Обоснование математики - вечная проблема?

Аватар пользователя Владимир Рогожин
Систематизация и связи
Онтология
Философия науки и техники

27 - 28 сентября 2013 г. в МГУ проходила Третья Всероссийская конференция "Философия математики: актуальные проблемы", организованная Философским и Механико-математическим факультетами.

Тезисы моего доклада "Обоснование математики - вечная проблема?" стр. 193 "Сборника тезисов конференции"

http://www.pyrkov-professor.ru/Portals/0/Knigi/filosofiya/filosofiya_matematiki_aktualnye_problemy_matematika_i_realno.pdf

Выклыдываю здесь тезисы для наглядности. На конференции, к сожалению, глубинного "мозгового штурма" по проблеме обоснования математики не получилось, несмотря на то, что эта проблема была обозначена как одна из центральных в программе конференции...

Обоснование математики - вечная проблема?

 

Д.ф.-м.н. Ю.А. Неретин отмечает: «Ситуация в математике и математической физике последних 10-15 лет быстро становится всё более зловещей. …Вопрос В.И. Арнольда «Выживет ли математика?», не есть риторика. Разумные реакции уже сильно запоздали, и выйти из тупика нельзя без тяжелых потерь.» [1,2]

В чем же глубинная, сущностная причина такого положения? Уже более ста лет, как две фундаментальные знаковые системы, математика и физика, «утратили определенность». Математика, как и физика, находится в глубинном, сущностном «кризисе интерпретации и репрезентации».[3] В математике процесс «утраты определенности» начался с открытием неевклидовых геометрий и длился примерно сто лет, когда Г.Вейль в 1946 году сказал: «Сейчас мы менее чем когда-либо уверены в первичных основаниях математики и логики. Мы переживаем свой «кризис» подобно тому, как переживают его все и вся в современном мире.»[4] Пик кризиса – математическая «контрреволюция» конца 19-го века [5] и эпопея обоснования математики в первой половине 20-го века. Проблема обоснования математики – это проблема обоснования всей системы знания, прежде всего фундаментальной физики с ее незавершенным онтологическим переворотом Планка-Эйнштейна и переживающей свой концептуальный кризис.[6] Только решение проблемы обоснования может дать ответ на загадку «непостижимой эффективности математики».[7] Но по неизвестной причине проблема обоснования математики даже не была включена в краткий перечень «задач тысячелетия»(!). И как же сможет в таком случае математика «закрыть физику»? [8]

А.К. Сухотин, анализируя программы обоснования математики, делает вывод: «Обзор классических направлений (логицизм, интуиционизм и конструктивизм, формалистское течение) и современных подходов (аксиоматический и теоретико-категориальный) показывает, что проблема философского обоснования такова, что она постоянно остается проблемой и, очевидно, таковой и в дальнейшем.»…«математика обречена всегда находиться в «кризисной» ситуации».[9] С таким выводом нельзя согласиться. Это означает, по сути, отказ от поиска истины.[10]

С.К. Черепанов в свою очередь отмечает: «Приходится констатировать, что в концептуальном плане данная проблема, по существу, не осмыслена» и «...эти программы были неадекватными по своему замыслу.» [11] Автор ставит вопрос: «как возможно обоснование математики?» и задает курс ее решения: «...построить модель регулярного процесса, который не может зациклиться и все время приводит к возникновению нового и нового.» Каким же образом можно построить такую сущностную модель понимания «знаков Природы» [12]?

Л.Витгенштейн отмечал тенденцию к отождествлению языка с миром. «Логика заполняет мир; границы мира суть и ее границы».[13] По Витгенштейну логическая символика идентична онтологической структуре мира.

