"Исследователям" сознания со степенями и без оных - посвящается.

Аватар пользователя Cttepan
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

«Исследователям» сознания, как со степенями, так и без оных – посвящается.
Продолжение.

Напомню  определение ФЕНОМЕНА сознания у классика  немецкой идеалистической философии Г.Гегеля:
«Сознание, собственно говоря, -  это отношение  Я  к какому-нибудь предмету, безразлично внутреннему  или внешнему». 
 [«Работы разных   лет   в  2-х  томах»,  М.,  1973,   т. 2,  с. 7].      
Уточняем, а что такое отношение???
          У  Г.Гегеля находим ответ:  «Отношение – есть взаимосвязь двух сторон, которые, обладая самостоятельным существованием, отчасти равнодушны друг к другу, отчасти же существуют только благодаря друг другу и только в  единстве  этой  взаимной определенности».  [Там же.  т.2, с.103-104]
(Стороны в данном случае - это человек и окружающая его действительность).
            
РЕЗЮМИРУЕМ.  Имеется сознание (отношение/взаимосвязь)  у субъекта, значит,  есть  связь с внешним и внутренним миром,  а  потеряно  сознание  - нет  и  взаимосвязи  ни  с  чем, т.е.  никаких отношений нет.  
Следовательно,  сознание  -  это  СВЯЗЬ  (взаимосвязь) субъекта  с  внешним  и внутренним миром, которая имеет нематериальный (идеальный) характер/форму. 

Для несогласных АДЕКВАТНОСТЬ определения сознания Гегелем проверяется на раз.  Достаточно ЛЮБОМУ несогласившемуся с Гегелем ПОТЕРЯТЬ сознание и он превратится в физическое тело с работающим сердцем и дыханием.
Восстановилось сознание/отношение/взаимосвязь (пришел индивид в себя) - перед нами снова полноценный дееспособный человек.
Обращаю внимание "исследователей". Гегель дает определение ФЕНОМЕНУ сознания, а не его понятию, ибо это разные вещи.  
РЕЗЮМИРУЕМ.  Сознание – есть отношение (взаимосвязь) субъекта с внешним и внутренним миром.

Далее. Сознание является феноменом, т.е. явлением (процессом). Другими словами, ДВИЖЕНИЕМ, ибо явление, процесс не может стоять на одном месте, как столб. Если сознание является движущимся феноменом (процессом), то возникает уточняющий вопрос: это процесс физический (материальный) или идеальный (нематериальный).
Любой, кто захочет получить ответ на этот вопрос может попытаться НАЩУПАТЬ СВОЁ СОЗНАНИЕ руками вокруг себя.  Тело, конечно, нащупать получиться, а вот сознание – ИСКЛЮЧЕНО.  Также невозможно нащупать другие нематериальные феномены: мышление, понятия, интеллект, душу человека, его талант, совесть и т.д.
РЕЗЮМИРУЕМ.  Сознание есть идеально-нематериальный феномен, явление, процесс, т.е. НЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, который связывает субъекта с внешним и  внутренним миром.

Далее.  Кто инициирует, генерирует этот процесс, откуда берется сей не физический, идеальный феномен СОЗНАНИЕ??? Самый очевидный и неопровержимый ответ – МОЗГ.  Этот вывод следует из того явного факта, что любое временное или окончательное повреждение мозга влечет за собой сначала нарушение ясности сознания или его потерю временную или окончательную.  
Восстановимая утрата сознания происходит при крепком сне человека.  Оно восстанавливается с окончанием сна, т.е. отдохнувший мозг восстанавливает сознание (отношение) с внешним и внутренним миром.

Далее.  Когда могло появиться сознание ВООБЩЕ и у человека в частности, т.е. каковы были ЭВОЛЮЦИОННЫЕ предпосылки возникновения сознания. Чтобы их понять, надо обратить внимание на СКОРОСТЬ физиологических процессов в человеческом теле. Биоимпульсы от мышц к мозгу и обратно по нейроволокнам (нервам) двигаются от 50 до 100 м/сек. То есть, человек не может двигать ногами быстрее скорости эмпульсов по нервам.  Это физический потолок возможностей человека.  Также как существует потолок движения материи (света) – 300000 км/сек. В мозге по нейронам биоимпульсы (раздражение/торможение) тоже имеют ограниченную скорость до 100 м/сек. 
Что бы было, если бы компьютеры вычисляли с такой скоростью???

