Важность философской ориентации

Аватар пользователя Алексей Ивакин
Систематизация и связи
История философии
Диалектика
Философское творчество

Начну с вопроса, который кому-то может показаться странным: можно ли вполне демократическим голосованием решать, кого из  философов  следует прославить за его философские взгляды, а кого, наоборот, изгнать, а то и казнить. С одной стороны, в честь софиста Горгия, причем прижизненно, была поставлена золотая статуя. Возможно, это – всего лишь легенда. Но, с другой стороны, и уж это-то мы знаем точно, только вмешательство Перикла предотвратило «демократический» смертный приговор Анаксагору, а для приговоренного к смерти Сократа, и тоже демократическим голосованием, такого защитника уже не нашлось.

Думаю, однако, что ни прихоть толпы, ни воля правителей не вправе решать  вопрос пользы или вреда учения того или иного философа. Вообще-то, тут единственным судьей может быть только время. Но ведь и время проявляет свое могущество через волю и разум людей, и поэтому желательно, чтобы этот вопрос решался вполне объективно, на основе каких-то вполне ощутимых признаков. Мне в этом отношении кажется интересной предложенная Мартином Хайдеггером формула: «Великий мыслитель велик тем, что он в труде других "великих" умеет уловить своим слухом их величайшее и самобытно его перетворить»( выделено мною, - А.И.) [1, с.17]. 

Правда, мне могут возразить, что здесь речь идет не о пользе, а о  величии. Но мне кажется, если бы вершителям судеб философов кто-то очень авторитетный всякий раз убедительно растолковывал, что они поднимают руку на великого мыслителя, который на самом деле должен быть и является их гордостью, то эти понятия – польза и величие –  слились бы для них воедино. По крайней мере, для меня это именно так. Да мне кажется, что и  Хайдеггер не стал бы возражать против такого отождествления, ибо та незаметная деталь, что в своей фразе он слово «великих» взял в кавычки, красноречиво говорит о том, что для него это слово важно не столько для обозначения «масштабности» того или иного философа, сколько для обозначения водораздела между настоящими (чего-то стоящими, то есть как раз – полезными) философами и – эпигонами.

Предвижу и еще одно возражение, суть которого состоит в том, что мы попадаем в замкнутый круг, ибо кто и каким образом докажет, что данный мыслитель нашел у великих именно великое, и почему именно они, а не кто-то другой – великие.

Попробую все же привести систему аргументов в защиту Хайдеггеровой «формулы». Во-первых, поставленная нами задача упрощается этой формулой уже тем, что «судить» приходится  не одинокого мыслителя, а некое их множество, по крайней мере – двоих. Таким образом, мышление (не берусь судить об ученых и поэтому продолжаю разговор о философах)  – это факельная эстафета, но эстафета своеобразная: тот, кто принимает факел, должен передать его не затухающим, а горящим еще ярче.

Во-вторых, мне кажется довольно важным  дополнение и конкретизация, которой подверг Ганс-Георг Гадамер указанную выше формулу своего учителя.  Правда, Гадамера больше интересует не величие, а право «самобытности перетворения» исследуемого текста. Смысл размышлений Гадамера заключается в том, что человек-интерпретатор, принимающий как эстафету текст от того или иного мыслителя, имеет право вносить в это наследие свое собственное мнение только в том случае, если оно является лучшим ответом на вопрос, нежели тот ответ, который был дан в трудах самого интерпретируемого им мыслителя. Но для этого, естественно, интерпретатор должен хорошо понять сам этот вопрос, который поставил перед собой исследуемый им мыслитель. Таким образом, интерпретатору позволительно сказать не что ему заблагорассудится, а именно то, что в тексте изучаемого им автора как бы само так и просится быть высказанным и дополненным.

Итак, знаменитые философы-герменевты всегда имеют дело с той или иной «цепочкой» мыслителей, рождающих и передающих читателям ту или иную философскую категорию или же – мировоззренческую картину бытия. При этом что интересно, и сам герменевт неизбежно  «встраивается» в эту компанию мыслителей. Мне очень импонирует метод сопоставления, продемонстрированный Хайдеггером, сравнившим глубоко продуманное мировоззрение Гераклита с еще неустоявшимся мировоззрением Ф.Ницше, который, судя по его черновым записям, предпринимал попытку по-своему переосмыслить то, что было сказано Гераклитом. При этом Хайдеггер вынужден и сам «самобытно перетворять» сказанное как Гераклитом, так и Ницше [2, с.37]. Так что можно видеть, что в самой истории философии всегда выстраивается череда философов, отстаивающих и развивающих величие великих. И именно поэтому величие Сократа, несмотря на то, что его мысли нам известны лишь из трудов его учеников и учеников его учеников, не подвергается никем сомнению, а является абсолютной истиной, которую лучше всех выразил Карл Маркс, назвав Сократа «воплощенной философией».

Сказанное, кстати, говорит о том, что современным преподавателям философии нельзя «двигаться» по философскому наследию чисто хронологически, а следует постоянно из одних горизонтов помысленного человеком бытия переходить в другие, в том числе – и современные.

Ну, и, наконец, в-третьих, в качестве аргумента назову то, что отрицается большинством ученых и философов: не только научные, но и философские выводы верифицируемы, то есть рано или поздно, но они подтверждаются или опровергаются практикой.

Так, сама жизнь подтверждает правильность и важность выдвинутой родоначальниками философии идеи абсолютной зависимости человеческого мышления и практического деяния  от Логоса – логического строения Бытия. И, напротив, сама жизнь опровергает идею противопоставления свободы человека – царящей в мире необходимости.   Хотим мы этого или не хотим, но за  таким противопоставлением скрывается оправдание произвола. 

Как хорошо, что стали появляться серьезные научные труды, обосновывающие иерархичность систем, взаимодействующих между собой и с миром в целом!