Свой подход к проблеме обоснования обозначил и Э.Гуссерль: «Лишь в той мере, в какой при идеализации учитывается аподиктически всеобщее содержание пространственно-временной сферы, инвариантное во всех мыслимых вариациях, может возникнуть идеальное образование, которое в любом будущем и для всех грядущих поколений будет понятно и в таком виде будет передаваемо традицией и воспроизводимо в идентичном межсубъектном смысле.» [14]

Построение искомого «идеального образования» или базисной структуры Природы, ее первопроцесса, ведется на основе метода онтологического конструирования с предельно острой «бритвой Оккама», идеи Канта о понятийно-фигурном синтезе, идеи Н.Бурбаки о «порождающих» структурах [15], идей «предельного перехода» и «приращения», одной аксиомы, одного принципа, концептов «материя», «логос», «мера», «топос», «эйдос», «тектон», «вектор» (лат. несущий), «форма», «инвариант», «состояние». Ключевая идея – идея о «порождающих структурах» (les structures m?re). Необходимо отметить, что проблема конструирования «порождающей структуры» остро стоит и перед физикой [16]. Первый принцип подсказывает Природа. В «Логике троичности» Б.В.Раушенбах отмечает: «триединость буквально пронизывает всю Природу». Борис Викторович выводит «математическую модель триединости» – вектор, «имеющим начало в ортогональной системе декартовых координат».[17] Но в итоге концепт «вектор» автор не связал с фундаментальными понятиями физики – «состояние» и «вектор состояния», а в более широком, его предельном понимании, с абсолютными (безусловными) формами существования материи (абсолютными состояниями): покоем, становлением, движением.

Единственная аксиома онтологического конструирования - «аксиома первоначала» (супераксиома): «В начале был логос …», где логос понимается как «закон законов» (в Гераклитовом смысле) и репрезентируется «небесным треугольником» Платона - «∆-дельта» как прототектон (первоорганизующий ) и эйдос суммы трех предельных переходов (совпадений «максимума» и «минимума»). В итоге конструирования получаем «рамочную» структуру первопроцесса Природы в ее единстве и многообразии - «Абсолютную порождающую структуру» («структуру-мать», суперструктуру, «отсутствующую» [18], «гиперструктуру» [19]), репрезентирующую сущностное единство «порождающих структур» в едином математическом символе-протоэйдосе Природы («первообраз-идея», «первоконструкт»).[20] Смысловая глубина концепта «структура» четко обозначена Г. Гутнером: «Событие, состоящее в схватывании структуры, означает понимание».[21] И все-таки прав А.А.Зенкин: «истина должна быть нарисована и предъявлена «неограниченному кругу» зрителей». [5]

Таким образом, синтетическая программа сущностного обоснования математики выводит на «фундаментальную онтологию мира» [22] в виде порождающей модели первопроцесса Природы - «общую рамочную структуру», «каркас» фундаментального знания, и далее, на понимание природы информации как поливалентного феномена онтологической (структурной) памяти – ядра новой концептуальной структуры мира. [23]

Литература

[1] Неретин Ю.А. «Метод вторичного квантования» Березина. Взгляд 40 лет спустя / Воспоминания о Феликсе Александровиче Березине — основоположнике суперматематики. М, МЦНМО, 2009.

[2] Арнольд В.И. Выживет ли современная математика? / Избранное – 60. М.: Фазис, 1997.

[3] Романовская Т.Б. Современная физика и современное искусство-параллели стиля / Физика в системе культуры. М.: ИФРАН, 1996.

[4] Клайн Морис. Математика. Утрата определенности. —М.: Римис, 2007.

197

[5] Зенкин А.А. Научная контрреволюция в математике

http://exsolver.narod.ru/Artical/Mathemat/mathrevolution.html

[6] Смолин Ли. Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует http://www.rodon.org/sl/nsfvtsunichzes/

[7] Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках УФН 94 535–546 (1968)

[8] Механик А. Уравнение злого духа // Интервью с Л..Фаддевым. Эксперт № 29 (570), 2007.

[9] Сухотин А.К. Философия математики. http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/filmatem/83.htm

[10] Клайн М. Математика. Поиск истины. — М.: Мир, 1988.

[11] Черепанов С.К. Обоснование математики: новый взгляд на проблему

http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/3_97/07_cherep.htm

[12] Галилей Г. Пробирных дел мастер / Пер. Ю.А. Данилова. М.: Наука, 1987

[13] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. — М.: Наука, 2009

[14] Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996.

[15] Бурбаки Н. Архитектура математики // Бурбаки Н. Очерки по истории математики / М.: ИЛ, 1963.

