"у Декарта субъект познает объект, который выступает источником знания, а у Канта источник знания и данности самого объекта зависят от субъекта: субъект производит объект, т.е. их взаимоотношения являются прямо противоположными." - Кант также выдвигает либеральную идею первичности субъекта, хотя первичен объект, где субъект и объект вместе, а значит первичен объект социального, индивид, но ничего он не проиводит, а если мыслит, то не разделяя субъект и объект, а представляя ментальныеобъекты, и в этом смысле "производит" что-то, видимо и Кант разделял идеюДекарта о "мыслящем субъекте", что тот же мнимыйсубъект деятельности, как идея продвигаемая либерализмом и сейчас. "эмпирический субъект — конкретный индивид" - индивиднепознаваем, а значит он "в себе", как и конкретногоиндивида нет, это фикция, а значит и эмпирический субъекткак идея разваливается. "для эмпирического субъекта мир существует как внешние субъекту объекты (явления)" - здесь видно из чего исходилШопенгауэр, довольно посредственный философ, ничего нового не предложивший. "объекты существуют реально, но как вещи-в-себе, для субъекта они существуют в качестве явлений, представлений, обусловленных априорными формами познания трансцендентального субъекта, т.е. как созданные им" - объект только существуетреально, как объектсоциального, но не "объекты". "субъект проявляет познавательную активность в отношении объекта" - это есть чистая формаидеализма у Канта, отсюда и проистекает идеипознания "государства" как объекта познания, хотя объектнепознаваем.
Важной в разработке категории субъекта является работа, выполненная И. Кантом. Основные моменты его учения о субъекте представлены следующими позициями:
1) субъект — это мышление, чувствование, сознание, душа, Я (Кант обычно употребляет выражение «мыслящий субъект», понимая мышление в широком смысле как сознание),
2) необходимо различать трансцендентальный субъект и эмпирический как два уровня организации (структуры) одного субъекта, 3) трансцендентальный субъект — субъект вообще как основание априорных форм восприятия и познания,
4) для трансцендентального субъекта мир (объект) есть его представление,
5) эмпирический субъект — конкретный индивид,
6) для эмпирического субъекта мир существует как внешние субъекту объекты (явления),
7) объекты существуют реально, но как вещи-в-себе, для субъекта они существуют в качестве явлений, представлений, обусловленных априорными формами познания трансцендентального субъекта, т.е. как созданные им,
8) субъект проявляет познавательную активность в отношении объекта
(см.: [20, с. 78, 91, 132-157, 190-209, 213-215, 227, 241, 255258, 270-303, 317-322, 354-381, 442, 726-729, 743-746]).
Как видим, хотя субъект у Декарта и Канта — это мыслящее существо (обладающее сознанием), и в обоих случаях субъект противопоставлен объекту, активен в отношении его, но у Декарта субъект познает объект, который выступает источником знания, а у Канта источник знания и данности самого объекта зависят от субъекта: субъект производит объект, т.е. их взаимоотношения являются прямо противоположными. https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obscha..