Субъекту даны не только объекты, субъекту дана ещё власть над ним, субъектом. Критика статьи А. Болдачева "Субъектная онтология

Аватар пользователя Владимир К
Систематизация и связи
Онтология

Критика на эту статью "Субъектная онтология и проблема совместной деятельности" - ссылка.

В другой теме Болдачев предложил мне ознакомиться с этой статьёй. И я уже сделал критическое замечание по этой статье, но Болдачев на него не ответил (ссылка). А теперь у меня относительно этой его статьи критика поинтересней.

Кратко. В субъектной онтологии Болдачева есть субъект, есть сознание, в сознании субъекту даются объекты, которые различаются на феномены и ноумены. И в этом суть субъектной онтологии Болдачева.

На каком основании я утверждаю - субъекту даны не только объекты, субъекту дана ещё власть над ним, субъектом? Я это утверждаю на основании открытия Зигмунда Фрейда.

Замечу. Если в субъектной онтологии Болдачева "субъект", то у Фрейда - "Я", но существенной разницы нет. Судите сами.

О своём открытии Фрейд пишет в статье "Трудность на пути психоанализа":

 ...После этого введения я хочу указать, что общий нарциссизм, самовлюбленность человечества, потерпел до настоящего времени со стороны научной мысли три тяжелых потрясения.
   a) В начале своего исследования окружающего мира человек верил, что место его жительства, Земля, спокойно стоит в центре всего мира, между тем как Солнце, Луна и планеты вращаются по круговым орбитам около Земли. При этом он наивно доверялся впечатлению своих чувственных восприятий, так как не ощущал движения Земли и, куда бы ни устремлял свой взор в пространство, всегда видел себя в центре круга, заключающего внешний мир. Но центральное положение Земли служило ему доказательством господствующей роли ее во всем мире, и, казалось, вполне совпадало с его склонностью чувствовать себя господином этого мира.
   Разрушение этой нарциссической иллюзии связано с именем и трудами Н. Коперника в XVI столетии. Задолго до него пифагорейцы уже сомневались в таком исключительном положении Земли, и в III столетии до Р. X. Аристарх из Самоса высказал предположение, что Земля гораздо меньше Солнца и вращается вокруг этого небесного светила. И великое открытие Коперника было, следовательно, уже сделано до него. Но когда оно получило общее признание, человеческая самовлюбленность потерпела первый космологический удар.
   b) В течение своего культурного развития человек стал господином над всеми животными, но, недовольный этим господством, он увеличил пропасть между ними и собой. Он отказывал им в разуме, а себе присвоил бессмертную душу, ссылался на высокое божественное происхождение, позволявшее разорвать связь общности с животным миром. Примечательно, что эта заносчивость чужда ребенку, примитивному и первобытному человеку, - она явилась результатом более позднего развития. Примитивный человек на ступени тотемизма не находил для себя обидным считать животное родоначальником своего племени. Миф, отражающий этот древний образ мыслей, допускает, что боги принимали образ животных, и искусство древних изображает богов со звериными головами. Ребенок не чувствует различия между собой и животным; без всякого удивления он допускает, что в сказках животные думают и говорят. Аффект страха, относящийся к человеку-отцу, он переносит на собаку или на лошадь, без намерения этим унизить отца. Только взрослый человек становится настолько чуждым животному, что оскорбляет другого, называя его именем животного.
   Мы все знаем, что исследования Ч. Дарвина, его сотрудников и предшественников положили конец этой заносчивости человека немного больше, чем полстолетия назад. Человек представляет собою не что иное и не нечто лучшее, чем животное. Он сам произошел из животного мира, и он более родствен одним видам, другим менее. Его позднейшие завоевания не могли уничтожить доказательства его равноценности с животными, заключающиеся в строении его тела и его душевных задатков. Это - второй, биологический удар человеческому нарциссизму.
   с) Но самый чувствительный - это третий удар, психологический.
   Униженный извне человек чувствует себя самодержцем в собственной душе. Где-то в самом ядре своего "Я" он создал себе наблюдательный орган, следящий за его душевными движениями и поступками, чтобы они согласовались с его требованиями. Если они этого не делают, то они беспощадно сдерживаются и подавляются. Его внутреннее восприятие, сознание сообщают "Я" обо всех значительных процессах в душевном водовороте, и направленная этими сообщениями воля выполняет все, что приказывает "Я", и изменяет то, что стремится совершиться независимо от него. Душа эта не нечто простое, а иерархия главенствующих и подчиненных инстанций, сплетения импульсов, стремящихся к выявлению независимо один от другого, соответственно многообразию влечений и отношений к внешнему миру, причем многие из этих влечений противоположны и несовместимы одно с другим. Для правильного функционирования требуется, чтобы высшая инстанция получала сведения обо всем, что происходит, и чтобы ее воля могла повсюду проникнуть и оказать соответствующее влияние. Но "Я" чувствует себя вполне уверенным как в смысле полноты и точности получаемых сведений, так и в том, что его приказы доходят куда нужно.
