Место метафизики среди наук

Аватар пользователя Евгений Силаев
Систематизация и связи
Основания философии

Три науки: теология, метафизика  и онтология призваны  дать  знания  для формирования цельного  научного мировоззрения, определить начала, первоосновы  и послужить  фундаментом  понимания  философии, естественных наук и искусства.

Теология предназначена тематизировать  религиозное понимание Бога, основанное на вере.

Метафизика как наука о началах,  основополагающих категориях и принципах утверждается на именах, догматах, научных  утверждениях и категориях определенной теологии.

Онтология предназначена тематизировать  научное понимание тварного Бытия в его основных принципах, законах и категориях. Онтологические   рассуждения опираются на  понятия и знания определенной  метафизики иногда — в неявном виде.

Очевидно, что такое деление основополагающих наук цельного знания всегда будет в некоторых смыслах условным и относительным.  Однако, любая наука определяется своим предметом, как то:

—  взгляд  теологии  направлен на научное  познание определенной религиозной   веры в  Творца;

—  взгляд метафизики направлен на познание  проявлений Творца в твари, в их всеобщих началах, принципах, утверждениях и категориях;

—  взгляд  онтологии направлен на познание тварного Бытия в его основных принципах его построения, законах существования и категориях.

Разные философские  задачи решают онтология и  метафизика. Метафизика в первую очередь ищет начало всего, а онтология  — многочисленные основания. Понятие "основание" всегда относительное, понятие "начало" —  абсолютное, а значит, мистическое. Поэтому познание начала, как суть познание Бога  — вечный  процесс, а познание оснований — процесс преходящий. Этим объясняется факт возникновения онтологии на заре научно-технической революции в начале 17-го века,  через две тысячи лет после  зарождения метафизики.

***

Ученый всегда стремится к познанию Истины, уже имея определенное представление  о цели, к которой он стремится.

Знание в отличие от мнения характеризуется как истинное,  а Истина — имя Бога, поэтому знание  может быть объектом веры, и на подсознательном уровне очень часто знание  превращается в языческое божество, в предмет  поклонения для многих ученых (Знание — сила!).

      Научные методы направлены на   поиск общего в разнообразных проявлениях окружающего мира как основания их сущности и обобщения  этих сущностей до сущности бытия. Этот путь познания — конечный, как ограниченный мир явлений тварного бытия, но совершенно необходимый, так как другого пути  нет.

***

 

Теология      — наука о вере в  Бога, помогающая   осознать эту веру. Теология      —  систематическая тематизация фундаментльной религиозной  веры. 

Метафизика        —  наука  о понимании  смысла идеи Бога о Бытии, как его Начала. Метафизика формирует  осознанное  мировоззрение. Метафизика   — систематическая тематизация фундаментального понимания начала Бытия.

Онтология          —  наука об основаниях   знаний о Бытии, как таковом, на  фундаменте   понимания метафизических знаний.  Онтология может быть  построена только  на базе  определенного метафизического понимания. Онтология  — систематическая  тематизация фундаментальных философских знаний.

То, что в философии  не может  обосновать   онтология, должно быть обосновано метафизикой или  теологией. Например, категория "Бытие".

То, что не могут обосновать онтология и  метафизика, должна  обосновать теология.  Например, категория "Истина".

То, что не может  быть обосновано  онтологией,  метафизикой и   теологией, является очевидным и не требует никакого  обоснования! Например, понятие  "есть".

Научные утверждения формируются в соответствии с «Законом достаточного основания».  Смысл каждого  достаточного основания может быть в смысле основания более высокого порядка, либо это достаточное  основание понимается как знание, и мы верим, что  его истинность может быть доказана.  Один может доказать теорему Пифагора, а многие, зная формулу, могут вычислить гипотенузу по двум катетам. Нет необходимости говорить о важности и ценности знаний, но  также важно понимать, что знания  могут быть истинными,  бывают временными, относительными, а  иногда и ложными. Обратим внимание, что «истинное знание»  — это, нечто одно, а его отрицание   — всегда множественно! Именно поэтому,  все истинные знания в своем основании ведут к Единому, к абсолютной Истине.

