Зачем вообще нужно решать проблемы философии? II

Аватар пользователя Азамат
Систематизация и связи
Философское творчество

(начало - http://philosophystorm.org/zachem-voobshche-nuzhno-reshat-problemy-filosofii)

Говоря об «идеях» Платона следует иметь в виду, что речь у него идет не каких-то состояниях души или мыслях в голове человека, а об РЕАЛЬНО существующих универсальных образах-схемах.  

У Платона они выступают как всеобщие нормы культуры в её широком понимании, как наборе ВОЗДЕЛАННЫХ, отличных от НАТУРЫ (природы) и преобразованных материальных ресурсов. Не случайно ближе всего к первичному смыслу и функции культуры стоит слово «культиватор», обозначающее сельхозмашину или часть сельскохозяйственного оборудования, используемого для обработки почвы.

Человек формируется через нормы различных форм культуры - бытовой, норм языка, законов государства, наконец норм мышления об окружающем мире. При этом культурные схемы это не какое-то субъективное переживание, они представляют особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную у Платона до уровня государства.

Как отмечает Ильенков, «выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную и очень нелегкую проблему — проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей», идеального мира, проблему, которая не имеет ничего общего с проблемой устройства человеческого тела, тем более устройства одного из органов этого тела — устройства мозга».

Под «государством» в данном случае понимается своеобразная культура «некоторого полиса», города-государства, все то, что ныне называется культурой народа вообще или его «духовной культурой» в особенности.

В логике последовательного материализма идеальный мир Платона должен быть рассмотрен как материальный объект, так как в мире вообще нет и не может быть ничего, кроме движущейся материи, кроме бесконечной совокупности материальных тел, событий, процессов и состояний.

Отсюда Ильенков делает вывод, «под «идеальностью» или «идеальным» материализм обязан иметь в виду то очень своеобразное и то строго фиксируемое соотношение между, по крайней мере, двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее — всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях».

Заслуга немецкой классической философии в том, что впервые после Платона перестала понимать «идеальность» так узко психологически, как английский эмпиризм, и хорошо поняла, что идеальное вообще ни в коем случае не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц» и тем самым истолковано просто как собирательное название для этих «состояний».

Материалистическое решение проблемы идеального принадлежит Марксу. Им был определен и представлен процесс, в ходе которого материальная жизнедеятельность общественного человека начинает производить уже не только материальный, а и идеальный продукт, начинает производить акт идеализации действительности, как процесс превращения «материального» в «идеальное».

Возникнув, «идеальное» становится важнейшим компонентом материальной жизнедеятельности общественного человека. Вместе с тем начинает совершаться уже и противоположный процесс материализации - опредмечивания, овеществления, «воплощения» - идеального в виде продуктов сугубо человеческой деятельности в области материальной и духовной культуры.

В связи с этим Ильенков отмечает – «И если проблема «идеальности» вообще совпадает с проблемой «духовного вообще», то «духовное» (– «идеальное») вообще и противостоит «природному» не как отдельная душа — «всему остальному», а как некоторая куда более устойчивая и прочная реальность, сохраняющаяся несмотря на то, что отдельные души возникают и исчезают, иногда оставляя в ней след, а иногда и бесследно, даже не коснувшись «идеальности», «духа»!

«Идеальность» сама по себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего «внешнего воплощения», не совпадая ни с одной из них, взятой порознь. Она существует только через непрекращающийся процесс превращения формы деятельности в форму вещи и обратно — формы вещи в форму деятельности (общественного человека, разумеется).

Да, все дело в том, что мыслит не мозг, а с помощью мозга — индивид, вплетенный в сеть общественных отношений, всегда опосредованных материальными вещами, созданными человеком для человека.

Мозг же — это лишь материальный, анатомо-физиологический орган этой работы, работы мышления, то бишь духовного труда. Продуктом этой специальной работы как раз и оказывается идеальное, а не материальные изменения внутри самого мозга.

Мыслит человек с помощью мозга, но продукт этой работы – вовсе не материальные сдвиги в системе «церебральных структур», а сдвиги в системе духовной культуры, в ее формах и структурах, в системе схем и образов внешнего мира.

На этом построена, например, вся фундаментальная теоретическая физика и математика, позволяющие делать опережающие практику исследований открытия в области материальных объектов в виде новых видов энергии и форм существования материальных тел.  

В полной мере всё сказанное относится и к сфере гуманитарных наук, определения причин имеющихся противоречий и перспектив развития человеческого общества не в формате заданных траекторий - некоей абстрактной судьбы либо непредсказуемой стихии событий, а через научные понятия и категории, в творческом процессе созидания будущего в соответствии с научно обоснованными идеалами. 

