Магия логического доказательства. ч-12. Типы АКСИОМ и их устройство

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин
Систематизация и связи
Логика

Вот какое понимание термина "АКСИОМА" мы имеем на сегодняшний день:

словарь Даля:
АКСИОМА - очевидность, ясная по себе и бесспорная истина, не требующая доказательств.

Философская Энциклопедия:
АКСИОМА - предложение, по какой-либо причине принимаемое в качестве исходного для каких-либо дальнейших рассуждений.

Википедия:
АКСИОМА - исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений.

Математическая Энциклопедия:
АКСИОМА - Основное положение, самоочевидный принцип. В дедуктивных научных теориях Аксиомами называются основные исходные положения той или иной теории, из которых путем дедукции, т. е. чисто логическими средствами, извлекается всё остальное её содержание.

Давайте разберёмся, что же такое Аксиомы, какие существуют типы Аксиом и их устройство.

Аксиомы



КЛАССИЧЕСКИЕ Аксиомы (синонимы: принципы, постулаты, законы)

АКСИОМА начальное утверждение, задающее свойства или отношения для всех элементов некоторого Множества (или нескольких Множеств), заданных с использованием Кванторов Всеобщности. (с) Д.Бояркин

Исходя из того, что аксиомы должны служить основой для ДЕДУКТИВНОГО (аксиоматического) метода логических рассуждений (от всеобщих утверждений к частным следствиям), - каждая Аксиома должна отвечать целому набору требований:

  1. Аксиома должна формулироваться в виде УТВЕРЖДЕНИЯ (т.е. логически истинного высказывания, а не отрицания).
  2. ЛОГИЧЕСКАЯ ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ. Означает, что в данной логической системе (логических рассуждениях) данная Аксиома ниоткуда логически не вытекает и никак логически не доказывается - то есть, это может быть совершенно произвольным утверждением, лишь бы оно соответствовало всем требованиям построения аксиом.
  3. ВСЕОБЩНОСТЬ. Для этого "аксиоматические Множества", для элементов которых задаются общие свойства, обязательно должны задаваться при помощи Кванторов Всеобщности - таких слов как: все, всё, везде, каждый, любой, всегда, никто, ничто, нигде, никакой, никогда и т.д.

Самое сложное в устройстве Аксиом, - это разобраться с тем, каким образом (откуда) задаются Множества, про которых говорится в Аксиомах. Эти множества задаются по-разному в зависимости от того, является ли Аксиома "одиночной" или мы имеем дело с целой "Системой Аксиом" (таких, как геометрия, законы механики).

  1. В "СИСТЕМАХ АКСИОМ" элементы аксиоматических множеств (их называют "начальными понятиями") взаимоопределяются внутри самих этих аксиом. То есть элементами таких аксиоматических множеств является то, о чём говорится во всех аксиомах данной системы аксиом. К примеру, "геометрическая точка" – это всё то, что удовлетворяет всем свойствам "точек" данной геометрии. Для "систем аксиом" никаких определений Множествам (т.е. "начальным понятиям") отдельными утверждениями ВНЕ этих "систем аксиом" (геометрии, механики, в частности) не должно быть. Допустимо разве давать некоторые ПОЯСНЕНИЯ этим Множествам ("начальным понятиям"), чтобы облегчить их интуитивное восприятие.
  2. В "ОДИНОЧНЫХ АКСИОМАХ" нет никаких "начальных понятий" и там могут фигурировать только "названия множеств" без каких-либо непосредственных перечислений "элементов множеств" самой аксиомы. Дело в том, что в противном случае это не даст НОВЫХ знаний, поскольку логические заключения будут совпадать с посылками. Иначе говоря, в одиночных аксиомах элементы "аксиоматических Множеств" должны задаваться ВНЕ этих одиночных аксиом.

Такое утверждение: "Сократ, Петя, Вася, ..., - смертны", – брать в качестве Аксиомы нельзя, поскольку частные следствия из него, допустим, - "Сократ - смертен" – НЕ является НОВЫМ знанием, так как полностью совпадает с содержанием самой "Аксиомы".

