Гербарт. Шизоидное Тела как система

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

"все представления без исключения могут обнаруживаться как желания и чувства, связь так называемого практического рассудка с теоретическим ничуть не загадка, но сама собою понятная вещь" - представления преследуют реализацию объекта сопротивления от бесполого Тела, отсюда образуется связь в шизоидном Тела. 

Все без исключения наши представления подчинены законам задержки, слияния и т.д. Они могут образовывать местопребывание чувства, стремиться кверху, как желания, и т.п. Где же остаются понятия? Или где они являются? Уже в начале Логики (Lehrb. z. Einl. in d. Phil. § 34) говорится, что все наши представления суть понятия в отношении того, что при помощи их представляется. Поэтому понятия, как таковые, существуют только в нашем отвлечении; в действительности они настолько же мало являются отдельным видом представлений, насколько рассудок—отдельной способностью, существующей вне и наряду с воображением, памятью и т.д. При этом надо еще заметить, что именно потому, что все представления без исключения могут обнаруживаться как желания и чувства, связь так называемого практического рассудка с теоретическим ничуть не загадка, но сама собою понятная вещь; потому что здесь совсем не двояким образом дается (vohranden ist) то, что еще должно было связать, но, скорее, как практический, так и теоретический рассудок является парою мысленных вещей, которые мы сперва создали при помощи своих отвлечений, а потом считаем за что-то действительное. А заблуждение, будто понятия составляют особый класс представлений, коренится главным образом в общих понятиях. (Кант в Логике прямо видит сущность понятий в их общности.) Можно было бы прийти к мысли, что, пожалуй, при известных обстоятельствах законы задержки представлений могут произвести такое отделение неоднородного от общего, какое логики, ничто же сумняся, приписывают способности отвлечения. Однако исследование обнаруживает, что таковая способность является не только выдумкой, но и невозможностью. Из раз образованных соединений и слияний нельзя ничего выделить, частичные представления (Theilsvorstellungen) вносят в них всякую задержку сообща, поэтому остаются постоянно вместе. И из простых представлений даже мысленно нельзя ничего выделить, чтобы в остатке получилось нечто другое. Каким образом из красного, синего, желтого и т.д. должно возникнуть родовое понятие цвета? Каковы здесь видовые различия, от которых оно отвлекается? Никто не может их указать. Общие понятия, которые мыслятся только при помощи своего содержания, без представления объема, суть, как уже замечено выше (78), логические идеалы; потому что вся логика есть мораль для мышления, а не естественная история рассудка. Поэтому можно только спрашивать: каким образом происходит, что мы представляем себе такие идеалы, и все более и более приближаемся к ним? И ответ: посредством суждений — уже дан выше; теперь мы должны его развить. При этом предполагаются известные общие впечатления (Gesammteindrücke) сходных предметов, как сырой материал, из которого постепенно образуются общие понятия; а эти общие впечатления суть не что иное, как соединения (Complexionen), в которых то, что у частных представлений является сходным, берет перевес над разнородным. Этот перевес постепенно становится более сильным и решительным. Именно, сначала повторяющиеся восприятия (Auffassungen) сходных предметов образуют временной ряд (вспоминают, когда, где и в каком по рядке видели такие предметы); а если ряд будет слишком длинен, то больше он не может развертываться (sich evolviren), но повседневное становится постоянным (Beharrliches); его представление остается в состоянии инволюции (31). Тогда задержка, под разнородными определениями, переходит в продолжительное затемнение, хотя и не в совершенное отделение от однородного. Что происходит с представлениями, когда они соединяются в суждения, и почему они так часто встречаются в этой форме? Соединения и слияния, взятые сами по себе, не могут быть суждениями; при этом подлежащее и сказуемое не различались бы, или, лучше сказать, сливались бы таким образом, что представлялись бы как нераздельное одно, без следа связи. Подлежащее как таковое сначала должно колебаться между несколькими определениями, являясь сказуемому определяемым. Если это требование можно удовлетворить более, чем одним способом, то получается многократное происхождение суждений. Во-первых: вышеупомянутые общие впечатления от сродных восприятий колеблются между несколькими определениями. Во-вторых: кто только теперь видит новый для себя предмет, у того возбуждается множество представлений, которые понемногу воспроизводятся, ради их частного сходства с этим новым предметом. Это новое, как определяемое, колеблется между ними, как определениями; и отсюда возникает вопрос: что это такое? В-третьих: те общие впечатления, в которых заключены свернутыми (eingewickelt liegen) ряды, надо рассматривать как подлежащие, сказуемые которых выступают друг за другом при развертывании (Entwickelung). В-четвертых: колебание между различными состояниями духа дает представление, с которым оно связывается, положение подлежащего. В-пятых и главным образом: каждое слово в языке годится для того, чтобы быть подлежащим суждения, благодаря своему колебанию между несколькими значениями. Знак, который многократно относился к обозначаемым предметам, вместе с их непостоянными побочными определениями, ведет за собою общее впечатление последних: если же нужно обозначить им определенный предмет, то общее впечатление должно быть исправлено (berichtigt werden). Это совершается при помощи сказуемых, которые, впрочем, в выработанной речи зачастую превращаются в прилагательных или облекаются в другие сочиняющиеся формы речи, причем только самое важное из исправлений и в словесном выражении выступает как сказуемое. Напротив, дети говорят краткими предложениями; они еще не знают никаких периодов. Их представления выражаются в форме суждений скоро после того, как они выучатся словам.
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/24/1212164288/Ger.. Иоганн Фридрих Гербарт. Образование понятий

Связанные материалы Тип
объект сопротивления и выбор женщины Дмитрий Косой Запись
женщина и насилие Дмитрий Косой Запись
Ленин как феномен Дмитрий Косой Запись
социализм как практика чиновника Дмитрий Косой Запись
шизофрения как потеря сознания Дмитрий Косой Запись
как преодолеть либеральное мышление Дмитрий Косой Запись
Шизоидное Тела и творчество Дмитрий Косой Запись