[16] Кулаков Ю.И. Теория физических структур http://www.tphs.info/lib/exe/fetch.php/wiki:autor:kulakov:kniga.pdf

[17] Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы философии, № 3, 1993.

[18] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

[19] Шухов А. «Математика или общая теория структур?» http://nounivers.narod.ru/ofir/cts.htm

[20] Рогожин В.И. Парадигма части VS Парадигма целого… Абсолютная порождающая структура http://ideabank46.livejournal.com/

198

[21] Гутнер Г. Онтология математического дискурса http://teneta.rinet.ru/rus/ge/gutner_ontology_of_mathematic.htm

[22] Перминов В.Я. Реальность математики / Вопросы философии № 2, 2012

[23] Рогожин В.И. «It from ?-Logit» http://elementy.ru/blogs/users/ideabank/

Связанные материалы Тип
Проблема обоснования математики – Проблема № 1 для Философии Владимир Рогожин Запись

Комментарии

Аватар пользователя philozan

Всякая дисциплина, чтобы быть абсолютно непогрешимой, должна опираться на истину в последней инстанции и столь же безупречные правила вывода.
Но поскольку и первое, и второе принципиально недостижимы, то элемент погрешности, всегда будет неизбежным проклятием любой науки; впрочем, для "житейских нужд", или решения конкретной практической задачи это не имеет особого значения.
Так, чтобы выкроить себе пару портянок, вовсе нет нужды "париться" по поводу того, что ты не располагаешь абсолютно точным измерительным прибором.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

philozan пишет:

... Так, чтобы выкроить себе пару портянок, вовсе нет нужды "париться" по поводу того, что ты не располагаешь абсолютно точным измерительным прибором.

 

Уважаемый Валерий Григорьевич! Проблема не в "измерении портнок", а в обосновании фундаментальной знаковой системы - математики, "языка Природы".

Аватар пользователя philozan

Владимир Рогожин пишет:

Уважаемый Валерий Григорьевич! Проблема не в "измерении портнок", а в обосновании фундаментальной знаковой системы - математики, "языка Природы".

Когда математик отрывается от земли, от решения конкретных практических задач и начинает "витать в эмпиреях", он приступает к теоретическому "обоснованию фундаментальной знаковой системы - математики"...
Но обоснование математики в целом - это не теоретический, а практический вопрос! И на него уже давно получен положительный ответ.
Для "настоящих" математиков проблема "утраты определенности" в их науке возникает всякий раз лишь тогда, когда существующего математического инструментария оказывается недостаточно для решения новых задач, то есть именно, когда возникает проблема "измерения".
Результатом возвращения к "определенности" были и аксиомы Евклида, введение иррациональных и комплексных чисел, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление...
При этом они отдают себе отчет в том, что все прекрасное и совершенное здание их науки строится на довольно "грубой реальности", что два банана больше, чем один, что параллельные прямые не пересекаются...
И они готовы допустить существование реальности с другими свойствами, описывать которую будет другая математика.
Но наш математик никогда не будет ставить под сомнение свою науку в целом, на основе которой и создана вся человеческая "вторая природа".

Аватар пользователя Владимир Рогожин

philozan пишет: Но наш математик никогда не будет ставить под сомнение свою науку в целом, на основе которой и создана вся человеческая "вторая природа".

 

Математику под сомнение никто и не ставит, вопрос только о надежном основании, природе математических объектов, "математики и реальности". Когда математик строит картину мира (напрример,теория струн или грозится "закрыть физику" - Л.Фаддеев "уравнение злого духа"), "компактифицирует измерения пространства", "искривляет пространство", он уже обязан копать до самых удаленных смыслоразличимых глубин (в онтологию и диалектику "совпадения противоположностей"), а не оставться на уровне "домашней философии" или вообще ее игнорировать: "Философия слишком серьезное дело, чтобы оосталять ее на откуп философам" (Д.А.Уилер)

Аватар пользователя ZVS

Тут
По поводу науки. Разрыв науки с философией – результат кризиса оснований математики (примерно 1893 -1903-й годы; от парадокса Кантора до парадокса Рассела). До этого кризиса, до момента, когда был осознан характер абсолютного бесконечного, как не поддающегося познанию средствами формальной логики, до этого под наукой понималось любое мышление в понятиях. После этого стало понятно, что наука, понимаемая в идеале как описание реальности на языке математики («…настолько наука, нсколько она пользуется математикой») с аристотелевской грамматикой, вынуждена ограничиться исключительно сферой конечного, относительного бесконечного.