   Однако при некоторых болезнях, именно при изученных нами неврозах, дело обстоит иначе. "Я" чувствует себя не совсем хорошо, оно натыкается на границы своего могущества в своем доме, в душе. Вдруг возникают мысли, о которых не знаешь, откуда они, и ничего нельзя сделать, чтобы прогнать их. Начинает казаться, что эти чужие гости оказываются даже сильнее, чем те, которые подчиняются "Я": они в состоянии противостоять всем испытанным средствам воздействия воли, их не сбивают все логические возражения, не трогают противоположные показания реальности. Или появляются импульсы, которые "Я" отрицает, как если бы они принадлежали чужому, но оно вынуждено бояться их и принимать против них меры предосторожности. "Я" говорит себе, что это - болезнь, чужое наваждение, усиливает свою бдительность, но не может понять, почему чувствует себя парализованным таким странным образом.
 Хотя психиатрия и отрицает, что в таких случаях в душевную жизнь проникли злые, чуждые духи, но, помимо этого, она только пожимает плечами и говорит: дегенерация, наследственное предрасположение, конституциональная малоценность. Психоанализ решается дать объяснение этим жутким случаям заболевания, приступает к тщательным и длительным исследованиям, пользуется вспомогательными понятиями и научными конструкциями и, наконец, может сказать "Я": "В тебя не вселилось ничего чуждого. Часть твоей собственной душевной жизни ускользнула от твоего ведения и из-под власти твоей воли, поэтому ты и можешь дать такой слабый отпор; ты борешься с одной частью твоих сил против другой части и не можешь собрать всю твою силу, как могло бы это сделать против внешнего врага. И против тебя выступили и приобрели независимость от тебя даже не самые дурные и незначительные части твоих душевных сил. Я должен сознаться, что вина лежит в тебе: ты слишком высоко оценило твою силу, если считало, что можешь делать со своими сексуальными влечениями все, что захочешь, и что тебе совершенно незачем считаться с их целями. Поэтому-то они и возмутились и пошли своими собственными темными путями, чтобы освободиться от подавления, и завоевали себе свое право таким образом, что это уже не может тебе нравиться. Тебе неизвестно, как они это сделали, какими путями они пошли; только результат этой работы, симптом, который ты ощущаешь как болезнь, доводится до твоего сведения. Ты не узнаешь в нем продукции твоих собственных вытесненных влечений и не знаешь, что он является заменяющим их удовлетворением.
   Однако весь процесс стал возможным только благодаря тому обстоятельству, что ты ошибаешься и в другом важном пункте. Ты уверено, что знаешь обо всем, что происходит в твоей душе, если только это нечто достаточно важное, потому что твое сознание докладывает тебе о нем, и, если ты не получило сведений о чем-нибудь, происходящем в твоей душе, то ты с полной уверенностью думаешь, что ничего подобного в ней нет. Больше того, ты заходишь так далеко, что считаешь "душевное" тем же самым, что "сознательное", т. е. известное тебе, несмотря на очевидные доказательства, что в твоей душевной жизни должно происходить гораздо больше, чем может знать твое сознание. Позволь же в этом направлении тебя поучить. Душевное в тебе не совпадает с тобою осознанным; совсем не одно и то же - происходит ли что-нибудь в твоей душе и знаешь ли ты об этом. Согласен, обыкновенно твое сознание обслуживается сведениями, вполне достаточными для твоих потребностей. Тебе позволительно пребывать в иллюзии, что ты знаешь обо всем самом важном. Но в некоторых случаях, например, в случае конфликта влечений, твоя осведомленность оказывается недостаточной, а твоя воля не большей, чем твое знание. Но во всех случаях эта осведомленность твоего сознания неполна и часто неточна; часто бывает и так, что ты узнаешь о событиях после того, как они уже совершились, и ты ничего в них не можешь изменить. Даже тогда, когда ты здорово, кто может определить все, что шевелится в твоей душе, о чем ты не узнаешь или о чем ты неправильно осведомлено. Ты ведешь себя как самодержец, который довольствуется информациями высших придворных и не спускается к народу, чтобы выслушать его голос. Уйди в себя, в свои глубины, познай сперва себя, и тогда ты поймешь, почему ты должно было заболеть, и, может быть, тебе удастся не заболеть".
   Таким образом психоанализ хочет поучать "Я". Но оба эти объяснения, и то, что совершенно невозможно укротить влечения сексуальности, и то, что душевные процессы сами по себе бессознательны и становятся доступны и подчиняются "Я" только благодаря неполному и неточному восприятию, - равносильны утверждению, что "Я" не является хозяином в своем собственном доме. Оба эти объяснения вместе взятые составляют третий удар по самолюбию, который я назвал бы психологическим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что "Я" отказывает психоанализу в своей благосклонности и упрямо отказывается ему верить.
   Только очень немногие, вероятно, вполне уяснили себе, каким важным по своим последствиям шагом является для науки и жизни предположение о бессознательных душевных процессах. Но поспешим прибавить, что психоанализ не первый сделал этот шаг. Можно указать на знаменитых философов как на предшественников, прежде всего на великого мыслителя Шопенгауэра, бессознательную "волю" которого в психоанализе можно отождествить с душевными влечениями. Кстати, это тот же мыслитель, который в незабываемых по силе словах напоминал людям о все еще недостаточно оцененном значении их сексуальных стремлений. Преимущество психоанализа состоит лишь в том, что он не отвлеченно утверждал эти оба столь мучительные для нарциссизма положения о психическом значении сексуальности и о бессознательности душевной жизни, а доказал это на материале, который касается лично каждого в отдельности и заставляет его выяснить свое отношение к этим проблемам. Но именно потому он и вызывает к себе все то отвращение и сопротивление, которые пощадили благодаря робости великое имя философа.

