Тождество мышления и бытия как предмет философских размышлений Э. В. Ильенкова

Аватар пользователя Klark
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

ТОЖДЕСТВО МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ Э.В. ИЛЬЕНКОВА.

Э. В. Ильенков со всей решительностью настаивал на том обстоятельстве, что «принцип диалектического тождества мышления и бытия – своего рода пароль на право входа в научную философию, в пределы её предмета». (Диалектика – теория познания. Историко-философские очерки. М., 1964, с.54).

Сама категорическая форма данного тезиса далеко не случайна. Она вытекает из всей системы его взглядов и самой их сути. Суть же дела заключена в том, что всякий занимающийся философией, прежде чем дерзнуть на своё теоретическое «размежевание», скажем с И.Г.Фихте, Г.Гегелем или Л.Фейербахом, должен четко и определенно решить для себя вопрос о том, чем вообще «философия» отличается от «не-философии» и чем же, скажем, самый ругаемый (или экстравагантный) в истории философ-классик принципиально отличается от самодовольного обывателя, склонного выдавать свои досужие рассуждения за «философствование», а человеческие резонирования вообще, за философию.

Однако общая манера современного образования зачастую характеризуется как раз обратной последовательностью. Считается, что всякий заведомо знает, что такое философия как таковая, «философия вообще». Ведь любая учебная программа, в качестве первого шага, сразу же предлагает разобраться, чем одна форма философии (философия как наука, например) отличается от другой её формы (философия как идеология, культура, форма общественного сознания и т.п.), чем, скажем, «материалистическая диалектика» Маркса отлична от «идеалистической диалектики» Гегеля, И.Канта или Платона… Поскольку же общеизвестно, что заведомо Маркс «лучше» Гегеля (и его сотоварищей по философскому цеху), то, с одобрения парткома, тот или иной школяр, очередной карьерный «бурбулис – кириенко» ничтоже сумняшеся горделиво нарекает свои обыденные представления «диалектическим материализмом», а собственно философские идеи Гегеля или Адама Смита выдает за «идеализм», достойный лишь всяческого презрения «порядочных людей». Поэтому далеко не случайно, что в голове такого «философа» потом обнаружатся и позитивизм, и псевдо-экзистенциализм, пережитки натурфилософии, вульгарного материализма, экстрасенсорной мистики, парапсихологии, «либерального дуализма» и т.д. и т.п.

Что верно для философии вообще, то верно и по отношению к её основному вопросу. Зачисление «принципа тождества» мышления и бытия по ведомству лишь идеализма, основано на неумении отличать «всеобщее» от «особой формы выражения» этого же самого всеобщего, т.е. на неумении отличить предмет философии «как таковой» от идеалистической формы его выражения. А ведь это, как известно, есть нарушение правил элементарной формальной логики, предостерегающей всякое мыслящее существо от смешения, спутывания «одного» – с «другим».

Между тем, у оппонентов Ильенкова подобная путаница, как правило, как раз и случается.

Когда недоуменно спрашивают, что, собственно, следует понимать под тождеством мышления и бытия, то ответ состоит в том, что не следует здесь понимать ничего иного, кроме тождества с БЫТИЕМ именно МЫШЛЕНИЯ. Философски дисциплинированный ум должен уметь держаться исходных определений и последовательно проводить их во всех последующих рассуждениях и аргументах. Эвальд Ильенков же всегда говорит именно о мышлении, а не о «сознании», «представлении» или, например, «фантазии». Речь-то у него идет непременно о существе МЫСЛЯЩЕМ, а не грезящем или, например, мнящем…

Что же касается «головы» каждого отдельного человека, то в ней по традиции всегда можно обнаружить много всего и всякого… Философию же эта самая голова интересует именно (и только!) как орган МЫСЛИ человечески-деятельностного существа.

Это, однако, не исключает ведь возможности того, что голова может стать органом не только мысли, но и «НЕДО - мыслия». Имея в виду это обстоятельство, вся классическая философия (от Сократа, Платона и Гегеля до Аристотеля, Фейербаха и Маркса) четко и строго различает такие понятия как «сознание» и «мышление».

Иначе говоря, мышление обязательно есть сознание, но вот сознание-то далеко не обязательно и не всегда есть мышление. Поэтому принцип тождества «мышления и бытия» никоим образом не равнозначен принципу тождества «сознания и бытия». А ведь на этом упорно настаивают оппоненты Э.В.Ильенкова, пытаясь обратить против него знаменитые аргументы В.И.Ленина, употребленные последним, собственно, против субъективного идеализма в социологии своей собственной партии, эпохи возобладавшего меньшевизма.

Соотношение мышления и сознания, понятия и представления – тема, проходящая красной нитью через все философское творчество Эвальда Ильенкова.

Определив «ИДЕАЛЬНОЕ», как способность человека отделять «форму вещи» от самой же этой «вещи», а затем действовать с этой же «формой» как со специфической, самостоятельной вещью, он постоянно настаивал на том, что идеальное идеальному – рознь!