А вот утверждение "ВСЕ люди смертны" – уже является правильно сформулированной аксиомой, поскольку логические следствия, скажем, "Сократ смертен" – уже относятся к НОВЫМ знаниям, так как в самой аксиоме о Сократе ничего не говорилось. Сократ был взят как частная посылка как элемент множества "Люди".

Хотя это и может показаться несколько странным, но в "одиночных аксиомах" никакой необходимости в чётком определении используемых "аксиоматических Множеств" нет. Скажем, дать точное определению таким множествам как: "Люди", "Действия", "События" и т.д., - весьма затруднительно, и в таких случаях достаточно общих пояснений, чтобы далее интуиция сама определила, что конкретно входит в данное Множество.

Тем не менее даже если Множество задаётся вне одиночной аксиомы, всё равно строго-настрого запрещается задавать "элементы множеств" перечислением чисто СУБЪЕКТИВНО, - так как это внесёт Субъективность во все дальнейшие логические рассуждения, чего при ДЕДУКЦИИ не должно быть. К примеру, множество, состоящее из элементов: "Иванов, Петров, Сидоров" (задано простым перечислением), - будет являться чисто Субъективным, и, соответственно, все следствия из Аксиом с таким Множеством будут давать исключительно Субъективные логические следствия, - т.е. являться личным мнением, а вовсе не строгим логическим доказательством.

Ещё пример. Если использовать в Аксиоме множество "Жильцы дома № 2" – пусть его элементами будут хоть те же: "Иванов, Петров, Сидоров", - то это уже можно использовать для логического доказательства, поскольку список жильцов не выдумывается произвольно. Здесь субъективности нет.

Что касается "свойств и отношений" элементов аксиоматического множества – к ним никаких требований не предъявляется - они могут быть абсолютно любыми, лишь бы было бы понятно, что это такое вообще.

Важно заметить, что к аксиомам НЕ предъявляется требование "ОЧЕВИДНОСТИ". Также к аксиомам НЕ предъявляется требования соответствия их логических следствий наблюдаемым ФАКТАМ - но только в тех случаях, когда Теории, базирующиеся на таких Аксиомах, не претендуют быть прикладными (адекватными) теориями. Аксиомам можно давать ПОЯСНЕНИЯ, "обосновывающие" данную формулировку аксиомы: например, это может быть обобщение некоторых ФАКТОВ. Но всегда надо иметь в виду, что подобные пояснения-обоснования никаким "логическим доказательством" данной аксиомы не являются.

Таким образом, если некое высказывание удовлетворяет всем вышеуказанным "аксиоматическим требованиям", то такое высказывание относится к классическому типу Аксиом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вторичные (производные, выводимые) Аксиомы

Следует признать, что на практике часто используется множество различных ОДИНОЧНЫХ Аксиом (постулатов, принципов, законов), которые на самом деле логически изначальными не являются. Особенно это распространено в физике.

К примеру, законы Кеплера применяются в качестве Аксиом для расчётов траекторий движений планет, хотя они выводятся из законов классической механики. Допустимо ли их называть "законами" (аксиомами, постулатами)? - Да, вполне допустимо и оправдано, поскольку использование подобных "выводимых" (не изначальных) Аксиом существенно упрощает расчёты, значительно сокращая путь логических рассуждений.

Фактически, получается, что на практике требование "изначальности" для аксиом (законов, постулатов, принципов) выполняется далеко не всегда, тем не менее это нисколько не отменяет их статус "Аксиом", поскольку они используются для решения вполне определённого – более узкого - круга задач, где эти "вторичные аксиомы" по факту являться изначальными для последующего ДЕДУКТИВНОГО вывода.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Аксиомы-ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Кроме аксиом классического типа (в которых задаются свойства для ВСЕХ элементов аксиоматических множеств), существует ещё один тип Аксиом - "аксиомы-ОПРЕДЕЛЕНИЯ", когда уже само "аксиоматическое МНОЖЕСТВО" задаётся согласно одинаковости неких свойств или отношений её элементов.

Скажем, утверждение "Врач – это человек, который лечит людей." Берём частную посылку "Петров лечит людей" и получаем логическое заключение: "Петров – врач".

