Мораль, Нравственность и Добродетель и их истоки

Аватар пользователя Алла
Систематизация и связи
Этика

- Мораль - это писанные и неписанные нормы, правила и стереотипы общежития на бытовом уровне нашего совместного бытия и которые следуют из неписанных обычаев, сформированных практикой семейных отношений. (Т.е. истоком обычаев являются практика семейных отношений.)
А в общем, Мораль - есть нормы, правила м стереотипы на бытовом уровне нашего бытия. 

- Нравственность - это писанные и неписанные нормы, правила и стереотипы общежития на общественном уровне нашего совместного бытия и которые следуют из неписанных нравов, сформированных практикой межсоседских отношений. (Т.е. истоком нравов и их причиной является необходимость регулирования отношений между соседями. Здесь же и источник писанных норм и правил этих отношений - Законов, которые и стали нормами и правилами общественных отношений.) 
И по существу, Нравственность - есть рекурсия семейных отношений (морали) распространённых на общество, производящее средства и условия жизни собственными силами, в т.ч. и путём грабежа этих средств у соседей.
Т.е., Нравственность - есть нормы, правила и стереотипы на общественном уровне нашего бытия. 

А в общем, семейные отношения являют себя изначальной данностью, рекурсия (рефлексия) которой является сущностью любой человеческой общности.
------------------------------
Этика, Методология, Идеология, Религия, Мораль и Нравственность - и есть то, что формируют целостность нашего Мировоззрения.
------------------------
Тогда как сказки, мифы, легенды и сказания являются источником наших представлений о Добродетели.
------------------------------
Ну а басни могут обслуживать любой раздел из выше изложенных.

Комментарии

Аватар пользователя Алент

А в общем, семейные отношения являют себя изначальной данностью, рекурсия (рефлексия) которой является сущностью любой человеческой общности.
 

 А какой вид семьи вы берете за основу?

Аватар пользователя Алла

Патриархальный, т.е. древний и когда человек стал вести оседлый способ жизни, или когда человек покинул собирательство и начал жить плодами своего производящего труда.

Аватар пользователя Алент

Алла, 18 Апрель, 2019 - 11:31, ссылка

Патриархальный, т.е. древний и когда человек стал вести оседлый способ жизни, или когда человек покинул собирательство и начал жить плодами своего производящего труда.

А какая тогда была семья? Моногамная или полигамная (гаремная), простая или расширенная - род, клан? Все это разные типы семейных отношений, разная мораль. 

Аватар пользователя Алла

Семья и виды брака - разные вещи.

Аватар пользователя Олан Дуг

В чем смысл поста?

Попытка дать свои определения терминам "мораль" и "нравственность". А чем не удовлетворяют общепринятые?

Вывод:  вы формируете свое понятие этих терминов. Вам необходима критика и дискуссия с изложением разных точек зрения? Весьма похвальная цель.

Что ж поддержу.Конкретно этим направлением мысли не занимался. Пользовался общепринятым, но...

С ходу даю следующий вариант:

Мораль - свод правил общественного поведения. С самим собой ты можешь себя вести как хочешь, организм заставит себя вести "правильно", а вот при общении с другим индивидом (индивидами) без определенных правил никак (иначе убьют и съедят).

Нравственность - ментальный механизм оценки морали. Выживать легче коллективно (сосуществуя). Все что помогает сосуществованию - нравственно, что вредит - безнравственно (в той или иной степени).

Нравственность приветствуется, безнравственность порицается. Беспорядочный секс был вполне нравственен до появления половых инфекций (сифилиса, гонореи и т.д.), после их появления единственной эффективной защитой от них стал карантин, который обеспечивался только моногамным браком и порицанием связей на стороне, он стал нравственным, а любая измена, или беспорядочная смена партнеров - безнравственна.

Такова моя точка зрения.

Аватар пользователя Алла

Олан Дуг, 18 Апрель, 2019 - 17:34, ссылка

В чем смысл поста?

Попытка дать свои определения терминам "мораль" и "нравственность". А чем не удовлетворяют общепринятые?

 Ага!
Есть такая римская формула: Все обычаи и любые нравы, все законы и любое право позволяют .... и т.д. 

Так вот источником Морали являются обычаи, а источником Нравственности - нравы, что и потребовало уточнения их определений.

Аватар пользователя Олан Дуг

Алла, 19 Апрель, 2019 - 08:19, ссылка

Так вот источником Морали являются обычаи, а источником Нравственности - нравы, что и потребовало уточнения их определений.

Это не источники (первопричина) а промежуточные звенья.

Вы просто заменяете термины мораль и нравственность на термины обычаи и нравы.

Я же рассматриваю их функциональное значение (свод правил поведения и правила оценки) Эта методика легко позволяет определить первопричины (истоки). 

Мораль - основа синтеза алгоритма поведения, нравственность - способ оценки результатов поведения.

Обычаи и нравы - то же самое на более примитивном уровне.