Философ, полагал он, никоим образом не должен путать идеальное «как таковое» – с той или иной, «особенной» формой этого самого идеального. Например, субъективная реальность данного человеческого индивидуума (предположим, «душа») есть лиши одна из многих форм идеального. Которое, однако, существует и в форме общественно развитой, специально институциализированной, системы духовного производства общественного человека (предположим, его «Духа»). Нарекать же «субъективное» - сущностью идеального, значит отчаянно грешить против правил формальной логики. Ведь умозаключение, согласно которому, «ежели субъективное есть идеальное, то тогда идеально и есть (!) субъективное» по своей логической природе аналогично следующему: «если все негры – люди, то, следовательно, все люди – негры»!

С позиций Э.В.Ильенкова (т.е., собственно говоря, всей диалектической традиции мировой классики), «представление» – это есть такая форма идеального воспроизведения внешней человеку вещи, которая одинаково хорошо вмещает в себя как «понимание» этой вещи, так и «не – понимание» её. Иными словами, в представлении идеально воспроизводится (ПРЕД-ставляется перед индивидуумом) и закрепляется в слове (для общего употребления человеческим коллективом), как внутренняя (т.е. необходимая), так и внешняя (поверхностная, случайная) форма предмета, внешней вещи. Процесс же «фильтрации», отделения необходимой формы от случайной, и есть ни что иное, как собственно процесс МЫШЛЕНИЯ, т.е. идеального воссоздания предмета в форме ПОНЯТИЯ.

Правила работы человеческой головы, осуществляющей такую фильтрацию, и носят в научной гносеологии наименование «восхождения от абстрактного к конкретному». Этот процесс «восхождения» К.Маркс, как известно, назвал способом «переработки созерцаний и представлений в понятия». Другими словами, главным Законом «духовно-теоретической деятельности» людей.

Но если метод восхождения перерабатывает «случайную» идеальную форму вещи в «форму необходимую», то, как же происходит совпадение «необходимой идеальной» формы – с «необходимой реальной формой» этой же вещи?

И здесь позиция Э. Ильенкова носит предельно определенный характер ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. То есть, материализма … без пошлостей!

… Ведь сама возможность идеального воспроизведения вещи, (т.е. отделения «формы» вещи от её же «материи», «субстрата», но с последующим «удвоением формы» на форму «реальную» и форму «идеальную»), обусловлена тем, что человек действует с вещью при помощи вещей же: в ручном труде, промышленном производстве, сельском хозяйстве… Именно этот всеобщий, необходимый общественный процесс производства и использования вещей природы для нужд человечества, и представляет собою ту стихию, в которой все вышеперечисленные дистинкции и происходят. А именно: вновь возникшая «форма форм» не только разделяет, но и обратно синтезирует их в исходное живое целое. Материальная форма вещи (и жизни) одинаково обща - как «материи», так и «идее» - именно своей формальностью. Обусловливая, в процессе продвижения «понимания» через паутину «представлений», и окончательную победу истинной идеальности над идеальностью мнимой.

Другими словами, для того, что бы в составе «сознания» данного индивида отделить друг от друга его «представления» о предмете от «понятий» о нем, следует посмотреть, то ли он делает, что говорит, и, наоборот, то ли он говорит, что делает?

Мышление о предмете тем и отличается от только «сознания» о нем, что, будучи идеальным способом воспроизведения имманентной (= всеобщей) определенности внешних вещей, оно является именно «универсальной» (на чем всегда Э.В.Ильенков и настаивал!), а не какой-либо «особенной» способностью человека. А универсальное существо тем и отличается от любого «не-универсального» существа, что может действовать не только «по форме», но и «по материи» вещей. То есть, может овладевать ими не только «на словах», но и «на деле».

Замена (вольная или невольная!) «мышления» на «сознание» ведет к заведомой подмене принципа тождества мышления и бытия на принцип «тождества бытия и сознания». Человек, который вздумал бы последовательно провести эту понятийную трансформацию в самой жизни, постоянно путал бы свои «мысли» о действительности со своими «представлениями», «мнениями» и «фантазиями» о ней. Заодно покидается и почва собственно философии, пределы её предмета, ибо такой «философ» соотносит не столько духовную жизнь людей с жизнью материальной, сколько «сознание общественное» с сознанием «индивидуальным», ориентируясь, при этом, не на «суть дела», а на «общественное мнение» и общепринятые предрассудки. А тот, кто постоянно это делает, в конце концов, не только путает действительные представления с не-действительными, но и путает «представления о действительности» – с нею же самой. Понятно, что, в конце концов, такой человек станет предметом профессионального интереса уже не столько для философа, сколько для психиатра.

*** *** ***

Критика изложенной выше концепции Э.В.Ильенкова в отечественной литературе, в её целом характеризуется не-научным, научным и анти-научным подходами.

О первом из них было сказано. Второй представлен в работах Г.С.Батищева, П.М.Егидеса и Мих.Лифшица. Его особенность состоит в том, что, встав на исходную позицию самого критикуемого ими автора, они пытаются обратить её против самого же Э.Ильенкова.

Как именно?

Отношение мышления к бытию не должно закрыть от нашего взора тот факт, что бытие «бытию» – рознь!- настойчиво напоминают они. Дескать, мышление, постигшее бытие в акте совпадения с ним, обречено открыть принципиальную… само-не-тождественность бытия.

