Раскройте для себя Высший мир» / 23 / Введение в науку Каббала (2) / 2005 08 11

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Статья "Введение в науку Каббала" - урок 2, 11 августа 2005 г.

Урок №23 курса "Раскройте для себя Высший мир"
 

Все творение в целом является предметом изучения науки Каббала. И касается не только этого мира или его отдельных частей – неживой, растительной, животной и человека, наук этого мира, которые изучают неживое, растительное, животное, человека, а всего мироздания в общем. Исключительные люди, которые открыли особый орган ощущения, особое кли, начинают через материю раскрывать силы, которые за ней стоят. И тогда им раскрывается та же часть, что видим и мы, и плюс та часть картины, которая находится за пределами нашей картины. Скрытую часть они называют скрытым миром, Высшим миром, духовным миром. А нашу часть называют низшим материальным миром. То есть картина делится на две части.

Но почему скрытую обратную часть картины, где как на изнанке вышивки видны стежки, соединяющие вышитое полотно, и где видно, почему соединяются те или иные части, то есть картина как бы дополняется – почему ту часть, которая дополняет нашу картину, называют Высшим миром? Потому что когда мы это раскрываем, мы обнаруживаем те причины, те силы, качества и программы, которые создают картину. А в открытой относительно нас части, она выглядит ясной, уже существующей картиной. То, что представляется нашим глазам, кажется законченным, созданным, существующим как факт. Некоторые вещи нам кажутся случайными, что-то происходит то тут, то там. Человек не знает, что случится через мгновение, завтра. Все эти вещи скрыты, и приводятся в действие обратной скрытой половиной картины. И поэтому эта часть мироздания называется Высшей.

А когда мы постигаем ее, нам раскрывается вся картина полностью, тогда не остается ничего, что казалось бы случайным, какими-то чудесами, а все ясно, все понятно в обоих частях картины – как в раскрытой, так и на обратной скрытой части полотна. Все становится одной единой частью. И тогда человек понимает, что с ним происходит, и что он находится в целостной системе мироздания.

Если он отождествляет себя, как с внутренней, то есть близкой его естественным чувствам картиной реальности, так и с обратной стороной этой картины, с теми нитями связей, которые объединяют обратную сторону реальности, он живет в обеих частях реальности. Но это не значит, что ранее видимая ему картина исчезает, и он перестает ориентироваться. Он живет, а когда переходит и на обратную сторону реальности в течение 70 лет жизни, все становится для него единой картиной. И здесь нет ничего, что отключало бы его от действительности. Он живет в совершенной и вечной реальности.

Вся эта действительность представляет собой единую материю – желание наслаждаться, в котором существуют разнообразные уровни, виды и качества внутри самого желания наслаждаться. Они соединяются между собой разными способами, воздействуют друг на друга, хотя в конечном итоге это все желание наслаждаться, но одна его часть хочет наслаждаться одним, а другая другим, одна за счет одного, а еще одна, исходя из иного расчета. Между ними идет борьба, объединение, разделение, подобно большому правительству с его огромной политической жизнью, когда одно соединяется, другое разрушается, падает или поднимается.

Наука Каббала изучает всю действительность в общем, ее общий закон, кто властвует над всей этой действительностью, по какому закону эта действительность функционирует, ее начало, процесс развития и ее конец. А может быть она бесконечна в смысле развития? Все, что находится в этой реальности, включая силу, которая управляет ею извне, со всеми процессами, со всей материей, заключенной в ней, со всеми ее многочисленными деталями – со всем, что есть внутри – все это называется наукой Каббала.

А когда каббалисты приходят к тому, что могут охватить всю действительность, они описывают нам ее, как юд-кей-вав-кей – имя. Что такое имя? Это раскрытие единой Высшей силы, которая работает внутри этой материи. А сегодня мы будем учить о том, как эта реальность была создана с помощью этой Высшей силы, и как она функционирует, согласно ее основным правилам.

Каббалисты говорят, что раньше всего был Ацмуто. Это то, что мы не постигаем. И пока мы это не постигли, у нас нет возможности об этом говорить.

