Нравственный закон

Аватар пользователя Алексей Николаев
Систематизация и связи
Этика

Лекция 1. Высший закон

https://youtu.be/L9Dxc273KrU

Сайт книги «Нравственный закон»:

https://sites.google.com/site/vrematime/nravstvennyj-zakon

Издательство: "Директ-Медиа", 2015

Содержание курса лекций «Нравственный закон» на основе книги «Нравственный закон», в которой изложена фундаментальная этика:

Лекция 1. Высший закон

1. Система этики. 2. Система морали. 3. Моральные понятия. 4. Моральные идеалы. 5. Определение совести. 6. Определение долга. 7. Дюжина граней нравственного закона.

Лекция 2. Добро и зло

1. Основное моральное уравнение. 2. Благая сущность жизни и жизненная сущность добра. 3. Система базовых определений добра. 4. Диалектика ценностей. 5. Диалектика добра и зла. 6. Поляризация ущерба жизни. 7. Базовая классификация зла. 8. Трехзвеньевая цепь зла.

Лекция 3. Суд совести

1. Моральная формула власти. 2. Диалектика греха. 3. Определение злодеяния. 4. Система блокады греха. 5. Определение дисциплины. 6. Скрижали нравственного воспитания. 7. Принципы правосудия.

Лекция 4. Формула правосудия

1. Формула вины. 2. Формула раскаяния. 3. Формула наказания. 4. Формула искупления. 5. Формула прощения. 6. Покаянная формула прощения. 7. Великое прощение. 8. Заповедь прощения.

Лекция 5. Добродетель и порок.

1. Определение добродетелей. 2. Система добродетелей. 3. Краеугольные добродетели. 4. Злые пороки. 5. Бес корысти. 6. Бес гордыни.

Лекция 6. Моральная личность

1. Формула чести. 2. Структура нравственного самосознания. 3. Диалектика ложного «я». 4. Обиды чести. 5. Диалектика стыда. 6. Суд чести.

Лекция 7. Формула счастья

1. Комплектация счастья. 2. Тождество счастья и свободы. 3. Формула морального выбора. 4. Краеугольные принципы счастья. 5. Дефицит счастья и Янусы беды. 6. Нищее и обогащенное счастье. 7. Краеугольный принцип жертв. 8. Формула веры. 9. Формула надежды. 10. Формула мечты. 11. Заповеди счастья.

Лекция 8. Право на счастье

1. Права человека в праве на счастье. 2. Формула справедливости. 3. Моральная формула труда. 4. Трудовые заслуги. 5. Призвание. 6. Принцип благих иллюзий. 7. Общая диалектика чувств. 8. Диалектика переживаний в чувственном составе счастья. 9. Сердце души.

Лекция 9. Диалектика любви

1. Мировое царство любви. 2. Формула одиночества. 3. Определение эгоизма. 4. Определение самолюбия. 5. Семейная формула любви.

Лекция 10. Брак

1. Моральная формула брака. 2. Стадии супружеской любви. 3. Иллюзия любви. 4. Душевные основы супружеской любви. 5. Формула верности. 6. Формула ревности. 7. Определение адюльтера. 8. Разбитое сердце. 9. Прощение измены.

Лекция 11. Школьная этика

1. Основной пробел в системе образования. 2. Системные принципы школьной этики. 3. Как сделать фундаментальный учебник этики.

Комментарии

Аватар пользователя Виктор Трусов

Ох, что-то мне думается, что нет никакого нравственного закона и фундаментальной этики.

Есть только УПК и Гражданский кодекс.

Аватар пользователя fed

Дхарма - главный научный закон Вселенной. Конституция Бога. Закон кармы как УК для выполнения этой Конституции. Это объективный научный закон. Я с ним работаю и вижу как он выполняется. Нарушение закона - грех, преступление.

Об этом Законе говорят все религии и философские системы. Например, основные работы Канта - Критика практического разума и Метафизика нравственности.

Аватар пользователя fed

Алексей Николаев:  Диалектика греха

Дайте определение греха, назовите причины греха, критерий греха. 

Аватар пользователя Алексей Николаев

Требуете определение греха? А извольте:

«Грех – это проступок или порок человека, осуждаемый совестью и составляющий предмет стыда или вины по стороны барьера виновности.

Так я формулирую базовое определение греха, а диалектика греха сводима к трем Янусам греха.

1-й Янус греха – это дуализм греха как проступка и как порока.

2-й Янус греха – это дуализм постыдных и злых грехов по стороны барьера виновности, где злые грехи – это грехи, составляющие вину человека как волевое зло, а постыдные грехи – это грехи, не представляющие собой зла и потому не составляющие вины, но составляющие предмет стыда.