Ссылка

В современном философском словаре подтверждается, что Фрейд "доказал бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации человеческой деятельности и поведения" (А. Грицанов "Новейший философский словарь", 2001 г., статья "Нарцисизм").

Вне психоанализа, экспериментально, это открытие Фрейда подтверждается такого рода сообщениями: "Недавние исследования показали, насколько сильно наше подсознание влияет на повседневные реакции" (из статьи Джона Барга "Сила подсознания"). Ссылка

 

Итак, "Я" не является хозяином в своем собственном доме". Применительно к субъектной онтологии Болдачева это означает, субъект не является хозяином в своём сознании. Но подсознания в теории Болдачева нет. Как же осуществляется власть над субъектом? Очевидно, посредством ноуменов, которые в субъектной онтологии Болдачева есть. Ноумены это те ниточки, которыми управляется субъект, подобно марионеткам в театре кукол.

Но тогда песня "Марионетки" группы "Машина времени" это же песня о субъектной онтологии Болдачева! Есть резон послушать.

 

                                   

Комментарии

Аватар пользователя Фристайл

На каком основании я утверждаю - субъекту даны не только объекты, субъекту дана ещё власть над ним, субъектом? 

Читали в детстве "Цветик-семицветик"? На каком основании владельцу цветка дана власть над событиями?