Истинность знаний имеет огромное  значение  в жизни каждого человека, иногда это вопрос жизни и смерти.  Очевидно, что решить проблему «Истинности знаний»  только личными усилиями  — невозможно!  Каждый из нас зачастую решает поступать «как все»  или  искать однодумцев  в совместном стремлении к пониманию «Что есть Истина?». Путь к  Истине — путь творческий, а научное  творчество порождает знания. Круг замкнулся!  Таким образом, каждый человек обречен быть потребителем  знаний «как все»,  понимая, что они могут быть   не только истинными, или ему самому предстоит принять участие в творческом процессе поиска истины.  Тут важно отметить, что для передачи знаний достаточно информации, так, даже животные умеют передавать знания в виде информации. Научное же   творчество требует понимания смысла.

Мы говорим о теологии, метафизике и онтологии, как о науках, как об интеллектуальном  продукте  совместного творчества  многих поколений людей, который передавался от поколения к поколению в виде знаний. Но вера, понимание и творчество сугубо личностные проявления  человеческого сознания. Даже совместное научное творчество остается  исключительно личностным. Только веря в другого, понимая его, ощущая его веру и понимание, имея общую цель своих стремлений, исходя из одного начала, и опираясь на одно основание и общие принципы в абсолютной свободе выбора возможно  совместное научное творчество.

«Вавилонскую башню» науки  построить невозможно, если  разделить языки ее строителей-ученых.  Каждый ученый должен знать и понимать свое место и предназначение в науке и  стремиться реализовать его.

Каждая наука должна  иметь  свое место и предназначение среди других наук как  осмысленный  результат человеческого творчества.

Связанные материалы Тип
Философия - учение о философском уме. Андреев Запись

Комментарии

Аватар пользователя boldachev

Спасибо.

Стрелочки можно убрать - они и так сами собой подразумеваются и особо нас не интересуют, поскольку лишь фиксируют исторический, а не содержательный момент. Ну и, самое главное, они не содержат в себе никакого формального смысла на диаграмме, поскольку идут ко всем кружкам.

Конечно бы, хотелось получить логичное-научное описание, а не картинку. Но думаю, и она поможет нам прояснить некоторые моменты. 

Прежде всего, давайте изначально упростим диаграмму и приблизим ее к содержанию вопроса - оставим только философию и науку (отложим проблемы с метафизикой на потом).

Есть один важный вопрос: у вас кружки-теории расположены только в пределах круга "науки", а в зоне  философии за пределами науки кругов-теорий нет, это случайно или осознанно? Должны ли мы читать эту диаграмму так, что в чистой, ненаучной философии теорий нет, а любая философская теория является научной, так? 

Если так, тогда стоит просто еще раз повторить вопрос: "можете ли вы зафиксировать границу между философией и наукой, формально описать их родство и отличие?", привязав его к вашей диаграмме: по какому формальному признаку происходит разделение кругов на те, которые расположены только в зоне "наука" (скажем, в ее гуманитарной половине), не попадая в круг "философия", и те, которые захватываются кругом "философия"? Или проще: чем формально отличаются просто гуманитарные науки от гуманитарных-философских? (Обращаю ваше внимание на то, что речь идет не о предъявлении списка, а о принципе, критерии разделения на два класса теорий.) 

Аватар пользователя Андреев

Маленькие кружочки на конце стрелочек, идущих от метафизики, – это фундаментальные, сущностные предметные и методологические элементы всех наук, включая философию и саму метафизику ...

я бы завершил так:

... составляющие сущность теоретического познания как такового. Это то истинное знание (эпистемия), тождественное истинному бытию, которое впервые появилось у Парменида - родоначальника метафизики. Ни одна наука (включая саму метафизику) не может считаться наукой, если она игнорирует эту идеальную теоретическую точность.

P.S.

Проблема в том, что с момента отделения естественных наук от теологии и философии, это отклонение от идеальной точности как раз и постигло метафизику и философию. Они перестали пользоваться точными математическими методами, утратили (забыли) свой главный предмет: "практическое умозрение", "цельный разум" (софросин), философское "исступление", эронтон (живая влюбленность) в мудрость. Исчезла практика преображения ума, окрыления души, взамен появилось теоретическое схоластическое толкование каждым на свой лад.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

boldachev, 11 Март, 2015 - 00:43, ссылка
Стрелочки можно убрать… поскольку лишь фиксируют исторический, а не содержательный момент.

