Выбор этической позиции: Ж.-П. Сартр – живи своей жизнью

Аватар пользователя Ivaman
Систематизация и связи
Этика

Обращаясь к философии экзистенциализма как одному из направлений философии 20-ого века, нужно учитывать, что она формировалась после исторических катастроф – Первой и Второй мировой войны. Философский посыл мыслителей демонстрировал, что человечество развивается не тем путем. Философы-экзистенциалисты пытались выяснить основания социального и антропологического кризиса в 20-ом веке. Эта проблема характерна и для 21-ого века в смысле выявления глобальных проблем человечества. Но кроме этого, остается и вопрос актуальным по отношению к субъекту, кто такой человек? Кто такой я сам по себе? По отношению к обществу? По отношению к природе? Каков смысл моей собственной жизни? Что мне делать, чтобы реализовать свою жизнь успешно?

Итак, Ж.-П. Сартр (1905-1980), французский философ, представитель философии экзистенциализма. Основным первоисточником нашего эссе будет статья Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»; и работа «Заметки об этике» и др. В своем произведении «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр формулирует основные положения своей философии. Это популярная статья, созданная им для ознакомления общественности с его взглядами. Поводом для написания этой статьи стали упреки в адрес экзистенциализма, Сартр выступил в защиту своей философии, изложив ее в доступном виде.

Сартр  полемизирует с философскими направлениями, с религией, с различными политическими доктринами, в частности, с коммунизмом; а, также, с современной ему философией, с философией Канта;  с христианскими доктринами, в частности с католицизмом и т.д.  Говорит о том, что философию экзистенциализма обвиняют в том, что она обращает внимание на человеческие недостатки, дурную сторону человеческой жизни.

Мысль Сартра движется вокруг человека. Человек, который выбирает себя, свой образ, несет ответственность за себя и за человека вообще. Свобода выбора и ответственность взаимосвязана. Свидетельством тому является чувство тревоги, возникающее в связи с этим. Сартр говорит о том, что каждый человек обязан задаваться вопросом – действительно ли его поведение является примером для всего человечества? Помимо ответственности за свои действия, тревога возникает в связи с ответственностью за других людей.

Для человека открыто неизвестное будущее. Сартр приводит в пример ситуацию юноши, который стоит перед выбором, как ему поступить – остаться со страдающей матерью или вступить в ряды Сопротивления отомстить за старшего брата. Это время Второй Мировой войны. Смысл по Сартру из этой ситуации вытекает следующий, что молодой человек может предпринять два различных типа действия – одно из них – конкретное и немедленное действие, обращенное только к одному человеку или же действия, которые направлены на сравнительно более широкое общественное целое, но имеющее большую неопределенность. Сартр говорит о двух типах морали в данной ситуации – одна более конкретная, другая более общая. Сартр говорит, что с точки зрения морали нельзя сделать выбор априори.

Далее, с точки зрения кантианской этики, что человек является целью, а не средством получается, если выбрать мать целью, то средством оказываются сражающиеся воины, в противоположном случае – получается тождественное, мать оказывается средством, если сражающиеся воины – цель. Сартр пытается разрешить данную ситуацию морального выбора с помощью руководствования инстинктами, или чувствами. Какое чувство окажется сильнее в данной ситуации? Юноше следует выбрать то чувство, которое сильнее его толкает. Опять возникает проблема того, что значимость чувства обнаруживается уже после совершенного поступка. С другой стороны подлинность чувства достаточно трудно определить. Сартр приходит к выводу, что он не может обратиться к чувствам в ситуации морального выбора. Он не дает окончательного ответа - как поступить, как выбирать, с помощью чего делать выбор. Он говорит, что заброшенность определяет наше бытие, т.е. можно сказать, что при выборе имеется большая доля неопределенности, случайности. Сартр ищет путь решения ситуации выбора в возможном, в совокупности возможностей, настолько насколько действие ее допускают. Если возможности перестают отвечать воле, то от них следует отказаться. Сартр говорит о том, что реальность формируется с помощью действия. Определяет человека как совокупность поступков. Сартр определяет мораль экзистенциализма как мораль действия и решимости. Он отталкивается от декартовского принципа cogito, говоря о том, что индивидуальная субъективность это как раз истина, из которой уже выводиться возможное, в противном случае истины не будет, по Сартру.