Ординал – допустимое научное понятие. Ординал всех ординалов – недопустимое в науке понятие.

Начало распада познания в понятиях, как я уже говорил, относится к Платону. Однако проблема встала во весь рост перед Кантом в философии и перед Кантором - в науке. Проблема проникновения абсолютного бесконечного в науку не на шутку взволновала математиков. Джон фон Нейман, один из творцов аксиоматики NBG (Нейман, Бернайс, Гёдель), очень тщательно выделяет множества (относительное бесконечное) из всех универсальных классов (т.е., от абсолютного бесконечного). Аналогичную борьбу с абсолютным бесконечным мы находим в аксиоматике ZFC (Цермело, Френкель и Аксиома выбора). Я же, как помните, постоянно подчеркиваю, что аксиомы выбора в логике Гегеля нет. Ей еще только предстоит возникнуть. И возникнуть в форме, чудовищной для математика.
Итак.
Логика абсолютного бесконечного осталась в далектике Гегеля. Логика относительного бесконечного осталась в науке. Отсутствие всякой логики осталось в философской романистике..(С)

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Уважаемый Лев! Спасибо за ссылку. Материал и портал интересный... Но каким путем пойти, чтобы решить пролблему обоснования математики7...

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Но каким путем пойти, чтобы решить пролблему обоснования математики7...

http://samlib.ru/s/shadrin_w/rtfrtf.shtml

По ссылке обоснование основания математики , а вместе с ней и "законов природы" представлено. Жаль , что не относитесь к этому серьезно . Соотношение логики и математики в их общем алгоритмическом основании, чем собственно и являются законы природы-это правила взаимодействия . При решении вопроса основания математики встает вопрос о единстве математики от людей и о связи ее с математикой природы.Что в свою очередь неизменно показывает , что математика от людей бывает и фантазийная. И именно программа может легко вместить в себя любую фантазию и сделать ее действительностью не имея возможности изменить доминирующую программу. И именно программа как текст!!!(ЯЗЫК) легко сочетается с лингвистикой. Чтобы увидеть как этот ответ расставляет все пазлы надо очистить свое мировоззрение от ложных и неадекватных действительности штампов мышления Нельзя изобрести колесо , если квадрат из головы не выходит(сидят в купе поезда молодая девушка и молчаливый курсант , девушка, чтобы разговорить его предлагает ему загадки и на все загадки -один ответ -автомат)

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Уважаемый Виктор! Разместите Ваш вариант решение проблемы обоснования математики как фундаментальной знаковой системы здесь на ФШ, поспорим...

Аватар пользователя Шадрин В.В.
Аватар пользователя Владимир Рогожин

Шадрин В.В. пишет:

http://www.philosophystorm.ru/shadrin_v_v/1380

 

Уважаемый Виктор! Вы только ставите проблему, но не даете своего варианта ее решения - проблемы обоснования математики, сущностного обоснования. Ибо иного обоснования быть не может...
Причем в тексте Вы почему-то отвлекаетесь далеко от темы, вплоть до того, что упоминаете Таможенный союз... Это вызывает большие сомнения, что Вы "схватили" ту структуру, которую Умберто Эко называет "отсутствующей"...

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Вы только говорите о проблеме, но не даете своего варианта ее решения

А может Вы круглое, среди квадратов ищете. Прочтите внимательно. А насчет таможенного союза -это пример , что то, что ЛЕЖИТ В ОСНОВАНИИ любого!!!!!!!!!!!! ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, а также ЕДИНСТВА математики от людей-(СОГЛАСОВАНИЕ)без чего сущностное основание и обоснование математики НЕВОЗМОЖНО И именно согласование -это достаточное основание для философского и практического решения многих вопросов нашей жизни. Согласование это и признак цели , это и признак невозможности плюрализма , а значит и многопартийности, это и признак взаимозависимости , и взамообусловленности. а ВСЕ эти положения не решены философски !!!!!!!!!. А это и есть та база без которой нельзя подступиться к разрешению любого вопроса , не только в математике. Суть математического доказательства абсолютно одинакова с сутью любого другого доказательства -отсутствие противоречий!!!!в любом виде деятельности , будь то машину соорудить , или педагогика . Если Вы не видите связи между таможенным союзом и математикой в принципах , то это не значит , что ее нет, и что упоминание не правомочно.

