Основной принцип диалектики

Аватар пользователя aegorev
Систематизация и связи
Диалектика
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Когда-то Парменид открыл некую реальность, близкую к истине, которую назвал бытие. Бытие не был абстрактным понятием, оно обладало свойствами, как любая другая реальность. Одним из этих свойств было «единое». Платон сделал свое открытие – открыл многое, показав, что «существующее единое есть многое» и вывел абстракцию «единое», дав ему больше полномочий, чем бытию. При этом он оторвался от реальности. Но «народу» понравилось! Правда народ, передавая мысль Платона из уст в уста, со временем потерял мысль о чем, собственно, шла речь. И «существующее единое» превратилось просто в единое, которое есть многое. Этому же способствовало и само понятие «Единое», которое у Платона было действительно единым, а не многим, но кого волнуют эти мелочи. Зато отсутствие логики народ заметил, и назвал это диалектикой, «противоречивой логикой».

Строго говоря диалектика – это рассуждение о противоречивом высказывании. И здесь два аспекта. Первый – допустимый – попытка разобраться с противоречием и его решить. Сразу надо сказать, что ни одно противоречие диалектика не решила (оставаясь на позициях противоречия), в лучшем случае она способствовала обычному логическому решению проблемы. Второй аспект – мягко говоря странный – это стремление во всем видеть противоречие, мало того искусственно их создавать, и естественно ничего как обычно не решать. В качестве примера первого варианта можно вспомнить того же Платона, который получил то, что хотел: «Единое» как абстракцию, и множество сущих, что является достижением Платона. Тем не менее Платон не смог показать достаточно ясно как единое становится многим (уж слишком многословен он был). Его потомки, в том числе современные философы, воспользовались этим и начали злоупотреблять противоречием налево и направо: «утверждение это отрицание, отрицание это утверждение», «чистое бытие это ничто, а ничто это чистое бытие, но при этом они странным образом различны»... Это приводит нас к примеру второго аспекта. Когда Гегель настолько уверился в силу противоречия, что уже не стеснялся своей неспособности показать реально противоречие, а решил его просто придумать – это вышеупомянутое «чистое бытие и ничто». Естественно Гегель даже не думал решать придуманное противоречие, а возвел его в принцип.

Именно с Гегеля, видимо, это процесс принял обвальную форму и теперь некоторые философы, что оправдать свое непонимание и неспособность объяснить исследуемое явление просто ссылаются на диалектику и выдают желаемое за действительное. Сейчас основной принцип диалектики звучит так: найти противоречие и успокоиться... Хорошо это или плохо – я предоставляю читателю решить самим...

Комментарии

Аватар пользователя fed

aegorev: Платон не смог показать достаточно ясно как единое становится многим (уж слишком многословен он был)

Вот схема Бытия. Здесь хорошо видно как из единого образуется многое.

Из Духа рождается Вселенная, появляются виды - живые существа.

Аватар пользователя vlopuhin

предоставляю читателю решить самим...

А мы и решаем. Типа "Мы радуемся, радуемся..." (к/ф "Кин-дза-дза")

Почему я не стал продвигать мой информизм? По тому что упёрся в неразрешимую для меня пока проблему: время и логика - это одно и тоже. Если принять, что время - это растождествляющая и упорядочивающая сила, то тогда что такое логика? По сути то же самое! То есть время и логика не растождествляются (неразличимы). Правда есть одна зацепочка: если время растождествляет (многое) и упорядочивает (последовательность), то логика отождествляет (единое) и ... ? Вот тут кроме хаоса ничего на ум не приходит :(...

Может быть логика это и есть субъект? То есть логика отождествляет и "субъективирует", создаёт понятие? А всё вместе - мышление, которое с одной стороны дедукция, или определение термина, с другой - индукция, или "отерминение" определения. В первом случае получаем многое (определение, это когда из одного слова делается "много слов"), во втором единое (отерминение, это когда "много слов" обозначается одним).

Аватар пользователя aegorev

>>время и логика - это одно и тоже

а что - прекрасная идея! Хотя боюсь под временем (да и под логикой) мы понимаем разные вещи. я исхожу из того, что самая правильная логика - это реальность. А время и есть реальность - истина - реальность не может быть фальсифицируемой. Такую логика я как-то для себя называл онтологической (и никаких парадоксов в ней нет и быть не может). Потому что время и бытие очень близкие  для меня понятия. Это парменидовский подход - бытие и мысль (отдельное сущее) - одно и то же.

>>Правда есть одна зацепочка: если время растождествляет (многое) и упорядочивает (последовательность), то логика отождествляет (единое) и ... ?

Как я и предполагал - у меня другое понятие о времени. Многое это пространство, точнее то что в нем, и оно есть содержание времени, а время - одно, как и пространство кстати.

Теперь на вашу сторону переходим. Я так понял время для вас есть "настоящий момент" - он всё время обновляется (растождествляет) и тут же "закрепляет, упорядочивает последовательностью", но закрепляет - это прошлое время, то есть время для вас - это реальность (для меня тоже, кстати, но с нюансом). 

Логика же у вас, видимо, "от человека" - ну да, это определение в целом. Многими словами вы отделяется то, что определяется от чего-то остального - это растождествление, а в результате имеет тождество - термин, понятие. так что выглядит логично. 

Только как вы связываете для себя время и логику? Я то связываю парменидовским понятием "бытие", которое тождестственно с термином, но у меня время "неизменно".

А у вас в эти понятия сразу "пары" входят - не скажу, что так нельзя. так что у вас аналогичная связка может быть - парменидовская, только версия расширенная.  

 

  

Аватар пользователя vlopuhin

aegorev, 19 Февраль, 2024 - 15:25, ссылка

... временем (да и под логикой) мы понимаем разные вещи. я исхожу из того, что самая правильная логика - это реальность.