Вот то же и с  Болдачёвом. Мы взрослеем, а ребенок, верящий в сказки никуда не делся, он внутри каждого. Только дети бывают разные. Поведение некоторых в продовольственном магазине меня слегка шокирует, тянут ручки ко всему, мама-папа купи! И ведь некоторые взрослые идут на поводу, а у других, поумнее, дети ни к чему ручки в магазине не тянут. Что-то подобное и с ребенком внутри взрослых. Если он плохо воспитан взрослым, он начинает им рулить. Какая-то часть взрослых с плохо воспитанным ребенком начинают философствовать, поддаваясь вере в сказки ребенка внутри. А сказка, как  известно, ложь, верящий в сказку вряд ли докопается, что в ней намёк.

Все эти словеса  про субъекты, объекты, ноумены - сказочная залепуха. Вы же не станете всерьёз критиковать за отрыв от жизни "Цветик-семицветик"!? А его сюжет ничуть не нереальнее залепухи Болдачёва. Так почему вы начали критику отдельно взятой сказки, как водится у сказок от начала и до конца выдуманной, безо всяких, естественно доказательств, а не всего сказочного жанра? Может плохо воспитали ребёнка в себе?

Аватар пользователя Владимир К

Фристайл, 29 Июль, 2020 - 10:00, ссылка

...Так почему вы начали критику отдельно взятой сказки, как водится у сказок от начала и до конца выдуманной, безо всяких, естественно доказательств, а не всего сказочного жанра? Может плохо воспитали ребёнка в себе?

То, что я "начал", для меня новость. Данный момент я ощущаю как продолжение... начатого... где-то там, в прошлом.

Аватар пользователя boldachev

Спасибо

Я долго не мог решить, что делать: не ответить вам - обидеть, а ответ может оказаться еще обиднее. Поэтому просто принесу извинения, что забыл про Фрейда.

Аватар пользователя Владимир63

Я это утверждаю на основании открытия Зигмунда Фрейда.

О каких научных открытиях З.Фрейда идёт речь? 

Аватар пользователя Владимир К

boldachev, 29 Июль, 2020 - 10:58, ссылка

Спасибо

Я долго не мог решить, что делать: не ответить вам - обидеть, а ответ может оказаться еще обиднее...

И Вам спасибо, что не обидели.

...Поэтому просто принесу извинения, что забыл про Фрейда.

Излишне. Это касается Вас, а не меня.

Аватар пользователя Владимир К

Владимир63, 29 Июль, 2020 - 12:11, ссылка

Я это утверждаю на основании открытия Зигмунда Фрейда.

О каких научных открытиях З.Фрейда идёт речь? 

Здесь постановка не этой оперы. Нужно смотреть афишу.

Здесь изложенное Фрейдом в статье "Трудности психоанализа" признаётся за открытие и делается определённый вывод относительно субъектной онтологии Болдачева.

Аватар пользователя Владимир63

Здесь изложенное Фрейдом в статье "Трудности психоанализа" признаётся за открытие и делается определённый вывод относительно субъектной онтологии Болдачева.

 Упоминать Фрейда в подобных диспутах - это всё равно, что цитировать Бабу-Ягу. 

Аватар пользователя Владимир К

Этим своим открытием Фрейд только подтвердил христианскую веру. И вот этот эпизод евангелия, выделил актуальное для этой темы:

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28).

 

В субъектной онтологии Болдачева - сознание и ноумены.

В психоанализе - сознательное, предсознательное и бессознательное.

В психологии и философии - сознание и подсознание.

У христиан - земля и небо.

Какая разница? Каждым из этих вариантов схватывается вся психика человека. 

Аватар пользователя Владимир63

В психологии и философии - сознание и подсознание.

 Что ещё за "подсознание"? Вы о чём? С сознанием который век определится не могут. ))
  

Аватар пользователя Владимир К

Подсозна́ние (англ. subconsciousness) — устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L'état mental des hystériques» 1892).

Ссылка

Этот термин и сейчас используется. В топике я сослался на статью "Сила подсознания" Джона Барга.

Барг Джон (англ. John Bargh; 9 декабря 1955) — социальный психолог, работающий в Йельском университете, где создал Лабораторию автоматизма в познании, мотивации и оценке.

 

Зигмунд Фрейд и представить себе не мог, насколько бессознательные желания и побуждения влияют на то, как мы думаем и действуем.

