Значение избавления от искусственной оценки в контексте свободы

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Если свобода - это гармония между системой ценностей человека и факторами его жизни, значит для достижения стабильной свободы нужно найти пути достижения этой гармонии.

1. Чисто теоретический вариант. Иметь абсолютно устойчивую систему ценностей, и подрабатывать под неё все факторы. Но в данном случае свобода может быть только теоретической, так как справляться со всеми факторами невозможно.

2. Если изменять систему ценностей ради каждого фактора, можно достигнуть гармонии, но если в системе ценностей есть такой пункт, как "быть гордым", то гармонии быть не может. Ведь невозможно подчиняться всем факторам, сохраняя при этом гордость.

3. Недавно я продумывал такой вариант, как отсутствие системы ценностей. Пытался его применить. Но как бы я не старался, мне становилось понятно, что порой система ценностей открывает самую неожиданную свою грань, которая бьёт самые сокровенные чувства человека. И порой появляется, сомнение, дискомфорт. Человек может только вообразить, что "ему ничего не надо, ему ничего не жаль", но будет ли приносить такая свобода счастье? Так я понял, что некоторые ситуации вызывают вполне естественные чувства: страх, стыд, стесненье и проч. Если перебороть эти чувства невозможно, то нужно их принять до такой степени, чтобы они вызывали гордость своей откровенностью! Но если быть откровенным даже в самых "стыдливых" чувствах так приятно, почему люди не особо-то откровенничают. И тут-то мне показалось, что возможно меня тяготеет не чувство стыда, а осознание в себе этого чувства и негативное отношение к нему. Например, что может тяготеть над бомжом - плохая жизнь, или отношение к ней? Допустим ему нравится есть из одной миски с собаками, нравится ему это всем...кроме одного, кроме предрассудков, которые говорят "как же так можно?" Тогда я пришёл к понятию искусственной оценки (самооценки), а позже отождествил её с предрассудками. Обратите внимание на это слово - "предрассудок", "впереди рассудка".Рассудок говорит бомжу: ты имеешь на это право, если тебе нравится так жить, никто не запретит тебе, но есть что-то впереди этих суждений. Это искусственная самооценка, которая начинает оценивать и ставить под сомнение ум и чувства человека.

Итак, жить без системы ценностей невозможно. Но можно по-разному к ней относиться. Во втором пункте мы уже рассмотрели вариант, при котором грани системы ценностей противоречат друг другу. Избавление от искусственной самооценки открывает перед нами новую возможность: когда одна грань системы ценностей допускает наличие в ней любой другой грани.

Жить без системы ценностей невозможно. Например, у каждого есть такая ценность, как жизнь. Сверх этой ценности есть отношение к ней: "я стыжусь такой ценности как жизнь, потому что мудрецы говорят, что нужно жить, и хотеть умереть". Но это ещё не предрассудок! Предрассудок предположительно стоит ещё выше. То есть, презирать в себе любовь к жизни - это одно дело. Но ведь никому не приходит в голову,что к этому суждению можно относиться положительно: я презираю в себе любовь к жизни, и горжусь этим. Впрочем, и это предрассудок. Избавление же от него ведёт примерно к следующему: я презираю в себе любовь к жизни, потому что так хотят мои чувства, а они имеют на это право.

В результате избавления от искусственной самооценки, все акты и отношение к ним (!) приобретают обычный, беспредрассудочный характер. Это позволяет системе ценностей оставаться удовлетворённой, не принимая при этом "неправильные факторы", потому что "неправильных факторов" теперь просто не существует.

Всё сказанное выше не претендует на звание истины.