3-й Янус греха – это дуализм злых грехов как злодеяний и как злых пороков, которые суть зло как душевный корень волевого зла, вытекающего из пороков.

Злодеяния – это акты злой воли, а злые пороки – это коренное зло, плодящее зло, по определению коренного зла как источника зла.

Злые пороки метко прозваны коренными грехами христианской моралью.

Исчислим их, когда доберемся до диалектики добродетели и порока.

3-й Янус греха, то есть дуализм злых грехов как злодеяний и злых пороков, – это 1-й Янус греха в сфере вины, лежащей по сю сторону барьера виновности, где проступок есть злодеяние, а порок зол.

Барьер виновности – это барьер зла в сфере греха.

Барьером виновности отграничена в сфере греха сфера вины как сфера ответственности человека за волевое зло, вменяемое в вину человеку судом совести.

Грех – это все, что осуждается совестью посредством укоров совести, но не все, что осуждается совестью, есть зло.

Барьер виновности разделяет грехи как зло и не зло, и только злые грехи могут составлять сферу вины и вменяться в вину судом совести, в соответствии с базовым определением зла как отрицания добра и как ущерба жизни, наносимого в нарушение нравственного закона.

Никакой суд, кроме суда совести, не может знать, где проходит барьер виновности, установленный нравственным законом и разделяющий грехи как зло и не зло.

Какой-либо иной суд, кроме суда совести, может очертить сферу вины близко к истине только на душевной платформе суда совести».

Конец цитаты. Это фрагмент лекции 3 «Суд совести»:

https://youtu.be/TIke5GzMr8A

Неясности и сложности, которые могут послышаться в этом фрагменте, системным образом разъясняются в других лекциях и в книге «Нравственный закон» по ходу изложения фундаментальной этики как системы.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Грех – это проступок или порок человека, осуждаемый совестью и составляющий предмет стыда или вины по стороны барьера виновности.

Чьей совестью?

Я не помню, но кажется уже и здесь писал, что на Новой Гвинее ещё лет 60 тому назад члены одного племени убивали и съедали своих сородичей, когда те достигали определённой стадии старости. Об этом я читал лет 50 тому назад. А недавно прочёл ... или по ТВ показывали, что в джунглях Амазонки до сих пор также существуют три племени.

И я так понимаю, что они это грехом не считают. И... кстати, антропологи считают, что мы все (племя HSS) прошли эту стадию развития. Лет... этак... 40 тысяч тому назад.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Понимаю, Виктор, понимаю. Какие только безобразия не творятся обладателями свободной воли и не только в дебрях Амазонки. Зачем далеко в дебри ходить? Оглянитесь вокруг себя. Ужас, что творится! Ну ни стыда, ни совести! На месте совести сплошь и рядом, сами знаете, что произрастает. И это в 3-м тысячелетии от РХ!

Аватар пользователя Виктор Трусов

:) А без смеха то.

Действительно же ужас. И о чём это говорит? Что нет никакой фундаментальной морали. У каждой религии (а их тысячи... а некоторые исследователи говорят о десятках тысяч), у каждой нации (а их сотни), у каждой народности (а их тысячи), у каждой группы по интересам (а их уже сотни тысяч) свои ценности, своя мораль и совесть. Так что тут может быть фундаментального. Только одно... бессмысленность нашего существования. Мы случайно появились на свет. И нам теперь вырабатывать ценности, смыслы, мораль, ... и совесть нашего будущего существования и сосуществования.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Виктор, я б и хотел разделить ваш пессимизм, «как поглядишь с холодным вниманьем вокруг», но кое-что подсказывает мне, что это было бы сродни богохульству или даже им самим. А еще я точно знаю, и вы даже не пытайтесь сбить меня своим пессимизмом с толку в том, что истина – одна, истина абсолютна, абсолютно фундаментальна и имеет силу высшего закона в моральном измерении бытия, то есть в измерении добра и зла.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Да Вы что, Алексей. Я не пессимист. Я абсолютно оптимистичный интроверт. И я абсолютно уверен в победе гуманизма на Земле. Но не с помощью каких-то Высших сил и дОлжно, а с помощью кропотливой работы ЧЕЛОВЕКА. Людей Земли.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Эк я дал маху! Принял оптимиста за пессимиста. Да ведь на лице же написано: оптимист.

Аватар пользователя fed

Виктор Трусов с помощью кропотливой работы ЧЕЛОВЕКА. Людей Земли.