По моему ключевое здесь "я исхожу из". Попробую пояснить. Все рассуждения, подобные тому, что я изобразил выше, имеют значение, или смысл, в общем логичны только и только в некоторой предметной области, или, ещё уже, в некоторой теории. Из физики я взял потоки. То есть всё в этом мире потоки, хоть микро-, хоть макро-. Иначе говоря поток - это единственная форма существования в этом мире. Существования чего? Материи? Нет, материя - это философская категория, чего-то там обозначающая. Правильнее сказать нечто существовует только и только в форме потока. Время и пространство - это объекты информационного мира, пусть даже будет идеального мира, в конце концов дело не в названии. Итак, пространство и время это информационные потоки, или объекты в информационном пространстве. 

Как я и предполагал - у меня другое понятие о времени. Многое это пространство, точнее то что в нем, и оно есть содержание времени, а время - одно, как и пространство кстати.

Совершенно правильно. Иначе и не могло быть. Я же излагаю свои мысли с позиции информизма. А Вы с какой позиции? С позиции свободного художника? У меня на всякий случай есть определения терминов, которые я использую в своих рассуждениях. А у Вас? Как нам эти определения согласовать? Думаю выход один единственный - по результатам, или, другими словами, по выводам.

Теперь на вашу сторону переходим. Я так понял время для вас есть "настоящий момент" - он всё время обновляется (растождествляет) и тут же "закрепляет, упорядочивает последовательностью", но закрепляет - это прошлое время, то есть время для вас - это реальность (для меня тоже, кстати, но с нюансом). 

Нет, как уже говорил выше, время это растождествляющая и упорядочивающая сила.  Можно сказать и так. Время это такая афигенно нелогичная хреновина, которая не впёхивается ни в одну логически стройную теорию. Но во всякой теории необходимо присутствует как пространственныйаспект, так и временной аспект. Ещё другими словами, во всякой теории время необходимо определять заново (пространство кстати тоже). Например, в физике это длительность, в математике - независимая переменная, в археологии толщина/глубина залегания осадочных пород и т.д.

Логика же у вас, видимо, "от человека" - ну да, это определение в целом. Многими словами вы отделяется то, что определяется от чего-то остального - это растождествление, а в результате имеет тождество - термин, понятие. так что выглядит логично. 

 Не понял. Отождествляется дефидент с дефиницией. Если речь и дет об определении термина, и дефиниция с дефидентом, когда речь идёт об "отерминении" определения. Грубо говоря, я нечто знаю, знаю как оно называется. Но для того, что бы Вы поняли о чем я говорю, мне необходимо дать этому термину однозначное определение, описать это нечто многими словами. И обратная ситуация. Я нечто понял такое, чего раньше в моей действительности не было. Много слов было, а единственного слова, однозначно отождествляемого с этим нечто, не было.

Только как вы связываете для себя время и логику? Я то связываю парменидовским понятием "бытие", которое тождестственно с термином, но у меня время "неизменно".

Нет, не связываю. У меня обратная задача - различить. Я исхожу из того, что все информационные потоки замкнутые и двунаправленные. Вот эта самая двунаправленность обусловлена мышлением - дедукция и индукция. Так вот, и логика и время это информационные потоки. Информационные потоки замыкаются на субъектах. То есть субъект генерирует информационные потоки, субъект поглощает информационные потоки. Но логика, как я считал раньше - это информационный поток, замкнутый сам на себя. Например, булева математика в виде 16-ти булевых функций есть самодостаточная теория. Иначе говоря, как бы вы не преобразовывали четырёхбитную переменную, какую бы ошибку вы в неё не в носили, вы получите в итоге одну из 16-ти булевых операций. Но с временем получается то же самое. Вечность - это временной поток, замкнутый сам на себя. Мгновение - это временной срез, что-то вроде фотоснимка. С одной лишь разницей - в миг между прошлым и будущим вмещается всё. Всё от сотворения до исчезновения!

олько как вы связываете для себя время и логику? Я то связываю парменидовским понятием "бытие", которое тождестственно с термином, но у меня время "неизменно".

Только и только через теорию. То есть через конкретную предметную область. 

А у вас в эти понятия сразу "пары" входят - не скажу, что так нельзя. так что у вас аналогичная связка может быть - парменидовская, только версия расширенная.  

А вот тут уместо вспомнить универсалии, или, как говорит Сергей Борчиков, трансценденталии. Сколько может быть совершенно непересекающихся предметных областей? У Борчикова 12-ть, у Аристотеля 12-ть. У Андрея Ханова 27-мь (гиперкуб), у Михаила Кормина 3-и (см. Труба Кормина), у меня четыре (дифракционная решетка Лопухина). Хотя, если сюда привлечь гносеологию (способы познания мира), то получится: философия, наука, религия, искусство. Это предельные информационные потоки. По моим представлениям существует единственный незамкнутый однонаправленный информационный поток, который, насколько я смог понять, по Вашим представлениям и есть время. Но теперь я думаю иначе. Каждая универсалия (предельная категория) есть незамкнутый однонаправленный информационный поток. Если хотите - всё вместе это и будет то, что называют многополярным миром, или даже параллельными мирами. В таком представлении логика это всего лишь одна из универсалий, и её функция отбраковывать ложные знания, не добывать, и не утилизировать, и "распределять на два рукава": один на свалку, другой в будущее. Последнее ещё называется эманацией, "выпадением в осадок", в виде лесов полей, рек и гор, в общем в виде физических объектов.

И вот тут самая главная фишка: вещество заполняет физическое пространство вдоль силовых линий информационного поля. На некотором уровне информационное поле совпадает с фундаментальными физическими полями, но после зарождения жизни на Земле картина несколько изменилась. Детсад, школа, институт, завод, дом престарелых, кладбище. Это всё физические объекты, и они находятся на одной силовой линии информационного поля. Последнее это всего лишь пример.

