Вариант определения философии И. А. Ильина

Аватар пользователя Fray
Систематизация и связи
Основания философии

Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания. Поэтому темы о научности или ненаучности философии возникают довольно регулярно. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является концепция И. А. Ильина, предложенная в докладе под названием: "Философия как духовное делание". 

Первое, известен очевидный факт: существуют много философий, несогласных друг с другом. Претензия философии быть безусловным высшим знанием, но само ее существование неопределенно. Многообразие систем подталкивает к мысли о ключевой роли личного произвола и субъективного вкуса в этом деле. А, "общеобязательная" истина не существует, не найдена, не находима, не признаваема. Главным критерием в такой ситуации становится софистская убедительность. Но, такая философия страдает ослаблением воли к предметной истине и отсутствием теоретической совести, т.к. личный произвол. 

Второе, у каждой науки есть предмет. Естествознанию легче за счет опытной проверки. Ошибки в этом виде наук сопряжены с риском. У гуманитариев не все так очевидно, т.к. их предмет связан с внутренними душевными переживаниями. У философа предмет не в душе, а в духе - то, что объективно в нашей душе. То, чему искрино радуются в связи с его самостью, без к-л корысти. Его предмет - духовный смысл. Он имеет дело с красотой художника, добром священника и истинной ученого. Философ предстоит перед тем, что дает ценность и значение всему. 

Третье, философия должна быть свободна от субъективизма. Поэтому она должна быть предметна. Опыт рождает интуицию, а интуиция-вИдение рождает мысль. Испытанное содержание становится внутренним, и тогда, философ вглядывается в него. Так, рождается подлинная разумная мысль. Она выше мнения, она очевидна. Эта разумная мысль не знает разделения знания и веры. Верить можно только в то, что верно и испытанно. 

Четвертое, опасности на пути философа - потеря цели и подмена очевидности авторитетом. Превращение в пустую публицистику - сплошное мнение, или игра в эзотерику. 

Философия может стать проявлением игры страстей. И, наукообразной отвлеченностью. Живет только мыслями других, а свое породить не может - книги о книгах.

Таким образом, философия исходит из опыта-жизни. Ее задача поиск духовного смысла, где дух - объективно-значимое, нечувственное переживание Предмета в душе. В этом плане философия предметна и опытна. Философский опыт возможен благодаря однородности души и Предмета. 

Связанные материалы Тип
Толстой запрещённый Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Виктор Трусов

Таким образом, философия исходит из опыта-жизни. Ее задача поиск духовного смысла, где дух - объективно-значимое, нечувственное переживание Предмета в душе.

Это можно переписать так: "Её задача поиск предметного смысла (смысла объективно-значимого, нечувственного переживания Предмета) в душе?

Аватар пользователя Fray

да, такая формулировка была бы яснее

Аватар пользователя Александр Бонн

Тошнит от этой дури. Люди, которые образованы, т.е. получили приличное образование из рук "приличных людей" и как минимум знают, что такое ПРАКТИКА. Практика как понятие, сформировалось еще у древних греков, которые высоко ценили ПРАКТИКУ МЫШЛЕНИЯ. 

А современное быдло всех мастей, создает всякого рода мифические существа и наделяет их некими свойствами. Это дискурс придурков, у которых америка или  россия, это существо такое, которое хочет напасть, съесть  и т.д. Раньше были драконы, гномы, колдуны, которые что-то там себе осуществляли и пораждали народный гнев, любовь, уважение, страх и т.д. 

А сейчас новые мифические существа: наука, философия, британские ученые, американцы, китайцы и отравители скрипаль, 

Так это, народ....открываем и читаем - профессия - РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Так если про родовую деятельность, то поведайте, кто вы все в реальной жизнЕ? Все в науке? все на крестах? все в тюрьмах? все читают лекции?

Чтобы практиковать философское мышление, оно как минимум должно быть. А когда некто про философию, то 100% признак, что перед нами ИДИОТ. Это как разговор про любовь, которой никогда не было у размышляющего о любви. Если вы все такие влюбленные в мудрость. то это значит что с мозгами напряг, т.к. тот, кто мудрый, он говорит о другом. 

Аватар пользователя Fray

Весьма сумбурно и импульсивно)))

Аватар пользователя Евгений Волков

Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания.

Потому, что надо здраво смотреть на факты. А факт следующий. Философия - это первый этап познания, то есть абстрактное представление непознанной действительности.

Аватар пользователя Fray

Если это познание в таком смысле, то оно должно было накопить определённые знания. У нас есть такая сумма знаний? Если это первый этап познания, то почему он возник позже протонаучного познания?

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  То Fray

   

 Уважаемый Пётр!

 1. С моей точки зрения:  про мнение Ильина о философии лучше прочитать в его философских работах.