Я не согласен. Они важный сущностный момент. Они фиксируют диалектику перехода исторического в логическое.

у вас кружки-теории…

Нет, кружочки у меня не теории, а лишь их сущностные компоненты. Мне казалось, я четко выразился, во всяком случае Андреев это адекватно понял (ссылка):

Сергей Борчиков, 10 Март, 2015 - 23:14, ссылка
Маленькие кружочки на конце стрелочек, идущих от метафизики, – это фундаментальные, сущностные предметные и методологические элементы всех наук…

Хорошо, давайте еще раз, более дифференцированно, с примерами наук:

Пояснение.
Каждая конкретная наука условно разделена на две полусферы: левая – практическая (эмпирическая), правая – теоретическая сфера. Так вот, маленькие (серые) кружочки – «фундаментальные, сущностные предметные и методологические элементы» – во всех науках располагаются в их теоретических областях.

boldachev, 11 Март, 2015 - 00:43, ссылка
Должны ли мы читать эту диаграмму так, что в чистой, ненаучной философии теорий нет, а любая философская теория является научной, так? 

Никакой чистой философии нет. Философия – это совокупность дисциплин (24 из них я привел выше - ссылка, но еще можно привести три десятка). Каждая из этих дисциплин имеет теоретическую и практическую части. Причем в разной пропорции. Например, у метафизики теоретическая часть самая максимальная, а у этики или эстетики на сегодня превалируют практические части.
По моей схеме любая теоретическая часть любой философской дисциплины является научной.
По Вашей – нет, поскольку критерии научности у Вас связаны больше с естественно-эмпирическими науками. Поэтому философские теории у Вас как бы и не подпадают под науку, а на самом деле они не подпадают под критерии естественной науки, что и на моей диаграмме видно, но они подпадают под критерии гуманитарной науки.

boldachev, 11 Март, 2015 - 00:43, ссылка
стоит просто еще раз повторить вопрос: "можете ли вы зафиксировать границу между философией и наукой, формально описать их родство и отличие?"

Родство между гуманитарными науками и философскими:
1) по теориям – все их теории принадлежат к гуманитарным наукам,
2) по первосущностям – все они исторически-логически связаны с метафизикой.
Различие между гуманитарными науками и философией:
1) по практике – все практические составляющие гуманитарных наук лежат в кругу наук, а вот практические части философских дисциплин – в кругу философии, а то и за его пределами (см. ниже).

Родство между естественными науками и философскими:
1) по теориям – все их теории принадлежат к кругу наук, хотя и разделены перемычкой предметности (см. ниже),
2) по первосущностям – все они исторически-логически связаны с метафизикой.
Различие между естественными науками и философией:
1) по практике (аналогично гуманитарным),
2) по предмету: у гуманитарных и философских наук предметы их так или иначе связаны с «человеком» (отсюда именование «гуманитарные»), а предметы естественных наук связаны с природой (материей), абстрагированной от человека,
3) по методу: у ненаучной составляющей философских дисциплин методы отличаются от научных (практических и теоретических), и в большей степени могут синкретически сопрягаться с иными формами общественного сознания – мифологией, религией, мистикой, обыденным сознанием, вольными воображениями и спекуляциями, политикой, идеологией, мировоззрением, моралью, искусством и т.д.

Аватар пользователя boldachev

Сергей Борчиков, 11 Март, 2015 - 11:02, ссылка

Нет, кружочки у меня не теории, а лишь их сущностные компоненты.

Извиняюсь.  Невнимательно прочитал - рассматривал картинку. Хотя форма ваших пояснений потрясает: вы думаете, что использовав понятие "фундаментальные, сущностные предметные и методологические элементы всех наук" вы что-то проясните? Почему нельзя использовать термины из ряда общедоступных?

Никакой чистой философии нет.

Слово "чистой" у меня было использовано в буквальном смысле: у вас все "фундаментальные элементы" расположены внутри круга "наука", а часть философского круга (вне научного) - чиста, в ней нет никаких "фундаментальных элементов". Там у нас вообще что? Пустота?

По моей схеме любая теоретическая часть любой философской дисциплины является научной.   