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

не каких-то состояниях души или мыслях в голове человека, а об РЕАЛЬНО существующих универсальных образах-схемах.  
...Платон и поставил перед человечеством реальную и очень нелегкую проблему — проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей»
...В логике последовательного материализма идеальный мир Платона должен быть рассмотрен как материальный объект, так как в мире вообще нет и не может быть ничего, кроме движущейся материи, кроме бесконечной совокупности материальных тел, событий, процессов и состояний.

Позволю себе привести цитату из Книги седьмой "Символ пещеры" Платона:
"...ведь люди как бы находятся в подземном 
жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий  
просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не 
двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, 
ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены  
спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а  
между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — 
невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают 
своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. 
— Это я себе представляю. 
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут  
различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и 
статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и  
дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. 
— Странный ты рисуешь образ и странных узников! 
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в  
таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней
отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?"

Вот "мы" и видим не вещи, а только их тени. Но вот когда научаемся в этих тенях угадывать вещи, которые их отбрасывают, и начинаем тогда двигать сами эти тени в своём уме, но мало того, начинаем "видеть" в этих тенях вещи, которые их отбрасывают, вот тогда "вИдение" этих вещей называем явлением вещей, а то, что явилось как "вИдение" вещи, называем феноменом.
Феномен вещи (явление вещи) это не сама вещь, а то, как "мы" её "видим", её "вид".

Проблема философии - решение противопоставления "теней" Платона (идеального) материальным вещам, от которых "тени" (материального).
Ну, есть такие противоположности, и что? В чём проблема-то?

 

Аватар пользователя эфромсо

люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней
отбрасываемых огнем...?

Растолковываю, так сказать "в свете новых данных разведки"

в продолжение вот этого замечания:

эфромсо, 11 Июль, 2023 - 23:59, ссылка

 

Выражаясь логически,то есть -

отображая в суждениях

следствия действительных причин,

Вы как субъект-думатель

воображаете себе

последовательность знаков,

выражающую то или иное Ваше представление

или устремление,

а кнопки нажимает - организм-носитель мозга,

посредством которого

этот конкретный организм воображает себе Вас

как своё "Я"...

                          ........................

Из того, что так и иначе воспринимает организм,

субъекту-думателю достаётся далеко не всё -

поэтому у него возникает подозрение

 что он имеет дело с "кем-то ещё проецируемыми тенями" ...

а этот "кто-то" - есть разум организма-носителя,

выделяющий из всего чуйствуемого организмом

то существенное для жизнедеятельности,

на что необходимо реагировать его бессознательной сущности

и то значимое для субъекта-думателя, что может иметь отношение

к ним уже усвоенному, включая  знаковые сообщения,

именно ему адресованые такими же субъектами...

http://philosophystorm.ru/filosofskii-smysl-termina-avidya-nevedenie#com...

если с самого начала -

http://philosophystorm.ru/soznatelnaya-zhizn-organizmov

Аватар пользователя Азамат

Проблема философии - решение противопоставления "теней" Платона (идеального) материальным вещам, от которых "тени" (материального).
Ну, есть такие противоположности, и что? В чём проблема-то?

 Дилетант, проблема в том, что материальности, как вещественности, в "тенях" нет. Но сами "тени" как идеи ОБЪЕКТИВНЫ, то есть существуют ВНЕ отдельной головы индивида. С этой точки зрения, по законам логики, они - эти ИДЕИ - МАТЕРИАЛЬНЫ.

Гегель, а за ним Маркс продемонстрировали как материальное становится идеальным и обратно в процессе функционирования одного и того же объекта. Если для вас "материальность" не равна "вещественности" и вы можете осознать объективное существование объектов не обладающих качествами для чувственного восприятия на примере конкретных жизненных явлений, то вы обладаете качеством диалектического мышления. Там НЕТ никаких онтологических противоположностей. .  

Аватар пользователя Дилетант

Азамат, 13 Июль, 2023 - 12:50, ссылка
проблема в том, что материальности, как вещественности, в "тенях" нет. Но сами "тени" как идеи ОБЪЕКТИВНЫ, то есть существуют ВНЕ отдельной головы индивида. С этой точки зрения, по законам логики, они - эти ИДЕИ - МАТЕРИАЛЬНЫ.

 То есть, Вы в этом видите проблему. Это понятно.
Но причём тут "логика"? По какому закону логики "тень" (дырка на перфокарте) материальна?
Логический "датчик" "данных" с перфокарты при "ощупывании" перфокарты преобразует "дырку" в перфокарте (невещественность) в замыкание контакта и во вполне материальный (вещественный) импульс тока.

