Интегральное моделирование психики. Часть 7. О свободе сознания

Аватар пользователя Ольга Набильская
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Полнота свободы сознания, отвечающая хаосу, является источником некоторой несвободы, детерминации, структурированности сознания – из хаоса рождается порядок. Соответственно, свобода сознания (отвечающая информационному «белому шуму») дополняется его несвободой (отвечающей свободному возникновению в сознании конкретных образов).

Благодаря такой «несвободе свободы» возможно, в частности, творческое воображение.

В некоторых наших (Лаборатория Интегралики) сообщениях приводится схема, в соответствии с которой сознание в его полноте разделим на область самосознания (1) и область интенционального сознания (2):

• в (1) полнота свободы, возможны любые представления, любые фантазии, любые образы, любые мысли, но все они скрыты в «невидимом знании», перемешаны в информационном «белом шуме»;

• в (2) жесткий детерминизм, конкретные представления, образы, последовательные логические цепочки-мысли.

Как показано в книге «Интегралика. Пути построения полной картины мира» (статья Шашкова И.И., Тарасюк Т.В. «Схема перехода от полноты к частичности») – см., например, на сайте Интегрального сообщества www.integral-community.ru, переход от области (1) к области (2) опосредуется кольцом коммуникативного резонанса (КР), репрезентирующим:

• с одной стороны, фундаментальную внутреннюю структуру полноты (самосознания);

• с другой стороны, пространство-время как трансцендентальный регион – условие-среду для построения конкретных представлений, образов, мыслей (интенциональное предметное сознание).

Соответственно, основной механизм творческого воображения, в первом приближении, таков:

1. человек достигает в некоторые моменты своей жизни полноты в своем сознании, достигает своей последней глубины; он постепенно приобщается к бесконечному резервуару «невидимого знания» (НЗ), но пока еще «черпать» из этого резервуара не может;

2. эти моменты прикосновения к полноте в какой-то момент консолидируются (структурируясь в циклические резонансные структуры, фундаментальным элементом которых является кольцо КР);

3. возникновение этих структур означает, что создан трансцендентальный регион, созданы условия для возникновения конкретных представлений, образов, мыслей в интенциональном предметном сознании;

4. от внешнего предметного мира навстречу интенции самосознания движется поток конкретных восприятий, некоторые из которых оказываются в резонансе (в одном кольце КР, в одном пространстве-времени) с некоторыми «фантазиями» из бесконечного потока от самосознания (от «невидимого знания»). Именно эти резонирующие интенции оказываются теми «осознаниями», которые являются результатом работы творческого воображения.

Таким образом, творческое воображение возможно благодаря двухсторонней «работе» кольца КР, одновременно структурирующего свободное самосознание и накладывающего пространственно-временные ограничения на поток впечатлений от внешнего мира.

Вообразить можно всё, но каждый результат воображения будет строиться в соответствии с фундаментальным способом осознания, обладающим рамочными пространственно-временными ограничениями. При этом устойчивыми во времени воображениями будут те, которые резонируют с восприятиями внешнего мира, произошедшими в какое-либо время жизни человека и сохранившимися в его памяти.

Ольга Набильская, по результатам обсуждения с Игорем Шашковым

СЛОВАРЬ

Интегралика – новая интегральная система, в которой интегрирование ведется не только по общему в интегрируемых феноменах, но и по противоположному в них. При этом именно парадоксальное единение противоположностей, логически не сводимых друг к другу, ведет к получению принципиально новых результатов.

Называть Интегралику философией или наукой можно только условно: она является таковой лишь в отдельных своих аспектах – в качестве «проекций» на современную философию или науку.

Каждая из этих проекций, в которых осуществляется некоторое вербальное (знаковое) выражение «невидимой», предельной Интегралики, имеет свое отдельное название, например: Интегральная философия (ИФ), КР-психология (КРП), Интегральная физика, Интегральная экология.

Интегральная философия (ИФ) – философская система, представляющая рассмотрение мира во всей его полноте и единстве всех его составляющих: физики и метафизики, эмпирики и разума, науки и религии, природы и человека, человека и Бога. Книги по Интегральной философии см., например, на сайте Интегрального сообщества http://www.integral-community.ru.

Интегральная философия, наряду с КР-психологией, является одной из важнейших частей Интегралики.

Интегральность:

Интегральность 1-го рода – отвечает интегрированию, характеризующемуся нахождением и единением общего в группах родственных феноменов.

Это пространственное, трансляционное интегрирование; в результате его создается статичная картина мира, связи между элементами которой являются формальными. Такое непротиворечивое интегрирование характерно для всех известных нам интегральных философских систем.