ну да, работы в деле нравственного совершенствования, духовного роста. 

Аватар пользователя fed

Алексей Николаев, ^ абсолютно фундаментальна и имеет силу высшего закона в моральном измерении бытия, то есть в измерении добра и зла.

да, это так. Но видят этот закон в действии только пророки. Вернее понимают, хотя видят все. Люди не понимают, потому что большая разница во времени между преступлением и возмездием. Люди воруют и богатеют, продвигаются по служебной лестнице.

Мне же грешить нельзя, так как у меня возмездие приходит сразу же. Поэтому я хорошо вижу разницу между грехом и благим поступком. 

Аватар пользователя fed

 Виктор Трусов: У каждой религии (а их тысячи... а некоторые исследователи говорят о десятках тысяч), у каждой нации (а их сотни), у каждой народности (а их тысячи), у каждой группы по интересам (а их уже сотни тысяч) свои ценности, своя мораль и совесть.

Это вам так кажется. На самом деле, пророки всех религий говорят об одном и том же, только разными словами. О работе закона кармы. Как я уже говорил, человек в стадии пророка видит действие закона непосредственно.

И жизнь не бессмысленна, а имеет огромный смысл. И это отражено в религиях, в священных писаниях, в философии.

Аватар пользователя Виктор Трусов

А где в философии? В нормальной западной философии, не теологии. Скажем... начиная с Канта.

Аватар пользователя fed

Виктор Трусов: А где в философии? В нормальной западной философии, не теологии. Скажем... начиная с Канта.

Больше всего, конечно, в восточной. Но и в западной много нравственных вопросов. В греческой, Спиноза, Сенека, Кант, разумеется, у Декарта есть, Ясперса, Фромма. 

Аватар пользователя Виктор Трусов

Фёдор, я сейчас полистал кое-что из того, что у меня есть здесь, в деревне. Сенеку, Канта (КЧР), Лейбница, Локка, Гоббса. Ничего у них о смысле возникновения жизни на Земле не нашёл. Мог бы и ещё сотни и сотни авторов по-перелистывать, но вдруг до меня дошло. Я о бессмысленности жизни сказал, именно в смысле её возникновения на Земле, а не вообще о её смысле, который вырабатывается человеком. Об этом я сам же написал, что нам ещё предстоит найти эти смыслы и значения, удовлетворяющие большинство. С помощью своего разума.

А Алексей же, я так понимаю, пишет о некоем Нравственном законе определившем нашу жизнь ещё, до того мгновения когда мы отделились от других гоминид. Или были созданы Богом. Так я думаю, что никакого фундаментального закона о нравственности не было. В случае нашего отделения от гоминид, этого просто не могло быть… это чистая случайность и никаких законов не было в принципе. А создание Богом? Какая может быть единая фундаментальность если на Земле 34 000 (как пишут некоторые исследователи) религий и Богов?

Аватар пользователя fed

Виктор Трусов: И я так понимаю, что они это грехом не считают. 

Мы тоже много чего грехом не считаем. Когда едим котлетку. Идем на рыбалку, летим на охоту, орем на мать, рвем цветы, и т.д.

Кто грешит? В развитых странах принято "стучать" - сообщать в полицию о правонарушениях, у нас это не принято, считается грехом. Кто прав?

Сейчас все осуждают Сталина, что людей сажали в тюрьму за колоски на колхозном поле.

В США вы за эти колоски можете получить пулю в лоб.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Когда едим котлетку. Идем на рыбалку, летим на охоту, орем на мать, рвем цветы, и т.д.

А это всё грехи?

 В развитых странах принято "стучать" - сообщать в полицию о правонарушениях, у нас это не принято, считается грехом. Кто прав?

А кто прав? 

Аватар пользователя fed

Виктор Трусов,: А это всё грехи?

Конечно, только разной степени тяжести. Отсюда, и наказание разное будет. 

А кто прав? 

У них стучат, чтобы предотвратить преступление, у нас же зачастую, чтобы насолить соседу. 

Если бы боролись с коррупцией всем миром, ее бы не было.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Так это только подтверждает отсутствие фундаментальности. 

Аватар пользователя fed

Алексей Николаев,: Злые пороки метко прозваны коренными грехами христианской моралью.

лучше сказать, что они отражены в УК. 

Аватар пользователя fed

Алексей Николаев,: Никакой суд, кроме суда совести, не может знать, где проходит барьер виновности, установленный нравственным законом и разделяющий грехи как зло и не зло.

Это делает не суд совести, а закон кармы. Объективный научный закон. От закона кармы еще никто не уходил. А от суда совести можно уйти. 