Как видим, здесь так же работает ДЕДУКЦИЯ (рассуждения от всеобщего к частному) – исходя из свойства, характерного для каждого элемента аксиоматического множества "Врачи", мы вычисляем принадлежность выбранного элемента к данному "аксиоматическому множеству" – принадлежит ли этот элемент этому множеству или нет.

Такие "аксиомы-определения" используются для различных классификаций и заданий структур между элементами множеств.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Аксиомы-ПОСЫЛКИ

Есть особый тип утверждений, которые хотя и НАЗЫВАЮТСЯ "аксиомами" (принципами, постулатами), но которые никак не относятся ни к "аксиомам в классическом виде" (поскольку в их формулировках нет ни Кванторов Всеобщности, ни аксиоматических множеств), ни к "аксиомам-определениям" (поскольку не задают Всеобщих свойств для элементов своих множеств). Эти особые "аксиомы" только указывают принадлежность какого-либо единичного объекта некоторому аксиоматическому множеству – т.е. по своей сути являются НАЧАЛЬНЫМИ ПОСЫЛКАМИ. Именно в таком качестве – в качестве начальных посылок - они и используются для получения ДЕДУКТИВНЫХ логических следствий. Примерами подобных "аксиом-посылок" могут служить такие известные постулаты как "Земля круглая" (точнее, имеет форму шара) или "Земля вращается вокруг Солнца".

Важно отметить, что Дедукция  из "аксиом-посылок" реализуется вовсе не через них самих, а через другие аксиомы, в которые эти "аксиомы-посылки" входят в виде элементов множеств этих аксиом. Например, для случая аксиомы-посылки "Земля круглая" ДЕДУКТИВНЫЕ рассуждения (т.е. от общего к частному) строятся из классических аксиом геометрии, где в логических рассуждениях задействована аксиома-посылка "Земля круглая". Без классических аксиом геометрии из данной одиночной "аксиомы-посылки" никаких логических следствий извлечь не получится. Таким образом, "аксиомы-посылки" возможны только в увязке с другими – непременно классическими аксиомами, где присутствует Всеобщность.

И хотя "аксиомы-посылки" по своей сути аксиомами НЕ являются, тем не менее следует признать, что в некоторых случаях всё-таки их удобно НАЗЫВАТЬ именно "аксиомами" (постулатами, принципами) из-за большого числа важных Дедуктивных следствий, где они выступают в качестве "начальных посылок". И даже несмотря на научную важность таких следствий, подобные "аксиомы" всё равно не могут иметь статуса аксиомы, так как в них от аксиом одно только название, но не суть.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отметим самые важные моменты:

  1. Существует два типа аксиом: а) классические и б) аксиомы-определения.
  2. "Классические Аксиомы" могут быть как "одиночными", так и могут образовывать целые "системы аксиом".
  3. В "системах аксиом" элементы аксиоматических множеств (они же – "начальные понятия") задаются ВНУТРИ содержания самих аксиом, входящих в данную систему.
  4. В "одиночных аксиомах" элементы аксиоматических множеств задаются ВНЕ этих "одиночных аксиом". И здесь самое важное, чтобы эти элементы задавались не Субъективно.
  5. Во всех аксиомах всегда должен присутствовать (или подразумеваться) Квантор всеобщности.
  6. Аксиомы-посылки по своей сути аксиомами не являются.

Большая просьба ко всем:

  • Излагайте свою мысль как можно короче и как можно проще.
  • Вести обсуждение следует только со мной, а НЕ между собой.
  • Ваш аватар в моей теме - обязателен!

Комментарии

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ну и каша же у Вас в голове. 

Какие к чёрту аксиомы-определения? 

Вы понимаете, что аксиоматические теории строятся на положениях (в отличие от гипотетических теорий, которые строятся на предположениях). И эти положения делятся на три группы:

1) определения,

2) аксиомы/постулаты,

3) положения требующие доказательств

Нет никаких таких аксиом-определений и быть не может, для этого существуют положения, которые так и называются: определения.