Связь Ацмуто с нами называется свет, или Творец. Распространение света к нам называется стадией шореш (корневая стадия). Что такое свет? Что такое Творец? Это – Дающий. Но что Он дает? Он дает добро и наслаждение. Это то, что Он дает – нам. Есть ли у него что-то, кроме этого? Нет. То есть Он постоянен, Он Добр и творит Добро хорошим и плохим постоянно. Этот свет пребывает в абсолютном покое. То есть Он постоянно хочет отдавать. И не важно, что будет здесь внизу, Он действует только так, и с его стороны нет никакого изменения. Отсюда исходит множество последствий.

Рис. 1

Мы никогда не должны обращаться к свету. Оставь его, он неизменен. На него мы не можем ничем воздействовать. Вызвать в нем, в его воздействии какие-то изменения - невозможно. Пусть даже не дай Бог плохие. Хотя что-то плохое мы изначально не можем желать для себя. А с его стороны мы не можем вызвать ни плохое, ни хорошее – ничего. Высший свет пребывает в полном покое, Творец себя не меняет, Он Добр и Творит Добро, как для плохих, так и для хороших. И ты можешь быть совершенно плохой или полностью хороший, законченный грешник, законченный праведник, средний – не важно какой – Он для всех Добр и Творит Добро. Таково Его отношение.

У этого света есть желание дать. Но это желание не является недостатком, оно исходит из совершенства – поскольку Он Добр, Он наслаждает. Но это желание присутствует. Иногда это желание дать мы называем любовью. Его любовь выражается в том, что Он хочет отдавать постоянно, Он постоянно желает давать добро. И это значит, что уже в стадии шореш, которая называется его Замыслом, Он хочет, чтобы появилось творение, чтобы оно было самостоятельным, и чтобы оно стало подобным Ему. Потому что нет ничего лучше, чем Творец, чем любовь, чем отдача – нечто совершенное и вечное. Ведь если Он Добр и Творит Добро, он не может стать причиной чего-то меньшего, чем это максимальное Добро.

Рис. 2

И кроме того, если это так, это должно быть немедленно, а не после того, когда из тебя «вытрясут» душу, и не после того, как ты поработаешь, попотеешь, а потом Он за это тебе воздаст. То есть это должно быть немедленно и бесплатно. Существует еще много всего, но это все исходит из желания насладить. И что бы вы себе ни представили: хотели бы заработать, что бы вы вообще ни захотели, - все это уже должно присутствовать в Замысле Творения. Это относится, как к эгоисту, так и к лентяю, и вообще к любому, кого бы вы ни взяли для примера. Все уже заложено в Замысле Творения. Хотя, почему мы этого не ощущаем и не совсем видим, что так происходит – это вопрос. И все это называется стадией шореш.

Если это так, то здесь должно быть несколько вещей. Во-первых, свет должен создать что-то, что захочет им наслаждаться. То есть желание. Он создает желание. И это называется первой стадией. Почему это называется первой стадией? Необходимо что-то, что впервые бы вышло из света, из Творца наружу.

Поэтому мы говорим, что шореш, корень – это сам Высший, еще до появления творения, тогда оно присутствует лишь в Замысле Творения, в мысли. Но первая стадия – это само творение. Творение – это желание, кли – это желание наслаждаться тем светом, который пришел от Творца. И это желание вышло из света. Творец создал это творение, это желание. И у этого творения есть постоянное желание. Как свет воздействует постоянно, так и это желание постоянно. И невозможно сказать, что у него есть еще что-то, кроме этого. Но оно чувствует, что наслаждается. И его первое ощущение должно быть ощущением наслаждения.

Рис. 3

После того, как оно почувствовало наслаждение, оно начинает ощущать, что есть еще что-то. То есть первое ощущение – это наслаждение. После этого оно начинает ощущать источник наслаждения, то есть Творца, Дающего. И поскольку оно познало, что кроме наслаждения, есть источник наслаждения, оно начинает ощущать, что это исходит от Дающего. И тогда оно начинает чувствовать себя отделенным от света.

