поговорим о пространстве

Аватар пользователя Vladimirphizik
Систематизация и связи
Термины: 

В обсуждении "Ролевая игра: ты Бог.///пространство" http://www.philosophystorm.org/vladimirphizik/4663#new выяснилось, что для дальнейшего разговора о времени нужно уточнить, что же такое "пространство" как философское понятие.

Вот историческая хронология развития этого понятия:

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Пространство_(в_философии)

...................................................

Абстрактное пространство

После того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости.

Пространство – обычно протяженность. Пространство обладает своими свойствами:

- трехмерность;

- оно симметрично, т.е. нет необратимых процессов;

- пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат);

-пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево,вправо).

Античные атомисты

Считали, что все состоит из материальных частиц — атомов и пустого пространства.

Демокрит

Полагал, что есть пустота – время и вместилище – пространство.

Ньютон

Взгляды Демокрита поддерживал Ньютон. Абсолютное пространство, по мнению Ньютона, — это ящик без стенок.

Декарт

Отождествлял материю с протяжением, или пространством. Были сделаны выводы: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к : 1. материи, тождественной с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка, первоначальный толчок дал бог.

Пифагор

Говорит о беспредельности пространства.

Платон,Гегель

Говорят о том,что, пространство, существуя объективно, является производным от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. В учении Гегеля пространство есть результат саморазвивающейся абсолютной идеи

Лейбниц и Кант

Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т. е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т. е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность — оно есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе.

Концепция И. Канта близка к взглядам субъективно-идеалистической философии,которая рассматривает пространство как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Он утверждал, что пространство - чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что оно не является свойствами самих вещей, а дано до всякого опыта (априорно), является формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, «проецировать» на действительность. Таким образом, концепция Канта и его последователей отрицает объективное существование пространства. Пространство – субъективная схема, которая не является ни отношением между вещами, ни субстанцией, в которой вещи существуют.

Гаусс

Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа.

Эйнштейн и теория относительности

Эйнштейн в теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (Макс Планк).

Вообще существует две теории относительности: 1.Специальная: В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения. Не существует единой системы координат, и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. 2.Общая теория относительности: связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

ПРОСТРАНСТВО – последовательность элементов, которые формируют Вселенную. Пространство – это не пустой ящик, который заполнен элементами, это сама совокупность элементов. Пространства самого по себе – без образующих его элементов – не существует. Поэтому деформации пространства, которые рождают гравитацию, это ещё одна хитрость релятивистов, создающая видимость объяснения гравитации.

Свойства Пространства:

- трехмерность;

- однородность (нет привилегированных точек отсчета);

- изотропноть (нет привилегированных направлений отсчета (вверх, вниз, влево, вправо)).

ПУСТОТА – фикция, несуществующая в реальности. То же, что и нечто нематериальное.

Хайдеггер

Хайдеггер считает, что со всем, что встречается как подручное, пространство при определенных обстоятельствах имеет единую область. «Но ни область, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-в-себе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным».

Метцер и психология

Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. Система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. Интеллигибельный мир). И для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. Метцер: «Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто».

Физика

Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. Теория поля); родство поля и системы отношений несомненно. Тот факт, что в физике пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. Правило прегнантности): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

