Новое в теории марксизма: ускорение истории как основа симметрии, мимолетности…

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Социальная философия

 

  1. Новые идеи Б.Ф. Поршнева

2) Ускорение темпа истории – первая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса.

3) Возрастание роли народных масс – вторая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса

4) Схема и смысл ускорение темпа истории

5) Три следствия закона ускорения и современность

Ключевые слова

Ускорение, акселерация, периодизация, инстинктивный труд, новшества, экспоненциальная кривая, причина ускорения, орудия труда, классы стран, классовое отношение 20/80

Содержание общей темы: Новое в теории марксизма

  1. Введение в тему «Новое в теории марксизма   http://philosophystorm.org/vvedenie-v-temu-novoe-v-teorii-marksizma

2.Новое в теории марксизма: симметрия истории и современность http://philosophystorm.org/novoe-v-teorii-marksizma-simmetriya-istorii-i-sovremennost

  1. Новое в теории марксизма: ускорение истории как основа  симметрии, мимолетности….

3 Ускорение истории и современность

В планах  автора (ЛАС*а)  не было целью публиковать тему ускорения истории, казалось, что это всем знакомая  тема,  давно стала общепринятой  в научном сообществе и практике. Ускорение атрибут истории, иначе её не понять. В комментариях  темы «Симметрии истории» неожиданно возникло  недоразумение по этой теме.

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 06:59, ссылка

История не может ни ускоряться ни замедляться. она вообще не может двигаться, так как не является ни субъектом системы, ни объектом. Это Вас кто-то обманул. история всего лишь воспоминание о прошлом, при чем не всегда верное воспоминание.

buch, 19 Февраль, 2021 - 08:21, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 06:59, ссылка

 История это череда событий ( войны , революции , открытия , прогресс , культура....) Чего ж бы ей не ускоряться ?

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 12:12, ссылка

Если, что и ускоряется, то сама череда событий, хотя и это утверждение спорное, но не история. buch, 19 Февраль, 2021 - 13:06, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 12:12, ссылка

"Некоторые исследователи в 2019 году отмечали, что характерной чертой НТП в последние несколько десятилетий является беспрецедентный темп, который обусловлен развитием цифровых и инфокоммуникационных технологий. Соотнесение скорости развития технологий и, как следствие, социально-экономических и инфраструктурных трансформаций с человеческой жизнью позволяет констатировать качественный скачок скорости развития, знаменующий переход в новую темпоральную эпоху Коренные изменения происходят в режиме реального времени, создавая при этом как небывалые возможности, так и проблемы, с которыми человечество никогда еще не сталкивалось в своей истории[1]."

  Значит у Вас какое то другое определение истории, раз она у вас течет плавно, как вода из водосточной трубы.

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 14:00, ссылка

Течет история - это литературное выражение к философии или науки не имеет ни какого отношения. История - это всего лишь взгляд в прошлое.

ЛАС, 19 Февраль, 2021 - 14:44, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 06:57, ссылка

Дважды доктор наук Поршнев это УСКОРЕНИЕ  доказал, практика подтвердила многократно.

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 15:24, ссылка

Вы знаете есть доказательства что дважды два пять. и что? Вопрос. Кому доказал Поршев?

мне нет.

buch, 19 Февраль, 2021 - 16:27, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 15:24, ссылка

 Но если посмотреть, как Вы советуете " назад в прошлое " , то мы и увидим , что первобытно-общинный строй длился долго , рабовладельческий меньше , феодальный еще меньше , капитализм крякнет еще раньше. Из чего и можно сделать вывод об ускорении этой самой истории .

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 17:26, ссылка

Это ускорение не истории, а ускорение материального и социального развития человечества. 

buch, 19 Февраль, 2021 - 17:56, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 17:26, ссылка

 Ну если взять Ваше определение истории как просто "взгляд в прошлое ", надеюсь этот взгляд какой то осмысленный . Он что то там фиксирует как элементы истории или просто созерцает ?