Ранее свет и желание были вместе, и между ними не было никакой разницы. Но поскольку желание начало чувствовать, что свет – это нечто отличное от него, исходит от кого-то, что существует Замысел, что существует Хозяин, иное владение, оно начинает чувствовать себя и свое наполнение. Поэтому начинает ощущать себя творением.

Рис. 4

И когда начинает ощущать себя творением, начинает сравнивать себя с Дающим, у него появляется желание уподобиться Ему. Потому что Дающий стоит выше него, Он совершенный, полностью независимый, неограниченный ни в чем, не имеющий никакого недостатка. Это не похоже на то, когда я прихожу и просто чем-то наслаждаюсь. Существует некто, кто настолько наслаждается, что даже не знает, что такое иметь иногда какой-либо недостаток, потребность.

Но казалось бы после ощущения недостатка, ты наслаждаешься сильнее? Это верно, если желание является моим собственным. Но в первой стадии у меня нет собственного желания. Поскольку творение создано желанием сверху, поэтому, когда оно впервые открывает, что существует наполнение независимое от него, что-то выше него, конечно же это ощущается им, как нечто высшее, и оно хочет стать обладателем этого, стать подобным этому.

Оно хочет стать подобным своему наполнению, подобным свету. То есть у него уже появляется желание. Это то же кли, то же желание, которое было ранее, но с намерением отдать. Так оно желает. Желание остается, это развитие продолжается, и когда кли хочет стать отдающим, как свет, это называется второй стадией. Но оно лишь хочет стать таким, пробуждаясь из своего желания. И тогда оно ощущает наслаждение быть Дающим. Это наслаждение называется ор хасадим – и это наслаждение от отдачи.

Рис. 5

Наслаждение в первой стадии – это наслаждение от получения, это наслаждение светом хохма. А тот свет, который находится в корневой стадии, это не свет хохма и не свет хасадим, это просто абстрактный свет. Названия хохма или хасадим исходят со стороны кли, когда кли раскрывает в свете, от чего точно оно наслаждается, каким образом оно наслаждается. Оно наслаждается от того, что желает получать, и тогда получаемое наслаждение называется светом хохма, или желая отдавать, и тогда наслаждение, которое получается из того же наполнения называется светом хасадим. А само наполнение или сам свет абстрактен. То есть вне кли мы не можем вести речь о свете хохма или хасадим.

Когда у кли появляется намерение отдавать, это лишь намерение. Но есть ли у него на самом деле возможность отдавать посредством намерения? Может ему достаточно только этого намерения? Нет, этого недостаточно! Что оно может дать с помощью намерения? Что значит дать? Дать – это значит быть причиной наслаждения кого-то, у кого есть в этом потребность. Так какое наслаждение оно может дать Творцу? Какое желание есть у Него? У Творца есть лишь одно желание, одна потребность – отдавать. Но как кли может дать ему наслаждение?

И тогда вторая стадия решает получить, и это получение происходит в той ее части, которая находится сзади. Она размышляет так – если Он хочет, чтобы я наслаждалась, чтобы получала от Него, Он любит, когда я получаю, Он любит, когда я наслаждаюсь, так я это сделаю. И тогда она получает для того, чтобы принести тем самым наслаждение Высшему. Эта стадия называется третьей стадией. И это уже является действием.

Рис. 6

Кли, которое прошло все эти этапы, получает для того, чтобы отдавать. И когда оно получает, чтобы отдавать, что еще нужно? Похоже на ребенка, который берет все, что мать ему дает (хороший ребенок) и чувствует, что мать от этого наслаждается. У него это получается естественно. Он на самом деле наслаждается, но вместе с тем знает, что мать тоже наслаждается. Он пока не работает против природы, он тем самым не становится таким большим, как мать – он просто хороший ребенок. Здесь пока не говорится об исправлениях, которые должно пройти кли, ребенок пока просто прилепился к матери естественным путем. Он действует, как ребенок, а мать, действует, как мать. И все доставляют друг другу наслаждение.

