"Учение о бытии". Категории (3). Аристотель

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Онтология

"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"

 

КАТЕГОРИИ (3). АРИСТОТЕЛЬ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Kategoria (греч.) - высказывание, при­знак; свиде­тель­ство, обвине­ние.

2. Категории - общие, фундамен­таль­ные поня­тия, отражающие на­ибо­лее су­ще­ст­венные, за­коно­мер­ные связи и отно­шения ре­альной дей­ст­ви­тельно­сти и позна­ния.

3. Категории - формы и организующие принципы про­цесса мыш­ле­ния.

4. Категории - формы осознания в понятиях все­об­щих способов отно­шения человека к миру, отражаю­щие наи­более общие и су­щест­вен­ные свой­ства.

 

2. КАТЕГОРИИ.

1. Категории: 1) одноименное (одно имя, разная речь о сущности); 2) со­именное (общее имя, одна и та же речь о сущности); 3) оты­менное (на­именова­ние от че­го-то, в соответствии с его име­нем).

2. Категории: 1) сказываемое о предмете; 2) на­ходя­щееся в пред­мете.

3. Из всего, что говорится, одно го­ворится в связи, дру­гое - без связи. "В связи" - сло­восочетание. "Без связи" - от­дель­ные слова: су­ще­стви­тель­ное, глагол, прилага­тельное и т. д. Подлежащее - ска­зуе­мое!

4. Из существующего одно говорится о под­ле­жа­щем, но не нахо­дится ни в каком подлежащем.

5. Другое находится в подлежащем, но не го­во­рится ни о ка­ком под­ле­жащем.

6. А иное и говорится о подлежащем, и нахо­дится в подлежащем.

7. Иное не находится в подлежащем и не гово­рится о ка­ком-либо под­лежащем.

8. Всё единичное и всё, что одно по числу, не го­во­рится ни о ка­ком под­лежащем. Однако ничто не ме­шает чему-то та­кому нахо­дится в под­лежа­щем.

9. Категории: 1) род как сказуемое; 2) видовые отли­чия. Ко­гда одно ска­зывается о другом как о подле­жащем, всё, что го­во­рится о ска­зуемом, приме­нимо и к подлежа­щему.

10. Здесь строго указывается на вертикальную сквоз­ную связь под­лежа­щего со сказуемым. Сказуемое от­носится к подле­жа­щему бес­спорно. В этой связи от­нося­щееся к ска­зуемому при­над­ле­жит под­лежа­щему. Такое ус­тановление при­нимается как бес­спор­ное.

11. Сказуемое (сказываемое, говорящееся) - отно­сится к обобщае­мому, т. е. к роду. Высшие роды сказы­ваются о подчинённых им [родам, видам]. Сколько видовых от­ли­чий имеет сказуе­мое, столько и под­ле­жа­щее.

12. Вертикально обобщаемая и верти­кально под­чи­няю­щая структура Ари­стотеля!

 

3. ДЕСЯТЬ КАТЕГОРИЙ

1. Сущность (что?).

2. Количество (сколько?).

3. Качество (какое?).

4. Отношение (по отношению к чему-либо).

5. Место (где?).

6. Время (когда?).

7. Положение (находиться в каком-то положении).

8. Обладание (обладать).

9. Действие (действовать).

10. Претерпевание / страдание (претерпевать).

11. Утверждение или отрицание получается благо­даря сочетанию ка­те­горий.

12. Всякое утверждение или отри­ца­ние ис­тинно или ложно. Из ска­занного без ка­кой-либо связи ничто не ис­тинно и не ложно.

 

4. ЧЕТЫРЕ ВИДА ПРОТИВОЛЕЖАНИЯ

1. Противолежание обозначается неодинаково: 1) как соотнесение; 2) как противоположность; 3) как лишенность и обладание; 4) как утверждение и отрицание.

2. Например: 1) двойное противолежит половине как соотнесение; 2) зло противолежит благу как противополож­ность; 3) слепота противолежит зрению как лишён­ность и об­ла­да­ние.

3. "Он сидит" и "он не сидит" противолежит как ут­вер­жде­ние и от­рицание.

4. Или. То, что есть двойное, оно есть благодаря соотне­се­нию его к про­тиво­положному, т. е. к половин­ному или од­ному.

5. Не будь поло­вин­ного или од­ного, про­тивопо­ложного или противостоящего двой­ному, не было бы и двой­ного.

6. Оп­ре­деление через со­от­не­сён­ное противо­по­ло­жение.

7. Крайнее независимое простое разделение без промежуточных пере­ходов и отклоне­ний.

8. Лишённость и обладание говорится относи­тельно од­ного и того же. Обладание и лишённость сказы­вается о свой­ст­вах, обязанных на­личе­ство­вать.

9. "Быть ли­шённым чего-то и об­ла­дать свойст­вом - это не то же са­мое, что ли­шённость и обла­да­ние свойст­вом". Лишён­ность и обладание от­но­сятся лишь к свой­ст­вам.