 2. Очень сомнительно звучит Ваше утверждение: - "Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания". 

 - Думаю, что читая философские работы очевидно:   философы хорошо понимают статус философии как познание всеобщего и необходимого.  При этом вовсе не обязательно совпадение их взглядов и понимания, но при всём их различии они, как правило, ясно и отчётливо понимали мысли друг друга и тогда когда не разделяли  взгляды другого.  

  3. Из Вашего   текста не совсем понятно как Вы сами трактуете термины "философия" и "философ"?

  4. Для определённости, о моём таком  понимании можно прочитать в статье "О философии через семь лет". Готов обсудить наши взгляды на философию, а трактовка Ильина меня не очень интересует. 

      ЕС

 

Аватар пользователя Fray

Добрый день!

1. если последовательно придерживаться Вашей точки зрения, то можно поставить крест на всей современной академической философии

2. очевидным является также сомнение в способности философии что-либо познавать

 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Будьте добры, Пётр, покажите пожалуйста как из моих взглядов можно "поставить крест на всей современной академической философии "?

 

Аватар пользователя Fray

Фраза о том, что лучше почитать у Ильина его понимание философии - разве современная академическая философия, в своей большей части не является ли комментарием к мнениям философов?!

Аватар пользователя Евгений Силаев

   

  Очень удивительно для меня, Пётр, Ваше понимание термина "современная академическая философия".

  1. Всегда были, существуют и будут в будущем комментарии к мнениям философов, но не они формируют философию, а только популярно излагают какие-то философские положения.  Даже около 1000 лет жизни платоновской академии многое привнесли в философию, а не только комментарии и разъяснения.     

 2.  Мысль философа живёт в его трудах и искажается в любом комментарии его философского текста.

   

Аватар пользователя Fray

но факт остается фактом - достаточно зайти на сайт любого ВУЗа, где есть факультет философии или института философии.

Проблемным является слово "привнесли". Очевидно, что оно условно. В данном случае развитие философии более похоже на развитие литературы, чем на развитие науки.

может быть для начала поставить вопрос: при каких условиях имеет смысл и возможна философия, чтобы подойти к вопросу о ее предметности, исходя из которого уже как-то можно градировать различные философские системы

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Извините, Пётр, но я беседую с Вами как с философом, а не с тем, кто судит о философии по  чьим-то суждениям, плохо понимая то, о чём идет разговор.

   Ещё  в Древней Греции мудрецы поняли, что обыденные мнения чрезвычайно разнообразны , а философское суждение обосновано. 

  В своей работе "О философии через семь лет" я утверждаю, что философия одна , а представлений о ней великое множество. 

  Мне казалось, что нас  с Вами интересует философия, а не популярное изложение философских утверждений.

   Ситуация очень напоминает профанное суждение о произведении искусства судя по репродукциям , а не из восприятия подлинника. 

 

Аватар пользователя Fray

да, и каждый древнегреческий философ считал обоснованным только свое суждение или той школы к которой он примыкал. 

в истории философии мы можем говорить о накоплении знаний также как это происходит в науке? 

Аватар пользователя Реалист_Жизни

я согласен с вашим утверждением.

Аватар пользователя VIK-Lug

Fray: а разве наука "мышления о мышлении" не базируется на философии диалектического познания? Как, например, это реализовал философ Э.Ильенков в работе "К вопросу о природе мышления". 

Аватар пользователя Fray

если только доказан объективный статус этого познания. мы, конечно, можем мыслить диалектически, но тогда нам нужно определиться с понятием диалектики какой школы мы будем работать и почему. 

Аватар пользователя VIK-Lug

Fray: ну примерно с таким понятием познания: "В итоге диалектика оказывается естественной Логикой разума, поскольку разум по его терминологии есть та способность человеческого интеллекта, которая старается осуществить "полый синтез" всех частных теоретических обобщений, всех понятий, выработанных путем обобщения эмпирических данных, данных опыта" (см. Э.Ильенков "К вопросу о природе мышления").   

Аватар пользователя Fray

если же говорить с точки зрения философа, то для того чтобы философия имела смысл и обоснование и прогресс и развитие нужны аксиомы и Предмет, тогда можно уже оценить философию(и). Утверждать ее в едином понятии. 

Аватар пользователя эфромсо

нужны аксиомы и Предмет, тогда можно уже оценить философию(и). Утверждать ее в едином понятии

Вот уж  как говорится - "невопрос"...

http://philosophystorm.ru/kak-vozmozhna-dialekticheskaya-logika-s-pozits...