Аватар пользователя Алексей Николаев

Узнаем это получше на Страшном суде, Федор, и если встретимся там, обсудим это поконкретней.

Аватар пользователя fed

Алексей Николаев: Узнаем это получше на Страшном суде

Поздно уже. Я уже на Страшном суде. Он заканчивается с достижением Просветления.

Это хорошо показано в фильмах: "Телефонная будка", "Без чувств" и других.

Аватар пользователя VIK-Lug

Алексею Николаеву: а чем Ваши размышления в книге "Нравственный закон" отличаются от того, что Гегель отразил в Гл.3 Нравственность в его "Философии права", как одной из базовых  составляющих философской сути права в целом?

Аватар пользователя Алексей Николаев

Как бы вам сказать поделикатней, чтоб не задеть святыню в сердце гегельянца? Видите ли, в чем дело, Виктор, фундаментальная этика – это не совсем то и даже совсем то, что философия права.

Аватар пользователя VIK-Lug

Алексею Николаеву: да ради Бога, не надо деликатничать - я не обидчивый. А тем более, - я сторонник теории марксизма и с отдельными выводами Гегеля не совсем согласен. Но вместе с тем, чем то, что Вы определяете фундаментальной этикой, отличается от такого определения нравственности Гегелем: "Нравственность есть идея свободы как живое добро, имеющее в самосознании свое знание, воление, а через его действование свою действительность, равно как и самосознание имеет в нравственном бытии свою в себе и для себя сущую основу и движущую цель; нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания" (см. Параграф 142 в Гл.3 Нравственность в "Философии права", например, здесь http://e-libra.ru/read/362194-filosofiya-prava.html ). Или все же это с Вашей стороны такое, что определяется как "не знаю что, но не то"? И еще - между прочим там же, но несколько ранее Гегель определяет и суть морали и её связь с нравственностью.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Я предпочитаю выражаться попроще и не так поэтично.

Гегель – это же настоящий поэт от философии. Если б философии не было, но был бы Гегель, его, как пить дать, затащили бы в свою епархию искусствоведы и объявили бы поэтом эпического размаха.

Определение нравственности я формулирую простенько-простенько, во избежание непонимания, о чем речь, а именно так: нравственность – это нравственная природа человека как моральной личности, заданная нравственным законом и сводимая к пяти основным слагаемым по базовой формуле нравственности:

Совесть + добродетели + честь + любовь + личная мораль = нравственность человека.

Это моральное уравнение можно развернуть, добавив слагаемых, или, наоборот, укоротить. Штука не в этом, а в чем, как бы вы думали? Вся штука в определениях. Требуется как можно точней и правильней определить фундаментальные слагаемые нравственности и развернуть определение каждого слагаемого в логичную и стройную систему определений как систему в системе фундаментальной этики. Это непростая задачка, но лично я не знаю задачи более важной в числе государственных, да-да, вы не ослышались, государственных, а не только чистых философских задач. Ума не приложу, почему решение заставляет себя ждать тысячелетиями и продвигается вперед, ну, как-то вяло.

Аватар пользователя VIK-Lug

Алексею Николаеву: ну предположим философской сути нравственности (собственно как и морали) Гегель посвятил целую главу в его "Философии права". И то, что я процитировал - то это лишь начало этой главы. А вот дальше Гегель эту саму суть "разбирает по косточкам" в самых разных её ипостасях и в самых точных и в различных её проявлениях. И поэзией в этом и "не пахнет". И что то мне подсказывает, что Вы с этим у Гегеля не шибко знакомы.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Эк я опростоволосился! Я ни грамма не сомневаюсь, Виктор, что вы знаете Гегеля на зубок и цитируете прямо сейчас по памяти. Я считаю за честь говорить с истинным гегельянцем, который, посмею выразить робкую надежду, снисходительно простит профана и невежду, уличенного в «не шибком знакомстве» со святым.

Аватар пользователя VIK-Lug

Алексею Николаеву: да никакой не святой Гегель, ибо есть и в его философии те еще "заморочки". Просто коль Вы взялись раскрыть суть нравственного закона, а об этом и Гегель в своё время чего то накропал, вот я и решил поинтересоваться у Вас - чем его философская суть морали и нравственности отличается от их определения у Вас. И не только по форме, но и по содержанию.