                                                                               Джон Барг

 

Но если у вас такое мнение -

 Что ещё за "подсознание"? Вы о чём? С сознанием который век определится не могут. ))

- то вы точно не определитесь. И разговаривать с вами об этом без толку.

Аватар пользователя Владимир63

Владимир К, 30 Июль, 2020 - 18:31, ссылка

 Вы решили заняться моим образованием с того, что подпихиваете мне устаревшие термины, которые до сихо пор использует некто по фамилии Барг? Вы в своем уме?))
  Дайте ваше определение подсознанию, чтобы я понял, о чем вы мне собрались поведать.  

Аватар пользователя Владимир К

Довольствуйтесь пока тем, что есть, что найдёте. Тем же Баргом довольствуйтесь. А больше всего довольствуйтесь евангелиями.

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4).

Вы думаете что приблизилось, что стало понятным, говоря языком философии? Подсознание!

А у меня работа в этом плане пока не окончена. Последний раздел не вытанцовывается. Не вытанцовывается и всё тут! А потом еще редактировать надо. В общем, не знаю когда закончу. И закончу ли. 

Аватар пользователя Владимир63

Владимир К, 31 Июль, 2020 - 20:23, ссылка

   Я потратил какое-то время на изучение евангелий (канонических и апокрифических)  по работам д.н. Свенцицкой и Трофимовой. Комментарии последней, к евангелию от Фомы, рекомендую прочесть и вам, если вы с ними еще не знакомы. Надеюсь, что вам будет это интересно.

"Обратившись к теме «царствия» прямо, а не в форме притчи (117), автор возвращает читателя к мысли, высказанной вначале (ср. 2), но тогда не до конца понятной. Теперь в конце евангелия она звучит яснее. Иисус говорит: «Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его». Ответ Иисуса на вопрос учеников недвусмыслен: царствие принадлежит тем, «кто нашел самих себя», кто стал «духом живым» (118). В этом изречении говорится о том тождественном жизни духовном состоянии, которое не знает деления «мира» (ср.: 27 и 42). Достигнуть - значит вступить в «царствие небесное». Изречения 117 и 118 связаны «ключевым словом»: «царствие» (117), «в царствие» (118)".
https://samo-iscelenie.org.ua/index.php/397-nasledie-predkov/396-nasledi...

  Успехов.

 

Аватар пользователя Владимир К

Евангелие от Фомы это какая-то убогость. Но даже в нём нашёл, как Иисус объяснял людям, что у них есть подсознание:

   113. Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его своему [сыну]. Сын не знал; он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) [нашел] сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем, кому] он хотел.

Это идёт вразрез с таким пониманием психики человека -

В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, субъект истолковывается как абсолютно прозрачный для самого себя. 

Аватар пользователя Владимир63

Владимир К, 1 Август, 2020 - 14:35, ссылка

Евангелие от Фомы это какая-то убогость.

   Глубокомысленный вывод. Сами придумали, или кто подсказал? ))

Аватар пользователя Владимир К

Сам. Знаете ли, как-то нечитабельно.

Аватар пользователя Владимир63

Владимир К, 1 Август, 2020 - 15:30, ссылка

Сам. Знаете ли, как-то нечитабельно.

Да что вы?! 
А вот - Карл Юнг, был иного мнения об этом манускрипте, который археологи всего мира считают самой ценной находкой 20 века. Кстати, о евангелии от Фомы, снято несколько документальных и научно-популярных фильмов. Вот один из них
 https://www.youtube.com/watch?v=Lq7RuPs27XE
просветитесь, чтобы в следующий раз не выглядеть простофилей.

Аватар пользователя Владимир К

Владимир63, 1 Август, 2020 - 16:19, ссылка

...просветитесь, чтобы в следующий раз не выглядеть простофилей.

Я прочитал и говорю: нечитабельно. Какая-то убогость, подразумевая, в сравнении с каноническими евангелиями. 

Если бы вы "проголосовали" за евангелие от Фомы, а я - за любое из канонических евангелий, то полагаю, Карл Юнг простофилей бы назвал вас.