Аватар пользователя Fray

много текста...пока не осилил...могу ошибаться, но вопрос аксиом в философии поднимался в Соловьевском окружении, в других направлениях не встречал

Аватар пользователя эфромсо

вопрос аксиом

Чтиво "на сон грядущий"...

http://philosophystorm.ru/logika-khvelosava#comment-371179

Аватар пользователя Fray

посмотрел... Лопатин Л. дал в принципе исчерпывающий перечень аксиом для философии. 

Аватар пользователя эфромсо

Как же это  он смог дать перечень аксиом для непоймичего?

Вы же сетовали только что на неопределённость предмета философии...

Процитируйте штоли пару-тройку...

 

Аватар пользователя Fray

Лучше адресую к статье, которая так и называется " Аксиомы философии "

Аватар пользователя эфромсо

Пробовал найти - не получилось, так что не побрезгуйте предоставить цитату либо  конкретную  ссылку...

Аватар пользователя эфромсо

И што - вот эти ребяческие построения в духе "за субстанциями подразумеваем сверхсубстанции"...  "в понятии о субстанции  "понятие субстанции" равносильно(ха-ха-ха) "понятию сущности""... итд итп...

"Субстанция и явление, субстанция и свойство, субстанция и состояние или действие суть соотносительные, взаимно подразумева­емые понятия, которые неотделимы друг от друга и кото­рые теряют друг без друга всякий смысл. Именно с этим значением всеобщей логической категории выступило по­нятие субстанции и равносильное ему понятие сущности(оиспа Аристотеля) в истории философской мысли. Но вместе с распространением картезианских идей его пос­тигла печальная судьба. Смысл его был беспощадно сужен и получил предвзятое метафизическое толкование. Декарт признал субстанцией только то, что для своего бытия не нуждается ни в чьей помощи. Лишь в несобственном и неточном значении соглашается он называть субстанция­ми тела и души, которые для своего существования нужда­ются только в Боге. Как во многих других случаях, пример Декарта и в толковании этого термина оказал решающее действие: понятие о субстанции как о бытии, ни с чем не связанном и ни от чего не зависящем, перешло к оккази­оналистам, к Спинозе, к Лейбницу, пережило даже рефор­му Канта и глубоко отразилось на представлениях о суб­станциальности в некоторых системах немецкого идеализ­ма. В таком преобразовании термина самом по себе взятом не было еще большой беды. Дурно вышло то, что при этом в общей логике его ничем не заменили или, по крайней мере, не заменили последовательным и сознательным об­разом. Между тем субстанция, как общелогическая катего­рия, с точки зрения которой наш ум обо всем судит, не только не исключает зависимости одних существующих субстанций от других, а скорее необходимо предполагает такую зависимость. Ведь мы главным образом и прежде всего говорим о субстанциях там, где имеем свойства, дей­ствия, явления, состояния, а все подобное едва ли легко объяснить и понять без мысли о взаимодействии реальных центров бытия. Ввиду этого субстанция абсолютно незави­симая, бесконечная, божественная есть субстанция совсем особого рода, и, может быть, во избежание недоразумений было бы более целесообразно называть ее, по сравнению с субстанциями в общем смысле, бытием сверхсубстанциальным."

Вы предлагаете рассматривать как мудрость?

 

Аватар пользователя Fray

Если отбросить ахи-охи, то что именно Вам видеться сомнительным?

Аватар пользователя эфромсо

Раз уж Вы так настаиваете - устраиваю сеанс эксхибиционизьма и в Вашей теме:

(в моём представлении субстанция - "неизменная сущность всех вещей" сугубо условно, за неимением термина, могущего отобразить суть субстанциональности, не имеющую никаких подобий с поддающимися словесным описаниям  "материальными сущностями"...)

видимый и подозреваемый нами за границами видимого космос

есть некоторая область в обширном пространстве "суб-станции",

и за пределами представленного когда-то Гераклитом 

"мерами загорающегося и мерами потухающего огня" -

 не пустота, но безмятежность, не представляющая собой ничего,

однако наличествующая сразу везде - так что

двигаться ей самой не приходится,

потому как выделив какую-то часть

безмятежности в одном её месте, а вторую такую же - в другом,

можно одинаково полагать их как неподвижными,

так и мгновенно меняющимися местами,

перемещающими себя с абсолютной скоростью...

Допустив при этом, что субстанция не идеальна,

и в ней "гуляют" микропустоты, заполнение которых происходит

не мгновенно, хоть и очень быстро,

что приводит к образованию примерно таких же пустот там,

откуда субстанции пришлось "перетечь" в "прорешки"...

в целом - эта легчайшая рябь ни к чему не приводит,

пока по случайности не образуется такая прореха,

заполнение которой вызывает локальный коллапс ,

каковой некоторое время "загорается и потухает",

пока не "рассосётся" совсем...