ЛАС, 19 Февраль, 2021 - 22:50, ссылка

Евгений Волков, 19 Февраль, 2021 - 15:24, ссылка

Вы знаете есть доказательства что дважды два пять. и что? Вопрос. Кому доказал Поршнев?

мне нет.

ЛАС: Возможно, Вы же не профессиональный обществовед.  Б.Ф. Поршнев первый в мире открыл закон ускорения истории как общеисторический закон (а не особенный, для конкретного периода), и это вошло в учебники  по социологии (когда преподавал социологию, конкретно читал эту информацию). Далее на практике этот закон многократно подтверждался учеными и практиками, т.к.  определена конкретная причина ускорения (рост количества и  совершенствование качества орудий труда)

Евгений Волков, 20 Февраль, 2021 - 06:14, ссылка

Вы понимаете, что понятие ускорение может относиться исключительно к системам. История не система и никогда ею не станет с точки зрения, взаимоотношений субъекта в широком смысле этого слова, как это понимал Аристотель, а не Декарт и объекта. Думаю, вы это понимаете.

Борис Федорович Поршнев ученый, сложившийся под влиянием марксизма доморощенного, советского. именно этот марксизм с его установкой на исключительность товарооборота привела к развалу СССР. Вы вспомните, если сможете, что в научных кругах общественных наук и не только на первом месте были тезисы партийных решений, а потом уж работы ученых. потому все подгонялось под эти тезисы и поставленные задачи. Целина, Бам, повороты рек, планирование всего и вся вместо планирования лишь основных показателей, а не планировать производство колбасы и пуговиц, что в принципе не могло улучшить жизнь трудящихся и многое другое. Ускорение истории - это типичный советский термин лозунг, не более того для  партийной верхушки дабы бы что сказать на партийных пленумах. Хотя надо признать такие ученые как Борис Михайлович (ЛАС: Федорович) добросовестно пытались решать эти задачи в свете установок ведущих идеологов СССР типа Михаила Андреевича Суслова. 

