В поисках утраченного времени

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
Философское творчество

Мы вроде бы живём во времени и пространстве, но уровни их развития слабо понимаем. Поэтому, так получается, что на каком-то витке истории, время соответствующее этому уровню теряется, - например, оно куда-то сворачивает в сторону (в нелинейность), а мы всё шагаем со временем по прямой (линейно). Вследствие этого мы не можем что-либо во времени выразить - нет радости от того, что мы выражаем (всё не то и не так как-то получается).
Марсель Пруст, видимо, тоже чем-то подобным был озабочен в своём романе " В поисках утраченного времени".
Мамардашвили, читая лекции по роману Пруста, попытался его выразить философски. Как он сказал, "...то, что я излагаю, можно назвать философия в Прусте - духовный поиск Пруста".

Мамардашвили начинает говорить, что "первая форма, в которой появилась философская мысль, - это философия личного или личностного спасения. Она основана на предположении, что жизнь, в которой мы рождаемся, построена таким образом, что приходится спасаться, т.е. проделывать путь, чтобы вырваться из обыденного круговорота жизни".

Для многих бывает такое на протяжении их жизни, что они попадают в ситуации, когда обыденное время течёт, но ничего не происходит в плане творческого выражения, т.е. жизнь во времени идет как-бы "в холостую" или "в пустую" - время куда-то уходит, а ничего не сделал такого, чтобы это доставляло радость(" все радости жизни в творчестве жизни").

Эмоция радости, говорит Мамардашвили, переживается Прустом, который понял в чём она состоит. Она - признак истины. То, что истинно, вызывает радость, которая ничем конкретным не обоснована. Это радость состояния, которое является твоим свободным состоянием, возникающим из твоей же собственной жизни.
Пруст говорит, что такая радость похожа на то, что Декарт назвал очевидностью.

Итак, некое "очевидное-невероятное" является как радостный факт, время которого мы утрачиваем, пребывая в состоянии обыденного течения времени, особенно во второй половине нашей жизни, отчего мы склонны повторять как мантру "старость не радость". У многих во второй половине жизни накапливается столько негатива, неудовлетворённости, болячек психосоматики, что жизнь больше походит на адскую(из Рая молодости в Ад старости).

В связи с этим, у Пруста, говорит Мамардашвили, появляется образ РАЯ, как образ ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ, равный образу АДА, и он, часто, говоря о РАЕ, добавляет, что действительный РАЙ - это РАЙ потерянный.

Потерянный, видимо, в отношении второй половины жизни. Отчего, Мамардашвили, в связи с этим, делает параллель, напоминает о " Божественной комедии"( Данте), которая начинается с " ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ПРОЙДЯ ДО ПОЛОВИНЫ, Я ОЧУТИЛСЯ В СУМРАЧНОМ ЛЕСУ...", т.е. я оказался перед задачей разобраться в самом себе(переживающим свой внутренний опыт жизни).

"СУМРАЧНЫЙ ЛЕС" - это символ заблудшей души, не знающей себя, своего действительного положения в бытии.
Но в "Божественной комедии" происходит встреча с ВЕРГИЛИЕМ, который ведёт Данте по АДУ, Чистилищу и доводит до РАЯ - некоего колодца души, из которого и можно напиться некой спасительной водой(мёртвой и живой, как в сказке) , опыт которой можно будет свободно выразить в неком творчестве(произведении искусства) доставляющем радость.

Радость от того, что выражение и выражаемое оказывается на своём месте, имеют место быть.
В связи с этим, Мамардашвили говорит о Топологии( науке о местах, о как главной теме его рассуждения наиболее общих свойствах фигур в геометрии) как о главной теме его рассуждений в отношении романа "В поисках утраченного времени".

Чем же выражать, если не знаками, что Ж.Делёз и увидел в Прусте, написав "Марсель Пруст и знаки".
Делёз говорит, что " Утраченное время - это не только прошедшее время, но также и время, которое теряют ("терять своё время")".
Как говорится, " Я потерял себя - нет горестней потери" (радоваться нечему здесь).