Другими словами, бытие – это творчество. Все новое и новое порождение себя собою же. И потому-то, не-тождество бытия самому себе суть одновременно и не-тождество бытия – мышлению. Понимает ли эту принципиальную «тонкость» Э.Ильенков? – Скорее нет, полагают они…

И, на наш взгляд, – напрасно! Что бытие есть «творчество» – мысль эта такой же красной нитью проходит через все его философские труды, как и принцип «тождества». Здесь достаточен всего лишь простой текстуальный анализ – и нет проблем.

Но, более того, и мышление «мышлению» – тоже рознь!- углубляет выдвинутый против него вопрос уже и сам Ильенков. «Косное», нетворческое мышление в свою очередь соответствует и «нетворческому» же, косному бытию… Блестящих вариаций на данную тему у этого автора несть числа!

Наконец, укажем здесь и на один пример ненаучной критики нашего автора, которая имеет особый, так сказать, «институциализирующий» характер. Это монография М.Н.Руткевича «Актуальные проблемы ленинской теории отражения», С-УКИ, Свердловск, 1970., которая была положена в основу создания так называемой «Уральской философской школы», вот уже несколько десятилетий подряд институциализированной в виде философского факультета УрГУ. Через игольное ушко её концепций прошли сотни и даже тысячи дипломированных философов, а так же аспирантов и докторантов иных, «нефилософских» специальностей.

Её доктринальная суть: тождество мышления и бытия – это специфический язык «гегелевской», а, следовательно, немарксистской философии, несущей в себе «идеализм» и «агностицизм», со всеми признаками антимарксизма и антисоветского «ревизионизма» (см.: указ. соч., с.27-34.) Ученый арсенал М.Руткевича в этом «анализе» известен: мышление у критикуемого им автора, - это «сознание» и даже «ощущение», а вот бытие – это, дескать, «предмет», «физическое» и т.д. и т.п. То есть, типичная ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ! Со всеми вытекающими (и уже драматически свершившимися!) отсюда последствиями, кстати говоря…

Валерий МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук

ноябрь 1982 – февраль 2003

Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III тысячелетии…

Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2003, с.60-63.)

Комментарии

Аватар пользователя Корвин

Кажется, что автор гипнотизирует читателей словом «бытие». Не поддаваясь гипнозу, хочется наивно спросить: «бытие чего?». Мышления? Сознания? Материи? Предметного универсума? Если мышления, то «тождество бытия и мышления» просто тавтология.

Аватар пользователя Klark

Корвин , 8 ноября, 2008 - 22:39.

ПИСАЛ : Кажется, что автор гипнотизирует читателей словом «бытие». Не поддаваясь гипнозу, хочется наивно спросить: «бытие чего?». Мышления? Сознания? Материи? Предметного универсума? Если мышления, то «тождество бытия и мышления» просто тавтология.

Спасибо за рецензию, но нужны Ваши уточнения.

1 «Кажется, что автор гипнотизирует читателей…» - Кажется? Или гипнотизирует на самом деле?

2 «…гипнотизирует читателей словом «бытие». – Гипнотизирует читателей «словом» бытие, или КАТЕГОРИЕЙ Бытия? Ежели, вдруг, «категорией Бытия», то… То не находится ли автор и сам «под гипнозом» у этой Категории?
Ежели «находится», то не есть ли это само-гипноз Читателей, а автор – всего лишь разделяет его с ними? Стало быть, во всем «виновата» Категория БЫТИЯ… А?

3 «…Не поддаваясь гипнозу, хочется наивно спросить…». – То есть, «задать вопрос» о Бытии «как категории», но вне его категориального смысла и значения? Игнорируя его, этот смысл… Стало быть, «из-за» пределов Самого БЫТИЯ «спросить» про бытие? То есть, пошутить? Или спросить всерьез? Если спросить серьезно, то… (и подумать-то страшно!) задать свой вопрос аж из НЕ-БЫТИЯ!?! Бр-р-р-р…
Думается, что, скорее всего, «пошутить»…

4 «спросить: «бытие чего?» - Вы хотите сказать, что бытие – это всегда только «предикат», но никогда – не «субъект» ?! Бытие …Самого БЫТИЯ – не бывает?!
Вы – за «без-Субъектное» бытие? (Бытие с «маленькой буквы»?)

5 «Мышления? Сознания? Материи? Предметного универсума?» - Вот, относительно «Предметного универсума»…
Вы, в вопросе своем, отделяете Универсум «предметный» от «универсума без-предметного? Или, как?
Конечно, с т.з. бессубъектного бытия и Универсуум – тоже без-предметен. А как же иначе: ежели он даже и себе самому – не Предмет, то он немощный какой-то… Не-до-«универсальный», стало быть! Тогда-то и «дополнять» его надо. А для этого и оговариваться специально приходится в вопросе своем… Или, как?

6 «Если мышления, то «тождество бытия и мышления» просто тавтология». – Что ж тут сказать. Ведь, ежели есть ТОЖДЕСТВО мышления и бытия – то, как неизбежный технологический результат, есть и «просто тавтология»…
Но, вот, если имеется ТАВТОЛОГИЯ, то «тождество» мышления и бытия вовсе не обязательно имеет место быть. А уж если и «есть», то далеко не всегда.

Сколарх,
Философского клуба,
Сайта «Дербентская СТЕНА».
Г. Екатеринбург.

