Бытие понимаемое как путь мнений – что может быть более ошибочным? Однако такое понимание весьма распространено в ученых кругах современных философов. Достать «настоящее» небытие пока ни у кого не получилось. В том числе у восточной философии, где путь знания и путь мнения (по Пармениду) просто перевернуты наоборот.
----------------------------------------------------------------
По сравнению с Парменидом Гегель значительно продвинулся в определении понятия бытия, сначала отождествив его с ничто (и тем самым указав на особый вариант бытия – пустое бытие, лишенное какого-либо содержимого), а затем формально различив то и другое. К сожалению, различие, указанное Гегелем, осталось всего лишь в статусе мнимого, что неоднократно подтверждал сам Гегель и что до сих пор является для многих открытым вопросом.
Начнем немного с другого, с пространства. Физическое пространство вместе со своими объектами несомненно представляет собой единое целое, то есть одно. Именно в таком смысле мы и будем употреблять термин «пространство» далее. Учитывая множественную природу пространства, это "одно" имеет соответствующий набор вероятных, возможных состояний, и ни одно из таких состояний для пространства не является особым. Но реальное физическое пространство имеет особое состояние — актуальное состояние, и оно тоже одно.
Предисловие "переводчика"
Непрерывность мы будем рассматривать в контексте непрерывности обновления настоящего момента бытия. Если бытие непрерывно, то как происходит «движение» настоящего момента. Апория Зенона, в которой Ахиллес не может догнать черепаху по-прежнему требует решения. Непрерывность у Зенона такова, что бесконечно делится, и мы добавим, бесконечно умножается. Но такова только теоретическая непрерывность. В реальности мы имеем дело с непрерывностью целого. Любое целое, взятое само по себе подобно пустоте. Оно не имеет размера. Вмещает в себя и очень большое и очень маленькое.
Как недавно выяснилось, бытие в поэме Парменида – это настоящий момент. Вот так просто. Для кого недавно, для кого – давно. Скажем, перевод издания Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней», том первый от 1994 года так прямо и утверждает в главе о Пармениде: «Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца». Итальянцы не стали ломать голову над тем, «шар» бытие или не «шар».
О чем говорил Парменид? Это многим известно, о бытии. Но что такое бытие? Если мы откроем современную энциклопедию Википедию, то четкой формулировки мы там не найдем. Много мнений и ничего определенного. Бытие – это существование. В лучшем случае – существование всего в целом. Что же такое существование? Это еще один аналогичный квест. В общем слов много, а ясности никакой. Кроме того, заметим, что нам бы хотелось знать, о чем же именно говорил сам Парменид, а не все его потомки. О чем же говорил Парменид?
«О, сколько нам открытий чудных...»
Материалисты говорят о материи как о чем-то вечном, что всегда было и будет, материя онтологически первична и порождает все остальное. Аналогичное утверждает идеализм, говоря об умопостигаемых сущностях. Впервые такую «дихотомию» наиболее ярко описал Парменид, выделив единое умопостигаемое, неизменное бытие и материальный мир постоянно меняющихся вещей. Понятно, что такие миры не могут переходить друг в друга. Пропасть между ними современный философ Михаил Бойко назвал бездной. И это действительно так. Бездна вечности непреодолима.