сообщество как идея

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Философия политики и права
«Существование нельзя мыслить». Кьеркегор
 
сообщество означает "совместность", общество - означает пустоту, где совместность подразумевается только, как особая, и инструментально обоснованнаяПустота религиозно понимаемое "сообщество" имеющимися влиятельными силами его. [сторонники теории превосходства "жизни" над разумом] -  эти сторонники Маритеном выдуманы, жизнь и разум одно, иное дело когда разум не дотягивает до жизни, но это может касаться частного случая, болезни, или шизоидности кого-то. "тогда как общество ближе к творениям разума, к мыслительным и духовным способностям человека" - "творение" и не является феноменом сообщества, а значит никакого отношения к нему не имеет, сообщество - самодостаточное явление. "общественная жизнь, как таковая, объединяет людей посредством некоего общего объекта" - объект от ментальности, а значит несуществующее, и здесь Маритен переходит  к мистическим соображениям не имеющим отношения к реальности. "верно отметил Ж. Т. Дело, объект является данностью, предшествующей определениям человеческого разума и воли и действующей независимо от них, творя ..." - всё тут вроде верно, но имеющий ментальный объект косвенно относится к сообществу, а значит никакого смысла не имеет это рассуждение о важности объекта как данности в конкретном случае. Биопол и представляемое им общество  не имеют единства  в сообществе, потому и ментальный объект не имеет значения. "в обществе объект является задачей, которую следует выполнить, или целью, к которой следует стремиться и которая зависит от установок разума и воли людей" - тоже верно, но объект социального значения организуется искусственно, и на уровне права, и с этим только можно согласиться, и если им станет субъект права, но и в правовой системе только. "Сообщество является продуктом инстинкта и наследием конкретных условий и исторических структур; общество есть продукт разума и нравственной силы" - ха-ха, инстинкт не имеет влияние на социальное, а значит Маритен не видит в индивиде социального  фактора, тогда как только в нём он и может находиться, а не в сообществе вовсе, или "обществе". Маритен тут явно отделяет волю от социального действия, а хотя только волю и можно отнести условно к инстинкту. Далее по тексту Маритена даже комментировать уже невозможно, мистический бред больше наблюдается о сообществе. "Даже в естественных обществах, таких, как семейное и политическое" - семья и политика за пределами естественного, и если естественное никак не может покидать биопол, а тем более индивида, то и естественное общество бред, абсурд.
 
Вначале необходимо провести различие между понятиями сообщество и общество. Разумеется, эти понятия вполне позволительно употреблять в качестве синонимов, что я и сам делал много раз. Но столь же позволительно и правильно соотносить их с двумя видами социальных групп, фактически различных по своей природе. Это различие, хотя им и злоупотребляли самым прискорбным образом сторонники теории превосходства "жизни" над разумом, само по себе есть достоверный социологический факт. Как сообщество, так и общество являются этико-социальными и подлинно человеческими реалиями, а не просто биологическими. Но сообщество в большей мере связано с природой и с биологическим, тогда как общество ближе к творениям разума, к мыслительным и духовным способностям человека. Их внутренняя социальная сущность и их характеристики, как и сфера применения, не совпадают.
Чтобы понять это различие, необходимо вспомнить, что общественная жизнь, как таковая, объединяет людей посредством некоего общего объекта. В общественных отношениях всегда присутствует объект, материальный или духовный, вокруг которого переплетаются межчеловеческие отношения. В сообществе, как верно отметил Ж. Т. Дело, объект является данностью, предшествующей определениям человеческого разума и воли и действующей независимо от них, творя общий бессознательный дух, общие чувства и психологические структуры, а также многое другое. А в обществе объект является задачей, которую следует выполнить, или целью, к которой следует стремиться и которая зависит от установок разума и воли людей; цели и задаче предшествует творение разума индивидов - в виде решения или, по меньшей мере, согласия. Таким образом, в случае общества с определенностью возникает и берет главенство элемент объективности и рациональности в общественной жизни. Коммерческое предприятие, профсоюз, научная ассоциация являются обществами в той же мере, что и политическое общество. Региональные, этнические, языковые группы, общественные классы являются сообществами. Племя и клан суть те сообщества, которые подготавливают почву для политического общества и предвещают его приход. Сообщество является продуктом инстинкта и наследием конкретных условий и исторических структур; общество есть продукт разума и нравственной силы (того, что в античности называли "добродетель"). В сообществе общественные отношения исходят из конкретной исторической ситуации и окружающей обстановки: коллективные формы восприятия, или коллективное подсознание, имеют приоритет над индивидуальным сознанием, а человек является продуктом социальной группы. В обществе индивидуальное сознание сохраняет приоритет, социальная группа формируется [самими] людьми, а общественные отношения исходят из конкретной инициативы, конкретной идеи и добровольного решения личностей. Даже в естественных обществах, таких, как семейное и политическое, то есть тех обществах, в которых природа нуждается и сама придает им первоначальную грубую форму, в конечном счете общество исходит из человеческой свободы. А в сообществах, даже таких, как региональные или профессиональные сообщества, вырастающие вокруг какого-либо отдельного общества, например промышленной или коммерческой структуры, сообщество [как таковое] вырастает из природы - я имею в виду, - вырастает из адаптации человеческой природы к данной исторической ситуации или к непосредственному влиянию упомянутого промышленного или коммерческого общества на природную обусловленность человеческого существования. В сообществе социальное принуждение исходит от доминирования навязываемых человеку форм поведения и проявляет себя как предопределенность. В обществе социальное принуждение исходит из закона (law), или рациональных предписаний, или от идеи общей цели; оно требует индивидуальной совести и свободы, которые должны подчиниться велениям закона свободно. Общество всегда вызывает к жизни сообщества и чувства сообщества внутри или вокруг себя. Сообщество никогда не может развиться в общество, хотя оно может быть природной почвой, на которой при посредстве разума возникает та или иная общественная структура.
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/_.. Сообщество и общество
Связанные материалы Тип
государство как идея Дмитрий Косой Запись
пацифизм и хаос Дмитрий Косой Запись
демократия и спекуляции на идеях Дмитрий Косой Запись
мышление как проекция Дмитрий Косой Запись