Проблема "Я" или всё же "А" ?

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
Гносеология

Если хорошенько подумать над энтузиазмом различного рода комментариев, то можно понять, что "проблеме я" сопутствуют не один, а именно два пафоса высказываний - один имеет отношение к проблеме тождества "я", а вот другой, соответственно, к проблеме различия "я".

Непонимание этих двух пафосов приводит лишь к ограниченному пафосному подходу к делу сути проблемы, подходу по сути запрещающему не только ставить вопросы различия "я", но и получать ответы на эти вопросы.

Болдачёв пишет: " И пафос моих комментариев заключается не в том, чтобы получить от вас ответы на вопросы, а показать, что нельзя вмешиваться в обсуждение, если ты не понимаешь сути проблемы".

Вроде бы, с одной стороны пафоса, это, кажется, так. А вот другая сторона говорит об обратном, что это совсем или в каком-то смысле не совсем так. Т.е. если нельзя вмешиваться не понимая сути проблемы, то, надо полагать, окажется невозможным в состоянии что-либо сказать о возможности получения вопросов и ответов на вопросы связанных с проблемой различия я.

Если это учитывать, то "проблема я" будет иметь более расширенный вид своей сути, т.е. заключаться в вопросе - при каких услоиях понимания "я", оно(я) не способно выходить за свои пределы(т.е. различаться), а при каких, наоборот, способно это делать.

И вот, непонимание наличия этой, более расширенной(полной), сути проблемы, делает подходы к ней ограниченными, ставящими печать этой ограниченности и на саму философию, как это и делает А.Болдачёв, например...

Болдачёв пишет: "Требовать от философии результата, типа рецепта избавления от перхоти, значит вообще не понимать, что такое философия. ...Философия - это только и исключительно постановка проблем".

Т.е. , не указывая какое тут(у Болдачёва) имеется в виду понимание "философии" - мнимое или истинное(проблема с их различием при ограниченном понимании сути), можно сказать, что это существенно влияет и на дело понимания самой "проблемы я", т.е. понимания, напрочь исключающего из рассмотрения "проблему я" в её истинно-философском аспекте, связанным не только с постановкой вопросов, но и ответов на них( когда "проблема я" и про результаты тоже).

Болдачёв пишет: " Проблема я не про результаты. И уж точно не про результаты мышления. И вообще не про мышление. ... Если вы что-то отличили, то этим уже однозначно отличили себя как отличающего от того, что вы отличили. Вы не есть то, что вам дано в различении".

Ага..., значит способность отличать дана, а вот то, что дано в этом отличении уже оказывается не дано. Т.е. образовывается некий разрыв, который оказывается трудно, а то и вовсе невозможно преодолеть. 
Смею утверждать, что этот разрыв есть следствие или разрыва связки субьект-обьект, или одностороннее понимание этой связки, делающее уклон лишь в соторону субьекта, т.е. когда говорят, что "без субьекта нет,не может быть, и обьекта", а вот другое, а именно, когда "без обьекта нет и субьекта" исключают из основательного понимания. получается некое высокомерие("нос задирают") в отношении субьекта над обьектом. А когда "нос задран" высоко, то очень трудно "бить челом", а то и вовсе невозможно.

А раз невозможно, то начисто замуровывается иной пафос, связанный с проблемой я в своей идее/мысли, и показывается тем самым лишь ограниченный подход к проблеме я.

Но, может у Болдачёва это вовсе не про "проблему я" или про неё, только в неком урезанном виде, ведь без определенного различия в тождестве мы никак не смогли бы произнести это "я" в слове. Животные, например, не имеют этого "предела различия" доходящего до "я", поэтому вместо слова/звука "я" у них иные звуки - гав, мяу, му, и.т.п.

Но если не про "проблему я", то тогда может быть про то, что слышится в звуке "Я" при долгом его произнесении, а именно про звук "А" в "Я"( т.е. "А" как "Я").

Получаем "проблему А"(подобную "Я") ограниченную лишь своим тождеством звучания уводящем в бесконечность звучания... АААА...., т.е. когда А=А, без какого-либо явного для понимания различия с сем процессе.

Т.о. до "проблемы я" необходимо ещё дойти, а дойти нельзя если игнорировать данность различия в тождестве, данность дающая возможность трансформировать "А" в "ЙА", т.е. в "Я"!...

....