Я не понял, зачем нужно было вводить "фундаментальные элементы", рисовать стрелки, вместо того, чтобы на просто поставленный вопрос, дать простой ответ: любая теория является научной теорией. То есть проблемы выяснения научности теории вообще нет, достаточно показать, что некоторая система знаков (текст) является теорией, для утверждения этой системы как научной теории. Любая теория любой сепульки будет научной теорией.

По Вашей – нет, поскольку критерии научности у Вас связаны больше с естественно-эмпирическими науками.

Я специально для вас уже сколько дней все примеры привожу исключительно из гуманитарных наук, подчеркивая единство критериев научности для естественных и гуманитарных наук, а вы как заладили про связь с естественными науками, так все не можете остановится. И исторические, и психологические, и лингвистические, и любые другие гуманитарные теории будут считаться научными, только при эмпирическом подтверждении их теоретических выводов/предсказаний: на то и существуют археологические раскопки и анализ архивов, психологические эксперименты, статистический анализ языка и текстов и т.д. Давайте все же условимся, что вы после прочтения вот этого моего абзаца больше не будете указывать на какое-то принципиальное отличие гуманитарных и естественных наук в плане их отношения к эмпирической проверке - все они могут считаться научными только и исключительно после таковой. Хорошо? 

Поэтому философские теории у Вас как бы и не подпадают под науку, а на самом деле они не подпадают под критерии естественной науки, что и на моей диаграмме видно, но они подпадают под критерии гуманитарной науки.

Я отдаю себе отчет, что все, что я писал на этой странице, делал в большей степени для себя, чем для других. Но если вы уж беретесь обсуждать мою позицию, то хотя бы познакомились с ней, а не писали о своих фантазиях.

***

Различие между гуманитарными науками и философией:
1) по практике – все практические составляющие гуманитарных наук лежат в кругу наук, а вот практические части философских дисциплин – в кругу философии, а то и за его пределами (см. ниже).

Извините. Я не знаю плакать или смеяться... Вы сами-то поняли, что написали? Читаем: различие между гуманитарными науками и философией в том, что гуманитарные науки - это науки ("практические составляющие гуманитарных наук лежат в кругу наук"), а философия - это философия ("практические части философских дисциплин – в кругу философии").

Извините. Скорее всего, я просто не дорос до высот науки-метафизики. Так что вы правы, со мной ее вам обсуждать нет ни малейшего смысла. Свои вопросы к вам снимаю. Успехов

