Работа мирового духа в истории

Аватар пользователя Сергей Корягин

Существуют дурные продукты природы: птица, но не летает, мышь, но летает, – где линия развития природы искривляется. И у духа есть дурные произведения; они существуют, но неразумны. В искусстве это бывает нередко, когда вместо симфонии нам преподносят какофонию. Изуверские отношения родителей к детям в семье; изуверские отношения политических правителей к гражданам; где-то в глубине Африки существует, возможно, и людоедский режим. Дух переносит эти свои порождения, терпит их как негатив. А потом выбрасывает из себя и заменяет более соответствующими своей природе. В духе есть глубинные течения, тенденции, направления, а есть поверхностные. На поверхности появляется многое, что долго не существует. Все действительное должно быть разумным, то есть обоснованным из глубины.

«Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности» (Гегель, «Философия истории»). Но всемирная история не есть и арена для несчастья. Это, во-первых. А во-вторых, периоды удачи, счастья, восторга, которые нередко случаются как у отдельных персон, так и отдельных народов, я бы не назвал «пустыми листами». Например, победу над опаснейшим врагом. Миром правит разум, и в нем есть и добрая воля и злая (воля, по Гегелю, – продукт активного мышления). Если добрая воля не способна остановить волю злую, то она способна поставить ей на лоб позорное клеймо: пусть все ее видят и знают. Предупрежден – вооружен! Кроме того, мы часто можем выбрать из двух зол наименьшее. Да, смерть никто не остановит, однако и здесь налицо выбор: кто-то умирает на коленях, умоляя о пощаде, кто-то умирает стоя; кто-то погибает от руки палача, а кто-то сам убивает палача. Выбор невелик, но и жизнь наша не тянется тысячу лет.

Всеобщий дух всесилен, и он позволяет себе некоторую игру с индивидуальными носителями духа – своевольными персонами, а также их коллективами, даже государствами; он преподносит им уроки. Называется это хитростью разума. Летом 1917 года Россия получила свободу – выстраданную. Но охмелевший от власти и открывшихся перспектив недалекий правитель решил поиграть в свободу с политическими бесами – большевиками. Чем все кончилось, сегодня мы хорошо знаем. Урок был впрок лишь отчасти, потому что разносчики бесовской болезни, по-прежнему, не удалены от власти. К сожалению, жертвы, положенные на алтарь утопии, были напрасными, потому что мы сегодня возвратились к тому, от чего ушли – к буржуазно-демократической республике. Похожий урок получили немцы в 1933 году, когда сторонники антинационалистических позиций – либералы, социалисты – не смогли договориться о формировании единого блока на выборах. Мировой дух наказал правителей невежественных, но на месте невежественных могли оказаться и разумные.

Я не могу согласиться с тем, что марксизм – продолжение работы мирового духа. Марксизм – не продолжение, а дурное порождение мирового духа, как дурное порождение природы. Основным движителем всемирной истории у Маркся является отнюдь не мысль, а производство во имя насыщения брюха; способ производства материальных благ определяет образ жизни людей – и их политическое устройство, и их мышление, их идеологию, веру, взгляд на красоту. Пришел в мир классик, создал учение, единственно истинное и потому последнее. Оно публикуется и консервируется. Помещается в спиртовой раствор и отдается в Институт философии на хранение. Читайте, люди и боготворите главного нашего спасителя. И не поумнели марксисты со времени консервации своей «Библии». В XX веке русская философия развивалась только за границей.

Марксово историческое снятие имеет очень отдаленное отношение к снятию гегелевскому. У Гегеля дух, продвигаясь в своем развитии в сторону освобождения, самопознания, осуществляет духовные акты, осуществляет прогресс прежде всего путем работы мысли. И частная собственность, и религия, и государство у Гегеля остаются незыблемыми элементами общественной жизни. В отличие от Маркса, который «снимает» насильственным способом то, что в муках приобретено человечеством в течение тысячелетий («неуклюжие и кривые игрушки», по мнению моего оппонента) и ставит общество с ног на голову, чтобы брюхо оказалось сверху. Да, истинная свобода мирового духа наступает в абсолютном духе, в чистом знании – в искусстве, религии, философии. Но абсолютный дух – не разрушитель своих творений: все разумное, что он объективировал, сохраняется и питает жизнь человечества. Четверг, 9 мая 2013 года.