10. Утверждение и отрицание есть лишь соот­вет­ст­венно утверди­тель­ная и отрицательная речь (о чём-либо). То, о чём речь, не есть ни ут­вер­ждение, ни от­рицание.

11. Лишённость и обладание не переходят друг в друга, а осталь­ное пе­ре­ходит.

12. Утверждение и отрица­ние как противопо­ло­же­ния предпола­гают по­пере­менно лож­ность и истинность од­ного по отно­шению к дру­гому.

 

5. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

1. Зло противоположно благу. Это показывает на­ве­дение в каж­дом от­дельном случае. Благо и зло проти­вопо­ложны злу.

2. Избы­ток про­тивопо­ложен недостатку. Но то и дру­гое - зло. Умерен­ность, ко­торая благо, про­ти­вопо­ложна из­бытку и недостатку, ка­ко­вые - зло.

3. При наличии одной противоположности другая [противополож­ность] мо­жет отсутствовать. Где? Весь­ма уяз­вимо. Скольз­кое по­ложе­ние!

4. То и другое (обе противоположности) не мо­жет быть в одно и то же время присуще одному и тому же.

5. При нали­чии од­ной из про­тиво­полож­но­стей другая быть не мо­жет. Может, если при­ме­нить мас­штаб отно­шений.

6. Противоположности относятся либо к одному виду, либо к од­ному роду (к противоположным родам, к самому роду).

 

6. ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ

1. Предшествующее и последующее - по вре­мени.

2. Предшествующее относительно обратного сле­до­вания бы­тия - то, от чего нет этого следова­ния.

3. Предшествующее и последующее относительно по­рядка. По­ря­док определён!

4. Предшествующее и последующее относительно луч­шего и худ­шего.

5. Обратное течение бытия допускается в случае, если одна вещь со­ставляет причину бытия другой, хотя бы это было в начале не так.

6. То, что о чём-либо гово­рится ис­тинно, опреде­ляет истинность бы­тия чего-то как бы об­рат­ным следованием: если верна речь о чем-либо, зна­чит это есть. Конечно, нет. Ис­тинность и суще­ство­вание про­извольны.

 

7. ДАННОЕ ВМЕСТЕ

1. Данное вместе - то, что возникает одновре­менно.

2. Возникающие одновременно - не являются по­этому причиной бытия друг друга.

3. Данные вместе - со­подчинённые одному и тому же роду.

4. Сопод­чинён­ные - противо­поставленные друг другу в од­ном делении.

 

8. ШЕСТЬ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ

1. Возникновение.

2. Уничтожение.

3. Увеличение.

4. Уменьшение.

5. Превращение.

6. Перемещение.

7. Движению противоположен покой.

8. Видам движе­ния про­ти­во­по­ложны только виды движения.

9. Превращение есть из­ме­не­ние в ка­че­стве.

10. Об­ладать можно чем угодно!

 

9. СУЩНОСТЬ

1. Смысл - основной, первичный, безуслов­ный.

2. Сущность - не говорится ни о каком подлежа­щем, не находится ни в каком подлежащем. Сущность - вторая сущ­ность: под­чи­нён­ное подраз­деление.

3. Первые сущ­ности ввиду того, что они под­ле­жащие для всего дру­гого, называ­ются сущностями в основ­ном смысле.

4. Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.

5. Об отдельном человеке говорится "че­ло­век". Но "чело­век" не на­ходится в подле­жа­щем (в кон­кретном человеке).

6. Сущностям свойственно то, что всё, составлен­ное из них, говорится соимённо.

7. Первая сущность не со­ставляет ни­ка­кого ска­зуе­мого. Она не сказы­ва­ется ни о каком под­лежащем.

8. Всякая сущ­ность означает опреде­лён­ное нечто (неопределённо, непонятно что).

9. То, что вы­ра­жает первая сущность, есть не­что единичное и одно по числу.

10. Сущно­сти ни­чего не про­тивопо­ложно (!), как ни­что не противопо­ложно под­лежа­щему.

11. Сущ­ность не допус­кает боль­шей и мень­шей сте­пени.

12. Сущ­ность спо­собна принимать про­тиво­по­ложно­сти как подлежащее.

 

10. КОЛИЧЕСТВО

1. Раздельно.

2. Непрерывно.

3. Имеющее положение (частей).

4. Не имеющее положения (частей).

5. Количество: 1) раздельно (число, слово); 2) не­пре­рывно (линия, по­верхность, тело, время, ме­сто).

6. У частей числа нет общей границы. Число - раз­дель­ное количе­ство. Слово - слоги - разделение: [в этом] каж­дый эле­мент раз­делен.

7. Линия непре­рывна. Гра­ница, указывающая части линии, - точка, а у по­верхно­сти - линия. У тела точно так же.

