Artist statement.

Аватар пользователя Andrei Khanov
Систематизация и связи
Эстетика
Artist statement. Abstract.

Совсем кратко:

Я вернул смысл утраченный картиной, нарисовав тусовку вокруг картины - картиной.

Подробнее:

1. Своими рисунками - я лишь выражаю посещающие меня озарения:

  • ощущения себя живым
  • и понимания своей разумности.

Я не противопоставляю психоделический опыт ощущений и рациональное познание имен чувств жизни и просто практикую их одновременно, как не зависимые - друг от друга - оси координат мышления. Создавая концептуальное пространство между ими.

2. Мною, как и всеми людьми - движет мечта о таком единстве всех пределов мышления. Она и есть энергия жизни. Моя цель - жизненная энергия. Без неё не выжить.

3. Я не скрываю, что мои работы - Евангелие от компьютера - древний Миф о разумности человека, пересказанный современным языком, а сама моя практика - проповедь примером собственной судьбы.

4. Можно лишь возродить утраченное единство повторно, каждый раз - новом аспекте, актуальном именно для этого времени.

Кратко:

Я исправил ошибку постживописной абстракции: смысловое пространство абстрактной картины покинуло плоскость холста и растворилось в пространстве социальных игр вокруг картины. Что привело к отказу и от картины и от автора, к рынку контемпрорари. Я вернул смысл утраченный картиной, нарисовав тусовку вокруг картины - картиной.

Подробнее:

Сначала я предъявлял публике поток абстракций своих ощущений, компенсируя неизбежно возникающие - у неё - смысловые галлюцинации объёмом этого потока - жизнь сама раскладывала всё по своим местам, соединяла осколки разума концептом.

Затем, я изменил сам метод, отказался от ассистирования социальности и картиной стал - спонтанный жест, взмах кисти, а множество таких картин-жестов - слились в потоки цвета, выталкивающие из себя ритм, как образ утраченного единства, пока различия не стёрлись окончательно.

Затем, я стал составлять такие картины в таблицы. Это тоже - картины, но они проявили уже другое - ритм ритма времени, как пространство мифа.

Затем я свёл промежутки между своими работами к нулю, получилась подлинная картина ритма времени - множество картин, как, само собой, возникающее единство его осколков - кадров.

Сначала я сделал эту сферу интерактивной, она менялась от потоков эмпатии между людьми в социальных сетях, отражала их волнами на поверхности сферы. Затем, нарисованных сфер стало столь много, что они слились - как кадры в кино - в новое многомерное статичное пространство, видимое ограниченным зрением человека - как-бы выворачивающимся на изнанку. Что и есть образ нашей вселенной. Она - только кадр, фрагмент другой, невидимой человеком, подлинной вселенной, как единства всех таких осколков.

Тогда я снова изменил метод и стал проявлять ритм собственных воспоминаний о жизни, о прежней художественной практике, коллажируя фото своих прежних работ разных периодов, сохранившиеся в интернете и случайно попадающихся мне на глаза, исследовал вариации таких коллажей одного и того-же и составляя их, как фрагменты - в сферические матрицы, наблюдая волны на поверхности вечного океана разума, называемые нами по ошибке - жизнью.

Невозможно поселиться на берегу самого обычного океана и ночами напролёт курить траву и просто смотреть, как его волны искажают свет звёзд в небе, вычерчивая причудливые узоры отражений. Но, можно увидеть этот океан жизни внутри себя самого и тогда люди с их попытками понимать или не понимать себя - будут и этими волнами и искажениями дорожками от звёзд на воде и самими этими звёздами.

Artist statement. More details.

1) Что я рисую?

Честно говоря, я не рисую ничего определённого, никогда не знаю точно, что получится и получится, ли что-нибудь?

Но, получается, хотя мне это и безразлично, то есть такими своими рисунками - я лишь выражаю посещающие меня озарения, о которых упрощенно (то есть конкретно) можно сказать - "рисую" (в кавычках) - свои озарения единством двух аспектов собственного мышления::

  • ощущения себя живым
  • и понимания своей разумности.