Это все еще естественное состояние, которое тянется напрямую от Творца. И здесь нет пока ничего ни от получения, ни от отдачи, когда кли можно было бы считать самостоятельным. Кли пока что не подобно Творцу. Ребенок остается ребенком, мать – матерью. Желание ребенка наслаждаться исходит от матери, или от Творца – творению, желание дать в ответ так же исходит от Творца. Кли или ребенок в третьей стадии выполняет точно то, что к нему приходит сверху, и реагирует автоматически, не имея возможности реагировать иначе.

Но здесь появляется уже некое соединение между Творцом и творением, как в действии, так и в намерении. И поскольку они уже соединены вместе, хотя и нет какого-то подобия, каждый хочет доставить хорошее другому. Поэтому у ребенка начинает появляться ощущение: «А что мать испытывает от него?». Он начинает понимать, что получает, чтобы она наслаждалась, а она дает ему, и испытывает от этого наслаждение, и это наслаждение гораздо большее, чем его наслаждение. Почему?

Потому что его желание, его наслаждение, его намерение – это не его. А наслаждение от отдачи и от того, что кто-то получает то, что имеется у матери или у Творца – это Его наслаждение, которого Он сам желал. Он это сам изобрел и сам построил. И поэтому невозможно сравнить наслаждение от отдачи, которое есть у Творца по сравнению с наслаждением творения. И по мере того, как творение уподобляет себя Творцу, оно желает то наслаждение, которое раскрывается в положении Творца, и хочет наслаждаться этим. Почему?

Потому что, то, что им движет, то, что определяет его действия, является тем же самым желанием получать первое наслаждение. Оно заложено в основе творения. А все прочее – это лишь дополнения.

Рис. 7

И поэтому теперь творение желает наслаждаться (это называется четвертой стадией) всем, что есть у Творца – от статуса Творца, Его внутренним, чтобы свет дал ему и наполнил всем, что есть у Него самого. И теперь желание, которое у него есть – это желание быть как Творец и наслаждаться всем, что есть в Творце. Но это наслаждение не только от отдачи, это желание насладиться самим Творцом, Его статусом. Нам сложно выразить все эти вещи. Лишь позже это становится нам все более и более понятно.

И это желание на самом деле особенное, потому что это желание новое, которого не было ранее. Творец не мог напрямую внедрить в творение желание насладиться именно Его статусом. Потому что сначала надо понять, что такое статус Творца. И это желание на самом деле новое. И это желание равно той ступени, на которой находится Творец. Творение хочет быть на ступени Творца, и насладиться ею.

Поэтому тот свет, который создал первую стадию и наполнил ее, ощущался ею лишь совсем в незначительной степени, потому что это не было ее самостоятельным желанием. Это можно сравнить с тем, когда человеку что-то дают, он не знает, что это, но берет, думая, что может быть это хорошо. Во второй стадии есть немного большее желание. И хотя это желание стать как Творец, но желание стать как Творец – это более сильное желание, чем желание первой стадии. Это уже более развитое желание.

Желание в третьей стадии – это желание получить, чтобы отдать. Это еще большее желание, а желание четвертой стадии – это очень большое желание. И это желание насладиться всем положением Творца. Это желание самостоятельное.

Эти стадии, начиная с нулевой, которая является Творцом, первая, вторая, третья и четвертая, которые являются развитием творения – это стадии, которые еще называются юд-кей-вав-кей, АВАЯ, имя Творца.

Рис. 8

Первая стадия – это юд, вторая – это кей (мы так пишем, потому не принято писать это имя), вав – это третья стадия, и кей последняя – это четвертая стадия. И они развиваются из Творца, который обозначается, куцо (кончик) буквы юд. Здесь есть какой-то кончик буквы, который указывает на начало. Но почему есть какой-то кончик, если это свет, ведь свет мы не изображаем никаким образом? Потому что внутри света уже заложена мысль о будущем творении, есть связь с будущим творением. Поэтому-то там и есть какой-то знак, иначе мы не смогли бы даже каким-то образом это отметить. Так Творец – это куцо шель юд (кончик буквы юд).