Пространство Мироздания

1.1. Пространство - есть единственный объект Первичной материи (Праматерии, Абсолютный вакуум), не имеющий названия и качественных характеристик. Качественные характеристики и название этого объекта являются производными вторичной материи и непосредственно связаны с ее свойствами. 1.2. Вторичной материей (материей) являются волновые состояния Праматерии. Волновые состояния рождают понятия: система координат, расстояние, время. 1.3. Система координат имеет точку начала отсчёта, нулевую точку. Эта точка условно считается неподвижной, в то время как иные системы координат могут изменять свое положение в неподвижной системе координат. Системы координат равноправны. Любая из них может считаться неподвижной. Все другие системы координат относительно ее считаются движущимися. Система координат может быть одномерной, имеющей два направления по оси координат, линии, проходящей через нулевую точку. В этой системе координат можно описывать состояние точек Пространства при их перемещениях по оси. Система координат может быть двухмерной, имеющей две оси координат, пересекающихся под углом 90 градусов в нулевой точке. В этой системе координат можно описывать состояние плоских объектов, перемещающихся в плоскости системы координат. Система координат может быть трехмерной, имеющей три оси координат, пересекающихся под углом 90 градусов в нулевой точке. В этой системе координат можно описывать перемещение волновых объемов Пространства. Для условий, в которых существует Земная цивилизация, трехмерное измерение является базовым. Оно позволяет описать все физические процессы и состояния объектов, которые воспринимаются органами чувств людей непосредственно. Одной из разновидностей трехмерной системы координат является сферическая система координат. Системы координат могут иметь больше трех измерений, если в качестве дополнительных осей в них вводятся оси измерения качественных характеристик среды. Четвертое и выше измерения выполняют вспомогательную функцию при исследовании свойств Пространства. 1.4. В базовой, трехмерной системе координат, Пространство можно представить как бесконечный объем, заполненный Праматерией. Ничего иного в Пространстве нет. 1.5. Праматерия - это однородное тело, среда, которая не имеет структуры, называемая Вакуумом. Для тех, кому трудно представить себе Вакуум как однородное тело, можно представить его в качестве сверхплотного кристалла, объем которого превосходит любой вообразимый объем, а молекулярные структуры которого и расстояния между ними меньше всякого вообразимого размера. 1.6. Вакуум обладает инерционными свойствами и абсолютной упругостью. Эти качества придают ему свойства волновой среды. Волны имеют характер синусоидальных незатухающих колебаний вследствие отсутствия рассеяния энергии на внутриструктурные взаимодействия. 1.7. Инерционные свойства Вакуума имеют следствием его смещение в волновом объеме. При этом смещении плотность Вакуума в направлении смещения растет, а в противоположном направлении снижается, колеблясь в волне относительно нулевого уровня плотности Вакуума в данной области Пространства. 1.8. В точке, лежащей на амплитудной поверхности волны, плотность Вакуума стремится к бесконечности со знаком плюс или знаком минус, соответственно фазе волны, но не достигает ее вследствие инерционных свойств. 1.9. Волновое состояние любого практически значимого объема Пространства обусловлено наличием в нем стремящегося к бесконечности количества сферических волн, а также стоячих волн и вихрей, образовавшихся при взаимодействии сферических волн. 1.10. Сферические волны, стоячие волны и вихри образуют стабильные структуры, которые являются материей Пространства. Весь набор элементарных частиц сформировался при взаимодействии сферических волн равной длины волны. 1.11 Измерение материи определяется длиной волны сферических волн, которые составляют основное содержание материи этого измерения. 1.12. При взаимодействии сферической волны одного источника с центром пульсаций другого источника в этом центре рождается новый источник сферических волн, а амплитудная поверхность волны первого источника приобретает модуляцию с амплитудой второго источника. 1.13. При столкновении амплитудных поверхностей сферических волн их модуляции взаимодействуют с образованием в этой области Пространства новых сферических волн и вихревых структур. При столкновении модуляций фазы одного знака в материи рождаются сферические волны, называемые нейтрино. При столкновении модуляций противоположных фаз, в материи рождаются электроны (или позитроны, в зависимости от характера изменения фазы Пространства). Весь набор элементарных частиц вещества рождается при взаимодействии электронов и нейтрино. 1.14. Нейтрино являются источниками сферических волн, а электроны и другие элементарные частицы вещества являются источниками спиральных сферических волн. Спиральность обусловлена движением по замкнутой траектории узлов сферической формы плотности Вакуума. При взаимодействии неподвижных относительно друг-друга источников волн, имеющих одинаковую длину волны, в области между ними образуются стоячие волны. 1.15. Стоячие волны и вихри аккумулируют энергию волн Пространства. 1.16. В любой практически значимой малой области Пространства количество сферических волн стремится к бесконечности, а их длина волны стремится к нулю. 1.17. В любом практически значимом малом объеме Пространство содержит стремящееся к бесконечности количество миров, образованных материей. 1.18. Материальные миры разных измерений, как правило, не взаимодействуют между собой, поскольку их структуры не могут образовать стоячие волны или вихри, накапливать и передавать энергию от одного измерения другому. Между ними возможно только динамическое взаимодействие. 1.19. В каждом измерении материальных миров действуют одни и те же законы физики. 1.20. В однородном теле любая движущаяся система координат может быть принята в качестве неподвижной. Ни один из действующих в ней законов физики при этом не нарушается. 1.21. В Пространстве не существует системы координат, которая бы являлась абсолютно неподвижной. 1.22. В однородном теле энергия стоячих волн и вихрей не рассеивается при перемещениях структур материи, что имеет следствием параллельный перенос в направлении движения всех точек этих структур в одной системе координат. 1.23. Наличие стремящегося к бесконечности числа измерений придает Вакууму фазовую характеристику. Фаза Вакуума соответствует преобладающей фазе всей совокупности измерений исследуемого объема. 1.24. С учетом фазовой характеристики Вакуума его волну можно рассматривать как волну фазы Вакуума (ФВ). При этом смещение Вакуума можно описать тремя способами: - смещение элементарных носителей фазы (сферических волн низшего измерения, находящихся в амплитудной фазе), - биение фазы с частотой волны, - смещение бесструктурной среды, Вакуума, в волне изменения его плотности, проявляющее себя как поле Вакуума. Эти физические процессы присутствуют одновременно. Способ описания следует выбирать в зависимости от физической сущности исследуемого явления. 1.25. Скорость смещения фазы (СФ) Вакуума зависит от причины, вызвавшей это смещение. В синусоидальной волне эта скорость соответствует волновой скорости смещения среды. В вихревых структурах скорость фазы Вакуума пропорциональна расстоянию до точки амплитудной плотности по силовой линии поля, поэтому одновременное излучение фазы по силовым линиям поля разными точками объекта излучения сохраняется также одновременным при поглощении фазы по силовым линиям поля этим объектом. Скорости волны СФ достигает уже на расстоянии четверть длины волны соответствующего измерения. Очевидно, что СФ тем выше, чем ниже измерение. Теоретический предел СФ стремится к бесконечности. 1.26. Взаимодействия структур материи в Пространстве осуществляются как посредством энергий синусоидальных волн, так и посредством энергий полей. 1.27. Поля вихревых структур материи являются собственными информационными полями (СИП). Каждое поле содержат информацию о вихревой структуре, создавшей его, в виде модуляций скорости (вибрации силовых линий). 1.28. Каждая структура материи присутствует в общем Информационном поле (ИП) суммарным полем своих элементарных частиц. Любое изменение взаимного расположения, изменение скорости перемещения элементарных частиц, создают в Информационном поле динамические поля сопряжения, связывающие отдельные информационные поля в единое Информационное поле. 1.29. Информационное поле так же бесконечно, как бесконечно Пространство. 1.30. Информационное поле не имеет измерения. Все измерения материи от самых малых до самых великих присутствуют в нем. Характеристикой измерения материи в ИП является СФ. 1.31. Информационное поле нематериально. Скорость фазы Вакуума есть скорость нематериального объекта. Тем не менее, Информационное поле обладает энергией поля. Взаимодействие материальных миров и нематериального ИП можно рассматривать либо из системы координат ИП, либо из системы координат объекта материального мира. В первом случае материальный мир есть следствие динамики энергий ИП. Во втором случае ИП есть следствие энергетических процессов, происходящих в материальных мирах всех измерений. 1.32. Нет оснований утверждать, что является первичным, Информационное поле или материя. И то и другое существуют вечно. Они связаны в единую энергетическую систему. Рождение материи сопровождается появлением СИП, но рождение материи является следствием воздействия энергий ИП. 1.33. Обмен энергиями между мирами разных измерений осуществляется через посредство ИП, в котором присутствуют СИП источников всех измерений. 1.34. При практических исследованиях, ограниченных одним или несколькими измерениями материи, следует принимать Информационное поле первичным, а материю вторичной, поскольку в Информационном поле присутствуют энергии всего Пространства (энергия Всего Что Есть), и его управляющий потенциал энергетического воздействия на процессы, происходящие в материальных мирах, выше энергетических воздействий материи любого измерения. 1.35. В сферических волнах фаза Вакуума изменяется от амплитудного положительного до амплитудного отрицательного знака. Плотность ФВ соответствует фазе волны. 1.36. В веществе растущая фаза Вакуума движется к центру масс, а снижающаяся фаза Вакуума движется от центра масс. Вещество состоит из структур различных фаз. Поэтому оно находится в этих встречных потоках в поляризованном состоянии. В зависимости от плотности той или иной фазы гравитация может быть положительной, когда гравитационные силы направлены к центру масс, или отрицательной, когда силы гравитации направлены от центра масс. Разность знергетического воздействия потоков ФВ на материальные структуры имеет следствием гравитацию вещества. 1.37. Положению каждой элементарной частицы массы материи в любой системе координат соответствует определенное энергетическое состояние Информационного поля. Для каждой элементарной частицы существует система координат, в которой она неподвижна. Информационное поле противодействует изменению системы координат частицы при внешнем воздействии на нее, поскольку это изменение вынуждает изменить системы координат всех источников СИП Пространства. Реакция системы проявляется как инерция массы материи. Инерция вещества имеет причиной инерцию Вакуума всего Пространства при переходе из одного волнового состояния в другое. 1.38. В инерционной системе координат фаза Вакуума в исследуемой области Пространства находится в состоянии прямолинейного и равномерного движения вместе с системой координат, относительно которой она неподвижна. 1.39. Скорость волны в инерционной системе координат любой волновой системы есть величина постоянная. 1.40. Фаза Вакуума в каждом объеме Пространства содержит стремящееся к бесконечности число сферических волн (нейтрино) всех измерений, в совокупности определяющих фазу Вакуума этого объема. 1.41. Фазовая структура Вакуума, структура физического вакуума может быть обнаружена при динамических процессах, которые создают локальные нарушения внутри инерционной системы координат. При этом возникают ранее не существовавшие, или исчезают инерционные системы координат и материальные объекты в них. Эти процессы непосредственно связаны с динамикой ИП. 1.42. Вещество и антивещество являются одной и той же структурой материи, которая проявляет свойства вещества в условиях положительной гравитации как вещество, а в условиях отрицательной гравитации - как антивещество. В условиях нулевой гравитации вещество существует в нейтринной форме, в виде вихрей Вакуума.

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Пространство_(в_философии)

Комментарии

Аватар пользователя Vladimirphizik

Я придерживаюсь мнения Ньютона, что пространство - это ящик без стенок.
Это пустота, ничто. Безвременье. Пустоту Богу даже создавать незачем. Ноль и в Африке ноль.
Так как вещество (в онтологической сущности) - суперпозиция электромагнитных полей широкого спектра параметров и локальной концентрации, а область между различными овеществленными объектами заполнена также электромагнитными полями более разреженной концентрации (эфир), то этот наполнитель не меняют онтологической сущности пространства как ящика без стенок.
В математике и физике различные пространства относятся только к наполнителю философского пространства - к веществу, причем в разных вариациях его описания: пространства скоростей, импульсов, энергий, силовых линий и т.д. И здесь, как мне кажется, нужно четко представлять себе, что в природе нет никакого искривления или динамики пространства (и т.д.), так как все операции с нулем тождественно равны нулю. Меняются параметры наполнителя пространства, но не сам бесстеночный ящик.

Аватар пользователя Алла

Ну и наворочено! А простоты нет.
И к тому же заметила одну несуразность связанную с длиной волны.
С Вашей точки зрения длина волны может быть как угодно малой.
А как же быть с постоянной Планка?, которая ограничивает частоту колебаний, а, следовательно и длину волны.
---------------
А если вакуум представить как состоящий из элементарных объёмчиков, которые абсолютно упруги и к тому же непрерывно стягивающиеся к своему центру в отношении dv/ds= const, где v - скорость стягивания, а s - размер объёмчика.
Отсюда Вам и "реликтовое излучение" и здесь же и постоянная Планка, т.е. длина волны не может быть меньше, чем размер объёмчика. И хотя минимальная длина волны непрерывно уменьшается, а постоянная Планка непрерывно нарастает, но нам это зафиксировать не дано, - нечем. (Т.к. для этого нам надо будет сохранить где-нибудь предыдущее состояние вакуума.)

Аватар пользователя Vladimirphizik

Простота заключена в фразе "Ноль - и в Африке ноль".
Природные генераторы электромагнитного излучения, равно, как и само излучение, квантуются. Каждый реальный /природный/ генератор излучает в определенном и конечном диапазоне. Так что с постоянными все в порядке.
Попутешествуйте вместе с Алисой, и Вы поймете, что вакуум - это электромагнитное поле. Нет там никаких выдуманных объемчиков.
Реликтовое излучение имеет простую природу, так как лежит на границе В(0) энергетического масштаба.

