Ницше. О высшем

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Не желайте ничего свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто желают свыше своих сил.
Особенно когда они желают великих вещей! Ибо они пробуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти актёры –
– пока наконец не изолгутся они, косоглазые, снаружи раскрашенные, а внутри разъедаемые червями, укутавшиеся громкими словами, показными добродетелями, блеском фальшивых дел.
Будьте особенно осторожны с ними, высшие люди! Ибо нет для меня сегодня ничего более драгоценного и более редкого, чем честность.
Не принадлежит ли это Сегодня черни? Чернь ведь не знает что велико, что мало, что прямо и правдиво: она невинно криводушна, она лжёт всегда.

Будьте сегодня недоверчивы, высшие люди, вы, мужественные и открытые сердцем! И держите в тайне основания ваши! Ибо это Сегодня принадлежит черни.
Если чернь научилась чему-то верить без оснований, кто мог бы разубедить её в этом – основаниями?
На базаре убеждают жестами. Но основания делают чернь недоверчивой.
И если там истина одержала победу, спросите себя со здоровым недоверием: "Какое же могучее заблуждение боролось за неё?".
Остерегайтесь также учёных! Они ненавидят вас, ибо они бесплодны! У них холодные иссохшие глаза, перед ними всякая птица лежит ощипанной.
Они кичатся тем, что не лгут, – но неспособность ко лжи далеко ещё не любовь к истине. Остерегайтесь!
Отсутствие лихорадки далеко еще не познание! Выстуженным умам не верю я. Кто не может лгать, не знает, что есть истина.

Если хотите вы высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Но ты сел на коня? Ты быстро мчишься вверх, к своей цели? Ну что ж, мой друг! Твоя хромая нога также сидит на лошади вместе с тобой!
Когда ты будешь у цели, когда ты спрыгнешь с коня своего, – на высоте своей, высший человек, – ты и споткнёшься!

Вы, созидающие, вы, высшие люди! Беременность бывает только своим ребёнком.
Не поддавайтесь на убеждения и уговоры! Кто ваш ближний? И если действуете вы "для ближнего", – вы всё же созидаете не для него!
Разучитесь этому "Для", вы, созидающие: ибо ваша добродетель требует не иметь никакого дела с этими "для", "ради" и "потому что". Заткните уши свои от этих поддельных маленьких слов.
"Для ближнего" – это добродетель только маленьких людей; у них говорят: "свой своему" и "рука руку моет" – у них нет ни права, ни силы для вашего своекорыстия!
В своекорыстии вашем, вы созидающие, есть осторожность и предусмотрительность беременной женщины! Чего никто ещё не видел глазами, – плод – охраняет, бережёт и питает всю вашу любовь.
В ребенке вашем вся ваша любовь и добродетель! Ваше дело, ваша воля – "ближний" ваш; не позволяйте внушать себе ложные ценности!

Вы, созидающие, вы, высшие люди! Кто должен родить, тот болен; но кто родил, тот нечист.
Спросите у женщин: родят не потому, что это доставляет удовольствие. Боль заставляет кур и поэтов кудахтать.
Вы, созидающие, в вас есть много нечистого. Это потому, что вы должны быть матерями.
Новорожденный: о, как много новой грязи появилось на свет! Посторонитесь! И кто родил, должен омыть душу свою!

Не будьте добродетельны свыше сил своих! И не требуйте от себя невероятного!
Ходите по стопам, где уже ходила добродетель отцов ваших! Как могли бы вы подняться ввысь, если бы воля отцов ваших не поднималась с вами?
Но кто хочет быть первенцем, пусть смотрит, как бы не сделаться ему последышем! И где есть пороки отцов ваших, там не должны вы притворяться святыми!
Что если бы потребовал от себя целомудрия тот, чьи отцы посещали женщин и любили крепкие вина и диких свиней?
Это было бы глупостью! Для него, поистине, уже много, если будет он мужем одной, двух или трёх женщин.
И если бы основал он монастыри и писал над дверями: "дорога к святому", – я всё же сказал бы: к чему! ведь это новая глупость!
Он основал для себя самого смирительный и странноприимный дом, – на здоровье! Но я не верю этому.
В уединении растёт то, что каждый приносит в него, даже внутренняя скотина. Поэтому отговариваю я многих от одиночества.
Ницше. О высшем человеке. ПСС. т.4

Связанные материалы Тип
философия как объект сопротивления Дмитрий Косой Запись