Далее, он описывает достоинство экзистенциализма в том, что он не рассматривает субъекта как объект, не объективирует его. Сартр оговаривается, что субъективность как истина открывает возможности существования других людей. Другой человек является необходимостью для собственного существования и самопознания. В этих условиях человек решает кто он. Сартр подчеркивает достоинство своей теории, что она в отличие от материализма не объективирует людей, не превращает их в предметы.

По  мнению французского философа, всех экзистенциалистов независимо от того религиозны, они или нет объединяет тезис: «Существование предшествует сущности». Философский смысл этого суждения состоит в том, что бытие уже есть еще до того как его определяют на понятийном уровне. Человек изначально ничего из себя не может представлять, в том смысле, что заранее не задан самому себе. Сартр не соглашается  в этом смысле с христианской доктриной, которая провозглашает, что человек создан по образу и подобию Божьему, так как в этом случае философски следует, что сущность предшествует существованию, то есть что прообраз человека задан заранее, или априорно, если философским языком говорить.

Французский философ ставит в связи с этим проблему выбора. По Сартру, не существует каких-то заранее установленных моральных норм. Человек изобретает, поступает в каждом конкретном случае уникально. Моральный выбор он сравнивает с созданием произведения искусства.

Тем не менее, у Сартра этика не сводится полностью к эстетики. Дело в том, что наш француз не рассматривает до конца человека как цель заранее. Выбор действия, как поступить должен рассматриваться при наличии конкретных жизненных условий. В этом смысле действие, относительно морального его содержания является изобретением. Общее между искусством и моралью  - это творчество. Только в таком случае реализуется подлинная свобода. Сартр обосновывает свою позицию тем, что действия людей заключают в себя как цель – поиски свободы. В этом состоит критерий поступка, его истина.

Тем не менее, Сартр говорит о том, что субъективность человека формируется не исключительно только из самого субъекта, предполагается наличие другого субъекта, перед лицом которого формируется субъективность человека.

Свобода — это неотъемлемая сущность человека. Каждый человек свободен уже только потому, что он человек, существо, наделённое сознанием.

В философском понимании свободы сознание, по мнению Сартра, не знает внешней мотивации. Свобода в этом смысле — это, прежде всего,  осуществление своего «проекта», своей единственной судьбы, собственной жизни. Осознание своей уникальности есть, по Сартру, основной смысловой и конструирующий момент человеческой реальности как таковой. Реализация, именно, своей собственной жизни происходит в ситуации, где происходит взаимодействие , с одной стороны, данности (материальный мир, социальное положение человека, его окружение, прошлых событий его жизни), а с другой — сам человек, его проект, субъективность. Какой бы ни была ситуация, задача у человека всегда одна: не позволить, чтобы данность, объективность брала верх и определяла выбор. И свобода возможна в любой ситуации, поскольку свобода — это выбор себя. Но выбирает он себя «перед лицом ничто», как это вещает наш француз. И хотя Сартр, провозглашая сущностью человеческого бытия как ничто, не считает, что это «ничто» есть абсолютная пустота, основным переживанием человеком смысла собственного бытия, его наиболее сокровенный экзистенциальный опыт - это опыт ничто или, что в данном случае одно и то же, опыт свободы. В этом отношении французский философ полагает, что ничто можно пережить.

Цель для человека может быть средством средства. Цель может служить необходимым средством, так в «Заметках по этике» Сартр приводит следующий пример: «Так старший сын в патриархальной семье порождается в качестве необходимого средства для продолжения этой семьи. Но явившись в мир, сам он приобретает как раз ту цель, которая породила его самого. Таким образом, он сам порождает себя, или, если хотите, он чувствует себя необходимым. И в отличие от объекта, он не следует своему существованию в пассивном постоянстве, но, напротив, должен сам продолжать себя в существовании (на практике – посредством гигиены, заботы о себе, предусмотрительности, правильного питания; все это постигается в переживании, то есть сознании, которое само себя мотивирует), то есть он постоянно выступает как «долг быть» для самого себя»[1].