Аватар пользователя kosmonaft

Если пустота-это ничто,значит в пустоте нет и пространства.
Если ящик содержит в себе пустоту,то его содержимое-пустота,а не пространство,которое есть не пустота,а содержание,которое без формы перестаёт быть пустым ящиком и превращается просто в пространство...,))

Аватар пользователя Vladimirphizik

Вы идете не по тому пути.
Вы хотите изначально пространство наделить какими-то свойствами. У него же одно свойство - ничто /пустота/пшик/ноль. Протяженность, время и пр. появляются только в отношении к наполнителю, но не к ящику без стенок.

Если ящик содержит в себе пустоту

Ящик содержит в себе материю, вещество.
Пустота - первична. Она не содержится где-то. Это уже в пустоте появляется что-то материальное.

Аватар пользователя kosmonaft

Я не могу идти не по тому пути,потому что я по этому пути просто не иду...,))
Внутренне пространство ящика есть не пространство,находящееся внутри ящика,а это есть ящик,содержащий внутри себя пустоту.
Может ли пространство быть ограниченным?
Пустое пространство-это не есть просто пустота.
Чем пустое пространство отличается от свободного?

Аватар пользователя Vladimirphizik

Радикализмом.

Аватар пользователя kosmonaft

Пространство пустого ящика свободно и поэтому может быть заполнено...,))
Можно ли заполнить пустоту?

Аватар пользователя Vladimirphizik

А чем, по Вашему, занимался Бог?
На мой взгляд, Бог в точке создал электромагнитный вихрь, который раскрутился до нынешнего Мира.

Аватар пользователя kosmonaft

Если мир раскручен из точки,то эта точка должна где-то быть.
Она должна принадлежать пространству,в котором будет развёртываться мир,причём именно пространству,которое есть чистое содержание,а не пустоте,а раскручиваемый мир-это не просто мир,а мир форм.
Мир,в котором содержание обретает формы.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Точка никому ничего не должна.
Какая разница, где в бесконечном пространстве появилась эта точка. Нам ведь в гости к теще, живущей в районе другой подобной точки, ездить не надо, ибо такой точкой была только одна точка. Мы же находимся в какой-то окрестности этой точки.

Аватар пользователя kosmonaft

Если точка никому ничего не должна,а пространство,в котором она появилась-бесконечно,то таких точек может быть бесконечное множество.

Аватар пользователя Vladimirphizik

С чего бы вдруг?
Если было Начало, то оно исходило бы из одной точки. Иначе будет "противостояние интересов".

Аватар пользователя kosmonaft

Если Начало-это начало чего-то одного,то оно исходит из одной точки.
Но почему Вы решили,что Начало того мира,который в развёрнутом видите наблюдаете именно Вы,является полным,главным и единственным и о нём можно говорить,что этот Ваш мир и есть ВСЁ?
Даже если МЫ будем говорить о мире как о НАШЕМ мире,то как МЫ можем исключить наличие НЕНАШЕГО мира,развёртывающегося из другой точки?
Такое невозможно только потому,что в этом случае возможно "противостояние интересов"?
Ящик без стенок может быть только один?...,))

Аватар пользователя Vladimirphizik

Я поделился с Вами планами.

Аватар пользователя kosmonaft

Решили создать мир?...,))

Аватар пользователя Vladimirphizik

Решил начать новую тему.

Аватар пользователя vlopuhin

Vladimirphizik пишет:

Пустота - первична. Она не содержится где-то. Это уже в пустоте появляется что-то материальное.

В таком случае следует представлять ящик в пустоте, а не пустоту в ящике.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Но у ящика нет стенок. Вы же предлагаете первичным сделать ящик как некий объект, наделенный свойствами - стенками.

Аватар пользователя vlopuhin

Нет, это не так. Ящик со стенками притащили в студию Вы с Ньютоном, а теперь думаете к какому месту прикрутить его стенки, то есть предлагаете унести стенки в бесконечность. Я же по-прежнему остаюсь на потоковом представлении точка-пространства, где для наглядности вводится LBT-разнообразие (континуум), в котором поток "точка" соответствует пространству в "координате" L, не важно какое это пространство, Евклидово или нет, это зависит от информационной составляющей B, проще говоря от субъекта, и уж если это поток, то никак не обойтись без движения/покоя, то есть без T. В сущности поток это форма, можно обозвать её ящиком, но мне больше нравится именно поток, так как отпадает необходимость в бесконечности.

Аватар пользователя Vladimirphizik

У нас в ситуации предНачало нет материи, нет движения, нет времени. А пространство без стенок - есть. Стенки ведь создает материя? У нас не стенок. Вместилище - есть. Бесконечное.
В Начале и далее появились материя, движение и время. Что-нибудь изменилось с самим вместилищем наполнителя? С ним - ничего, а вот непосредственно сам наполнитель начал куда-то двигаться, взаимодействовать и т.д. Непосредственно сам наполнитель установил между своими составными частями какие-то связи. И вот эти связи (силовые, градиентные и т.д.) не нужно приписывать пространству - это характеристика материи, заполняющей пространство.

Аватар пользователя vlopuhin

Затем Вам придётся моделировать ситуацию предНачало предНачала, и так далее до бесконечности, та самая ситуация "за что бы зацепиться?", чего бы такого абсолютизировать. Абсолютизировали Вместилище-пространство, исчезло всё остальное, и никак из этого пустоВместилища не выбраться без постороннего первоПинка, из ничто получается только ничто. Если с этим Вместилищем ничего не случается, и обнаружить его нет никакой возможности, то есть ли оно ? Иначе говоря, нужно задуматься о том, откуда берётся эта необходимость Первоначала, сама необходимость искать то, чего нет ?

Аватар пользователя Vladimirphizik

Ответ элементарно простой: так как любой процесс в этом мире имеет циклическую форму, то это значит, что после Начала наступает Конец, потом опять Начало и т.д. бесконечное количество раз. Но это - другая тема. Пока говорим об онтологии пространства.

Аватар пользователя vlopuhin

То есть предНачало - это послеКонец, и во времени, и в пространстве, и в субъекте. Предлагаю плюнуть на пространство, оставить его дыромолам, и сразу переходить к веществу!

Аватар пользователя Алла

vlopuhin пишет:

Vladimirphizik пишет:

Пустота - первична. Она не содержится где-то. Это уже в пустоте появляется что-то материальное.

В таком случае следует представлять ящик в пустоте, а не пустоту в ящике.

 

Пустота может разместится и в нуле и ей нет надобности в ящике.
Только для чего-то необходим объём (ящик), а, следовательно, Бесконечность не пуста.

Аватар пользователя vlopuhin

Пустоты нет, и разместить её где-либо не получится. Если же она есть, то можно лишь что-либо разместить в пустоте, а не наоборот. Пустота рождается вместе с ящиком, но, как мне кажется, ящик порождает не пустоту, а физический вакуум, в таком случае можно говорить о пространстве как об абсолютном вакууме, который в свою очередь ни в каком ящике не нуждается. Но и физический вакуум в таком случае не нуждается ни в какой бесконечности и в абсолютном вакууме. Владимирфизик говорит о принципиальной недоступности масштабов F(-1) и B(+1), но если привлечь к обсуждению его масштабы, то они ни как не вписываются в пустопространтство, тогда как физический вакуум вполне имеет место.
Есть ещё один вариант, о котором я уже где-то упоминал. Если отталкиваться от ящика, то нужно представлять его не пустым. Мысленно по порядку удаляем всё, начиная с ящика, затем предметы в нём, воздух, а так же оставшийся физический вакуум. Теоретически должна остаться та самая пустота, о которой идёт речь. Но что это за пустота, и есть ли она ? Возникает вопрос, который я не раз задавал философам: облако физического вакуума плавает в пространстве, или же физический вакуум и есть пространство ? Пока ответа нет, предлагаю этим Вместилищем считать Информационное Поле. Правда никто не знает что это такое, по этому для начала предлагаю это обозначение считать синонимом Абсолюта. Смысл простой: существует единственный двусторонний незамкнутый информационный поток F(-1)<->B(+1), доступный нашему (0)-му миру, любые другие информационные потоки в этом мире замкнуты. Проще говоря, информационный поток между микро- и макро- мирами.

