Идеи Платона...Три интуитивных гипотезы

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
Онтология

Ведь, даже сказав в «Тимее»: «Прежде всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует» [Тимей, 27 D], и развив, понятое таким образом прекрасное, как «вид» («эйдос»), или «идею», которая есть «нечто прекрасное, удивительное по своей природе» [Пир, 210 Е], т.е. есть истинно—сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только умом-возницей, т.е., опять—же, видя в прекрасном сверхчувственную причину и образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, Платон не указывает на источник своих эпистемологических интуиций. Полагаю, искать их следует в мистериальном постижении Блага посредством эроса...

Но что такое идея по Платону? Здесь я выдвигаю три гипотезы.

Гипотеза № 1) генетическая, при которой идея — складчина «неба» и «ума», когда не вся, а лишь часть идеи/эйдоса воспринимается гением, а затем достраивается из местных комплектующих, — трёх сверхчувственных ипостасей (hypostseis) - Души, Ума, Единого. Идея дана нусу на дозревание, не гипостазирована и не обусловлена энтелехией. Речь о кооперации, когда, восприняв импульс из «наднебесных мест», ум/нус конструирует идеи или «виды (eidoV)», чтобы, собранные по высшим лекалам, очищенные от примесей и фракций интеллигибельного, они стали сущностями, чувственно не воспринимаемыми, безобразными и бесформенными, которые усматривает «один лишь кормчий души — разум» [Федр, 247 D].

Гипотеза № 2) транзитная, когда все ранги идей, включая и наивысшие, по Платону, «идеи» Блага [Госуд., VI, 508 Е и сл.], Красоты и Добра, не со-полагаются умом/нусом, и не становятся результатом со-бытия «моего» и «чужого», а являются на огонёк, как припозднившиеся Боги. Эти Боги гипостазированы и суверенны. Они не просто вдохновляют акторов и обусловливают акты, но и наделяют предметы «способностью быть познаваемыми, существовать и получать от него (Бытия, — Ю.К) сущность» [там же, VI 509 В]. «Благо — говорит Платон в «Государстве», — не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности» [там же]. Оно — «непредполагаемое» [там же, VI, 511 В] «начало всяческих [благ]».

Гипотеза № 3) субстантивная, когда идеи не рождаются в союзе с умом, не являются нусу в виде целостных, не материальных и не расчленяемых (гипостазированных) сущностей, т.е. идей Блага, Красоты и Добра, а вынесены за пределы чувственного и умопостигаемого опыта. Это ум/нус проделывает маршрут к идеям, трансцендируя за пределы чувственно-телесного. Представим песчаный берег океана, на который штормом вынесено стадо китов… Солнцепёк губителен для гигантов. Можно излазать их, измерить, взвесить, ино можно, схватившись за сердце и пролив немало слёз, охлаждать водой гигантов, пока триеры с рабами не отбуксируют тонны ментального веса в океан. Идеальное — полоска песка, где лежбища и кладбища идей намываются приливами. Таким образом, высшие идеи не квартируют в головах… Идея же Бога и вовсе распростёрта, как и явление, за горизонтом умопостигаемого. Как трансцендентальный объект, ждущий того, кто, преодолев трансцендентальные иллюзии, превратит Его в трансцендентальный предмет, Бог Платона исполнен отцовской любви к твари. Идеи вплетены в тварный мир и кооперируются с ним. Всё Едино: познающий и познаваемое, умопостижение и умопостигаемое, видимое и видящий...

Вдогонку https://textlit.de/index.php/2021/01/25/20666/

Мой конспект и разбор доклада Ирины ПРОТОПОПОВОЙ на конференции «Смысл бытия» https://clck.ru/b2ipX

 

Возможно, это черно-белое изображение (1 человек)