Ну, а пример Вашей "аксиомы-определения" это очередной шедевр Вашей логики:

Скажем, утверждение "Врач – это человек, который лечит людей."

Вот это круто, т.е. хиропрактики, бабушки-шептуньи, знахари, костоправы всяческие, экстрасенсы, лечащие по фотографиям и заряжающие воду и крЭмы по телевизору это всё врачи, согласно Вашей аксиоме? Серьёзно? 

А куда делись врачи которые не занимаются лечением? Вы что-нибудь слышали о такой врачебной практике, как профилактика? А врачи-диагносты? Это уже не врачи значит, согласно Вашей аксиоме? В отличии от хилера из грязного филиппинского подвала.   

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Какие к чёрту аксиомы-определения?

Я сам был немало удивлён, когда совершенно неожиданно для себя обнаружил, что из обычных "определений" можно вести полноценные ДЕДУКТИВНЫЕ рассуждения (от общего к частному), а значит, их можно использовать в качестве Аксиом для Теорий. Я считаю эту находку вполне значимым научным открытием.

Разумеется, было бы неправильно каждое "определение" какого-либо термина называть "аксиомой". Это может быть оправдано только в тех очень редких случаях, когда на таком "определении" строится целая Теория с огромным числом логических следствий. А так, без особой нужды, "определения" пусть и остаются простыми "определениями".

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

т.е. хиропрактики, бабушки-шептуньи, знахари, ... экстрасенсы, лечащие по фотографиям и заряжающие воду и крЭмы по телевизору - это всё врачи, согласно Вашей аксиоме? Серьёзно?

Вы сделали правильный ДЕДУКТИВНЫЙ вывод. Это и есть самое главное – что определения могут выдавать чёткие однозначные ДЕДУКТИВНЫЕ следствия. А далее, уже сравнивая полученные логические следствия с действительностью, мы можем оценить такое "определение" – соответствует ли оно реальности или нет, - т.е. может ли оно применяться на практике или нет.

А куда делись врачи, которые не занимаются лечением? Вы что-нибудь слышали о такой врачебной практике, как профилактика? А врачи-диагносты? Это уже не врачи значит, согласно Вашей аксиоме?

Верно, согласно моей формулировке, подразумевается, что врачи - только те, кто людей "лечит", - а те, кто лечением НЕ занимается – не являются врачами.

Действительно, предложенное мной определение термина "врач" не является безукоризненно правильным (полностью соответствующим действительности). Но в этом ничего страшного нет, поскольку в наших силах подобрать другое определение термину "врач", логические (дедуктивные) следствия из которого будут соответствовать действительности более точно.

И вообще, надо понимать, что данное "определение-аксиома" термина "врач" было приведено просто в качестве наглядного примера. Очевидно, что данное определение термина "врач" не образует никакой сколько-нибудь значимой для практики Теории, поэтому нет никакого смысла называть данное определение Врачей - "аксиомой".

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Я сам был немало удивлён, когда совершенно неожиданно для себя обнаружил, что из обычных "определений" можно вести полноценные ДЕДУКТИВНЫЕ рассуждения (от общего к частному), а значит, их можно использовать в качестве Аксиом для Теорий. 

Ну, в этом нет особой новости. Например, приходит на ум, как Грассман опроверг естественность натуральных чисел, показав, что они следуют из определений. Напрямую. Но при этом определения остаются определениями. 

Ну и вопрос, конечно, тонкий. В любой теории остаётся довольно много умолчания. Нельзя определить всё. Кое что берётся по умолчанию, как само собою разумеющееся.

Ну, например 8 аксиома Евклида, с которой есть масса проблем:

"Целое больше части."

Он не даёт определение целого, не даёт определение части, как бы, итак понятно о чём речь. Но, если попытаться определить целое и часть, то, возможно, из этого определения эта аксиома будет прямым следствием. Хотя, практика математики и физики иногда эту аксиому опровергает. Да и в других науках бывают чудеса.