По отдельности, это единство достоверно не высказать словами и не нарисовать убедительно. Но, не смотря на этот очевидный факт, люди его высказывают и рисуют, провоцируя - друг у друга - как смысловые галлюцинации, которые называют наукой и философией, как и откровенные фантазии, которые чувствуют искусством, социальной структурой общества, всё точно как в концепции клипового (разделённого на отдельные кадры) мышления самого обычного современного человека или как в моральном постмодернизме 1980-х. Ничего нового, всё так и есть. Всё на своих местах. Ответа на вопрос что есть его разум - у человека нет, но воображает такой ответ и считает самой своей жизнью.

На самом деле - это лишь сон наяву. Разбуди такого современника и он лишь раздражённо проворчит, какого черта его будят в такую рань? Разбудите его в будущем, когде все проблемы современности будут решены. Кем? Кем-то, кто захочет быть крайним и это точно не он. Пробуждение может быть только осознанным, но такая осознанность и есть пробуждение. Логично, что природа всегда оставляет часового. На всякий случай. Иначе пробуждение человека от своей животной природы было бы просто невозможным. А утверждать это мы точно не можем. Что-то в нас есть...

Я не противопоставляю психоделический опыт ощущений и рациональное познание имен чувств жизни и просто практикую их одновременно, как не зависимые - друг от друга - оси координат мышления. Создавая концептуальное пространство между ими.

Безусловно, это - духовная практика, основанная на изменении сознания, как достижении его особого состояния:

  • одновременной ясности мысли и
  • внутреннего видения жизни такой, какая она есть.

Это даёт мне жизненные силы, то есть - одухотворяет мою житейскую обыденность, иначе - всё бессмысленно.

Но, одновременно - материализует в ней иное, подлинное Бытие, в котором нет различия материального и духовного. Я вижу в этом обретении единства всех частей своего разума - цель жизни любого человека, но не всеми одинаково достижимую.

Совмещая оба метода я строю их концепт, как квадрат, обладающей высотой ощущения и шириной понимания. Это другой, искусственный объект (объект искусства), он вне опыта и вне познания. Сами опыт и познание - лишь его тени.

Я рисую концептуальную метафору или особый знак, скрытого глубоко в душе каждого человека, иного объекта - нашей подлинной жизни, обычно - лишь смутно чувствуемой или только созерцаемой, без шанса сказать о ней что-то определённое. Для самого этого объекта - нет разделения на оси координат и противоположности. Разделяет его человек, по причине слабости ума или недостатка жизненной силы, что - на мой взгляд - одно и то-же.

2. Что это для меня значит?

Если недостаток жизненной силы имеет только одну причину - её же недостаток, то и её достаток имеет причиной только достаток её. Человек сам решает, верить ли ему в то, что нельзя объять необъятное, и тогда оно, в его мышлении дробиться на части и неравномерно распределяется судьбой между всеми людьми. Но, если верить, что мгновенное схватывание целого - возможно (не одной лишь сути, как сути целого, она лишь его часть, а всего целого) и тогда "осколки льда" - сами собой -складываются в слово "вечность". Вера - во что угодно -материализуется, как и неверие.

Обычно, человек довольствуется выпавшим ему осколком опыта или познания жизни. Просто не знает, что возможно большее. Всю жизнь прикладывает себя как осколок к другим подобным осколкам. Увы, совпадения крайне редки. Потому, что - вне четкого концептуального представления (мифологической картины мира, точного чертежа всех этих осколков) - добиться хоть какого-нибудь результата их сложения а паззл - сложно. Тем не менее, утраченная человеком жизненная сила - как-то чувствуется им и ощущается. Пусть и смутно. Другими словами - Мечта о таком единстве всех пределов мышления, как мечта об обретении жизненной силы - манит каждого. Она и есть энергия жизни. Моя цель - жизненная энергия. Моя цель - жизненная энергия. Без неё не выжить.

3. Чего я этим добиваюсь?

Я же - просто использую свой шанс указать - своим творчеством - на это единство всех осколков, как не недостижимое, для большинства людей, - указание на природу указания мышлением на природу разума, что просто есть знак изначальной полноты жизни. Это не сама полнота, я тоже лишь человек, а не Бог, я лишь рисую указатель на неё, чудесным образом - равный ей самой. Это перестаёт казаться парадоксом, если принять, что разум человека и есть решение этого противоречия. В нас изначально заложена способность решения нравственной дилеммы концептом противоположностей - возможностью выхода из матрицы раздробленности Разума на осколки - в новое пространство концептуальных представлений, в Миф.