На уровне клеточных РАЗМЕРОВ организмов физиологическая скорость до 100 м/сек вполне обеспечивала время для принятия решения клетке, что делать в той или иной ситуации (сжиматься, двигаться и т.д.).  А если размер живых организмов стал превышать метры и десятки метров, то тогда стало не хвать физиологической скорости биоимпульсов по нервам к мозгу и обратно к мышцам.  Организм погибал прежде, чем успевал принимать решение: сражаться или убегать.

Другими словами, перед эволюцией ВОЗНИКЛА ЗАДАЧА - повысить скорость прохождения сигналов по нервам (нейронам)  в связи с возрастанием физических размеров живых существ. Для решения это эволюционной проблемы больше всего подходил тот ПРИМИТИВНЫЙ мозг, который имелся у живых существ на то время. Примерно 400 млн. лет назад – время появления первых позвоночных с зачаточным мозгом.

 У зачаточного мозга НЕ БЫЛО другого пути повышения скорости принятия решений как НАУЧИТЬСЯ это делать в мысленной ВООБРАЖАЕМОЙ (нематериальной) форме. Мысль ведь не испытывает каких-либо физических препятствий при своем движении, ибо она ИДЕАЛЬНО/НЕМАТЕРИАЛЬНА. Эволюция, таким образом, пошла по линии НАИМЕНЬШЕГО сопротивления и стала учиться МЫШЛЕНИЮ, т.е. идеально/материальному  процессу в мозге. А вместе с мышлением появилось и сознание тоже в НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ форме. 

Таким образом, сознание (отношение) как феномен, явление, процесс на заре эволюции существовало как МАТЕРИАЛЬНАЯ связь, т.е. примитивный процесс обмена живой клетки с окружающей средой. Кислород и питательные вещества поглощались, а продукты жизнедеятельности – выделялись. Без связи (отношения) с окружающей средой жизнь не могла зародиться, ибо построена на созидательном обмене.

Если гегелевское определение феномена сознания понимать обобщенно КАК СВЯЗЬ/ОТНОШЕНИЕ человека с внешним и внутренним миром, то она имеет ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, две стороны одной медали. Человек имеет материальную связь с миром (пища, воздух) и сознание, как идеально-нематериальную связь/отношение.
Материальная (физическая) и идеальная (не физическая) связи существуют в НЕРАЗРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ и обеспечивают нормальное функционирование человека. Смерть любой из связей (отношений) влечет за собой смерть другой и общую смерть человека.
P.S.Сторонникам эпифеноменалистической трактовки сознания, как и прочих редукционистов-деградационистов, просьба не беспокоиться.
Спасибо.

 

Комментарии

Аватар пользователя fidel

РЕЗЮМИРУЕМ.  Сознание – есть отношение (взаимосвязь) субъекта с внешним и внутренним миром.

вы пишете очень экспрессивно и видимо поэтому забыли дать определение субъекту

Аватар пользователя Cttepan

fide.  Вы не моё резюмирующее определение читайте, а у классика, старика Гегеля. У него термин "Я". Если это для вас не определение субъекта, то для меня вполне.

Другими словами можено определить так: Субъект - это НЕ-объект.  Но так как истина всегда КОНКРЕТНА в каждой конкретной ситуации, то субъект (человек) может быть как субъектом, т.е. он воздействует на что-то (кого-то), так и объектом, т.е. на него что-то (кто-то) воздействует.

Об этом классик пишет так: «Во взаимоотношениях с предметом Я бывает 1)пассивным, а предмет – причиной определений во мне. В этом случае имеющиеся во мне определенные представления появляются оттого, что непосредственно наличные предметы производят на меня какое-то впечатление. Это и есть теоретическое сознание.  

.… 2)противоположным образом проявляет себя Я как практическое сознание, когда нужно, чтобы определения Я не оставались только определениями его представления и мышления, а сделались внешне существующими. Тут уж я определяю вещи, я являюсь причиной изменений данных предметов». 
             [«Работы разных лет в 2-х томах», М., 1972,   т. 2, с.7-8].   («Я» у Гегеля – это  наша  внутренняя сущность,  которую  каждый  из  нас  ощущает  как  своё  «я».   Курсив  Гегеля).

Читайте классика и обрящите. Удачи.

 

Аватар пользователя Cttepan

Корнаку 7. Извините, случайно стер ваш коммент. Повторите пожалуйста.

