Первопричина, как иллюзорное оживление единого процесса

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Стоит ли человеку сомневаться, что он и Мир - единое целое?

Единое целое, в котором нет места "первопричине". Точнее есть, но лишь для самого человека.

Но что это, человеческая первопричина? Стало быть, это иллюзорное восприятие "начала" одного процесса и "окончания" другого. Но ведь, действительно, для человека имеет место быть деление различных процессов. Значит возможна и первопричина, но опять-таки для сознания человека.

Понятие "человеческой первопричины" я предлагаю рассмотреть в рамках ситуационного процесса. То есть, не углубляясь во всемирный процесс бытия, а рассматривая конкретную ситуацию.

Ситуация. В жизни человека начинают происходить неприятные для него события. Человек начинает искать причину, то, отчего всё произошло, фактически, первопричину. Кто-то найдёт её в себе, кто-то в окружении, обстоятельствах. Но ситуация не была бы возможна, если бы были обстоятельства без человека, или человек без обстоятельств. Далее можно заметить только одно: искать здесь первопричину быссмысленно. Логически, из вышесказанного можно предположить, что данная ситуация именно в таком виде и форме существовала всегда. Но это не так. И это серьёзно противоречит всей теории. Для сознания человека данная ситуация появилась только что, а значит именно в таком виде и такой форме она существовала не всегда. Она могла существовать потенциально, но вместе с сознанием её не было ещё никогда. Значит, нужно разбираться в этом недоразумении.

Скорее всего, недоразумения здесь нет. Просто все причины явились "первопричинами" данной ситуации одновременно. Если бы это было не так, то именно такая ситуация, именно в таком виде не существовала бы. Каждая ситуация - это единица, которая вытекает из другой абсолютной единицы.

Комментарии

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Остаётся добавить, что человек замечает только примечательные "единицы". А так как это порождает разрыв процесса в сознании, то человеку не обойтись без иллюзии пресловутой "первопричины".

Аватар пользователя Сергей Александров

Олег, а как Вы считаете, в чём первопричина человеческой свободы?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Первопричины человеческой свободы не существует.

Аватар пользователя Сергей Александров

Здорово. Смотрите. У всего есть причина, кроме..., а точно , кроме первопричины. У человеческой свободы нет причины. Тогда возможно, что она, та самая первая причина, других причин?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Вряд ли

Аватар пользователя Сергей Александров

Давайте всё-таки логично рассуждать. У всего существующего есть причина, кроме первопричины. Если допустить, что свобода существует, а причины у неё нет, то значит она первопричина. Где ошибка?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Ошибка в том, что когда я сказал, что у свободы нет ПЕРВОпричины, я подразумевал, что это относится и ко всему прочему, а не только к свободе.

Аватар пользователя Сергей Александров

А причина у чего-нибудь хоть есть? А как просто с причиной обстоят дела?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

В тексте написано. У всего есть причина

Аватар пользователя Сергей Александров

Что Вы имеете под "у всего"? Понимаете, что возникает логический парадокс. Есть "всё" и это "всё" является собственной причиной. Тогда и следствие и причина тождественны. А если они тождественны, то мир неподвижен. А это не так.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Это и так и нет. Вы - точка на координатной плоскости. Она подвижна, плоскость?

Аватар пользователя Сергей Александров

Ну вот, хрен редьки не слаще. С чего это Вы заключили, что я точка на координатной плоскости? Как никак 100 кило живого веса.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

А во мне 80. Ну ладно, будьте уверены, что комната вокруг Вас движется, когда Вы идёте по ней.

Аватар пользователя Сергей Александров

Вы имеете на это полное право.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Вы меня не поняли ))) Я про Вас говорю.
А я про Вас - ответите Вы.
Ну и ладно )))

Аватар пользователя Сергей Александров

Хорошо , тогда расскажите мне какая у свободы причина.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

В общем, всё становится понятно из следующего утверждения: всякое "следствие" происходит не из-за "причины", а для "причины".

Аватар пользователя Сергей Александров

Ошибаетесь. Причина для следствия. в этом весь смысл телеологии.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Ну если телеологии, то я со своими "писульками" безнадёжен )))
А теперь без пустословия, приведите мне доказательства, что причина только для следствия, и что обратный процесс невозможен.

Аватар пользователя Сергей Александров

обратный процесс невозможен.

Всё дело в предлогах.
Если процесс контролируемый, запланированный, целеположеный, осмысленный , то причина для следствия, а если процесс самопроизвольный, следствие из-за причины.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

а если и причина из следствия и следствие из причины?

Аватар пользователя Сергей Александров

Вы имеете в виду гармонические колебания?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Cкорее, я имею в виду всё, что задано формулой

Аватар пользователя Сергей Александров

Задано? Как это?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Как? Формулой. Где каждый элемент имеет причину, и следовательно имеет определённые последствия. Всё зависит от того, какое значение подставить в формулу.

Аватар пользователя ultramarin

Нет первопричины, есть причинно-следственная цепочка движения материи, бесконечно уходящая в прошлое (причины причин) и в будущее (следствия следствий)

Аватар пользователя fatalist-nigilist

А почему человек вообще ищет "первопричину"?
Ему кажется, что если бы не что-то, то процесса не было бы. Чайник никогда не упал бы на ногу, если бы не собственная рассеянность. Это заблуждение. Чайник не мог не упасть на ногу. Процесс не мог быть иным, если бы... Он должен был быть таким. То, что произошло, казалось бы, отчего-то, должно было произойти.

Аватар пользователя ultramarin

fatalist-nigilist пишет:

Процесс не мог быть иным, если бы... Он должен был быть таким.