1) Новые идеи Б.Ф. Поршнева
Данная глава по поводу ускорения истории не несёт в себе оригинального содержания, по сравнению с другим содержанием. Закономерность ускорения открыта во второй половине ХХ века философом, историком Б. Ф. Поршневым и признана научным сообществом. По ряду вопросов его книги «О начале человеческой истории» излагаются оригинальные взгляды, которые не являются до сих пор общепринятыми в науке. Плодом 25- летнего научного исследования стали такие новые идеи как «речи-сознания», идея «переходных существ», мысль об укорочении человеческой истории по сравнению с предысторией.
«Методологически Б.Ф. Поршнев разделил труд на инстинктивный и сознательный, человеческий труд. Высказывание Ф. Энгельса «труд создал человека» имеет смысл лишь в том случае, если мы примем это разделение. Ибо если труд – это целесообразная, сознательная деятельность, то он возникает вместе с человеком, и тогда он не может его создать…. Очевидно, что отличие инстинктивного труда от сознательного состоит не в самом факте орудийной деятельности, а во включении сознания и, следовательно, речи, ибо вне речи сознания не существует». В целом Б.Ф. Поршнев значительно «укоротил человеческую историю сравнительно с распространёнными представлениями. Если бы это позволило правильнее видеть историю в целом, то тем самым увеличило бы коэффициент прогнозируемости»
Многие новые идеи Б.Ф.Поршнева будут использованы в нашем исследовании, поэтому пришлось о них напомнить. В частности, положение об эволюционном процессе становления человека разумного, которое не закончилось в современности. Эту идею более глубоко развил В.И. Искрин, обосновав логическую форму существования человечества, где бессмертие становится реальностью в рамках вселенной. Такой прогноз, более широкого исследования так же предсказал Б.Ф.Поршнев: «Мы не будем здесь касаться более обширной проблемы, не надлежит ли вписать динамику человеческой истории в более пространный ряд: в возможный закон ускорения истории Вселенной, ускорения истории Земли. Это значит уплотнение времени новшествами и в этом смысле его убыстрение» .
2) Ускорение темпа истории – первая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса.
Роль ускорения трудно переоценить, так как следствием данного закона являют такие фундаментальные открытия современного марксизма как мимолётность и симметрия. Совместно перечисленные законы наполняют конкретным содержанием закономерность (схему) иерархии истории, а гипотеза современности как революции приобретает законченный целостный и закономерный образ.
Напомним некоторые фрагменты из книги Б.Ф.Поршнева, которые раскрывают содержание ускорения истории. «Эмпирически наш современник знает, как быстро происходит обновление исторической среды, в которой мы живём. Если ему сейчас 75 лет и если разделить его жизнь на три двадцатипятилетия, то они отчетливо покажут, что каждый отрезок много богаче новациями, чем предыдущий. Но при жизни его предка на аналогичные отрезки приходилось заметно меньше исторической динамики, и так далее в глубь времени…. Напротив, человек, который начинает свою жизнь, на протяжении будущих 75 лет, несомненно, испытает значительно больше изменений исторической среды, чем испытал наш семидесятипятилетний современник. Всё позволяет предполагать, что предстоящие технические, научные, социальные изменения будут всё уплотняться и ускорятся на протяжении его жизни.
Фундаментальным тезисом, который ляжет в основу дальнейшего изложения, является идея, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может….
Это касалось бы предельно общей проблемы ускорения мирового времени, иначе говоря, его всё большей наполненности новациями. Человеческая история выглядела бы как отрезок этой кривой, характеризующийся наибольшей быстротой, точнее, наибольшим ускорением… мы всё же можем человеческую социальную историю начинать как бы с нуля: ускорение продолжается, но оно возможно лишь благодаря тому, что в мире появляется эта новая, более высокая форма движения материи, при которой прежняя форма, биологические трансформации, уже может быть приравнена неподвижности. Да и в самом деле, Homo sapiens во время истории телесно уже не меняется» .
Разные исторические процессы историки делят на периоды. Периодизация – основной приём упорядочения всякого общественного процесса в истории культуры. Б.ф. Поршнев проанализировал имеющие периодизации и сделал вывод, что всякая периодизация есть акселерация – ускорение. Это значит, что периоды не равновелики, напротив, как правило, один за другим всё короче во времени.
Акселерация всегда выжалась наглядно. «Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию»
3) Возрастание роли народных масс – вторая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса
Позиция Б.Ф. Поршнева о том, «что отличие инстинктивного труда от сознательного состоит не в самом факте орудийной деятельности, а во включении сознания», объясняет ускорение истории. Сознание как идеальный момент орудийной деятельности формирует цель, а реализация цели и потребление продуктов деятельности формирует новые цели. История есть продукт деятельности людей, преследующих свои цели и интересы. С другой стороны, история не зависит от воли и желания людей, имеет свою внутреннюю логику и развивается не только по своим объективным законам. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного. Две идеи выражают единство факторов исторического развития: материалистическое понимание истории и возрастание народных масс в истории. Ускорение истории интегрирует все факторы исторического развития.
В истории действует закон диалектического отчуждения, приоритетность факторов меняется. Внешняя причина ускорения проявляется в количестве и качестве орудий труда. Совершенствование орудий труда является следствием возрастания народных масс в истории. Первопричиной ускорения является сознательная деятельность народных масс. «Поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной сумме созданного»
Такое утверждение предполагает уточнить понятия и приоритетность субъектов истории. Народ - это, прежде всего общность трудящихся, главная производительная сила, что обуславливает решающую роль в истории. Именно народные массы создают все материальные и в значительной мере духовные блага в обществе. В признании решающей роли народных масс в истории выражается в положение о роли материального производства в обществе. По сути, эти две формулы выражают одно и тоже – материалистическое понимание истории, но с разных сторон. С философской точки зрения это два полюса основного вопроса философии применительно к обществу.
Решающая роль народных масс проявляется в разных аспектах. Особенно рельефно проявляется при сопоставлении с ролью выдающихся личностей и отдельных социальных групп в истории. Но любой самый дерзновенный замысел лидера воплощается в жизнь трудом и усилиями народных масс. «Так, государственно-прозорливым было решение российского императора Петра I прорубить окно в Европу, иметь порт на берегу Балтийского моря. Но это решение так и осталось бы благим намерением, не больше, если бы тысячи крестьян и ремесленников своим потом и кровью не построили новый город – Петербург. Наполеон Бонапарт владел великим полководческим талантом. Но что бы значил его талант, если бы не было тысяч солдат, которые своим ратным трудом воплощали в жизнь его блистательные военные замыслы».
Другой пример. История менеджмента отражает возрастание народных масс, что прослеживается в разных теориях управления. Самой перспективной моделью управления считается не теория Х и У, а теория Z, в основе которой максимальное включение работников фирмы в управление производством, гуманизация всех общественных отношений.
Таким образом, сознательная деятельность народных масс является важнейшим фактором ускорения исторического процесса. В диалектической логике есть закон единства исторического и логического. Результатом познания логического является ускоренное развитие, так как логическое рассматривается как историческое освобожденное от случайностей и зигзагов истории.
Нарушение логики приводит к противоположному результату – торможению в развитии общества. В работе «Манипуляция сознанием» известный российский учёный С.Г. Кара-Мурза подробно описывает историю внедрения в России специфику и механизмы новой технологии, основанной на манипуляции общественным сознанием.