 

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Уважаемый Геннадий, мне кажется, что нет смысла изобретать велосипед,  но вполне можно  обсудить проблему философского  понимания "я" на базе ясных и отчетливых рассуждений Рене Декарта, которые он изложил в своих  "Размышлениях  о первой философии"  

    ЕС  .

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Геннадий, я небольшой знаток европейской философии, но мне кажется европейская школа не понимает различие между Я и эго. Вопрос эго даже не подымается, а в их различии и кроются ответы на поставленные вами вопросы.

Аватар пользователя Корнак7

Евгений Силаев, 26 Ноябрь, 2017 - 12:09, ссылка

  Уважаемый Геннадий, мне кажется, что нет смысла изобретать велосипед,  но вполне можно  обсудить проблему философского  понимания "я" на базе отчетливых рассуждений Рене Декарта, которые он изложил в своих  "Размышлениях  о первой философии"  

    ЕС  

Мне одному посты Силаева постоянно напоминают анекдот про психов, пронумеровавших анекдоты?

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Е.Силаев

...нет смысла изобретать велосипед...

Уважаемый Евгений, дело совсем не в изобретении велосипеда, а в понимании этого. У некоторых их пафос настолько зашкаливает, что пролетают полностью мимо этого понимания. Поэтому-то ии приходится напоминать об имеющемся различии, чтоб не получалось, например, как у Болдачёва, типа, этого нет, того нет, или не может быть по определению и.т.п... Или, говоря библейскими словами, "и сами не входят и других отваживают" своими категоричными "нет-высказываниями".

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Проблемой я мучились многие люди индивидуального ума и совести, т.к. они понимали, что находятся не только сами с собой(наедине), но и в среде других людей(в обществе), и эта среда как что-то другое вынуждала их мучительно думать, искать некую "сферу между" в виде "художественной формы"(или содержания), которая бы позволила своей индивидуацией не чувствовать отчуждения от среды других.

Так, об этом,например. пишет В.В.Розанов("Опавшие листья"): " Тут именно непонимание в смысле невозможности усвоения. "Весь мир другой: его и - мой"...
...История не есть ли чудовищное другое лицо, которое проглатывает людей себе в пищу, нисколько не думая о их счастье. Не интересуясь ими? Не есть ли мы - "я" в "Я"? Как всё страшно и безжалостно устроено. ....Конечно -это(эгоизм) есть во мне. Именно от этого я и пишу в глубокой тоске как-нибудь разорвать кольцо уединения. Это именно кольцо, надетое с рождения".

Т.е. с рождения ощущают себя в неком кольце, не дающем выхода к другим, т.е. проблема в различении себя , своего я, чтобы нащупать опыт некой "сферы между" без отчуждения соединяющей с другими.

О нечто подобном пишет и поляк Витольд Гомбрович в своём дневнике: "Пишу этот дневник с нежеланием. Меня мучает его неискренняя искренность. Для кого я пишу? Если для себя, то почему это тогда идёт в печать? А если для читателя, почему я делаю вид, что разговариваю сам с собой? разговаривать сам с собой чтобы тебя слышали другие? ... Трудность состоит в том, что я пишу о себе, но не ночью, не в уединении, а в газете и среди людей. В этих условиях я не могу отнестись к себе с должной серьёзностью, я вынужден быть "скромным". Меня мучит необходимость пренебречь собой, чтобы подладиться под тех, кто пренебрегает мною, или под тех, кто не имеет обо мне никакого понятия. И этой "скромности" я ни за что не хочу поддаться, я вижу в ней моего смертельного врага. Счастливы французы - они пишут свои дневники тактично, но я не верю в ценность их тактичности, я знаю, что это всего лишь тактичный уход от ПРОБЛЕМЫ, которая по сути своей является ПРОБЛЕМОЙ индивидуальной. ...Я с детства посвящен в эту ПРОБЛЕМУ, она росла вместе со мною.
....Писательство - это не что иное, как борьба, которую художник ведёт с людьми за собственную исключительность. Но если я не способен реализовать эту мысль в дневнике - чего тогда она стоит? И всё-таки не могу, и мне что-то мешает: когда МЕЖДУ мною и людьми нет ХУДОЖЕСВЕННОЙ ФОРМЫ, слишком неловким становится контакт".