Аватар пользователя Vladimirphizik

В "Ролевой игре..." мы из человека сделали философского человека (возможно, я ошибаюсь, так поправьте): все материальное вычленили, даже убрали все внешнее. Остались только сознание и пространство. Пространство - ничто. Сознание в чистом виде - Бог. Ничто не нуждается в предварительном создании. Поэтому пространство - постоянно. Сознание, сотворившее Начало, не могло быть порождением самого Начала. Следовательно, сознание было перед Началом и оно есть Бог. На современном языке - это энергоинформационное поле.
В итоге, что мы имеем? Имеем: перед Началом была бесконечная безвременная пустота под названием пространство и Бог/энергоинформационное поле/Мировой Разум.

Аватар пользователя vlopuhin

В общем и целом я с Вами согласен. Хотелось бы кое что уточнить.

Vladimirphizik пишет:

...Остались только сознание и пространство. Пространство - ничто. Сознание в чистом виде - Бог.

Может получиться две "ветви", которые придётся рассматривать отдельно, как это делает Сергей Алексеевич Борчиков, то есть рассматривать две "материи". Правда у него три материи, соответственно для каждого региона. Мне показалось это Вы и делаете далее. Выглядит это так: сознание -> сознание + способность что-то осознавать -> сознание + способность + интенция (желание действовать). И соответственно по линии пространства: ничто -> ничто + поле -> ничто + поле + вещество. Предлагаю "полевой подход", сознание в "чистом виде" (Бог) представлять как композицию трёх взаимопроникающих составляющих, как то не поворачивается язык сказать взаимодействие, так как взаимодействовать то ещё и нечему. То есть сознание в чистом виде есть и Вместилище и Энергия и Информация (внешнее поле перед Началом). Собственно этим и заканчивается ваша речь:

Имеем: перед Началом была бесконечная безвременная пустота под названием пространство и Бог/энергоинформационное поле/Мировой Разум.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Специально для этого разговора открыл новую тему.
Переходите туда. Будем вместе думать.

Аватар пользователя Доген

Примите мое исреннее восхищение!

Аватар пользователя Vladimirphizik

Спасибо, но я тупо перенес из иннета хронологию развития представления о пространстве.

Аватар пользователя Доген

Vladimirphizik пишет:

Спасибо, но я тупо перенес из иннета хронологию развития представления о пространстве.

&nbs
скромность конечно украшает и тем не менее вы создали удобоваримый продукт!

Аватар пользователя Vladimirphizik

Так давайте обсудим содержимое продукта.
Вы за белых или красных?

Аватар пользователя Vladimirphizik

А что Вы скажете о пустоте?
Пустота - это бездна.
Ницше: Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.
Пустота-пространство - это ведь не пустота-бездна?

Аватар пользователя Алла

Vladimirphizik пишет:

А что Вы скажете о пустоте?
Пустота - это бездна.
Ницше: Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.
Пустота-пространство - это ведь не пустота-бездна?

 

Конечно, если долго всматриваться в бездну, то от туда начнут выползать наши страхи.
У Канта лучше:
"Две вещи вызывают у меня удивление и чувство глубокого благоговения - это звёздное небо надо мною и нравственный закон во мне."

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Проблема в современной физике - структура пространства.
http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/11_01/10_SKSh.htm
Нарисуйте, пожалуйста, структуру пространства по Вашей концепции и сущностно обоснуйте его мерность... (истина должна быть нарисована и предъявлена "неогрниченному кругу" зрителей" А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике").

Аватар пользователя Vladimirphizik

Мне это делать пока рано.
Разобраться бы с основами.

Аватар пользователя Vladimirphizik

М.К.Мамардашвили
Так что в современной философии приходится снова обсуждать эту проблему по одной простой причине: чтобы понимать что-то, мы должны иметь место в том мире. который собираемся понимать.
http://philosophy.ru/library/mmk/vved.html

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Поскольку я отстаиваю линию систематичности философского познания, то и здесь скажу то же самое: всякое познание, в том числе и познание пространства, должно быть систематическим.

Если считать что мироздание (мирум) состоит из трех регионов: сущего, бытия и региона сущностей, то и пространств надо выделять три:
1) пространство сущего (фюзиса),
2) пространство человеческого бытия,
3) пространство идеальных сущностей.

1) Что касается пространства сущего (физического пространства), то надо отдать должное: Владимир-физик в силу характеристики своей профессиональной принадлежности достаточно подробно и систематично изложил представления о нем. Но я не физик, в деталях мне оценить трудно.

2) Что касается пространства человеческого бытия, то разговора о нем не получилось совсем. Хотя намётки были обозначены при изложении точек зрения Канта (пространство – априорная форма чувственного созерцания) и Хайдеггера (пространство как незаметность подручного бытия). Но эти слова так и повисли незадействованными в дискурсе.

3) А о пространстве идеальных сущностей не то что разговора, ни и интуитивных мыслей никаких нет – сплошное белое пятно.

Вывод. Рассуждения Владимира-физика о пространстве носят систематический характер в пределах тематики и предмета науки ФИЗИКИ, т.е. по сути являются физическими рассуждениями, но никак не философскими, поскольку не затрагивают тематику и предметность гуманитарных наук вообще и философии в частности.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Было бы не плохо, в таком случае, разбить тему на три части.
Я не смогу это сделать грамотно.
Лучший вариант - закрыть данную тему и открыть три сугубо тематические.
Согласен: в одной теме объять все не получится. Будет каша.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

Было бы не плохо, в таком случае, разбить тему на три части.
Я не смогу это сделать грамотно.
Лучший вариант - закрыть данную тему и открыть три сугубо тематические.
Согласен: в одной теме объять все не получится. Будет каша.

 

Зачем закрывать тему? Тема отличная, чрезвычайно важная.
Чтобы узреть искомую структуру пространства, необходима тотальная онтологическая унификация материи по всем этажам Универсума как целого. А это значит надо "схватить" абсолютные (безусловные, предельные) формы существования материи (абсолютные, предельные состояния): абсолютный покой, его "противоположность" - абсолютное движение и их синтез - абсолютное становление. Триединство абсолютных форм существования материи, каждая из которых имеет свой ПУТЬ и определяют структуру триединого (абсолютного) Постранства. Исаак Ньютон "вырезал" из него одну ипостась - линейную и назвал его "абсолютным пространством". Почему, да потому что он "гипотез не сочинял", ему, по религиозным взглядам унитаристу, необходимо было созидать механистическую картину мира.
Теперь же когда фундаментальная "физика уперлась" (М.Мамардашвили) и необходимо преодолевать "неприятности" (Ли Смолин "Неприятности с физикой") прежде всего связанные с "теорией струн", уже невозможно дальше обходить проблему сущностного обоснования структуры пространства. Нобелевский лауреат по физике Д.Гросс в интервью журналу "Эксперт" "Из чего состоит пространство-время" (февраль 2013) совершенно верно поставил задачу поиска и обоснования "общей рамочной структуры". Она есть ни что иное, как Абсолютная порождающая структура. Кто-то предложит структуру Абсолютного Пространства 9-ти измерений (три линейных+три вихревых+ три волновых) с более глубинным сущностным обоснованием и репрезентируемую в Природе триединой (абсолютной, естественной) системой координат (прямоугольный, сферической и цилиндрической), буду рад посоревноваться на предмет всеохватности, надежности и эвристичности.
Более подробно о структуре Пространства в моем эссе "Парадигма части VS Парадигма целого...Абсолютная порождающая структура", представлявшегося на международный конкурс FQXi Essay 2012 по теме "Какие представления в физике ошибочные?". Текст на русском здесь в моем блоге.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Уважаемый Сергей! Вы раскалываете Универсум, даже сильней, чем это сделал Картезий с его res extensa и res cogitans.
У Вас напоминает "три мира" Поппера...

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Уважаемый Владимир!