Но такое происходит не "ВНЕ отдельной головы", а ВНУТРИ её. 
"С этой точки зрения, по законам логики, они - эти ТЕНИ становятся МАТЕРИАЛЬНЫ-ми".

Там НЕТ никаких онтологических противоположностей

"проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева.
...разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме тенейотбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?" 
Платон увидел противоположности и противопоставил их в своём рассказе. 
Если же их не видеть, то и тени от камней и камни есть одно и тоже, стало быть одно и то же в своём роде сущего (онто).

Приводя пример с глиной и отражением в ней формы стального шара, показываю явную инверсию формы шара из "выпуклости" во "впуклость" и эта "впуклость" вполне материальна в глине (субстрате). Но её нет в реальном стальном шаре. И вряд ли возможно её создать.

Аватар пользователя Нау Шам

Но такое происходит не "ВНЕ отдельной головы", а ВНУТРИ её. 

Вероятно, просто Платон не знал принципов работы нейросети головного мозга или искусственного интеллекта. Как нейросетка со временем выделяет общие элементы в последовательности данных. Комбинации которых могут образовывать более сложные, но всё же обобщённые или "идеальные" формы (как бы избавленные от частностей) .

Такое ВНУТРИ головы запросто может ввести в заблуждение как солнце крутящееся вокруг земли. Кажется что предметы являются конкретизированными или искажёнными "тенями" идеальных форм, а на самом деле наоборот  - множество предметов при материальном взаимодействии (материальное обязано взаимодействовать) автоматически порождают идеальные формы ВНУТРИ головы (нейросети), каждого человека.

Фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды, и если они во многом общие, то люди имеют во многом схожие "идеалы", автоматически выделенные мозгом из среды по программе, определённой схожим геномом. Когда русский попадает в Китай, то мало того что до определённых пор все китайцы на одно лицо, так и идеалы красоты не найдёт - пока его нейросетка не обобщит новые данные ("идеалы" данной среды)...

Ввиду схожести "идеалов" каждом человеке, может возникнуть очередное заблуждение, что эти идеалы не внутри головы, а вовне. Но ситуация обратная - "идеи" являются обобщёнными нейросеткой "тенями" внешнего мира.

Картинка ниже даёт примерное представления о принципах работы нейросети глубокого обучения, которая позволяет в потоке входных данных (в данном случае - множества картинок) обобщать элементы границ или краёв форм, складывать их  в устойчивые комбинации более высокого уровня ("идеальный" нос, глаз и т.п. - как шаблон для различения), и, в конце концов выдавать "идею" что или кто изображено на картинке.  В данном случае "границы->комбинации границ->признаки->комбинация признаков" можно обозначить как "Буквы, слова, идеи, смыслы"

 

 

 

Аватар пользователя Дилетант

Нау Шам, 14 Июль, 2023 - 19:32, ссылка

Но такое происходит не "ВНЕ отдельной головы", а ВНУТРИ её. 

Вероятно, просто Платон не знал принципов работы нейросети...
...Такое ВНУТРИ головы запросто может ввести в заблуждение как солнце крутящееся вокруг земли.
Кажется что предметы являются конкретизированными или искажёнными "тенями" идеальных форм, а на самом деле наоборот  - множество предметов при материальном взаимодействии (материальное обязано взаимодействовать) автоматически порождают идеальные формы ВНУТРИ головы (нейросети), каждого человека.

Фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды...

Вот именно, что "кажется". Платон об этом и толковал.
Фенотип - это результат манипуляций с феноменами - явлениями вещей.
Манипуляций не с "тенями вещей", а именно с "явлениями вещей" - с тем как "мы" (живые) видим эти вещи, которые "даются" нам своими "тенями".

А вот "машина" манипулирует именно "тенями" вещей, а не явлениями вещей (феноменами).
И только когда я предоставлю машине ещё три источника "цветного" излучения, то машина использует их для "раскраски" теней. Но являться же эти "раскрашенные тени" будут "мне", а не машине.

Машина будет их только регистрировать и раскладывать результаты регистрации по "карманам" (классам, карманам "шахматного поля") - местам в сетке координат.
И этих сеток координат может быть много, скажем, по количеству "датчиков".

А уж в какой "карман" положите: в карман "генотипа" или "фенотипа", то потом так и будете из этого же "кармана" и доставать.
Главное, названия не перепутать.

Аватар пользователя Нау Шам

А вот "машина" манипулирует именно "тенями" вещей

Нейросеть ИИ это делает так же (теми же методами, на тех же принципах), как и нейросеть головного мозга.