P.S. Уважаемый Женя! В «Критике Готской программы» Маркс говорит о распределении. Каждый работник предъявляет в распределительный центр квитанцию, в которой указано количество труда (в индивидуальных рабочих часах), которое он отдал производству, а взамен получает соответствующее количество предметов потребления. На первый взгляд здесь нет уравниловки, но только на первый взгляд. В действительности при полном бесправии граждан перед единственным работодателем – государством, все вознаграждения будут отличаться друг от друга мизерной величиной: подметала, токарь, мастер, инженер, сельхозработник, изобретатель, ученый получат лишь минимальный паек. К нему же подгонят и оплату труда учителя, врача, чиновника и т.д. Несколько больше получат генерал, работник тайной полиции, – известно, по какой причине. Так и было у нас при Советах. Частная собственность уничтожена, разделение труда, противоположность умственного и физического труда ждет та же участь – это усугубляет уравнивание в распределении. А что есть «Каждому по потребностям»? Это принцип уравниловки, потому что потребности всех работников коммуны равны: здесь никто не имеет права выделяться уровнем потребления. Различие возможно разве что в том, что одному в столовой на второе принесут порцию овсяной каши, а другому перловой. Уважаемый Женя, к сожалению, Вы плохо разобрались в марксизме. Успехов!

Связанные материалы Тип
работа и деятельность, в чём разница Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя о

Летом 1917 года Россия получила свободу – выстраданную. Но охмелевший от власти и открывшихся перспектив недалекий правитель решил поиграть в свободу с политическими бесами – большевиками. Чем все кончилось, сегодня мы хорошо знаем. Урок был впрок лишь отчасти, потому что разносчики бесовской болезни, по-прежнему, не удалены от власти. К сожалению, жертвы, положенные на алтарь утопии, были напрасными, потому что мы сегодня возвратились к тому, от чего ушли – к буржуазно-демократической республике.

Если следовать вашим рассуждениям с самого начала поста, то получается, что вы вовсе не отрицаете того, что царский режим в России пал именно потому, что растерял весь свой разум, точно так же и падение режима Февральской революции произошло по причине его неразумности.
Что касается большевиков и "напрасных жертв", то трудно здравомыслящему человеку усмотреть дурную работу мирового духа в России, когда человек был освобожден от удушливого гнета религии и был обращен к науке, когда советский народ победил в тяжелой битве поработителя народов Европы - фашизм и нацизм, когда советский человек впервые освоил мирный и военный атом, наконец, первым в мире вышел в открытый космос. Простите, но мне трудно представить в этом негативные стороны развития Советской власти, а также говорить о напрасных жертвах. Впрочем, встречаются и те люди, которые видят смысл жизни в набивании брюха, а потому они и считают, что отсутствие изобилия товаров народного потребления разом перечеркивает на нет все эти положительные стороны существования Советской власти.

Марксизм – не продолжение, а дурное порождение мирового духа, как дурное порождение природы. Основным движителем всемирной истории у Маркся является отнюдь не мысль, а производство во имя насыщения брюха; способ производства материальных благ определяет образ жизни людей – и их политическое устройство, и их мышление, их идеологию, веру, взгляд на красоту.