Вот эта область умолчания и порождает эффект, который Вы с таким удивлением обнаружили. Что дескать из определения напрямую следуют выводы. Но это можно объяснить тем, что сами определения не являются исходными, а базируются на умолчании. Т.е. истинные определения, скрыты в толще умолчания, а явленные являются уже продолжением некоей цепочки рассуждений. Впрочем, это беда аксиоматических систем по определению, они ведь и вводятся для отсечения возможно бесконечного ряда предварительных положений, путём принятия отдельных положений, как изначальных, в виде определений, аксиом и постулатов. Но полезно понимать, что эти начальные положения, не являются на самом деле абсолютно начальными, под ними всегда есть толща умолчания. 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Позовите сюда принять участие в разговоре Игоря Марковича Старка из форума sciteclibrary.ru. Он большой специалист в этом вопросе и в этом деле:

http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1503059064/0#0

http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1572383491/0#0

http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1511085066/0#0

http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1676297833/0#0

http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1675586387/0#0

 

Попросите тутошнего Ксари через личную почту передать ваше приглашение Старку И. М.  

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Ссылки прочитал.

Игорь Спарк, безусловно, интеллектуал. Было бы интересно с ним подискутировать.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Что такое аксиоматическое множество? Это что за новость .
Врач и Петров - это переменная и константа. При чем здесь аксиома?

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

В моём определении "Врач" - это название "аксиоматического множества", которое состоит из элементов - конкретных людей, которые "лечат людей". Таким образом "Врач" - это вовсе не переменная, а "Петров" вовсе не константа, - а элемент множества "Врачи".

"Аксиома" здесь при том, что такое определение термина "Врач" делает возможным ДЕДУКТИВНЫЙ вывод. Откуда мы узнаём, что "Петров - врач" (является элементом множества "Врачи")? - ДЕДУКТИВНО: из Аксиомы-определения и той "частной посылки", что "Петров лечит людей". Отсюда делам логическое заключение, что Петров - врач (входит в аксиоматическое множество "Врачи").

 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Дмитрий, то, о чем вы говорите, называется понятие. У понятия есть объем. В объем понятия входит множество других более структурированных понятий, которые определяются к нему, как видовые. И константы. В вашем случае врач - это понятие. В объем этого понятия входят переменные терапевт, хирург, лор, окулист, и так далее. Их объем меньше. Объем переменной окулист меньше, чем объем переменной врач. И ещё есть логические константы. Врач Петров - это константа. Такой врач только один во всём свете. Он неделим. Если его делить, получится резня бензопилой. Как то так. Это вообще не про аксиомы. Определение - это не аксиома. В определении раскрывается содержание понятия в его существенных признаках

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Вы с Теорией Множеств знакомы? Знаете, что такое "множество" и "элементы множества"?

Если не знаете, то и говорить дальше не о чем.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Знаком, Дмитрий, знаком )) и даже знаю, кто такой Кантор. А ещё знаю, кто такой Эйлер. И каким образом эти двое связаны с нашей темой. А вы?

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Сейчас только заметил, что у вас нет аватара. Постарайтесь установить его до завтра, иначе наша ветка обсуждений будет удалена.

Наличие аватара при обсуждении в моих темах - обязательно.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Если я поставлю собачку, или мышку, это что то изменит? Ладно, Дмитрий, удаляйте меня. Богу - богово, а котику - котиково.

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Мне ещё долго прикажите вас ждать? Хватит капризничать: разместите на своей аватарке хоть что, хоть "чёрный квадрат Малевича". Всё сойдёт. Создайте свой зрительный образ. Я терпеть не могу общаться с невидимками-приведениями.

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

И ещё есть логические константы. Врач Петров - это константа.

Это всё из области ЛОГИКИ, а не из области "теории множеств".

"Логических констант" в теории множеств не существует.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Зато в логике существует понятие - множество. А математики в теории множеств логику юзают по полной. Но при чем тут аксиомы?

Аватар пользователя В. Ложкин

Спасибо Дмитрий за Ваши Типы аксиом. Они навели на некоторые поправки в мои правила написания аксиоматических теорий. А их у меня 35. Они даны в статье: "Алгоритм...". Опираясь на них я и дам критику Вашим типам аксиом.