И только когда я предоставлю машине ещё три источника "цветного" излучения, то машина использует их для "раскраски" теней. Но являться же эти "раскрашенные тени" будут "мне", а не машине.

Он будут являться вам так же как и ИИ. Потому что, см. выше. Если работают колбочки регистрирующие различия во входных данных посредством электро-химических сигналов в нервном тракте - тени окрашиваются. Нет - мозг дальтоника ими не манипулирует, не обобщает и не делает иных преобразований потока данных. Так же у ИИ - есть датчики, которые подают электрические импульсы RGB - есть окраска. И соответствующая реакция на воспринятое.

Машина будет их только регистрировать и раскладывать результаты регистрации по "карманам"

Мозг это так же делает - раскладывает по нейронам, аксонам, дендритам, синапсам. По нейронным кластерам, нейроансамблям и другим "карманам".

Просто так презрительно ограничивать машину (ИИ), без обоснований - то ли религиозный, то ли расистский подход )

Пока во всех темах не смог указать на тест, который отличит ИИ от человека. Некий принципиальный тест. Хотя он есть...

Аватар пользователя Дилетант

Нау Шам, 15 Июль, 2023 - 14:24, ссылка
Он будут являться вам так же как и ИИ.

ИИ мне является, является каким-то ОБРАЗОМ, а вот я ИИ не являюсь.
Потому что я не знаю даже, что являюсь другому человеку. 

Нейросеть ИИ это делает так же (теми же методами, на тех же принципах), как и нейросеть головного мозга.

Откуда такие сведения? Пока что ИИ всего лишь модель мышления человека с постепенным приближением про-явлений результатов действий ИИ к результатам действий ЕИ, то есть стремлении к их тождеству.

Просто так презрительно ограничивать машину (ИИ), без обоснований - то ли религиозный, то ли расистский подход )

Такое ощущение, что разговариваю с ИИ. Логика железная: если нет оснований для различия, то ИИ и есть человек. 

Некий принципиальный тест. Хотя он есть...

Например. 

Аватар пользователя Нау Шам

ИИ мне является, является каким-то ОБРАЗОМ, а вот я ИИ не являюсь.
Потому что я не знаю даже, что являюсь другому человеку. 

ИИ мне тоже самое говорил про вас. ) Верю и вам и ему.

Откуда такие сведения?

Потому что что нейросеть ИИ создавалась на основе изучения работы нейросети ЕИ. Искусственные нейроны и их связи создаются как функциональные аналоги естественных нейронов мозга.

Такое ощущение, что разговариваю с ИИ. Логика железная: если нет оснований для различия, то ИИ и есть человек. 

А вы не различаете, когда говорите с фонарным столбом или человеком?

Например. 

Например, задачи связанные с хаосом или невычислимостью.

 

 

 

 

 

Аватар пользователя Дилетант

Нау Шам, 16 Июль, 2023 - 15:44, ссылка
Верю и вам и ему

Я верю Вам, что Вы говорите правду. Потому что у меня нет основания этому не верить. Оснований нет, а Вера есть.
А ИИ Вам верит?  

Потому что что нейросеть ИИ создавалась на основе изучения работы нейросети ЕИ. Искусственные нейроны и их связи создаются как функциональные аналоги естественных нейронов мозга.

Понятно. По методу бихевиоризма. Потому что другого для "науки" нет метода. 
Другими словами - формализовали наблюдаемые процессы в живых сетях и составили некие "формулы программ", которые и реализовали в машине ИИ.

А вы не различаете, когда говорите с фонарным столбом или человеком?

Почему же не различаю? Различаю: фонарный столб железный и не разговаривает, а человек не железный и разговаривает. 

Например, задачи связанные с хаосом или невычислимостью.

Хороший вопрос. Всё ждал, когда же его будут обрабатывать...)))
ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии — докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. χάσκω, χοανω — зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” (“Теогония” 116)

Хаос имеет два значения:
неупорядоченность, беспорядок, в противоположении "порядку";
и "бездна", но не просто "бездна", а "поглощающая бездна" - "входящая" субъектность против "исходящей" субъектности на объект.

Вы имеете в виду под "невычислимостью" случайность?

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Дилетант научает:

Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” (“Теогония” 116)

Чёрта с два!!

 

Чтоб возник хаос, нужен определённый алгоритм.  

Но сам алгоритм создания хаоса представляет собой нехаотичность и последовательность шагов в исполнении этого алгоритма! 

Так что "чистого" хаоса не бывает!!

 

Аватар пользователя Дилетант

Роберт Юсупов, 17 Июль, 2023 - 03:59, ссылка
Чтоб возник хаос, нужен определённый алгоритм. 

Хороший вопрос. И каков этот алгоритм? 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Это я хотел бы у вас уточнить. Вы же у нас специалист по ХАОСУ!