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Спасибо

Аватар пользователя gird

"место метафизики среди наук".. вопрос не новый, но всякий раз мы теряемся с  ответом..   думается, чтобы  «надежно» ответить на подобный вопрос надо использовать исключительно «научный» подход..  что такое наука?.  ответив на этот вопрос, мы сможем значительно приблизиться к правильному ответу на главный вопрос, а именно, наука ли метафизика?…  как известно, в платоновской академии было три главных науки: физика, метафизика и этика..    метафизика, само название более позднее, означает изучение всего, что после (мета) физики, после того, что еще именуется эмпирической действительностью… физика стала «любимицей» науки, метафизика остается любимицей философии.. обратимся к философскому словарю современного французского философа Конт-Спонвиля (акцент, ни много, мало,  на «западную современность», хе-хе).. итак, «метафизика – часть философии, посвященная изучению самых основополагающих, первостепенных, решающих вопросов. проблемы бытия, бога, души и смерти суть метафизические проблемы»..  «симпатичное» определение, ни слова о науке, лишь о проблематике, и это правильно, потому что отвечая на метафизические вопросы, на вопросы онтологические, на вопросы «о главном»,  на вопросы о человеке, мы неминуемо выходим за рамки т.н. эмпирики (заметим, понятие, тоже, весьма «скользкое»), а значит за ограниченные рамки науки… ведь наука, в традиционном понимании,  претендует на объективность, доказуемость, очевидность и проч, все то, что в результате именуется «научностью»..  о науке же читаем: «строго говоря, разумнее употреблять это слово во множественном числе – науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методом исследования. однако раз есть множественное число, есть и единственное, и нельзя сказать, что такое науки, если мы не определим вначале, что же такое наука», далее философ говорит, что не есть наука, и очистив понятие от ему не свойственного, предлагает ряд тезисов для понимания науки в целом.. «это совокупность знаний, теорий гипотез, относящихся к одному и тому же предмету или одной и той же области… наука не столько констатирует, сколько конструирует эти знания, сообразуясь с историческим контекстом (всякая истина вечна, ни одна наука не претендует на вечность), логически организуя или доказывая их (в той мере, в какой они поддаются доказательству), добиваясь для них если не всеобщего, то хотя бы группового признания со стороны компетентных умов (в этом отличие философии от всех прочих наук, ибо в философии возможно противостояние компетентных умов), наконец, признавая, что все науки кроме математики являются эмпирически фальсифицируемыми. если к этому добавить, что обычно научный подход противостоит т.н. здравому смыслу (научное знание далеко не всегда самоочевидно), то можно рискнуть привести следующее упрощенное определение: наука есть организованная совокупность доступных проверке парадоксов и исправленных ошибок»..  и далее добавляет: «неотъемлемой частью науки является прогресс, но не потому, что наука как это представляется многим, от уверенности к уверенности, а потому что она развивается путем «предположений и опровержений»…  резюмирует же Конт-Спонвиль понимание науки,  очень интересной мыслью:  «все что научно, не может быть истинно; все что истинно, не может быть научно. в понятии научной ошибки нет противоречия, в понятии научной истины плеоназма. вот  почему философия возможна, а учения необходимы»…  таким образом, понимая науку как систему познания некоторой ограниченной области действительности («эмпирически сфальсифицированной»), мы должны признать также ограниченность самой науки и научного знания в целом, никак, при этом, не умаляя ни их значения, ни достижений,  но претендовать метафизике или философии, на некое родство с наукой или чрезмерно беспокоится о собственной «научности», это где-то, как аристократу вдруг пожелать найти или войти (в) родство со своим слугой.. современный мир пребывает в некотором смысле под гипнозом науки, поэтому даже такие тонкие и умозрительные сферы как философия, иногда ощущают этот гипноз… другой философ (Христос Яннарас)  говорит по этому поводу: «Достижение этого надежного, неопровержимого позитивного знания сделалось, по-видимому, основной целью современной цивилизации. Все этапы, все многообразные стороны нашего социального бытия — от семьи и школы до профессиональной деятельности и структур повседневной жизни — не просто предполагают, но прямо-таки требуют вожделенной объективности. Нашим кумиром стала достоверность знания, его неоспоримая и явная для всех очевидность. Требование объективности накладывает свой отпечаток на все грани существования современного человека, являясь выражением определенного состояния духа, стиля жизни, некоей внутренней потребности»… это и есть «гипнозом» науки, но…  науке, конечно, слава!.. наука дает толчок развитию всевозможного комфорта и удобств, вероятно, даже сможет продлить жизнь человека, а научное общество часто есть примером, являясь по преимуществу образованным и культурным, хотя не обязательно высокоморальным или духовным, но последнее не есть необходимой нормой какой-то отдельной части, а всего социума, поэтому ученые не исключение..  спросим себя: делает ли научно-технический прогресс человека счастливее?..  при случае вспоминаю, как слышал не один раз от старшего поколения такие слова, мол, вам,  современному молодому поколению, куда легче, чем нам в вашем возрасте, и голод, и холод, и война, многое пережили, но было как-то веселее, радостнее, счастливее, и не только потому, что мы были молоды, а потому что мы были другие…  ведь счастье, внутренняя радость,  душевная легкость в большей мере зависят не от  внешнего комфорта, а от внутреннего, а это как раз сфера «метафизическая», мировоззренческая, область иного, не научно-эмпирического знания…  ведь глупо знание сводить только к научному, знание в целом и по преимуществу носит характер личностный,  это те прозрения, вера, самоощущение  личности, которые бывают, когда глаза вдруг начинают видеть и понимать невидимое, не эмпирическую (хотя эмпиризм тоже бывает разным), а именно метафизическую действительность…   

вывод: метафизика, наукой ли ее назовем или не-наукой, от этого никак не умалится, но то, что она является неотъемлемой частью  человеческой культуры и насущной потребностью всякого думающего человека, задающего в первую очередь «главные» (метафизические) вопросы, является столь очевидным и неизбежным фактом, что она (метафизика), а еще точнее, философия, которую никак нельзя помыслить вне метафизических вопросов, есть и  будет оставаться царицей в области познания действительности… ведь подлинный философ есть  подлинный практик, а подлинная философия  есть подлинное делание..  по-другому, настоящая философия (метафизика) неминуемо предполагает некую духовную практику, только так можно увидеть ту «подлинную действительность», которая недоступна самой изощренной философии.. как вы заметили,  наука совершенно не вписывается в разговор о «подлинном»,  при всем уважении к ее достижениям и «комфортным» плодам (а плоды ведь не только «комфортные» )….            