"схлопывание" пустотного пузыря происходит мгновенно

потому как начинается с абсолютной скоростью

а процесс вос-становления субстанции из образовавшейся

в результате становления материи - завершится не скоро,

и пока он длится - можно ещё пожить...

http://philosophystorm.ru/variant-opredeleniya-filosofii-i-ilina#comment...

 

http://philosophystorm.ru/stanovlenie-bytiya-1-ponyatie-bytie#comment-39...

Аватар пользователя Fray

Маленький нюанс: какое отношение к реальности имеет Ваше представление о субстанции?

Аватар пользователя эфромсо

Такое же - как и представления Лопатина, каковыми Вы мне тычете в рожу...

с той разницей, что у меня субстанция - одна, а у него - их множество...

Аватар пользователя Fray

Эмоциональный ответ))) а почему субстанций не может быть множество? И, как два противоположных мнения на один предмет могут быть истинными?

Аватар пользователя эфромсо

а почему субстанций не может быть множество?

По определению:

"неизменная КАКБЫСУЩНОСТЬ   всех вещей" 

 как два противоположных мнения на один предмет могут быть истинными?

У вас, идеалистов - истина абсолютна и представляет собой непоймитчто,

а в координатах моего субъективного рационализма - истина есть то, что ищет тот или иной субъект (до тех пор, пока не найдёт...)

"Истина" буквально - то, что приходится искать, потому что даже будучи расположено в пределах поля зрения (или понимания) оказывается скрытым или неразличимым для носителей тех или иных особенностей субъективного восприятия... "Эпистемически" - некоторая информация, которая объясняет то, к чему имеет отношение.

http://philosophystorm.ru/novaya-paradigma-poznaniya#comment-391525

 

Аватар пользователя Fray

Из нужного определения можно вывести, всё что душе угодно? Сами по себе определения в отрыве от реальности-бытия ничего не значат. Существовали же системы с более чем одной субстанцией

Аватар пользователя эфромсо

Сами по себе определения в отрыве от реальности-бытия ничего не значат

Как скажете...

Я ориентируюсь только в той объектной онтологии, в которой  нахожу себя объектом...

Аватар пользователя эфромсо

при каких условиях имеет смысл и возможна философия

Сейчас философией считается деятельность,

традиционно  связываемая с понятием "философия",

если же заморочиться вразумительным определением

терминов, из которых составлено название предмета,

то различить проявления любви к мудрости

в безобразном  нагромождении выдумок и домыслов -

вряд ли кому  удастся...

Аватар пользователя эфромсо

существуют много философий, несогласных друг с другом

Логичнее  было бы признать, что наличие "философий",

не согласующихся между собой - 

признак отсутствия философии как таковой 

в представлениях энтузиастов филодоксии...

http://philosophystorm.ru/vyrvetsya-li-filosofiya-iz-plena-traditsii

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  То Fray

   

 Уважаемый Пётр!

 Вы пишете: - " да, и каждый древнегреческий философ считал обоснованным только свое суждение или той школы к которой он примыкал. 

в истории философии мы можем говорить о накоплении знаний также как это происходит в науке?".    

- Выше я предлагал прочитать мою работу "О философии через семь лет", тогда у Вас не возник бы этот вопрос, потому, что  каждый философ обосновывает свои размышления на своих личных основаниях и принятых им философских суждениях, которые он считает истинными. 

   С древнейших времён мудрецы утверждали, что человек судит на основании того каков он сам, на основании своих знаний и  их  понимания.. Поэтому, в основание философии  изначально положили императив "Познай себя!".   

 А вот, все естественные науки познают внешнее для человека на основании того, что есть он сам.. 

  Только философ имеет возможность корректно судить о философии,  ИМХО. 

     ЕС

 

Аватар пользователя Fray

Учитывая, что философия - это теория мировоззрения, то все люди призваны к философии, и в той или иной мере

Аватар пользователя Евгений Силаев

   

  Обратите внимание, мировоззрение, как и любое другое зрение  человека – принципиально индивидуально, а философия – интерсубъективна.   

 

Аватар пользователя Fray

Но смысл имеет только при объективности

Аватар пользователя Евгений Силаев

Извините, трудно понять огрызки Вашей  мысли. 

Аватар пользователя Fray

То что философия Интерсубъективна это понятно. Но должно быть нечто безусловное, предметное, объективное, чтобы эту мысль.хоть как-то оценить

Аватар пользователя сиспилакопа

Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания.

Текст темы начинается с перформативного противоречия - или как?

 

 

Аватар пользователя Fray

Понятие философии противостоит явлению философии?! Да

Аватар пользователя Шадрин В.В.

 а по конкретней об Ильине, где фашизм, Толстой...

Ильин, «философ кадила и нагайки», блестяще подходит для ответа на вопросы, которые по-настоящему волнуют наших новых консерваторов.

