Развивая свое философское теоретическое мышление, мы одновременно созидаем и конкретизируем мировоззренческий образ Вселенной. Такое созидание не является личным делом каждого отдельно взятого человека, оно базируется на анализе и интерпретации тех бытийных образов, которые присутствуют в философских концепциях как современных, так и древних философов.
Начну с вопроса, который кому-то может показаться странным: можно ли вполне демократическим голосованием решать, кого из философов следует прославить за его философские взгляды, а кого, наоборот, изгнать, а то и казнить. С одной стороны, в честь софиста Горгия, причем прижизненно, была поставлена золотая статуя. Возможно, это – всего лишь легенда.
Человеческая принадлежность не только к социальной, но и к биологической форме бытия – феномен очень сложный, и часто попытки осмыслить его приводят к серьезным противоречиям и осложнениям. Печальнее всего то, что такие противоречия приводят и к созданию философских систем, за которыми неверие, растерянность, даже если внешне они вызывающе бравурны. Человек страдает – и физически и морально, и через эту боль смотрит на мир.
Известный философ М.К.Мамардашвили, не заметил, как мне кажется, следующего противоречия в своих собственных рассуждениях о преподавании философии в вузах.
«Сознательность представляет собою последнюю и позднейшую ступень развития органического и, следовательно, также и наиболее недоделанное и немощное в нем. Из сознательности происходят бесчисленные промахи, вследствие которых зверь, человек гибнет раньше времени – "сверх рока", как говорит Гомер.
Казалось бы, такой простой и понятный девиз. А задумаешься – и вопросы, вопросы…. М.Хайдеггер об этом высказывании Эпикура пишет так: «Тот факт, что в сравнении с греками мы как раз наоборот переживаем, мыслим и говорим, четко и ясно подтверждается нашим осмыслением известного эпикуровского девиза, который гласит: λάθε βιώσας. Используя "правильный немецкий", мы переводим: "Живи незаметно" (для других). Грек же говорит: "Пребывай сокрытым в том, как ты ведешь свою жизнь".
Вселенная возникает и исчезает. Это - вывод одного очень интересного американского фильма о различных этапах бытия после исходного («большого») взрыва. Мы в этом фильме имеем дело только с материей (материей и энергией – уточняют авторы фильма). Вопрос о происхождении сознания в этом фильме как бы снимается с повестки дня. Впрочем…
Инволюция и эволюция.
Инволюцию я понимаю как свертывание в любой точке мира (в любой монаде) – всего мира. Мир свертывается, как в точке, - и в амебе, и в червяке, и в обезьяне, и в человеке. Но знает об этом только человек. Остальные лишь послушно следуют логосу мира. И тем участвуют в развертывании своей сущности (эйдоса), то есть - участвуют в процессе эволюции. Человек же, поскольку знание несет в себе свободу выбора, часто вместо эволюционного пути избирает себе нечто, кажущееся ему более легким, – путь застоя и деградации.
Интересна высказанная Шеллингом мысль о том, что есть некая критическая точка, и она существует как бы вне времени, в которой характер человека безусловно определяется к злу или к добру. Возможно, что Шеллинг предугадал то, чего современная ему наука еще не знала – факт генетического наследования? Впрочем, факт этот казался людям очевидным и без знания генетики, и они издавна говаривали: весь в отца, такой же злобный и жадный. Или наоборот: такой же доверчивый и добрый.