Евгений Силаев (http://philosophystorm.org/evgenii_silaev/4496):
Мир, бесконечный во времени и пространстве обладал бы свойствами бесконечно сложных во множественности и разнообразных, но структурно простых взаимодействий, а значит свойствами хаоса — о чем и рассуждали восточные мудрецы.
В дальнейшем, стало очевидно, что хаос, по своей природе не может быть упорядочен, осмыслен, а значит — и усложнен.
Как-то тускло было сказано, у уважаемого Евгения о хаосе. И пренебрежительно! И это «рассуждали восточные мудрецы» без конкретной ссылки совсем не годится!
Я нахожу Хаос куда более интересной категорией, чем Абсолют! (Хотя я не против в контексте восточной философии!) Просто, ИМХО, Абсолют номинален, а Хаос реален!
Послушаем, что пишут о Хаосе известные синергетики:
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции, Изд. 2-е. — М.: КомКнига, 2011. — 272 с.
Порядок мира зиждется на первородной зияющей бездне потенций, на хаосе. Структура возникает в хаосе и из хаоса. Хаос организован и организует. Разрушая, он строит.
Хаос — неструктурированное, нечленораздельное бормотание, нагромождение вырывающихся звуков, шум. Хаос — это как бы виртуальный мир, мир кишащих потенций, бездна потаенных возможностей мира. Хаос — стихия, которая таит в себе бесконечно возможные формы, а порядок — реализация, проявление, обнаружение в бытии одной или некоторых из этих форм.
Хаос в физическом смысле ни в коей мере не тождественен беспорядку и не противоположен порядку. Хаос в сложных системах самой разной природы, изучаемых в теории хаоса и в теории самоорганизации, всегда относителен. Он содержит в себе относительную меру хаотичности и меру упорядоченности. Хаос определенным образом организован. Он не является бесструктурным. Это — детерминированный, или динамический, хаос. Хаос может иметь тонкую структуру (Ю. Л. Климонтович), которая неразличима для обычного человеческого взгляда. Или же хаос может быть организован в красивую фрактальную структуру, обладающую масштабной инвариантностью.
• хаос как способ выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды;
• хаос как способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым как способ сохранения ее целостности;
• балансирование на краю хаоса как способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность);
• хаос как фактор приспособления к изменчивым условиям окружающей среды;
• переход от порядка к хаосу, от симметрии к асимметрии и обратно, как способ рождения красоты;
• хаос, точнее доля внутреннего хаоса, как необходимое дополнение к внешнему управлению, контролю, планированию, как способ самоуправления сложной системы;
• хаотичность, разбросанность, разнообразие элементов как основа достижения их единства, организации (единство через разнообразие как принцип теории систем, порядок через хаос (И.Пригожий), порядок через шум (X. фон Фёрстер), организующая случайность (А.Атлан));
• выпадение в хаос как способ выхода из эволюционного тупика;
• хаос как стимул, толчок эволюции, спонтанность как жизненный порыв;
• и, наконец, именно на стадии спада активности и возрастания диссипативных, рассеивающих, хаотических процессов могут
устанавливаться новые связи, возникать новые структуры, инициироваться
процессы морфогенеза, словом, хаос — это фактор обновления.
***
Мне очень интересен Хаос на уровне физиологии.
Не буду искать источники (еще при памяти), но интересны такие данные. Если у человека пропадает хаотическая составляющая в ритме сердца или мозга, то максимум в течение двух недель его ждет неминуемая смерть.
***
Профессор Петров К.Б., Аспирант О.С. Калинина( http://www.medgate.ru/article/108/116706/ ):
Доказано, что среди огромного количества факторов определяющих процессы регуляции сердечного ритма, большое влияние оказывает соотношение хаоса и порядка, которое может быть выражено показателем относительной энтропии, стремящемуся в норме к “Золотому сечению”, что свидетельствует о гармонизации сердечной деятельности.
Известно, что регуляризация сердечного ритма приводит через некоторое время к летальному исходу. Упорядочение работы сердца служит индикатором снижения хаотичности и в других, связанных с ним системах. Регулярность свидетельствует об уменьшении сопротивляемости организма случайным воздействиям внешней среды, когда он уже не способен адекватно отследить изменения и достаточно гибко на них отреагировать.