Аватар пользователя fidel

спасибо любопытно 

Cttepan, 22 Январь, 2017 - 14:34, ссылка

Другими словами можено определить так: Субъект - это НЕ-объект.  Но так как истина всегда КОНКРЕТНА в каждой конкретной ситуации, то субъект (человек) может быть как субъектом, т.е. он воздействует на что-то (кого-то), так и объектом, т.е. на него что-то (кто-то) воздействует.

 мне кажется, что поскольку речь идет о сознании то объект/субъектные отношения это отношения воспрнимающего/воспринимаемого и почему субъект именно человек ? Собака не может считаться субъектом ?

Аватар пользователя Cttepan

fide.  Считать собаку (тигра, обезьяну и т.д.) субъектом или объектом следует в зависимости от конкретной ситуации. Если относительно человека, то собака субъектом быть не может, за исключением случаев нападения на людей.   У неё, как и у всех животных, нет АКТИВНОЙ (практической - по Гегелю) части сознания. Смотрите в определении Гегеля пункт 2.  

Животные не могут производить орудия труда, а человек может, так как у него сформировалась ПРАКТИЧЕСКАЯ часть мышления/сознания. Поэтому человек есть субъект относительно объективной реальности, а животные ВСТРОЕНЫ в эту реальность, т.е. пассивны.

Если же собаку рассматривать на уровне с другими животными, то когда собака гоняет кошек, значит собака субъект, а когда её волки гоняют, то она объект. 

Субъект/объектные отношения адекватно передаются словами активно/пассивные отношения. Субъект - инициатор, активатор, стимулятор, зачинщик и т.д. Объект - воспринимающий, пассив и т.д. Но их отношения ВАРИАНТНЫ в зависимости от конкретной ситуации.

Аватар пользователя fidel

вы меня сильно пугаете

я сталкивался с разными описаниями сознания, но такого странного не встречал

спасибо за новые впечатления

отличный вечерок

Аватар пользователя Cttepan

fide.  Я тут не при делах, это Гегель постарался.  Я лишь попытался, исключительно АБСТРАКТНОЕ определение Гегеля, причем теоретически безупречное, положить в основу объяснения возникновения феномена сознания от начала эволюции живого. 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ошибка прочих "исследователей" феномена сознания заключается в том, что они НЕ ВОСПРИНИМАЮТ сознание как движение, более того, как идеально-нематериальное движение, т.е. движение объективной реальности в НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ форме. Даже у классиков диамата описание феномена сознания начинается с первобытных людей, а не от начала эволюции живого.

Другими словами, согласно ДИАМАТУ, объективная реальность отражается мозгом в мышлении/сознании в виде понятий, т.е. в идеально/нематериальной форме. Но так как мышление и понятия не стоят как вкопанные, а движутся, то это и есть движение (отраженной) объективной реальности в нематериальной форме.

Ничего сверхумного. Главное - АДЕКВАТНО понимать мысли Гегеля, ибо у него и мистики хватает.

Бывайте.

Аватар пользователя fidel

Даже у классиков диамата описание феномена сознания начинается с первобытных людей

Гегель видимо сильно не любил собак иначе бы начал с них

наилучшие пожелания

Аватар пользователя sum

Да Вы еще и комменты стираете 

Аватар пользователя Cttepan

sum. Всяким эпифеноменалистам, редуционистам и бахтианцам с их комментами тут нечего делать. Бывайте здоровы.

Аватар пользователя Cttepan

fide.  "спасибо любопытно".

ПОЛНОСТЬЮ о возникновении феномена (явления) сознания можно прочесть в разделе "библиотека" в рубрике "статьи".  "Происхождение сознания или почему вымерли динозавры".  Неординарное обоснование, куда там Чалмерсу и его эпигонам российским из МЦИС.

Аватар пользователя Совок.

Следовательно,  сознание  -  это  СВЯЗЬ  (взаимосвязь) субъекта  с  внешним  и внутренним миром, которая имеет нематериальный (идеальный) характер/форму. 

   Автор делит мир на идеальный и материальный.  Это грубая ошибка для материалиста. Мир, окружающая реальность, бытие это материя и ничего кроме материи. Для Гегеля это может быть простительно, поскольку культурный уровень его времени ещё был низок.

Аватар пользователя Cttepan

Совок. И вам простительно молоть чепуху, ибо вы даже не знаете о решении основного вопроса философии в пользу первичности материи и вторичности духа/сознания, т.е. идеального (нематериального).  Такое решение называется материализмом, а противоположное решение основного вопроса называется идеализмом.

Учите матчасть, любезный.

Аватар пользователя Совок.