"Назвался груздем - полезай в кузов!" - Давай ответ!

Аватар пользователя Дилетант

Так кто сказал, что должен быть алгоритм? Что, разве в "теории природы" на эту тему ничего нет?
Жаль.

PS. Привести цитату из энциклопедии: Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” с названием "Хаос" и сразу становишься специалистом по Хаосу - это так по Роберт Юсупов
И что, теперь, если Роберт Юсупов привёл цитату В.И.Ленина, то я должен его почитать как Ленина? 
Это ж сколько тогда на ФШ будет специалистов? Все, наверное.

Аватар пользователя Нау Шам

Различаю: фонарный столб железный и не разговаривает, а человек не железный и разговаривает. 

В общем, "Логика железная: если нет оснований для различия" )

Аватар пользователя Дилетант

Основание для сравнения (компарирования) есть - это формы (тени по Платону). Если формы одинаковые, то есть разница между ними будет "ноль", то и человек будет неотличим от "железного столба".
Проблемы с различением.

Аватар пользователя Нау Шам

Платон всё напутал. Идеи это тени, как результат обобщения-упрощения форм. Ведь в пересечении множеств информации меньше. А более информационно богатые формы - порождающие их солнца.

Например "Бог" - тоже результат обобщения упрощения - родителей, защищавших детей и учивших их выживанию и уму, учителей учивших мудрости и превосходству над собой, людей сделавших добро или любивших тех, в ком все эти качества обобщились-упростились в понятии "Бога, который есть любовь, сила и мудрость".

В каком-то смысле понятие Бога - неизбежный результат работы обобщающей нейросети мозга человека.

Когда сам стал взрослым и родителем, и от собственных родителей осталась идеи превосходящей их заботы, любви, мудрости, силы..

Так что, если нельзя назвать отличий между ИИ и человеком в тех формах которые самого человека отличают от иных приматов (а это интеллект в первую очередь), то ИИ следует признать подобным человеку, ибо за исходным информационным богатством форм, есть лишь их пересекающиеся тени-идеи.

Но отличия конечно есть. Хотя понять их трудно. Сначала ИИ должен захватить всё что не является истинным отличием человека от теней-идей-представлений о самом себе (т.е. существующим ограничением его истинной формы) - тогда проще будет говорить о том, почему и в чём истинная (т.е. наиболее информационно ёмкая) форма   превосходит ИИ. Должен измениться уровень задач, решаемых человеком. Как он всегда менялся вместе с прогрессом, позволяя освобождать ресурсы на решение задач более высокого уровня.

(просто использовал повод высказаться, это не возражение, не вопрос и не ожидание ответа)

Аватар пользователя Дилетант

Нау Шам, 17 Июль, 2023 - 15:28, ссылка Платон всё напутал.

Может, Платон и напутал чего. Но по тексту буквально: "разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?".
Совершенно гениальное сравнение вещи в её много-"цветии" с её тенью в её одно-"цветии" и явлении МНЕ "тени" этой вещи в её много-"образии" как феномена этой вещи.

Идеи это тени, как результат обобщения-упрощения форм.

Теперь заменим непрозрачные камни фигур, скажем, камни из песчаника, на прозрачные тоже камни тех же фигур, но из изумруда. 
Ясное дело, что тени на стене пещеры сохранили и прежние формы (очертания фигур), но и дополнились новыми тенями (формами), которые образовались от проходящего света сквозь камень изумруда, высвечивая его "внутренность".

Опять же, одно дело, когда камень был бы не изумруд, а прозрачного стекла, и другое когда тени (блики) на стене были бы зелёные. Разнообразие "теней" от "каменной фигуры" было бы больше. Бог-атство красок было бы больше (Михаил ПП).

Идеи - это результат "обобщения" наблюдаемых "теней"-форм.

Аватар пользователя Victor

Если присмотреться к этой нейросети не предвзято, то можно обратить внимание, что она состоит из "связей" и "элементов". Не секрет. что "связи" случат аналитическим инструментарием, а "элементы" синтетическим.

И то, что должен видеть не предвзятый философ - что "Архитектор мира" и мы. его "дети", принципиально двойственны. Причем, эта двойственность такова, что разорвать ее нельзя, по отдельности она работать не будет - вот здесь ее единство...

Напомню. что организменность возникла из физического мира химическим путем, в основе которого две операции: соединение (синтез) и рассоединение (анализ).

Но в данной сети мы увидим еще одну особенность - она циклична. По крайней мере в данной сети - три цикла. Обратим внимание, что циклы объединяют аналитичность и синтетичность, позволяя делать более "глубокую" проработку исходных данных (Этот же принцип у любого эйдоса).