Аватар пользователя Александр

Хочется спросить у автора текста про Ильенкова: а он сам от лица Бытия говорит, или от своего лица? А если от своего, то он являет не само Бытие, а знание о бытии, или бытие знания о бытии. Разве не так?

Аватар пользователя Серж

"...Кажется, что автор гипнотизирует читателей словом «бытие». Не поддаваясь гипнозу, хочется наивно спросить: «бытие чего?». Мышления? Сознания? Материи? Предметного универсума? Если мышления, то «тождество бытия и мышления» просто тавтология.

..."

Хочется наивно и ответить: "бытие сущего в нашем сознании".
Вот только с тождеством бытия и мышления не все в порядке. На мой взгляд, процедура копирования, фотографирования и отображения во всех возможных формах (включая сюда и мышление) и содержаниях - вот это и есть бытие сущего в нашем сознании.А вот с не тождеством бытия и сознания я полностью согласен.
Истолог

Аватар пользователя Ron

: Klark, Корвин
Наверно, надо говорить о бытии человека, вложенном в бытие мира. Я так понимаю, у Гегеля более общий взгляд, включающий и бытие мира, и это больше похоже на философию, поскольку не может быть бытия человека без бытия мира.

Мне кажется, вопрос не в том, чтобы все "наконец-то" поняли, что мышление и сознание - разные вещи, а в том, чтобы увидеть некую основу мышления и сознания, восходящую к Миру. Не человек обретает сознание в саморазвитии, а Мир поддерживает развитие человека и даёт основу для его мышления и сознания как со-знания.

В качестве такой основы Гегель предложил объективировать Дух, Разум - особую мировую реальность, оживляющую категориальный космос, дающую смысловое содержание категориям, понятиям, которые в традиционной логике предстают как "мёртвые", лишённые живительной, объединяющей основы.

Диалектический материализм отказался от предложения Гегеля как от "иллюзии идеализма" и "революционно" ограничился бытием человека в обществе, в результате получилась не философия, а скорее некая конструктивная социология, или, скажем так, конечно-операциональный вариант философии, лишённый, на мой взгляд, возможности раскрыть суть сознания, что представляется вопиющим недостатком "материалистически понятого мышления".

Вообще-то, материализм, если бы он подавался умеренно (именно как осознанно конструктивный вариант философии) можно было бы принять в качестве пред-философии уже в силу его хорошей дидактичности - наглядности, близости к непосредственной практике. Псевдо-самотождественность (обратных связей в трудовой деятельности), общественные отношения (конкретная форма взаимодействия индивидов) как псевдо-субстанция, это тоже, наверно, ценность, хотя и несколько иного рода - как крыльцо перед дверью, промежуточная ступень.

Однако, поскольку лично я настроен на поиск нового и не нагружен задачами преподавания, то всё же предпочёл бы фантазии, грёзы, мнения и даже недомыслие :)) - всё то человеческое, что материализм выметает, как будто не понимая, через чего прирастает знание.

А зачем пугать людей психиатрами? Чтобы перестали искать новое? Это значит, такая нынче консервативно-практическая идеология?

Аватар пользователя Klark

Э.В.ИЛЬЕНКОВ И РУССКИЙ АКАДЕМИЗМ
(к 80-летию со дня рождения философа)

Если верно, что, вступая в 3-е тысячелетие, Россия не собирается отказаться от себя самой, то 21 век обречен на новые и новые подтверждения русской «всечеловечности», дистинктивно-дискриптивно оформленной еще А.С. Пушкиным, П.Я. Чаадаевым и Ф.М. Достоевским.
...Из беспощадного столкновения русского и немецкого национального Гения, как известно, родился знаменитый АКМ. Совсем недавно НТВ показало нам сюжет о том, как пятилетний палестинский малыш, обхватив обеими ручонками АКМ, громко кричит: «Я хочу автомат Калашникова! Я хочу автомат Калашникова!».
Зато несколькими минутами ранее, веселые болгарские детишки, подпрыгивая и весело смеясь, в виду своего Симеона, наперебой кричат: «Мы хотим царя! Мы хотим царя!».
Именно всечеловечности русской души по силам, не впадая в тот или иной нервный срыв, освоить и гармонично выразить эту реально оформившуюся р а з в и л к у исторических путей в уже наступившее будущее...
Но, как?
Духовно-психологическая конституция, востребованной нынешнем человечеством современной, русской души, ярко и надежно, на наш взгляд, представлена такими русскими именами, как А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков и В.В. Кожинов.
Каждый из них – это, в буквальном смысле слова, СОСТОЯВШАЯСЯ Россия!
Свою кон–гениальность тому и другому авторам В. В. Кожинов заявлял и обосновывал не раз, прежде, чем покинул нас в 2001 году.
А.Ф. Лосев, всей своей жизнью и творчеством, осуществил синтез между классической русской и классической греческой стихией, попутно найдя действительное место классической цивилизации Запада («Гуманизм – гора трупов»). Его «История античной эстетики» и «Эстетика возрождения» - тому блестящий пример.
Э.В. Ильенков, в своей «Диалектической логике», чью методологию («мыслить самими фактами») В. Кожинов блестяще применил в монументальном 3-х томнике («История Руси и русского слова», «Россия: век ХХ (1901-1939)» и «Россия: век ХХ: (1939-1964)», осуществил бесспорный синтез русской и классической марксистской мысли XIX – XX веков. Оговорив условие, что и то и другое – это «именно мысль», а не псевдоинтеллектуальный блеф либо номенклатурно-бюрократический обман.
И тот, и другой и третий доказали и продемонстрировали не раз: настоящий русский человек, готовый и способный вынести синтез веков и тысячелетий, всегда ежесекундно стоит перед актуальным жизненным выбором: сытость или Правда; Бытие или реальность; социальное животное или Человек?!
Сегодня оголтелый карьеризм, находящийся на бесстыдной службе у своекорыстия и у культа личности ближайшего начальства, и дальше толкают человечество по пути палестинского карапуза, обнимающего русскую гениальность за рожок его АК. И если русские герои мысли правы, то академическое мародерство на службе у карьеризма, ведущее человечество в не-бытие (µ? ??), воистину бессильно перед максимами истинно русского бытия (????? ??) :

