О степенях свободы и самораскрывающейся свободе

Аватар пользователя Виталий Иванов
Систематизация и связи
Этика
Философское творчество

Из последних дискурсов о коммунизме и Обществе Реализуемых Возможностей (ОРВ) выяснилось,что уважаемые участники дискурсов на ФШ, увы, так и не понимают, что я имею в виду под указанными вводимыми мной понятиями позитивной свободы. Несмотря на то, что трактат "Самораскрывающаяся свобола" выставлен в Библиотеке ФШ в статьях еще в 2015-ом году и несколько позже выставлена книга с таким же названием.
Базовый трактат написан лет 30 назад, изложение в нем несистематическое и, может быть, не очень конкретно.
Попробую разъяснить суть на примере.

Возьмем 5-ти этажный дом с парадными. Сам по себе он - степень свободы. В том смысле, что он есть, а могло бы не быть. Раз он есть, он дает много возможностей для решений и действий, т.е, осуществленья свободы. В нем можно жить или просто зайти в него и т.д. всего бы этого не было, не будь данного дома.
В парадной есть лестница, по которой можно подняться на любой этаж. А если бы ее не было, лифта нет, подняться было б нельзя. Это еще одна степень свободы. С ограничениями. Выше 5-ого этажа не подняться. В пролетах этажей, между перилами, идущими навстречу друг другу есть метровый зазор, в который, если перелезть через перила, можно спрыгнуть. Это тоже сиепень свободы. Понятно, с ограничениями. Упадешь с 5-ого этажа, разобъёшься насмерть. Это твой выбор, свободный в рамках данной степени свободы.
По сути, каждая ступенька лестницы - степень свободы, на нее можно ступить или нет. Совершенно свободно. Если ничто не мешает. Какие здесь ограничения? Размеры ступенек, их число и прочее.
Выпрыгнуть можно и из окошка на лестнице. Это тоже степень свободы, с понятными ограничениями - размеры окна и прочее. Многие ли станут выпрыгивать? Даже, если ничто не мешает - стекла легко можно разбить, нет решеток. Или то, что не хочешь выпрыгивать - ненормальное ограниченье свободы? Подчеркну, внутреннее. Среди внешних возможностей - степеней свободы, и внешних ограничений - высота, земное тяготение, крепкость организма. И прочее.
Уже, надеюсь, понятно, что этот обыкновенный пятиэтажный дом предоставляет нам массу свобод и одновременно являет массу ограничений. Свободы и ограничения можно формулировать, перечислять дальше. Ясно, что он предоставляет нам возможность осуществлять довольно сложную деятельность, хотя бы в него заходя. Этого не было бы, не будь дома.
Что же здесь самораскрывающаяся свобода?
Например, можно купить квартиру в этом доме, и количество степеней свободы по отношению к нему существенно увеличится. Далее. Можно обустраивать собственную квартиру, насыщая ее мебелью, техникой, всем необходимым. Количество степеней свободы еще увеличится, однако каждая из них иметь будет ограниченич. Технику и мебель не надо ломать. Надо уметь ею пользоваться, осуществляя более сложную деятельность в более сложной среде.
Далее. Можно приводить в порядок, облагораживать територию вокруг дома - разбивать сад, сажать деревья, цветы, делать дорожки. Ходить станет можно только по дорожкам, цветы не срывать, ломать деревья нельзя... Это ограничения? Да, для разумных. А какой-нибудь слон все затопчет и поломает. Слон больше свободен разумного человека? Я так не считаю.
Всё это позитивная свобода - осуществление всё более сложной деятельности во всё более сложной среде.
Добавлю. Очевидно, не обязательно считать все ступеньки, с каждой увеличивая умозрительно свою меру свободы. Надо подходить интегрально, рпзумно.
Но принцип, надеюсь, понятен.
Что же негативное понимание свободы в связи с этим элементарным примером?
А это выпрыгивание из окна, в пролет лестицы и, как предел, рпзрушение, на фиг, всего этого дома. С его разрушением субъект от него полностью освободится.