Подобные упреки я уже слышу от моих коллег - интегралистов.
Во-первых, если Вы о реальном универсуме, то слишком мне льстите. Ничего я не раскалываю. Птицы летают как летали, рыбы плавают как плавали, революции происходят как происходили и совсем не по причине моих расколов, курсы валют скачут вверх и вниз без моего вмешательства.
Во-вторых, я действительно раскалываю лишь Картины мира об универсумах у моих оппонентов. Если оппоненты думают, что мир таков, как их Картины мира, то я раскалываю эти Картины и показываю, что птицы летают и гибнут в перелетах от усталости или от морозов и никакое единство их не спасает; рыбы плавают, а браконьеры, несмотря на единство, глушат их взрывчаткой; революции идут и идут в мире и социум раскалывается на богатых и бедных, несмотря на всё единство универсума в придуманных физиками и мета-физиками утопиях.
В-третьих, даже расколОв Картины мира на разные регионы (на целых три, Вы правы, даже больше, чем Декарт, ибо Декарт не видел социального бытия), я ведь затем в моей личной Картине мира всё равно их свожу к Единому Мируму и тем самым, аналогичным для всех философов образом (в том числе и Вам) прихожу к Единой картине мире, только состоящей их трех разнокачественных регионов.
Так что ничем от Вас не отличаюсь. Ну, нюансами небольшими. Вы в Единой структуре мира находите количественно-разнородные части: три-углы и двенадцати-мерия всякие, а я - качественно-разнородные части: три-региония и сущносте-различия.

Более подробную аргументацию посмотрите здесь http://philosophy-seminar.ru/forum/26-56-1#933 . Особенно об отличии интегралистов-синтетиков, к которым скорее всего принадлежите и Вы, от интегралистов-симбиотиков, к которым отношу себя я. Интересно было бы узнать Ваше мнение (РS, кстати на форуме ФС зарегистрироваться просто, а за коллег по форуму ИС прошу у Вас прощение)...

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Уважаемый Сергей!
Вы пишите:
<<прихожу к Единой картине мире, только состоящей их трех разнокачественных регионов.
Так что ничем от Вас не отличаюсь. Ну, нюансами небольшими. Вы в Единой структуре мира находите количественно-разнородные части: три-углы и двенадцати-мерия всякие, а я - качественно-разнородные части: три-региония и сущносте-различия.>>
C Вашим выводом не согласен.
Почему - разнородные, если у меня единая порождающая структура, "неслиянная, нераздельная, единосущностная". И построение ее исходит из минимума понятий "логос" и "материя". Причем каждому понятию я даю образ, представленный математическим символом. Понятия "часть" у меня нет вообще, ибо это уже предполает разделение целого. Т.е. метод построения модели целого - кантовский понятийно-фигурный синтез, я его назваю метод онтологического (сущностного) конструирования. Проблемы философии в том, что она ушла в понятия, в "плетение понятийных кружев". Для социальной философии это еще допустимо, для философской антропологии, философии сознания, но для философии естествознания, от которой ждут сущностно обоснованных конструктов, "понятийные кружева" - это на сегодня уже чрезмерно. Недаром физик Уилер оставил философский завет: "Философия слишком важна, чтобы оставлять ее на откуп философам".
Сергей! Вы все-таки "раскалываете" мир как целое - на "регионы". Конечно же "раскол" - это метафора. Попробуйте нарисуйте модель мира (первоструктуру) по С.Борчикову...

На ФС вошел, но не понятно, почему Вы извиняетесь?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Ответ касательно темы дал ниже, а по теме единой порождающей структуры подготовлю и дам в Вашей теме по Логосу.

Владимир Рогожин пишет:

Попробуйте нарисуйте модель мира (первоструктуру) по С.Борчикову...

И попробовал, и нарисовал, и уже почти месяц назад выложил в части 4-ой темы "Система категорий", см. здесь http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/4556
Чем не модель?

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Сергей Борчиков пишет:

Ответ касательно темы дал ниже, а по теме единой порождающей структуры подготовлю и дам в Вашей теме по Логосу.

Владимир Рогожин пишет:

Попробуйте нарисуйте модель мира (первоструктуру) по С.Борчикову...

И попробовал, и нарисовал, и уже почти месяц назад выложил в части 4-ой темы "Система категорий", см. здесь http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/4556
Чем не модель?

 

Уважаемый СергеЙ! Я имел ввиду "модель особзающей себя Вселенной" (В.Налимов) единой как для физиков, так и для лириков и представленной одним сущностным симолом. Модель, где "материя" и "сознание" будут в единении...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Так как поступим?

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Необходимо вернутся к философии в ее истинном понимании и отбросить все научные наслоения. В философии пространство это пустота или непознаваемое. Почему непознаваемое, потому что, там нечего познавать. Если это непознаваемое то и говорить неочем. А мы говорим. О чем? Вот это интересно.
В восточной философии кроме истинного знания и заблуждения есть понятие ментального конструирования(термин введен Островской и Рудым)или проще говоря это вымысел. В философии науки этого понятия нет. Если его ввести, то окажется что научные теории это смесь фактов и красивых вымыслов в которых мы эти факты пытаемся объяснить.Поэтому каждое новое поколение ученых придумывает новые теории и так похоже до бесконечности. Вспомним планетарную модель атома Н.Бора, за которую он получил Нобелевскую премию, где она - на свалке истории.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Виталий Андрияш
Вот это интересно.

Здесь Вы правы.
Такое ощущение, что в этом ящике без стенок находится еще что-то, отличное от материи.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Умеем ли мы (на ФШ) договариваться?

Я предложил деление Единого мира (мирума) на три региона (сущее, бытие, сущность) и заявил, что у каждого региона свое пространство. Но тут появились две совершенно противоположных точки зрения.

Одна – Владимира Рогожина, который заявил-де, что в отличие от меня он мир не раскалывает, но тут же и расколол:

Владимир Рогожин пишет:

Проблемы философии в том, что она ушла в понятия, в "плетение понятийных кружев". Для социальной философии это еще допустимо… но для философии естествознания, от которой ждут сущностно обоснованных конструктов, "понятийные кружева" - это на сегодня уже чрезмерно.

Итак,
1) есть сущее – им занимаются естественные науки и философия естествознания,
2) есть бытие – им занимаются гуманитарные науки и социальная философия,
но еще третий регион остался без внимания:
3) есть сущности – ими занимается чистая философия, равно метафизика. Метафизика по определению есть мышление в понятиях, поэтому упрекать ее в этом – всё равно, что упрекать корову за то, что она дает молоко. Владимир, да собственно все Ваши работы – это что, если не понятийные конструкции?

Другая точка зрения – Виталия Андрияша (Виталий, приветствую Вас после долгого перерыва!). Вы, наоборот, призываете нас отбросить всю философию естествознания:

Виталий Андрияш пишет:

Необходимо вернутся к философии в ее истинном понимании и отбросить все научные наслоения… Научные теории – это смесь фактов и красивых вымыслов, в которых мы эти факты пытаемся объяснить.

И к чему призываете? Не совсем понял. К ментальному конструированию?
В любом случае Вы тоже раскалываете Единое философствование на:
1) философствование о сущем – философию естествознание (что считаете неистинным),
3) философствование о сущности (что считаете истинным),
но также не видите еще одного региона:
2) социальной философии – философствования о бытии.

И вот кому я (или читатель) должен отдать предпочтение: В.Рогожину или В.Андрияшу? Один говорит: только наука, а всё остальное – «кружева»; другой говорит: только восточная метафизика, а всё остальное – «вымыслы».

А я призываю к Единой интегральной картине мира. Вот ее суть.
Оба оппонента правы. Но каждый – в своем регионе, в своей сфере, в своей области.
В.Рогожин совершенно прав в сфере науки, в сфере философии естествознания, в сфере сущего. Но не прав в социальной философии и метафизике.
В.Андрияш прав в сфере метафизики, но совершенно не прав в сфере науки и совсем не видит сферы социального бытия.
Таким образом, если мы примем мое деление на три региона, то можем достичь единства при разности своеобразия наших подходов. А если не примем, то каждый останется со своим воображаемым единствомв реальной розни, вражде и неприятии друг друга.

Аватар пользователя Victor

Таким образом, если мы примем мое деление на три региона, то можем достичь единства при разности своеобразия наших подходов. А если не примем, то каждый останется со своим воображаемым единством – в реальной розни, вражде и неприятии друг друга.

Логически это конструкция Логического Выбора:
Если (Условие) Тогда
// первый путь
Иначе
// второй путь
Конец Если.

Условие: ... мы примем мое деление на три региона...

Но звучит как ультиматум, потому как автор (уважаемый Сергей) при Иначе грозит враждой, рознью...