Добавлено.

Диалектика по моим представлениям это есть двунаправленность информационных потоков. Психика это тоже некоторый информационный поток. То, что я пытаюсь продемонстрировать на ФШ, "конфликт Коли и Вити", - это из той же серии. В итоге должен получиться (выпасть в осадок) некий "договор", система по Е.М.Волкову. Хотя не факт.

Аватар пользователя aegorev

Что касается информационные потоков - в сущности я придерживаюсь этих же мыслей. Но надо уточнить: "информация" в некоторый неважно какой момент в итоге приводит ко вполне идеально-материальному миру, в котором мы живет. Не в переносном смысле, не в уме, а в объективной реальности. Материальная вселенная вложена в информационную (в идеальную), а не наоборот. Именно поэтому я - идеалист, а не материалист. И второй момент поток должен как-то существовать. Если только в голове - то мы уходим в солипсизм. Если вне головы - то как? Вот это как - попытал описать в свое время Парменид. Однозначно до всякой материи (пространства) и времени. "До" - это может быть условным - мгновенным, нулевым, но оно есть хотя бы для понимания "откуда у чего ноги растут".

>>С одной лишь разницей - в миг между прошлым и будущим вмещается всё. Всё от сотворения до исчезновения!

Совсем недавно я тоже так думал. Но теперь пришел к выводу, что это не так. Будущее не есть время - это вероятностное пространство, множество и никакой единой прямой с точкой посередине нет. Есть "поток" движения, траектория, а любое движение, если предположить, что поток реально движется, то есть движение "ЕЩЕ  не окончено" - это не "прямая", а луч. И точка на конце это луча - это не миг между чем-то и чем-то. Никакого мига между не существует. Есть актуальное состояние потока. Вот здесь и сейчас этот поток актуален. Завтра этот поток будет актуален в другом новом месте, но это будет завтра, а не сегодня.   

Аватар пользователя vlopuhin

aegorev, 20 Февраль, 2024 - 07:25, ссылка

... пришел к выводу, что это не так. Будущее не есть время - это вероятностное пространство, множество и никакой единой прямой с точкой посередине нет.

Извините, Александр, долго думал над этим Вашим утверждении, и, наконец, не смотря на всю мою тормознутость, решился, так сказать, возразить. По моим скромным соображениям необходимо установить источник вероятностности/вариабельности/неопределённости информационного пространства. Кроме отсутствия результата ничего на ум не приходит. То есть время порождает множественность, хоть и упорядоченную, логика эту множественность истребляет на основании единства. Но для этого требуется результат. И когда результата нет, ни о какой определённости не может быть и речи. Опять же пример моего "бодания с Николаем". Результата нет, остаётся два варианта неопределённости по Михаилу Кормину: первое - это дятлинг, то есть дурная бесконечность вопросов и ответов, второе - полный уход в несознанку, типа и я не я , и хата не моя. Вот это (отсутствие результат, пусть даже отрицательного) и порождает вероятностное свойство информационного пространства.

Ну и так, для разнообразия, моё определение термина "мир" (или вселенная): Мироздание  это семиярусная гусеница, ползущая по информационному полю. Здесь есть место и Первоначалу, и Послеконцу, но в динамике. Вот ещё пример, ему уже лет надцать: родословные Адам и Ева скорее всего никогда не встречались, поскольку жили в разное календарное время, а человеки (поколения) имеют свойство вымирать, хоть по отцовской линии, хоть по материнской. И вот этот "хвостик" (точнее два, один от Адама, другой от Евы) рисует линию по планете Земля, на сегодня археологи утверждают, что этот хвостик/кончик начинается/заканчивается в Африке. Но есть и другие версии/традиции. Включая укропов, которые якобы выкопали целое Черное море.

Аватар пользователя aegorev

>>установить источник вероятностности/вариабельности/неопределённости информационного пространства. Кроме отсутствия результата ничего на ум не приходит. То есть время порождает множественность, хоть и упорядоченную

время как реальность (прошлое и настоящее) одно - это траектория всеобщего движения в пространстве, кратко - движение, множественность время не порождает, оно наоборот устраняет его. А множественность есть естественно следствие множества - то есть наполненного пространства. Отсюда и потенциал. Если бы мы могли точно сказать, что будет завтра, то можно было бы говорить об условной прямой прошлое-настоящее-будущее называя это временем. Я лично считаю, что точно указать будущее мы не можем (не потому, что что не знаем, а потому, что оно принципиально не существует как реальность). Отсюда я делаю вывод что нет никакой прямой. Если точка сейчас - она уже свершилась, она уже реальность, какой она будет завтра ни время, ни пространство "знать" не может. Есть только "тенденции", направлениЯ. А направлениЯ - это и есть множественность, их много. 

Аватар пользователя vlopuhin

aegorev, 26 Февраль, 2024 - 09:57, ссылка

Я лично считаю, что точно указать будущее мы не можем (не потому, что что не знаем, а потому, что оно принципиально не существует как реальность).

По моему это означает, что времени, как одномерного пространства не существует. Например, в логике времени нет. Но есть исходные данные, действие (логическая операция) и результат. Что такое логика? По моим соображениям логика это законы мышления. Хотя некоторые думают, что логика это высосанные из пальца правила.

А множественность есть естественно следствие множества - то есть наполненного пространства.

Можно и так, на всё готовенькое :) Но хотелось бы всё-таки знать, откуда прёт всё это разнообразие (множественность)? По моему только и только "из времени". Типа было-стало. Была одна точка, вчера, стало две - одна вчера, вторая сегодня. А вот насчет завтра как раз и появляется вероятность. То есть всё это мыслимые эксперименты, на самом деле нет никакой точки, есть Реальность. А вот есть ли там точки - ещё какой вопрос:

Если точка сейчас - она уже свершилась, она уже реальность, какой она будет завтра ни время, ни пространство "знать" не может. Есть только "тенденции", направлениЯ. А направлениЯ - это и есть множественность, их много. 