1). Правило № 10: аксиомой может стать какое-то одно из взаимно выводимых, эквивалентных, дополнительных или противоположных друг другу понятий. Например, или структура или процесс из своей пары. То есть логика – это не только правила выведения понятий, но и правила подбора их друг к другу. Дополнение такое: Аксиомой м.б. структура (объект или их совокупность), процесс (свойство, функция), связь между ними. А также образы, идеи, - всё, что понимается под бытием (но кроме законов и понятий в виде произведений, делений, таких как плотность, плодовитость). 

2). Правило № 32. Если в тексте теории встречаются слова: «существует», «необхо­димо», «способно», «имеет», то часто в этом случае необходимо ввести очередную аксиому. Это к 3 пункту Ваших классических аксиом. Можно, конечно, в каждую аксиому включать квантор всеобщности, но это излишне. Напр., "Творчество не обходится без счастливого случая, везения" можно переделать как: "В каждом творчестве имеет место случай, везение". В этом примере есть и отрицание, и перечисление. Следовательно, эти ограничения также не существенны.

3). Далее. Нет никаких "одиночных аксиом", есть только система из трёх аксиом в каждой теории. Правило № 23. Всё, что не расписано тройкой аксиом одной теории, переносится в следующую теорию. Правило согласуется с 1-й теоремой К. Гёделя о неполноте: «для любой непротиворечивой системы аксиом существует утверждение, которое в рамках принятой аксиоматической системы не может быть ни доказано, ни опровергнуто» . Такое утверждение нужно принять за очередную аксиому и начать ею новую теорию. 

4). О "вторичных аксиомах". Правило 21. Понятия из предыдущих теорий и наук можно переносить в последующие теории и науки и считать их неопределяемыми понятиями в них. Например, слова «отбор», «выбор» и др. из теорий о неживой природы, строго говоря, могут войти в аксиомы биологии, только если соединятся с какой-то их особенностью. Например, как половой отбор, активный выбор. Но некоторые модусы транзитных понятий можно принять и за аксиомы. Если аксиоматическую теорию дополнить всеми такими «транзитными» понятиями, то она приобретёт свой максимальный размер и законченную, полную форму.

 Правило № 22. Понятия из последующих теорий в тек­сте предыдущих теорий нужно стараться не применять. Это как в игре в математическое домино: пока в игру не вступит дупель, то доми­ношки, в половинке которых есть такое же число, что и в дупеле, в игре участвовать не могут. Правило можно нарушать, если дедуктивные теории дополнять текстом эмпирических знаний, при­мерами, комментариями, цитатами.

А как понять, какие теории предыдущие, а какие последующие. Для этого существуют  их схемы:

            

5). Есть по крайней мере три науки, всеобщие теории которых начинаются с аксиомы № 1, и эта аксиома отделяет один способ движения  материи от другого и даёт первое определение их носителям. Это правило № 3 алгоритма. Например. Жизнь есть процесс создания, нахождения, выбора объектами благоприятных условий и веществ для своего существования, воспроизведения и эволюции. Это есть основная аксиома № 1 всей биологии. Или, по другому: Существуют живые объекты, способные сами изменять окружающие вещества и условия на благоприятные. 

6). А как Вам такое. Правило № 20. Всеобщие теории изучают эволюционирующие системы: неживая, живая природа и человечество, и аксиомы их теорий можно свести к аксиомам их метатеории (или к движущим, сохраняющим и направляющим основам всех процессов).

7). Ну и последнее. Правило № 26. Некоторые правила можно посчитать эпистемологическими логическими аксиомами (постулатами) по построению теорий из онтологических аксиом (аксиом бытия), отражающих реальные и идеальные объекты теории. Эти два вида аксиом часто путают. Например, некоторые постулаты и аксиомы геометрии Эвклида больше похожи на правила построения геометрических фигур и их теорем. Разделение двух видов аксиом сильно упрощает их нахождение. Итак, мы имеем три формы разных аксиом: 1) вводимые нелогически, 2) вводимые логически (правило № 18) и 3) вводимые как логические правила. Правила субъективны, и, как и общественные законы, могут быть произвольными, лишь бы они отвечали запросам практики.