Аватар пользователя Алексей Николаев

Не хочу и боюсь быть понятым вкривь, это всегда не очень приятно, но должен честно признаться, что фундаментальная этика, изложенная в книге «Нравственный закон» и в одноименном курсе лекций, и по форме, и по содержанию довольно далека от гегельянства во всех тематических руслах оного. Страшно добавить и страшно подумать, что вы на это подумаете, но наберусь духу и добавлю: она никак не опирается на авторитеты, не продолжает собой никаких знаменитых идей по теме и сделана с нуля в системе определений, сформулированных впервые и застроенных в систему новаторским способом.

Аватар пользователя VIK-Lug

Алексею Николаеву: ну и какое прикладное значение (например, при формировании соответствующего правового поля, регулирующего отношения людей в той же России) может иметь Ваша новаторская система формирования фундаментальной этики?

Аватар пользователя fed

VIK-Lug, 14 Июн^ ну и какое прикладное значение (например, при формировании соответствующего правового поля, регулирующего отношения людей в той же России) может иметь Ваша новаторская система формирования фундаментальной этики?

Отвечу со своих позиций. На основе своего учебника этики.

Огромное. Этика будет оказывает влияние на все стороны жизни общества. На воспитание человека, образование, законодательство, принятие управленческих решений-сферу управления. С этикой связаны основные идеалы и ценности человека, интересы, мировоззрение, познание истин. 

Аватар пользователя fed

Счастье, свобода, совесть, стыд, долг, грех, преступление, заповеди, добродетели, воспитание, честь, благочестие, зло, добро, благо, гуманизм, счастье, радость, страдания, любовь, дружба - термины этики.

Аватар пользователя VIK-Lug

fed-y: ну по жизни так уж получается, то что у одних людей есть добром, честью, долгом и т.д. , у других это считается злом, грехом, преступлением и т.д. И собственно диалектику этого и попытался раскрыть Гегель в своих определениях морали и нравственности в его "Философии права" при определении философской сути права в целом. И как эта философская суть права от Гегеля получила свое развитие в последующем, в том числе и при формировании правового поля на основе соответствующих юридических законов в том или ином сообществе людей уже в наше время - тот еще вопрос. 

Аватар пользователя fed

VIK-Lug,: И собственно диалектику этого и попытался раскрыть Гегель в своих определениях морали и нравственности в его "Философии права" при определении философской сути права в целом

Вот вы нам и раскройте суть этических терминов на основе гегелевской философии права. А мы сравним. 

Аватар пользователя VIK-Lug

fed-y: ну Гегель это сделал в достаточно приличном объеме своих рассуждений в виде двух глав в "Философии права" о морали и нравственности и о их взаимосвязи. При этом - с различных позиций и в различных определениях. И проще это Вам самому об этом узнать в "Философии права", например, по той ссылке, которую я уже указал ранее в этой теме в комменте Алексею Николаеву от 13 июня в 13:51. 

Аватар пользователя fed

Предлагаю главу из моей книги Современная йога

Моральный кодекс

 

Изложен в «Йога-сутре» (сутры 30 – 45 книги 2) и включает в себя первые две ступени йоги: яму и нияму. В Новом Завете он изложен в основном в Нагорной проповеди Христа, хотя  в тексте Иисус часто обращается к соблюдению заповедей. Изобилуют моральными призывами и послания апостолов. Поступайте так, как хотели бы вы, чтоб поступали с вами. Человек, не соблюдающий заповеди, строит дом на песке. Моральный кодекс есть тот камень, который отвергли строители, но который стал главой угла. Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. То, что соблюдение заповедей есть закон, а нарушение их есть преступление, говорит Иисус словами – если соблазняет тебя рука, отсеки ее, а если глаз соблазняет – вырви его. За нарушение заповедей будет плач и скрежет зубов. Бхагават-Гита также изобилует моральными предписаниями.

Итак, первая ступень йоги – Яма. Это заповеди, воздержания или то, что нельзя делать ученику. Включает в себя пять заповедей: воздержание от причинения вреда или принцип ненасилия – ахимса; воздержание ото лжи, принцип правдивости – сатья; воздержание от воровства, принцип не бери чужого – астея; воздержание от полового распутства или принцип брахмачари; воздержание от принятия незаслуженных даров, свобода от алчности, жадности – принцип апариграха.

Вторая ступень йоги включает в себя правила поведения йога. Это чистота внешняя и внутренняя – шауча; удовлетворенность, довольство малым – принцип сантоша; самодисциплина, аскетизм – принцип тапас; изучение духовной литературы, первоисточников, духовное образование и самообразование – есть принцип свадхиайя; посвящение всей своей жизни Богу есть принцип Ишварапранидха. Разберем более подробно эти десять правил.