Думаю всё же направление одно, если говорить о времени, из прошлого в будущее. Другое дело, если говорить о направлениях в пространстве. Но и в пространстве такая же ерунда, если внимательно присмотреться. Взять хотя бы вектор скорости, у которого в обратную сторону токо мнимость, типа "невозможно фарш прокрутить в обратную сторону".

Аватар пользователя aegorev

>>Другое дело, если говорить о направлениях в пространстве.

Да, о них и речь. Если у вас есть множество объектов, а оно у нас есть, возникает разные соотношения между ними, которое описываются в теории вероятностей. Если не ошибаюсь это называется "пространство Колмогорова". То есть результатом завтра может быть любое из состояний. А их очень много. Результат не один, а множество результатов возможных, и только по одному из них пойдет реальность (то есть настоящее время). Нет прямой, есть луч (или кривая) с точкой на конце - траектория свершившегося движения. Эта точка и есть настоящий момент. А дальше практически бесконечное множество вариантов. 

Аватар пользователя vlopuhin

Так и я о том же. Из множества возможных вариантов реальный один единственный. Но откуда взялось множество вариантов? Или то самое множество объектов, между которыми "возникают разные соотношения"? Получается это результат действия растождествляющей и упорядочивающей силы. И наоборот, логика всё разнообразие объединяет в одно единственно возможное действие. О чем я и говорил выше. Таким образом говоря об объекте, нужно говорить не о состоянии (состояниях), а о событии. Мне кажется именно об этом говорит Александр Болдачев в его "Событийной Онтологии", то есть обратная логика, не пространство во времени, а время в пространстве, точнее в объекте. И это уже будет не время в традиционном представлении, а темпоральность, как я понимаю, сложность объекта.

Аватар пользователя aegorev

>>Но откуда взялось множество вариантов? Или то самое множество объектов, между которыми "возникают разные соотношения"?

Не надо путать вероятностное пространство, а  точнее множество, и реальное пространство которое и является источником вероятностного, источником вариантов. 

Аватар пользователя vlopuhin

Как-то заумно получается. Надо подумать...

Аватар пользователя aegorev

пространство  1 и 2

вероятностное пространство: (1,1) (1,2) (2,1) (2,2)

и чем больше - объектов тем гораздо больше состояний вероятностного пространства - шахматы возьмите.

сколько возможных ходов в разгар партии - вот вам и будущее. Как сходит шахматист? Сколько вариантов? Особенно если представить, что никто его не ограничивает правилами!

 

Аватар пользователя vlopuhin

Сколько бы ни было вариантов, реализуется (эманирует, выпадает в осадок) один единственный, пусть и не самый верный. Остальные логика отбрасывает. И весь фокус в том, что ничего уже исправить невозможно. Как говорил один философ, невозможно дважды войти в одну и ту же реку. На иконах иногда изображают спелёнотого младенца, это о том же. Таким образом вероятностное пространство одно, вроде бы будущее, вроде бы многовариантное, но каждый раз схлопывающееся, как в шахматах, после одного единственного хода одно вероятностное пространство схлопывается, другое открывается. То есть событие это не есть последовательность (сумма) состояний, при таком рассмотрении чего-то не хватает. Когда-то я закончил школу и предо мной открылось огроменное пространство вариантов, но выбор пал на геофизику, и после этого выбора всё пространство закрылось :(

Аватар пользователя aegorev

>>Сколько бы ни было вариантов, реализуется (эманирует, выпадает в осадок) один единственный, пусть и не самый верный. Остальные логика отбрасывает. И весь фокус в том, что ничего уже исправить невозможно.

ну да, это и есть реальность.

событие, если оно к объекту привязано - это относительное время, даже абстрагированное, объект сам по себе в своем собственном пространстве не обитает. Время - это траектория всеобщего движения. Иначе два поезда идущие по одной колее навстречу друг другу могут и не встретиться - время у каждого свое же...

Для меня относительное движение останавливается, когда поглощается фотон. Было движение - нет движения. И вариантов тоже кстати нет. Это полноценное законченное движение. В этот момент, как вы говорите вероятностное пространство схлопывается. Но фотон может и отразиться. И вот он скажем так в шаге от того, чтобы либо отразится либо поглотиться. Что здесь есть событие? То что он в шаге - так это уже свершившееся событие - его не изменить. и вот фотон делает шаг - происходит событие. Какое? мы сказать не может. (Даже физики этого не знают, точнее это событие описывается вероятностью) Ну это я так себе представляю сейчас. Где здесь последовательность - это вопрос. И зачем она? Вероятность физики признают... Не знаю поможет это вам или нет... По мне так выглядит все довольно реалистично.

Ну и самое главное вероятностное пространство никуда не схлопывается, если фотон не поглотиться, оно как было, так и есть. Ну может чуть-чуть изменилось... А фотон дальше летит, уже по другому направлению.  

Аватар пользователя vlopuhin

aegorev, 26 Февраль, 2024 - 15:20, ссылка

событие, если оно к объекту привязано - это относительное время, даже абстрагированное, объект сам по себе в своем собственном пространстве не обитает. Время - это траектория всеобщего движения. Иначе два поезда идущие по одной колее навстречу друг другу могут и не встретиться - время у каждого свое же...