Аватар пользователя Андреев

как известно, в платоновской академии было три главных науки: физика, метафизика и этика..

Я не уверен, что это правда. Вот другая информация:

Поэтому помимо традиционного обучения политической риторике другим важнейшим направлением учебно-образовательной программы Академии стало изучение так называемого квадривиума — четырех математических наук, к которым в Древней Греции относили арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки (гармонику).  Наконец, третьим и уже совершенно оригинальным элементом платоновской образовательной программы стало постижение основ диалектики, которую он называет в своем знаменитом трактате «Государство» не просто наукой, но венцом наук, единственной дисциплиной, позволяющей приобщиться к миру подлинного бытия.

Вот кстати и ответ о месте и роли философии-диалектики-метафизики в ряду наук: все науки - прилагательные (прикладные), а философия (метафизика) - существительное.

Поэтому, отчасти прав Сергей, когда говорит, что все науки - это разновидности метафизики; это дисциплины, постигающие законы определенных областей сущего (материального или идеального), а философия-метафизика постигает законы самого сущего, как целого (сущего как такового).

Аватар пользователя asmaturus

Однако все-таки сначала был тривиум: грамматика+логика+риторика.
Вместе тривиум и квадривиум образовывали "семь свободных искусств" (с.с.и.).
Именно они (с.с.и.) легли в основу организации попами Университета в Средневековье.

То есть, чтобы поступить в Университет, надо было прежде осилить С.С.И., и философию (метафизику) в придачу. А в нем абитуриента ждали три факультета: теологический, медицинский и юридический, в коих без навыков С.С.И. и знания метафизики (философии) делать было нечего...

Но вот пришло время Гегеля, Гумбольдта и Фихте, и ...
И вот нынче мы видим Великую Деградацию "Университета ХХI века"...
Школьное ЕГЭ при зачислении в ВУЗ не предусматривает знания ни философии, ни тривиума с квадривиумом из семи свободных искусств, ни знания человека как Человека (с его метафизикой и физикой)...
О каких "правах человека" может идти речь?..
О тех, которые демонстрируют в Украине обамы, порошенки, оланды, меркели и иже с ними?..

 

 

Аватар пользователя Андреев

мы должны признать также ограниченность самой науки и научного знания в целом, никак, при этом, не умаляя ни их значения, ни достижений,  но претендовать метафизике или философии, на некое родство с наукой или чрезмерно беспокоится о собственной «научности», это где-то, как аристократу вдруг пожелать найти или войти (в) родство со своим слугой..

современный мир пребывает в некотором смысле под гипнозом науки, поэтому даже такие тонкие и умозрительные сферы как философия, иногда ощущают этот гипноз…

Интересный разворот! Но вполне в русле наших общих выводов в этой теме:

http://philosophystorm.ru/mesto-metafiziki-sredi-nauk#comment-126524
http://philosophystorm.ru/mesto-metafiziki-sredi-nauk#comment-126458
http://philosophystorm.ru/mesto-metafiziki-sredi-nauk#comment-126851
http://philosophystorm.ru/mesto-metafiziki-sredi-nauk#comment-126855

 

Аватар пользователя Андреев

gird, 11 Март, 2015 - 18:06, ссылка

метафизика, наукой ли ее назовем или не-наукой, от этого никак не умалится, но то, что она является неотъемлемой частью  человеческой культуры и насущной потребностью всякого думающего человека, задающего в первую очередь «главные» (метафизические) вопросы, является столь очевидным и неизбежным фактом, что она (метафизика), а еще точнее, философия, которую никак нельзя помыслить вне метафизических вопросов, есть и  будет оставаться царицей в области познания действительности…

Именно! Мыслитель - это не ученый, решающий проблему расщепления атома ради изобретения бомбы, или ради получения жилья с удобствами - это тот, кто задает вопросы, на которые нет ответов, которые можно проверить экспериментально, за исключением постановки эксперимента на себе самом. 