8. На­стоящее время - гра­ница [со­прикос­нове­ния прошлого и буду­щего].

9. Место - непре­рывное коли­чество [со­прикоснове­ния час­тей на об­щей гра­нице].

10. Части линии имеют положение относительно друг друга, [по­этому] можно определить расположение, соприкос­нове­ние. Так же - части плоскости, тела.

11. Число, время: их части не имеют положения, но вроде бы имеют по­рядок. Ни одна часть времени не не­под­вижна, как и часть слова.

12. Количеству ничто не противоположно. Но противоположность по количеству можно [иной раз] най­ти у места: верх про­ти­во­по­ложен низу.

13. Про­ти­во­по­лож­ность - наибольшее удале­ние друг от друга.

14. Количество не допускает большую или мень­шую сте­пень.

15. Ко­личе­ство распространено не в большей, не в меньшей сте­пени [где бы то ни было].

16. О количестве го­во­рится как о рав­ном и нерав­ном.

17. В отноше­нии коли­че­ства сравни­вают.

18. Не срав­ни­вают ни в каком более от­но­шении, кроме как в количест­вен­ном.

 

11. СООТНЕСЁННОЕ

1. Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с дру­гим, или находясь в ка­ком-то ином отно­ше­нии к дру­гому.

2. К соотнесённому принадлежит следующее: 1) обладание; 2) расположение; 3) чувственное восприятие; 4) знание; 5) положение.

3. У соотнесённого бывают противоположности: добродетель проти­во­положна пороку. Соотнесённое допус­кает боль­шую или мень­шую степень. Иногда оно не допус­кает степени, но в очень ма­лом числе случаев.

4. Все со­отне­сённые ме­жду собой стороны - обо­юдны, сущест­вуют и устра­няются вместе.

5. "Но.. познаваемое существует раньше, чем зна­ние: большей ча­стью мы приобретаем знания, когда пред­меты их уже существуют; лишь редко можно видеть, чтобы знание возни­кало вме­сте с по­знавае­мым. С уничто­жением познаваемого прекращается зна­ние, но с пре­кра­щением зна­ния познаваемое не уничто­жа­ется. Восприни­мае­мое чув­ст­вами сущест­вует раньше, чем чув­ст­венное вос­при­ятие; с уничтоже­нием восприни­мае­мого чувст­вами пре­кра­щается чувст­венное вос­при­ятие, ме­жду тем чувст­венное вос­при­ятие не уст­раняет [вместе с со­бой] воспринимае­мое чув­ст­вами. Чувст­венное воспри­ятие возни­кает вместе с тем, кто вос­прини­мает чувст­вами". (Ари­сто­тель)

6. Соотнесенное - бытие!

7. Очень трудно или невозможно показать, что ни одна сущность не есть соотнесённое.

8. Познаваемые предметы не существуют объек­тивно!

9. Для позна­ния этих предметов следует сначала ус­тановить их существова­ние.

10. Преро­гатива и приоритет ус­тановления существо­ва­ния предме­тов [познания] не при­надлежит объективному миру или си­лам, внеш­ним по отно­шению к человеку.

11. Установление существования (бытия) предме­тов [познания] всецело принадлежит человеку (субъ­екту).

12. Человек (субъект) устанав­ливает бытие пред­метов [познания] по своей воле (произвольно).

 

12. КАЧЕСТВО

1. Качество - то, благодаря чему предметы на­зы­ва­ются та­кими-то.

2. Качество - свойства: 1) преходящие; 2) по­стоян­ные (устойчи­вые) - продолжительнее, прочнее.

3. Свойства - суть состояния, но состояния - не обя­за­тельно свой­ства.

4. Те, кто обладают теми или иными свойст­вами, находятся в каком-то состоя­нии в от­ношении их.

5. Те, кто находятся в каком-то со­стоя­нии, не во всех слу­чаях обладают [соот­вет­ст­вую­щим] свойством.

6. Качество - способность, неспособность, пре­терпе­вае­мые свой­ства и состояния.

7. Это - сладость, го­речь, терп­кость, цвет, поверх­ность, состоя­ние души, умопоме­шатель­ство, раздражитель­ность; очер­та­ния, внеш­ний об­лик, пря­мизна, кривизна. Влияние на чувства!

8. Обозначение качества производными от каче­ства име­нами: блед­ность - бледный и т. д.

9. У качества бывает противоположность: белое - чер­ное, справед­ли­вость - несправедливость и т. д. Но иногда [у него] не бы­вает проти­вопо­лож­но­сти. Если одна проти­вопо­лож­ность - каче­ство, то и другая [тоже] - ка­че­ство.

10. Качество допускает степень - большую или мень­шую.

11. Однако, го­воря о качест­венно различных гео­мет­риче­ских фигурах, при­ме­нить сте­пень трудно.

12. Особенность качества: сходство - несход­ство.

--

© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==