Нет, не так. Событие не привязано к объекту, событие это и есть сам объект. Событие это фотон. Пока он летин он событие, как поглотился - нет события, кончилось всё, до копеечки :) Где он летит? В другом событии, во вселенной! Ни пространства, ни времени в Реальности нет, это идеальные, или информационные объекты. Два поезда на одной колее обязательно встретятся, и машину времени изготовить принципиально невозможно. Но, если мыслить в обратном направлении, то поезд Москва-Владивосток не один, их два,  повторюсь, один прибывает, другой отправляется, это видно по потоку пассажиров на вокзале, их два.

Наше разногласие заключается в следующем:

vlopuhin, 22 Ноябрь, 2023 - 22:59, ссылка

Здесь другая проблема, попробую её продемонстрировать с помощью картинки из нашей переписки с Михаилом Корминым:

 

Всё дело в единице, точнее в том, как Вы её определяете. На картинке 1к это Ваша единица, 1л - моя (площадь кляксы). То есть мы говорим априори о разных вещах, и наши с Вами позиции несовместимы. Это всё равно что разговаривать на разных языках, принципиально не переводимых друг вдруга.

Аватар пользователя aegorev

>>В другом событии, во вселенной!

хоть горшком назовите, лишь бы в печку не ставили...

не вижу смысла придумывать особые термины, когда есть общеупотребительные. Смысл полета фотона, от того что его событием назвали ничуть не изменился. 

Аватар пользователя vlopuhin

По видимому всё же есть смысл, хотя бы по тому, что он другой. Ведь это фундаментальные определения, соответственно и теория будет выстраиваться другая. Согласитесь, полёт фотона и свойство системы - это не одно и то же. Если фотон это "информационный колобок", то он может скушаться только своей лисичке. Отсюда принцип прозрачности: "и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца".

Аватар пользователя PetrP

aegorev, 19 Февраль, 2024 - 06:53

Так вопрос ваш в чем: хорошо или плохо, что появилась "Гегелевская диалектика", или же верно ли Платоновское утверждение, что "единое становится многим"?

Аватар пользователя aegorev

нету у меня никаких вопросов...

Аватар пользователя PetrP

aegorev, 19 Февраль, 2024 - 14:38, ссылка

Понятно. Тихо сам с собою?

Аватар пользователя aegorev

почему же? Вы можете высказать свое мнение - поддерживаю! Не поддерживаю. Тут вы ошиблись, идите далеко и надолго - вариантов много. 

Вы сами как к диалектике относитесь? Если диалектик, то мне было бы интересно узнать в чем кайф неформальной логики для вас лично. Если противник - любопытно, что мы с вами будем делать с засильем диалектики? И тому подобное. 

то есть конкретного вопроса у меня нет, но разные "выступления" - горячо приветствую! 

Аватар пользователя PetrP

aegorev, 19 Февраль, 2024 - 15:31, ссылка

Вы сами как к диалектике относитесь? Если диалектик, то мне было бы интересно узнать в чем кайф неформальной логики для вас лично. Если противник - любопытно, что мы с вами будем делать с засильем диалектики?

Я воспринимаю понятие диалектики, только в его изначальной трактовке, т.е. «искусство спорить, вести рассуждение». Все последующие упражнения с применением этого термина - ни что иное, как демагогические новации, не имеющие с сутью "диалектики" ничего общего. Так что никакого "кайфа" ни в "диалектической логике", ни в формальной, ни неформальной, ни мужской, ни женской, ни математической, ни двоичной - для меня не имеется, т.к. не может существовать множество различных логик: логика - это закономерности, а они либо есть, либо их нет.

С "засильем диалектики", на мой взгляд, ничего  сделать невозможно, да и надо-ли что-нибудь делать - ведь это четкая лакмусовая бумажка, определяющая наличие или отсутствие у человека логических способностей. Если у человека отсутствуют эти способности, их уже невозможно приобрести какими-либо способами научения, медитаций, тренировок.

Аватар пользователя aegorev

но это засилье напрочь обесценивает философию саму по себе. Когда Парменид "изобрел" бытие, он говорил об истине, он ее искал, стремился к ней, а сейчас философия не имеет истин. Сейчас философия - это искусство, и часто абстрактное. Художника никто не пожурит, если у него ноги валяются отдельно от рук и головы - он так видит, он молодец.

А назначение философии - познать мироздание в целом и свое место в нем. А что можно познать с неформальной логикой? Философия превратилась в какое-то месиво, когда из пустого переливают в порожнее с весьма значительным видом. Тождество это различие, а различие это тождество! Что тут хотел сказать этот философ и что нового он сказал? А ведь его имя уже вошло в историю философии. Ладно бы только в историю. 

Аватар пользователя fed

aegorev,: сейчас философия не имеет истин

Философия состоит из истин. Все 10 разделов:

Гносеология, Онтология, Этика, Диалектика, Эстетика, Кибернетика, Астрология, Логика, Психология, Воспитание.

Аватар пользователя fed

Диалектика - наука о развитии. Где есть развитие, там и диалектика.

Аватар пользователя aegorev

То есть вы понимаете диалектику именно так, как ее стали понимать после Гегеля.

развитие - это достижение Гегеля, но это развитие не начинает с пустого места и не заключается в переходе пустоты во все остальное - что кстати Гегель так и не смог доказать, а лишь показал свое собственное сильное желание, чтобы так было. Но одного желания мало, а то, что развитие есть всем понятно и без Гегеля.

Аватар пользователя fed

aegorev^понимаете диалектику именно так, как ее стали понимать после Гегеля.

Ну да. Только Гегель ведь опирался и на греческую философию, переработал прежнее. Как и Кант.

Аватар пользователя Victor

Просто напомню.

В своей работе «Античный космос и современная наука», где А.Ф. Лосев определял диалектику как «логос об эйдосе», была некая «установка»  посвященная диалектике. Напомню вкратце ее положения:

«Во-первых, диалектика есть логос, логическое конструирование. ...

Во-вторых, диалектика есть логическое конструирование эйдоса. ...