 Ахимса.  Непричинение зла, вреда всем живущим, воздержание от злобы. Часто этот принцип называют ненасилием.  Он является основным в этике йоги,  и другие принципы сверяются с ним. Лозунг йогов: «Пусть все живущие будут мирны и счастливы». Каждое правило должно выполняться в мыслях, словах, делах (поступках). Йог должен контролировать себя на всех этих трех уровнях. Отклонение от заповедей называется грехом. Ненависть можно назвать основным грехом. Зарождаясь в уме, она проявляется в речи как оскорбление, унижение и в поступке как насилие, агрессия, жестокость.

Моральный кодекс универсален, то есть он действует во всей нашей галактике, планете, стране и т.д., где бы человек ни находился, в любом месте и при любых обстоятельствах. Следует помнить, что грех (преступление) является грехом, когда выполнен непосредственно тобой, или когда ты способствовал совершению преступления или когда одобрил, не осудил преступление; также будь совершение преступления в гневе, страсти, опьянении или при слепом подражании  и будь оно слабое, умеренное или сильное, были свидетели или нет, раскрыто или не раскрыто – все это грех и он обязательно влечет за собой наказание в виде страдания по закону кармы. Никаких оправданий греху нет, будь то серьезные или пустяковые нарушения заповедей. Человек становится рабом греха  и вовлекает себя в страдания, скуку как отсутствие творческого мышления, в неведение, незнание, тупость.

Йогу требуется противостоять греховной деятельности, развивая  противоположные мысли, слова, поступки, короче, добродетели. Вместо ненависти – любовь, агрессии – милость, вместо лжи правдивость, искренность, вместо воровства – бескорыстие, желание помогать другим.  

Таблица морального кодекса

  Любое отклонение от заповедей вызывает нарушение дхармы – космического морального закона, что неизбежно ведет к страданиям, т.к. срабатывает закон кармы и человек попадает под влияние Майи (Сатаны ). Следует заметить, что соблюдение заповедей ведет к свободе, а пороки – к ограничению свободы человека. Дружба основана на добродетелях.

Йог должен достичь совершенства в соблюдении заповедей, чтобы они стали нормой поведения. Достигая совершенства в ахимсе – непричинения никому вреда, тогда в присутствии его всякая вражда прекращается. Йог живет в гармонии со всеми живущими. В его присутствии даже дикие звери становятся кроткими.

Принцип Сатья – правдивость в мысли, слове, поступке. Больше связана с речью. Йог стремится к истине, знанию. Вместо двойной  морали, лжи и обмана к искренности, честности. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Также блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Ведь Царство Божие и Золотой век – это общество истины. Там нет лицемерия и двойной морали. Высшее выражение Сатьи, когда происходит то, что скажет йог. Совершенство и утверждение в правдивости приводит к такому результату, когда твои слова и желания совершают чудеса. Иисус словом остановил шторм на море. Также он говорил – скажи горе той – ввергнись в море, и она упадет. Исцеление словами также является результатом высокой правдивости.

Принцип Астея – «не кради», воздержание от воровства, не присвоение чужого, воздержание от эксплуатации чужого труда. Здесь также требуется отсутствие зависти. Высшее достижение, совершенство принципа «не бери чужого» проявляется в появлении всего, что йог пожелает. Сказочный сюжет со скатертью-самобранкой может стать реальностью. Иисус накормил пятью рыбами и восемью хлебами пять тысяч человек. Кто ничего не желает для себя, тому даны все богатства мира.

С принципом Астеи тесно связан принцип Апариграха – свобода от ненужных вещей, воздержание от алчности, от принятия незаслуженных даров, от коррупции, воздержание от гордыни. Необходимо развивать смирение, довольство малым. Благодаря совершенству в этом принципе йог узнает закон реинкарнации – свои и чужие прошлые жизни. Это связано с тем, что новое рождение обусловливают желания. Именно желания гонят человека по циклу инкарнаций (рождений и смертей) и победа над желаниями дает знание о рождениях.

Принцип Брахмачарьи буквально означает путь того, кто очарован Богом. Ученик йоги  направляет все свои влечения на Бога. Любовь к Богу приводит человека к половому воздержанию. Совершенство в этом принципе, высшее достижение Брахмачарьи дает йогу огромную энергию, приобретаются различные парапсихологические способности: исцелять людей, изгонять бесов, оживлять умерших, материализацию (создание) предметов и другие способности.

Принцип Ниямы – чистота внешняя и внутренняя (Шауча) также должен быть развит до высших пределов. Будьте совершенны как Отец ваш Небесный. Результатом чистоты будет прекращение влечения к телам. Чистота должна быть в мышлении, речи и поступках.