Но сам процесс "деление" довольно странный. Поделить можно только количество (линию, угол, плоскую фигуру, объемную фигуру). А как можно поделить сущее и сущность?
Оказывается их можно "поделить" названиями регионов! В сущности, предлагается логика предикатов. Вот есть нечто Единое, и мы его сейчас "поделим"...
А что это дает по существу? Да ничего!
***
Как по мне Логический Выбор - это Разум. Где Условие (эволюционный "храповик") есть Опыт. При помощи ЛВ строятся Знания (Структура), например - спектр цветов.
Самое интересное, что конвенциональные условия (типа "поделим") закрывают другие возможности. Этим самым Вселенная "выбрав" когда-то электрон, протон, и т.д. закрыла себе путь другим конструкциям, но оставила химический способ...
***
Уважаемый Сергей, конечно же в философии конвенции важны, но ваша конвенция "поделим", ИМХО, мало что дает. Я, например, за то, что бы любые философские теории конкурировали между собой, тем самым обеспечивая "мы" естественный Выбор в сторону "Единой интегральной картине мира"!

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Уважаемый Виктор, возможно фраза построена неудачно, но никаких "угроз" я и в мыслях не держал. Смысл ее в следующем.

Если кто-то ратует за единство и единую структуру, то он неминуемо должен предлагать и принимать такие теоретические концепты, которые единят его с другими теоретиками и особенно оппонентами. Я и предложил такой концепт, который, как мне кажется, совмещает точки зрения В.Рогожина, В.Андрияша и мою.

Если же кто-то, как например Вы, ни за какое теоретическое единство не ратует, а вполне доволен плюрализмом уникальных концепций и их естественным движением к естественной интеграции, то и вопросов нет. В таком случае мое предложение (Вы правы) бессмысленно. Ну, кроме того, конечно, как тоже одно из плюральных предложений среди прочих равных...

Аватар пользователя Vladimirphizik

ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Как и в понимании времени, в понимании пространства различаются атомистическая и континуалистская концепции. Первая выработана в каламе и принята в суфизме, вторая выдвинута в арабоязычном перипатетизме как воспроизведение аристотелевского учения и воспринята в исмаилизме и ишракизме.
Хотя мутакаллимы не развивают специального учения о пространстве, оно легко реконструируется из их понимания атомистического строения вещества и теории движения. Ими признается возможность существования одномерного (хатг— линия), двумерного (сата, басит — плоскость) и трехмерного (джисм — тело) пространства и соответствующих объектов — конфигураций атомов, в сочленении которых и возникают эти три вида пространства (см. Атомизм). Соответственно определяется наименьшее количество атомов, необходимых для построения трехмерного тела: либо восемь, если каждое большее измерение пространства возникает как результат сочленения двух элементов, существующих в меньшем измерении, либо шесть, если каждая пространственная ось образована независимо двумя атомами. Кроме того, одиночный атом признавался некоторыми не имеющим пространственных характеристик и потому не существующим отдельно. Другие считали, что атом имеет только одну “сторону” (джиха) и этой стороной соединяется с другим атомом. Пространство, понимаемое фактически как функция атома вещества, оказывается зависимым от понятия “место” (макан) тела. Тело может занимать в два последовательных момента времени два разных места, причем движение определяется как их несовпадение, а значит, не ставится вопрос о том, как тело “попало” из первого места во второе: пространство принципиально дискретно.
Арабоязычные перипатетики в полемике против атомизма мутакаллимов выдвигают аристотелевскую континуалистскую теорию пространства. Они считают, что пространство потенциально делимо до бесконечности, но актуально деление всегда имеет предел. Тело понимается как имеющее три измерения, существование объектов в меньших измерениях не признается. Каждое меньшее измерение пространства возникает как “предел” (сечение) большего. Пространство мыслится как условие тела и его движения, а не наоборот: тело движется вдоль уже наличной “линии”, а не линия создается отдельными точками, занимаемыми телом. Три “измерения” (аб'ад, ед. ч. бу'д, также бу'д микдарийй) пространства не пересекаются, вследствие этого взаимное проникновение тел невозможно. Измерение определяется как нечто имеющееся между телами, более абстрактным оказывается понятие “протяженность” (имтидад). “Направление” (джиха) определяется как “предел” (хадд), или“край” (тараф), протяженности. Из шести направлений два абсолютны (верх—низ), четыре конвенциональны (право—лево, вперед—назад). Наличие направлений является априорным условием движения, которое не может совершаться не в направлении чего-то. Направления задаются абсолютным объемлющим телом, ограничивающим место мира.
А. В. Смирнов
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8944/ПРОСТРАНСТВО

Аватар пользователя Papalagi

Мысль порождает жизнь.

Аватар пользователя Papalagi

Спасибо за связный текст.
Меня интересует емкость реальности.
В реальности происходят события, которые порождают события, причем одна причина порождает более чем одно следствие. Количество событий, таким образом, непрерывно увеличивается.
Есть ли, на Ваш взгляд, предел количеству событий реальности?

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Сергей Борчиков пишет:
И к чему призываете? Не совсем понял. К ментальному конструированию?

Я не призываю,а утверждаю что, на 90 процентов, все эти разговоры это плоды нашего воображения, при этом в основе их лежит некая доля истины. С позиции эволюции они полезны для развития нашего интеллекта но не продвигают и не расширяют наше знание. Что бы разобраться в этом вопросе, завтра предложу новую тему о том, где начинаются мифы и кончается реальность.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Papalagi, 4 декабря, 2013 - 13:22.
В реальности происходят события, которые порождают события, причем одна причина порождает более чем одно следствие. Количество событий, таким образом, непрерывно увеличивается.
Есть ли, на Ваш взгляд, предел количеству событий реальности?

Если исходить из того, что мир создан из единственной точки (Начало), а далее события развивались в виде "цепной реакции", то мы имеем на временной оси две конкретные точки: Начало и настоящий момент. Какими бы затейливыми каналами ни шло "размножение" событий, в любом случае их количество на конечном отрезке будет конечным. /Даже если это число при написании не вместится на формате А4 или целом стадионе./

Аватар пользователя Алла

Vladimirphizik пишет:


Papalagi, 4 декабря, 2013 - 13:22.
В реальности происходят события, которые порождают события, причем одна причина порождает более чем одно следствие. Количество событий, таким образом, непрерывно увеличивается.
Есть ли, на Ваш взгляд, предел количеству событий реальности?

Если исходить из того, что мир создан из единственной точки (Начало), а далее события развивались в виде "цепной реакции", то мы имеем на временной оси две конкретные точки: Начало и настоящий момент. Какими бы затейливыми каналами ни шло "размножение" событий, в любом случае их количество на конечном отрезке будет конечным. /Даже если это число при написании не вместится на формате А4 или целом стадионе./

 

Вот именно!
И Вам никогда не выбраться в Бесконечность и в Вечность.
И что бы Вы не строили Вам не выйти за пределы конечного.
Даже Большой Взрыв, каким бы он не был большим, на фоне Вечности и Бесконечности менее чем "пуф".
А если в основание Вселенной положить наличие сущности (первосущности), которой и заполнена Бесконечность и которая являет себя "реликтовым" излучением (около 3-4 градусов по К), то остаётся открытым один единственный вопрос: "Почему "первосущность" излучает энергию?", или: "Что и как побуждает её излучать энергию?"
А что это может быть именно так подтверждает то, что эта первичное явление "первосущности" (т.е. излучение энергии) изотропно и изотропно во всех направлениях, т.е. плотность энергии "реликтового" излучения одна и та же для любой точки Бесконечности. И к тому же, как заметили физики, для движущегося тела эта плотность (т.е. температура) возрастает во фронтальном направлении и падает в тылу, что опять же объяснимо эффектом Доплера.
Так вот, - Бесконечность заполненная первосущностью и есть первородное Пространство.
А для локальных "Вселенных", т.е. для локальных "крупинок" аморфной Вселенной, всё остальное может быть и по Вашему.
А если предположить, что первосущности присуща ещё и собственная онтологическая динамика (например, сжатие в соотношении dv/ds=const, что и является причиной "реликтового" излучения), то всю Вселенную можно образно представить, как катящуюся по кривой 1/Х в Ничто.
И самое интересное, что в этих обстоятельствах для нас и мира само значение координаты "х" - не имеет никакого значения, т.е. безразлично и в любых смыслах.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Сознание способно путешествовать по безвременью.
Философский человек (при последовательном вычленении всего "лишнего") это и есть сознание.
Где-то рядом есть душа как ограниченное и индивидуальное сознание.
Следовательно, душа тоже может путешествовать в безвременье.
Если душа бессмертна, то она существует в безвременье.
Пространство по своей онтологической сущности - тоже безвременье.
Бессмертная душа существует в пространстве.
По поводу реликтового излучения я уже писал: это излучение находится на границе В(0) энергетического масштаба. Следовательно, это проекция В(0) энергетического масштаба в А(0) энергетическом масштабе ("наведенное" излучение).
Приглашаю к дальнейшим рассуждениям в соответствующую тему "Энергоинформационное поле".