Я создал непротиворечивую систему правил и построил на её основе 44 аксиоматические теории. Возможно, они не все годятся для теорий в математике.

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

АКСИОМОЙ м.б. структура (объект или их совокупность), процесс (свойство, функция), связь между ними. А также образы, идеи, - всё, что понимается под бытием.

Ни структуры, ни процессы, ни связи между ними, равно как и ни образы, и ни идеи, - не могут быть АКСИОМАМИ по той простой причине, что из них невозможно вести ДЕДУКТИВНЫЕ рассуждения.

АКСИОМОЙ может быть только логическое утверждение, отвечающее всем требованиям построения Аксиом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Можно, конечно, в каждую аксиому включать КВАНТОР ВСЕОБЩНОСТИ, но это излишне. Напр.,
(1) "Творчество не обходится без счастливого случая, везения" можно переделать как:
(2) "В КАЖДОМ творчестве имеет место случай, везение". ... Следовательно, эти ограничения также не существенны.

Нет, это ограничение существенно: наличие КВ а аксиомах - обязательно. Тем не менее вы правильно заметили (и я об этом говорил уже неоднократно): КВАНТОРЫ ВСЕОБЩНОСТИ не обязательно должны быть прописаны в Аксиоме явно, – они могут просто подразумеваться, то есть, как в вашем первом примере (1) - присутствовать неявно.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

(1) Жизнь - есть процесс создания, нахождения, выбора объектами благоприятных условий и веществ для своего существования, воспроизведения и эволюции. Это есть основная аксиома № 1 всей биологии. Или, по-другому:
(2) СУЩЕСТВУЮТ живые объекты, способные сами изменять окружающие вещества и условия на благоприятные.

Ваше высказывание (2) - это НЕ АКСИОМА, поскольку не удовлетворяет главному критерию – "аксиоматическое множество" обязательно должно задаваться с использованием НЕ Квантора Существования, а Квантора Всеобщности, чего в вашей формулировке нет. Из такой "аксиомы" невозможно ДЕДУКТИВНО извлечь ни одного логического следствия. Если бы высказывание (2) начиналась со слов "ВСЕ живые объекты способны ..." – то тогда сошло бы за аксиому.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я создал непротиворечивую систему правил и построил на её основе 44 аксиоматические теории. Возможно, они НЕ ВСЕ годятся для теорий в математике.

Все ваши "аксиоматические теории" не годятся не только для теорий в математике – они не годятся ни для чего вообще.

Здесь, на ФШ, регулярно всплывают всевозможные "философские Аксиомы", описывающие мир. Только обычно один автор выдвигает одну свою "супер-аксиому" (по сути – несусветную глупость). После непродолжительных обсуждений все эти "супер-аксиомы" исчезали в забвении. Так сказать, помирали естественным путём.

Не тешьте себя иллюзиями. Все ваши "аксиомы" (правила, аксиоматические теории) ничем не уступают им по своей бестолковости, но зато по количеству предложенных "аксиоматических теорий" вы превзошли местных философов всех вместе взятых, запатентовав за раз сразу "44 аксиоматические теории". Скорее всего ваш рекорд так и останется непобитым. Хотелось бы на это надеяться.

Аватар пользователя В. Ложкин

С Новым Годом форумчане! Вообще, я свои теории пишу с 22 лет, уже как 44 года. За 44 года написал 44 теории, всего в них 104 аксиомы. Из них 14 аксиом главные:

Аксиомы биологии. Римскими цифрами даны аксиомы неживой природы, из которых можно вывести аксиомы жизни и аксиомы разумной жизни (в скобках даны аксиомы антропологии):

I. Необходима способность изменять/-ся/, не разрушаясь.

Первая, основная аксиома № 1: существуют объекты, способные изменять условия среды на благоприятные и изменяться сами. (Существуют разумные существа, способные сами находить новые искусственные приспособления к внешней среде).

2 аксиома: живое имеет фенотип. (Необходимы орудия труда).

5 аксиома: необходима активная наследственная изменчивость.