Так, российскими учеными разработана теория ДОТУ (Достаточно общая теория управления), основанная на анализе соотношения систем разноуровневого управления, согласно которой процессы низших уровней управления могут находиться с иерархически более высокими уровнями в гармоничном отношении (возникновение положительных обратных связей), а могут, наоборот, вступать с ними в серьезный конфликт (возникновение отрицательных обратных связей). К сожалению, «эти положения ДОТУ по отношению к … проблематике цивилизационного развития означают, что человечество находится в конфликте с иерархически высшим по отношению к нему ноосферным управлением, которое носит сдерживающе-подавляющий характер по отношению к развитию цивилизации по исторически выработанному ею пути и в перспективе способно её уничтожить как вредоносное по отношению к биосфере Земли и Космосу явление: мы не можем ждать милостей от Природы после того, что с нею сделали (шутка, опубликованная в «Литературной газете» ещё в начале 1970-х гг.)»  [3, с.18].

Исходя из сказанного, эгоизм софистических разновидностей философии, на словах превозносящий право человека самостоятельно принимать самые серьезные решения, а на деле лукаво прикрывающий вредоносное направление воздействия человека на биосферу и социосферу, уже приведший человечество к страданиям, вполне может привести его даже к гибели. И наоборот, философия, нацеленная на познание Логоса и следование ему,  необходимо приносит и будет приносить человеку помощь и поощрение в виде появления новых возможностей его дальнейшего развития. В религиозных терминах эта древняя, схваченная интуитивно, мудрость выражена, с одной стороны, в терминах греха и наказания, а с другой стороны –   в терминах исполнения Воли Отца Небесного и спасения человеческой души [3, с.18-19].

Очень важно также, что уже в античности стала пробивать себе дорогу идея отбора наилучших веществ и существ, наиболее пригодных для работы над соответствием, над слаженностью явления – с его сущностью, а  вещи – со средой её обитания. Результатом такой слаженности (гармонии) становится появление все более сложных и совершенных форм бытия, все более мудро – идеально и материально – отражающих породивший и вмещающий их в себя мир [4].

Все сказанное здесь мною позволяет сделать следующий общий вывод. Всем известно, что подобно тому, как Гераклит является родоначальником диалектики, так и Платон является родоначальником философского идеализма. И это – самое великое в учениях этих великих философов. И, перефразируя слова Гегеля, которые он произнес относительно философии Спинозы, хочется сказать, что исторически следующие за Гераклитом и Платоном философы уже не могут  не быть (хотя бы в какой-то степени) гераклитовцами и платониками. Поэтому я уверен, что антидиалектические (а зачастую они также и софистические) и вульгарно-материалистические отклонения от этих учений исключительно рискованны, так как могут весьма серьезно дезориентировать доверившегося этим «уклонистам» мыслящего и действующего человека.

 

Литература:

 

1.Хайдеггер М. Ницше: в 2-х т. / М.Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2006 - 2007. - Т.1. - 2006. - 293 с. 

2.Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра / М. Хайдеггер. - Разговор на проселочной дороге: Сб. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с. 

3. Величко М.В., Ефимов В.В., Иманов Г.М. Экономика и ноосфера. Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации. Ноосферный (этико-экологический) подход. – СПб.: МФИН, 2012. – 168 с. 

4.Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. – М., 2002. – с. 553.

Комментарии

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Поднятый Вами вопрос является действительно важным в понимании философии, как науки в целом.

Однако он сразу, хотя бы на примере Ваших рассуждений, выявляет сразу многие проблемы в понимании философских рассуждений. 

К примеру, Вы говорите о пользе и величии в философии. Здесь я вижу некое противопоставление этих понятий в Вашем понимании. 

Однако, в реальной жизни такого противопоставления быть не может. Как может быть философ велик, если от него нет великой пользы?

Давайте этот вопрос рассмотрим на примере, допустим, Архимеда. Велик он или нет? Действительно велик, потому, как его познания являются до сих пор значимы для практической деятельности человека. Или Ньютон, велик он или нет? Действительно велик, потому как и его познания являются значимы и сегодня в практической деятельности человека, причем будут значимы всегда!

А теперь вернемся к философии. Назовите хоть одного философа, познания которого позволили сделать хотя бы шаг в направлении достижения гармонии в человеческих отношениях? Нет таких философов! Поэтому говорить о величии философов нет смысла. Да, есть знаковые личности в философии, но они являются всего лишь знаковыми, но не как не великими. Потому, как великими могут быть только те люди, от которых другим людям есть великая польза!

Что значит знаковые личности в философии? А знаковые они потому, что великой пользы от них нет, то есть их познания не дают человечеству возможности подыматься в качестве отношений между людьми, но их познания все равно являются знаковыми в смысле исследования направлений в поиске главной цели - совершенствование человеческих отношений!

Ведь невозможно найти настоящую дорогу к этой цели, если не будет для других будущих мыслителей возможностей отталкиваться от уже пройденных ошибочный ориентиров, которые хоть и не привели к пошаговому достижению цели, но в тоже время позволяют не повторять пройденных ошибок! Ведь в философии эксперименты над людьми ставить нельзя и поэтому приходится отталкиваться только от мыслительных предположений и только в чрезвычайно редких случаях в философии предоставляется возможность делать анализ из проведенного эксперимента над людьми.

Причин, которые не позволяют же мыслительным предположениям самостоятельно находить правильные ориентиры, движение по которым и даёт пошаговое приближение к цели, имеется множество.

Однако главной причиной всех этих метаний является изначально взятое неправильное направление движения. Чтобы найти путь к достижению цели философствования, необходимо вернуться назад, к времени становления самой философии.

К примеру, чтобы прийти к городу "Н",  можно двигаясь строго на юг или строго на север.

Но, двигаясь на север, чтобы попасть в город "Н" нужно обойти весь земной шар, а двигаясь на юг только тысячную долю от первого расстояния. Можно конечно продолжать движение на север, но добавьте к этому, что придется постоянно делать зигзаги. Поэтому и стоит дилемма - вернуться назад или двигаться вперед? Что легче, вернуться к исходной точке и постараться найти первый верный ориентир, или продолжать двигаться дальше по  ложным ориентирам, которые только увеличивают величину зигзагов - шараханий из стороны в сторону? Конечно же легче назад.

Но ведь для философов это означает признание самим себе, что всё то, что они наработали за всё это время шатаний признать ложным -  это по истине величайшее потрясение! И для признания этого необходимого действия, требуется не только неимоверное мужество и высочайшая нравственность, но и самое главное - требуется осознание самим философом неизбежной необходимости этого действия!

 

Аватар пользователя vlopuhin

Но, двигаясь на север, чтобы попасть в город "Н" нужно обойти весь земной шар, а двигаясь на юг только тысячную долю от первого расстояния.