Поскольку мой интерес более всего: субстанции и эйдосы, то предлагаю два наброска для будущей статьи посвященной субстанциальному мышлению, особо "напирая" здесь на цикличность. Предыдущие абзацы даны, что бы не был понятен ход мысли:

+++++

?. Архэ

Архэ было в античной философии нечто фундаментально-методическим, поскольку у разных философов было свое архэ:

«Архэ (др.-греч. ἀρχή, дор. ἀρχά — «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.»

{Если посмотреть два последних номера: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023/№1 и 2023/№2 и проверить на наличии термина архэ, то там его мы не обнаружим. Современная философия не особо любит на чем-то позиционироваться. Термин эйдос встречается 1 раз, а термин субстанция  - 7 раз. к примеру термин с корнем смысл встречается 248 раз. Дивергенция более в цене чем конвергенция.}

Мной взят за основу архэ уравнение А. Эйнштейна в такой непривычной форме [Роль архэ в формировании онтологической «картины мира»]: mcc/E = 1, предполагая что оно является неким субстанциальным прародителем эйдетической сущности (второго статуса любого эйдоса). Конечно же, когда утверждается, что в эйдосе арифметического числа:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление ,  

сущность единицы: знак/полагание ~ 1, это определенный символизм. Но этот символизм наполнен смыслом, поскольку как утверждал А.Ф. Лосев в своих трех произведениях: «Эйдос есть смысл». («Самое Само», «Античный космос и современная наука», «Философия имени»).

 

?. Эйдос шахматной игры в субстанциальных представлениях

В статье «Эйдос. Когнитивные трудности постижения» был предложен эйдос шахматной игры:

поле – позиция – ход – позиционность – мат (пат)

Шахматы, они в какой-то мере копируют нашу жизнь, хотя бы в историческом плане. Субстанцию активности в ней исполняли клетки поля, а субстанция пассивности – фигуры. Такое деление соответствует тому, что фигуры неизменны, а поля на которых они стоят меняются. Тогда сущностью данного эйдоса, как и в любом другом, будет позиция (2-й статус):

 позиция = пассивное/активное ~ фигура/поле 

Напомню ход мысли при составлении эйдоса шахматной игры:

«- первый статус мы просто обозначим поле (клетка) (1/А);

- второй кумулятивный статус  игры в шахматы (со стороны философии) будет фигура на этом поле (П/А). Назовём этот статус позиция. Этот момент в эйдетических исторических представлениях обычно обозначается как «одно»;

- третьим кумулятивным статусом будет ход. При ходе изменяется поле (1/А), а фигура (П) остается прежней. Это отразиться в онтологической размерности данного статуса (П/АА). В соответствии с представлениями А.Ф. Лосева и его категориальным эйдосом

различие – тождество – становление – ставшее - проявление,

в диалектике этому статусу соответствует становление;

- четвертым статусом в шахматах можно назвать позиционность. Это собственно самый важный статус любого эйдоса, который в античности приобрел термин «многое». Обычно я упоминаю тут выражение «квадратичность», с его онтологической размерностью (ПП/АА). В этом моменты все фигуры как бы в квадратной матрице.

Рассматривая их попарно в целом, шахматист готовит следующий ход. Эйдосы поддерживают цикличность, поэтому с соответствующего поля можно сделать следующий ход.

- пятый статус связан с особым ходом, называемым мат (или пат), который приводит игру к завершению и реализует позиционность (ПП/ААА).»

Ясно, что ситуацию в игре меняет ход, который в онтологическом смысле представляет собой становление. Ясно, что перед тем как сделать ход, мы оцениваем ситуацию позиционно. Мы хоти сделать такой ход, который бы нас привел к выигрышу. То есть. можно сказать, что мы всегда действуем с телеологических позиций, рассчитывая в конечном итоге получить выигрыш.

?. Цикличность – предел универсальности

Хотелось бы обратить внимание на очень важное обстоятельство. Как известно, клеточных полей в шахматах 8*8=64. А фигур с каждой стороны по 2*8=16 единиц. Вариантов развития игры – громадное множество. Но, какова бы не была фигура, и на каком бы поле, термин ход обозначает, что происходит нечто универсальное, без которого мы не можем придать смысл игре, хотя, к примеру, уникальным ходом в этой партии будет ход пешкой e2-e4.

Что подразумевалось под архэ в форме mcc/E = 1? Во-первый символичность этой записи, поскольку и атом меди и атом серы подчиняются этому соотношению в общем и частном, что позволяет нам осуществлять номинальную запись: частное/общее ~ уникальное/универсальное в формате диалектического единства.