Делёз: " проблема Пруста - это проблема знаков вообще: что знаки образуют различные миры".
Тут Делез уводит во множественность, которая есть время в себе самом, выражающаяся в виде неких темпоральных поисков, т.е. дающая способность выражать/говорить знаком, искусственным о некоем опыте естественного переживания чего-то в себе.

Делёз: " Сущность, что открывается в произведении искусства - это различие, предельное и абсолютное различие, что составляет бытие и заставляет нас его постигать.
Искусство, поскольку оно манифестирует сущности, единственно способно дать нам то, что мы напрасно ищем в жизни.

..." Пруст говорит, что сущность есть нечто в субьекте (не субьект), как присутствие в его сердцевине некоего последнего качества: внутреннее различие - качественное разнообразие, которое существует в том виде, в каком мир является нам; разнообразие, не будь искусства, осталось бы вечным секретом каждого".

Итак, некое темпоральное время - говорящее/выражающее искусством время, которое мы утеряли во второй половине жизни, и которую должны обрести, пройдя некий путь поисков - как явленных, так и сущностных, иначе темпоральность будет пониматься не временем, а лишь тем, что(обьекты) во времени с позиции лишь относительности, т.к. абсолютное время темпоральности утеряно мыслителями релятивистами напрочь.

"НЕ ГЕОМЕТР, ДА НЕ ВОЙДЕТ!"... в искомую топологию времени.

 

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Данте : Мы истину, похожую на ложь, должны хранить сомкнутыми устами.

Интерес поисков идёт от истины как несокрытости к истине как сокрытости(похожей на ложь). Если на пути поисков потеряешь "похожесть на ложь", то напрочь утратишь истину, - везде тебя будет окружать только ложь(" всё сказанное - ложь"). 
Выходит, чтобы обрести истину, необходимо так сказать/выразить, чтобы это выражаемое было сомкнутыми устами. Получаем некое место - топологию.

М(Мамардашвили) говорит, что, то, что делает истину похожей на ложь, и есть то, что я учёно назвал топологией.

 

Аватар пользователя Дилетант

Делёз: " проблема Пруста - это проблема знаков вообще: что знаки образуют различные миры".

Знак - это вид формы или род формы? 
Или "род" - это другое?
В принципе, возможно "оцифровать" (числами, в одной системе счисления, скажем, в двоичной - машинной или десятичной - человеческой) все возможные формы и их конфигурации.
Вспоминая Лейбница с его монадами и агрегатами (собраниями монад), плавненько переходим к машинному исчислению с его оцифровкой букв, файлов, папок..., дающих возможность чтения их содержания и мысленного пребывания в прочитанном, то есть в некоем "собственном мире".

"НЕ ГЕОМЕТР, ДА НЕ ВОЙДЕТ!"... в искомую топологию времени.

"НЕ ГЕОМЕТР ПРОГРАММИСТ, ДА НЕ ВОЙДЕТ!"... в искомую топологию времени. 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Не знаю насколько сочетается программист и философия. Но у философии, видимо, тоже есть своя программа или программатология(подобно грамматологии Деррида) как некий переход на цифру эыолюционно или революционно("цифровая революция" в философии).

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

М: " Никто сознательно не придумывал, чтобы моя истина была похожа на ложь. Но она похожа. Похожей её делает топос".

Или, по моему, тропос(тропология) как некое другое топоса(топологии).

Т.о. получаем, если топология относится к внутреннему утраченному времени(темпоралу), то тропология будет относится к внешнему потерянному времени(темпореалу).

Темпорал + носитель = темпоральность( соответственно этому и темпореальность)

М: " ...Истина, похожая на ложь - в данном случае это описание чудовища, которое является воплощением обмана, и в такое описание трудно поверить, потому что чудовище, постепенно увеличиваясь в обьеме, всплывает из глубин непроницаемых для глаза".

..." У Данте поднимается чудовище(Герион), всё время увеличиваясь в размерах. У Пруста - это образ тяжести(подобно ядру) сорвавшейся из глубин души.  ...тяжесть поднимается с гулом, проносясь через миры(разновременные слои нашей психики)..."