Вот по этому "отправляться в путь" по направлению на Северную Звезду необходимо "налегке". Нет, конечно же много знать не вредно, но, как говорится, "Забудьте всё, чему вас учили в школе. Здесь у нас свои законы и авторитеты!"

Аватар пользователя Галия

Николай, если вставить местоимения на их законное место - 

Назовите МНЕ хоть одного философа, познания которого позволили МНЕ сделать хотя бы шаг в направлении достижения гармонии в человеческих отношениях СО МНОЙ? Нет ДЛЯ МЕНЯ таких философов!   

то Ваша просьба назвать имена будет выглядеть более обоснованной. Для Вас - нет, для другого - есть, поэтому Вы просите другого назвать их.

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемая Галия! У Вас, как всегда, за юмором скрывается полное нежелание понять другого человека! Или неспособность?

Вот Вы утверждаете, что для Вас такие философы есть.

Тогда Вы назовите хоть одного, я уже не говорю за великого, но хотя бы значимого философа, работы которого привели к улучшению человеческих взаимоотношений между людьми, пусть только с Вашей точки зрения? 

Нет, даже не так. Назовите хотя бы одного философа, я уже даже не говорю за значимого, с Вашей точки зрения, не моего, а именно с Вашей точки зрения, работы которого были использованы в практике отношений между людьми и которые привели к положительным результатам в этой практике межчеловеческих отношений и которые стали пусть даже не образцом человеческих взаимоотношений, а хотя бы качественным шагом в этом направлении? То есть назовите хоть одного философа, в результате работ которого, люди стали лучше понимать друг друга! 

Да закройте, в конце концов, мне рот грамотно, а не увиливая с помощью шуточек от прямого ответа!

Вот Сергей Борчиков опять говорит за свою пользу в философии, которую якобы поймут через две тысячи лет. А если через две тысячи лет не поймут, что еще ждать две тысячи лет?

А вот, чтобы ударить палец о палец, чтобы сделать что-то полезное для сегодня, у него видите ли времени нет! 

 

Аватар пользователя Галия

Уважаемый Николай, на каждой личной страничке участника есть списки имен под названием "Авторитетные философы". Даже на Вашей есть - Аристотель. Разве его работы не помогли Вам и многим другим людям лучше понять суть человеческих взаимоотношений и способы их улучшения, которые Аристотель анализировал, например, в "Риторике"? 

В результате внимательного прочтения философских работ Канта, Гегеля, Генона, Ауробиндо, Рерихов и т.д. массы людей стали лучше понимать себя - устройство разума, причины своих желаний, эмоций, поступков и, следовательно, лучше относиться друг к другу.

Или возьмём более современного нам философа - психолога Арнольда Минделла, который лично работал с людьми в самой гуще международных конфликтов, трансформируя их в позитивно-этические договорённости. И он не один такой философ-практик.

А академический философ Сергей Борчиков уже много лет ведёт междисциплинарные философские семинары в своём городе. Думаете, люди приходят туда просто так время потратить или за пустыми обещаниями?

Что же мне нужно понять у Вас? Что всего этого нет? Когда оно вот - факт!

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемая Галия! Вы что, не только надо мною, но и над всеми людьми издеваетесь? 

О каком факте, как факте улучшения взаимопонимания между людьми, Вы говорите?

Я даже не буду обращать Ваше внимание на реальное состояние человеческих взаимопониманий между людьми в международных отношениях. А просто спрошу - По какому из вопросов, поднимаемых в темах на этом философском сайте, все их участники  пришли к взаимопониманию?

Как жаль, что мы с Вами, Галия, не находимся рядом, так как я хотел бы посмотреть прилюдно Вам в глаза, в тот момент, когда Вы стали бы отвечать на этот вопрос!   

Нет таких вопросов, даже на ФШ, куда уж говорить тогда за реальный мир, там за экраном монитора!  

И такое реальное положение вещей Вы называете - улучшение взаимоотношений между людьми? Ну знаете ли, хоть Вы и обижаетесь на меня за такие слова, но это же полное кощунство над реальностью!

Вы в своём ответе обращаетесь к "Риторике" Аристотеля. Ну что же Вы так несерьёзно относитесь к своим ответам? Каким образом Вы увидели в этом труде Аристотеля попытку найти способ улучшения взаимопонимания между людьми? Ведь основная мысль этого труда является практика красноречия, то есть способ оболванивания слушателя методом своего красноречия! И Вы называете метод красноречия, то есть метод оболванивания слушателя, а не своего оппонента, обладающего таким же уровнем красноречия, как и его оппонент - методом прихода к взаимопониманию?   

Показательна даже Ваша личная фраза - устройство разума! Ну и ну! Весь ученый мир до сих пор не знает, как работает мозг, а Вы оказывается знаете как устроен разум? А ведь разум - это и есть результат работы мозга! Я надеюсь Вы не станете мне доказывать, что мозг и разум - это одно и тоже?

Вот Вы говорите, что академический философ Борчиков уже много лет проводит философские семинары. Ну что ж, спасибо за информацию. При первой же возможности постараюсь попасть на эти семинары, если это открытые семинары и тогда посмотрим, что останется от этого семинара в памяти их слушателей.

Хм. У меня уже есть опыт участия в таких, так называемых, философских семинарах. Когда уже через пару вопросов, руководитель такого семинара или хватался за сердце, или начинал драку, вместо аргументированного ответа на поставленный вопрос! Почему? Да потому, что смех начинался в зале!

Так что уважаемая Галия, давайте более серьёзно относится к тем вопросам, которые мы с Вами обсуждаем, так как лично моей целью во всех дискуссиях является только одно - это обратить внимание всех участников дискуссии на необходимость внимательного отношения к поднимаемым вопросам. Для того, чтобы все пришли к пониманию, что жизнь - это не игра, а понимание необходимости приходить к взаимопониманию, а через взаимопонимание к взаимному учету интересов каждого! Начиная от личных, семейных отношений, до международных отношений.  И только тогда, когда каждый будет учитывать интересы всех, а все будут учитывать интересы каждого, наступит то время, которое люди представляют, как - рай! Без этого понимания, жизнь человека протекает в аду!