В-третьих, диалектика есть логическое конструирование не всех вообще возможных видов эйдоса, но — эйдоса в узком смысле, т. е. вообще вещной определенности предмета, или, точнее, его категориальной определенности. ... 

В-четвертых, диалектика (общая и основная) есть логическая конструкция категориального эйдоса как бытия, основанного на самом себе и от себя самого зависящего. ...

В-пятых, диалектика (общая и основная) есть логическая конструкция категориальной структуры эйдоса как бытия, основанного на самом себе и от себя самого зависящего, причем такая конструкция обладает абсолютно универсальным характером, захватывая все мыслимые и вообразимые типы бытия, так что и все не-эйдетическое, иррациональное и нелогическое должно быть в вечно-неразрушимой эйдетической связи с чистым эйдосом. ...»

В своем уникальном произведении «Диалектические основы математики» Лосев формирует эйдос числа, который я привожу в своем (за не имением других) формате:

полагание – единица – ряд – группировки – представление ,

где единица – сущность эйдоса числа, представляется им как некая двойственность.

***

Аватар пользователя aegorev

так что-то мы не слышим ничего о Лосеве, зато на каждом шагу, из каждого утюга звучит "закон единства и борьбы противоположностей" с подачи Гегеля, это при том, что никакой борьбы Гегель доказать не смог, хотя и очень этого хотел...  

Аватар пользователя VIK-Lug

aegorov-y: дык "закон единства и борьбы противоположностей" есть частным случаем общего "закона о взаимном проникновении противоположностей". Однако. 

Аватар пользователя Корвин

Лосев вовсе не намерен уступать Гегелю пальму первенства в плане демагогичности. Вот пример из Диалектики математики:

Так, равенства

 A/0 =∞ , A/∞ =0 , 0⋅∞=A

содержат отнюдь не пустую идею неизвестно чего (как многие понимают все «неопределенные формы»), но вполне четкую идею о диалектике «[всего]» и «ничто», необходимой для конструкции каждой вещи. Понять эти равенства можно, только внося момент процессуальное™ в нуль и бесконечность, когда мы в них находим пределы некоего применения, или, выражаясь более обычным для диалектики языком, когда мы находим тут совмещение становления и ставшего, или алогической текучести и нетекучего смысла этой текучести. Выкинувши эти моменты из бесконечности, мы совершенно перестаем понимать эти равенства; только когда определенным образом данная оформленность внутренней текучести бесконечности переходит в инобытие как в алогическое становление, т. е. когда «бесконечность» переходит в «нуль», только тогда мы получаем конкретную конечную вещь, т. е. определенное конечное число. В этом и заключается смысл трех приведенных равенств.

Аватар пользователя aegorev

есть такое, он когда из лагеря вышел стал диалектику на каждом шагу вспоминать - есть кажется такая байка, захочешь жить - будешь вспоминать. Так это гегелевское наследие...

У него и такая цитата есть: "Из этой диалектики никуда выйти нельзя".

Прорывалось у него иногда...

Аватар пользователя Victor

Корвин, 20 Февраль, 2024 - 14:36, ссылка

A/0 =∞ , A/∞ =0 , 0⋅∞=A

Мы можем периметр круга вычислить процессуально в пределе, если будем вписывать туда многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, ...), на том основании, что они разбиваются на треугольники и длина окружности определяется суммой сторон этих треугольников опирающихся на окружность в их рекурсивном вычислении.

Тогда  при стремлении количества сторон многоугольника к бесконечности, длины оснований треугольников стремятся к нулю. Хотя в пределе окружность (А) конечная.
Вот что означает символизм: 0⋅∞=A. Остальные два равенства - пределы. 

Аватар пользователя Корвин

Символически 0⋅∞ означает неопределённость.

Аватар пользователя Victor

.

Аватар пользователя kosmonaft

А как быть с "целым" и с "частями", если целое определять как то, что не имеет частей ?
Вы готовы согласиться с тем, что в определении "целого", целое и части одновременно и едины, и отрицают друг друга ?

Аватар пользователя aegorev

не знаю кому адресовано, но если позволите...

>>если целое определять как то, что не имеет частей

это атом, причем абсолютная часть. Из него состоит какое-нибудь целое.

>>Вы готовы согласиться с тем, что в определении "целого", целое и части одновременно и едины, и отрицают друг друга ?

Формулировка расплывчатая.

Едино целое, а разделены части. части единства не образуют - на то они и части.

А целое никак не может отрицать части, оно из них состоит некоторым образом. Раздел всегда происходит между равными, а целое на голову выше частей. Оно может отделяться только от другого целого.

Так что ничего "одновременно" в целом не происходит.

 

 

Аватар пользователя kosmonaft

Едино целое, а разделены части. части единства не образуют - на то они и части.

А целое никак не может отрицать части, оно из них состоит некоторым образом. Раздел всегда происходит между равными, а целое на голову выше частей. Оно может отделяться только от другого целого.

Мы идём разными путями, в разных направлениях и с разной скоростью и поэтому договориться не сможем...,)) 
А может я и не прав...
Вы согласны с тем, что единое - это многое в одном ?
А целое... Например, жемчужина. Жемчужина как целое имеет части или не имеет ?
 

Аватар пользователя aegorev

>>Вы согласны с тем, что единое - это многое в одном 

не согласен. многое в одном не одно. А "не одно" не может быть единым, иначе бы "такое одно" было "действительно одним", но оно в действительности многое 

Строго говоря жемчужина как целое имеет части (молекулы, атомы), но не делится на них.

Она кажется "целой" как атом, потому что однородна, мы не видим атомов. Чья это проблема как не проблема восприятия. 

Каменная стена с раствором - едина - она целое, но имеет части.

Но единство - это не камни, единство - это раствор.