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 19 Апрель, 2019 - 10:24, ссылка

Это не источники (первопричина) а промежуточные звенья.

Вы просто заменяете термины мораль и нравственность на термины обычаи и нравы.

Я же рассматриваю их функциональное значение (свод правил поведения и правила оценки) Эта методика легко позволяет определить первопричины (истоки). 

Мораль - основа синтеза алгоритма поведения, нравственность - способ оценки результатов поведения.

Обычаи и нравы - то же самое на более примитивном уровне.

Присоединяюсь к сказанному вами. 

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 18 Апрель, 2019 - 17:34

Беспорядочный секс был вполне нравственен до появления половых инфекций (сифилиса, гонореи и т.д.), после их появления единственной эффективной защитой от них стал карантин, который обеспечивался только моногамным браком и порицанием связей на стороне, он стал нравственным, а любая измена, или беспорядочная смена партнеров - безнравственна.

Беспорядочный секс, или скажем корректнее - полигамия, исчезает не с появлением половых болезней, а с появлением собственности и ее наследования. Причем, права на полигамию лишается женщина, а мужчина во все времена имел на нее право. Потому что измена женщины приводила к тому, что при какой-нибудь коллизии (гибели главы семьи) право на наследование мог предъявить совсем другой род через признание ребенка своим. Кровь должна принадлежать своему роду. Чужая кровь в роду считалась чем-то опасным, вредным. 

Измены мужчины, в свою очередь, ничем не грозили наследованию, так как переход наследства мог осуществляться к детям рожденным в законном браке. Исключения были очень редки. 

Аватар пользователя Олан Дуг

Алент, 19 Апрель, 2019 - 08:45, ссылка

полигамия, исчезает не с появлением половых болезней, а с появлением собственности и ее наследования.

И это то же. Половые инфекции приведены в качестве примера, а пример всегда конкретен, ограничен и подразумевает по умолчанию другие менее заметные причины.

Согласитесь, что причины возникновения и существования семьи мы перечислили только две, но без любви, верности, долге, чести может существовать семья? Причем некоторые причины закреплены на генетическом уровне в процессе эволюции (верность, например, или родительский инстинкт).

Вопрос ведь в другом. Иноземцев формирует и совершенствует свое понятие терминов: мораль, нравственность, добродетель. Я ему помогаю в этом, одновременно совершенствуя и свои понятия этих терминов. Здесь, на ФШ, я уже лет пять учусь излагать свои мысли общедоступным языком и у меня это получается всё лучше и лучше.

Здесь я пришел к выводу, что если боишься сказать глупость, не скажешь ничего и никогда умного.

Просто глупый стоит на своем, а умный доводит свою точку зрения до совершенства (иногда меняя её кардинально).wink

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 19 Апрель, 2019 - 09:08

Половые инфекции приведены в качестве примера, а пример всегда конкретен, ограничен и подразумевает по умолчанию другие менее заметные причины.

Неудачный пример. Половые инфекции не имели отношения к образованию семьи, долгое время их и не связывали с сексом. Считается, что сифилис в Евразию завезли с Нового света. А до него, как вы знаете, семья в том или ином виде существовала тысячи лет.

Согласитесь, что причины возникновения и существования семьи мы перечислили только две, но без любви, верности, долге, чести может существовать семья?

Вы о какой семье говорите? Если о нуклеарной, состоящей из двух поколений - родители и дети, то это совсем недавнее социальное явление. 

Причем некоторые причины закреплены на генетическом уровне в процессе эволюции (верность, например, или родительский инстинкт).

Родительский инстинкт закреплен еще на животном уровне. Верность на генетическом уровне? Я вас умоляю! Человек - существо полигамное.  

Аватар пользователя Олан Дуг

Алент, 19 Апрель, 2019 - 09:20, ссылка

Я вас умоляю! Человек - существо полигамное.

wink Не нужно меня умолять. Я и так согласен. Полигамия глубоко нравственна там, где дело касается генетического разнообразия. Гостевой брак, обмен женами, отдалживание жены - глубоко нравственны у чукчей, как инструмент защиты от вырождения по причине накопления генетических нарушений.

Верность на генетическом уровне? 

Вы считаете, что верность не может быть закреплена на генетическом уровне? Дело ваше, а я считаю иначе. Вопрос чисто субъективный. Мутации генотипа возможны как в сторону верности одному партнеру, так и в сторону полигамии. А уж внешние условия существования определят, какую черту закреплять в потомстве.

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 19 Апрель, 2019 - 10:11

Вы считаете, что верность не может быть закреплена на генетическом уровне? Дело ваше, а я считаю иначе. Вопрос чисто субъективный. Мутации генотипа возможны как в сторону верности одному партнеру, так и в сторону полигамии. А уж внешние условия существования определят, какую черту закреплять в потомстве.

А при чем здесь, кто как считает? Мы имеем дело с явлением, хорошо выраженным в обществе. Раз явление выражено, то его можно изучать. И первые помощники в этом дело - статистические методы. Статистика показывает, что количество людей, имевших лишь одного партнера, исчезающе мало. 