***
Изучая эйдосы, я понял одну вещь. Если нет хаоса, то в принципе Творчество невозможно. Ну, так, логически прикиньте - вы ж порядок не будете ломать? Телеологический символьный эйдос:
Хаос - логос - упорядочивание - конструкт - организация
Мы «заряжены» хаосом как возможностью. Только человек может резко встать, что бы пойти попить чаю на кухню...
***
В.В. Налимов написал интересную книгу «Спонтанность сознания». Вот если бы у нас был порядок в голове, то мысли бы «крутились» по одному треку... А кто или что их свернет с наезженного правильного порядка...
***
Есть еще ряд интересных моментов из биологии. Они касаются, например, развития нервной системы мозга. Геном не хранит некоторые данные по ее распределению... Есть задачи, как я понял из некоторых статей, что гораздо экономичней решить через хаос, нежели прописывать в геноме "ссылку" на каждый мозговой нерв (дорогое удовольствие)...
***
Интересно размышляет о Хаосе Седов Е.А. (по памяти):
Он писал примерно так. Если тексты газет только старые (повторяющиеся) они нам не нужны. Если только новые, то мы в них ничего не поймем (нет преемственности). Должно быть сочетание того и другого...
***
Извиняюсь, если где-то коряво. Я экспромтом...
Комментарии
Но как же не вспомнить древнегреческих мудрецов, поэтично говоривших о Хаосе!
Например, Орфей!
Прежде миров были: Хронос бессменный и мудрый
Хаос, зияющий бездною предожиданья…
Хаос от Хроноса Суть проявил Мирозданья:
Тартар угрюмый и Никту явил Черногрудный...
Тема: Классика
Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: 21 февраля 2012 15:36
Спасибо, Феано!!!
Интересное заявление.
Заглянул в НФЭ.
ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии — докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. ?????, ????? — зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” (“Теогония” 116). Согласно гесиодовой космогонии, облеченной в образы мифологической генеалогии, хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы — черный Мрак и Ночь. Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него. Аристотель отождествляет хаос с местом, или пространством, отмечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь; пространство, “то, без чего не существует ничего другого, а оно без другого существует, необходимо должно быть первым” (“Физика” 209Ь 31).
Затем заглянул в словарь Вейсмана.
Взятое в НФЭ за основу греческое слово "хасхо" у Вейсмана имеет значения: зевать, зиять, раскрывать рот.
Далее в сравнении приводится "хатео" - желать, жаждать, нуждаться, и то же "хасхо" - разевать рот на что-либо.
Таким образом складывается первоначальное: раскрывающаяся пропасть, нуждающаяся в поглощении (увиденного).
Если "порядок мира зиждется" на раскрывающейся бездне, то что бы это значило? Только то, что творящийся порядок "на ходу" в бездну.
Конечно, надо бы более квалифицированно заглядывать в словарь, чем это сделал я, но уж очень много разночтений этого Хаоса.
Спасибо.
Справедливости ради замечу:)))
Гесиод - примерно VIII—VII века до н. э. - жил позднее великого посвященного Орфея, наверняка он был знаком с теогонией знаменитого во всей Греции Орфея.
Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции — орфизма.
Занимаясь творчеством я понял что оно исходит из акцидентальности, которая, если мне удается ее "прихватизировать", выливается в творческую находку и результат. Осуществляя навигацию на процессе становления определенности (зависая и возвращаясь к предыдущим стадиям) мне удается находится в координации с творческим процессом, им управлять (длить и обогащать) -- экскортировать.
Способ говорить и мыслить эйдически, если мне удастся его освоить, очень мощный инструмент.
Я попробую описать на нем свое понимание творчества:
Акциденция - субстанция - "прихватизация" - патерн - объективизация
Более того акциденция - основание свободы, т.е человека в человеке.
Работа с акцидентальностью -- "балансирование на краю хаоса как способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность)" -- выводит на самые первоосновы Себя, в "до-я" и затем и в "за-я", т.е в "Я" (с большой буквы) - за я-концепцию в Я-тождественность.