Нужно отметить, что  Сартра критикуют за его отсутствие связи её с культурной традицией и социальных связей; отсутствие в ней — абсолютных ценностей. Но с этим можно поспорить, Сартр учитывает, что человек субъект исторический, но акцентирование своей жизни приходится на настоящие моменты жизни. Общие цели, именно, цели, а не сами люди - у Сартра индивидуализируются до человека как родового существа.

На наш взгляд, с другой стороны,  с позицией Сартра можно спорить, так как формирование смысла человеческой жизни происходит в результате личной истории, а, именно, благодаря традиции -  социализации и инкультурации, то есть много зависит от полученного воспитания и образования, которое помогает человеку формировать собственное поле ценностей. Благодаря сформированным ценностям, полученному опыту, человек, обучившись и будучи воспитанным до некоторого предела,  он планирует свою жизнь и осуществляет конкретные дела.

Также можно сказать о том, что если человек получает религиозное воспитание, то у него может сформироваться подлинная вера в Бога. Речь идет о том, что религиозные мотивы достаточно сильны и в современной жизни. В этом смысле и проблема, Сартра легко понять, когда, допустим, крестят младенцев, а потом на жизненном пути другие их начинают, к примеру, считать православными людьми на основе какого-то формального субъективного отношения. Но бывают случаи, когда, к примеру, человек по своей воле обращается в веру, после долгих трудных жизненных событий. Также, на наш взгляд, к примеру, вот еще механизм морального раскаяния у Сартра не очень раскрыт. Это относится к важной для нас проблеме уже прожитой части жизни, то есть прошлого времени, личного времени. Вот как быть, в его философствовании, к примеру, с «ошибками молодости», может быть человек, если их не осознает, то и будущее у него ненастоящее – как отпущенное ему личной историей жизни.

Сформированы две позиции в отношении свободы и нравственности, которые опосредованы отношением воли между ними. Есть классическая точки зрения, где свобода сопряжена с разумом, и неклассическая точка зрения, где свобода и нравственность не столь тесно опосредованы законами разума, а примешивается в эти отношения воображение.

На наш взгляд, интересно посмотреть, где субъект получает большую самоидентификацию в классической интерпретации свободы или неклассической? Экзистенциализм Сартра занимает промежуточную позицию, так как мгновенный разум – разум как  умственное действие – это важно для Сартра, а воображение формирует возможности для будущего.

Таким образом, ответственность в экзистенциализме Сартра – как жизненный феномен понимается, в первую очередь, как ответственность за собственную жизнь, где акцент на настоящее и будущее время собственной жизни, но с учетом возможности существования других, хоть они могут и мешать реализации желания действия, но, тем не менее, они необходимы, так как без них нет и тебя самого. Но, что  для современности является сейчас актуальным, то для будущего времени,  к примеру, -  на время его собственной жизни Сартр полагал, что - это идея социализма, -  будет уже только потенциальной в будущем, так как условия существования и сами субъекты динамичны, или, лучше сказать, диалектичны.

 

 

[1] Сартр Ж.-П. Заметки по этике// Этическая мысль, 2009. – С.168 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-po-etike (Дата обращения: 10.12.2018). - С. 168-176.

Комментарии

Аватар пользователя Алла

Прочел Ваше.
И ничего нового для себя не извлек.

условия существования и сами субъекты динамичны, или, лучше сказать, диалектичны.

Всякий человек движим прежде всего Инстинктом Самосохранения, который амбивалентен по своей Природе, - инстинктом самосохранения самого себя (И.С.И) и инстинктом самосохранения вида (И.С.В.), антагонизм которых очевиден. - Отсюда и диалектика и муки выбора.
И к тому же, муки выбора между матерью и войной - есть химера, - это то же самое, что и осел Буридана.

Аватар пользователя Ivaman

Здравствуйте. Это хорошо) значит, новое еще в будущем - возможно, или в прошлом), имхо

Аватар пользователя Алла

Ivaman, 16 Декабрь, 2018 - 10:22, ссылка

 значит, новое еще в будущем

И не налейтесь.
В этом ключе всё, что можно было извлечь из нашего бытия, уже извлечено в прошлом.

Аватар пользователя Ivaman

Вы про себя?