        

Аватар пользователя Галия

По какому из вопросов, поднимаемых в темах на этом философском сайте, все их участники  пришли к взаимопониманию?

А разве не очевидно, что по всем, кроме вопроса "кто здесь самый умный и великий философ, если не я?", который в своей основе не предполагает взаимопонимания?

Знаете, мне вот, вместе с автором этой темы, также

..кажется интересной предложенная Мартином Хайдеггером формула: «Великий мыслитель велик тем, что он в труде других "великих" умеет уловить своим слухом их величайшее и самобытно его перетворить»( выделено мною, - А.И.) [1, с.17]. 

Но я даже не представляю сколько нужно разума, мыслей или хотя бы мозга, чтобы перетворить величайший труд, доказывающий полное отсутствие великих философов и  значимых для развития людей философских работ.

Хм. У меня уже есть опыт участия в таких, так называемых, философских семинарах. Когда уже через пару вопросов, руководитель такого семинара или хватался за сердце, или начинал драку, вместо аргументированного ответа на поставленный вопрос! Почему? Да потому, что смех начинался в зале!

Ну, так надо же было приличные вопросы задавать и по теме, с пониманием и учётом интересов всех собравшихся на семинар. Зачем смешить людей, если Вы не в цирке?

При первой же возможности постараюсь попасть на эти семинары, если это открытые семинары и тогда посмотрим, что останется от этого семинара в памяти их слушателей.

 Не сомневаюсь, люди будут долго улыбаться, вспоминая Вас и Вашу цель:

лично моей целью во всех дискуссиях является только одно - это обратить внимание всех участников дискуссии на необходимость внимательного отношения к поднимаемым вопросам.

К примеру, я тоже до сих пор улыбаюсь, вспоминая бывшего начальника, который на планёрках на полном серьёзе ставил перед нами следующую задачу: "товарищи, я вообще не понимаю, что мы будем делать, поэтому мы все должны понять, что нам делать!".)

ps. И я знаю, как устроен разум, потому что мировая философия предлагает нам множество рабочих моделей разума.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Николай! Можем ли мы себе представить человека, который по незнанию или по глупому упрямству не желает применить изобретенные Архимедом орудия труда и предпочитает надрываться, поднимая и таская на высоту тяжести вручную? Трудно, но представить можно. Не такая ли же  нелепая картина вырисовывается, когда человек предпочитает строить свое собственное "домотканное" мировоззрение и самодельную теорию познания, не обращаясь при этом к великим мыслителям-философам?

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Вот Вы говорите, что 

Трудно, но представить можно.

Да, действительно представить можно, но только представить, а не увидеть в реальных человеческих делах, чтобы кто-то не использовал изобретения Архимеда!

Почему мы сегодня летаем в космос, работаем на полностью автоматизированных производствах, общаемся по интернету. Потому, как Архимед сделал первый шаг к облегчению труда человека и все, повторяю - все люди без исключения поняли, что изобретения Архимеда выгодны всем. Именно от Архимеда пошло развитие материально-технического прогресса человечества! То есть именно благодаря таким людям, как Архимед, человечество обязано своему высочайшему современному состоянию научно-технического прогресса. И к этому высочайшему состоянию научно-технического прогресса, человечество пришло поступательно, то есть шаг за шагом!

А вот теперь вопрос. Наблюдаем ли мы, хоть какой-либо прогресс в человеческих отношениях со времен становления древнегреческой философии?

Почему же Вы, уважаемый Алексей Аркадьевич, приводите пример, обращая внимание на Архимеда, который является, можно сказать, родоначальником научно-технического прогресса, а не обращаясь к какому-либо значимому философу в истории философии, с которого и в человеческих отношениях шел бы прогресс в сторону повышения качества в межчеловеческих отношениях?

Разве человечество хоть на йоту продвинулось вперёд от тех отношений между людьми, которые существовали во времена Древней Греции?

И если человечество и ушло от открытого рабства, то абсолютно не благодаря заслугам какого-либо значимого древнегреческого философа, а именно благодаря самим восстаниям рабов. Которые, замете, абсолютно не были философами, но прекрасно понимали несоответствие понятий - человек разумный и рабство!

О чем говорить! Но ведь даже в заповедях Моисея не отторгалось существование рабства! То есть что, Моисей не понимал и не видел конфликта между понятиями - человек разумный и рабство?  А такой философ, как Т. Кампанелла, вообще понимал рабство, как нормальное явление!

А разве в современных человеческих отношениях не существует такое явление, как скрытое рабство? То есть разве не существует сегодня в человеческих отношениях, такое отношение между людьми, как эксплуатация человека человеком? 

Ведь эксплуатация человека человеком и есть рабство! И где же все эти философы, которые показали бы человечеству путь к избавлению от этого скрытого рабства?

Почему же Вы, Алексей Аркадьевич, будучи философом, вместе с академическим философом Сергеем Борчиковым, не ориентируетесь на самую злободневную проблему человечества на сегодняшний день - совершенствование межчеловеческих отношений?

Разве Вы, с философом Борчиковым, не замечаете современный конфликт между современным высочайшим уровнем научно-технического прогресса человечества и уровнем современных межчеловеческих отношений, оставшихся на уровне отношений Древней Греции?  

Не скажу за Борчикова, но Вы, вроде бы, замечаете, если подняли вопрос о философской ориентации!

Однако вопрос Вы поднимаете, а вот ориентируетесь по прежнему на тех же прошлых философов, размышления которых ни к чему хорошему не привели!

Как это может быть? Как можно ориентироваться на те философские рассуждения, в которых нет ориентации на повышение уровня межчеловеческих отношений?

Вот тот же Архимед, дал первый толчок в направлении постепенного повышения научно-технического прогресса и результат такого толчка мы с удовольствием пожинаем сегодня!

А на какого философа можно ориентироваться, чтобы разрешить конфликт между современным уровнем научно-технического прогресса человечества и его современным уровнем межчеловеческих отношений?

Ведь такой конфликт, как Вы правильно заметили -

и в перспективе способно её уничтожить как вредоносное по отношению к биосфере Земли и Космосу явление 

Ведь наличие такого конфликта, как Вы говорите - противоречит логическому строению Бытия!