Рис. 9

Поэтому имя АВАЯ может быть обозначено либо буквой хей, где хей (пять) – это пять стадий (от нулевой до четвертой), пять частей. Либо как юд-кей-вав-кей, состоящего из куцо шель юд, которое как правило не обозначается, потому что нет такого слова, или такой буквы, и букв юд, кей, вав, кей. И тогда юд-кей-вав-кей – это имя Творца. Имя Творца – это кли, которое создано Творцом, и оно обладает самым большим желанием получать. Это желание хочет насладиться всем, что есть у Творца. Это желание, стать подобным свету.

Но почему мы говорим, что это кли – это Творец, Высшая сила, поклоняемся Ему, молимся Ему? Каждый может это увидеть в молитвенниках и разных святых книгах. Почему это так, ведь это всего-навсего кли, творение? Это происходит потому, что Творца мы можем раскрыть только в келим, только внутри своих исправленных желаний.

Человек имеет 613 желаний, или иначе это мы называем юд-кей-вав-кей. Впоследствии мы будем изучать, как эти четыре стадии распространения прямого света делятся на 613. И если человек знает, как наполнить правильно свои 613 желаний, через эти желания он познает свет, Творца, Высшую силу. Он объединяется с ней, начинает видеть, что она из себя представляет, как Он дает, как любит, как я даю, как я люблю Его, как мы объединяемся. Поэтому внутри человека, внутри его заполненных желаний, когда в них находится Творец, Высшая сила, свет – в этих исправленных желаниях мы открываем Высшую силу. И не может быть иначе.

Рис. 10

Невозможно появление Творца нигде, кроме как в наших исправленных желаниях. И поэтому исправленные желания творения мы называем Шем аШем (именем Творца). Имеется в виду само имя Творца – юд-кей-вав-кейЮд – это 10, хей – это 5, вав – это 6, и еще хей – это 5. А все вместе это 26 – хав-вав. Таким образом есть хав-вав и его наполнение. Наполнение означает сколько света вошло в это хав-вав, в это кли. И тогда вместе свет и кли называются Шем (Имя).

Рис. 11

Но почему свет и кли должны быть вместе? Потому что исправленное кли обладает той же природой дающего, что и свет. И поэтому они соединяются вместе. Исправленное кли – это 26, с наполнением, которое в нем раскрывается, со светом, с Творцом, который в нем раскрывается. Объединение Творца и творения называется: имя человека. Поэтому и существует обычай, когда у человека появляются какие-то проблемы, ему добавляют или меняют имя. Изменяющий место, изменяет имя. Изменяющий место, изменяет судьбу. Это исходит из того, что работа, совершаемая человеком изменяет его кли, каждый раз изменяется наполнение его кли, и поэтому изменяется его имя.

А все это исходит из развития кли из света, оно проходит четыре стадии развития – юд-кей-вав-кей, достигая совершенного кли. Таково совершенное кли, которое хочет наслаждаться всем, что есть в свете... Подобно тому, как я сижу за столом, на котором стоят разные яства, желая всем этим насладиться. И кроме того присутствует Хозяин, который говорит, что все это приготовил для меня, готов мне прислуживать, и очень ждал меня, зная, что именно я люблю, и что Он весь в моем распоряжении. То есть у Него нет ничего иного – все только ради меня. И Он сам и все, что Он сделал – все это принадлежит мне. И у Него нет ничего, что бы Он хотел для себя. Это то, что я сейчас обнаружил и этим я хочу наслаждаться. Это называется желанием наслаждаться четвертой стадии – это желание наслаждаться Творцом, как наслаждениями, исходящими от Него, так и Им Самим.

Это состояние настолько неограниченно, что называется Малхут де-Эйн Соф, Малхут мира Бесконечности. Приставка де означает принадлежность к чему-то, она досталась нам из арамита. Это означает, что это желание властвует, малхут от слова власть, и оно властвует над всем совершенно неограниченно. Поэтому и называется Бесконечность. А Бесконечность – это значит без границ. Но это не какие-то расстояния, или какие-то временные понятия, понятия движения или места. В духовном вообще нет времени, нет движения, нет места. Духовное – это только сила – сила желания отдать, сила желания получить наслаждение, сила мысли, и все.

