Природа сознания. Решение «трудной проблемы сознания» и «архитрудной» проблемы обоснования знания

Аватар пользователя Владимир Рогожин
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Эпистемология
Натурфилософия
Эволюционизм
Диалектика
Логика

Основные идеи и  концепты трехэтапной методологии решения  двух взаимосвязанных проблем -  «трудной проблемы сознания» и «архитрудной» проблемы сущностного обоснования знания. Тезисы к докладу.

Повторяем: миропонимание – пространствопонимание.

П.Флоренский

Аннотация. Сознание - величина векторная. Сознание – абсолютный аттрактор смыслов. Смысл -  основание бытия. Сознание есть унивалентный феномен онтологической (структурной, космической) памяти, проявляющийся на определенном уровне становления Универсума как целого. Онтологическая (структурная, космическая ) память – «душа материи», универсальный ноумен, мера материи (качественное количество абсолютных форм существования материи). Материя есть то, из чего рождаются все формы, «кормилица», «восприемница» (Платон). Онтологическая память есть то, что порождает, сохраняет,  развивает и трансформирует  структуры Универсума. Онтологическая (структурная, космическая) память – смысловое ядро  концептуальной структуры Универсума Информационной эры.

http://ideabank46.livejournal.com/

Впервые  идеи  «Археологии  сознания» / «ОнтоТопологии»  были представлены в Институте социологии РАН в ноябре 1990 года. Затем - в докладе на Конференции ИФ РАН «Проблемы сознания в философии и науке» в 1996 году и в 1997 году на Первом Российском философском конгресса в Санкт-Петербурге. Итоговые идеи «ОнтоТопологии»  были  представлены в четырех эссе на международных конкурсах  «Института фундаментальных вопросов» («The Foundational Questions Institute» - FQXi, США) в 2012-2015 годах.

I. Введение

Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?

О. Мандельштам

Конструктивная диалектика эйдоса и логоса.  Археология (архетектоника)  сознания. Базисные конструктивные идеи М.К. Мамардашвили (по работам «СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ», «СТРЕЛА ПОЗНАНИЯ», «СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА», «СОЗНАНИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ», «ЛЕКЦИИ О ПРУСТЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ ПУТИ», «ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ», «КАК Я ПОНИМАЮ ФИЛОСОФИЮ»)

II. Археология (архетектоника) сознания

«История, развертывающаяся перед нами, 
есть история отыскания мыслью самой себя
.» 
Г.В.Ф.Гегель

Эволюционно-феноменологическое конституирование сознания. Универсум как процесс порождения смыслов и структур. Концептуальное единство  «res cogitans» и «res extensa». «Сфера сознания».  «Река сознания», нижняя и верхняя грани «бездны бытия». «Интенциональность» →  «Intension», «Retension», «Protentions»,  «Existentia». Сознание -  абсолютный аттрактор смыслов. Язык смыслов – язык сознания. Мозг работает со смыслами. Сознание - отточенное орудие мозга.  Сознание - величина векторная. Вектор сознания  как «универсальная синтезирующая категория», эйдос-протектон, экзистенциально - интенциональный метанаблюдатель. Экзистенциальный вектор, бивектор, абсолютный вектор сознания, вектор абсолютных (безусловных) состояний, «первоорганизующий».  «Стрела времени» и «стрела познания».  Иинверсия и реверсия сознания.   «Мировые факты-точки» как реперные «точки» - события в эволюции сознания. «Эффект Прометея». «Открытое» сознание VS.  «Закрытое» сознание.  Протогеометр: падение в будущее.

IV. Решение «архитрудной» проблемы сущностного обоснования знания

Событие, состоящее в схватывании структуры, означает понимание.

Г.Гутнер

Фундаментальное знание:  «неприятности», «утрата определенности», «кризис интерпретации и репрезентации». «Парадигма части» VS. «Парадигма целого». Проблема сущностного обоснования математики (знания). Путь преодоления тотального кризиса понимания. «Отсутствующая структура». Радикальный диалектико-онтологический поворот. Материнские (порождающие) структуры» - «les structures mère». Универсум  как целостный процесс порождения структур. «Схватывание» примордиального напряжения Универсума. Онтологическое конструирование сущностного порождающего базиса знания («общей рамочной структуры», экстремальной порождающей структуры): рамки, каркаса. основания. Тотальная диалектико-онтологическая унификация материи: абсолютный покой + абсолютное движение + абсолютное становление. Суперэкстремальные  аксиома и  принцип. Онтологический «небесный треугольник» Платона. Триединство онтологических инвариантов. Сущностная структура «res extensa». Триединое (абсолютное) пространство 9-ти измерений. Триединая (абсолютная,естественная) система координат. Материя и онтологическая (структурная, космическая)  память (нус). Время до «начала времен». Символ абсолютной порождающей структуры – сущностного базиса знания (рамка, каркас, основание). Онтологический стандарт обоснования фундаментального знания.

IV. Онтологический статус сознания

Двигаясь с разных сторон мы приходим к одному и тому же выводу: 
нам необходима всеохватывающая,  целостная философская мысль
.
В.Налимов

«Схватывание»   онтологического статуса сознания -  порождающего ноумена, конституирующего сознание как абсолютного феномена, абсолютного аттрактора  смыслов. Онтологическая (структурная, космическая) память – ядро  концептуальной структуры Универсума как целостного процесса порождения  все новых и новых структур (материально-идеальных) и  смыслов. Сознание – унивалентный феномен онтологической (структурной, космической) памяти, проявляющийся на определенном уровне бытия Универсума как целостного порождающего процесса. Построения целостной картины Универсума  -  модели «осознающей себя Вселенной» (В.Налимов). Векторная теория всего.