Ясно, что этот пример распространяется на всю деятельность человека, его бытие. Которое исторически и являет собой - всё более сложную деятельность во всё более сложной среде, т.е. самораскрывающуюся свободу со всё увеличивающимся числом степеней свободы, каждая из которых имеет свои ограничения. Что в целом можно выразить неким интегралом свобод.
Отмечу с ростом позитивной свободы растут потенциалы негативной свободы, т.е. увеличивается количество степеней свободы, которые можно разрушить. Однако, полагаю, ясно теперь, что их число предпочтительней увеличивать, делая наш мир все прекраснее и совершеннее, продолжая Творение. Что наилучшим образом будет происходить в Обществе Реализуемых Возможностей. А не наилучшим и так происходит, всю историю человечества.

Проведем параллель между добром и злом, позитивной и негативной свободой.
В общем случае, позитивная или самораскрывающаяся свобода - добро. Негативная, разрушительная свобода - зло.
Отметим, в человеческой деятельности добро и зло - два разных понятия. А свобода - почему-то одно. Хотя подразумевает под собой совершенно противоположные действия и результаты так же, как зло и добро.
Считаю это философской, мировоззренческой недоработкой. На что не раз и указывал. Безуспешно)))

Комментарии

Аватар пользователя Виталий Иванов

Ну, вот... спорили. спорили... и пропали.

А где согласие/не согласие?

Не вижу последовательности, друзья.

Прошу только не ссылаться на Маркса и Гегеля, высказывать свои мнения. Если есть.

 

Аватар пользователя Виталий Иванов

Значит, нет, друзья, своего мнения по важнейшим вопросам.
Понятно.

Аватар пользователя VIK-Lug

Виталию Иванову: ну почему же нет - есть! Ибо в народе  давно есть такое - будешь плевать в прошлое, в будущем пожнешь бурю. Однако.

Аватар пользователя Виталий Иванов

VIK-Lug, 8 Апрель, 2023 - 15:42, ссылка
Так это у вас история начинается с рождения Гегеля, хоть он и родился совсем не в России.
А у меня единая и неделимая, с заповедных времен. Исторической Руси более 1000 лет. Не знали об этом? Не думали? Всё равно?
Идите ка вы к гегелю, в самом деле, достало.
Здесь его нет. Он ждет вас.
Буду удалять ваши комментарии, не читая. Ни смысла, ни радости.

Аватар пользователя Виталий Иванов

Предлагаю назвать негативную, разрушительную свободу - "несвоба".

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Для Виталия Иванова и не только.

 

Фрагмент из статьи «Фундаментальное открытие для философии. (2017).»

http://philosophystorm.ru/fundamentalnoe-otkrytie-dlya-filosofii2017

...

2)  Основные ошибки, приводящие к неоднозначности.

Первая ошибка, это ошибка в содержании понятия: подмена общего содержания понятия частным.

Вторая ошибка, это ошибка в объёме суждения: не учитывание части объёма суждения.

а) Подмена общего частным.

Из-за крайне низкой культуры логики у слишком многих, до сих пор считается нормальным подразумевать под общим понятием (и тем, что оно обозначает) какой-либо элемент в нём обобщённый, т.е. какую-либо часть его содержания, и обычно это какая-либо крайность, в зависимости от симпатий и антипатий и прочего. А главное, что при этом другие элементы объёма этого обобщения, т.е. другие частности, противоречащие подразумеваемому, просто игнорируются, на них просто не обращают внимание. А ведь общее понятие и часть того, что в нём обобщено, это всё-таки разные объекты (для множества случаев), и даже это разные понятия.

 Такая подмена общего содержания понятия только частью содержания, с игнорированием другой (остаточной) части содержания, и приводит к простейшим логическим ошибкам в оценках этих общих понятий (и того, что они обозначают), поскольку часть их содержания не учитывается при оценке. Например, под демократией очень часто подразумевают идеальную демократию, под свободой подразумевают только всё хорошее, что при ней возможно, под дружбой подразумевают её идеальный вариант, и т.д. и т.п.

 В итоге, из-за возможности таких подмен и из-за различий в симпатиях и антипатиях, оценки одного и того же, до сих пор, получаются разные.

.

Аватар пользователя Виталий Иванов

К.Б.Н., 10 Апрель, 2023 - 12:32, ссылка
Об этом и речь!
"Добро" и "зло" - два понятия. А "свобода" - одно. Хотя очевидно имеет смыслы прямо противоположные - свободу разрушительную и свободу созидательную, творца, создающего свободно Творение.
Собственно, развиваясь, все понятия делятся. Это относится ко всей человеческой деятельности, будь то наука, техника, культура, религия, философия. Усложнение понятия требует его описания, система состоит из подсистем. И т.д.