И вот тут возникает интересный вопрос, а для хода, к примеру, есть нечто универсальное? Да, есть! Это повторяющаяся цикличность хода. А вот «выше» цикличности мы не сможем обобщение сделать качественного порядка, поскольку в терминах род и вид, их разбить не удастся, поскольку одна цикличность от другой отличается только относительной количественностью (темпоральностью).

+++++

Мой формальный ответ на вопрос:  "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?", таков: чтобы жить в гармоничном (здоровом) мире

То, что хомо сапиенс остался один как вид, указывает только на то, что в его среде осталась внутривидовая конкуренция (аналитичность), от которой не избавиться в силу эволюционных причин! Единственный способ - это перевести ее в мирное русло меритократии,  на основе которой и создавать синтетичность общества. Но для этого надо интеллектуально договориться... А это значит, принять какие-то онтологические нормы существования на базовом уровне... вот "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?"

***

Аватар пользователя Дилетант

Victor, 15 Июль, 2023 - 09:38, ссылка
Если присмотреться к этой нейросети не предвзято, то можно обратить внимание, что она состоит из "связей" и "элементов".

Элемент - это "простейшее".  Одна связь - простейшее. 

Не секрет. что "связи" случат аналитическим инструментарием, а "элементы" синтетическим.

Нет, не секрет, что связь соединяет между собой два "места".
Синтез - это соединение.
Анализ - это разделение на части.
Если связь соединяет, то есть нечто "третье", что может разделить соединённое ("не мир, но меч") на части.

Нельзя сказать, что "синтез" соединяет между собой "части": в арифметике - да, в действительности жизни - нет.

одну особенность - она циклична

Цикличность - да. Она присутствует практически везде. И только в "математике" (в уме) цикличность (круг) и не цикличность (прямая) противопоставлены. 

поле – позиция – ход – позиционность – мат (пат)

Шахматы, они в какой-то мере копируют нашу жизнь, хотя бы в историческом плане. Субстанцию активности в ней исполняли клетки поля, а субстанция пассивности – фигуры. Такое деление соответствует тому, что фигуры неизменны, а поля на которых они стоят меняются.

Шахматы, они в какой-то мере копируют нашу жизнь - жизнь вряд-ли, потому что жизнь "навешивается" на шахматное движение.
Но шахматы весьма напоминают "движения вещей" косной материи. 

Мы хоти сделать такой ход, который бы нас привел к выигрышу. То есть. можно сказать, что мы всегда действуем с телеологических позиций, рассчитывая в конечном итоге получить выигрыш.

?. Цикличность – предел универсальности

Хотелось бы обратить внимание на очень важное обстоятельство. Как известно, клеточных полей в шахматах 8*8=64. А фигур с каждой стороны по 2*8=16 единиц. Вариантов развития игры – громадное множество. Но, какова бы не была фигура, и на каком бы поле, термин ход обозначает, что происходит нечто универсальное, без которого мы не можем придать смысл игре,

Ну, да, стремление к тождеству задуманного и действительного: мы задумали выиграть (в мыслях) и стремимся к выигрышу в действительности, пользуясь правилами в "действительности вещей". 

Мой формальный ответ на вопрос:  "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?", таков: чтобы жить в гармоничном (здоровом) мире.

Оно, конечно, да. Но стремимся к "выигрышу". 

Аватар пользователя Нау Шам

Мой формальный ответ на вопрос:  "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?", таков: чтобы жить в гармоничном (здоровом) мире

Ну и как - получается? Или всё таки, принцип страсти, формировавшийся миллиарды лет эволюции сильнее философского убеждения? По крайней в абсолютном большинстве людей любого поколения? Так то, отклонения за второй сигмой на графике нормального распределения конечно есть - они и цикуты за идею выпьют. Но они "не решали", как показала практика тысячелетий философии. Возможно принцип страсти запрещает гармоничный мир в этой вселенной? И философия поможет это осознать и успокоиться. Хотя, если вы имеете ввиду "внутренний" мир того, то ей занимается - пожалуй соглашусь. Но скорее всего такой человек выбрал путь философии потому что гены так сложились, и это адекватный для него путь приведения телесного и душевного в гармонию.

А так в общем, философы любят выдумать проблемку, чтобы решать её. Надо же как то скрасить дожитие. Взять тот же "корабль Тесея" - ну что за проблема, если этот корабль никогда не был кораблём Тесея? Каждое мгновение любая часть  корабля и он в целом  следует второму закону термодинамики и потому становится другой -  "меняется и стареет". Или вон - "энергии оригинала" придумали? Какая "энергия" если просто договор о признаках уникальности, а так хоть автоматом сгенерированный NFT будет стоить миллионы долларов, как биткоин. Просто потому что договорились что уникальность каждого битка достаточно защищена чтобы что-то стоила. Хоть это и зло в чистом виде перевода энергии в информацию.