А ведь именно об важности философской ориентации на разрешение современного конфликта между высочайшим уровнем научно-технического прогресса человечества и его чрезвычайно низким уровнем межчеловеческих отношений, оставшимся на уровне отношений между людьми в Древней Греции я и веду речь!

Не понимать, о чем я веду разговор, значит не понимать практических задач философии, поставленными самим Бытием перед философами!

Если человек не понимает тех задач, которые ставит перед этим человеком само Бытие, то какое же он имеет право называть себя - философом? Ведь такой человек просто созерцатель!!!   

Получается очень интересная картина.

В мире всё больше и больше людей начинает осознавать, что без признания и согласования взаимных интересов стран, может вспыхнуть ядерная война, которая приведет к уничтожению всего живого на Земле и в первую очередь человека.

А вот понять, что без признания и согласования интересов каждого с интересами всех и интересов всех с интересами каждого, не будет никакого прогресса в межчеловеческих отношениях, понять не могут!!! А где же философы, которые как раз и должны всё это разъяснять? А они, оказывается, продолжают мыслить категориями Т. Кампанеллы и Моисея! 

Аватар пользователя ВФКГ

nikolaj, 13 Февраль, 2016 - 07:47, ссылка

То есть именно благодаря таким людям, как Архимед, человечество обязано своему высочайшему современному состоянию научно-технического прогресса.

Абсолютно правильное утверждение, но Архимеду повезло, что он родился и изобретал не в православной России. Здесь уместно вспомнить притчу о сеятеле, семена которого падают на имеющуюся социальную почву. Можно вспомнить известных изобретателй России 19-го века, а множество безымянных "Архимедов" России последних трёх веков теперь уже никто не вспомнит, поскольку их семена падали в социальное болото.

И если человечество и ушло от открытого рабства, то абсолютно не благодаря заслугам какого-либо значимого древнегреческого философа, а именно благодаря самим восстаниям рабов.

Как-же глубоко сидят в сознании советских людей мифы большевизма, которые с одной стороны доказывают закономерность социальной эволюции, а с другой стороны допускают "революционное творчество масс", которым никакие эволюции не указ. Тогда и крепостных в России освободили восстания Разина, Болотникова, Пугачёва?

А разве в современных человеческих отношениях не существует такое явление, как скрытое рабство? То есть разве не существует сегодня в человеческих отношениях, такое отношение между людьми, как эксплуатация человека человеком? 

Вот и ответ, под который выстраивалась аргументация задачки. А ведь ни Архимед ни один прочий изобретатель не сделал ничего против огромных социальных преимуществ разделения труда, которое с помощью изобретателей и движет общества по траектории эволюции.

 А ведь именно об важности философской ориентации на разрешение современного конфликта между высочайшим уровнем научно-технического прогресса человечества и его чрезвычайно низким уровнем межчеловеческих отношений, оставшимся на уровне отношений между людьми в Древней Греции я и веду речь!

Без изобретений, заложивших основы ремесленного и промышленного производства миллионы философов не смогли бы избавить человечество от рабства и феодализма. Поэтому и от капитализма к посткапитализму поведут изобретатели, а философы могут лишь вести разъяснительную работу среди недовольных и слишком довольных социальными изменениями.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Николай! Я был уверен в том, что Вы поймете, о чем я хотел сказать в своем вопросе-сопоставлении. Не поняли. А я сказал о том, что и научным открытием и философским открытием можно воспользоваться, а можно и не воспользоваться. И причин для этого множество. Зря также Вы не обратили внимания на последний абзац обсуждаемой здесь моей заметки. Я там высказываю претензии не к политикам, не к религиозным деятелям (хотя есть в чем упрекнуть и тех и других), а к философам, которые не захотели понять, что быть настоящим философом нельзя, если вы отрицаете главные идеи Гераклита, Платона, Спинозы, Гегеля, заменяя их лукавыми гедонистскими, позитивистскими, пост-модернистскими и прочими «новинками». Так и вижу в своем воображении эстафетное шествие «мыслителей» с потухшими, чадящими факелами. Вот почему так важна (и неимоверно трудна!) правильная философская  ориентация. В результате люди, в массе своей, мыслят плохо (и это ведет человечество к катастрофе), но в этом не виноваты перечисленные мною великие философы. Так уж устроена наша жизнь, что к их великим открытиям мало кто может пробиться.

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Действительно, Вы правильно заметили, что я Вас не понял.

А не понял Вас только в одном -

 А я сказал о том, что и научным открытием и философским открытием можно воспользоваться, а можно и не воспользоваться. 

Потому, как я не понимаю Вашу эту фразу.

Как это - можно пользоваться и можно не пользоваться?

Это как раз предметами достижений научно-технической революции можно пользоваться или не пользоваться, так как это полностью зависит только самого человека и никто ему в этом не указ, если только человека насильно не посадили в глубокий подвал, из которого он самостоятельно выбраться не может.

А вот философские открытия, если они действительно полезны для человека разумного, проигнорировать их, он никак не может! 

Уважаемый Алексей Аркадьевич, Вы хоть и профессиональный философ, но полностью воспитаны на идеях Гегеля, Спинозы, Гераклита и других значимых мыслителей в философии. И поэтому, исходя из представлений о человеке всех этих мыслителей, не в состоянии понять понятие - человек разумный!  

Проблема в том, что в современной философии существует понятие - человек разумный, как индивидуум, как конкретный человек, хотя и трансформируется это понятие в некую обобщенность.

Однако в действительности понятие - человек разумный, как обобщенное понятие, не может существовать в разрыве с понятием социальная среда.

То есть человек разумный представляет собой не индивидуальность, а представляет собой социальную совокупность разумных индивидуумов.

Надо просто понимать, что вне социальной среды нет человека разумного! 

Поэтому уповать на разум человека вне связи с его социальной средой просто глупо!

Но в современной философии тождественность - человек разумный - социальная среда не воспринимается.

Отсюда и Ваше заблуждение в том, что, якобы, человек разумный может игнорировать философские открытия или он может ими воспользоваться.

Это индивидуум может воспользоваться или не воспользоваться философскими открытиями, как это делаете Вы или я!

А вот социальная среда, как объединенный коллективный разум, не в состоянии игнорировать то, что является полезным для этой среды!

Ведь коллективный разум - это разум на ступень выше от индивидуального разума человека!

Да не путайте понятия - коллективный разум и общественное сознание.