(Необходима творческая активность, новаторство, культура).

6 аксиома: необходимы движения генов (кроссинговер, половое размножение). (Необходима движущая сила в виде мечты, веры).

II. Необходимо сохранение порядка.

3 аксиома: живое имеет генотип. (Человек обладает речью).

4 аксиома: живое имеет внутреннюю среду. (Человек обладает сознанием, внутренним миром).

III. Необходимы направляющие запреты

и преодолимые препятствия.

7 аксиома: необходимы запреты, ограничивающие свободу движения генов с целью сохранение удачных комбинаций генов в виде репродуктивной изоляции популяций, полового отбора. (Необходимы запреты в виде совести, морали, законов).

Аксиома № 1 единственная во всеобщей теории жизни (ВоТЖ). ВоТЖ занимает 1 период системы. Во всех других теориях – по три аксиомы. 2, 3 и 4 аксиома относится к общей теории живых существ ОТЖС (2-5 компонент и 2 период системы). 5, 6 и 7 главная аксиома – к общей теории эволюции жизни ОТЭЖ (3 и 4 периоды). Есть главные аксиомы и в двух теориях морфогенеза: в общей теории онтогенеза (ОТО) и в общей теории филогенеза (ОТФ) (5 и 6 периоды). Так же распределены теории и в ТА.

Ну это я ещё не говорю о периодических системах структур, процессов и связей в этих науках. Ждать какого-то другого варианта аксиоматизации биологии и антропологии - совершенно бессмысленно. Поскольку всё, что можно систематизировать, уже сделано. Насчёт правил. Они м.б. какими угодно и в любом количестве, лишь бы по ним можно было бы строить логические теории, отвечающие практике. Правила, юридические законы, в отличие от законов природы, субъективны.

Итак, требование содержать КВ для аксиом несущественно, т.к. можно его обойти.

Из аксиомы № 1 о существовании жизни много не выведешь, поскольку биологические термины использовать нельзя, пока они не будут введены через последующие аксиомы.

Можно только вывести то, что живое имеет целесообразное строение и способно к целенапрвленным движениям. Зато, используя введённое слово жизнь, перейти к следующей аксиоме: Живое имеет фенотип.

Ну и потом. Прав тот, кто на практике доказал действенность своих правил. Никто ведь, кроме меня, не дошёл до высшей точки в деле аксиоматизации сразу двух наук. И это ещё не всё. Существует ещё и метатеория для всех моих теорий, к аксиомам которой сводятся (или выводятся) все аксиомы биологии и антропологии. И ещё раз напоминаю, аксиомы можно представить как выводимые из прежних понятий, так и ни из чего ни выводимые, исходя из формулы: а+б=с. В качестве аксиомы можно выбрать (кому как захочется) или б или с. Возможно, в моих теориях и есть противоречия, но их нужно найти и грамотно представить. И, уважаемый Дмитрий, а сколько теорий написано по Вашим правилам? 

С уважением, В. Ложкин

Аватар пользователя В. Ложкин

И ещё. Можно и убрать границы между 17 теориями в биологии и всё их содержимое слить в две общие теории. Аксиомы теорий превратить в теоремы и оставить только 7 аксиом в двух общих теориях в составе всеобщей теории. Это для тех, для кого 46 аксиом в биологии и 58 аксиом в антропологии покажется через-чур много.

Аватар пользователя Дмитрий Бояркин

Итак, требование содержать КВ для аксиом несущественно, т.к. можно его обойти.

Вы ошибаетесь. Если в утверждении не будет КВАНТОРА ВСЕОБЩНОСТИ (КВ) в явном или неявном виде (т.е. подразумеваться), - то такое высказывание уже не может являться Аксиомой, поскольку из его содержимого невозможно будет извлечь ДЕДУКТИВНЫЕ следствия (логические рассуждения от всеобщего к частному).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

... а сколько теорий написано по вашим правилам?

1. По моим правилам "устройства аксиом" разработана Аксиоматическая Теория ПРАВА:

2. Предложил направление к аксиоматизации ОНТОЛОГИИ при помощи метода "Субъект-Объектных Представлений".