Я не называю это церковной верой только потому, что церковная вера - буквальная форма идеи такого иного Бытия. Его икона. Когда для человека доступны и его символическая форма и метафорическая. Все люди разные, "зло" раннего античного предмодерна, средневекового модерна, постмодерна современника и возможного, но не неизбежного мета-модерна будущего - есть диктат количественного усреднения типов мышления, признание менее редких мировоззрений - недостойными, деструктивными, вредными и требование - активистов усреднения общества в сословия - к такому человеку - измениться, соответственно общепринятой в тусовке усреднённой норме (её ещё называют "театральностью жизни") или умереть. Но, с его смертью исчезает и потенциально возможно единство всех осколков. Кому жить? - решает жизнь а не смерть. Смерть лишь решает кому не жить здесь. Зло же - в утверждении раздробленности мышления человека, как его бытия.

Такая дискриминация приносит страдания не только отвергнутому обществом человеку, но и самому обществу, это его, незаметный ему самому, суицид и, при этом - ровным счётом - ничего не решается, общество лишь отбрасывается обратно в животно царство, в стадо, стаю, группу, пусть и в современном компьютерно-технологическом его варианте - матрице. Как правило, такое "зло" творится от невежества, от отсутствия в мышлении символического, от неспособности видеть красоту общей картины взаимодействия всех модусов мышления. Это имеет причину - забвение древнего мифа о разумности человека, который только и выделил нас из животного царства. Это происходит от подмены естественной гармонии осколков разума человека - приматом социальных ролей. То есть, преследует определённую скрываемую кем-то одним, от всех остальных - свою собственную - социальную цель, даже не важно какую именно, любую, одну из множества равноценных, не все сразу.

Я не скрываю, что мои работы - Евангелие от компьютера - древний Миф о разумности человека, пересказанный современным языком, а сама моя практика - проповедь примером собственной судьбы. Ещё в начале 1990-х это заметил государственный музей истории религии и многие академические исследователи религии. Я лишь рисую знак утраченной человеком полноты его жизни. Это не сама полнота, я тоже лишь человек, а не Бог, но - указатель на неё. Всё, что в моих силах - добиться единства моего знака единства - ему самому. Мета-рекурсия. Это во власти человека.

Без чёткой метафоры объекта в душе каждого - у него нет ни Бытия-формы, ни Сути-смысла. Миф, духовное открытие или утраченный секрет жизненной силы прост: такой знак - и есть единство объекта в душе и его смыслоформы. На знак объекта и сам объект его разделят человек, утративший единство своего разума. Это исправимо. Миф не только предаётся забвению, но и всё время возрождается. И то и другое - естественно и наличие этого парадокса и есть единственная причина нашего разума и цель всех наших жизней, как способа решения кажущегося противоречия. Как тест на разумность.

Поясню подробнее. Социальная жизнь, я её связываю с культурой, видится мне неизбежным разрушением концепта, тиражированием копий с копий с его утраченного оригинала. Наступает момент, когда от оригинала не остаётся ничего. Человек всегда компенсирует эту утрату совершенного знака - несовершенным знаком - смысловой галлюцинацией единства всех осколков мышления - простой и понятной, но поверхностной метафорой которого выступает социальная структура общества. Все эти университеты, музеи, арт-ярмарки, академии, профсоюзы, мега-моллы, социальные сети, гос-услуги и парламенты.

Социальность, как явно надуманный априорный знак - подделка поверхностным признаком - подменяет естественный совершенный знак единства, единственно верное значение которого - чёткое указание - самим этим совершенным знаком - на объект (единство) - в душе каждого. Человек культуры или социальный человек - только воображает или только понимает концепт противоположностей, что и является его осколком. Я же - своим творчеством - просто и ненамерено - складываю осколки собственных воспоминаний в новое единство, как они сложатся, так и сложатся, это проявляет их ритм, как утерянный знак. Это не само утраченное человеком культуры единство, но его метафора, мой собственный знак, как указатель на него самого. Знак знака указывает на неделимость души.

4. Почему именно такие методы, такая техника, такие материалы позволили мне добиться поставленной цели творчества.