Это совершенно разные понятия, так как общественное сознание формируется на уровне сознания, а коллективный разум формируется на уровне подсознания!  

Поэтому, когда Вы говорите, что -

 В результате люди, в массе своей, мыслят плохо (и это ведет человечество к катастрофе), но в этом не виноваты перечисленные мною великие философы. Так уж устроена наша жизнь, что к их великим открытиям мало кто может пробиться.

     то Вы говорите глупость! Извините меня за такую дерзость, но высказать своё возмущение этими Вашими мыслями, высказать по-другому просто не могу!

Люди в своей совокупности мыслят так, как им позволяет их социальная среда - коллективный разум. А так как для социальной среды нет той полезной философской информации, на которую эта социальная среда может опереться для своего движения вперед, то естественно такая социальная среда будет топтаться на месте, именно в плане своего духовного существования. Ведь социальная среда быстро воспринимает то лучшее, что появляется в плане повышения материальных, экономических, политических условий своего существования. А вот если ничего не появляется полезно нового в плане духовного условия своего существования, то отсюда и внутренний конфликт, в самой социальной среде, с материальными, экономическими и политическими условиями своего существования!

Что как раз и является показателем отступления от логического строения Бытия! Ведь в Бытие должно всё логично или крах, как средство избавления от нелогичности!     

Аватар пользователя Галия

Не понимать, о чем я веду разговор, значит не понимать практических задач философии, поставленными самим Бытием перед философами! 

Если человек не понимает тех задач, которые ставит перед этим человеком само Бытие, то какое же он имеет право называть себя - философом? Ведь такой человек просто созерцатель!!!  

... А на какого философа можно ориентироваться, чтобы разрешить конфликт между современным уровнем научно-технического прогресса человечества и его современным уровнем межчеловеческих отношений?

... А вот понять, что без признания и согласования интересов каждого с интересами всех и интересов всех с интересами каждого, не будет никакого прогресса в межчеловеческих отношениях, понять не могут!!! А где же философы, которые как раз и должны всё это разъяснять? А они, оказывается, продолжают мыслить категориями Т. Кампанеллы и Моисея! 

Николай, а может, Вам будет эффективнее слезть с трибуны, закрыться в тихом домашнем кабинете и написать "Должностную Инструкцию современного философа"?Например, по пунктам:

- какие практические задачи ставит перед философом Бытие,

- какие задачи следует решать философу, как решать и каких ключевых показателей прогресса в межчеловеческих отношениях достигать, чтобы иметь право называться "философом",

- что и как философу следует понимать, какими категориями мыслить,

- что следует делать философу, что и кому именно следует разъяснять, чтобы люди на него ориентировались.

 

 

Аватар пользователя nikolaj

 Отвечать оппонентам начну с Вас, Галия!

Уважаемая Галия! Я очень внимательно прочитал Ваши вопросы ко мне.

К сожалению для Вас, данная инструкция давно написана самим Бытием, но то, что Вы её не видите и не слышите, так это уже Ваша личная проблема, а не моя!  

Мой Вам совет, попробуйте открыть глаза, вынуть вату из своих ушей и открыть своё сердце для того, чтобы увидеть, услышать и почувствовать крик человеческого страдания от войн, от голода, от вранья, от безнравственности человеческих отношений!

И тогда Вы и сможете прочитать эту - 

"Должностную Инструкцию современного философа"?

Которая написана для философа, но не созерцателя! 

Аватар пользователя Галия

Выходит, Ваша проблема, как Начальника кадров Бытия, требовать от философов её исполнения?

А Вы уже многих людей избавили от страдания, от войн, от голода, от вранья, от безнравственности человеческих отношений?

Аватар пользователя nikolaj

Галия! Но если Вы не признаёте, не видите, не слышите Бытие, то как Вы определили,что я -

как Начальника кадров Бытия,

 Ведь если бы Вы видели, чувствовали и слышали Бытие, то поняли бы, что само понятие - Бытие, не нуждается ни в каких начальниках кадров! Наоборот само Бытие уничтожает даже саму такую мысль! 

Я могу только просить от других понять это Бытие человека!

Аватар пользователя Галия

А, это у Вас такой способ просить? Понятно.

Сначала решили, что никто ничего не понимает, не видит-не чувствует-не слышит Бытия, а потом решили просить почувствовать и понять его.. наверное, оочень увлекательное занятие?

Аватар пользователя nikolaj

Как показателен этот последний Ваш комментарий!

То есть я понял! Когда Ваш ребенок делает что-то неправильно, Вы сами это никогда не понимаете, пока все Ваши соседи не укажут Вам на то, что Ваш ребенок поступает неправильно!

Вам оказывается необходимо массовое указание на неправильность Ваших представлений о мире, в котором Вы живете. Ну теперь ясно, почему одной подсказки для Вас совершенно не достаточно!

Поэтому на этом, уважаемая Галия, остановимся.  Так как далее разговаривать с человеком, который сам не чувствует, не слышит и не видит реальный мир, в котором он живет,  нет смысла, так как он живет в постоянном тумане придуманных иллюзий! 

Снять с Вас пелену одинокому страннику проще простого, но для этого нужен непосредственный личностный контакт и довольно продолжительное время. 

Аватар пользователя Галия

Одинокий странник, бродящий в своем иллюзорном мире из непонимающих, слепых, глухих, бесчувственных, но отнюдь не немых людей, и просящий их прозреть и почувствовать Бытие - ах, как это романтично!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Галия! Сильно сказано! Мне очень жаль одинокого странника! Со мной было что-то подобное в мои студенческие 22 года. Какая уж тут романтика!

Аватар пользователя fed

nikolaj, : Назовите хоть одного философа, познания которого позволили сделать хотя бы шаг в направлении достижения гармонии в человеческих отношениях? Нет таких философов!

Вы просто невежда в философии, дилетант. От философов зависит ход развития цивилизации.

Глупый осудит, а умный рассудит - гласит русская пословица. 