​  Будьте покойны всю жизнь только и занимался матчастью.  И не на философских кафедрах, где обильно вешают гегельяновскую лапшу на уши, а в реальном секторе экономики, где ни на ощупь ни с помощью приборов идеализма в материи до сих пор обнаружить не удалось.

   Сознание это всего лишь свойство материи. Сознание это особая форма материи, это всего лишь электромагнитное поле. И поэтому  обнаружить сознание наощупь не удастся, а вот с помощью приборов элементарно. И это обычная операция в любой областной больнице.  А в медицинских центрах покрупнее уже наловчились расшифровывать сигналы мозга (сознания).

   Смотрите телевизор иногда. Полезное занятие, расширяет философский кругозор. Гегелю простительно ошибаться.  У него телевизора не было. А вот ссылаться на Гегеля непростительно, когда после него были философы более сведующие в философских вопросах и в частности в марксистско-ленинской философии.   В.И. Ленин например. 

  Правда на ощупь электромагнитный сигнал тоже можно обнаружить. Это я вам говорю как старый электрик. И это мне лично удавалось при напряжении 380 V. Но не советую повторять мой опыт. Это опасно.  

Аватар пользователя Cttepan

Совок. А вы различаете ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫЕ процесс в голове и ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ???

Физиологический - это то что вы меряете своими приборами (электирическая активность мозга, электрические поля биологических объектов)

А интеллектуальный - это когда вы опрериуете понятиями, т.е. размышляете о чем-либо.

Вот этот процесс, так как он ИДЕАЛЬНЫЙ, т.е. не физический, обнаружить никакими приборами невозможно. А как вы его обнаружите, если он НЕМАТЕРИАЛЕН????

220 в. может даже убить, ибо оно материально, а мышление, как интеллектуальный процесс, может убить только В ВООБРАЖЕНИИ, ибо оно идеально.

Аватар пользователя Совок.

Совок. А вы различаете ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫЕ процесс в голове и ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ???

 Интеллектуальный процесс  обязательно физиологический.  Любовь, страх и пр. это только Химические процессы и электрический ток. Как доказала уже наука.

Аватар пользователя Cttepan

Совку.   Интеллектуальный процесс  обязательно физиологический У ТАКИХ КАК ВЫ МАЛОГРАМОТНЫХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  

Я не буду вас просвещать, ибо это бесполезно, не в коня корм. Читайте вашу ЛЖЕнауку!!!! 

Аватар пользователя Спартак

Если кратко и в целом(утрируя) - присоединяюсь.

Некоторые моменты всё же требуют, на мой взгляд, уточнения.

1. Нет фразы, что сознание в данной Теме рассматривается с ...,  т.е. с одной стороны и другие стороны, как несущественные, для рассматриваемого аспекта не учитываются.

Да, это очевидно, но , по-мне, так не помешала бы.

Версия красива и я присоединяюсь.:)

2. //Любой, кто захочет получить ответ на этот вопрос может попытаться НАЩУПАТЬ СВОЁ СОЗНАНИЕ руками вокруг себя. Тело, конечно, нащупать получиться, а вот сознание – ИСКЛЮЧЕНО. Также невозможно нащупать другие нематериальные феномены: мышление, понятия, интеллект, душу человека, его талант, совесть и т.д.
РЕЗЮМИРУЕМ. Сознание есть идеально-нематериальный феномен, явление, процесс, т.е. НЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, который связывает субъекта с внешним и внутренним миром.//

 И чуть выше было : //Сознание является феноменом, т.е. явлением (процессом). Другими словами, ДВИЖЕНИЕМ, ибо явление, процесс...//

Никакой процесс  НАЩУПАТЬ не удастся. Никогда и никому.:) Ясен пень. И, ежели, сознание Вы рассматриваете как процесс ( я согласен), то к чему его нащупывание?

Зато всегда "нащупать" можно, то материальное, что изменяется-движется в ходе этого процесса.

Процесс, как обозначение чего-то ВСЕГДА идеальное. Всегда. Любой!

Нащупайте движение автомобиля. Нащупайте страх. Нащупайте испарение воды. Нащупайте гниение дерева.

Это всё ИДЕАЛЬНОЕ, т.е. "продукт" сознания.

На самом же деле это всё взаимодействия-изменения материального.

Поэтому , ИДЕАЛЬНОЕ это ...м-м-м...инструмент описания, язык описания и ничего более.

Условное обозначение. (Я не знаю, как более точно переадть свою мысль, но , думаю, что Вы суть её  понимаете ибо она банальна).