А вы говорите, что стена без раствора едина, но ткните в нее и она рассыпится

Аватар пользователя kosmonaft

По-вашему яйцо - это что?
Отвечать прошу коротко и без экскурсов в историю, биологию и физику...,))

Аватар пользователя aegorev

>>Отвечать прошу коротко

а зачем? если коротко - мы друг друга никогда не поймем. Коротко только диалектики говорят, и сдается что они друг друга и сами не понимают...

НФЭ из Аристотеля: "В первичном смысле едиными называются вещи, сущность которых одна и не допускает деления."

Так как мой "лозунг" - целое не делится, то целое у меня единое. Вы как я понимаю разделяете эти понятия

Далее из НФЭ: "Отсюда четыре основных значения единого: 1) непрерывное, 2) целое, имеющее определенную форму; 3) общее и 4) единичное. Два первых — непрерывное и целое — связаны с единством движения, два последних — с единством мысли; и общее и  единичное едины потому, что едино их определение: единичное неделимо по числу, а общее — по виду."

Я для своих целей использую "одно" и "многое - это когда много" - мне этого хватило, эти термины кажется довольно понятными, причем большинством понятны "одинаково"! (как вы считаете?)  и позволяют не сбиться с курса в бурном море субъективных понятий.

Вам, видимо - не хватает. Если вы хотите, чтобы мы говорили на одном языке и узнать мое мнение о вашем представление, то вам сначала надо его объяснить мне. Свое видение я объяснил. Если вы видите там "огрехи" - милости прошу. Но так как это мои огрехи, то объяснить их вы сможете именно в моих терминах, а не в своих. А говорить одними словами, подразумевая каждый свое - так мы естественно ни до чего не договоримся. Лично я всегда готов рассматривать модель со стороны оппонента, но для этого мне надо ее знать...   

 

Аватар пользователя kosmonaft

Мой вопрос был про яйцо, а вы мне тут что понаписали ?
К чему всё это многословие ?
Чтобы не отвечать на прямой вопрос ?
А может ваш компьютер взял и заменил слово "яйцо" на какое-то другое ?...,))
 

 

Аватар пользователя aegorev

яйцо

(если вы не поняли - то это ответ на ваш вопрос, краткий - надеюсь вы довольны?)

Аватар пользователя kosmonaft

"Больше вопросов не имею"

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ответ есть ответ, коротко или длинно.
По-вашему яйцо - это что? В плане целое или единое. Яйцо- единое? Яйцо - целое. Почему? Потому что части яйца- это целое. Желток- целое? Целое. Что в нем? Жизнь множества живого. Например? Частицы, атомы? Не только. Что еще? Еще сила жизни. Что она собирает в себя? Самое себя. Из чего? Из способностей и возможностей? Не так: сила жизни- это то, что необходимо для жизни. Пример? Свое Я. У желтка есть Я?  У всего живого есть Я.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Что такое целое? Созданное из частей. Единое-  одно в своем роде? Нет, это особенное. Единое какое? Собранное воедино. Пример? Сила духа. Из чего собирается? Из меры самое себя. Иначе как сказать? Из самое себя. Что это самое себя как единое? Много в тебе способностей, возможностей, желаний и другое.

Аватар пользователя Victor

kosmonaft, 20 Февраль, 2024 - 13:12, ссылка

Вы готовы согласиться с тем, что в определении "целого", целое и части одновременно и едины, и отрицают друг друга ?

Это как части отрицают друг друга? Они что, пальчиками грозят друг другу? Отрицание - это что оператор между операндами по типу 4-1=3?
Еще лучше - это закон "отрицание отрицания". Усвойте наконец-то, что "диалектика" Гегеля не позиционируема! Ее не существует в эволюционной практике (диалектике). Поэтому каждый может трактовать, к примеру, снятие по своему! Это ни на что на практике не повлияет, поскольку не ведет к причинно-следственным (алгоритмическим) действиям. 

Аватар пользователя buch

Victor, 20 Февраль, 2024 - 16:14, ссылка

С Вашего позволения возьму эту тираду к себе в Будущее . Потому что вроде я для себя и сформулировал чем мне Фридрих не нравится , но вроде гармонично окончательно не выговорил 

Аватар пользователя kosmonaft

Возможно, я не точно выразил свою мысль. Не части отрицают друг друга, а в определении целого части, которые в целом отсутствуют отрицают целое, которое не имеет частей и поэтому отрицает части. И все эти единства с их борьбой я рассматриваю не применительно к чему-то конкретному, а к определению понятия "целое", то есть все эти притяжения и отталкивания происходят в некоем виртуальном пространстве, которое принято именовать сознанием. Хорошо ещё что и вы не начали рассказывать про атомы и молекулы...,)) Всё время забываю, что даже находясь на философском форуме необходимо уточнять казалось бы простые и понятные вещи.

Аватар пользователя Victor

kosmonaft, 21 Февраль, 2024 - 09:23, ссылка

И все эти единства с их борьбой я рассматриваю не применительно к чему-то конкретному, а к определению понятия "целое", ...

Скажу вам из личного медицинского опыта, что когда переполненный от обжорства кишечник начинает "бороться" с печенью в едином организме, то это может закончиться плохо. В обычном физиологическом режиме, кетоновые тела которые образуются в переполненном кишечнике, перерабатывается печенью в желчь, возвращается через желчный пузырь снова в кишечник, химически стимулируя его деятельность (отрицательная связь). 

Так вот, наблюдая за подростковыми детьми, которых "до-смерти" закармливали заботливые бабушки разнообразием от котлет до пирожных, мои коллеги обнаружили, что у некоторых детей иммунная система не выдерживала и печень начинала вырабатывать аллергенные составляющие, "мишенью" которых становились легкие (положительная связь). Последствие - астма. 