ведь подлинный философ есть  подлинный практик, а подлинная философия  есть подлинное делание..  по-другому, настоящая философия (метафизика) неминуемо предполагает некую духовную практику, только так можно увидеть ту «подлинную действительность», которая недоступна самой изощренной философии.. как вы заметили,  наука совершенно не вписывается в разговор о «подлинном»,  при всем уважении к ее достижениям и «комфортным» плодам (а плоды ведь не только «комфортные» )

Подлинная истина - всегда подлинное бытие, а человек, не желающий подлинного бытия, не только не ученый, не мыслитель, но даже и не человек как таковой. Такова была максима первых философов, да и последних тоже. Наука таких требований к своим адептам не прилагает. Но, к сожалению, современная философия - тоже.

Аватар пользователя Галия

Действительно, очень интересный разворот. Похоже, придётся признавать 80% научного сообщества "нечеловеками".) Или рассмотреть подробнее критерии различия?

Аватар пользователя Андреев

Жаль. А что поделаешь? Куда катится весь мир? Кто способен договориться о критериях добра и зла, правды и лжи? И как ни парадоксально, именно с забвения метафизики, забвения реальности невидимого и установления диктатуры материализма началось это сползание в бездну релятивизма, за которой уже ясно обнажаются адские безды.

Печально.

Аватар пользователя Галия

Кто способен договориться о критериях добра и зла, правды и лжи?

Философы и человеки, разумеется.)

Аватар пользователя asmaturus

Кхе-кхе...

Б. Рассел: «Философия – это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом кажется, не стоит даже и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это невозможно даже поверить».

В своё время Аристотель придумал очень простое для него слово "энтелехия". Затем, уже в 19 веке кардинал Католической церкви, основатель первого Университета Британии Д.Ньюмен определил, что энтелехия Аристотеля это есть интеллект который оформляется в Университете в процессе постижения знаний.
Стало быть, Университет есть кузница по производству интеллигенции. Это означает, что в лозунге Ф.Бэкона "Знание - сила" - заключена вся сила интеллигенции. Такова простая логика философии. Но вот сказано:

С. Джонсон: «Логика – это искусство приходить к непредсказуемому выводу».

Всё сходится: Я начал с "философии", а логично закончил "интеллигенцией"..

Как-то Махатма Ганди изрек: «Сначала Вас игнорируют, потом смеются над Вами, потом борются с Вами, а потом Вы побеждаете».

А я говорю, что энтелехия-интеллект как знание это лишь один - первый, по Аристотелю, смысл. Второй смысл этого термина (интеллект-энтелехия) это "деятельность созерцания".
Но это уже не знание как таковое, а прежде всего искусство, которое при созерцании обнаруживается в живописи, музыке и слове. И де факто именно здесь следует искать интеллигенцию. Говоря иначе, через Знание напрягается Ум, а через Искусство формируется Интеллект. Так что Д.Ньюмен не совсем точно распорядился в запрошлом веке "энтелехией" Аристотеля, соединив её с одним лишь знанием...

Теперь замечу, буквально по М.Ганди: это (моё) мнение сегодня можно игнорировать, смеяться над ним, отвергать и сопротивляться. как это общепринято поступать с непривычными "новыми" мнениями. Однако завтра отвергать это мнение будет уже невозможно и неприлично, потому что в нем - Истина, которую как шило в мешке не утаишь...

Кхе-кхе...

Аватар пользователя Алла

А может так: "Физика + Метафизика = Философия". 

Причем к физике отнесём всё то, что доступно нашим ощущениям, т.е. то, что есть и являет себя вне себя, что и воспринимаем мы (т.е. поступает нам в башку) только через ощущения.

К метафизике отнесём все то, что формируется нашими чувствами, т.е. то и только то, что формируется в нашей башке самопроизвольно и которое мы "обосновываем" своими "должно быть".

Легко заметить, что физика и метафизика имеют пересечение, т.е. и физика тоже движима, этими же самыми, "должно быть". 