- мыслить мыслью! (Э. Ильенков).
- мыслить фактами! (В. Кожинов).
- воистину мыслить людьми! (А.Лосев)

Колоссальный жизненный Предмет, который прекрасно персонифицировали все они, мы уже поименовали словом «состоявшаяся Россия». Однако, в специальном смысле этого слова, его можно определить как «аутентичную академическую стихию». Точнее, «Русскую Академию». А в смысле всемирно-историческом, как жизненную Истину человеческого Бытия.
Стихия эта – фактитчность мыслимо - мыслящего и мысляще - мыслимого Человека – принципиально не сводима ни на один из отвлечённых (абстрактных) моментов своей конкретной целостности. Своей живой жизненности!- иначе говоря…
Типичнейший пример сей «мертвящей абстракции» – знакомый каждому из нас фетишизм факта. Вот что сказал по этому поводу (буквально в день и год своей кончины) А.Ф.Лосев: «Меня, как и всех, всегда учили: факты, факты, факты, самое главное – факты. От фактов – ни на шаг. Но жизнь меня научила другому, я слишком часто убеждался, что все так называемые факты всегда случайны, неожиданны, текучи и ненадёжны, часто непонятны, а иной раз даже и прямо бессмысленны. Поэтому мне волей-неволей часто приходилось не только иметь дело с фактами, но ещё больше того с теми общностями, без которых нельзя было понять и самих фактов. И вот та реальная общность, те священные предметы, которые возникли у меня на путях моих обобщений: родина, родная гимназия, которую я кончил ещё до революции, единство филологии и философии, Кирилл и Мефодий, как идеалы и образцы этого единения». (Цит. по: «ДЕТСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ. БОГОСЛОВИЕ и КУЛЬТУРА. Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале. Екатеринбург, 1998, с.61.)
Но священным предметам Жизни угрожает не только это. Грозит ей и нарочитый вербализм мысли ( Э.Ильенков любил повторять слова Л.Фейербаха: «если бы мысль и слово непосредственно совпадали, то самые большие болтуны были бы самыми великими мыслителями!»). Грозит и вездесущий фетиш «Закона… без Благодати», который, по В. Кожинову, оставляет под запретом уже и самую фактическую жизнь.
Только «нужные слова», только «разрешенные факты»! Только – политкорректно! – вот его вопиющий девиз.
Не «НОМОС», но «Л О Г О С»! То есть, бытие как благодать! – вот, в свою очередь, девиз русского академизма, не согнувшего выю перед вездесущим академическим мародерством современных «социальных животных», занимающихся «метафизикой»… Чьими неутомимыми усилиями была организована (всё ещё продолжающаяся) травля и Лосева, и Кожинова, и Ильенкова.
… Ф И Л О-логическое отношение к русской жизненной стихии, к национальной гениальности, в нынешнем нашем Отечестве означает следующее: во-Истину предметна не столько «русская цивилизация», её «социум», сколько «русский СОФИУМ». Реальность Русского Логоса, иначе говоря.
Самый свежий пример «борьбы за Логос» на почве современного образования (призванного отделить и защитить людей от социальных животных!) даёт РЕЗОЛЮЦИЯ II Российского философского конгресса “XXI век: будущее России в философском измерении» (см.: «НАУКА УРАЛА», декабрь, 1999, № 23).
Её суть: образование должно быть не столько высшим, сколько полным. Высшее образование вместо полного – это всего лишь современная формула н е о б р а з о в а н н о с т и.
Образование без …логики, ведёт к диплому… вместо образования. Его результат – катастрофа для личности и для общества.
Это видно «даже по фактам»…
Ибо это – воистину так!

ОПУБЛИКОВАНО: В.А.МОЛЧАНОВ «К 80-летию Э.В.ИЛЬЕНКОВА: доклад к VI Международной научной конференции «Ильенковские чтения – 2004». Екатеринбург-Москва, 2004 г. с.29-30.

Аватар пользователя Александр

Прекрасно, но полуправда. Философское сообщество продолжает "не замечать" самого неуютного отечественного философа - Георгия Петровича Щедровицкого, - хотя и труды его стали публиковаться, и известен он практически всем. А его творчество - явление значительно большее, чем Ильенкова и даже, по-видимому, Лосева.
Если Россия хочет быть в своей истории, она должна уметь закглядывать и в будущее мировой философии - то есть в наработанное московским мектодологическим кружком.

