Универсальная матрица. Ч.1. Тай Цзи

Аватар пользователя Олег Евгеньевич Жаворонков
Систематизация и связи
Гносеология

Матрица Тай Цзи

Матрица Тай Цзи, Великого Предела, начинается делением на две противоположности Инь и Ян. Ян и Инь в китайской философии чрезвычайно широкие понятия. Это - свет и тьма, тепло и холод, север и юг. Ближе всего к пониманию сути этих терминов - северный и южный склон холма. Диаметральные противоположные части одного целого, не имеющие четко определенной границы между собой, и не существующие друг без друга.

Китайские иероглифы, обозначающие определенные понятия, несут за собой гораздо больше значений, чем слово в буквенной письменности. Разными словами можно перевести один и от же иероглиф. Деление матрицы Тай Цзи на втором уровне выражено иероглифами Старый и Молодой. Так же перевод может быть как Большой и Малый. Возвращаясь к значениям Инь и Ян как склон холма, трудно понять, что значит Молодой северный склон. Достовернее всего будет объяснить "Молодой ян" как утренний склон, юго-восточный. А "Старая инь" как - северо-восточный.

Второй уровень деления матрицы Тай Цзи, обозначенный диграммами, не используется в гаданиях. Поэтому о философской сущности и интерпретации этого деления очень мало информации. Гораздо больше расписан третий уровень, уровень триграмм.

Сама Концепция Великого Предела часто ассоциируется с триграммами, бинарным кодом, выраженным сплошными и прерывистыми линиями. Есть очень много древних источников, посвященных описанию триграмм. Самые известные "И Цзин" и "Числа превращений дикой сливы Мэй-Хуа". Для сознания современного человека ближе всего описания из второго источника. Каждая триграмма ассоциируется с определенным набором признаков и предметов.

Базовые названия Тай Цзи для триграмм: Небо, Земля, Ветер, Вода, Гора, Гром, Огонь, Озеро.

Небо и Земля последовательное отображение первичного деления на Ян и Инь.

Ветер начинает переход от Ян к Инь с изменения нижнего яо, нижней линии бинарного кода. Две линии Ян вверху и одна Инь внизу ассоциируются с сильной энергией вверху над зарождающейся зыбкой, но вполне материальной, основой внизу.

Триграмма Вода имеет две иньские линии сверху и снизу, и яньскую сплошную линию в центре. Нечто вполне материальное, но подвижное, неустойчивое, подверженное постоянным непредсказуемым изменениям.

В триграмме Гора два материальных яо в основе и одно энергетическое яо вверху. Крепкий фундамент дает устойчивую опору, верхняя же часть, проявление сущности, может быть изменчивым и подвижным, но без отрыва от основы.

Гром рождается внутри материальной массы. Внешне прочный и основательный он подвержен внутренним сомнениям и метаниям, которые, впрочем не имеют существенного внешнего проявления.

Огонь - диалектическая противоположность Воды. Энергия, бушующая снаружи имеет источник и опору.

Озеро по своему символическому значению ближе к болоту. Вверху вроде бы твердая материальная оболочка, но под ней подвижная и неустойчивая энергия.