Но в физике эти "должно быть", приобретая форму гипотезы, поступает в состав  "есть" только в том случае, если она (гипотеза) подтверждены практикой (опытом, экспериментом).

И получается, что к "чистой" физике, а, следовательно, к формальной Науке, относится все то, что движимо только тем, что есть своими явлениями, интенсивность которых доступна измерениям. И по существу, в физике и в ее языке математике отображены только явления и их интенсивность, т.е. только перенос энергии. Причём, волновой характер явлений отображен диф. уравнением колебания струны, а корпускулярный - уравнением теплопроводности.

А к "чистой" метафизике отнесем все наши размышления, которые движимы не измеряемыми "должно быть" и которые являют себя через наши поступки.

А в общем, нет ни чистой физики (физики нет без априорных (интуитивных) "должно быть"), как нет и чистой метафизики (метафизики нет без физических знаний). А от того, что Башка то, для каждого из нас, одна - единственная, то там всё и физика и метафизика перемешаны и наверное равномерно. Но ... явно существует признак их различия и который доступен, но уже сознанию. 

Отсюда следует, что и физические размышления как и метафизические имеют, в самой башке, общий носитель. (Т.е. там нет носителя только для физики, а другой - для метафизики и следует, что всякие наши мысли и физические и метафизические (научные и не научные) - одной "природы".)

Аватар пользователя gird

«Действительно, очень интересный разворот. Похоже, придётся признавать 80% научного сообщества "нечеловеками".) Или рассмотреть подробнее критерии различия?»..

 

лучше всего, конечно, без крайностей, просто – каждому прилично знать свое место.. ведь и среди ученой братии есть много «метафизиков»…  и еще, очень важно помнить, говоря о человеке, что подлинный «философ» тот,  кто имеет добродетельную жизнь,  и древние (Симеон Новый Богослов, например) саму жизнь называли  «деятельной философией»…   касательно «критериев различия»,  на все века есть один критерий – добродетельная жизнь («добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется» Антоний Великий)…  если «метафизик» на словах, а жизни скверной, то какой же он философ?.. и наоборот,  если «наш герой»  и муж ученый живет жизнью не-скверной, то он и есть «подлинный метафизик», но не на (в) словах, а на деле…   могут спросить и на предмет, мол, а что такое «жизнь не-скверная», ответ простой – имеющий чистую совесть знает о чем речь, но есть и другой, тоже важный критерий – думающий, что он живет не-скверно, скорее всего лишь «думающий»…     

«настоящий философ, или истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем [кабинете - gird], собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему».. (св. Каллист, патр. Конст.)

Аватар пользователя Галия

«настоящий философ, или истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем [кабинете - gird], собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему».. (св. Каллист, патр. Конст.)

Подчёркнутое можно заменить на "в любой ОЭФ".) 

Аватар пользователя Алла

Галий

Как я понял, из Вашей полемики с Болдачевым, предметом философии является Человек и, прежде всего, его Разум.

И в общем, может быть сведена (философия) к поиску ответа на вопрос: А Что такое Разум?.

Я правильно Вас понял?

 

Аватар пользователя Галия

Не было полемики, Алий.).. так себе, выяснила парочку деталей, чисто из кошачьего любопытства.

Аватар пользователя Алла

По-моему Вы увильнули от ответа на мой вопрос.

Аватар пользователя Галия

Да, Алла. Не хочу пока касаться этой темы.

Аватар пользователя Алла

А что, Галия, у Вас есть некий тематический план и последовательность тем, следование которым необходимо для того, чтобы приобщить нас всех к Вашему "Вообще"?

А в таких обстоятельствах лучше всего начать с середины. - Она и очевидно доступна всем.

Аватар пользователя Вернер

Метафизика, как предельные основания или неизменно сущее имеет место быть везде.

В биологии это генетический код, общий для всего живого, включая растения.

В физике это стандартная физическая модель.

В философии это базовые категории, включая универсальную структурность всего как сочетания объект - среда.

В религии святой дух, бог.

И.т.д.

 

Аватар пользователя ЮрийГеоргиевич

Все направления философии  (Разнообразные  науки) служат для выживаемости цивилизации  во вселенной...