Почему находиться у власти им необходимо по возможности всегда, почему всё вокруг должно принадлежать уважаемым людям и почему, наконец, народ должен покорно принять свою судьбу, «в любви, вере и смирении».

Бердяев отреагировал чрезвычайно злой рецензией «Кошмар злого добра», где с первых строк заявлял, что:

«Чека во имя Божье более отвратительно, чем Чека во имя дьявола»

 Зинаида Гиппиус заявила, что Иван Ильин стал «бывшим философом», а его текст представляет собой «военно-полевое богословие»

 https://ss69100.livejournal.com/3845330.html

Аватар пользователя Fray

Интересные мнения, но честно говоря, все трое для меня не являются авторитетами

Аватар пользователя Шадрин В.В.

все трое для меня не являются авторитетами

 дело не в авторитетах, что по существу высказываний  и например по его критике Толстого., произошла ли деформация мышления при иммиграции, насколько адекватно отобразил суть христианства, т.е именно это нужно освещать в анализе философии Ильина

 

  "Идея любви, выдвинутая Л.Н.Толстым и его последователями, страдает, однако не только чертами наслажденчества, безволия, сентиментальности, эгоцентризма и противообщественности. Она описывает и утверждает, в качестве идеального состояния, чувство в известном смысле бездуховное и противодуховное; и эта особенность сентиментальной любви имеет, может быть, наибольшее значение для проблемы сопротивления злу.

   Как уже показано выше, все миросозерцание Л.Н.Толстого выращено им из морального опыта, который заменил или вытеснил собою все другие источники духовности в человеке, обесценив их или устранив их совсем.

   Так, моральный опыт заменяет собою религиозный опыт и занимает его место. Мораль выше религии; она судит своим критерием всякое религиозное содержание и утверждает пределы своего опыта как обязательное для религии...Вооруженный "простым здравым рассудком" во всей его плоской скудости, моралист перебирает и разбирает догматы и обряды христианской церкви, отметая все, что ему кажется странным и непонятным, и принимая каждое близорукое соображение свое за проявление критической честности и мудрости. Идея о том, что религиозным измерением проникается, освещается и углубляется вся духовная культура и что постольку житейски - обывательский рассудок с его "трезвостью" и прозаичностью теряет свою компетентность, - остается ему чуждою; ибо он не видит того, что всякое духовное состояние человека(а не только моральное)ставит его перед лицо Божие, дает ему живой, самоценный опыт тайны и скрытого в тайне откровения. И не подозревая, по-видимому, что творимое им дело есть в глубоком смысле пошлое дело, он издевается над недоступною для него тайною и глубиною и придает своему рассудочно-моральному миросозерцанию характер религиозного нигилизма". (Ильин)

   Ильин не одинок, когда его сознание и сознание подобных ему людей попадает в зависимость от психологических особенностей.

   Им нужны убеждения - они их находят, по методу комплиментарной предрасположенности. Религиозный опыт, появившийся из воздуха, т.к. не дается оценка последствий этого опыта, его качественная эволюционная составляющая, не объясненная обрядовость, которая уж точно не может заменить собой духовную работу, иначе выполнив внешние манипуляции все кто стремится к" духовности", а к ней стремится и бандитствующий элемент, если считать стремление к духовности, простым посещением церкви и совершение "таинств" - уже были бы высокодуховны. Только человек отстаивающий внутреннюю пустоту может цепляться за "идею о том, что религиозным измерением проникается, освящается и углубляется вся духовная культура". Психологический мотив деятельности Толстого - поиск правды, а Ильина -оправдание своих убеждений. В криминалистике начинают криминальное расследование с мотивов. Жаль, что пока мотивировкой занимались еще только коммунисты - их знаменитое: кому это выгодно. Мотивы объясняют очень многое, и чистые мотивы не страхуют от ошибок, но это лучшее, необходимейшее условие для нахождения истины, и правильного решения.

   О физических наказаниях крестьян "Но на многих молодых людей не только самое наказание, но часто одно признание того, что оно возможно, действует понижая их нравственное чувство и возбуждая иногда отчаянность, иногда зверство..." Толстой

   Не способность людей видеть зависимость между событиями, гос. решениями, своими мыслями, поведением - делают наши отношения стихийно развивающимися.

   И когда философы, типа Ильина застают общественные отношения на пике созревшего конфликта, они не в состоянии увидеть всю диалектическую непрерывную цепочку, приведшую к этому и говорят об абсолютном зле.

   Толстой "Тот, кто начнет с того, что полюбит Христианство более истины очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем Христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие ) больше всего на свете,- сказал Кольридж.

   Я шел обратным путем. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил Христианство более всего на свете. И до сих пор истина для меня с христианством, как я его понимаю".