И именно упоминание про обнаруживаемые противоречия в теле математиков от людей и показывает , что она не согласована, желание убрать противоречия -это желание согласования , а значит стремление к единству, что не осознано в математике, а единство математики , в свою очередь . не возможно без согласованности с природой и таким согласованным и ЕДИНСТВЕННЫМ ответом и является что математика от Природы -это голографическая метапрограмма, которая с помощью три д принтера создала вселенную из первичной материи

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Проблема не в "противоречиях", а в сущностном обосновании "языка Природы", его и ее диалектики.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Вы себя путаете , отсутствие противоречий-это условие нахождения ответа на любой вопрос. Я дал Вам готовый ответ , который не имеет противоречий , как я пришел к этому ответу я тоже мог бы описать, но если вы не ищите такого непротиворечивого ответа , то Вы в ментальном болоте , где слова"сущностные" и др. -это ментальная болотная жижа.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Шадрин В.В. пишет:

Вы себя путаете , отсутствие противоречий-это условие нахождения ответа на любой вопрос. Я дал Вам готовый ответ , который не имеет противоречий , как я пришел к этому ответу я тоже мог бы описать, но если вы не ищите такого непротиворечивого ответа , то Вы в ментальном болоте , где слова"сущностные" и др. -это ментальная болотная жижа.

 

Уважаемый Виктор! По Вашему тексту и ответу на мой комментарий видно, что Вы не пытались нарисовать и сущностно обосновать диалектику "совпадения противополождностей" по Кузанцу... Вот тогда Вы бы узрели "противоречия" в Природе...

Аватар пользователя Шадрин В.В.

В природе нет ни противоречий, ни противоположностей -это первый вопрос с которого надо строить печку. Я потому и твержу , что надо избавиться от квадратуры мозга , чтобы родить круг, те начинать с азов. А вы так пишите , как будто все решено , а дело осталось за малым. А Вот Вам признание директора института философии, из которого наглядно видно что даже не решена проблема взаимозаисимости:

"У нас есть действительно очень талантливые люди, я бы даже сказал - выдающиеся специалисты. Они сопоставимы по масштабу одаренности, профессиональной основательности, но различны по своим философским пристрастиям. У нас одни работают в русле того, что именуется сегодня постмодернизмом. Другие, напротив, придерживаются аналитической традиции и не приемлют размытый стиль постмодернизма. Третьи сохраняют верность марксистской философии. Некоторые работают в традиции Канта. Кто-то является приверженцем философии диалога. И религиозные философы у нас появились. Особо надо сказать о тех, которые просто позиционируют себя как исследователи, занимаются текстами, связывают философский анализ с филологическим, работают как ученые. И все они объединены в одном институте, сосуществуют вполне мирно. Каждый занимается своим делом, убежденный в правильности того, что он делает... и ему как будто бы нет дела до того, что другие понимают философию и философские приоритеты по-другому".

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Шадрин В.В. пишет:

В природе нет ни противоречий, ни противоположностей -это первый вопрос с которого надо строить печку....

 

Виктор! Постройте Вашу "печку" и мы сравним - у какой печки крепче фундамент...
А приведенная цитата разве имеет какое-то отношение к решению проблемы обоснования математики?

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Виктор! Постройте Вашу "печку" и мы сравним - у какой печки крепче фундамент...

Она уже построена людьми , гораздо !!!!!! мудрее чем я.

А приведенная цитата разве имеет какое-то отношение к решению проблемы обоснования математики?

Жаль что вы не понимаете что самое непосредственное , я же привел Вам высказывание дир. и. ф.. Вообще при таком раскладе Вы еще долго будете плутать в одной сосне. Это положение основа и мироздания и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА и методики поиска Истины!!!!Основа ОБЪЕКТИВНОГО взаимопонимания

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Шадрин В.В. пишет:


Виктор! Постройте Вашу "печку" и мы сравним - у какой печки крепче фундамент...