Поэтому состояние четвертой стадии, которая хочет завладеть всем светом, захватить его весь, называется Малхут мира Бесконечности, то есть это Малхут без ограничений. И именно это называется творением. А все, что происходило до него на первой, второй и третьей стадиях – это все процесс развития творения. И поэтому все эти части в развитии творения до четвертой стадии, начиная от Замысла Творения, сверху вниз, называются стадиями Творца. Это свет, Творец, который постоянно только отдает, и отдает творению в его желание наслаждаться в первой стадии, которую создал, и наполняет его, снабжая разными понятиями. А когда передал ему все разнообразные понятия, категории, вложил в него все, что хотел, появляется творение, то есть четвертая стадия.

Рис. 12

Все предшествующие стадии – шореш, алеф, бет, гимель – называются стадиями Творца. Иногда мы их считаем без нулевой стадии, поскольку это еще не стадия, мы еще ничего не можем различить от света в нулевой стадии. Мы различаем это только внутри кли. А кли появляется только на первой стадии.

Четвертую стадию мы называем стадией творения. Рисунок получился немного перенасыщенным, но если вы вновь и вновь повторите то, о чем мы говорили, поймете, что ничего не поделаешь... Я бы и еще дополнил. Но вынужден начать новый рисунок.

Кроме юд-кей-вав-кей в нашей реальности нет ничего. Мы пришли к состоянию, когда видим, как создано самостоятельное кли. И это самое важное. Пока что это кли не сделало ничего самостоятельного. Но с этого момента и далее оно начнет действовать как самостоятельное. И это мы будем изучать. Сейчас мы изучали, как из света, в котором вообще ничего нет, из желания дать возникло желание получать наслаждения, которое хочет все поглотить.

Это желание ощущает себя самостоятельным. Оно желает властвовать, поэтому называется малхут, оно хочет получать и наслаждаться тем, что находится в самом наслаждении, приходящем от Хозяина, от Творца, а так же и от прислуживания Хозяина, от Его любви, от отношения Хозяина. Это желание безграничное, то есть желает наслаждаться не частично, лишь какими-то наслаждениями, а какими-то – нет, желая здесь быть подобным Хозяину, и отдавая Ему в ответ. Это желание без границ, и все, что оно раскрывает в Хозяине – как наслаждения, так и Его статус – желает поглотить. Это неограниченное самостоятельное желание – поэтому оно называется творением.

С этого момента начиная разговор о творении, мы начнем раскрывать, как это творение, которое состоит из юд-кей-вав-кей частей, желаний, проглатывает все, что желает ему дать Творец. И на самом деле Творец желает, чтобы оно насладилось всем. Но как творение достигает этого состояния?

Я хочу добавить, что каждая стадия включает в себя все предыдущие стадии.

Откуда исходит первая стадия? Она исходит из того, что в распространяющемся свете есть кончик буквы юд. Получается, что в свете присутствует некое начало, мысль о будущем творении. Будущее творение получит свое развитие из кончика буквы юд. Затем появляется творение, это первое кли, желание, и оно является дополнением этого кончика буквы юд, этой мысли.

Далее у первого кли появляется дополнение – это уже стадия бет. И стадия бет, кроме того, что внутри себя желает получать, сейчас на основе желания получать, уже получая, обнаруживает, что хочет еще и отдавать по мере получения. То есть вторая стадия не отменяет первую стадию. Она является дополнением первой стадии. Это дальнейшее развитие кли. И это похоже на то, как мы растем и развиваемся. И хотя я сейчас могу отрицать то, что хотел ранее, и думаю: «Как я мог вообще такое хотеть или делать?», и может быть я раскаиваюсь в этом и не хочу этого. Но я раскаиваюсь и не хочу этого потому, что прошел это, и это присутствует во мне, оно не исчезло. И хотя сегодня из своего настоящего состояния я могу сказать, что это было не хорошо, но это осталось во мне. А если бы этого не было ранее, я не получил бы уверенность в том, что это плохо.

Поэтому не может быть, что отдающее кли во второй стадии, несмотря на то, что противоположно получающему кли в первой стадии, отвергает первую стадию, просто оно находится над первой стадией, оно растет над ней.