Сейчас мне сложно вспомнить с чего всё это у меня началось. Воспоминания всегда искажены, раздробленны и соединены галлюцинацией нового смысла. В самих событиях прошлого такого смысла могло не быть или наоборот, он был другим. Можно лишь возродить утраченное единство повторно, каждый раз - новом аспекте, актуальном именно для этого времени. Время, как пережитые годы, дни, часы, минуты, мгновения - в воспоминаниях - распадается на формы и смыслы. Такие воспоминания, как осколки жизни, различные темпы времени - соединяются обратно в целое - ритмом этой переменчивости, растворенной в череде событий житейской обыденности. Этот ритм возможно увидеть осознанным внутренним зрением.

Я связываю своё видение ритма с природной синестизией, спутаностью каналов восприятия, видеть ритм времени - это оксюморон, ритм - слышится, время же - вообще - для человека - неумолимая сила. Единство темпа и ритма времени - утраченный миф о счастье человека. Его можно только возродить, как картину мира - рай в душе - или предать забвению, рассыпав её на осколки - социальные роли, которые мы все исполняем. Как бы это ни было на самом деле - каждый видит это в своей душе, просто нет знака, что-бы указать им на такую общечеловеческую солидарность, которая выше различий точек зрения на жизнь - осколков подлинной жизни. Этот знак я и рисую. Единство вопросов, как указаний на кажущиеся нам противоречия в словах собеседника и наших ответов, как аргументов отсутствия таких противоречий, тоже - лишь кажущихся.

Духовное открытие единства темпа и ритма - одно для любого времени, но путей к нему - множество, каждый собирает свой паззл жизненной силы из доступных ему фрагментов. Пол-века тому назад, для меня была очевидной ошибка постживописной абстракции.

Смысловое пространство абстрактной картины покинуло плоскость холста и растворилось в пространстве социальных игр вокруг картины. Что привело к отказу от картины, от автора - к рынку контемпрорари. Занятие живописью подменил литературный перформанс.

И мне было интересно найти эту ошибку в своём собственном творчестве, исправить и внести изменения в план живописной композиции. Организовать сбежавшую из картины тусовку - обратно в композицию. Устроить перформанс наоборот. Запрячь сбежавших бесов обратно в колесницу. Приковать их цепями к вёслам галеры искусства.

Я исправил ошибку постживописной абстракции и вернул смысл утраченный картиной, нарисовав тусовку вокруг картины - картиной.

Рай не нарисовать и не домыслить, можно нарисовать лишь свои ощущения такого рая в собственной душе, равные домыслам о нём, такой рай предшествует его рисунку, можно лишь указать на единство ощущений его в своей душе и пониманий их причин - знаком.

Но, со временем, в процессе жизни, знак стирается и смысловое пространство абстрактной картины рая - отделяется от пространства холста, растворяясь в пространстве социальных отношений вокруг картины, в социальной тусовке. Подменяется фанфиком. Галлюцинация смысла картины рая - у тусовки подменила утерянный чёткий знак рая в душе.

В этом нет ничего удивительного. Люди - галлюцинирующие сапиенсы, обезьяны, пленённые врождённой стадностью - социальными отношениями, но у которых есть мечта о возвращении в рай утерянной разумности. Это правда о нас, скрывать её не за чем. Человек видит это и понимает, если указать на этого знаком этого - картиной.

Ни один текст не серьёзен, особенно если он письменный и если он о чем-то действительно важном для его автора - так я переинтерпретировал слова Платона. Ни один рисунок ощущений рая - нам - не отличить от его социальной подделки. Информация может быть либо о чем-то действительно важном, либо - подменой такой важной информации - комфортом её потребления. Последнее - и есть то самое "клиповое мышление" или "дигимодерн". Не следует забывать, что "Изм" - здесь - протест против этого. Как "дигимодернизм", сокращение "дигитальный постмодернизм" или как "мета-модернизм" - есть протест интеллектуала против такого упрощения культурой духовного открытия прошлого. Против усреднения - модерна.

Так вот, насколько я помню, меня тогда, в начале 1980-х - занимала ошибка нарисованного рая. Каждая абстрактная картина - легко подменяется неправдой о его ощущениях, но неправда есть лишь неискренность, интерпретация такой картины критиком или зрителем - была наделением её кажущимися им смыслами, скрывающими социальные цели самого критика и зрителя. Как художнику взломать это шифр неизбежных искажений его картины-знака? Совместив тысячи искренних абстрактных картин, увидеть объединяющий их ритм.