 Это разъяснение было бы не нужно, если бы некоторые люди не вычленяли Идеальное в особую группу существующего. Наравне с материальным.

По-определению, всё существующее материально. Всё, что не обнаружим  материально.

Всё "здесь и сейчас" материально. А вот в понимании , в восприятии оно может вычленяться ( в особую группу "существующего", например,группа под названием "процессы") как Идеальное .

Но это уже не существующее "здесь и сейчас".

 Т.е. смешивание двух РАЗНЫХ  подходов  ("здесь и сейчас" и " в движении, в процессе" )

в описании существующего в ОДНО ЦЕЛОЕ и приводит многих к путанице в головах.

На мой взгляд, это важно. И раз такое имеет место быть, то и упоминать про это надо.

 И, как мне показалось, Совок именно это и имел в виду в своём комментарии выше.

Аватар пользователя Cttepan

Спартак.  Сознание рассматривается с позиции Гегеля и которая совпадается с точкой зрения диамата на феномен сознания.

Безрезультатное нащупывание (необнаружение) сознания как доказательство его НЕМАТЕРИАЛЬНОСТИ. 

"Нащупать", обнаружить страх, как нематериальный феномен, можно по поведению человека. Нащупать, обнаружить движение автомобиля можно по его перемещению.

Материальные процессы нащупываются (обнаруживаются) или непосредственно человеком или приборами.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ (сознание/мышление) не обнаруживаются непосредственно физически, ибо их физически нет.  Они проявляются по словам и действиям человека.

Процесс = движению, т.е. синонимы.

Аватар пользователя Спартак

Cttepan, 25 Январь, 2017 - 18:06, ссылка

М-да.

Не знаю, что и написать.

Если Вы "нащупываете" страх  " как нематериальный феномен,  по поведению человека", то что мешает вам так же "нащупать" и сознание?

Или Вы не поняли о чём я писал (грешен, косноязычен) в предыдущем комментарии, или я чего-то не так понял о Вашем представлении о сознании.

 Бывает.:)
 

Аватар пользователя Cttepan

Спартак.  Да ничего не мешает "нащупать"  сознание, мышление, талант, характер, замыслы, душу и т.д. Другими словами, именно по МАТЕРИАЛЬНО-физическим действиям человека, его поведению мы узнаем, обнаруживаем его ИДЕАЛЬНО-нематериальные феномены/свойства.  По другому - НИКАК! Его внутренняя духовная (нематериальная) сущность проявдяется по МАТЕРИАЛЬНЫМ действиям.

Еще раз определение Гегеля: «Во взаимоотношениях с предметом Я бывает 1)пассивным, а предмет – причиной определений во мне. В этом случае имеющиеся во мне определенные представления появляются оттого, что непосредственно наличные предметы производят на меня какое-то впечатление. Это и есть теоретическое сознание.  

.… 2)противоположным образом проявляет себя Я как практическое сознание, когда нужно, чтобы определения Я не оставались только определениями его представления и мышления, а сделались внешне существующими. Тут уж я определяю вещи, я являюсь причиной изменений данных предметов». 
             [«Работы разных лет в 2-х томах», М., 1972,   т. 2, с.7-8].   («Я» у Гегеля – это  наша  внутренняя сущность,  которую  каждый  из  нас  ощущает  как  своё  «я».   Курсив  Гегеля).

На первом этапе по Гегелю формируются понятия в мышлении, а на втором этапе эти понятия человек трансформирует в действия, вещи и т.д. На первом этапе происходит ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ предметов в понятия (в идеальное), а на втором этапе - МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ понятий в предметы.  Вот на втором этапе и проявлется сознание/мышление и т.д.

Но если человек теряет сознание, то не будет ни первого, ни второго этапа.  Это доказывает, что феномен сознания ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существует, но в НЕ ФИЗИЧЕСКОЙ, идеально-нематериальной форме. НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ форма движения в отличие от других физических, материальных форм движения.

Это не моё представление о сознании, а Гегеля.

 

Аватар пользователя Спартак

Cttepan, 25 Январь, 2017 - 20:44, ссылка

Да Гегеля-то я понимаю. В данном, конкретном случае.

 По-мне, так я ему в этом и не противоречу.

 Я слишком косноязычен и поэтому вряд ли смогу объясниться лучше, чем попытался сделать это выше.

 В любом случае, я попытался. Мне спасибо, я молодец. :) Шучу.:)))

Поднимаю самооценку после упоминания Вами Гегеля на ночь.:)