Она уже построена людьми , гораздо !!!!!! мудрее чем я.

А приведенная цитата разве имеет какое-то отношение к решению проблемы обоснования математики?

Вообще при таком раскладе Вы еще долго будете плутать в одной сосне. Это положение основа и мироздания и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА и методики поиска Истины!!!!Основа ОБЪЕКТИВНОГО взаимопонимания

 

Это, уважаемый Виктор, все эмоции. Математикам для "новой математики" и сущностного обоснования "старой", понимания надежной "опоры" математики и куда она должна идти, нужны новые эвристичные структуры. Готов соревноваться, чью структура мироздания и основния математики более надежная и эвристичная...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Проблема обоснования математики – это проблема обоснования всей системы знания, прежде всего фундаментальной физики с ее незавершенным онтологическим переворотом Планка-Эйнштейна и переживающей свой концептуальный кризис.[6]

Этим все сказано: проблема обоснования всей системы знания. Минковсий соединил время с пространством и никто ему по рукам за это не дал. А должны были это сделать, в первую очередь - философы.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Владимир! СТО и ОТО - параметрические теории без сущностного обоснования, уж если работают на своем параметрическом поле, то и пусть работают... Физики еще только в начале пути от "параметрической физики" с ее интуитивным озарением, методами "научного тыка", "угадывания уравнений" и принципом "заткнись и считай" к "физике понимания", где главный принцип "пойми и быстро считай"... Но уж коли математики собираются "закрыть физику" (Л. Фаддеев "Уравнение злого духа", журнал "Эксперт"), то уж тогда проблему обоснования самой "царицы наук" не обойти.. А тут как раз надо копать до самых удаленных смыслоразличимых глубин, более глубоких и более удаленных за горизонт современного поля математики, чем это обозначил Э.Гуссерль в его "Начало геометрии".

Аватар пользователя Vladimirphizik

Математика - это инструмент той же физики, как лопата - инструмент копальщика: можно выкопать могилу, а можно траншею для фундамента. Сейчас математики делают работу на опережение спроса. Например, все эти онтологически не обоснованные п-мерные пространства. В том числе и Вы ими пользуетесь. Объясните смысл своего 12(?)-мерного пространства.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

... Объясните смысл своего 12(?)-мерного пространства.

 

Идея простая, она развивает идею Н.Бурбаки о "материнских (порождающих) структурах" (См. "Архитектура математики") - их три у Бурбаки. Но нет той единственной, которую Умберто Эко назвал "отсутствующей". Какова связь этих "порождающих математических структур" с реальностью? На помощь приходит диалектика Кузанца о "совпадении противоположностей", глубинная онтология, идея унификации материи (ее предельных форм существования) на всех уровнях реальности, умозаключение Картезия "Мыслю, значит существую", древнее умозаключение из Традиции " В Начале был Логос...", идея Канта о понятийно-фигурном синтезе и концепт из рсского языка "с-трое-ние", несущий в своей основе принцип триединства базиса мира ("три слона, три кита и т.д.).
Фундаментальная структура Универсума - триединство абсолютных (безусловных, предельных) форм существования материи (предельных состояний): абсолютное движение (круговое, "абсолютный вихрь"), его "противоположность" - абсолютный покой (континуальное состояние материи) и их синтез - абсолютное становление (абсолютная волна как перенос состояний). Каждое состояние имеет свое направление (VECTOR - лат несущий)!
Итак триединство абсолютных состояний материи: три измерения линейных - абсолютного покоя ("декартов ящик" - репрезентант - прямоугольные декартовы координаты), три измерения абсолютного движения ("абсолютный вихрь" - математический объект репрезентант -"сфера"), три измерения абсолютного становления ("абсолютная волна" - математический объект репрезентант "цилиндр"). В итоге получаем 9 простраственных измерений, репрезентируемые в природе естественной (абсолютной) системой координат ("сидит" и в наших головах как основа нашей ориентации в пространстве и худо-бедно-взаимопонимания), своеобразный онтологический "каркас Универсума". Плюс по "вертикали" бытия Универсума - три временнЫх измерения, репрезентирующих онтологическую (сущностную, структурную)память Универсума.
Итого 9 пространственных измерений ("абсолютное поле") и три временнЫх (структурная память по "этажам" Универсума). Это "абсолютная порождающая структура" - единое сущностное (онтологическое, лучше даже онтотопологическое)основание как математики, так и физики, т.е. фундаментального знания.
Такова связь математических "порождающих структур", любых математических объектов, которые строит математик на любом "этаже" аб-СТРАК-ции с реальностью, с абсолютной порождающей структурой самой "матушки-Природы".