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Для Виталия Иванова и не только.

 

Так ведь и с понятиями «добро» и «зло» всё неоднозначно. Споры изначально ведутся.

 И так со многими понятиями.

А почему?

 Система понятий – не совершенна. Логика – не совершенна.

А в результате этих несовершенств и философствование – несовершенно.

 А как это исправить?

Примерно так:

 

1. Идеальный язык. (2017).

http://philosophystorm.ru/idealnyi-yazyk2017

2. Совершенная логика. (2017).                                          

http://philosophystorm.ru/sovershennaya-logika2017

3. Фундаментальное … (эту ссылку я давал раньше).

.

Аватар пользователя Виталий Иванов

К.Б.Н., 10 Апрель, 2023 - 13:44, ссылка
Нет ничего совершеннее человеческого подсознания, которое многомерно и не помещается в двумерную логику.
Логика хороша сама по себе, но, когда сталкивается с реальностью, случаются нелогичные отступленья от логики и различные, казалось бы, казусы. По сути, все-таки чаще с логикой, чем с реальностью.
Это не означает, что логики не должно быть, так же, как и реальности. Просто реальность логикой не исчерпывается, это относится и к понятийной системе. Какие-то связки понятий сообразуются с логикой и даже определяются ей, но не все.

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Для Виталия Иванова и не только.

 

1. Что-то вы сразу и забыли про что ваша тема.

Вы же нашли неточность в понятийной системе (отсутствие разновидностей у понятия «свобода» по последствиям свободы) и предлагаете свой выход из этого положения.

Но всё дело в том, что ваше предложение, это – точечное улучшение, которое, само по себе существенно ничего не улучшит. Поскольку вы обнаружили только крошечную часть (самый простой элемент) систематического недостатка естественных языков. А я выявил общую причину подобных недостатков в языке и предложил общие средства для устранения подобных (и других недостатков).

И с логикой тоже самое.

Недостатки есть в естественных языках (и логике)?

Есть.

Их и надо исправлять.

 

И идеальный язык и совершенная логика, это эффективные инструменты для познания истин, в числе прочего и философского уровня. В этом их значение.

 

2. Вы пишете:

«Просто реальность логикой не исчерпывается…».

 

Отвечаю.

 

В этом-то и беда.

Всевозможная глупость (от «милой» до кошмарной) процветает на нелогичном (это её «почва»).

Не надо недооценивать потенциал зла в нелогичном.

Не всякое нелогичное – зло, но зла в нелогичном – слишком много. И именно поэтому с нелогичным надо разбираться. И совершенная логика в этом поможет.

.

Аватар пользователя Виталий Иванов

К.Б.Н., 12 Апрель, 2023 - 12:26, ссылка

"Недостатки есть в естественных языках (и логике)? Есть. Их и надо исправлять. И идеальный язык и совершенная логика, это эффективные инструменты для познания истин, в числе прочего и философского уровня. В этом их значение."

Я, собственно, не возражаю против применения совершенной логики. Двайте применим ее на конкретном примере, который вы здесь разбираете. Есть конкретные предложения, как, используя совершенную логику, правильно выставить понятие "свобода"?

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Для Виталия Иванова и не только.

 

1. Вы пишете:

«Я, собственно, не возражаю против применения совершенной логики. Двайте применим ее на конкретном примере, который вы здесь разбираете. Есть конкретные предложения, как, используя совершенную логику, правильно выставить понятие "свобода"?».

 

Отвечаю.

 

В статье «Совершенная логика» я просто выдал принципы, на которых должна основываться эта логика.

А создавать совершенную логику должны специалисты.

 

Я же специализируюсь на однозначности формулировок, суждений, определений. В этом я – разбираюсь лучше всех. (Метод однозначности - мой.)

 

Что касается понятия «свобода», то сейчас, из-за несовершенства языка, можно выбрать – лучшие варианты, но не идеальные.

Итак.

Вы предлагаете такие разновидности свободы:

1. Свобода позитивная (созидательная).

2. Свобода негативная (разрушительная).

 

Моя оценка этому предложению.

 

Понятия – «созидательная» и «разрушительная», в данном случае – не однозначны.

Пример первый.

 Часто, чтобы что-либо создать, надо что-то разрушить (например, снести старое здание и на его месте построить что-то новое). И что получилось? Получилось, что в итоге свободы получилось созидательное разрушение? Странновато.