Сначала я просто предъявлял публике поток абстракций своих ощущений, компенсируя неизбежно возникающие - у неё - смысловые галлюцинации объёмом этого потока. Если информации слишком много, она не усваивается, а все нарастающая задержка приводит к хаосу смыслов, ритм которого - как знак чего-то большего - сам собой - становится очевиден. Это калейдоскоп смыслов, журналист увидит одно, коллега-художник - другое, куратор музеев из пятого, идеологического отдела КГБ - третье, а именно - угрозу системе музейной коррупции, которую тот оберегает от излишне, на его взгляд, самодостаточных художников, зрители - четвёртое и так далее. Вне привязанности к одной их таких точек зрения - жизнь сама разложит всё по своим местам, соединив такие, казалось бы - несоединимые точки зрения концептом.

Всё, что требовалось от меня - решиться на такой провокационный перформанс. И я решился. Если картина - действительно знак жизни, жизнь сама найдёт способ указать на себя этим знаком. Смысловые галлюцинации публики сольются в непротиворечивое единство. При этом, каждый отдельный смысл, может как угрожать твоей социальной или биологической жизни, так организовывать её. Русская рулетка, как повезёт. Метод прост - отказаться от самооценки своей практики и что будет, то и хорошо. Вытерпи всё и наступит хорошо. Так и произошло. Причём много раз. Сейчас я понимаю, что просто не поверил, что всё так просто и потому - маниакально применял этот метод до тех пор, пока мне не выпал джекпот русской рулетки в виде клинической смерти. И соответствующий ему непосредственный опыт ощущений пространства иного.

Я вижу жизнь - шифром, это бесконечные цепочки да и нет, как символы двоичного кода, постепенно раскрывающие мне самому невидимый текст моей жизни. Сценарий, то есть смысл - всегда один.

1. Картины выставленные на первом попавшемся заборе.

2. Разгром этой выставки КГБ.

3. Признание коллегами художниками и галеристами.

4. Мой жёсткий стёб над коллегами и галеристами - находящимися в плену своих социальных ролей.

5. Поджоги, разгромы моей мастерской коллегами, отказ галерей в сотрудничестве.

6. Выставки моих работ в музеях.

Затем, попытался всё изменить, поступить наоборот. Результат был тот-же:

1. Вместо стёба - полное доверие коллегам. Кураторство, субсидии, помощь коллегам в карьере, а не себе и...

2. Ненависть коллег за это, обвинение в злом умысле.

3. Самоизоляция от коллег, "ну и идите вы все, живите своей жизнью" - путешествие куда глаза глядят.

4. Снова выставки в музеях.

5. Моё публичное заявление о недопустимости музейной коррупции в художественных музеях.

6. Шок музейщиков - бойкот художников.

7. Изъятие мною своих картин из коллекций музеев - жизнь в чуме, сшитом из этих картин - в глухой сибирской тайге.

8. Протест местного населения.

9. Отказ уезжать.

10. Поджог чума зимой неизвестными - клиническая смерть.

11. Чудесное воскрешение.

12. Популярность и признание.

Три-пять лет настойчивости в ненамеренности достижения результата и результат всегда один.

Затем, я изменил сам метод, отказался от ассистирования социальности и картиной стал - спонтанный жест, взмах кисти, множество таких картин-жестов - слились в потоки цвета, выталкивающие из себя ритм, как образ утраченного единства. Этапов стало меньше, все они - цепочки "да" и "нет", пока различия между ними не стёрлись окончательно.

Затем, я стал составлять такие картины в таблицы. Это тоже - картины, но уже - ритм ритма времени, как пространство мифа. Вначале такой мета-ритм проявляли пустоты между картинами, однажды удалось поместить свои картины в промежутки между произведениями старинной живописи всех времён и конфессий, но одновременно и живопись всех прошлых веков заполнила пространство между моими работами.