Аватар пользователя Vladimirphizik

Владимир Рогожин, 29 декабря, 2013 - 23:55.
древнее умозаключение из Традиции " В Начале был Логос...", идея Канта о понятийно-фигурном синтезе и концепт из рсского языка "с-трое-ние", несущий в своей основе принцип триединства базиса мира ("три слона, три кита и т.д.).

Похоже, Вы уходите в мифологию цифры три. Есть ведь и другие сакральные числа (например, цифра семь), в том числе и цифра ноль.
Предварительно вижу, что в основе всего лежит ноль и реализация идеи движения из нуля. Как реализуется идея движения, то и получим.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет: Похоже, Вы уходите в мифологию цифры три. Есть ведь и другие сакральные числа (например, цифра семь), в том числе и цифра ноль.
Предварительно вижу, что в основе всего лежит ноль и реализация идеи движения из нуля. Как реализуется идея движения, то и получим.

 

Нет, Владимир, не в мифологию, а я только промысливаю все накопленное человечеством знание, в том числе и традиционное. А разве русское слово "с-трое-ние" (у латинян "структура") это мифология?
Потом, гегелевское понятие "мера-качественное количество". Вы промысливали - какое количество качественное?

Аватар пользователя Vladimirphizik

Информативное количество является качественным, поскольку категория качества, по Канту, есть “принцип... сочетания также и неоднородных частей знания в одном сознании”.
Только вот ложная информативность количества создаст и ложное качество.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

Информативное количество является качественным, поскольку категория качества, по Канту, есть “принцип... сочетания также и неоднородных частей знания в одном сознании”.
Только вот ложная информативность количества создаст и ложное качество.

 

Вот, Владимир, насколько не "ясная" и не "отчетливая" (как учил великий Картезий) у Вас фраза.
1. "Информативное" - Физика не знает сущность и природу информации и ее место в НКМ
2. Кантовская фраза вообще обладает нулевой конкретностью.

Задача простая, какое количество качественное? Вся история позания и язык говорит, что это - "три".
Возьмите образ умозаключения... Семантическимй треугольник

Аватар пользователя Vladimirphizik

У нас разная вера, разный подход.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

У нас разная вера, разный подход.

 

Подход разный, это верно. Но цель одна - поиск надежного сущностного основания. Как математики, так и физики. Лирикам оно тоже не помешает...
Но может вера одна? Философская? (Кант?...Ясперс?...)

Аватар пользователя Vladimirphizik

Разве что вера в истину.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

Разве что вера в истину.

 

В истину, которая "должна быть нарисована...." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике")

Аватар пользователя mitin_vm

Математика - моделирование естественных процессов (взаимодействий объектов) с помощью цифр, знаков и символов. Когда наука отрывается от реальности, то тормозится в развитии, как математика, или становится вовсе не нужной, как философия, которая в её нынешнем состоянии никому даже не нужна, кроме ... . Догадайтесь, кому она нужна!
Вячеслав Митин

Аватар пользователя Владимир Рогожин

mitin_vm пишет:

...Догадайтесь, кому она нужна!
Вячеслав Митин

 

Напомню Вам философский завет А.Эйнштейна "В настоящее время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений» и философский завет Д.Уилера: «Философия слишком важна, чтобы оставлять ее на откуп философам».
А вот следуют ли физико-математики этим заветам? Об этом хорошо рассказано у Ли Смолина в его "Неприятности с физикой..." и у М.Клайна "Математика: утрата определенности".