 

Это называется детерминизмом и известно ещё со времён Лапласа...

Аватар пользователя Сергей Александров

С детерминизмом как бы всё замечательно. Детерминировано - значит определено.
Но вот как определить чем определено или кем определено, что именно этим определено? Не является ли "определяльщик" фактически автором детерминизма-определённости? Я говорю: это детерминировано-определено тем-то. Но ведь я это сам и определил. Значит я и являюсь детерминатором-определяльщиком.

Аватар пользователя ultramarin

Само по себе определяется

Аватар пользователя ultramarin

Я говорю: это детерминировано-определено тем-то. Но ведь я это сам и определил. Значит я и являюсь детерминатором-определяльщиком.

 

Неа. Не надо путать определено, значит, задано предыдущим состоянием системы и определено мною, то есть "так мне кажется" :)

Аватар пользователя Сергей Александров

Путать может и не надо. Но при определении я могу ошибиться. Что часто и происходит. Например, раньше считали , что теплота передаётся из-за перемещения теплорода, а теперь появилась МКТ. Я сегодня определяю одну причино-следственную связь, а завтра её заменяю на другую. Кто тогда детерминатор? Я и есть.
В итоге я как детерминатор , опираюсь на некое вероучение - всё определено.

Аватар пользователя ultramarin

Может, Вы детерминатор, а может, Детерминатор 2, но только то, что Вы что-то определяете, уже независимо от Вас определено предыдущими детерминантами...
А ещё нужно понимать, что глагол "определить" имеет не одно значение. Например, "бросок в ворота такого-то игрока определил исход матча". Или же "какой-то учёный так определял какой-либо термин" (в смысле давал "определение").

Аватар пользователя Сергей Александров

Нет , я неверующий детерминатор. Я допускаю , что есть вещи , которые и не определены, в смысле не детерминированы. Например творчество, свобода, любовь. Я также верю в перводвигатель. Я допускаю, просто неопределённость. Я допускаю, что всякое наше предположение о конкретной определённости пустое, так как реально причин конкретного события бесконечно много, и часть из них мы никогда не сможет даже себе представить. Я много чего допускаю. Поэтому и говорю, что детерминизм - это вероучение.

Аватар пользователя ultramarin

Убеждённость в недетерминированности многих явлений и в наличии свободы воли точно так же можно назвать вероучением

Аватар пользователя Сергей Александров

Конечно. С этим тяжело поспорить. Но и доказать детерминированность невозможно.
То есть вера первичней знания. Кстати на этом и вся логика строится, на законе достаточного основания, которое по сути принимается на веру. Да , могу согласиться , что научное знание предполагает детерминизм в узком специализированном смысле, но не как вероучение, поэтому в сферу мировоззрения детерминизм надо впускать очень осторожно.

Аватар пользователя ultramarin

Консенсус

Аватар пользователя Пермский

fatalist-nigilist, 15 мая, 2013 - 19:47.
А почему человек вообще ищет "первопричину"?
Ему кажется, что если бы не что-то, то процесса не было бы. Чайник никогда не упал бы на ногу, если бы не собственная рассеянность. Это заблуждение. Чайник не мог не упасть на ногу. Процесс не мог быть иным, если бы... Он должен был быть таким. То, что произошло, казалось бы, отчего-то, должно было произойти.

ultramarin, 16 мая, 2013 - 15:15.

fatalist-nigilist пишет:
Процесс не мог быть иным, если бы... Он должен был быть таким.

Это называется детерминизмом и известно ещё со времён Лапласа...

А откуда берется, чем обусловлен сам детерминизм?

Сергей Александров, 16 мая, 2013 - 15:27.
Но вот как определить чем определено или кем определено, что именно этим определено? Не является ли "определяльщик" фактически автором детерминизма-определённости? Я говорю: это детерминировано-определено тем-то. Но ведь я это сам и определил. Значит я и являюсь детерминатором-определяльщиком.

ultramarin, 16 мая, 2013 - 15:28.
Само по себе определяется

Не так всё просто. Чуть сложнее.
Что включает организм как целостность? Свой онтогенез от рождения до смерти. В онтогенезе причины-следствия всех этапов жизненного процесса, или целостности организма обусловлены именно целостностью организма. В рамках этой целостности временной (темпоральность организма по Болдачеву) каждый этап жизни, каждый её момент обусловлен как предшествующими (причиной), так и последующими (следствием) моментами. Как причины в целостности "подогнаны" под следствия (для следствий), так и следствия для своих причин.
Можно сказать, что онтогенез не замкнутая система и на причины-следствия давят условия среды, определяя в какой фенотип будет реализован генотип организма в онтогенезе.
Но, что будет, когда мы возьмем предметом рассмотрения не частный, отдельный организм, а мироздание в целом, во всей его всеохватности? Для мира в целом нет "окружающей среды". "Определяльщик" детерминизма здесь должен быть сам мир в его целостности, или словами ultramarin`а "Само по себе определяется".
ОСТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, А ЧТО ЕСТЬ МИР КАК ЦЕЛОЕ?
Это вопрос веры, выбора исходного постулата. Для меня - это Абсолют, Субстанция.

Аватар пользователя Дилетант

Каждая ситуация - это единица, которая вытекает из другой абсолютной единицы.

Каждая единица проявляется из абсолютной единицы.

Аватар пользователя ultramarin

Абсолютные единицы знаю в системе измерения "сантиметр-грамм-секунда" в физике

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

fatalist-nigilist пишет:

Каждая ситуация - это единица, которая вытекает из другой абсолютной единицы

 

Все дело - в связи между этими единицами. Она может быть простой-очевидной, а может быть оч-чень запутанной.