Аватар пользователя Fray

Если я правильно понимаю, Георгий Петрович занимался вопросами сознания и рефлексии, в интернете есть где-нибудь электронный вариант его трудов?

Аватар пользователя Александр

Понимаете неправильно. Г.П.Щедровицкий строил теорию мышления и деятельности, рефлексию считал одной из функций мыследеятельности, а сознание считал производным и вторичным иот мыследеятельности. Через "Яндекс" все легко ищется.

Аватар пользователя actuspurus

1. Вопрос о тождестве мышления и бытия очень интересный, но суть этого тождества не является чем-то мистическим и имеет простое содержание.
2. Для прояснения этого следует обратить внимание, что всякое тождество, скажем, А=А есть тождество (равенство) различенного, а именно "А, стоящего в равенстве справа" от "А, стоящего в равенстве слева". В противном случае не говорят о тождестве, а говорят об "Одном", говорят просто А.
3. Теперь переходя к тождеству мышления и бытия, мы сразу замечаем, что одновременно утверждается и тождество и нетождество, различие. Об этом Гегель, вслед за Шеллингом кажется, в своей афористической манере любил говорить как о "тождестве тождества и нетождества". Иначе говоря, мышление и бытие в чем-то тождественны, но в чем-то и различны. В чем же здесь тождество?
4. Оказывается вопрос собственно тождества бытия и мышления имеет простое содержание, а именно для мышления - все есть мышление. Иначе говоря, с позиции мышления все будет становиться мыслью - вещи, люди, весь мир. Мышление так относится к бытию, что сводит его к мышлению. Вот и все тождество. Опять же никакой мистики.
5. Аналогично, этому можно говорить и о тождестве бытия и сознания, бытия и восприятия, бытия и зрения, бытия и слуха и т.д. Везде один и тот же принцип - между воспринимающим и воспринимаемым (понятыми в самом широком смысле) дело обстоит так, что мы имеем тождество воспринимающего и воспринимаемого. Как это происходит? Воспринимающее может что-то воспринять только тем способом, каким оно устроено - мышление только мыслить, сознание - сознавать, зрение - видеть и т.д. Только таким образом, возможен переход от одного чего-то нам инородного - бытия (воспринимаемого) к тому, что является для нас нашим - воспринятым. Как извествно, сравнение возможно только на общем поле - этим общим полем всегда для нас является поле воспринимающего.
6. И наконец, последнее, сознание шире мышления. Мышление - это только одна из способностей сознавать, наряду с чувствованием и представлением. Главное тождество, далее которого мы не можем продвинуться принципиально - это тождество бытия и сознания. С этой точки зрения говорят, существовать - значить быть воспринимаемым, все есть нечто для некоторого сознания и т.д.
Более того, о тождестве бытия и мышления вообще можно что-то содержательное сказать только потому, что оно не предельно, ведь не все есть мысль, есть еще чувственное, воспринимаемое и представляемое. А вот о тождестве бытия и сознания сказать уже ничего нельзя, кроме констатации его предельности: существует только, что может быть дано некоторому сознанию и, наоборот, что что сознается существует. Разговор об иллюзиях, фантазиях и др. здесь уместен, но это отдельная большая тема. :))

Аватар пользователя Корвин

Как я понимаю, когда философы говорят о мышлении, то имеют в виду не любую мыслительную деятельность, а только рациональное мышление. Т.е. такое мышление, которое может быть осознано и рационально объяснено. А может ли такое мышление быть объяснено исходя из самого мышления? Существует ли непрерывный поток чистого мышления? Мне кажется, что нет. Мышление (рациональное) всегда загрязнено актами сознания и может быть объяснено только с их учетом. Если это так, то тезис о тождестве бытия и мышления неверен. Мышлению для самообъяснения приходится полагать, что есть что-то не тождественное ему.

Аватар пользователя in_bukin

- - - - - - - - - - - - -
Мне понравилось данное направление суждения: интуитивное понимание сложности данной проблемы.

Вопрос тождества бытия и сознания, бытия и мышления весьма сложен, чем больше информации нам будут предоставлять науки, тем больше вопросов мы получим. Силами одной классической философии этот вопрос невозможно разрешить. Нужна работа психологов, психиатров, биологов как минимум.

Гегель разделял мышление на рассудок и разум, причем, противопоставляя, их друг другу: «… рассудок упирается в разум…».

Современные психологи разделяют на сознание и подсознание. По данным ученых сознанием осознается 10-20% процессов мышления, проходящих в мозгу, остальное принадлежит подсознанию. Добавим, что из осознанных процессов мы можем формализовать (выразить в виде слов и знаков) еще существенно меньшую часть. Учитывая эти факты, довольно сложно определить о каком тождестве какого мышления и бытия может идти речь.