Аватар пользователя fidel

Так, российскими учеными разработана теория ДОТУ (Достаточно общая теория управления), основанная на анализе соотношения систем разноуровневого управления, согласно которой процессы низших уровней управления могут находиться с иерархически более высокими уровнями в гармоничном отношении (возникновение положительных обратных связей), а могут, наоборот, вступать с ними в серьезный конфликт (возникновение отрицательных обратных связей). К сожалению, «эти положения ДОТУ по отношению к … проблематике цивилизационного развития означают, что человечество находится в конфликте с иерархически высшим по отношению к нему ноосферным управлением, которое носит сдерживающе-подавляющий характер по отношению к развитию цивилизации по исторически выработанному ею пути и в перспективе способно её уничтожить как вредоносное по отношению к биосфере Земли и Космосу явление: мы не можем ждать милостей от Природы после того, что с нею сделали (шутка, опубликованная в «Литературной газете» ещё в начале 1970-х гг.)»  [3, с.18].

забавно спасибо Я давно это подозревал :)

Матрица 1999

 

Аватар пользователя Галия

А по-моему, сожаление автора, выраженное мнением Величко и Ко (из 3, с.18.) откровенно противоречит даже тому, что чуть выше написано о ДОТУ, где прямо сказано о положительных, т.е. бесконфликтных обратных связях, в том числе с биосферой, ноосферой и т.п.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемая Галия

Может быть, я неточно выразил свою мысль. В таком случае мне ее придется уточнить. 

Вначале я тезисно выражаю главную идею ДОТУ: в зависимости от совпадения или несовпадения направленности поведения  высших и низших уровней управления, последние могут находиться с иерархически более высокими уровнями в гармоничном отношении (возникновение положительных обратных связей), а могут, наоборот, вступать с ними в серьезный конфликт (возникновение отрицательных обратных связей). Могут или не могут - вот в чем вопрос! 

А далее я выражаю сожаление о том, что современное положение цивилизационного развития человечества говорит о том, что оно не может уже пребывать в гармоничном отношении с более высокими уровнями управления и как вредоносное по отношению к биосфере Земли и Космосу явление может быть уничтожено. 

Кстати, большая вероятность летального исхода для становящейся земной ноосферы видна уже невооруженным взглядом и без всякого ДОТУ. 

Остается надеяться, что еще не вечер, а, скажем, пред-вечерье и что какое-то чудо (чудо потому, что находимся в цейтноте) может еще спасти "зарвавшееся" (упрямо вылезающее из указываемого ему Логосом канала эволюции) человечество.

Аватар пользователя Галия

Понятно, возможности есть. Но ведь генерировать чувство сожаления по поводу летального исхода человечества - это всё равно что предвосхищать или формировать такое событие, согласно той же ДОТУ. И указаниям Логоса.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Всё - умолкаю: для меня логика Ваших рассуждений чересчур сложна.

Аватар пользователя Галия

А мне ещё было бы любопытно узнать Ваше мнение по поводу - как Логос указывает на канал эволюции и почему "зарвавшееся человечество" может вылезать из него? Т.е. уточнить детали по картине маслом в скобочке: 

(упрямо вылезающее из указываемого ему Логосом канала эволюции) человечество.

Потому как я думала, что если уж Сам Логос куда укажет, то и комар не пролезет, не то что целая толпа народу.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемая Галия!

Спасибо за любопытство! Предлагаю почитать мои книги и статьи (см. библиотеку ФШ), а также – мои записи в блоге. Ну, посудите сами: зачем мне Вам отвечать на Ваши вопросы кратко (и вызывать этим новые вопросы), если в моих работах все это изложено подробно?

В качестве "гида" при чтении могу предложить - теперь уже Вам - следующие вопросы: 1. Почему плакал Гераклит? 2. Почему его пессимизм разделил в конце своей жизни Н.Моисеев? 3. Почему Хайдеггер считал, что то, что "сущее пребывает собранным в бытии" "стало для греков самым удивительным и что "эту удивительность пришлось им защищать от «хватки софистического разума, который для всего имел наготове одно доходчивое объяснение и поставлял его на рынок"? 4. Что такое свобода? 5. Зачем Богу нужен человек? 6. Как ответил на эти вопросы А.Ивакин в своих работах? 7. В чём Вы согласны с ним, а в чем - нет? И почему?

Без труда, как говорится, не вытащишь рыбку из пруда! Вот придете ко мне с "уловом", тогда поговорим.

 

 

Аватар пользователя Галия

Ладно. Надеюсь, Гераклит плакал не потому, что ему не понравились указания Логоса, относительно его места в истории философии.)

Аватар пользователя Дилетант

Алексей Ивакин, 11 Февраль, 2016 - 16:34, ссылка 
...в зависимости от совпадения или несовпадения направленности поведения  высших и низших уровней управления, последние могут находиться с иерархически более высокими уровнями в гармоничном отношении (возникновение положительных обратных связей), а могут, наоборот, вступать с ними в серьезный конфликт (возникновение отрицательных обратных связей). Могут или не могут - вот в чем вопрос! 

Извините, что встрял в ваш диалог.
Для представления о "гармонии" в данном смысле, можно рассмотреть немного другую аналогичную ситуацию.
Может ли находиться мой организм в гармонии с солнечной активностью, так как он "питается" солнечной энергией, и что-то отдаёт взамен? 
Если организм только питается, и ничего не отдаёт взамен, то о какой "обратной связи" (рефлексии) можно говорить?
Можно ли говорить о "гармонии" или о "конфликте" в этом случае? 

Если человек своим присутствием "выедает" запасы пищи, накопленные Природой в одном месте (воспроизводимые в виде "травы" и условно невоспроизводимые в виде "нефти"), то человек просто перемещается в другой ареал обитания, оставляя прежний ареал на самовосстановление "запасов пищи" (трёхпольная система земледелия). 
Вот эта цикличность перемещения и создаёт гармонию в отношениях человека со средой обитания. (Ряд наблюдений Спокус Халепний о животных и растениях)

А уж какие там будут обратные связи: положительные или отрицательные - пусть решают "арифметики" - это их епархия. 

Некая "элита" выела в некой "россии" накопленные запасы некой "энергии", бросила этот "ареал", и переместилась в другой, в котором что-то за это время накопилось. 

Вопрос не в этом, а в том, что осознают ли некие "правители" такую "гармонию", поступая так совершенно осознанно, или не осознают, и действуют по "месту", разруливая проблемы питания по ходу их возникновения? 

Спасибо.

