитрий Косой Запись
почему Путин оправдывается Дмитрий Косой Запись
чем идиот отличается от аналитика Дмитрий Косой Запись
НАТО и мировой порядок Дмитрий Косой Запись
право и свобода, в чём различие Дмитрий Косой Запись
Мировая война, признаки Дмитрий Косой Запись
правовая система как фикция Дмитрий Косой Запись
порядок как миф Дмитрий Косой Запись
Гроций о праве Дмитрий Косой Запись
Запад во всей красе Дмитрий Косой Запись
как разводят граждан на Западе Дмитрий Косой Запись
государство как есть Дмитрий Косой Запись
государство как миф Дмитрий Косой Запись
Прямая речь Дмитрий Косой Запись
Кант и Беркли Дмитрий Косой Запись
суверен и государство Дмитрий Косой Запись
нация как феномен Дмитрий Косой Запись
Справедливость как миф Дмитрий Косой Запись
От чего надо отказываться Дмитрий Косой Запись