Аватар пользователя Klark

ПАФОС И ПОЭЗИЯ МЫСЛИ

«Мы духовные существа. А детство – это земля и почва нашей души, это небо нашей души» – сказал в своём недавнем интервью актёр и режиссёр Ролан Быков. И суть сказанного, конечно, вовсе не в том, что человек – существо бесплотное. Она в том, что взросление человеческой души – это процесс деликатный и, одновременно, величественный. Процесс, сравнимый разве что со становящейся гармонией вселенной, а может быть и ещё более значимый.
Но если о законах вселенной можно узнать из науки астрономии, то где же можно прочесть о законах человеческого духа?
Вполне ясный и исчерпывающий ответ на такой вопрос заинтересованный читатель найдёт в книге известного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова, названной им «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. Очерки истории и теории». Это уже второе издание книги автора, чьи труды оказали своё благо-творное влияние на несколько поколений философов, да и просто культурных людей, не только в нашей стране, но и за рубежом.
О чём же она, эта книга?
Книга эта о мышлении и его законах. Об истории логической науки. О значении и роли мышления в жизни человека и его судьбе. О материалистической диалектике как логике коммунистического мировоззрения нашего современника, действенном духовном орудии борьбы за его счастье.
Что такое идеальное? Мыслит ли мозг или человек, при помощи мозга? Что предпочтительнее и достойней человека: мыслить абстрактно или же мыслить конкретно? Что такое всеобщее: существует оно лишь в человеческой голове или же всеобщее, как и абстрактное, есть в самой действительности? Всегда ли целое больше части? Не может ли целое стать частью своей же собственной части, а часть стать целым для своего же собственного целого?
«Загадка мыслящего тела» – так обозначил Э.В.Ильенков узел этих, а так же других трудностей и проблем, с которыми на протяжении многих и многих веков пытаются справиться лучшие умы человечества. Именно через общение и живой диалог с такими корифеями философской науки, как Аристотель и Спиноза, Декарт и Кант, Гегель и Ленин, Маркс и Фейербах ведёт автор своего читателя к постижению этого загадочного «мыслящего тела», в его отличии от тела немыслящего.
Что люди обладают мышлением – это известно каждому. Но, ведь, далеко не всё то, что нам с вами «хорошо известно», можно считать глубоко и основательно п о н я т ы м. Как о человеке опрометчиво судить по тому, что и как он сам о себе думает и говорит, так и о мышлении нельзя судить по его самомнению. Гораздо полезнее посмотреть, что и как оно на самом деле делает, даже не отдавая себе в том ясного и правильного отчёта.
Например, людям часто кажется, что мыслят они только тогда, когда из множества вещей выбирают какой-то один, повсеместно встречающийся признак, именуя его «понятием» о вещи. Именно по этому самому поводу мы и встречаем в книге забавную философскую притчу: Живёт в курятнике курица. Каждый день приходит хозяин и приносит ей поклевать зёрнышек. Курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина - связано с появлением зёрнышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зёрнышками, а с острым ножом, чем убедительно докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения. И такое «куриное мышление», если придерживаться его не на словах, а на деле, способно подвести тебя на каждом шагу…
Люди долгое время встречали белых лебедей, из чего и сделали вывод: все лебеди белы! И были убеждены в этом до тех пор, пока в Австралии не были обнаружены… чёрные лебеди.
Только через включение в логическую науку людских дел и поступков можно понять, как мыслят люди. Потому-то и следует, говорит наш автор, смотреть на мышление как на такую деятельную способность человека, которая обнаруживает свою энергию не только в «говорении», но и во всём грандиозном процессе созидания культуры, всего предметного тела человеческой цивилизации, включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства.
…Как-то так случилось, что гуляет по свету мнение, будто пред м ы с л я щ и м взором на мир должны меркнуть все краски жизни. Книга Ильенкова решительно и бесповоротно опровергает этот ходячий предрассудок. С большой пользой для себя прочтут её юноша и девушка, старший школьник и студент, молодой рабочий и комсомольский пропагандист, любой культурный человек. Листая её страницы, мы невольно оказываемся захваченными поэзией и пафосом той величественной духовной работы, которая издавна (и неспроста!) именуется ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ М Ы Ш Л Е Н И Е М.
Валерий МОЛЧАНОВ, преподаватель
Свердловского медицинского института,
1. кандидат философских наук
"НА СМЕНУ!", 25 мая 1985 года, тираж 155 000.

Аватар пользователя ketab

to Klark:
Это что, реклама?

Аватар пользователя Klark

ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПА «ТОЖДЕСТВА МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ»

Тот, кто знакомился с хорошей, настоящей философией, знает, что принцип этот, например, у Бенедикта Спинозы (1632-1677) сформулирован так: порядок идей должен соответствовать порядку вещей.

Для человека же молодого это, как минимум, означает то, что Идеалы его не должны быть оторваны от его же реальной Жизни («порядка вещей»).

Но, согласитесь: порядок вещей – это на сегодняшний день такая «вещь», которую мало кто (даже и из взрослых!) способен хоть сколько-нибудь внятно и разумно нам пояснить. А уж если взять, например, такой авторитетный для всех слой взрослого народонаселения, как слой образованных и учёных («профессионалов», «специалистов» или «экспертов»), то впору и за голову схватиться, и в уныние впасть…

Судите сами: все они – пережили 1991 год! Стало быть, судьба у них общая, А мысли – разные! Как же нам, молодым, это явное несоответствие понять? Одни утверждают, что год этот – хорош , другие – что «плох»…

Одни говорят, что …до 91-го «было лучше», а стало - хуже. А другие же, наоборот – что «после 1991 г. стало лучше», а было хуже. Третьи, что «до» и «после» – всё «один чёрт!»

Одни говорят, что «сами виноваты» во всем, вторые – «виновата заграница». Третьи – что «никто не виноват»!