Аватар пользователя Галия

По поводу природы связей организма и солнца, человека и Бога и любой другой иерархической пары, по-моему, очевидно, что конфликта тут никакого нет и быть не может. Если "нижний иерарх" вдруг начинает отрицать связь с "верхним иерархом", то после некоторых усилий по анализу, медитации и осознанию связи и своего поведения, он выясняет, что ему просто был положен благой подарок свыше. Но вот насколько осознанно действует, т.е. насколько осознаёт своё поведение "верхний иерарх" (солнце, Бог и даже официальный начальник)? - с нижнего уровня это никак не оценить.

Поэтому, я думаю, рассуждать о //совпадении или несовпадении направленности поведения  высших и низших уровней управления\\ можно лишь в узком спектре прикладной системологии при анализе и моделировании коммуникационных систем организаций. Но чтобы провести здесь анализ с последующим построением модели системы коммуникаций "некой элиты" в "некой россии", похоже, пока недостаточно вводных данных. И кто заказчик?)

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Галия, извините, что я несколько дней тому назад не захотел, нет всё же - не смог  из-за занятости ответить Вам на Ваши вопросы.  Поэтому я дублирую для Вас мой ответ «Дилетанту» с надеждой, что он окажется полезен и Вам.

Владимир, если внимательно вчитаться в содержание дошедших до нас фрагментов Гераклита и ряда умных комментариев к ним, то становится понятно, что «внимать Логосу»» для него означает понять и исполнять главную мудрость Мира: всё должно быть понято и принято как одно. Если для сохранения своей видимой и невидимой нами гармонии Космос находится в вечной закономерной последовательности метаморфоз себя как "огня" (соглашусь с Гегелем, что вместо огня можно поставить слово "дух"), то мудрый человек должен делать то же самое. Что означает  "то же самое"? Я считаю, что на основе современных знаний можно сказать: это означает - гармонизировать свои отношения с доступной нам частью космоса, способствуя метаморфозе биосферы в ноосферу.  

Я согласен с Вами, что современные элиты не понимают, в чем состоит космическое призвание человечества и, исходя из вульгарного понимания принципа софистики "Человек - мера всех вещей", ведут людей к гибели.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Дилетант.

Владимир, если внимательно вчитаться в содержание дошедших до нас фрагментов Гераклита и ряда умных комментариев к ним, то становится понятно, что «внимать Логосу»» для него означает понять и исполнять главную мудрость Мира: всё должно быть понято и принято как одно. Если для сохранения своей видимой и невидимой нами гармонии Космос находится в вечной закономерной последовательности метаморфоз себя как "огня" (соглашусь с Гегелем, что вместо огня можно поставить слово "дух"), то мудрый человек должен делать то же самое. Что означает  "то же самое"? Я считаю, что на основе современных знаний можно сказать: это означает - гармонизировать свои отношения с доступной нам частью космоса, способствуя метаморфозе биосферы в ноосферу.  

Я согласен с Вами, что современные элиты не понимают, в чем состоит космическое призвание человечества и, исходя из вульгарного понимания принципа софистики "Человек - мера всех вещей", ведут людей к гибели.

 

Аватар пользователя Дилетант

Так, сама жизнь подтверждает правильность и важность выдвинутой родоначальниками философии идеи абсолютной зависимости человеческого мышления и практического деяния  от Логоса – логического строения Бытия. И, напротив, сама жизнь опровергает идею противопоставления свободы человека – царящей в мире необходимости.   Хотим мы этого или не хотим, но за  таким противопоставлением скрывается оправдание произвола. 

Так, сама жизнь и противопоставляет "свободу человека - царящей в мире необходимости".  
Кстати, если следовать "царящей необходимости", то такое движение "по следу" будет весьма свободным. 
А если не будет произвола, то не будет и выбора пути. 

Движение по рельсам необходимости неизбежно заканчивается с окончанием рельс. 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Алексей Аркадьевич, прекрасная заметка, полностью согласен.
Отвечать критикам нет желания: несть им числа,  а у нас с Вами как философов время ограничено, надо успеть оставить людям что-то полезное. История, как Вы говорите, всё расставит по местам.

Аватар пользователя nikolaj

Естественно Сергей! У Вас время ограничено! Но, что Вы оставите после себя что-то полезное - это действительно интересно, если следовать логике - после меня хоть потоп!  

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Спасибо, Сергей Алексеевич! Буквально ощутил дружеское пожатие Вашей руки. Спасибо и за дружеский совет беречь время!

Аватар пользователя Vladimirphizik

Не смею судить о философском величии Зенона, но его апории явились мощнейшим толчком для развития философской мысли.

Простейший пример: благодаря проблемам, поднятым в апориях, возник атомизм Демокрита.

Дифференциальный анализ, разработанный Ньютоном и Лейбницем - разве не продолжение решения проблем, затронутых в апориях?

Теперь вот СТО Эйнштейна, созданная по всем правилам "Дихотомии" и "Ахиллеса с черепахой". Так что точка здесь не поставлена.

На примере с апориями видна значимость философии, как регулятора векторов развития мышления во всех сферах деятельности человека.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Vladimirphizik,

Вы абсолютно правы: по большому счету нет никаких бесполезных философских идей. И я, наверно, не совсем последователен, говоря, с одной стороны; об эстафетности мышления, а с другой, - "ополчаясь" на софистов. Поставить задачу - тоже великое дело. Я согласен с Вами в том, что Парменид и Зенон заставили Демокрита и Платона интенсивно обдумывать поставленные ими вопросы и тем самым дали толчок для возникновения и концепции атомизма и для открытия "мира идей", а Протагор со своим "Человек - мера всех вещей" заставил философов всех времен и народов  думать над тем, а что, собственно, такое человек. 

Так что вывод о тождественности величия и полезности философских учений мне придется для себя уяснить поглубже. Их соотношение сложнее. Спасибо!

Аватар пользователя ВФКГ

Vladimirphizik, 14 Февраль, 2016 - 09:35, ссылка

значимость философии, как регулятора векторов развития мышления во всех сферах деятельности человека.

!!!

Аватар пользователя fed

Алексей Ивакин:  не только научные, но и философские выводы верифицируемы, то есть рано или поздно, но они подтверждаются или опровергаются практикой.

Ну да, практика - критерий истины. Это справедливо как для западной, так и восточной философии.