Аватар пользователя Алла

Добавка.
И к тому же, красное смещение линий поглощений становится понятным и естественным, т.к. их солнечный эталон на теперь явно сдвинут в фиолетовую сторону по отношению к излучениям произошедшим миллиарды лет раньше.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Буддизм – одна из самых практичных религий, это, по сути и не религия, а инструкция, руководство или самоучитель видения мира. Бога – нет, церкви и храма как таковых – нет. Если и религия - то очень гуманная, человеческая такая, религия, в центре которой стоит человек – Будда Гаутама Шакьямуни, которому удалось достичь Просветления. Свою первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма, Будда произнес недалеко от Варанаси, его слушали пять учеников и два оленя))). И с тех пор буддизм - самая умная и интеллектуальная из всех религий!

Нигде больше нет таких изощренных упражнений в интеллектуализме, самоанализе, самоконтроле. Если христианство можно назвать религией слова – «вначале было Слово», то буддизм – это религия ОЩУЩЕНИЯ (не чувства), поэтому вполне допустимо говорить о «внутренней иконографии» пространства в буддизме. Пространство ощущений – это очень специфично. Здесь оно – космично, со множеством миров, бескрайнее и беспредельное. Многие исследователи вообще буддизм не рассматривают как религию.
Весь человеческий мир, его пространство в сознании идеального буддизма – не существуют на самом деле, они – иллюзия, и при этом - сплошное страдание. Мировоззрение – исключительно рационально и рассудочно, буддизм - это в первую очередь, здравый смысл, нужно постоянно рассчитывать: чем грозит тебе каждый поступок, сказанное слово или возникшая мысль – в будущем перерождении. Само по себе перерождение понимается не как в индуизме («но если туп как дерево – родишься баобабом» - это значит, что всё-таки – сохранение самосознания), а как перекомбинация: после смерти физического тела (материи), умственные силы (ум) создают новое сочетание в другой материальной форме и состоянии в другом существовании. То есть мозаика рассыпается, перетряхивается с другими комплектами – и получаются совсем иные картинки.
Каждый приверженец буддизма – как научный сотрудник, экспериментируя и анализируя, должен тщательнейшим образом изучить весь ход своих мыслей, разложить внутренний мир на составляющие и учиться умело ими управлять…Всё состоит из отдельных кусочков, на каждый момент времени – «это другое». Удивительная религия, в которой нет ни любви (потому что некому да и некого любить– кругом одни фиктивные образы, всякие так называемые "люди","женщины", "мужчины", "вещи", которые в конечном счете-то и не существуют), и в основе духовной работы - самоизменение человека, освобождение от цепи перерождений, приносящих страдание.
http://znichka.com/post122199969

..............................................................................

Гаутама Будда не верил в Бога, что не мешало ему быть Божественным.
"Будда никогда не верил в Бога, в этом не было необходимости. Он был так предельно завершен, что вся его завершенность становилась благоуханием вокруг него. " (Ошо).
Что интересного в Буддизме? Вот то, чтобы я отметил. Будда говорил о том, что:
1. Человек представляет из себя как - бы систему в среде. Наша свобода — это разрушение границ между собой и средой, которая представляет собой мир состоящий из «нечеловеков». Это распространение себя на среду и (или) восприятие среды как свое «я», слияние, соединение с ней при исчезновении страха.
2. Мир един. Нельзя отделить человека от человечества, человечество от всех живых существ, их — от мира, вселенной . Все связано и взаимообусловлено.
3. Состояние свободы связано с отсутствием любых привязанностей к прошлому или будущему. Достигнув освобождения, человек становится святым. Для него исчезает время и пространство, он погружен в великое блаженство, всеведение и испытывает ровную любовь ко всему живому. Это — состояние будды. Более глубокая его форма — нирвана, конечная цель. При освобождении прекращаются перерождения (воплощения, инкарнации) в будущих мирах. С точки зрения стороннего наблюдателя, достигший нирваны входит в состояние, напоминающее кому. Исчезают рефлексы, дыхание не определяется, как и сердцебиение. Обезвоживаясь, тело существует неопределенно долго в виде «нетленных мощей». Будда сравнивал нирвану с островом: «Сотвори себе остров.. Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости». Состояние нирваны - это абсолютная свобода.
4.Не нужно пытаться изменить среду, адаптируя ее к своей системе. Нужно менять систему, уходя из среды, переходя в состояние, не нуждающееся в среде. Буддист не желает быть обусловленным или обусловливать.
5. Цель, причина и средства связаны с сознанием. Изменяя сознание, человек достигает цели. Сознание, как и пространство, не имеет никаких физических качеств, таких как форма или очертания. Задача буддиста не быть управляемым сознанием, а управлять им.
6. На мирском уровне сознание функционирует как различающее, непросветленное, загрязненное аффектами. Оно создает, хранит, преобразует, передает и уничтожает информацию. Осознание этих функций и управление ими происходит либо по законам интуиции, либо по законам логики.
Интуиция — прямое усмотрение истины, т.е усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство. Современный городской образованный житель, занятый работой над инструкциями, рекомендациями и т.п., не может испытать все оттенки, понять и оценить все достоинства интуитивного мышления. Для его достижения необходим особый образ жизни.
7. Речь - это процесс реализации знаковой, кодовой системы общения или внутреннего структурирования информации. Она считалась силой первочеловека и постепенно заселила его внутренний мир массой образов и смыслов, будоража мозг новыми связями. Она появилась при скачкообразном изменении мозга и освоении этого «аппарата», обладающего огромными возможностями, не исчерпанными и сегодня.
8.Только родившись в форме человека, можно в результате успешной практики созерцания подняться на уровень божественных сущностей.
9. Карма — закон, причинно-следственная зависимость, связанная с осознанными волевыми действиями. Человек волен сам управлять своим бытием, рождениями и достижением высшего состояния, т.к. отсутствует другой «субъект» вершащий его «судьбу». Все его поступки имеют качественную характеристику, зависящую от значимости и количества заслуг или дурных дел.
Достигший высшего уровня совершенства может приступить к уничтожению остатка своей кармы. Полностью исчерпать, изжить, уничтожить ее — значит стать святым и получить освобождение при жизни тела. Смерть не спасает от реализации кармы, самоубийство — тем более. Остаточная карма — залог нового рождения и страданий.
10. Человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям.
http://otvet.mail.ru/question/23924083

........................................................

Наука видит материальную вселенную как пространство, в котором находятся планеты, солнечные системы и галактики. Это пространство есть Будда - оно создано из природы Будды. Пространство представляет собой то, что отделено от Всеединства Бога так, что отдельные формы могут проявляться. В этом пространстве вы обнаруживаете Ма-териальный свет, который принимает форму.

Теперь, мои возлюбленные, вы, как невознесенные существа, имеете способности со-творцов, но вы не имеете [достаточной] силы разума, чтобы воздействовать на пространство. Ибо вы не можете воздействовать на пространство до тех пор, пока не достигнете сознания Будды - и тогда вы превосходите пространство. Поэтому вы ограничены в выражении своих со-творческих способностей в пределах пространства и так называемыми природными законами, которые руководят пространством, и многие из которых наука еще не открыла или не поняла полностью.

Итак, вам, как невознесенным существам, ваши со-творческие способности позволяют работать только с Ма-териальным светом, проецируя форму на этот Ма-териальный свет. Далее, мои возлюбленные, когда Будда позволяет своему Существу стать пространством, Будда хранит видение того, как это пространство и все его содержимое - Ма-териальный свет, энергия в пространстве - должно быть возвышена, как часть восходящей спирали, которую мой брат Майтрея описал в своей книге.

Божья Матерь тогда позволяет своему Свету стать инструментом для того, чтобы самосознающие существа обыгрывали свою свободную волю и пожинали физические состояния, отображающие их ментальные образы. Таким образом, становится возможным, что внутри всего пространства Будды, некоторые части - как, например, сосредоточенные вокруг планеты Земля - могут отпасть от восходящей спирали всего пространства.