Мне неизвестны причины, по которым вы таким образом толкуете о марксизме. Вполне возможно, что от его простодушного незнания или же от желания совершать подлог для доказательства своей точки зрения. Во-первых, предметом изучения Марксом было общественное материальное производство, производство товаров, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Сведение потребностей людей к одной потребности - набиванию собственного брюха свидетельствует, скорее, о том, что человек, рассуждающий таким образом, и в действительности сводит все свои потребности к этой одной цели, умозрительно проецируя такой взгляд и на других людей.
Что касается общественного производства как причины, определяющей развитие мышления, идеологии и взгляд на красоту, то в ответ на это измышление, приписанное вами марксизму, приведу на это счет указание Энгельса в одном из писем Й. Блоху:

Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (то есть вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует). В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы легче, чем решать простое уравнение первой степени.

А что касается преимущественного влияния общественного производства на красоту, право и воззрения человека, то в современном мире господства буржуазных товарно-денежных отношений такое влияние более, чем очевидно. Впрочем, для вас, как апологета буржуазной демократии (если я ошибся, прошу прощения), это является работой разума мирового духа - оценивать людей, его мысли, его творения, как объект купли-продажи с целью производства прибыли.

Марксово историческое снятие имеет очень отдаленное отношение к снятию гегелевскому. У Гегеля дух, продвигаясь в своем развитии в сторону освобождения, самопознания, осуществляет духовные акты, осуществляет прогресс прежде всего путем работы мысли. И частная собственность, и религия, и государство у Гегеля остаются незыблемыми элементами общественной жизни. В отличие от Маркса, который «снимает» насильственным способом то, что в муках приобретено человечеством в течение тысячелетий («неуклюжие и кривые игрушки», по мнению моего оппонента) и ставит общество с ног на голову, чтобы брюхо оказалось сверху. Да, истинная свобода мирового духа наступает в абсолютном духе, в чистом знании – в искусстве, религии, философии. Но абсолютный дух – не разрушитель своих творений: все разумное, что он объективировал, сохраняется и питает жизнь человечества.

Весь вопрос заключается в том, что какое сейчас государство, частная собственность и религия в понятии? Вопрос заключается в том, является ли ныне господствующие формы частной акционерной собственности, собственности юридического лица той субстанцией, в которую человек вкладывает свою волю и в которой осуществляется свобода духа? То же касается и религии, и государства. Причем речь идет вовсе не о частных случаях государства, религии или собственности, а о современном содержании института частной собственности. Или же вы предлагается возвратиться в гегелевские времена, когда частная собственность была собственностью человека, когда религия объясняла, а не наука разумность мира? Гегель рассматривал работу духа в понятиях человеческого мышления. И государство, и религия, и собственность - это всего лишь исторические понятия человеческого разума, которым соответствует определенное логическое действительное содержание. Необходимость объективирования логического содержания религии, государства, собственности, права возникает лишь исторически, на определенном этапе развития духа, пути духа к свободе. Затем эти объективированные духом явления с обретением духа знания о действительном содержании этих понятий с неизбежностью уходят в небытие и содержание уже обретает лишь свою действительную форму, а не объективированную форму. Религия оказывается непосредственным знанием о мире, которых познаваем и разумен, государство - непосредственной всеобщей волей народа, а собственность - в результат деятельности человека, свободно творящего в действительности, в обществе для удовлетворения своих потребностей.
Впрочем, если вы желаете законсервировать в банке со спиртом частную собственность, государство и религию, выставляя их напоказ как вечные и истинные продукты мирового духа, то вам никто этого не помешает сделать. Более того, вам будут рукоплескать те, кто на первое место в системе человеческих потребностей выставил свое брюхо, иначе, как же им обосновать свое никчемное существование, окромя как ссылками на волю мирового духа?

В действительности при полном бесправии граждан перед единственным работодателем – государством, все вознаграждения будут отличаться друг от друга мизерной величиной: подметала, токарь, мастер, инженер, сельхозработник, изобретатель, ученый получат лишь минимальный паек. К нему же подгонят и оплату труда учителя, врача, чиновника и т.д.