Пример второй.

 После создания чего-либо хорошего, вполне может быть разрушения (например, поэт начал принимать наркотики и вначале это ему помогло выдавать интересные произведения, но потом … он просто умер). И что получается?  Получаются, что в результате свободы получилось разрушительное созидание? Или ещё как-то.

 

К чему это я.

Применительно последствий свободы, в некоторых случаях, наверно, может быть, и - чистые добро и зло (как и созидание и разрушение). Но во многих случаях добро и зло перемешаны (как и созидание и разрушение). И как в этом разбираться?

Разновидности в подобных сложных случаях должны определяться - по общему результату, по итогам, без частных случаев.

Тогда получается так:

Свобода позитивная, это свобода ведущая к добру, к созиданию (и на этом пути может быть и зло, и разрушение, но в итоге, именно – добро и созидание)

Свобода негативная, это свобода ведущая к злу, к разрушению (и на этом пути может быть и добро, и созидание, но в итоге, именно – зло и разрушение).

 

Примерно так. (но и слова «позитивная» и «негативная» лучше заменить).

.

Аватар пользователя Виталий Иванов

К.Б.Н., 13 Апрель, 2023 - 13:11, ссылка
"Применительно последствий свободы, в некоторых случаях, наверно, может быть, и - чистые добро и зло (как и созидание и разрушение). Но во многих случаях добро и зло перемешаны (как и созидание и разрушение). И как в этом разбираться?
Разновидности в подобных сложных случаях должны определяться - по общему результату, по итогам, без частных случаев.
Тогда получается так:
Свобода позитивная, это свобода ведущая к добру, к созиданию (и на этом пути может быть и зло, и разрушение, но в итоге, именно – добро и созидание)
Свобода негативная, это свобода ведущая к злу, к разрушению (и на этом пути может быть и добро, и созидание, но в итоге, именно – зло и разрушение)."

Здесь совершенно с вами согласен.
В "Методологии зла и добра" я пишу, что определения действия к части как добро оно или зло надо проверять на Целом, куда входят данные части.
Например, если для одного члена семьи некоторое действие добро, для другого же зло, надо смотреть по семье, добро это для нее или зло. То же в обществе, государстве и человечестве. Если некоторая ситуация для одного государства добро, для другого зло, надо смотреть добро это или же зло для человечества, дает это развитие Целому или его разрушает.
Все то же самое, вы правы, относится и к свободе, созидательной или же разрушительной. И здесь каков результат свободы частей в отношении Целого, ведет ли последовательность, сумма действий к созиданию или же разрушению.
Конечно, любое изменение - разрушение предыдущего состояния. Надо фиксировать некие конечные результаты в отношении вложенных друг в друга частей, которые все я именую как ИС - информационные системы.
Вселенная, человеческая цивилизация, Природа, всё, что есть на Земле - всё это совокупности и суперпозиции ИС. Конечным критерием зла и добра, действий, т.е. результатов проявленья свободы, позитивной и негативной является созидание или же разрушение самой верхней, Глобальной ИС - нашей Вселенной, проще говоря, жизни и цивилизации на Земле. И далее, спускаясь вниз по иерархии сиупеней, каждый раз мы определяем как зло или добро созидание или же разрушение в рамках действий позитивной и негативной свобод для каждой ИС с оглядкой на уровни по иерархии высшие.
Созидательная, самораскрывающаяся свобода проявляется не в одном действии конкретном, секундном. Это процесс, включающий множество действий. Как, впрочем, свобода и негативная. Характеристику получает свобода, позитивную или же негативную, самораскрывающуюся или колапсирующую, самоуничтожающуюся в результате некой совокупности действий. Так же, как зло и добро.
Рад выявленному общему пониманию.
Спасибо.

Аватар пользователя Эль-Марейон

КБН и не только. Разговорный язык- это язык чувств и только. Он лишен задачи познания. Познает себя наша Мысль  ( орган), познает самое себя, потому что она и есть наш Язык как живой организм. Что есть по- знание! Это движение нашей Мысли по знакам  знаний, моих и  тех, что выработало человечество. Если просто, то сам Язык и мыслит. Человек- чувства и Мысль ( Язык). Все материи языка- живые организмы, начиная от звука и заканчивая самим Языком. Скажу больше ( попытайтесь понять) : нет ничего выше Языка как живого  организма, потому что Язык- это и есть сам Божественный разум. С уважением.