   Ильин не замечает явных противоречий в своих рассуждениях. Узко - избирательно, без взаимосвязи с другими описанными сторонами одного явления он выхватывает из контекста рассуждение Толстого, навешивает ему ярлык и не может уже от него отвязаться, подстегивая себя больше и больше, все дальше удаляясь от существа мировоззрения Толстого, спохватываясь он делает поправки, и хоть эти поправки в корне меняют суть знания Толстого - он во власти раз и навсегда данной оценки: "Нет сомнения, что граф .Н. Толстой и примыкающие к нему моралисты не призывают к такому полному несопротивлению, которое было бы равносильно добровольному нравственному саморазвращению. И не прав был бы тот, кто попытался бы понять их в этом смысле.."

   То, что дальше пишет этот человек о мировоззрении Толстого, показывает, что эта ссылка не берется им во внимание. А вставлена для пущей "объективности". Если выписать его эпитеты о Толстом, без упоминания его имени, то из всех знающих, знавших Толстого, никто из них за этими сравнениями не усмотрит Толстого, даже имея бурную фантазию.

   "Моралист есть существо, испуганное и подавленное непомерною, навязчивою, претенциозную реальностью своего "тела" и его инстинктивных влечений". "Религиозный опыт моралиста- бездуховен, безволен, односторонен и скуден; его "религиозное учение"есть порождение самодовольного рассудка, пытающегося извлечь божественное откровение из беспредметно умиленной жалостливости." и т. д.

   Автор во власти неприятия всего, что Толстой вынес из жизненного опыта. При внешне навязываемой благопристойности и безпредвзятости, настойчиво выставляемой научной честности и объективности, он так поверхностно рассматривает отношения между людьми и не замечает своего чрезвычайно индивидуализированного подхода, с непреложными для него, и значит для всех основах: он говорит о явлении, предварительно ставя рамки, без которых это явление нельзя рассматривать объективно, уверяя, а не доказывая их объективную необходимость.

   "Вопрос о допустимости внешнего понуждения и пресечения ставится правильно только тогда, если он ставится от лица живого добра, исторически борющегося в истории человечества с живою стихией зла. Допустимо ли, чтобы в этой борьбе представители подлинного живого добра психически понуждали слабых людей и физически понуждали и пресекали деятельность злых, воздействуя на их злодействующие души и злотворящие тела, и если допустимо, то в каких пределах, при каких условиях и в каких формах? Самая сущность этого вопроса уже предрешает и предусматривает источник, направление и цель этого воздействия оно должно проистекать из подлинной воли к добру; оно должно быть направлено само и направлять принуждаемого к подлинному добру; оно должно иметь целью укрепление и осуществление добра в душах. Это необходимый уровень исследования, ниже которого весь вопрос утрачивает свой философский интерес и свое жизненное значение; ибо не стоит спрашивать о том, что именно позволительно злодею, желающему злодейски подвигнуть чужую душу к злодеяниям: ему ничто не позволительно; он это знает; и потому, не спрашивая, сам позволяет себе все. Весь вопрос ставится не от лица злодея, от лица того, кто любит добро и цельно, искренно служит ему".

   Когда мы рассматриваем желание борьбы со злом, можно не рассматривать существо человека, выразившего это желание. Не имеет значение от лица "злодея" ли, или от лица праведника ставится вопрос о добре и зле. Как и все вопросы этот вопрос познаваем. "Желающий добра" может быть дальше от истины, чем "злодей"- "праведники" обрекли Иисуса на смерть, а преступник понял его. Вопрос о существе человека, стремящегося к подлинному добру, выводится Ильиным в корне неверно. Потому, что главным в вопросе положительного воздействия на человека является искреннее желание добра "злодею", т.е. любовь к "божественной" стороне этого человека. Желание Добра без любви и самоотречения это корыстное желание - именно такое отношение к добру уравнивает человека хотящего "добра" и человека, делающего "зло". Я описываю живое явление, суть отношений между людьми, в части касающейся. Можно быть циником и если ты правильно исследуешь общественные отношения - твои выводы должны совпасть с выводами любого святого, делающего тоже самое.

   Только бескорыстием и любовью можно заставить человека стать служителем добра, Бога, можно исправить сознание людей. Надо увидеть, что наше сознание это по сути зависимое сознание, где факторы его сформировавшие пока вне нашего осознания. Истинная Добродетель- это качества освободившегося сознания от этих увиденных факторов. Преступник выбирает свой путь не освободившимся сознанием, а зависимым сознанием, сознанием сформированным в мире, где действует закон борьбы, а это закон животный. Человеческий закон - это закон любви. Именно об этом говорил Толстой, понимая суть учений мудрецов и Христа.