Затем я свёл промежутки между своими работами к нулю, свел к нулю возможность кому-то вклиниться между ними своими надуманными смыслами, получилась подлинная картина ритма времени - множество картин, как, само собой, возникающее единство его осколков - кадров. Составлял картины в таблицы до тех пор пока мне не стал очевиден выталкиваемый ими из себя образ аристотелевой сферы неподвижных звёзд, окружающей планету и вызывающей одновременно, как смысловые галлюцинации внизу, так и ритмические волны таких галлюцинаций вверху, это была мета-рекурсия Соляриса.

Сначала я сделал эту сферу интерактивной, она менялась от потоков эмпатии между людьми в социальных сетях, отражала их волнами на поверхности сферы. Затем, нарисованных сфер стало столь много, что они слились - как кадры в кино - в новое многомерное статичное пространство, видимое ограниченным зрением человека - как-бы выворачивающимся на изнанку. Что и есть образ нашей вселенной. Она только кадр, фрагмент другой, невидимой человеком, подлинной вселенной, как единства всех таких осколков.

Тогда я снова изменил метод и стал проявлять ритм собственных воспоминаний о жизни, о прежней художественной практике, коллажируя фото своих прежних работ разных периодов, сохранившиеся в интернете и случайно попадающихся мне на глаза, исследовал вариации таких коллажей одного и того-же и составляя их, как фрагменты - в таблицы-сферы или матрицы, наблюдая волны на поверхности вечного океана разума, называемые нами по ошибке - жизнью.

Невозможно поселиться на берегу самого обычного океана и ночами напролёт курить траву и просто смотреть, как его волны искажают свет звёзд в небе, вычерчивая причудливые узоры отражений. Но, можно увидеть этот океан жизни внутри себя самого и тогда люди с их попытками понимать или не понимать себя - будут и этими волнами и искажениями дорожками от звёзд на воде и самими этими звёздами.

Кто-то подойдёт, к тебе, созерцающему жизнь - такой какая она есть - внутри собственного разума - и скажет, что он понял, что ты видишь?

А зачем он это говорит? Эта его болтливость происходит лишь от отсутствия единства ощущения и понимания, просто по глупости.

Так, что же ему ответить? Да что угодно, он не поймёт ни слова. Можно произнести тысячи страниц слов или промолчать, лишь указав ему на этот океан в его собственной душе. Как ткнуть пальцем в Луну.

Да, конечно, Луна и палец, указывающий на Луну - не одно и то-же, но при этом есть и Луна и палец и палец, указывающий на Луну и Лун, указывающая на палец и все вместе это - лишь указывает на непостижимое единство всего этого, существующего только в момент самого указания, то есть - здесь и сейчас.

Завтра это пройдёт и останется только смутное воспоминание о пережитом видении жизни такой какая она есть.

Но, стоит построить концепт опыта и познания, это как произнести магическое заклинание и всё немедленно вернётся. Потому, что ничего, кроме этого объекта в душе - просто нет, всё остальное - лишь его тени или отражения в его же метафорах, которые и есть он сам.

Ниже - высказывания разных людей, которые сочли, что этот мой текст - просто не поймут и потому - с целью помочь мне высказаться яснее - пересказали этот мой текст своими своими словами, как сами его поняли, приписав свой перевод мне, а я - как дурак или лентяй или что-бы отделаться от чужого мнения, как от назойливой мухи - просто не возражал. Но, не забыл указать автора перевода. Это реплики актёра, прочтенные ему суфлёром, подсказывающим слова актёру, взамен не понятных зрителям спектакля и потому поправляющему его. Полная шизня, отражение отражения отражения отражения, оригинала не найти, что и есть культура. Но и такая шизня - то-же метафора жизни. Почему нет?

Думайте что хотите. Галлюцинируйте как хотите. Это ваш разум и ваша жизнь, как поиск их единства. Невозможно прожить жизнь за другого человека, невозможно раскрыть - ему самому - за него самого - секрет его разума.

Можно лишь наблюдать за общей картиной всех таких иллюзий жизни. Которая и есть сама жизнь. Всё это я уже видел, и в момент переживания клинической смерти, и в том, что мне показали картины. Теперь я точно знаю, что вселенная гораздо больше реальности, а жизнь - вечна. Я просто подожду, когда за мной придут на берегу этого мыслящего океана. Моя миссия здесь выполнена. Возможно, будут новые миссии. Новые океаны воспоминаний на которые тоже стоит посмотреть.