Штирнер о государстве

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Политология

Государство допускает, чтобы граждане играли в свободу, но серьезно помышлять о свободе не разрешается: нельзя забывать о государстве. Человеку не дозволяется свободно общаться с другими людьми, вне «верховного надзора и посред­ничества». Я не смею делать все, что могу, я должен делать только то, что дозволяет государство, не смею осуществлять мои мысли, мою работу, вообще ничего моего. Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуз­дывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего. Оно может сущест­вовать лишь до тех пор, пока отдельный человек не станет всем во всем, оно – лишь ясно выраженная ограниченность моего я, мое ограничение, моя зависимость, мое порабощение. Никакое государство не стремится развить свободную дея­тельность отдельных людей – оно способствует лишь такой деятельности, которая связана с государственной целью. При посредстве государства не осуществляется также ничего со­вместного, как нельзя было бы, например, назвать ткань общей работой всех отдельных частей машины; наоборот, это – продукт работы целой машины как единицы, машинная работа. Приблизительно так же действует и государственная машина: она приводит в движение колесики отдельных умов, ни один из которых не следует собственному побуждению. Всякую свободную деятельность государство старается затор­мозить и подавить своей цензурой, своим надзором, своей полицией, считая своим долгом так поступать, и таков дейст­вительно его долг – долг самосохранения. Государство хочет непременно что-то сделать из людей, и потому в нем живут только сделанные люди; всякий, кто хочет быть самим со­бой, – враг государства и ставится им ни во что. «Он – ничто» означает, что государство не использовало его, что оно не предоставляет ему никакой должности, никакого служеб­ного места, никакого промысла и т.п.

О праве в государстве.

Против права нельзя более выступить, как против того или иного права, с утверждением, что оно «несправедливо». Можно только еще сказать, что оно – бессмыслица, иллюзия. Если назвать его «неправым», нужно противопоставить ему другое право и сравнивать с ним. Отвергая же вполне право как таковое, право в себе и для себя, отвергают также и понятие неправоты и уничтожают всё понятие права (к которому принадлежит и понятие неправоты).
Что значит, что мы все пользуемся «равенством политичес­ких прав»? Только то, что государство не считается с моей личностью, что я для него, как и всякий другой, только человек и не имею другого важного в его глазах значения. Я не внушаю ему почтения как дворянин, сын дворянина, или тем более как наследник чиновника, должность которого принадлежит мне по наследству (как графства и т. д. в средние века, и позже, в абсолютном королевстве, наследственные должности). Но го­сударство имеет в своем распоряжении бесчисленное множество прав, которые оно может раздавать, например, право командовать батальоном, ротой и т. д., право читать в универ­ситете и т. д.; оно может их раздавать, ибо это его, то есть государственные или «политические», права. При этом ему безразлично, кому оно отдает, лишь бы получающий их испол­нял обязанности, вытекающие из переданных ему прав. Мы все для него равны и одинаковы, один не имеет больше цены, чем другой. Кто примет начальство над армией – безразлично для меня, говорит суверенное государство, предполагая только, что получивший право командовать понимает дело надлежащим образом. «Равенство политических прав» имеет поэтому тот смысл, что всякий может получить то право, которым одаряет государство, если только он исполняет связанные с этим условия – условия, которые нужно искать в природе каждого отдельного права, а не в предпочтении личности (persona grata): право сделаться офицером предполагает по своей природе обладание здоровьем и известной степенью знаний, но оно не требует как непременного условия благородства происхожде­ния; если бы и самый заслуженный гражданин не мог достигнуть офицерского звания, то это означало бы неравенство полити­ческих прав. Среди современных государств все проводили – одно более, другое менее – это основоположение равенства.
Макс Штирнер. Единственный и его собственность.

http://philosophystorm.org/shtirner-sud-nad-sokratom Штирнер. Суд над Сократом.

Связанные материалы Тип
Конституция и государство Дмитрий Косой Запись
Штирнер Дмитрий Косой Запись
Слотердайк о Марксе и Штирнере Дмитрий Косой Запись
Провал Просвещения и либерализма Дмитрий Косой Запись
Фуко Дмитрий Косой Запись
Ницше о бесполой толпе Дмитрий Косой Запись
Философия просвещения. Дмитрий Косой Запись
Президент Дмитрий Косой Запись
современный либерализм Дмитрий Косой Запись
вечная память героям Дмитрий Косой Запись
Штирнер и Ницше Дмитрий Косой Запись
миф о суверенности Дмитрий Косой Запись
гарантии и фашизм Дмитрий Косой Запись
либерализм и психоанализ Дмитрий Косой Запись
исток сталинизма Дмитрий Косой Запись
наконец-то Дмитрий Косой Запись
прошлое настоящее будущее Дмитрий Косой Запись
иностранный агент Дмитрий Косой Запись
идея фашизма Дмитрий Косой Запись
на пустом месте Дмитрий Косой Запись
семья и супружеская верность Дмитрий Косой Запись
жизнь без гарантии Дмитрий Косой Запись
диалог как представление Дмитрий Косой Запись
сказки о реформах Дмитрий Косой Запись
государство и информация Дмитрий Косой Запись
мусульмане Дмитрий Косой Запись
Ницше как философ Дмитрий Косой Запись
Деррида. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
борьба за фикции Дмитрий Косой Запись
толпа и масса Дмитрий Косой Запись
право и гарантия Дмитрий Косой Запись
фашизм и смертная казнь Дмитрий Косой Запись
право и собственность Дмитрий Косой Запись
творчество и интеллект Дмитрий Косой Запись
безликий закон при Путине Дмитрий Косой Запись
верховенство права Дмитрий Косой Запись
Шизоидное Тела революционера Дмитрий Косой Запись
Трамп идеалист и политик Дмитрий Косой Запись
философия как предмет Дмитрий Косой Запись
единое Тела по Ницше Дмитрий Косой Запись
справедливость как понятие Дмитрий Косой Запись
политические выборы и ротация Дмитрий Косой Запись
постмодернизм и Маркс Дмитрий Косой Запись
ничто и свобода Дмитрий Косой Запись
философия как верхоглядство Дмитрий Косой Запись
пол как тайна (диалог) Дмитрий Косой Запись
размывание понятия культура Дмитрий Косой Запись
философия как знание Дмитрий Косой Запись
толпа и герой Дмитрий Косой Запись
Штирнер о праве Дмитрий Косой Запись
Юм как философ Дмитрий Косой Запись
объект социального Дмитрий Косой Запись
Штирнер о либерализме Дмитрий Косой Запись
индивидуализм как фикция Дмитрий Косой Запись
государство и беспокойство за него Дмитрий Косой Запись
Штирнер. Дух и толпа Дмитрий Косой Запись
Государство и бюджет Дмитрий Косой Запись
Ум и интеллект Дмитрий Косой Запись
зарплата до революции Дмитрий Косой Запись
доход как фикция Дмитрий Косой Запись
налог при либерал-фашизме Дмитрий Косой Запись
Савиньи как философ права Дмитрий Косой Запись
фашизм как феномен идеологии Дмитрий Косой Запись
идеология и диалог Дмитрий Косой Запись
Фихте. Манифест либерализма Дмитрий Косой Запись
Гитлер и постмодернизм Дмитрий Косой Запись
как либералы потеряли "родину" Дмитрий Косой Запись
Ницше как властитель дум Дмитрий Косой Запись
Мир как задача Дмитрий Косой Запись
нация как феномен Дмитрий Косой Запись
гражданская свобода Дмитрий Косой Запись