   Именно фактор взращивающий, формирующий сознание человека упускается из виду философами и людьми. Наша психика, включающая в себя и сознание обучается борьбе, но не видению последствий этой борьбы. Убеждения же оправдывают свои мысли, чувства и поступки. Если правильно не видеть механизмы влияющие на формирование "осознанного поведения" невозможно понять, что и как его изменяет.

   При изменении взглядов на жизнь, меняются и желания. Обладая старыми желаниями, теми же желаниями что и все люди, человек не в состоянии познать истину, как бы он не силился логически ее осмыслить, она будет казаться ему бредовой, потому, что она требует изменения поведения и желаний, подсознательно психика будет защищаться от фактора нестабильности. Только в случае, когда сознание человека, его убеждения не зависят от поддерживающих психику стереотипных факторов, тогда этот процесс менее заборикадирован. Таких людей очень мало. Пустоты, непривлекательности новое знание не предполагает, это и не возможно, в природе этого нет, наша психика очень хамелеонна. Нюансов перехода из одного состояния сознания в другое очень много, бесконечно, но неизменен переход из одной логической схемы мышления в другую, за которой новые желания и стремление в поведении соответствовать им.

   "Я вижу теперь, что я знал про все зло, про всю громаду соблазнов, в которых живут люди, но не верил им, не мог представить их себе, как вы знали, что есть Канзас по географии, но узнали его только когда приехали в него" Толстой

   Чем отличается истинное познание от простого накопления информации. Есть доминирующие желания, которые взаимозависимы от поведения и, которые бессознательно определяют убеждения. Так называемые ученые тоже находятся под властью бессознательных процессов и пока у людей не появится желание, которое более сильнее, чем доминирующие желания личности о новом качественном знании не может быть и речи. Это самый трудный сознательный процесс. Толстой один из его представителей. Но переход к истинному направлению сознания у подавляющего числа людей, прошедших этот этап, происходит бессознательно, когда убеждения, в силу обстоятельств, теряют свою почву, и возникает бессознательное желание устранить появившееся психологически неустойчивое состояние, это такая стихия, что из, обретших, так называемую, веру, состояние сродственное с истиной, но не истина, единицы не довольствуются самой верой, как абсолютной психотерапией, а стремятся следовать качеству новых возможностей. Переход к вере, в подавляющем большинстве случаев происходит когда убеждения человека теряют почву, соответственно он теряет интерес к своим предыдущим мыслям, желаниям. Если интерес сохраняется, то это очень существенное препятствие для овладения истиной и это препятствие на бессознательном, не контролируемом разумом уровне, уровне формирующем убеждения, которые оправдывают наше поведение.

   Введение в Вузы единого госэкзамена - мера препятствующая взяткоемкости преподавателей и философии в том числе, фактор указывающий на зависимость психики от подобных деяний, который заставляет сознание оправдывать эти поступки, и, следовательно фактор комплексующий аналитические способности человека. Каждый сам может добавить известные ему факты, подтверждающие эту связь-Ректора гуманитарного вуза страны, сбежавшего от правосудия за границу, например. Определить эти комплексующие факторы легко по одному условию - если человек не стремиться к нравственному совершенству - отсутствие этого желания это достаточное условие, чтобы сказать, что этот человек вне истины. Как следствие-селекция студентов по принципу не аналитических способностей, а способностей оперативной памяти. К сожалению, в человеке наличие прекрасных способностей в одном не предполагает таких же способностей в другом. Это хорошие качества для преподавателя, но никак не для философа. Как истинные мыслители мы сомневаемся в чем угодно, но не в том, что истина ни коим образом не связана с изменением нашего поведения.

   Толстой "Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший в своей душе; мысль же чужая, воспринятая только умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками".

   Толстой "Человек упорно держится своих мыслей, главное, потому, что он дошел до этих мыслей сам, и может быть, очень недавно, осудив свое прежнее. И вдруг ему предлагают осудить это свое новое и принять еще более новое, то, до чего он не дошел еще. А тут еще одно из самых смешных и вредных суеверий, что стыдно изменять свои убеждения. Стыдно не изменять их, потому что во все большем и большем понимании себя и мира - смысл жизни, а стыдно не переменять их." "Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так, что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать."

http://zhurnal.lib.ru/s/shadrin_wiktor_wladimirowich/ltolstoy.shtml

Аватар пользователя Fray

Мда, честно говоря, считаю Л. Н. Толстого весьма поверхностным мыслителем. Его взгляды - это всего лишь его мнение, зачастую необоснованное. Но о нем не вижу смысла писать в комментариях

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Но о нем не вижу смысла писать в комментариях

 это все равно что разбирать детей без родителей...