Интегральность 2-го рода – интегрирование ведется по противоположному в интегрируемых феноменах.

Это временное, трансформационное интегрирование; в результате его создается динамическая картина мира, связи между элементами которой осуществляются как время. Такое парадоксальное интегрирование характерно, за редкими исключениями, только для Интегральной философии (ИФ) и КР-психологии.

Полная интегральность, полнота интегральности – интегрирование ведется как по общему в интегрируемых феноменах, так и по противоположному в них.

Коммуникативный резонанс (КР) – парадоксальное единение полных сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке («порочный круг»). Такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемой картины мира. КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем.

Невидимое знание (НЗ) – состояние разума при достижении им полноты реальности. В НЗ потенциально содержится обычное информационное знание обо всех конкретных вещах, существующих в мире и в представлениях человека. НЗ является краевым, динамическим, парадоксальным знанием, непрерывно осуществляющимся в человеческом бессознательном. В некотором смысле НЗ соответствует «ученому незнанию» Николая Кузанского.

Полнота в Интегралике – содержит в себе всё, в том числе всякую другую полноту и саму себя как полноту. В своей определенности для мыслителя-метафизика полнота есть Всё и Ничто, обладающее временем.

Полнота антиномична; в ней парадоксальным образом единятся логика и логическая противоречивость во всех ее видах.

Полнота неделима, целостна, но при этом парадоксальным образом обладает структурой, в ней осуществляется единение единственности и троичности (аналогичное триединству Бога). В обращении мыслителя к полноте осуществляется примат краевой парадоксальности в его мышлении.

Полнота тотальна – она включает в себя всё: не только физические объекты (предметы, частицы, поля), и не только то, в чем эти объекты находятся (пространство и время), но и все идеальные сущности (законы природы, идеи, представления, понятия и т.д.), и все мысли о физических объектах (и обо всём другом), и даже отсутствие этих мыслей и отсутствие самой полноты.

Полнота, будучи единственной, парадоксальным образом является и множественной: каждая сущность, каждый физический объект, каждая точка в пространстве-времени может быть взята в модусе полноты.

Самосознание – сознание, полностью замкнутое на самом себе и, вместе с этим, открытое на все вещи мира в их полноте.

Соответственно, самосознание содержит в неявном виде полное знание обо всех полных сущностях, включая полноту знания о самом себе.

Сознание (интенциональное) – единение (отражение) самости, достигшей объективности при возвращении к себе по кольцу КР, на самой себе как исходной самости.

При этом объективность достигается через взятие самостью в своем времени внешних частичных (пространственных) сущностей в парадоксальном единении их полноты и частичности.

Таким образом, сознание есть отражение объективности на самости.

Пространство – сущность, дополнительная к времени. Тогда как время репрезентирует изменчивость и активность полных сущностей, взаимодействующих между собой, пространство понимается как пассивное количество (совокупность) частичных элементов, взаимодействие между которыми отсутствует. Пространству соответствует закрытость – свернутость времени в замкнутый контур.

Частичность – дополняющая противоположность полноты. С полнотой в ИФ соотносится единичность и время, с частичностью – множественность и пространство. Полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными. Сами понятия «полнота» и «частичность» являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое параллельно, частично, а будущее последовательно, в модусе полноты.

Комментарии

Аватар пользователя Анатоль

Я, С ВАМИ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН. То,что ВЫ написали характеризую маленькой ИСТИНОЙ-СУТЬ, ЕСТЬ ВО ВСЕМ!

Аватар пользователя mp_gratchev

Уважаемый Анатоль! Пожалуйста, не тролль!

--
М.Грачёв

Аватар пользователя Виктор

...он постепенно приобщается к бесконечному резервуару «невидимого знания» (НЗ), но пока еще «черпать» из этого резервуара не может;

Что же ему мешает, если уже приобщился, стал одним единым (общим)? Черпай что пожелаешь и что сможешь выразить словами. На языке религии это звучит так: "Бог дает ровно столько, сколько сможет вынести (унести)человек". :)

Аватар пользователя Игорь Шашков

С сегодняшнего дня мы прекращаем работу на ФШ.
Если Вы хотите сохранить у себя какие-либо сообщения и/или комментарии с наших блогов, то просьба сделать это в ближайшее время (пока они не удалены).
Благодарим за сотрудничество, члены Лаборатории Интегралики

Аватар пользователя Игорь Шашков

С сегодняшнего дня мы прекращаем работу на ФШ.
Если Вы хотите сохранить у себя какие-либо сообщения и/или комментарии с наших блогов, то просьба сделать это в ближайшее время (пока они не удалены).
Благодарим за сотрудничество, члены Лаборатории Интегралики