Если бы ваша уверенность была основана на чем-то, а ведь это просто пустая возможность. Если вы знакомы с работами Гегеля, то вас, наверняка известно, что говорит Гегель о высказывании пустых возможностей. Но даже не об этом речь: по всей видимости, разумным вы видите систему буржуазного производства, о потере которой в 1917 году вы плачетесь, производства, основанного на частной собственности, где львиная доля общественного богатства остается за собственниками средств производства, которые осуществляют в них свою волю и разум, и присваивают плоды чужого труда в силу разума мирового духа, а остальные по такому же разумению влачат жалкое существование. Я вас могу поздравить: ваши мысли будут теперь по достоинству оценены владельцами заводов, газет, пароходов и вы, вместо жалкой зарплаты в советском учреждении сможете получать значительных кусок пирога со стола барина за ваши измышления, коверкающие мысли великих людей в пользу собственного брюха.

Аватар пользователя bravoseven

Евгений,

Если бы ваша уверенность была основана на чем-то, а ведь это просто пустая возможность.

Уверенность Сергея Осиповича основана на жизненном опыте. Мой опыт жизни в развитом социализме даёт такую же уверенность.

смысл жизни в набивании брюха

Бьюсь об заклад, Вам никогда не приходилось ни самому голодать, ни выворачиваться, чтобы накормить ребёнка. И это хорошо.

Аватар пользователя о

Уверенность Сергея Осиповича основана на жизненном опыте. Мой опыт жизни в развитом социализме даёт такую же уверенность.

Остается только привязать "Критику Готской программы" Маркса XIX века к развитому социализму века ХХ. НО ведь это мелочи, правда?

Бьюсь об заклад, Вам никогда не приходилось ни самому голодать, ни выворачиваться, чтобы накормить ребёнка. И это хорошо.

Извините, но обсуждение моей прошлой жизни не является предметом поста. Так же безжалостен и путь общества, или "мирового духа", которого не разжалобишь своей плохой жизнью. А если вы намерены жаловаться, то я тоже могу посетовать, что приход режима буржуазной демократии принес так же и убыль населения России примерно около миллиона ежегодно. Приход РПЦ сопровождается ростом пьянства, наркомании, бытовой преступности, казнокрадства, воровства и похоти. Ну, а приход частной собственности ознаменован выходом России на первые места в мире по числу миллиардеров, разрушение национального производства, науки, образования, культуры и спорта и обнищание подавляющего большинства жизни населения. Потребуется ли вам продолжения перечня моих жалоб и претензий?

Аватар пользователя Пермский

Женя, 9 мая, 2013 - 15:31
...если вы желаете законсервировать в банке со спиртом частную собственность, государство и религию, выставляя их напоказ как вечные и истинные продукты мирового духа, то вам никто этого не помешает сделать. Более того, вам будут рукоплескать те, кто на первое место в системе человеческих потребностей выставил свое брюхо, иначе, как же им обосновать свое никчемное существование, окромя как ссылками на волю мирового духа?

Удивительно как ненависть к одной форме социального устройства ослепляет разум человека. У Сергея Осиповича небезосновательная ненависть к идеологии и практике социализма-коммунизма вызывает безосновательное умиление прелестями капитализма с его "священной коровой" частной собственности.
А ведь, если вдуматься социализм-капитализм составляют по сути одну социальную формацию общества потребления, для которого забота о "брюхе" превыше всего на свете. В случае капитализма идея неограниченного потребления направлена на неограниченное движение капитала, погоню за ничем не ограниченной прибылью. Идеал - устранение государственных границ для глобальных корпораций, создание единого управляющего мирового центра капитала. Для социализма идеал тот же со времен идеи мировой революции - мировой управляющий центр коммунизма. Хрен редьки не слаще.
Вряд ли в сегодняшней России, кроме болотной оппозиции, кого-то можно соблазнить идеалами капитализма на фоне реальных "успехов" утопии частной собственности с момента облагодетельствования народа ваучерами.
Принцип капиталистически-социалистического общества потребления выразил незабвенный селекционер Мичурин "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача". Этот лозунг общими усилиями "гуманистически-утопические" капитализм с социализмом ръяно исполняли, подведя человечество к краю планетарной катастрофы.
Как же можно и сегодня умиляться социальной утопии агонизирующего капитализма?
Для атеистов, по-видимому, нет никаких проблем с тупиковостью, безумностью капиталистических и социалистических идей. Но философам воспевать идею вечной и гуманной частной собственности - нонсенс.
Обратитесь к нагорной проповеди Христа.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