4) Схема и смысл ускорение темпа истории

Мировая история есть единый процесс прогресса человечества. Первый дал на это утвердительный ответ Гегель. Схема всемирной истории представляет собой динамическое целое с качественными переломами и взаимным отрицанием эпох, но с единым вектором совокупного движения. «Суть мирового развития по Гегелю, - прогресс в сознании свободы. Вначале, у доисторических племён, царят всеобщая несвобода и несправедливость. С возникновением государства прогресс воплощается в смене государственно-правовых основ общества: в древней деспотии – свобода одного при рабстве всех остальных, позже – свобода меньшинства, затем - свобода всех, но лишь в христианском принципе, а не на деле. Наконец, с французской революции начинается эра подлинной свободы. Пять великих исторических эпох , отрицающих одна другую и в тоже время образующих целое».
Маркс и Энгельс, сохранив гегелевскую идею развития, перевернули её с головы на ноги, в основу содержания формации положили отношения собственности. Между крайними полюсами прогресса совершается переход в собственную противоположность, то есть от абсолютной несвободы к абсолютной свободе через развитие форм собственности. Каждый последующий способ производства представлял собой шаг вперёд в раскрепощении человека.
Ряд авторов полагает, что длительность каждой формации короче предыдущей примерно в три или четыре раза. Получается геометрическая прогрессия, или экспоненциальная кривая (см. схему).
https://filosovr.ucoz.ru/1_figures/fig20.jpg
«… вся наша кривая, а тем самым и начальный отрезок истории, - это не сумма некоторого числа кривых, иными словами, не история племён и народностей, а история человечества как одного объекта».
Причиной ускорения является орудие труда. Отличие человеческой истории от истории природы в том, что между человеком и природой есть промежуточное звено - орудия труда, которые являются причиной ускорения. Чем многообразнее и совершеннее орудия труда, тем больше ускорение истории. Ускорение есть функция количества и качества орудий труда.
Если оценить с позиции ускорения три крупные формации К.Маркса, то в основе их различий выступает количество и качество орудий труда. В первобытном обществе разделение труда базировалось на биологическом принципе. Орудия труда были малочисленны и несовершенны (каменный век). Первым мужским орудием труда было рубило, а женское орудие труда – скребок. В основе первобытного производства господствовал обычай, традиция. Жизнь первобытного общества менялась крайне медленно, торможение в развитии господствовало над ускорением. Первобытность растянулась во времени существования, и занимает значительную часть всей истории.
После открытия железа (бронзовый, железный век) общество вступило в стадию цивилизации. Классовая формация характеризуется быстрым изменением количества и качества металлических орудий труда. Многообразие совершенных орудий труда привело к быстрой смене форм классового господства: рабовладение (5-6 тыс. лет), феодализм (1000 лет) и капитализм (500 лет). В антагонистической формации ускорение набирает значительный темп, а заторможенность в развитии снижается. В итоге по своей интенсивности ускорение и торможение сравнялись на этапе раздвоенной экспоненты. Нарастание ускорения символизирует быстрое движение экспоненты в вертикальном направлении, что отражает изменчивость содержания жизни общества.
Для последнего периода (бесклассовой формации) характерно многообразие орудий труда, составляющих единую автоматизированную систему информационного общества. Если история началась с двух орудий труда (скребок и рубило), то закончится одним орудием труда – автоматизацией информационного общества. Разделение труда, сущность социальной формы, прекращает своё существование. Конец традиционной истории символизирует гигантский скачок в развитии, ускорение преобладает над торможением. Скачок в развитии приводит к разрыву с традиционной формой существования человечества, и оно перейдёт другую форму существования, когда возникнет необходимость интенсивного освоения ресурсов космоса (К.Э.Циолковский - основоположник современной космонавтики; В.И.Вернадский - автор учения о ноосфере; в логическую форму по В.И. Искрину).