 и при этом считать кого то поверхностным, это Толстого то, который весь о ДУШЕ, а Ильина , который весь о красивом , по его мнению, замке из песка, где ДУШИ ноль и минус все остальное ..., которого поддерживает Путин и Михалков , почему: ответ был выше , потому что холопам холопово и не рыпаться... вот суть всей философии  неповерхностного  Ильина. я уж про фашистов не пишу - не знаю и не интересно.  

Аватар пользователя Fray

Ваше мнение - ваше право, но зачем его навязывать другим?! Называть несогласных холопами - это так по душевному, так по толстовски! Да, я считаю Толстова плоским философом и не считаю нужным тратить на него время - это моё мнение и моё право.

Ну и что, что он о душе?! А кто сказал, что его взгляды истины и правильны?

Аватар пользователя эфромсо

Ну и что, что он о душе?!

Так может о душе предметно потолкуем?

Аватар пользователя Шадрин В.В.

А кто сказал, что его взгляды истины и правильны?

 проблема в выделенном  и вы неправильно поняли о холопах-это именно напрямую относится к Ильину Путину и Михалкову, потому Ильину и памятник воздвигли , потому Михалков и снял статского советника, потому что там призывал к такому святому устрпойству, где холопам надо быть честным на своем месте, а статскому советнику на своем , в этом вся философия Ильина и его последователей.

Аватар пользователя Fray

превратное понимание философии Ильина, честно говоря.

Аватар пользователя эфромсо

Ха... в данном случае между "честно..." и "вообще говоря" - разницы нету...

вот если бы Вы высказалися  не о понимании, а толковании, и предоставили свою схему - можно было бы узреть - где больше соответствия...

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  То Fray

   

 Уважаемый Пётр!

 1.  Человеческое  мышление оперирует субъективными понятиями, в том числе и понятиями известных ему  интерсубъективных слов, которые символизируют идеи.    

  2. Интеллектуальное общение между людьми осуществляется в  выражениях мысли словами речи на известном языке человеческого общения. Причём, языком общения может быть и вербальный, и математический, и язык жестов и мимики, язык искусства, науки  и др., ИМХО.   

 3.  С моей точки зрения среди людей, в человеческом общении,  зародились живые идеи  религии, философии, науки, искусства и др., которые живут развиваются, формируются и этим во многом  определяют человеческую  жизнь, придают ей смысл. 

   ЕС 

 

Аватар пользователя Fray

Субъективным может быть и содержание понятия. Понятие без предмета - нонсенс. Идеи не имеющие безусловного и объективного смысла гроша ломаного не стоят. Если такого смысла не допускать, то мысль оказывается в болоте релятивизма, т.е. нет оснований для оценки идей.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Спасибо, понятно. 

Аватар пользователя Fray

Хотел спросить, по каким критериям Вы отбирали для себя круг философского чтения? Что по Вашему позволяет дать оценку том или иному философу?

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Уважаемый Пётр!

 Трудно кратко ответить на Ваш вопрос, но попробую.

  Ещё со старших классов школы меня интересовала философия, физика и математика. Читал "Философские тетради" Ленина, ничего не понимал, но было ясно, что он гений, а я простой человек.

   Интересовался терминами "добро" и "зло", но ответа не находил.  Даже прочитал Евангелие, но понял только, что тут речь идёт о вере как добро и про неверие как зло. После этого ещё двадцать лет не открывал Библию, был воинствующим  атеистом, материалистом и позитивистом.

     Однажды прочитал статью о. Александра Меня про добро и зло, стал следить за его публикациями, подписался на его семитомник "История религии". От отца Александра узнал про философа Вл. Соловьёва, стал покупать и читать  его удивительно понятные, гениальные философские  книги, а затем и книги Флоренского, Булгакова, Бердяева, Трубецких,.  Работы Вл. Соловьёва открыли для меня понимание Канта и Гегеля, а затем и Лосева, Шпета и Декарта. После работ Лосева стал читать работы Платона и Аристотеля, а затем и досократиков.  После философов Древней Греции читал Августина, Николая Кузанца, Дуунса Скотта, Оккама.  Многое в философии открылось из работ Мамардашвили, Бибихина, а затем и у Гуссерля, Хайдеггера и Витгенштейна.

 Последние годы работаю с трудами Шеллинга, Джордано Бруно и Фихте. 

 Основной критерий для оценки философа у меня заключается в ясном и отчётливом (в моём восприятии)  изложении их мыслей.  Я не занимаюсь, не отвлекаюсь на анализ работ  тех философов, которые мне непонятны.          

 Многие принципы моего понимания философов изложены в статье "О философии через семь лет".

     ЕС

   

Аватар пользователя Fray

Хм. Получается дело вкуса?!

Аватар пользователя Евгений Силаев

Совершенно обыденная, простая оценка философского познания, ИМХО.

Аватар пользователя Fray

Слишком просто и не очевидно