Один же из нас в то время в детсаде под стол ходил! Поди, разберись теперь тут…

Впрочем, на этом «базаре мнений» просматривается и такая, общая для них для всех, цена: те, кто охотно нам, молодёжи, сегодня «разъясняют», - (все, как ОДИН!) - дают пояснения разные, а вот поведение при этом демонстрируют одно на всех. А именно: все они сделали карьеру; все позащищались и «остепенились»; все заимели «своё дело»; каждый счастливо избежал судьбы «маргинала»! Наконец, никто из них, уж совершенно точно, за последние 15 лет – НЕ ГОЛОДАЛ…

Словом, самая главная для молодёжи Инстанция - взрослые – все авторитетно нас поучают. А именно: УЧАТ говорить одно; думать другое, делать же – третье! Короче, «порядок идей» и «порядок вещей» во взрослой жизни и в поведении их не только не соответствуют, но и явно противоречат друг другу! – ежели это по-философски говоря…

Философия старого «советского парткома», который, как сквозь стену, «невидимкой» прошёл через 91-й год, всё это охарактеризовала бы так: «бытие и сознание – противоречат друг другу». При этом, противоречат совершенно по-детски! – добавим мы уже от себя. Ведь только ребёнок и согласился бы называть такое положение вещей - «обществом». И дать формальное «согласие» на то, что он-де, в нем… «живёт». (Благо, что свидетельство о рождении он в состоянии весьма-весьма «бессознательном» получает…) А ведь члены этого всепроникающего «парткома-невидимки» и сегодня активно «участвуют» в формировании идеалов современной российской молодёжи…

Не сомневаюсь, что и Спиноза, и, солидарные с ним, такие почтенные представители взрослого мира, как Сократ и Платон, Аристотель и Гегель, А.Лосев, Г.Плеханов и Иван Ильин – все как один от такой «педагогики» в тихий ужас бы пришли… А самим-то молодым, каково?

Вот почему не «диссертационная», а настоящая, научная педагогика так прямо нынче нам и говорит: ВЗРОСЛЫЕ – ЭТО ДУРНЫЕ… ДЕТИ! (см.: Молчанов В.А. «Все мы родом из детства!», В сб.: Россия в III тысячелетии…, Екатеринбург 2003 г., с.39.)

Согласитесь, что когда взрослый передаёт свои идеалы молодому человеку («социализирует» его, например), то он - делится с ним. По-латыни, «разделить» – значит обобществить, «сделать совместным», общим… Как условие для этого: между «головой» взрослого и его же взрослым «седалищем» никакой такой «пропасти» и быть не должно. А как результат: возникает общественное бытие, в качестве солидарности поколений в их же совместной жизнедеятельности. Способность к «общению», к беспрепятственному и недвусмысленному «со-общению» друг другу, способность к ОБЩЕСТВУ, стало быть…

Человеческому обществу, по научному говоря! Так – у взрослых людей, т.е. тех, которые членами хорошей философии являются…

А вот ранее обрисованный же «порядок вещей», что преподан нам всем теми взрослыми, что «членами 1991 года» пребывают, то он гарантирует нам лишь одно. А именно: неизбывное противоречие между «прошлым и настоящим», Словом и Делом, между взрослыми «одними» и взрослыми «другими», между «Головой и Седалищем»… И добро бы еще своим собственным! А то ведь и того обидней: об чужое… «Выше-стоящее» седалище, не по своей вине и воле, биться раз за разом приходится!!!

На языке научном – это «Культ личности ближайшего Начальства» называется!

Увы, увы… Ничего другого «мир взрослых» нынешнему юношеству в принципе пока предложить и не в состоянии.

Изложенная же в этих тезисах позиция, в мире «остепенённых взрослых», носит название «философского пессимизма». Философия же в нём, однако, ничуть не виновата. В пессимизме этом - настоящая философия не причём !

Как утверждал один, не запятнанный «советским парткомом», молодой ученик Гегеля (1770-1831), «не только Философия должна стремиться к действительности, но и Действительность должна стремиться к философии».

Дело, по-видимому, в том, что нынешнее «общественное бытие» – само по себе философии не достойно. А «хозяином» то бытия этого – взрослые с «авторитетом» и являются. Сегодня они охотно и наперебой предлагают молодым свои мнения. Разные – на любой вкус. А хочешь – так (за особую плату) и «особенные» мнения какие-нибудь тебе предложат. (Ведь образование-то и само платное нынче у них - для нас!)

Беда в том, что никто из них только вот ЗНАНИЯ нам предложить не дерзает. И не случайно.

Ибо Знать – значит взять ВСЮ ПОЛНОТУ ответственности прежде всего (и исключительно) НА СЕБЯ САМОГО!

За что же? А за всё, что со страной за последние 15 лет случилось. Стало быть, и за нас – молодых. ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ! Тогда-то только и возникнет в обществе место для «идеалов». Да и само «общество» возникнуть наконец сможет. Общество, в котором справедливости и идеалов хватит на всех.

Илья «Х», студент УГТУ-УПИ,

(Алексеев В.А. научный консультант,

Член Педагогического общества России

По Свердловской области,

Член Свердловского областного

Общества «ЗНАНИЕ»,

Член Уральского отделения

Философского общества СССР,

АН СССР).