Видимо, подобно этому, знак(цифра) числа всплывает со дна числовой души...

..." У Пруста тяжёлое ядро всплывает на поверхность души. И если ты уселся на это ядро, то совершишь путешествие с предельной скоростью. Путешествие на плечах опознанного обмана, отравившего весь мир".

Так виртуальное как тяжесть всплывает с глубин витального, творя иную, цифровую жизнь, жизнедеятельность во всех сферах, в том числе и в философии.

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Итак, что-то мыслители утратили в понимании времени или до чего-то не успели дойти в своём понимании, ограничившись старым пониманием единовременного среза, на основании или с позиции которого мыслители пытаются судить о новых(новационных/инновационных) временных и пространсвенных процессах.

В результате этого и делается вывод, что временные новации( в лице некой "темпоральности") не вмещаются в единомоментный срез времени. 
Конечно они не будут вмещаться, ведь для этого необходимо найти новый единомоментный срез, который пока числится как утерянный.
Отсюда и ПОИСКИ УТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ есть насущная потребность, а не какая-либо пустая забава.
В связи с вводом модного слова "Темпоральность", соответственно, и поиски должны быть направлены не просто на время, а на темпоральное время(или темпоральный темп, отличающийся от просто темпа своей усложненностью единомоментного среза).

Релятивистам, имеющим существенный разрыв с абсолютизмом, оказывается "не по зубам" отыскать сей темпорально-временной срез, отчего они могут иметь дело лишь с теми процессуальностями, что во времени, а не с самим темпоральным временем.

Но во времени лишь для релятивистов-солипсистов видятся только темпоральности в виде обьектов(и субьектов их воспринимающих) с соответствующими границами относительности. Поэтому они и заявляют, что видят - "Всё есть только относительно"(одни это заявляют с позиции лишь временных границ систем, а другие - только лишь с позиции пространственных границ систем). И каждый подобный системо-релятивист видит себя знатоком системы(с-о) с позиции ТО(теории относительности), без какого-либо поискового выхода понимающего абсолют-системность - позицию ТАО(теорию асолют-относительности), т.е. ИДЕЮ СИСТЕМО-РАЗВИТИЯ в Истине, что требует парадоксального подхода к пониманию системности(диалектического ядра системности).

Темпоральность в аспекте протяжённости и длительности требует соответствующих скоростей восприятия, предельных скоростей в своём лёгком(идеальном) и тяжёлом(материальном) срезе интенсивности как различных центров вибраций - концептов, которые могут иметь существенное и не существенное значение в своём существовании и несуществовании воспринимаемого и воспринимающего(субьекта и обьекта).

 

 

Аватар пользователя Дилетант

Геннадий Макеев, 26 Декабрь, 2022 - 08:17, ссылка

Не знаю насколько сочетается программист и философия

Программист сочиняет программы для реализации их форм в натуре на мониторе или в действительности.
А дело "философа" - глядеть на эти формы "в натуре" и объяснять их своим "любомудрием". 

Как думаете, сможет "философ" догадаться, пользуясь "программой философии", о том, что наблюдаемые "бегающие фигурки" это плод фантазии "программиста"?

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Сможет ли догадаться философ, это наверное будет зависеть от того, насколько будет коррелировать метафорически язык программиста и философа, или наколько программист обьяснит/обучит философа своему языку(смыслу-значению знаков).

Но цифрование времени и пространства может у программиста в корне разойтись с философским также как многоязычие может разойтись с единством языка,многомирие с единством мира и.т.п. Причём, разойтись по разны стороны, как может разойтись мнимое(воображение) и Истина. В этом случае могут разойтись и сами программы философов как "понятийные сетки"(ПП) имеющие свой язык оперирования, в соответствии с которым, например, можно и быка назвать коровой(в теории всё пройдёт, пока не коснётся практики). Т.е. искусственно создаваемый язык может разойтись с естественным, вследствие чего, при их столкновении могут возникнуть неразрешимые(для созидания) противоречия.