Если вы под "генетической" верностью понимаете тот факт, что люди не изменяют друг другу, пока живут вместе (месяц, год, два), а потом ищут новых партнеров и опять им не изменяют, то это другое дело. Но я бы называла это не "генетической верностью", а каким-нибудь другим словом. 

Аватар пользователя Олан Дуг

Алент, 19 Апрель, 2019 - 11:17, ссылка

Но я бы называла это не "генетической верностью", а каким-нибудь другим словом. 

Назовите хоть горшком, только в печь не ставьте.wink

Я не называл верность генетической. Моногамия (верность) и полигамия это моральные приоритеты (свойства) индивида, которые могут быть генетически закреплены (передаваться потомкам).

Предположим, что мутации в равной степени формируют склонность индивидов к моногамии и полигамии. Одним просто не нравится частая смена партнеров, а другим не нравится однообразие в сексе.

Моногамия приводит к формированию генетического однообразия и вырождению племени. Лучше выживают потомки полигамных браков. Нравственна полигамия. Каждая женщина хочет ребенка от лучшего самца, как гарантии выживания своего дитя, но... в случае появления смертельной половой инфекции, полигамия мгновенно приведет к уничтожению всего племени.

Выживут только те, кто генетически предрасположен к моногамии, и дадут потомство, обладающее этим генетически закрепленным предрасположением. Плюс к этому они сформируют новую мораль поддерживающую это свойство и у не предрасположенных (ведь новые мутации вновь сформируют в следующих поколениях появление предрасположенных к полигамии) Формируется новая мораль и нравственным становится моногамия. Эта нравственная оценка поддерживается новыми случаями "наказания богами" за "распутство и разврат" (тяжелая болезнь, уродство и смерть).

И чтобы не навлекать "гнев богов" (развитие эпидемий) общество само наказывает за нарушение морали.

Таков грубый алгоритм формирования морали и нравственности (с наследованием имущества его гораздо сложнее продемонстрировать, т.к. это уже будет связано с общественными отношениями).

 

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 19 Апрель, 2019 - 11:55

Моногамия (верность) и полигамия это моральные приоритеты (свойства) индивида, которые могут быть генетически закреплены (передаваться потомкам).

Есть языки, в которых в сообщении на уровне грамматической формы сразу же указывается степень достоверности сообщаемого: типа, я сам видел; мне сказали; это может быть; я уверен. 

В русском языке надо специально указывать источник информации, что сплошь и рядом не делается. Вот вы продекларировали утверждение про моногамию и полигамию как твердо установленный факт, что, на самом деле, совсем не так.

Вашу фразу можно переписать, вставив частицу НЕ перед глаголом "могут быть". Получится

Моногамия (верность) и полигамия это моральные приоритеты (свойства) индивида, которые НЕ могут быть генетически закреплены (передаваться потомкам).

Доказательность фразы от этого не изменится, потому что ваши логические построения не содержат никаких проверяемых подтверждений. 

Аватар пользователя Олан Дуг

Алент, 19 Апрель, 2019 - 12:12, ссылка

Доказательность фразы от этого не изменится, потому что ваши логические построения не содержат никаких проверяемых подтверждений. 

А я и ничего не доказывал. Изложил просто свою точку зрения. И спорить с вами не собираюсь. Смысл этого спора не вижу.wink

Если ваш жизненный опыт не убедил вас, что то или иное свойство может быть генетически закреплено и наследоваться потомками, то убеждать вас бесполезно.

Аватар пользователя Алент

Олан Дуг, 19 Апрель, 2019 - 15:51

Если ваш жизненный опыт не убедил вас, что то или иное свойство может быть генетически закреплено и наследоваться потомками, то убеждать вас бесполезно.

Может закрепляться и наследоваться. И в таком случае мы видим результат закрепления и наследования. В случае с верностью мы такого результата не видим. См. статистические методы. 

Аватар пользователя Олан Дуг

Алент, 19 Апрель, 2019 - 15:58, ссылка

 В случае с верностью мы такого результата не видим. См. статистические методы. 

Да, не видим, просто потому, что подобные наблюдения не проводились. Нет таких данных. Людям просто было очевидно, что тип характера наследуется, но претерпевает изменения под воздействием окружения.

Для меня это не актуально. Поэтому я ничего доказывать не собираюсь, а тем более качество примера.

Аватар пользователя Эрц

Так вы, ребята, снова погрязнете либо в неопределимых абстракциях, либо в "частных случаях"... Т е на сколько морально-этична замена факельных шествий, гей парадами в Берлине.smiley 

Ключевое здесь (имхо), определение "свой\чужой" и соответственно Степени этой "свойскости" и "чуждости". Можно начать с обыденного обывательского, что самый "свой" у меня, это "Я" и посмотреть, как будут изменяться морально-нравственные нормы, с ИЗМЕНЕНИЕМ этого "изначального предположения".smiley