Происхождение времени

Понимаете ли, мои возлюбленные, всё материальное царство находится - и всегда находилось - в восходящей спирали, которая не может быть остановлена. Но в виду свободной воли, обитатели определенной планеты могут уплотнить свое сознание, уплотнить планету так, что она выпадает из восходящей спирали. На самом деле, это можно было бы описать, как расширение пространства, как представлено в концепции расширения того, что называется пространственно-временным континуумом. Но чего наука не понимает, так это того, что время не является функцией пространства. Время является функцией свободной воли. Потому что когда планета выпадает из места в пространстве, где она в идеале должна быть, то расстояние между этим непорочным понятием и текущей реальностью является тем, что создает время.

И это является, так сказать, космическими часами, которые начинают отсчитывать время. Потому что, пока вы обладаете свободной волей, как объяснил Майтрея, невозможно, чтобы для нее не было ограничений. Ибо вы не можете навсегда взять часть Существа Творца и заключить ее в несовершенную форму. Не можете также навсегда заключить других самоосознающих существ в несовершенную форму.

И поэтому счетчик времени начинает отсчитывать до тех пор, пока возможности жизнепотоков, которые послужили инструментами введения планеты в нисходящую спираль, не иссякнут. И потом они должны быть удалены с той планеты, чтобы другие жители - которые могли следовать за слепыми лидерами - получили возможность быть свободными от притяжения, чтобы они смогли сделать выбор начать восходить. Таким образом, возвращая планету на место, как говорится, ускоряя время, так что она догоняет и снова находит свое законное место в космическом танце. Таким образом, мои возлюбленные, время - такое, каким вы его знаете - перестает существовать для этой планеты. Ибо, поистине, мои возлюбленные, " Времени нет!"
http://sun2013.narod.ru/index/0-79

Аватар пользователя Vladimirphizik

Ядром традиционного мировоззрения монгольских народов является модель мира, основная структура которой проявляется во всем многообразии явлений и объектов окружающей среды. Несущим каркасом, как определили базовые положения об известном мире любого традиционного мировоззрения авторы монографии «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири», в культуре монгольских народов является человек. В спорном вопросе о том, что в соотношении мира (пространства) и Первочеловека (тела) является моделирующим, а что моделируемым В.Н. Топоров отдает пальму первенства человеку и его телу, аппелируя к увеличивающимся и вполне надежным данным, согласно которым человеческий организм (тело) и его функции во всем многообразии жизненного опыта образуют основу архаической классификации [Топоров, 1997, с. 473].

Свидетельства первенства человека и его тела в миропонимании монгольских народов многочисленны и разнообразны. Наиболее актуальным типом ориентации представляется антропоцентрический, который выступает системообразующим фактором в конструировании мифологической картины мира западных бурят, разделяя божественный пантеон на два полярных враждующих лагеря - правых белых западных и левых восточных черных небожителей, в пространственной структуре государственного устройства монголов, так называемой системе крыльев (левое крыло - центр - правое крыло). Эгоцентрический взгляд на мир определил устоявшуюся схему членения полимасштабного мира, согласно которой окружающее пространство делится на четыре сегмента: югу как передней стороне урда тала, противопоставлен задний север - ара (хойто) тала, правому западу баруун тала противоположен левый восток зуун тала.

Изоморфность человеческому телу обнаруживают ключевые объекты ландшафтов освоенного кочевниками пространства - горы и реки, в облике которых присутствуют «брови», «колени», «спина», «рот», «грудь» и это, служит свидетельством большой значимости в миропонимании монгольских народов эгоцентрического восприятия мира.

Одним из значимых результатов концептуального осмысления человеком окружающего пространства является отражение вертикального видения пространства в горизонтальной плоскости мира. Формированию таких представлений в мировоззрении человека в разнообразных природных зонах, способствовали контрастные элементы ландшафтов. В мировоззрении монгольских народов обнаруживается такой феномен, как проекция вертикальных слоев мироздания на земной поверхности, который реализуется в вариантах ККМ у разных этнических сообществ монгольского мира и характерен для полимасштабных пространств. В восприятии крупноразмерных пространств в представлениях насельников Центральной Азии и Южной Сибири, выражаемая на плоскости вертикальная структура мироздания реализуется в следующих схемах, которые нам удалось выявить: юг/верх -север/низ (общемонгольская МКМ); запад/верх - восток/низ (булагатская МКМ); восток/верх - запад/низ (эхиритская МКМ).

На локальном уровне вертикальный образ мироздания в мировосприятии монгольских народов воплощен в ключевом ориентире любой местности исследуемого региона - реке - "стержне" локальной «вселенной».

Отражение параметров пространства, как было выявлено, наиболее ярко представлено в вертикальной структуре костюмного комплекса. Значимость вертикального измерения впечатлений, полученных в ходе контактирования с окружающим миром, подтверждается его организующей ролью в порядке одевания и снятия одежды - мотив «роста» заданный в правиле одевания одежды. Отмечено противопоставление сакрального верха и хтонического низа в материалах, из которых изготавливаются элементы костюмного комплекса. Основная идея противопоставления верха и низа дублируется в символике декорирующих элементов одежды - украшениях. Традиционный костюмный комплекс монгольских народов является предметным воплощением таких архаичных мировоззренческих схем, как дуальность вертикальной структуры мироздания.

В пищевом комплексе примером реализации данного феномена восприятия пространства является основное блюдо монгольских народов -мясо: в ритуальных мясных блюдах монгольских народов, через наименования и статус именных частей туши транслируются ключевые схемы пространства -вертикальная и горизонтальная. В свою очередь пространственные понятия выступают маркерами социальной иерархии общества, семьи.

Выявлены основные черты топофильных и топофобных пространств в представлениях разных этнолокальных групп монголоязычного мира. Основные мысленные конструкты, формирующие образы притягательных (топофильных) пространств в мировоззрении монгольских народов представляют собой совокупность таких параметров как оптимальное ресурсообеспечение территорий, символические значения ландшафта, эстетические предпочтении. Символические значения, которыми наделен ландшафт, в свою очередь, формируются на основе богатого наследия мифов, поверий, обычаев, запретов.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/prostranstvo-v-traditsionnom-mirovozzre...

Аватар пользователя Vladimirphizik

В мировоззрении Майя, которое часто характеризуется как одержимость временем, не существует даже слова "время", равно как и понятий "пространство" и "материя". По этой причине космология Майя представляет собой уникальную модель, основанную на резонансе и матричном представлении, в отличие от текущей научной атомистической парадигмы, неразрывно связанной с пространством, временем и материей.

..........................................

Многие элементы космологической системы известны не очень хорошо, но можно сказать, что майя, подобно большинству ранних обществ, считали, что вселенная имеет три главные части: небо, землю и подземное царство. Небо у майя имело тринадцать уровней или слоев, где жили разные боги. Подземное царство, Шибалба? (Xibalb?), состояло из девяти уровней, которые были населены старыми богами смерти и гниения. Майя считали, что Шибалба была местом, куда попадались души большинства людей после смерти, и что божества ада мучили их там. Ицамна (Itzamna) и бог Солнца, находились в небе майя. Ночное небо часто представлялось окном, которое показывает все сверхъестественные явления. Майя соотносили созвездия с богами и видели в их сезонных движениях ответы на свои вопросы и рассказы и считали, что в ночном небе сливаются все уровни мира.

Также майя рассматривали Землю как плоскую и четырёхугольную, где каждый угол имел собственное цветное значение: восток был красный, север — белый, запад — чёрный, а юг — жёлтый[1]. В этот системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом. Земля поддерживалась четырьмя старыми богами — павахтунами (единственное число: Pawahtun), точнее четырьмя формами одного бога. Небо также поддерживалось четырьмя богами — бакабами (Bakab), а по другой версии — четырьмя деревьями разных видов и соответствующих цветов. В этой системе в центре росла сине-зелёная сейба (хлопковое дерево), так называемое «Древо мира»[убрать шаблон] или «Древо жизни». В космологии майя оно формировало своего рода ось мира, которая соединила центр Земли со всеми уровнями как неба, так и подземного царства. Майя часто сажали в центре поселений деревья сейба, которые символизировали эту связь. В некоторых поселениях найдены и другие деревья, которые соответствовали всем четырём направлениям.

Искусство классического периода также часто изображает Землю как спину огромного двуглавого аллигатора, который отдыхает в пруду, наполненном лилиями. Небо, в отличие от Земли, изображалось в виде двуглавой змеи, вероятно, из-за того, что слово «небо» (kaan или chan) было омонимичным слову «змея». В этом случае все звёзды изображались нарисованными на теле этой змеи.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF_%EC%E0%E9%FF