Принцип Сантоша – довольство малым. От совершенства в этом принципе приходит величайшее счастье, любовь.

Принцип Тапас предполагает самодисциплину, выносливость по отношению к парам противоположностей, таких как боль и наслаждение, жара и холод, голод и жажда. Как высший результат самообуздания – совершенство тела и органов.

Изучение – Свадхиайя – это духовное образование, работа с первоисточниками, изучение Писаний, таких как «Йога-сутра», Новый Завет, Бхагават-Гита, чтение книг великих йогов. В 20 веке к таким можно отнести Вивеканананду, Йогананду, Саи Бабу и других. Нужна глубокая подготовка в области философии и психологии. Совершенство в этом принципе ведет к притягиванию к себе святых и великих умов, которые помогают ему в работе.

Принцип преданности Богу – Ишварапранидха. Бог для йога и Учитель и Отец. Вся жизнь для йога – это школа духовного совершенствования, все жизненные ситуации являются учебными, чтобы достичь совершенства и слиться с Богом.

 

Аватар пользователя Алексей Николаев

Федор, мое почтение! Слышу совершенно правильные и прекрасные слова.

Касательно темы вы говорите то, что должен знать каждый от младых ногтей, как Отче наш и как моральную грамоту, которая должна открывать вход в приличное общество.

Аватар пользователя fed

Предлагаю главу из моей книги:

Духовное  воспитание

  Система духовного воспитания неразрывно связана с духовным путем. А Путь указан в источниках: «Йога-сутре», «Бхагават-Гите» и Новом Завете, Дхаммападе и других. Сам Путь можно разделить на периоды: подготовительный, собственно путь, который заканчивается Самадхи, Просветлением, Крещением Духом Святым и период закрепления в Царстве Божием – путь от достижения Самадхи до Нирваны или жизнь Христа от Крещения Духом до Вознесения.

Подготовительный период. До того как ученик познал духовные истины и был инициирован Святым Духом он стремится к самосовершенствованию. «Будьте совершенны как Отец ваш небесный» - главный лозунг эволюции человека. Совершенствование включает в себя физическое, интеллектуальное, эстетическое, этическое, психоэнергетическое, то есть всестороннее и гармоничное развитие личности.

Физическое развитие предполагает занятия физической культурой и спортом, закаливанием и туризмом. Человек должен следить за своим телесным здоровьем, ибо тело – это храм души.

Интеллектуальное развитие – это образование, изучение философии, психологии, чтение художественной литературы, особенно классики, занятия научными исследованиями, постижение всей мудрости жизни. Необходимо впитать всю культуру, которую выработало человечество.

Эстетическое развитие – это воспитание красотой, прекрасным через общение с природой, искусством. Разбираться в живописи, любить поэзию, понимать и наслаждаться классической музыкой, самому участвовать в творении прекрасного – все это необходимо для ученика. Любовь на этом этапе также можно отнести к эстетическому развитию. Незабываемая пора первой любви, что может быть прекрасней! Отсюда начинается психоэнергетическое развитие в сторону концентрации, медитации и созерцания, развитие любви сердца и состояния влюбленности.

Этическое развитие включает в себя взращивание добродетелей, культуру речи, выполнение морального кодекса, стремление к абсолютной дружбе и умению быть другом, ибо дружба основана на соблюдении заповедей. Рассмотрим основные добродетели, известные нам.

Главные добродетели – это Вера, Надежда, Любовь. Вера – основная добродетель, ибо от нее зависит очень многое. Нужна философская вера, основанная на знаниях и собственном опыте. И самое главное, нужны люди, которые добились духовных побед, то есть достигли Самадхи; духовные авторитеты, которые победили зло, страдания, достигли идеалов счастья и свободы, Царства Божия. Именно они являются главными Учителями. Если их сейчас нет, то их заменяют книги про них. Будда, Христос, Кришна, великие йоги и святые всех времен и народов являются примером для нас.

Надежда – исходит из Веры. Мы знаем, что можно достигнуть прекращения страданий, победить зло, достигнуть Царства Божия, счастья, свободы, если будем следовать по Пути, который указали великие Учителя.

Любовь является фонарем, источником света на этом Пути к свободе, счастью, вечной жизни. Источник, который не должен угасать в нас.

 Часто в числе главных добродетелей указывают еще Софию – мудрость, знание, философский поиск абсолютной истины. Знание – это путеводная нить на духовном Пути. «Познаете Истину и Истина сделает вас свободными» - говорил Иисус. В результате медитации развивается интуиция. Интуитивное знание постепенно развивается до полного всезнания, познания истины о Боге, Душе.