***

Ваш "язык" уважаемый "космонавт", он построен на каких-то неправдоподобных вещах, которые нам достались от длительного периода мистического гегельянства (борьба, отрицание, ничто, тезис-антитезис, снятие, ...). Насколько я убедился, будучи на этом форуме более 10 лет, переформатировать такое мышление невозможно! Это как у цыган, когда им надо мыть детей, они говорят: "Зачем их мыть,  лучше наделать новых!"

У меня вот эта последняя статья: НОРМАТИВНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ, "потянула" на 16 обычных страниц (это много!), но вот идею кибернетической устойчивости как норматив в полной развернутой мере: (отрицательная связь)/(положительная связь) ~ 1, я так и не смог развернуть. А ведь вся адаптация и построена по этому принципу. Только формы ее проявления разнообразны, а идея одна.

 Не части отрицают друг друга, а в определении целого части, которые в целом отсутствуют отрицают целое, которое не имеет частей и поэтому отрицает части.

Вот формула пространственного векторного сложения "частей" в "целое" как онтологическая сингулярность: 

пассивное/активное  ~  "части"/"целое" ~ (xx+yy+zz)/(RR) ~ 1

 

Нельзя сказать что "части" (орто-вектора - x,y,z) здесь "отсутствуют", но они "подчиняются" целому (R). Так же как подчиняются целому организму его части - печень, кишечник, легкие, мозги, ... Или как я писал, действует принцип:
"Приоритет активного, над паритетом пассивного".

Вот эта "анатомическая" (статическая) интерпретация устройства мира, она еще как-то мысли поддается. Трудности понимания возникают при "физиологической" (динамической) интерпретации... А в теории систем, на уровне организменности, они работают совместно: структура/функция ~ 1. Но ключ к системным (упрощенным) представлениям - эйдосы.

***

Аватар пользователя kosmonaft

Скажу вам из личного медицинского опыта, что когда переполненный от обжорства кишечник начинает "бороться" с печенью в едином организме, то это может закончиться плохо. В обычном физиологическом режиме, кетоновые тела которые образуются в переполненном кишечнике, перерабатывается печенью в желчь, возвращается через желчный пузырь снова в кишечник, химически стимулируя его деятельность (отрицательная связь). 

Прочитал только первый абзац. Дальше читать не стал. Я в своём комментарии писал не о едином, а о целом и не о вещи, предмете, организме или системе, а об определении понятия. Если вы не видите разницы между целым и единым, конкретным предметом и артефактом мышления этого предмета, представленным в виде понятия, то и разговаривать на эту тему с вами не вижу смысла.
Всего доброго.
Целое следует употреблять применять к формам, а единое - к системам.
Биологический организм - это не форма, а система.
Человеческое тело - это не система, а форма.
Человеческий организм - единое, а человеческое тело - целое.
Единое состоит из частей, а целое состоит из самого себя.
Если сказать другими словами, то целое - это форма, являющаяся одновременно и содержанием, а единое - это некоторая комбинация содержания, которая и определяет свою форму.
Русский язык хотя и весьма богат, но в некоторых случаях - вполне беден...,))

Что же касаемо моего языка, то он у меня меньше засорен разного рода научными и околонаучными терминами по сравнению языком общения большинства посетителей этого форума. К тому же в своих комментария я стараюсь не умножать сущности а удерживаться строго в рамках понятий, содержащихся в том, что комментирую.

Если в комментируем содержатся понятия "снятие", "ничто" и пр., то и мне приходится оперировать теми же самыми понятиями.

 

Аватар пользователя Victor

kosmonaft, 21 Февраль, 2024 - 12:04, ссылка

Прочитал только первый абзац. Дальше читать не стал. 

А я не гордый, дочитал ваша коммент до конца... Вот изумительная мысль по форме, хотя и без содержания:

... человеческое тело - целое.
... целое состоит из самого себя.

Ну что тут сказать? При случае хирургической операции, желаю вам хирурга, который бы пользовался вашими "аксиомами" frown.
И вам всего доброго...

Аватар пользователя aegorev

«Единое, раздробленное бытием, представляет собой огромное и беспредельное множество» («Парменид», 144 е). 

О чем тут говорит Платон? Естественно не о едином, а о многом.

Правда я не понимаю, а кто же его дробить-то заставляет. Ты не дроби - получишь существующее единое как единое, как Парменид сделал. Именно в этом Гегель и нахватался у Платона - хочу халву ем, хочу - пряники. Только почему-то на второй вариант глазки закрываются. А ты будь честен - огласите весь список, пожалуйста!

Но, не могут-с господа диалектики честными быть - не могут-с...

 

Аватар пользователя fed

Диалектика была хорошо разработана в советской идеологии. Благодаря классикам марксизма. И Гегель, и греческая диалектика были учтены.

см категории и законы диалектики.

Диалектика https://dialectics.ru/19.html сайт о диалектике

Константинов https://www.koob.ru/konstantinov_f_v/ Диалектика 5 томов том 1 https://www.klex.ru/15ex

http://bse.uaio.ru/BSE/0802.htm Диалектика БСЭ

https://sites.google.com/site/philosophytips/home/9 Категории и законы диалектики

категории диалектики https://knigi.news/uchebniki-filosof/kategorii-dialektiki-52706.html

диалектика как наука https://knigi.news/uchebniki-filosof/dialektika-kak-nauka-52702.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Материалистическая_диалектика

http://bruyaka.ru/filosofiya/ponyatie-dialektiki-kategorii-zakonyi-i-printsipyi-dialektiki О диалектике Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

http://www.zorych.ru/content/view/283/40/ 3 закона диалектики

http://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/Мера Мера

http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001031.shtml Скачок

Структура диалектики: принципы, категории, законы http://psyera.ru/struktura-dialektiki-principy-kategorii-zakony-1401.htm