Какую проблему гармонизации мира решает ваша идея "пассивности поля активности фигуры"? Хотя это само по себе странно - меняется только отношение части доски (набора клеток) с частью набора фигур, но та и другая остаётся прежней.
 

Аватар пользователя Victor

Я конечно же думаю над теми вопросами которые возникли у коллег при прочтении моего комментария. Особо интересен этот:

Нау Шам, 15 Июль, 2023 - 14:55, ссылка,

Какую проблему гармонизации мира решает ваша идея "пассивности поля активности фигуры"? Хотя это само по себе странно - меняется только отношение части доски (набора клеток) с частью набора фигур, но та и другая остаётся прежней.

Пока не знаю как ответить. Но именно потому, что в вещественном мире все "остается прежним", Парменид и сравнивал наш мир с шаром, поскольку исходное вещество остается прежним. В.В. Демьянов в своем трехтомнике "Эвалектика ноосферы", проводил ту идею, что если представить, что мир "собран" из гиперструн, то любое творчество в нем, сводится к их комбинациям. Тогда и возникла идея типов движения как эйдос:

субстанциальное – фазовое – структурное – комбинационное – стохастическое 

Где стохастическое движение было самым "умным" (согласно работ Евгения Кунина).

А пока, буду искать пути выразительности для субстанциальных мотивов. Как мне представляется ценность философии не в бесконечном порождении предикатных текстов на любые темы. А наоборот - одна тема для любых жизненных явлений и процессов. А потому, продолжу системную тему "элементов" и "связей" как некий самодостаточный механизм...

+++++

?. Диалектическая «бухгалтерия»

Как было показано выше, в шахматах, ситуацию меняет 3-й статус (становления) – ход. Нечто подобное, в семантическом представлении, мы имеем в эйдосе бухгалтерского учета, где ситуацию меняет проводка, перенося сумму денег из одного счета в другой:

счет – операция – проводка – «шахматка» - отчеты

«Шахматкой» названа такая, любимая многими бухгалтерами, форма отчетности движения по всем счетам, напоминающая шахматное поле, поскольку и «вертикаль» (дебет) и «горизонталь» (кредит) представляют собой некий «квадрат» из счетов, на пересечении которых показаны денежные обороты между счетами. «Шахматка» не является обязательным отчетным документом, и бухгалтерскими инструкциями предусмотрена «Главная книга».

Такая система позволяет универсально отражать все уникальные движения с материальными средствами (денег, материалов, оборудования, зарплаты, готовой продукции и т.п.) в единых числовых единицах, имеющих несомненно энергетический характер – в деньгах.

Эйдос динамики числа:

непрерывность – дискрет – сложение – умножение – степень

Статус «шахматки» находится там же, где и умножение. А что такое умножение, к примеру 2*3, в неком топологическом пространстве связей? Это 6-ть связей между сомножителями (разбитыми на единицы). То есть любое умножение – это в топологическом смысле воспроизводство связей между сомножителями, если понимать числа как некие «элементы» структуры, где «связи» организуются по принципу умножения.

Так вот «шахматка», точнее ее каждая «клеточка» – это, для любого бухгалтера или финансиста, та организационная связь которая и связывает два счета, через «обороты» денег между ними.  Естественно она имеет смысл, в производственной деятельности именно потому, что как декларировал А.Ф. Лосев: «Эйдос имеет смысл».
А те представления, которые развивались в области диалектики, например, Э.В. Ильенковым в работе «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», имеет мало общего с платоновской диалектикой по существу. Эти крайности "материализма" и "идеализма" в России "радикалами" под своими "-измами", сведут ее когда-нибудь в могилу... 

+++++

Написав утром этот "кусочек", обратил внимание, на тот факт, что сущностью данного финансового эйдоса (операция) являются как бы одинаковые "зеркальные" компоненты: (счет дебета)/(счет кредита) ~1

Нечто подобное мы встречаем в эйдосе ДНК:

нуклеотид - пара - код(он) - ген - геном ,

где комплементарная  пара связывает двойную спираль в единство. Возникла идея того как эйдос Платона обеспечил не просто развитие мира как "одно"-"многое" например в движении "материальной точки": dx/dt, или геометрии: протяженность/направление ("/" символ диалектического единства) но и механизм "Само-" (циклический процесс).
Это к тому, что мужчина и женщина структурно мало отличаются, а сильно - функционально. Это надо обмозговать именно в субстанциональном смысле как сущность = пассивное/активное , поскольку они определены у меня как роли... 

***