Теперь поговорим о кли третьей стадии. Что значит, оно хочет получать, чтобы отдавать? Оно включает в себя две первые стадии. Третья стадия – это первая стадия плюс вторая. То есть две предыдущие стадии – это то, что у нас есть в третьей стадии. Две предыдущие стадии не исчезли, а находятся внутри третьей стадии – дают ей жизнь, поддерживают ее, потому что если что-то исчезнет, все развалится.

Как я могу сейчас вдруг раскаиваться в чем-то? Я помню, что я из себя представляю сейчас, помню, кем был когда-то, и, сравнивая одно с другим, думаю «что же я наделал?». Но я все-таки сравниваю эти два состояния, они оба присутствуют в настоящем, и я имею возможность их сравнивать.

То же касается и кли в третьей стадии, и даже когда оно приходит к четвертой стадии, желая насладиться от всего. А от чего это всего? Четвертая стадия – это всего-навсего развитие всех предыдущих стадий. В первой стадии было небольшое желание, которое не ощущало наслаждения, которое к нему пришло, потому что не было предшествующего ему желания. (Как это бывает, когда человек голоден, а потом насыщаясь, наслаждается). И оно не хотело отдавать, не подозревая о существовании Творца, и о том, насколько Он наслаждается. Поэтому оно не хотело получать наслаждения и статус Творца. То есть все предшествующие стадии присутствуют в четвертой стадии.

Поэтому мы говорим, что каждая стадия включает в себя все предыдущие стадии. И главная из них – это четвертая стадия, которая включает в себя все предыдущие. Поэтому мы можем поделить четвертую стадию на пять частей – нулевую, первую, вторую, третью и четвертую. Потому что они всегда в ней присутствуют. Иначе она сама бы не существовала, не достигла бы состояния, когда хочет все получить.

Рис. 13

Полное имя четвертой стадии – это юд-кей-вав-кей. И поэтому мы молимся об этом состоянии, просим, чтобы оттуда пришли к нам силы, исправления. Потому что это состояние самое наивысшее. Далее мы будем изучать, что вся реальность – миры, души – все является частями четвертой стадии. Четвертая стадия приводит себя к состоянию, подобному состоянию в Замысле Творения, когда предполагалось появление творения. И теперь в конце концов у нас есть самостоятельное творение. Но оно все еще не подобно Творцу, ведь оно желает получать наслаждение – немедленно и даром.

На последующих уроках мы увидим, как это претворяется в жизнь, и почему мы не находимся в состоянии, когда это не случается немедленно и даром. Почему мы не ощущаем себя находящимися в мире вечном и совершенном. Что с нами происходит? Но как бы то ни было, та же Малхут мира Бесконечности, о которой мы сегодня говорили – это по сути то творение, в котором все и происходит. Внутри Малхут мира Бесконечности находится весь свет и все присутствие Творца – как Его свойство отдавать, так и само качество отдавать. А то, что происходит во всей реальности – это то, что происходит с четвертой стадией. И кроме этого больше ничего нет. Поэтому Бааль Сулам говорит, что все творение – это желание наслаждаться. И он имел в виду то желание, которое находится в четвертой стадии. Это желание насладиться Творцом.

Об этом желании наслаждаться, которое является всей материей творения, мы и говорим. И все, что происходит, происходит в том же самом материале, в нем все и раскрывается – миры, как части четвертой стадии, души, как части четвертой стадии, их взаимоотношения – это силы, которые действуют в четвертой стадии. Духи, черти, образы, ангелы – все, что бы вы ни взяли, все это находится в четвертой стадии. А что касается этого мира? Все находится внутри нее. А после того, как мы изучим всю эту материю, мы начинаем ее изменять, то есть приводить к уровню подобия Творцу. И все зависит от нас. Изучая, как это сделать, мы изучаем науку Каббала.

А когда мы приводим всю эту реальность – все миры, все души к уровню, подобному стадии шореш, подобию Творцу – это значит мы выполняем исправления этой материи, 613 ее желаний. Это называется выполнением 613 заповедей. Свет, который наполняет нас на самом высоком уровне, называется светом Торы. А в Торе есть дающий Тору – Творец, который дает свет со всеми наслаждениями, которые называются таамей (вкусы) Торы.