Итак, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА как проблема я в различии и тождестве, являющаяся неким Центризмом(я как "сферой между"), в отсутствии которого проблема я оказывается лишь А-Центрирована, т.е. вместо ЙА(=Я) берётся проблема А без И-краткого, укрощающего А, чтобы оно не могло ввергнуть себя в произвол интерпретаций по поводу себя и мира.

Т.о. проблема ацентрированных субьектов, я, сознаний, вне "сферы между", оказывается лишь враждебно настроенной к проблеме истинно-философской этих понятий.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Спасибо,  Геннадий,  за  Ваш  правдивый философский комментарий. 

  Согласен с Вами, что "… проблема ацентрированных субьектов, я, сознаний, вне "сферы между", оказывается лишь враждебно настроенной к проблеме истинно-философской этих понятий".

    Интересно,  что настоящая философия действительно позволяет ощутить себя среди людей даже в полном одиночестве и уединении,  потому, что живая философская мысль не ограничена временем и пространством, но  важно реально ощутить  и поверить в правдивость таких рассуждений другого. 

  Из таких  соображений я и предложил  Вам  строить обсуждение на небольшой  работе  Рене  Декарта  "Размышления о первой философии".  

         ЕС 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Е.Силаеву.

У Декарта, пожалуй, нет того направления о проблеме я, какое пытается выразить Болдачёв своим пафосом. Т.е. у Декарта речь о Боге, и, хотя и говорится об истине и лжи, но "ложное у него(Декарта) всего лишь ошибка, отклонение от истины(изьян).

Т.е. у Декарта серьёзно не рассматривается сама природа ложного, а её необходимо так же серьёзно рассматривать как и природу истинного, иначе тёмный дух и тёмная материя в виде "чёрного света"(света поглощающей рефлексии) выпадут из нашего внимания в виде соответствующей проблемы я, которая различается на тёмное и светлое в своем тождестве и различии(подобно знаку ИНЬ-ЯН).

Если СВЕТЛЫЙ(белый) аспект света обозначим частицами и волнами, тогда ТЁМНЫЙ(чёрный) - античастицами и антиволнами.

Отсюда чёрный свет может различаться на прекрасное("Ликом чёрен и прекрасен") и ужасное.

Т.е. мы , исходя из выше сказанного, должны различать субьектов тьмы от субьектов света(у них разные природы и соответственно доминирует разное восприятие), и если нет опыта познания этих природ, то мы вгоняем себя в солипсизм не способный иметь какой-либо коррекции(нет времени, как говорит Болдачёв).

А раз нет коррекции, то, соответственно, делаются и некорректные высказывания хоть в отношении природы тьмы, хоть в отношении природы света, т.е. высказывания уводящие от понимания в "тьму-таракань", где видится лишь невозможность решения проблемы я.

Ж.Делёз, анализируя монады Лейбница в "лекциях о Лейбнице", указал обратить внимание на роман "КОСМОС" у В.Гамбровича, где он начинает своё повествование так:

..." Идут двое( Я и Фукс). Жара. Слепящий свет.... черным-черно от солнца. Замучили нас отец и мать и вообще вся семья, надо вырваться, уйти куда-нибудь подальше, попробовать перемен. Всё сверкает на солнце до потемнения в глазах, до черноты ... всё чёрное...".

Дальше начинаются некие странности с восприятием(фокусированием внимания) окружающего, в неком доме и вокруг него.

Т.е. "черный свет"(подобно чёрному коту) можно олицетворить с природой аспекта бессознательного, которую необходимо так же учиться понимать, как и природу сознательного, сознания, штурм которого для многих также не венчается успехом пока.

....

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Да,  Геннадий,  Вы затронули древнюю как мир,  ещё дофилософскую  проблему. 

     Эти вопросы напрямую связаны с рассуждениями Парменида о бытии и небытии, но обсуждались и намного раньше, они   недоказуемые и основаны только  на вере или убеждениях.  

  Никогда не было , нет и не может быть философа, который может исследовать небытие, зло, ошибки, грех …

  А вот, сознательно   концентрировать своё внимание на  мраке и негативе небытия очень опасное занятие, которое сеет тревогу,  тоску, страхи и  разрушает человеческую личность, но понять это можно только в свете разума, а не во мраке бездны  небытия.

   Обратите внимание,  что Рене Декарт в своих "Размышлениях о первой философии" начинает рассуждения отбрасывая идею Бога.

    Желаю  вырваться из мрака к свету разума, 

         ЕС