В Агни Йоге утверждается:

Когда-то мы говорили – отдай все (Библия. Новый завет). Теперь идем дальше и говорим: «Возьмите всё, но не считайте своим».
Простой разум поймет как невозможно взять с собой земные вещи. Но они созданы при участии духа и потому не следует пренебрегать ими. (Они необходимы для развития души, творчества в земной жизни, но без эгоистической привязанности к вещам, без чувства собственности).

Аватар пользователя Дилетант

Пермский, 10 мая, 2013 - 08:01

идея неограниченного потребления направлена...

Простой разум поймет как невозможно взять с собой земные вещи. Но они созданы при участии духа и потому не следует пренебрегать ими.

Спасибо, Александр Леонидович!
Мне только не очень понятно, а работает ли такая идея "неограниченного потребления"?
Если идея Коммунизма была сформирована и работала, пусть неправильно, но была в действии. То идея "неограниченного потребления", на мой взгляд, лишь отражение некой тенденции, которая проявляется в наших головах, в результате действия многих других работающих идей.
В основе вижу РАБОТАЮЩУЮ идею присвоения и усвоения, которой "пользуется" всё живое.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Пермский:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Сергей Корягин: А теперь скажите это все тем, кто не кормится тремя рыбами, а действительно хочет есть, пить и т.д. Кто работает ежедневно за кусок хлеба. Заботится о продолжении рода. Вы не знаете, куда они Вас пошлют? Оставайтесь в святом неведении. Бог - он там, а мы - здесь. Трудно понять эту разорванность. Но постарайтесь, поднатужьтесь. А иначе - идите в монастырь, там Вас поймут.

Аватар пользователя Пермский

Сергей Корягин, 11 мая, 2013 - 10:54
А теперь скажите это все тем, кто не кормится тремя рыбами, а действительно хочет есть, пить и т.д. Кто работает ежедневно за кусок хлеба. Заботится о продолжении рода. Вы не знаете, куда они Вас пошлют? Оставайтесь в святом неведении. Бог - он там, а мы - здесь. Трудно понять эту разорванность. Но постарайтесь, поднатужьтесь. А иначе - идите в монастырь, там Вас поймут.

Уважаемый Сергей Осипович, "Кто работает ежедневно за кусок хлеба. Заботится о продолжении рода", слава Богу, не слепые люди и прекрасно осведомлены как власть предержащие "хозяева жизни" обкрадывают их беспрерывно, обрекают на нищету, сами не зная пределов своей воровской ненасытности. Если бы русский человек не был столь долготерпелив, смена властных элит воров проходила бы не раз в 70 лет, а каждую пятилетку.
Пока властвуют капитал в связке с чиновничьей коррупцией, такого субъекта власти как горбатого - исправит только могила.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Уважаемый Женя! Я ответил Вам в тексте. Смотрите мой блог. Успехов!

Аватар пользователя Евгений Волков

Сергей Корягин
Существуют дурные продукты природы: птица, но не летает, мышь, но летает, – где линия развития природы искривляется.

 

Только у дурных философов элементы природы могут быть дурными.

Сергей Корягин
И у духа есть дурные произведения; они существуют, но неразумны.

 

типа этой статьи?

Аватар пользователя Сергей Корягин

По вопросу перебранки - это не ко мне. Давайте мысль, тогда поспорим.