Вот примерный список добродетелей, которые необходимо развивать/взращивать/ ученику. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания; чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпение, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость/приспособляемость/, правдивость/честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие/смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/,скромность, дисциплинированность.

Остановимся  на некоторых из них. Благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, соблюдение предписаний религии. Противоположность – безверие, аморальность.

Милосердие – готовность помочь другому или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Противоположность – эгоизм, мстительность.

Благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.

Аккуратность. Аккуратный человек – любящий точность, порядок, бережливый.

Смелость / бесстрашие/ необходима на духовном пути. Без этой добродетели не достичь Царства Божия. Должен быть только страх Божий в виде благочестия, боязни совершить грех.

Терпение также очень важно на пути. «Претерпевший все – спасется» - говорил Иисус.

Терпимость – есть уважение прав другого, признание инакомыслия.

Трудолюбие – уметь работать и не бояться никакого труда. Нужно много потрудиться, прежде чем достигнешь духовных побед. Весь Путь – это сплошной труд: физический, умственный, нравственный. «Не позволяй душе лениться» - говорил классик.

Дисциплина необходима. Без дисциплины ничего не достичь.

В Древней Греции мудрецы соревновались в добродетелях, а В.И.Даль говорил: «Совершенствоваться значит исправляться, улучшаться, изменяться к лучшему, достигать высшего качества».

Собственно Путь основан на двух основных заповедях Христа: возлюби Бога и возлюби ближнего. Первая заповедь включает в себя методы раджа-йоги /психоэнергетическое развитие/, вторая – карма-йогу. О любви, медитации и карма-йоге было сказано выше. Путь начинается с инициации ученика, знакомства его со Святым Духом – «Вышел сеятель сеять»/Матф.13:3/. Духовное семя – это частичка Бога, Блаженство. Иногда проходит длительный период, пока ученик начнет понимать духовное знание. После этого начнется осознанный путь к Царству Божию, Спасению. Путь трудный, опасный, похожий на войну, битву со своим несовершенством. Это путь по лезвию бритвы. Трудно достичь победы. «Узок путь к Спасению, широки врата, ведущие в погибель» - говорил Иисус. То же самое говорит Кришна в Бхагават-Гите: «Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня»/7:3/. «Оружием знания победи сомнения, родившиеся в твоем сердце от неведения, вооружившись йогой, поднимись и сражайся»/4:42/.

«Царство Божие внутри нас» /Лука17:21/ и его достижение есть психологическое состояние. Это состояние Самадхи описывает текст Бхагават-Гиты: « Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя…наслаждается беспредельным счастьем» Состояние Просветления – «Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем»/5:16, 5:21, 6:20-23/.

Бхагават-Гита дает нам самый быстрый метод для достижения Царства Божия – преданное служение. Это означает деятельную любовь к Богу. Примером такой деятельности являются апостолы Петр, Иоанн, Мария Магдалина и другие апостолы, евангелисты и ученики Христа. Преданное служение – это творческое развитие методов раджа и карма-йоги.

Если нет просветленного Учителя, ученик опирается на знания из книг, на знания, полученные из медитации, на свой духовный опыт и помощь Бога.

Учитель помогает ученику на Пути. Их отношения основаны на доверии и абсолютной дружбе. «Нет больше той любви, чем отдать жизнь за друзей своих» - говорил Иисус.

Существует в буддизме прибежище /ценности/ для ученика: Будда, Дхарма, Сангха. Это психолгически касается всех вообще духовных учеников. Будда – это наличие просветленного Учителя, достигшего Самадхи, через которого проявляется Бог. В узком смысле любой человек, через которого проявляется вибрация Бога звук Ом. Это личность, которую можно любить и которая является объектом медитации. Дхарма – высокая нравственность. Сангха  - община, где есть богоподобный человек. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил: «Я построю церковь». Процесс достижения Самадхи должен идти у учеников постоянно и если этого нет, то такая община /церковь/ просто умрет. Иисус постарался, чтобы и ученики достигли Самадхи. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» /Марк 9:11/. Рост ученика от инициации до Самадхи хорошо показано на примере притчи о сеятеле /Матф. 13:24,31,33,44,45/.

Период закрепления в Царстве Божием на примере Иисуса – это жизнь от Крещения у Иордана до Вознесения. Все, кто достиг Самадхи, посвящают все свое время до ухода в Нирвану духовной пропаганде, воспитанию учеников, борьбе за освобождение человечества.