5) Три следствия закона ускорения и современность

Первое следствие
Человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может. Ускорение получило статус не только общеисторической закономерности, но играет роль критерия прогрессивного развития.
Если оценивать с позиции ускорения современную Россию, то в ней преобладает на сегодня заторможенность в развитии и везде наблюдается регресс. Основные причины ускорения – средства труда и сознательная деятельность народных масс, не работают на общество. Средства производства орудия труда) приватизированы и обеспечивают ускоренное развитие благосостояния олигархии за счет обнищания народных масс и ограбления общества. Манипуляция сознанием (С.Г.Кара-Мурза) разрушает сознательную деятельность народных масс. На практике везде можно наблюдать уничтожение производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, однако регресс российского общества к косметической деятельности правительства и государства не имеет никакого отношения.

Второе следствие закона ускорения
Б.Ф.Поршнев выразил это следствие ускорения следующим образом: «Сейчас на карте мира представлены все пять способов производства. Может прийти мысль, что, стартовав все вместе, народы затем двигались с разной скоростью. Но если так, нельзя было бы и говорить о выяснении какого-то закономерного темпа истории вообще. Однако на самом деле перед нами вовсе не зависимые друг от друга переменные. Отставание некоторых народов есть прямая функция выдвижения вперёд некоторых других. Так вопрос стоит на протяжении истории всех трёх классово антагонистических формаций….
Социально-экономические системы, наблюдаемые нами на «переднем крае» человечества, существуют и развиваются лишь благодаря всасыванию дополнительных богатств и плодов труда из всего остального мира и некоторой амортизации таким способом внутреннего антагонизма».
Известно, что население развитых стран составляет 20% населения мира, которые присваивают 80% ресурсов планеты. То есть на 80% другой части населения остается 20% ресурсов планеты. Это означает, что человечество в современности развивается как единое целое, и ускоренное развитие одних (цивилизованных стран) происходит за счет заторможенного развития других (развивающихся стран). Разное ускорение развития в антагонистических формациях требует внести незначительное дополнение в экспоненту Б.Ф.Поршнева. В середине истории, где антагонистические формации, экспонента раздваивается. Верхняя линия показывает уровень развития цивилизованных стран. Нижняя линия показывает уровень развития заторможенных в развитии стран, которые в современности принято называть не слаборазвитыми странами, а развивающими странами. Раздвоенная линия символизирует уровни развития минимальный и максимальный. У каждой страны свой уровень развития, сколько стран столько и линий. Все эти линии располагаются между нижней линией и верхней линией, символизирующих разрыв в уровнях развития самых развитых стран и самых слаборазвитых стран.

Схема ускорения истории с делением антагонистических формаций на классы стран (симметрия истории).
Данное следствие ускорения имеет непосредственное отношение к современной России и современности в целом.
Третье следствие закона ускорения.
Мимолётность является необходимым следствием общепринятого закона ускорения. Последняя стадия исторического периода набирает максимальное ускорение и становится мимолетной по сравнению с длительностью существования предыдущих стадий. Содержание мимолётности рассмотрим в следующей главе.